Сочинение на тему проблема взаимоотношений поколений

8 вариантов

  1. Содержание:

    Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. Цыбулько 2018. № 7. (ЕГЭ по русскому)
    Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
    Ещё один сайт на WordPress
    Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ
    Взаимопонимание поколений (сочинение)
    Проблема конфликтов поколений
    Проблема взаимоотношений поколений и пути её решения
    Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов
    Семья как источник непонимания
    Как найти доверие и взаимопонимание
    511. Конфликт поколений как общественная проблема

    Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. Цыбулько 2018. № 7. (ЕГЭ по русскому)

    На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Крапивина.
    Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.
    Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.
    Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.
    Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок.
    Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.
    Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие.
    Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.
    Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.
    Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.
    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
    http://www.kritika24.ru

    Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

    Ещё один сайт на WordPress

    Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

    Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.

    Взаимопонимание поколений (сочинение)

    Автор: Свободная тема
    Произведение: Сочинение на тему «Взаимопонимание поколений»
    Это сочинение списано 157 443 раз
    Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.
    Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.
    Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами идей века минувшего.
    В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров. Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров — нигилист. Он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом. Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя душевно и нравственно.
    Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше, старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ. Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.
    resoch.ru

    Проблема конфликтов поколений

    Проблема взаимоотношений между представителями различных поколений не нова. Поскольку в жизни каждого человека возникали ситуации, когда отсутствует взаимопонимание с близкими людьми старших или младших поколений, появляется несогласие и даже агрессия.
    Со сменой поколений меняются методы воспитания, ценности, отношение к людям и материальным объектам. На современном этапе развития нашего общества эта проблема является глобальной и в ней можно выделить ряд аспектов: различия в образе жизни молодых и пожилых людей, превалирование материальных ценностей над духовными для молодого поколения и наоборот для старшего поколения, минимальное привлечение людей пожилого возраста в социальную и культурную жизнь современного общества. Еще одной проблемой, на почве которой может возникнуть конфликт поколений, является материальная нестабильность и неуверенность молодых людей.
    Из-за отсутствия работы, молодые люди не могут купить или снять жилье. А проживание на одной небольшой жилплощади людей разных поколений не всегда способствует формированию счастливой семьи, а зачастую даже наоборот – вносит конфликтные ситуации в жизнь семьи. Ведь люди разных поколений видят свою жизнь по-разному, всячески пытаются отстоять свою точку зрения и даже переубедить других в своем решении.
    Хотя оно могло быть правильным десять или сорок лет назад, а в современном мире оно уже неактуально. Очень часто конфликтные ситуации между людьми различных поколений в семье возникают в период принятия каких-либо сложных решений – выбор учебного заведения (в большей мере это касается высшего учебного заведения), выбор друзей для ребенка, подростка (родители часто пытаются навязать “правильных” друзей), выбор спутника жизни, работы, места проживания.
    Я считаю, что всегда нужно помнить, что конфликт будет решен, а след от неудачно выбранной фразы останется. И если человек пытается как-то повлиять на ваш выбор или жизнь в целом, значит, вы ему не безразличны. Поэтому нужно любить, понимать, уважать своих близких.
    school-essay.ru

    Проблема взаимоотношений поколений и пути её решения

    Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?
    Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

    Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

    Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.
    Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.
    Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.
    Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

    Семья как источник непонимания

    Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности. Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

    Как найти доверие и взаимопонимание

    Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.
    Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.
    ponchikov.net

    511. Конфликт поколений как общественная проблема

    Автор: Guru · Опубликовано 11.12.2017 · Обновлено 12.12.2017
    (351 слово) Психология взаимоотношений поколений часто бывает очень сложна и противоречива. Более того, эти взаимоотношения обычно бывают конфликтными в силу недопонимания и различия во взглядах на мир «отцов» и «детей». Это проблема, которая волновала писателей разных эпох, поэтому во многих произведениях русской литературы мы можем ее увидеть. В силу своей важности она давно приобрела статус «общественной», то есть касающейся всех нас.
    Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» «отцами» являются братья Кирсановы (особенно мы обращаем внимание на Павла Петровича как на главного антагониста главному герою), а представителями «детей» — нигилист Евгений Базаров и его друг Аркадий. «Отцы» — консерваторы, они мыслят «по старинке». Писатель показывает, что их система уже изжила свое и требует изменений. Но в противопоставление «отцам» он ставит не кого-то, а именно нигилиста, чья позиция так же не состоятельна до конца: «все разрушить», чтобы «построить» — такой шаг автор не принимает. В целом, Тургенев находится где-то между своими героями, сочувствуя обоим. Конфликт в романе решается просто: Базаров ничего не добивается своими спорами с Кирсановым, они не понимают друг друга. В конце концов, Евгений умирает, так ничего и не сделав, а автор будто хочет сказать: «Время «детей» еще не пришло».
    В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы так же видим столкновение разных поколений. Здесь перед нами конфликт молодого Чацкого и консервативного Фамусова. Александр, набравшись опыта за границей, хочет видеть и Россию прогрессирующей. Однако вернувшись в Москву, он понимает, что «дома новы, а предрассудки стары»: на Родине ничего не меняется, в обществе господствуют чинопочитание и взяточничество. Фамусов, как представитель «старой» Москвы, вынужденно старается навязать Чацкому свое мнение, рассказывает о Кузьме Петровиче и других своих знакомых, которые добились состоятельности бесчестным путем. Отцы и дети не понимают друг друга, они мыслят слишком по-разному. Как и в романе Тургенева, здесь время прогрессивной молодежи еще не пришло, и Чацкий удаляется в неизвестность, поняв, что ему в доме Фамусова не место.
    Нужно сказать, что в обоих произведениях конфликт поколений неразрешим. Каждое из них ассоциируется с определенным этапом в развитии общества, и каждому – свое время. Консервативность очень крепко держится в сознании людей, поэтому новые идеи всегда вынуждены мучительно ждать своего часа, как того должны были ждать и Базаров, и Чацкий.
    literaguru.ru

  2. Проблема «отцов» и «детей» существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах — все это приводит к конфликтам.
    Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Проблема «отцов» и детей» остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
    Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
    В трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» также затрагивается проблема «отцов» и «детей» Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со… временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах «Классы», «Наталья Савишна».
    Проблема «отцов» и «детей» так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе «Телеграмма». Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя — главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет — вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
    Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме «отцов» и «детей». Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители — это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

  3. Как вызвать к себе уважение младшего поколения? Как добиться того, чтобы подросток прислушался к советам старших, понял их добрые намерения, согласился с ними? Такие вопросы ставит в своем тексте замечательный писа­тель Фазиль Искандер.
    Действительно, проблема взаимопонимания поколений весьма актуальна. Не всегда старшие и младшие находят общий язык. Автор показывает нам пример того, как отец, понимая, что что-то упустил в воспитании своего сына, пы­тается исправить ситуацию не нравоучениями, а собствен­ным примером. Герой рассказа, известный ученый, озабочен тем, что его сын ничего не читает. Сам-то он читал запоем, и книги во многом помогли ему стать тем, кем он стал: фи- зиком-ядерщиком, лауреатом многих премий, уважаемым человеком. Автор подчеркивает, как переживает отец из-за того, что сын увлечен спортом, а книги его не интересуют. Отец понимает, что должен завоевать авторитет сына, а по­скольку для того главное — спорт, то он должен переиграть его хотя бы в бадминтон. Искандер и иронично, и в то же время драматично показывает игру отца и сына. Отцу ше­стьдесят пять. Он идет на огромный риск, он может полу­чить инфаркт, он задыхается, но не сдается. И он выигры­вает! Сын проникается уважением к отцу и выполняет его просьбу — два часа чтения. Можно только восхищаться на­стойчивостью и мужеством этого человека, понимающего, что просто словами уважения не заслужить.
    Искандер считает, что старшее поколение должно идти навстречу молодым, делать все для достижения взаимопо­нимания и уважения, как это делает герой рассказа.
    Я полностью согласна с мнением писателя: одними сло­вами, без личного примера подростка не воспитаешь.
    Примером сложных взаимоотношений отца и сына мо­жет служить великолепная повесть В. Короленко «В дурном обществе». Отец мальчика, честный и неподкупный судья, пользуется огромным уважением в среде бедняков, но со своим сыном не может найти общего языка: недавно умерла его жена, и он не может оправиться от этой потери. А сын слишком напоминает умершую. Потребовалось множество драматических событий, чтобы отец понял: его сын не про­пащий бездельник, а добрый, умеющий сострадать людям, деятельно помогающий своим друзьям человек.
    Еще одним примером непростых отношений между взрослыми и детьми является потрясающий рассказ В. Распутина «Уроки французского». Учительница хочет по­мочь голодающему мальчишке, но он из гордости отверга­ет все ее попытки. Он готов умереть с голоду, но не хочет принимать ничего от чужих людей. Тогда учительница идет на хитрость: она играет с ним в игру на деньги, и он постоянно выигрывает. Случайно об этом узнает директор, и учительница вынуждена уехать. Только став взрослым, герой рассказа понимает, как много она для него сделала: спасла от голода, дала возможность учиться, пожертвовав собой.
    Эти замечательные произведения помогают нам разо­браться в сложных, запутанных отношениях поколений, показывают, как мудрость взрослых помогает юности. И есть надежда, что те молодые люди, к которым так отне­слись взрослые, продолжат эстафету доброты, сочувствия и деятельной помощи.
    Текст
    (1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, извест­ного физика-ядерщика, лауреата нескольких международ­ных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, са­мый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!
    (4)0н сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания мно­гих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (б)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же все время читать ему вслух. (Георгия Андрее­вича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике ка­ким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (Ю)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чте­нии. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до фи­зики. (12)Книга была первична.
    (13)Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14)Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым спо­собом увильнуть от постылой обязанности.
    (15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, ника­ким авторитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?
    (19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)0н должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бадминтон.
    (22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
    — (23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
    — (24)Ты у меня выиграешь… — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!
    — (26)Но ты согласен на условия?
    — (27)Конечно!
    (28)Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
    (29)То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (ЗО)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.
    (31)Если бы Пушкин прожил еще хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой (32)Удар!
    (ЗЗ)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мир­ному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!
    (Зб)Задыхаюсь! (37)3адыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39)Удар!
    (40)Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоми­нается у Пушкина в «Кавказском пленнике»… (41)Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил… (42)Удар!
    (43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспи­ра… (45)Удар!
    (46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности от­ца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперед. (47)Но при счете десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
    (48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)0н дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51)Однако сын по­рядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шел к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как буд­то удар этот был последним и самым решительным.
    (55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.
    — (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.
    (57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта пере­дышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.
    (60)0тец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто вы­играть у отца, а вытолкнуть его из жизни.
    (63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, насту­пив на шнурок незавязанного кеда.
    (64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.
    (65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением…
    (66) После обеда мальчик послушно пошел читать в свою комнату…
    (По Ф. Искандеру)

  4. Министерство образования и науки Российской Федерации
    ФГАОУП ВПО «Сибирский федеральный университет»
    Гуманитарный институт
    Эссе
    «Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие»
    Выполнил
    Тесля Андрей
    ИИ12-05БИ
    конфликт авторитет самостоятельность младший
    Красноярск 2013г.
    Проблема, поставленная в теме сочинения, существует, наверное, столько, сколько и существует само человечество. Её можно рассматривать в нескольких ключах: конфликт отцов и детей или же вообще взаимоотношения между тремя поколениями.
    Итак, откуда же вообще берётся этот конфликт? Скорее всего, ключевая проблема кроется во взаимном неприятии нового и старого. И, что придаёт драматизма этому моменту, на первых порах новое всегда этому самому старому будет уступать в силу отсутствия опыта или же любы других причин. Дети всегда имеют меньше опыта и многих других интересных качеств, приобретаемых людьми в процессе жизни, нежели их родители – в этом их слабость. Но у них свежее, не столь засорённое мышление, новый (относительно) взгляд на мир – и в этом преимущество. Однако, всё это не является полной картиной. Нежелание принимать и понимать ценности и потребности других людей – один из углов краеугольного камня этой проблемы. Люди очень эгоистичны по своей природе и проблемы, пусть даже совсем близких людей, могут остаться без желания их понять. Порой это ведёт к весьма грубым конфликтам с применениями силы. Можно найти бессчётно число тому примеров в истории. Вернёмся в начала прошлого века: царская власть рода Романовых, существовавшая уже столетиями и не желавшая ничего особенно менять, не стремилась учитывать интересы людей с современными взглядами, не обращала внимания и на то, что хоть и очень-очень медленно, но верно в стране шёл процесс индустриализации и число рабочих, по-прежнему крайне бесправных, неуклонно росло. И вот старая власть не выдержала проверки, и её место заняли уже новые, совсем иначе мыслящие люди. Можно и не ходить так далеко за примерами и посмотреть на внутрисемейные отношения. Наибольшее число конфликтов при воспитании наблюдается как правило в подростковом возрасте, когда дети уже начинают взрослеть, самоопределяться, тяготеть к свободе всё более и более, но часто нависающий родительский авторитет портит им все карты. И, увы, многие родители абсолютно не собираются понимать своих детей, полагая, что могут сколь угодно долго распоряжаться за них. Вот и конфликт. И вот годам к 13-15 начинаются частые скандалы, крики, уходы из дома и многие тому подобные бесполезные и жестокие деструктивные вещи, которые я на самом деле наблюдал среди своих знакомых и друзей. В данном случае, как мне кажется, следует сложить большую часть ответственности на родителей, ибо они, как более мудрые, должны понимать, что давно пора сменить воспитательный курс с детского на подростковый (внезапно захотелось оговориться, что тотальный контроль неприемлем и в детстве и что учить самостоятельности стоит с пелёнок, чтобы потом избежать взрывообразных проблем, но это относится к теме эссе немного в меньшей степени). И, как было замечено мной, эта проблема мало связана с полом детей и родителей. Матери не меньше отцов могут проявлять деспотизм и строгость в воспитании, какой-то магической силой убеждаемые в непоколебимой правильности своих суждений, даже если их действия приводят лишь к постоянным ссорам и скандалам. Возможно, возникновение этой магической силы можно найти в глубине веков, когда возраст был непоколебимым авторитетом, и слово старших являлось законом. Но мир изменился, сильно изменился, и в нашем «открытом демократическом обществе» такие пережитки приводят лишь к проблемам, зато всё ещё имеют место на востоке, осуществляясь без проблем (видимо стоит искать корни этого в гораздо более глубокой деспотичной традиции этой части земли). Другая часть конфликта, пока всё же меньше знакомая мне – это социальная его составляющая, конфликт старого и нового поколений в обществе. Во времени он принимал различные формы, а сейчас, на мой взгляд, наиболее остро выражается в пренебрежительном отношении к старикам. В нашем обществе пенсионный возраст является как будто бы конечной чертой, после которой только и остаётся, что «отползать на кладбище». И подавляющие большинство уже давно приняло эту точку зрения. Но есть в этой системе и куда более вопиющие моменты. Например, негласный отказ принимать в больнице людей старше 70 лет (ещё одна черта ближе к могиле). Есть ещё «люди», которые рассматривают своих стариков лишь как хозяев недвижимости или любого другого ценного имущества и только и думают: «когда же чёрт возьмёт тебя!», порой даже способствуя ему в этом. А ведь они живут в одном с нами социуме, люди, которые ждут, чтобы поскорее умерли их родители! Эта тенденция без оглядки на будущее и, хотя бы уж, на человечность. Потом, может быть, и их дети точно так же обойдутся с ними. Провал. Такое общество рано или поздно обречено.
    Но, дабы слишком не сгущать краски, можно перейти от конфликта к взаимодействию. Проще всего в данном случае, но явно не интересней, когда взаимодействие происходит через призму подчинения, подчинения нового старому. Если оно добровольно (выходит из традиций), то конфликта как будто и не возникает.
    Но при таком консервативном подходе всё новаторство идёт на второй план и темпы положительных изменений сильно замедленны – скрытый конфликт. К тому же рано или поздно традиции рушатся, и тогда это приведёт к открытому столкновению интересов, о чём уже говорилось.
    Есть и другой путь выхода к взаимодействию: добровольное признание старших на самостоятельность младших при сохранении уважения вторых к авторитету первых (отсутствие монопольного права на принятие решений со стороны старших). Так, я считаю, и должно выглядеть подлинное взаимодействие поколений. Старшее должно не контролировать, а только помогать в принятии решений, тем самым формируя самостоятельность. Не навязывать, но указывать на истину. Всё равно все люди склонны ошибаться, так зачем множить это свойство на 2? В таком подходе остаётся возможность для принятия прошлым поколением позитивных идей нового для более успешной интеграции в постоянно меняющимся мире. Наиболее ясно я могу увидеть применение подобного подхода в семейных отношениях, имея даже пару жизненных примеров, в том числе и свой собственный.
    Мой отец не навязывал мне своё мнение, практически всегда оставляя возможность принимать самостоятельные решения и самому понимать результаты своих действий.
    В то же время всегда имелась возможность обратиться за советом, если не хватало опыта и смелости для принятия решений самостоятельно. Как результат: нивелирование этого самого межпоколенческого конфликта в семье, наличие постоянной возможности для взаимодействия и принятие коллективных решений, наиболее устраивающих всех сразу. Возможно поэтому мне было несколько дико, хоть и по-своему интересно наблюдать за своими сверстниками, которые никаким образом не могли найти со своими родителями общего языка, ругались, кричали, уходили из дома. Никак тогда не мог понять, чем лучше кричать сутками друг на друга, чем просто сесть и поговорить.
    В обществе такая модель также могла бы быть применима во всех его институтах. Не нужно сталкивать лоб в лоб новое со старым, нужно искать, постоянно искать возможности для диалога. Иначе скапливающаяся энергия легко может привести к конфликтам и даже взрывам.
    Итак: общество, поколения, противоречия, взаимодействия. Пока существует время, всегда что-то будет стареть, и что-то будет появляться. И очень часто новое отрицает старое, ставит его под сомнение, а старое не видит никакого смысла в новом. Пусть и возможны диалоги, принятие, понимание и многие другие позитивные вещи, но в современном ключе цивилизации этот конфликт, как мне кажется, до конца неистребим. Мы можем заглушать его, притуплять, даже устранять во многих и многих конкретных случая, но пока есть чёрное и белое, плюс и минус, взаимоисключающие друг друга, поставить мирную точку в этом вопросе будет невозможно.

  5. Жизнь вместе с родителями плюсы и минусы (квартирный
    вопрос)
    Когда молодые выбирают партнера для жизни, мало кто
    задумывается о том, что вместе с любимым осуществляется выбор его семьи и
    родственников. Это становится явным чуть позже, когда приходится жить не только
    с тем, кого любишь, а еще с теми, кого, мягко говоря, совсем не знаешь.
    Много разных анекдотов, сатиры на тему тещи и свекрови.
    Возможно, многие из нас таким образом пытаются смягчить остроту чувств в этой
    непростой теме и перевести ее из разряда проблемы в юмор. Так легче с этим
    справится, а если серьезно то почти треть пар расходится по причине того, что
    сложно ужиться с мамой, папой любимого(ой).
    Особенно усложняются отношения молодой пары, если она
    живет на территории родителей. Тогда в привычный уклад уже сложившейся семьи
    вносится много перемен, которые влекут за собой смену ролей, перестройки образа
    жизни для молодых и для их родителей. Для того чтобы все встало на свои места
    нужно время, терпение и умение договариваться. Но чаще всего именно этого не
    хватает.
    Что важно учитывать при построении отношений с близкими
    любимых?
    1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ. Родителей не выбирают. Часто бывает
    непросто в отношениях со своими мамой и папой, не говоря уже о чужих. Родителей
    можно только принять, строить с ними отношения, а переделывать нереально.
    2. ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ. Конфликты отцов и детей,
    конфликты поколений это естественный процесс эволюции. И здесь очень важно
    осознавать свои убеждения и уважать ценности старшего поколения, ведь именно на
    них нас воспитывали.
    3. ГРАНИЦЫ. Хаос и конфликты чаще случаются там, где нет
    разделения территории и ответственности. Особенно в нашей стране, где вместе
    могут жить несколько поколений, а взрослые дети часто бывают очень зависимы от
    своих родителей. Молодой паре необходимо очень быстро взрослеть и приобретать самостоятельность,
    формировать свою историю, ритуалы, а не растворяться в родительской семье.
    4. КОНКУРЕНЦИЯ. Первая любовь мальчика это мама,
    взаимозависимость может длиться долго и тогда он «маменькин сыночек». Взрослея,
    сын удаляется от мамы и отдает свою любовь уже другой женщине, своей
    избраннице. И тогда наступает очень сложный период для всех, как разделить
    объект любви, чтобы всем хватило внимания.
    Для многих мам уход сына переживается очень трудно,
    особенно если он единственный, она чувствует себя ненужной и одинокой. Начинает
    искать изъяны в его пассии, вместо поисков новых смыслов и построения своей
    жизни без него.
    Похожая ситуация складывается когда отец ведет свою дочку
    к алтарю и передает свою любимицу другому молодому мужчине. Ему может казаться,
    что этот выбор недостоин дочери, что никто не сможет заботиться и любить его
    дочь как он.
    5. ВЗАИМОПОДДЕРЖКА. В каждом поколении, человеке,
    ситуации есть свои ресурсы и недостатки. Не бывает только хорошего или плохого.
    В возрасте всегда есть опыт и мудрость, знания и навыки. В молодости – задор,
    активность, сила. Этими возможностями можно делиться, они объединяют разные
    поколения и дают чувство общности.
    6. ОБЩЕНИЕ. Чем больше людей живут вместе, тем сложнее
    выстраивать контакты. Некоторые члены семьи теряют свои семейные роли,
    уединяются, отгораживаются и перестают взаимодействовать с другими. Иногда
    начинается передача своих посланий и мыслей через кого-то другого. В этих
    случаях необходим прямой диалог с каждым членом большой семьи.
    Но не секрет, что иногда все складывается как нельзя
    лучше, тещи и свекрови, тести и свекры занимают очень важную позицию в жизни
    молодых и становятся поистине родными людьми, а иногда и заменяют собственных
    родных. Необходима мудрость и выдержка, чтобы построить свою семью и сохранить
    теплые отношения между собой, со своими близкими, и с родителями партнера.
    Стать по-настоящему взрослым, свободным человеком можно, лишь поняв, что
    идеальных родителей и отношений в мире не существует.
    Проблема переоценки ценностей
    Современный период развития российского общества
    характеризуется все более нарастающим процессом осознания необходимости
    активизации гражданско-патриотического воспитания. Наиболее актуальна данная
    проблема для молодежных групп, находящихся в возрастном периоде активной
    социализации. Среди факторов, влияющих на формирование гражданственности и
    патриотизма, важное место занимает отношение к историческому прошлому
    государства.
    Проведенное исследование показало, что из исторических
    событий, вызывающих наибольшую гордость у современной молодежи, прежде всего,
    выделяются, те, которые связаны с военными успехами русского воинства,
    проявлением героизма и боевого духа народов России. Наиболее значимым событием,
    безусловно, является Великая Отечественная война: 73,6 % опрошенных назвали это
    событие в числе приоритетных, вызывающих гордость за страну. Среди основных
    событий, которыми также гордится городская молодежь, выделяются те, которые
    связаны с победой над Наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 г. (11,9 %), с достижениями в освоении Космоса (9,0 %), а также с наиболее яркой эпохой в
    истории России, связанной с именем Петра I (4,7 %), когда Россия
    продемонстрировала миру и самой себе огромную потенциальную силу. Можно
    заключить, что наши современники гордятся в основном теми событиями, в которых
    проявлялась сила, но сила, связанная созиданием и защитой. К числу событий были
    отнесены: Октябрьская социалистическая революция, свержение монголо-татарского
    ига, отмена крепостного права, перестройка, открытие первого университета,
    создание письменности и др.
    Какие же события у современной молодежи вызывают
    негативное отношение?
    Среди основных негативно воспринимаемых событий, были
    названы: перестройка (14,7 % от общего числа опрошенных); Октябрьская
    социалистическая революция (11,6 %); Сталинизм (10,7 %).
    Данные события объединяют переломность, кризисность
    развития, что негативно отражается на жизни простых людей, снижает их
    материальный уровень, разрушает привычный уклад жизни. Среди негативно
    оцениваемых событий также: распад СССР, война в Чечне и Афганистане, репрессии,
    крепостное право, татаро-монгольское иго, коммунистическая идея, дефолт,
    опричнина, русско-турецкая и русско-японская войны и т.п. В общей совокупности
    этим событиям дали негативную оценку около 80 % опрошенных молодых горожан.

  6. Текст из ЕГЭ

    (1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.
    (По Е. Кореневской)

    Вступление

    На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

    Проблема

    Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

    Комментарий

    В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.
    В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.
    Далее автор повествует о наличии пропасти между разными поколениями и говорит о том, что время бежит все быстрее, и нравы тоже меняются с невероятной скоростью.

    Авторская позиция

    Автор делает вывод, что виновных в сложившемся порядке вещей нет. Невозможно однозначно ответить на вопрос: кто лучше – прошлое или нынешнее поколение.
    Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

  7. 1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

    2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

    3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

    Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

    4. А.Н. Островский «Гроза»

    Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

    5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    «Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

    6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

    7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

    8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

    9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

    10. Б. Васильев «Завтра была война»

    В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

  8. Содержание:

    Проблема конфликтов поколений
    Проблема «Отцов и детей»
    Проблема взаимоотношения поколений актуальна
    проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений (ЕГЭ по русскому)
    Вечная проблема отцов и детей (Итоговое сочинение)

    Проблема конфликтов поколений

    Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?
    Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.
    Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов
    Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное. положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.
    Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят стоить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.
    Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.
    Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.
    schoolessay.ru

    Проблема «Отцов и детей»

    Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы – дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.
    Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и детей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколением и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множество проблем. Вопрос «отцов и детей, волновал представителей разных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна времени написания, но имеет много общего с ее современным вариантом звучания. Автор представляет читателю суждения своих героев: «…сын отцу не судья…», «Пилюля горька – а проглотить ее нужно».
    Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску. В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.
    Непонимание – это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» – это трагедия двух поколений. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникновения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример…
    Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в школе, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше время в роли учителя выступает человек так называемой старой закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и послевоенных условиях. В его восприятии жизни устоялись определенные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Чаще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика. Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего. Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого мнения.
    Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что желание подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.
    Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «проблемной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезненным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.
    В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе – недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевиднее конфликтная развязка.
    Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.
    Конфликт является своеобразным завершением проблемной ситуации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.
    Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывается вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Тургенева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: Чему тебя учили – оказывается – вздор… путные люди этакими пустяками больше не занимаются… ты, мол, отсталый колпак…» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною проблемной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеальные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и внимание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод решения того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумываются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как правило, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения такие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первостепенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собственное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям – качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.
    school-essay.ru

    Проблема взаимоотношения поколений актуальна

    АРХИВ «Студенческий научный форум»
    Просмотров научной работы: 23606
    Комментариев к научной работе: 0
    Поделиться с друзьями:
    В.Т. Литовский описывает проведенные им социологические опросы, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами » и «детьми». Так, на вопрос: актуальна ли проблема в наше время, отмечается, что около 80% респондентов посчитали эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения формируются восприятия “другого” поколения, отношения с которым рассматриваются как проблемные [2]. В ходе рассуждений представлена авторская точка зрения исследователя по реальным взаимоотношениям между поколениями в современном российском обществе. Суть проблемы — в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.
    В.Т. Литовский считает, что пути решения этой проблемы лежат в воспитании, оно должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах. Так же, особое внимание должно быть уделено нравственному просвещению, которое поможет преодолеть широко распространившееся невежество среди молодежи. Хорошо бы, если бы молодой человек становился высокопорядочной личностью не вопреки общественным условиям, а в силу создаваемых обществом предпосылок для самоопределения и самоутверждения. К сожалению, сегодня остро ощущается дефицит позитивных ценностей. В связи с этим особою роль приобретает оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений. [2]
    Эта проблема очень актуальна в наше время, но, на наш взгляд, дело даже не в том, что советские люди смотрят на мир иначе, нежели современные поколения, и вовсе дело не в эпохах. Этот вопрос будет актуален во все времена. Главная причина, — это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и естественно, пытаются оградить и уберечь его от проблем. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно дают какие-то нравоучения. Родители из гуманных соображений не хотят, чтобы с их ребенком произошло что-то нехорошее. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить. Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он то же не хочет доставлять боль и слезы родителям. Но в то же время, у него есть внутренний порыв к новому. Он хочет испытывать новые чувства, и не желает отставать от сверстников.
    Часто отцы, отстают. Они думают, что дети – это еще дети. Что они еще ни к чему не готовы. А «взрослые» пятнадцатилетние подростки хотят самостоятельности. И у них складывается ощущение, что забота родителей тянет вниз. В итоге, между ребенком и отцом нарастает непонимание, перерастающее в пропасть. Между отцом и сыном или дочерью и матерью пропадает диалог. Это противоречие и порождает проблему отцов и детей. Отцы и дети говорят на разных языках.
    http://www.scienceforum.ru

    проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений (ЕГЭ по русскому)

    В тексте В. Тендрякова, предложенном для анализа, затрагивается вечная проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений. Она возникла в обществе «не вчера», а имела место быть еще в 7, веке до нашей эры.
    Автор раскрывает проблему на примере семьи Севы. Герой-рассказчик,родитель Сева, взволнован поведением своего ребёнка, это не даёт ему покоя :»Щемит в сердце, хоть кричи!» Ну и в тоже время он прекрасно понимает, что в жизни каждого подростка наступает момент, когда ему кажется, что он взрослый и забота семьи ему не нужна: «В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности.» Только герою от этих мыслей не легче.
    Позиции В. Тендрякова по этой проблеме видна из заключительных фраз рассказчика: разногласие между поколениями существует всегда, и каждый человек через это проходит, но каждый должен стремиться находить компромисс.
    Я полностью согласна с мнением автора. Я сама подросток, и у меня часто возникают разногласия с родителями, но тем не менее мы находим общие решения наших проблем.
    Это проблемы неоднократно затрагивали в своих произведениях русский писатели.
    Например, К.П Паустовский в рассказе «Телеграмма» описал девушку, которая было не в радость жить с матерью в деревне и она уехала в Ленинград. Там она занималась карьерой, забыв про мать, не обращай внимание на письма, в которых самый родной человек просит её вернуться домой.
    Так же в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» видна большая разница между старшим и младшим поколением. Тарас Бульба-представитель старшего поколения. Долг перед родиной для него превыше всего. Андрий — сын Тараса, представитель младшего поколения. Для него любовь оказалась важнее долга перед родиной, с чем отец не смог.
    Таким образом, проблема взаимоотношений отцов и детей всегда волновала людей, она остается актуальной и по сей день.

    Вечная проблема отцов и детей (Итоговое сочинение)

    Вечная проблема «отцов и детей» всегда актуальна. Она тревожила многих и является очень важной.
    Поколение «отцов» старается сберечь то, во что оно верило и стремилось к покою. А поколение «детей», всегда находится в движении и не понимает старших. Данная проблема проявляется во многих сферах жизни, например, в семье и на работе.
    Столкновение «отцов и детей» сказалось в творчествах многих русских писателей. Образцом может стать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений выражается во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства к родителям. С одной стороны, он говорит, что любит их, а с другой – презирает «глупую жизнь». При всем этом родителям очень дорог их сын, они очень любят Евгения, и только эта любовь смягчает взаимоотношения с сыном.
    Также, примером является комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все, несмотря на то, что она грубая и алчная помещица. Но сын отворачивается от нее в самую трагическую минуту в ее жизни. Данный пример учит нас тому, что родители все делают во благо своим детям, но дети это, к сожалению, не всегда ценят и не понимают.
    Когда «дети» понимают насколько беспокоятся о них родители, часто бывает слишком поздно. Примером может служить произведение Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма», в которой девушка Настя, живя далеко от мамы, в Ленинграде, получает телеграмму, из которой узнает, что ее мать больна. Важные дела, не позволили ей поехать к матери, и когда она поняла утраченную возможность проведать мать, оказалось поздно: ее мать умерла.
    Проблема «отцов и детей» очень важная, нужно пытаться идти на уступки, ценить моменты, заботу близких, беречь родителей. Либо однажды может стать слишком поздно.
    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
    http://www.kritika24.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *