Сочинение на тему две россии в поэме гоголя мертвые души

13 вариантов

  1. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, он хотел изобразить путь своего героя Чичикова сначала в «аду» (первый том), затем «в чистилище» – второй и «в раю» – третий том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, читатели получили в полном объеме только первый том, в котором показаны отрицательные, стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть «мертвые души» поэмы.
    Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: «Черт знает что такое!». Его мечтательность – это праздность, паразитизм, безволие.
    В образе Коробочки представлен нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится «дубинноголовой» в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
    Ноздрев символизирует иную форму разложения дворянства. Писатель показывает две сущности Ноздрева: сначала он – лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость – это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, – «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».
    Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром его сравнивают с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека и омертвения его души. Завершает галерею «мертвых душ» «прореха на человечестве» Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются, по существу, «мертвыми душами», примыкают и губернские чиновники. Кого же можно назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они здесь? Думается, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне также изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Коры-то, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине.
    Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, – есть люди, составляющие «соль земли». Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси! Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых и Плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

  2. Две России в
    поэме Гоголя “Мертвые души”

    В начале работы
    над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: “Какой огромный, какой
    оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так
    сам Гоголь опредеил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел
    показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни
    России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь
    Чичикова сначала в “аду” – I том “Мертвых душ”, затем
    “в чистилище” – II том “Мертвых душ” и “в раю” –
    III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном
    объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны
    русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы
    современных автору помещиков.
    Это и есть
    “мертвые души” поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей
    моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами
    лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним
    немного, вы воскликнете: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность
    – это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам
    другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она
    вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь
    продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму
    разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала
    он – лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что
    общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и
    поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь
    серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и
    дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- “нагадить
    ближнему, иногда вовсе без всякой причины”. Собакевич сродни Коробочке.
    Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый
    скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен,
    неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь
    подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает
    эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве”
    Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя
    степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
    К галерее
    помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают
    и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и
    есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере
    жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены
    далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит
    всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан – не дурак выпить.
    Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация,
    когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане
    Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых
    автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на
    веку своем? Как перебивались?”
    Но есть на Руси
    хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть
    люди, составляющие “соль земли”. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот
    гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и
    поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки,
    устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед
    птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  3. 3
    Текст добавил: Мысль по Древу

    В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому:
    “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”.
    Так сам Гоголь определил объем своего произведения — вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
    Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в “Аду” — I том “Мертвых душ”, затем в “Чистилище” — II том и в “Раю” — III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.
    Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть “мертвые души”, Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликните: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность — это праздность, паразитизм, безволие.
    В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
    В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель раскрывает нам две сущности Ноздрева: сначала он — лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убедиться, что общительность Ноздрева — безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость —это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия — пустая трата сил в кутежах и дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, “нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины”.
    Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
    Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин — крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются, по существу, “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники.
    Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они?
    Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”
    Но есть на Руси и что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”.
    Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, Плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

  4. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения — вся Русь. И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, он хотел изобразить путь своего героя Чичикова сначала в «аду» (первый том), затем «в чистилище» — второй и «в раю» — третий том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, читатели получили в полном объеме только первый том, в котором показаны отрицательные, стороны русской жизни.
    Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть «мертвые души» поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: «Черт знает что такое!». Его мечтательность — это праздность, паразитизм, безволие.
    В образе Коробочки представлен нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится «дубинноголовой» в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
    Ноздрев символизирует иную форму разложения дворянства. Писатель показывает две сущности Ноздрева: сначала он — лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева — безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость — это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия — пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, — «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».
    Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром его сравнивают с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека и омертвения его души. Завершает галерею «мертвых душ» «прореха на человечестве» Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин — крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются, по существу, «мертвыми душами», примыкают и губернские чиновники. Кого же можно назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они здесь? Думается, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне также изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине.
    Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, — есть люди, составляющие «соль земли». Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси! Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся
    в будущее, в котором не будет Ноздревых и Плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

  5. 5
    Текст добавил: одноклассники

    Сочинение на тему «Две России» в поэме Гоголя “Мертвые души”
    Сам Гоголь определил объём своего произведения “Мёртвые души” – вся Русь. Он так и писал В.А.Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём”. Грандиозен замысел Гоголя: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду” — I том “Мертвых душ”, затем “в чистилище” — II том “Мертвых душ” и “в раю” — III том. Замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показал отрицательные стороны русской жизни.
    Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть “мертвые души” поэмы. Гоголь показал их в порядке возрастающей моральной деградации.
    Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность — это праздность, паразитизм, безволие.
    В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится “дубиноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
    В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он — лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость – это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, — “нагадить ближнему, иногда вовсе безо всякой причины”.
    Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
    Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” – Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Возможно, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства.
    На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”
    Но есть же на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть!
    Ведь если не верить в это, то от этих свиных рыл, пожалуй и с ума сойти можно. Оттого-то и появляется у Гоголя в конце поэмы образ Руси – птицы-тройки, которая мчится в будущее. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа”. Будущее, конечно, будет лучше, но каким?!!
    “Мертвые души” — это “энциклопедия жизни крепостной Руси”. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность”. Что же несут эти дворяне — хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей — выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать “темные стороны” русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все творчество Гоголя. Чернышевский писал: “Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России”.

  6. Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”
    Сам Гоголь определил объём своего произведения “Мёртвые души” – вся Русь. Он так и писал В.А.Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём”. Грандиозен замысел Гоголя: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду” — I том “Мертвых душ”, затем “в чистилище” — II том “Мертвых душ” и “в раю” — III том. Замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показал отрицательные стороны русской жизни.
    Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть “мертвые души” поэмы. Гоголь показал их в порядке возрастающей моральной деградации.
    Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность — это праздность, паразитизм, безволие.
    В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится “дубиноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
    В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он — лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость – это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, — “нагадить ближнему, иногда вовсе безо всякой причины”.
    Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
    Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” – Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Возможно, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства.
    На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”
    Но есть же на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть!
    Ведь если не верить в это, то от этих свиных рыл, пожалуй и с ума сойти можно. Оттого-то и появляется у Гоголя в конце поэмы образ Руси – птицы-тройки, которая мчится в будущее. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа”. Будущее, конечно, будет лучше, но каким?!!
    “Мертвые души” — это “энциклопедия жизни крепостной Руси”. Белинский писал: “Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность”. Что же несут эти дворяне — хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей — выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать “темные стороны” русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все творчество Гоголя. Чернышевский писал: “Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России”.

  7. Простой люд он наделяет такими особенными и свойственными только русскому человеку качествами – естественностью, честностью, чистотой души и помыслов. Давая описание всем персонажам поэмы, Н.В. Гоголь в каждом из них подчеркивает национальность.
    О главном герое Чичикове он пишет такие строки: «Какой же русский не любит быстрой езды». Помещика Собакевича он сравнивает с богатырем. Этот образ хоть и карикатурный, но, все–таки, напоминает нам об истинных могучих богатырях, которые странствуют по Руси–матушке.
    Автор поэмы выбирает сатирическую форму описания героев поэмы – помещиков, которые правили и торжествовали в то время. Сам Гоголь замечает тот факт, что комедийное изображение образов выходит у него намного лучше, чем у остальных писателей того времени. Именно поэтому, Россия в тексте поэмы «Мертвые души» наполнена своенравными, эгоистичными, бездушными героями, которые совершают низкие поступки и совершено не стыдятся этого.
    Название поэмы «Мертвые души» делает ее героев призраками. Критики замечают, что вся жизнь России, русского народа того времени была призрачной и абсурдной. Поэтому, такое название как никогда подходит к внутреннему тексту и смыслу поэмы. Россия – это особый мир для поэта. Он пытается найти в ней множество ответов на свои вопросы. Но, она молчит. Россия – это родной край автора, и, к большому сожалению, он наполнен именно такими героями, с которыми мы встретились в тексте поэмы.

  8. Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:
    Мечтательный Манилов;
    Скупая Коробочка;
    Разгульный Ноздрев;
    Угрюмый Собакевич;
    Алчный Плюшкин.
    Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.
    Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, – все, что он может.
    Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.
    Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.
    Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.
    Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.
    Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

    Любовь к России

  9. На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию “мертвых душ” – помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что “Мертвые души” можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века. В памяти сразу всплывает и другое величайшее произведение русской литературы – “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, являющееся, по выражению Белинского, “энциклопедией русской жизни”.
    Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Как похожи они на помещиков из романа “Евгений Онегин”!
    Вот Манилов. Обходительный, с приятными чертами лица, “но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару”, мечтательный… Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он, как и предсказал Пушкин, вот в такого Манилова?
    Расстался б с музами, женился,
    В деревне, счастлив и рогат,
    Носил бы стеганый халат…
    Коробочка, хозяйственная и суетливая, напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая “солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”…
    Кутилу Ноздрева вполне можно представить в буяновском “картузе с козырьком”, а “превосходного хозяина” Плюшкина сопоставить с “владельцем нищих мужиков” Гвоздиным.
    Подробно, безжалостно описывает Гоголь чиновников города Н., имеющих много общего и с чиновниками в “Ревизоре”. Пушкин в своем романе дает портрет подобного чиновника, отставного советника Флянова, одним штрихом: “Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.
    Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”
    Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”, взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

  10. 10
    Текст добавил: Дружная Весёлая Семья

    Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя.
    В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду”-I том “Мертвых душ”, затем “в чистилище” -II том “Мертвых душ” и “в раю” – III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть “мертвые души” поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность – это праздность, паразитизм, безволие.В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он – лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- “нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины”.Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники.Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.
    ?

  11. Говорят, что “умом Россию не понять”. Действительно, нет человека, который мог бы объяснить это реально существующее отличие России от других государств. Можно лишь создать красочную картину, в полной мере, со всеми тонкостями изображающую русскую жизнь, чтобы в будущем кто-то, опираясь на эти факты, смог установить причину этой самобытности. Такая картина должна охватывать всю русскую землю целиком, и под силу она лишь мастеру.
    Н.В. Гоголь, работая над поэмой “Мертвые души”, в которой он собирался осуществить эту идею, в 1835 г. писал о своем произведении Жуковскому: “Вся Русь явится в нем”. Если считать, что Россия – помещики, крестьяне, чиновники, военные, то Гоголю удался этот замысел, ведь в поэме присутствуют персонажи, принадлежащие ко всем перечисленным классам. При таком объеме изображаемого Гоголь сумел также сделать “Мертвые души” (рассматривая I том и уцелевшую часть IIго) единым, целостным произведением. Однако он изображает Россию с нескольких позиций. Во-первых, он писал не водевиль, где автора развивает лишь какую-нибудь любовную интригу, а серьезное, проблемное произведение, и потому внимательный читатель видит здесь две России: “плохую” и “хорошую”. Во-вторых, поэма является как бы синтезом общего портрета русских людей и мелких деталей, создающих его, без которых сам портрет не был бы так ярок.
    Говоря о “хорошей” и “плохой” России, стоит отметить, что Гоголь взял на себя миссию пророка: выявить зло и указать путь, ведущий к его ликвидации. Он задумывал “Мертвые души” как трехчастное произведение, по принципу “Божественной комедии” Данте: ад – чистилище – рай. Герой должен был послужить средством для раскрытия этого самого “зла” (сам будучи частью его) в I томе, во II томе, вероятно, читатель увидел бы идеальный для Гоголя мир. Этому не суждено было случиться. Правда, хотя III том так и не был написан, а II сожжен самим автором (из чего можно уже судить, что он не удался), в I томе – действительно то, что и хотел показать Гоголь: “зло”, или пороки, во всей “красе” и со всеми разновидностями – чиновничьи, помещичьи, крестьянские и стоящая особняком так называемая “чичиковщина”.
    Манилов стоит первым в “галерее помещиков”, с которой начинается обличение пороков, но это не значит, что он лучший в этой “галерее”, где все расположены по мере возрастания пошлости, как считают некоторые критики. В отличие от остальных, Манилов не имеет “задора” (по выражению Гоголя), то есть того острого угла, задев за который можно вызвать его на спор, “оживить”. Он – что-то плоское, размытое, непонятное (потому что и понимать-то нечего), с некоторыми порывами походить на других (книга, вечно заложенная на пожелтевшей 14ой странице, вероятно, говорит о попытке казаться образованным человеком), и при всем этом совершенно не занимается своим хозяйством.
    Следующая за ним в поэме Коробочка, напротив, вся в хлопотах; она настолько “срослась” с деревней, что стала похожа на курицу и переняла традиционную крестьянскую тупость (за что и получила от рассерженного Чичикова определение “дубинноголовая”). Она скупа и недоверчива, ей кажется, что все вокруг только и ждут, чтобы ее обмануть.
    В отличие от Коробочки, Ноздрев, к которому Чичиков заезжает после, сам готов мошенничать всегда и везде, он лжет и играет без меры, как говорится, человек без царя в голове. Его желание “надуть” отличается от такого же желания Собакевича тем, что он делает это без видимой на то причины, просто из азарта, тогда как расчетливый Собакевич заботится о своей выгоде.
    Замыкает “галерею” Плюшкин, являющий собой пример того, до какой “ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек”. Его болезненная скупость привела к тому, что среди своих “богатств” – грязного, рваного тряпья, барахла – он сам стал “прорехой на человечестве”.
    Всех помещиков (за исключением, наверное, Манилова, который счастлив при любых условиях, и Ноздрева, наплевательски относящегося ко всему) объединяет страсть к накопительству, также она роднит их с городскими чиновниками, ради денег готовыми практически на все: взятки, злоупотребление служебным положением, казнокрадство – все приемлемо и привычно для них. Та же цель и у Чичикова, только добивается он ее более изощренным способом; имея “нежное расположение к подлости”, он выдумывает аферу с покупкой умерших крестьян.
    Такая объемность “Мертвых душ”, самих образов, совмещающих в себе черты, которые каждый может с легкостью обнаружить у себя, объясняется принципом гоголевского творчества: он стремился “собрать в одном все” и, взглянув на это свысока, “за одним разом посмеяться над всем”.
    Смех смехом, но среди всего этого мракобесия необходимо что-то светлое, и поэтому Гоголь в поэме указывает два возможных пути развития России: мир пошлости, представленный в “Мертвых душах” в лице помещиков, или сменится миром подлости, расчета, где правят чичиковы, или Россия станет такой, какой мечтал ее видеть Гоголь, сравнивший ее с “птицей-тройкой” и описавший людей, которые будут жить в этом новом, прекрасном, но утопичном государстве. Таковы, например, крестьяне, но не те, которые “реально существуют” в поэме, – лентяи, пьяницы, мошенники или непроходимые тупицы, а те, что присутствуют лишь в лирических отступлениях автора, когда тот размышляет о смекалке, богатырской узами, меткости слова настоящего русского мужика или рассуждает (устами Чичикова) о судьбах умерших крестьян, полученных героем от Собакевича и Коробочки. Это так называемые “живые” души, к ним можно причислить и некоторых персонажей II-го тома. Хотя образы Констанжогло и Муразова принято считать неудачей, заблуждением Гоголя, они все же были рождены желанием автора найти, создать образ “хорошего” помещика, заботящегося о благе своих крестьян, и купца, нажившего миллионное состояние честным трудом. Положительные стороны Гоголь намечает во II-ом томе и у Чичикова: во-первых, герой раскаивается в своих деяниях, обещает встать на правильный путь; во-вторых, “если бы с этакой волей и настойчивостью да на доброе дело” (слова Муразова о Чичикове), сколько замечательных дел могло бы свершиться! Такое мнение о том, что неверно было выбрано направление деятельности, а также трагически сложились обстоятельства, у Гоголя практически о каждом персонаже. Всех помещиков I-ого тома (кроме Плюшкина) читатель застает такими, какими они, вероятно, были всегда (поскольку их биографии неизвестны), но и они обладают качествами, достойными уважения: у Манилова добрый нрав, Коробочка бережлива, Собакевич – человек, чьему умению вести хозяйство можно позавидовать; к Плюшкину же до его превращения в “прореху на человечестве” соседи ездили “поучиться мудрой скупости”.
    Обо всех качествах персонажей можно судить не столько со слов автора, сколько анализируя детали, используемые им в описании этих персонажей. Это вторая позиция, с которой, как уже говорилось, Гоголь рассматривает Россию. Воображение создает из этих мелких, на первый взгляд, деталей целостный облик России, именно из них, этих “мелочей”, как атомов, построена поэма.
    Этот жанр утвердился не сразу. Гоголь, видя нетрадиционной создаваемого им, долго не мог определиться, и вначале “Мертвые души” даже назывались романом, но впоследствии автор пришел к выводу, что рамки романа слишком узки для его замысла, он отражает лишь какое-то “замечательное происшествие в жизни” и основное внимание сосредоточено на герое. Так “Мертвые души” стали поэмой, правда, не в привычном понимании поэмы как эпического жанра, где повествуется о поворотных событиях истории. Поэма у Гоголя передает национальный дух русского народа, и потому этот жанр подходит для того, чтобы в нем было написано произведение, идея которого – охватить в полной мере все стороны России.

  12. Две России в поэме Гоголя «Мертвыедуши» Две России в поэме Гоголя «Мертвые души».«Мертвые» и «живые» души в поэмеГоголя. В начале работы над поэмой Н. В.Гоголь писалВ. А.Жуковскому: «Какой огромный, какойоригинальный сюжет! Какая разнообразнаякуча!
    Вся Русь явится в нем». Так самГоголь определил объем своего произведения вся Русь. И писатель сумел показать во всемобъеме как отрицательные, так иположительные стороны жизни России тойэпохи. Замысел Гоголя был грандиозен:подобно Данте, изобразить путьЧичикова сначала в «аду»I том «Мертвыхдуш», затем «в чистилище» II том «Мертвыхдуш» и «в раю» — III том. Но этот замыселне был осуществлен до конца, до читателя вполном объеме дошел только I том, в которомГоголь показывает отрицательные сторонырусской жизни. Наиболее широко на страницах поэмыпредставлены образы современных авторупомещиков.
    Это и есть «мертвые души»поэмы. Гоголь показывает их в порядкевозрастающей моральной деградации. Сначалаэто Манилов, обходительный, с приятнымичертами лица; мечтательный человек. Но этотолько на первый взгляд. Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете: «Черт знает, чтотакое!
    » Его мечтательность — этопраздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другойтип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдругстановится «дубинноголовой» в сценепродажи мертвых душ, боясь продешевить. Этотип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную формуразложения дворянства. Писатель показываетнам две сущности Ноздрева: сначала он — лицооткрытое, удалое, прямое.
    Но потомприходится убеждаться, что общительностьНоздрева — безразличное панибратство скаждый встречным и поперечным, его живость этонеспособность сосредоточиться на какомнибудьсерьезном предмете или деле, его энергия — пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самогописателя, «нагадить ближнему, иногдавовсе без всякой причины». Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель.
    Только в отличие от Коробочкиэто умный и хитрый скопидом. Ему удаетсяобмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравниваетсяс животным (медведем). Этим Гогольподчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
    Завершает этугалерею «мертвых душ» «прореха начеловечестве» Плюшкин. Это вечный вклассической литературе образ скупого. Плюшкин — крайняя степень экономического, социального и морального распадачеловеческой личности.
    К галерее помещиков, которые являются посуществу «мертвыми душами», примыкаюти губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми впоэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь несобирался противопоставлять удушливойатмосфере жизни чиновников и помещиковжизнь крестьянства. На страницах поэмыкрестьяне изображены далеко не в розовыхкрасках.
    Лакей Петрушка спит не раздеваясьи «носит всегда с собой какойтоособенный запах». Кучер Селифан — не дураквыпить. Но именно для крестьян у Гоголянаходятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре НеумывайКорыто, Иване Колесо,.Степане Пробке, оборотистоммужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, осудьбе которых автор задумался и задалсявопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?
    Как перебивались?» Но есть на Руси хоть чтото светлое, неподдающееся коррозии ни при какихобстоятельствах, есть люди, составляющие«соль земли». Взялся же откудато самГоголь, этот гений сатиры и певец красотыРуси?
    Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, ипоэтому в конце поэмы появляетсяхудожественный образ Руситройки, устремившейся в будущее, в котором не будетноздревых, плюшкиных.
    Мчится вперед птицатройка.«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Недает ответа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *