Сочинение на тему что значит идти дорогой чести

6 вариантов

  1. Материал для подготовки к сочинению
    Направление «Честь и бесчестие»
    Что прочитать: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
    Тема
    Что значит идти дорогой чести?
    Что значит идти дорогой чести? Что означает само слово «честь»? Чаще всего мы встречаем это понятие, когда говорим о чести военного, его верности долгу, присяге, Отечеству. Однако это качество, наряду с благородством, может быть присуще любому человеку. Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, честность. Идти дорогой чести – значить в любых жизненных испытаниях оставаться честным, сохранять чистую совесть, не изменять нравственным принципам, не предавать товарищей, быть благородным в отношении к женщине. В произведениях русской классической литературы немало героев, избравших путь чести и идущих по нему до конца. Один из самых близких мне героев – Петр Гринев, герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
    В начале романа Петруша Гринев – обыкновенный юноша(ему 16 лет) из дворянской семьи, не очень-то образованный, не представляющий себе, какова жизнь за пределами родного дома. Он мечтает о службе в гвардии, в столице, которая представляется ему полной удовольствий. Однако отец решает, что полезнее служить в армии подальше от столицы. Прощаясь с сыном, Гринев-отец дает сыну напутствие служить верно, беречь честь. И Петр Гринев выполняет завет отца, он идет дорогой чести. Ему выпадают серьезные испытания во время грозных событий Пугачевского бунта, но, проходя через них, он остается человеком чести.
    Когда войско Пугачева захватило крепость, в которой служил Петр Гринев, оставшимся в живых офицерам предложили выбор: признать Пугачева государем и присягнуть ему на верность или умереть. Гринев не колеблется, он готов умереть вслед за своим командиром. Пугачев милует Гринева, потому что узнает его и помнит доброту Петра, подарившего тулупчик. Пугачев предлагает Петру Гриневу перейти к нему на службу или хотя бы обещать не участвовать в боевых действиях против него. Но Гринев прямо отвечает, что не может нарушить присягу, а смерть принять готов. Такая прямота и честность поражают самозванца, и он отпускает Гринева.
    В отношениях с дочерью коменданта крепости (капитанской дочкой) Машей Мироновой Петр Гринев тоже показан как истинный человек чести. Он сражается на дуэли за честь Маши. Его сослуживец Швабрин позволил грязные намеки в отношении девушки, сказав, что та готова прийти за пару серег. Швабрин сватался к Маше и не мог простить ей отказа, поэтому клеветал на нее. Во время крестьянской войны Швабрин, перешедший на сторону Пугачева, держит Машу в плену, принуждая выйти за него замуж.
    Благородство и нравственная чистота Гринева проявляются в том, как он жертвует своим честным именем ради Маши, которую спас и вывез из крепости, захваченной пугачевцами. Предатель Швабрин на следствии дал показания, что Гринев был на службе у Пугачева, был его шпионом. Гринев мог бы оправдаться благодаря показаниям Маши, но он не хотел впутывать ее в судебное расследование, чтобы ее приводили на очную ставку со злодеями, со Швабриным. Поэтому он ничего не говорит о ней и в глазах всех, даже собственного отца, теряет честь, становится предателем. Спасла его и восстановила доброе имя Маша Миронова, рассказавшая обо всем самой императрице.
    Идти дорогой чести непросто, путь этот бывает труден. Идущему этим путем человеку приходится делать нравственный выбор, быть готовым жертвовать собой, погибнуть, но не изменить принципам и сохранить чистую совесть. Об этом и говорится на страницах классической русской литературы.
    Направление «Разум и чувства»
    Что прочитать: А.С.Пушкин.»Евгений Онегин», главы вторая, третья (I-V)Пятая (XXXI, XLI-XLV), шестая (I-XLI)
    Герои: Евгений Онегин(рационалист), Владимир Ленский (пылкий поэт), Ольга Ларина, Татьяна Ларина
    ТЕМА “Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге” (В.Г.Белинский)
    Разум и чувства – две важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Они могут находиться в гармоническом единстве, но могут вступать впротиворечие. Тогда человек находится в состоянии внутреннего спора, конфликта с самим собой, Нередко жизнь ставит человека перед сложным выбором, и решение принимается либо рационально, холодным рассудком, либо под влиянием сильных чувств, эмоций. Если человек следует только холодному голосу разума, забывая о чувствах других людей, он может причинить им сильную душевную боль. Но и безрассудное подчинение сильным чувствам может привести к печальным последствиям. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный герой – человек рационального склада, с «резким, охлажденным умом». «Рано чувства в нем остыли», – говорит автор. Он столичный (петербургский) аристократ, которому наскучила и надоела пустота светской жизни. Приехав в свое поместье (имение) в деревню, он знакомится с молодым помещиком-соседом Владимиром Ленским. А.С.Пушкин сравнивает Онегина и Ленского со льдом и пламенем.
    Ленский, в отличие от Онегина, натура поэтическая и романтическая. Он живет миром чувств, влюблен в Ольгу Ларину, идеализирует ее и не замечает заурядности избранницы. А более опытный и холодный Онегин сразу видит незаурядность, духовную глубину Татьяны и внутреннюю пустоту Ольги.
    Холодная рассудительность Онегина и пылкость Ленского в равной степени приводят ктрагедии . Онегин, рассердившись на друга за то, что пришлось оказаться в гостях среди ненужных и малоприятных ему людей, в отместку весь вечер танцует с невестой Ленского Ольгой. Онегин, привыкший к легкости светских отношений, совсем не думает о чувствах друга. А влюбленный романтик Ленский видит уже в Онегине злодея, который «огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал», и вызывает его на дуэль.
    Однако, получив вызов на дуэль, Онегин испытывает укоры совести: «наедине с своей душой был недоволен сам собой». Внутренний конфликт героя – это спор разума и чувства. Евгений был честен перед самим собой, чувствовал и признавал свою неправоту, понимал, что нельзяшутить над первой любовью юного друга. Евгений думает, что «мог бы чувства обнаружить», примириться и отказаться от дуэли, принеся извинения. Тем более что он «всем сердцем юношу» любил . Но… Онегин испугался общественного мнения, ведь отказ от дуэли, хотя формально был предусмотрен дуэльным кодексом, бросал тень на репутацию. Пытаясь все же избежать дуэли, Онегин нарушает правила: опаздывает и берет секундантом слугу, но это не принимается в расчет. Поединок состоялся. Выстрел Онегина убил Ленского. Так невнимание к чувствам одного героя и неспособность другого спокойно оценить ситуацию приводят Ленского к гибели, а Онегина делают убийцей друга.
    В заключение хочется сказать, что разум и чувство должны существовать в гармоническом единстве. Очень важно научиться находить равновесие между этими двумя началами, а делая выбор в жизненной ситуации, слушаться не только веления разума, но и голоса сердца.

  2. Каждый человек всегда должен самостоятельно решать: поступать по совести или руководствоваться только собственной выгодой и благополучием. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек».
    Предложенную в сочинении тему я хочу раскрыть, обратившись к известному роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Для автора крайне важна тема чести, поэтому поступки героев романа даны в сравнении. Дорогой чести идёт главный герой романа Пётр Гринёв, путь бесчестия выбрал Алексей Швабрин. Для Гринёва, как и для его отца, честь — это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Именно честь оказывается основным мерилом человечности героев. Разное отношение к чести сталкивает между собой Гринёва и Швабрина, но в то же время общность взглядов сближает Петра с разбойником Пугачёвым.
    Все нравственные испытания, уготованные героям романа, рассматриваются сквозь призму исторических событий. На протяжении всего повествования Пётр Гринёв постоянно оказывается в ситуациях, когда ему приходится совершать нравственный выбор между честью и бесчестием. Хочется обратить внимание на то, что в начале произведения Гринёв кажется нам избалованным юношей, однако к концу он превращается в настоящего мужчину. Щедрый, великодушный, благородный дворянин, он не обладает особой силой или острым умом. Пётр — просто честный и порядочный человек, который не боится отстаивать свою точку зрения, говорит всё в лицо и отвечает за свои поступки. Он старается идти дорогой чести, как его учил этому отец.
    Алексей Швабрин, напротив, — человек, который руководствуется корыстью, личной выгодой при совершении тех или иных поступков. Понятие чести Швабрину будто и незнакомо вовсе.
    Героев романа «Капитанская дочка» нельзя охарактеризовать как исключительно положительных или отрицательных. Иногда социальные законы мешают им совершать нравственные поступки. В романе это показано с помощью симметричной композиции: сначала Гринёв отправляется к Пугачёву, чтобы спасти свою возлюбленную Машу Миронову, затем уже сама Маша встречается с Екатериной II и просит помиловать
    Петра Гринёва. Таким образом, герои выходят за пределы своих социальных рамок, открывают в себе новые стороны и качества. Особенно показателен эпизод, в котором Пётр Гринёв обращается за помощью к своему генералу, однако тот предпочитает ориентироваться лишь на социальные законы, по которым он не способен выручить своего подчинённого. Генерал поступает справедливо с точки зрения закона, но остаётся чёрствым, обрекая тем самым Машу на тяжёлую участь. Когда же Гринёв приходит к Пугачёву, тот, несмотря ни на что, проявляет поразительную душевную доброту.
    В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин ярко повествует о людях, об их человечности и жестокости, любви и ненависти, дружбе и предательстве, чести и бесчестии, милости и правосудии. Автор показывает, как в жизненных трудностях раскрывается человек, как происходит его нравственное становление и взросление.
    Дорога чести не простая и идти по ней нелегко, но для настоящего человека выбор пути должен быть очевиден. Честность в поступках, принципиальность в мыслях, чистота в душе — это те качества, которые отличают людей, выбравших для себя дорогу чести.
    Мы видим, что любимые герои Пушкина выбирают дорогу чести. Именно это стало важным и для меня, поэтому в сочинении я обратился к данному пушкинскому тексту.

  3. Многие народы мира ценят честь больше жизни. Шагать дорогой чести нелегкий труд, подразумевающий постоянную работу над собой, над своими принципами и над своим поведением.
    Шагать дорогой чести необходимо еще смолоду. Честь хранить тяжелое бремя, которые могут нести сильные люди со здоровыми амбициями. Еще сотню лек назад свою честь отстаивала на дуэлях. В наше время все больше дорожат своей репутацией. Честь позволяет отстаивать свои интересы, шагать выбранным путем не сбиваясь с него и не давая сделать этого другим.
    Для того чтобы своя дорога чести была ярким примером для других необходимо определиться со своими жизненными принципами. Необходимо научиться отстаивать эти принципы и следовать им всегда. Для чести необходимо понять определение честности и ответственности, правдивости и добродушии. Нужно научиться уважать чужую точку зрения и всегда отстаивать свою.
    Во многих литературных произведениях затрагивается вопрос чести. Прекрасно раскрыта эта тема в произведение Пушкина «Капитанская дочка». Пушкин показал, как разные герои отстаивают свою честь, честь страны. Затрагивает преданность своим принципам. Сейчас многие люди забывают о своем личном мнение и о своих интересах, многих интересует общественное мнение. Многие не понимают, что такое честь и не проявляют уважения к окружающим.
    Мне нравится, когда муж отстаивает честь жены. Я уважаю политиков, которые шагают дорогой чести, отстаивая интересы страны и ее граждан, а не свои личные. Люди, ставшие, на такой путь получили воспитание, направленное на поддержание своих принципов и уважение мнения других людей. Такое воспитание может спасти нацию от безнравственности, грубости и бесчестия.
    Люди, отстаивающие свою честь интересны окружающим. Происходит это потому, что они полны решимости и смелости. Такие люди уверены в себе и в своих принципах. Таких людей тяжело переубедить, а попытка обесчестить их может приравниваться к покушению на жизнь.
    Выполнение своего долга перед родиной и остаивание чести прославило много героев и политиков. Если собрать воедино все подвиги русских людей, то можно сказать, что наша нация с легкость готова расстаться с жизнью отстаивая интересы, страны, граждан родных и свои личные. Каждый из нас может гордиться своими родственниками, друзьями или кумирами, которые, несмотря на трудности, отстаивают свою честь и подают этим прекрасный пример молодому поколению и своим соратникам, одногодкам и будущим поколениям, еще не проживающим на земле.

  4. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме, все рас­суж­де­ния вы­стро­е­ны во­круг свя­зан­ной с за­дан­ной про­бле­мой те­зи­сов.
    2. Для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ет­ся ли­те­ра­тур­ный ма­те­ри­ал, при­ме­ры по­до­бра­ны в со­от­вет­ствии с те­мой, пра­виль­но вы­бра­ны эпи­зо­ды для ана­ли­за, од­на­ко ана­лиз ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов по­верх­ност­ный, в ос­нов­ном сво­дит­ся к пе­ре­ска­зу со­дер­жа­ния.
    3. Ком­по­зи­ция в со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся, хо­тя есть по­вто­ры и ло­ги­че­ские неувяз­ки. Кро­ме обо­зна­чен­ных в тек­сте ло­ги­че­ских недо­че­тов сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние не нело­гич­ность раз­ви­тия мыс­ли при ана­ли­зе “Ка­пи­тан­ской доч­ки” А.С.Пуш­ки­на. На­чи­ная ана­лиз, Вы от­ме­ти­ли, что ге­рои про­из­ве­де­ния – Гри­нев и Ми­ро­нов по­ря­доч­ные и бла­го­род­ные лю­ди. Да­лее Вы на­пи­са­ли па­ру пред­ло­же­ний о Гри­не­ве. Ло­ги­ка пред­по­ла­га­ет, что Вы долж­ны пи­сать о ка­пи­тане Ми­ро­но­ве, но Вы пи­ше­те о Шваб­рине, а о ка­пи­тане Ми­ро­но­ве го­во­ри­те толь­ко в кон­це аб­за­ца.
    4. Ка­че­ство ре­чи сред­нее. Фор­му­ли­ров­ки не все­гда точ­ные, грам­ма­ти­че­ские кон­струк­ции од­но­об­раз­ные. В це­лом по­ни­ма­ние смыс­ла ска­зан­но­го не за­труд­не­но.
    5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­ны 1 ор­фо­гра­фи­че­ская, 3 пунк­ту­а­ци­он­ных, 3 грам­ма­ти­че­ских и 2 ре­че­вые ошиб­ки. В це­лом они не за­труд­ня­ют чте­ние и по­ни­ма­ние тек­ста.

  5. Честь очень важное и необходимое понятие, которое необходимо каждому человеку. Путь чести довольно сложный и непредсказуемый. Отстаивать свою честь всегда трудно, но необходимо. Жизненный путь себе самостоятельно выбирает каждый человек. Сейчас понятие чести немного исказилось и для современной молодежи имеет немного другую трактовку. Но, честь также и осталась моральным принципом и нравственностью человека.
    У каждого человека есть принципы и законы жизни, которые он чтит и уважает. Когда другие люди посягают на свободы и права других людей, тогда необходимо защищать свои права и честь. В этом случае необходимо становиться на путь чести и отстаивать ее до последнего. Ярким пример отстаивание чести государства являлся подвиг людей совершенный во время Второй мировой войны. Многие за честь и свободу страны отдали свою жизнь. Такой поступок говорил о выборе дороги чести.
    Сейчас не каждый человек имеет патриотическое воспитание, поэтому современной молодежи необходимо показывать и рассказывать о поступках наших дедов и прадедов и учить отставить свою честь смолоду. Многие литературные произведения учат нас таким поступкам. Ярким представителем таких произведений является произведение Пушкина «Капитанская дочка». Именно в этом произведение всем героям предстоит, пройди дорогой чести. Все герои выбирают свой путь, все отстаивают свою честь и свои интересы.
    Каждый человек в жизни имеет право на ошибку. Не все и не всегда поступают разумно и честно, но учиться жить по совести и с честью нравственная обязанность каждого человека, именно такое мое мнение. Формирование жизненных принципов в человеке происходит постепенно, поэтому необходимо накапливать собственный опыт и стремиться, больше узнавать о поступках, о результатах к которым поступки могут привести и жить честно и по совести.

  6. Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
    1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
    2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
    3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
    Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

    Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

    Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
    Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
    Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
    1. «Разум и чувство»,
    2. «Честь и бесчестие»,
    3. «Победа и поражение»,
    4. «Опыт и ошибки»,
    5. «Дружба и вражда».
    Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

    Рекомендованная литература

    Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:
    1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
    2. А.П. Чехов «Ионыч»,
    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
    4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
    5. В.А. Каверин «Два капитана»,
    6. В.В. Быков «Сотников»,
    7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    8. Генри Марш «Не навреди»,
    9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
    10. Джек Лондон «Белый клык»,
    11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
    12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
    13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
    14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
    17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
    18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
    19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
    20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

    Аргумент к теме “Честь и бесчестье”

    Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
    1. Соответствовать теме
    2. Включать в себя литературный материал
    3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
    4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
    5. Быть грамотно оформлен.
    К теме “честь и бесчестье” можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова “Судьба человека”, А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, А. А. Лиханова “Чистые камушки”.

    Примеры итоговых сочинений

    Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
    Пример сочинения на тему: “Что значит идти дорогой чести?”
    Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
    Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос – Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: “Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия”». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
    Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
    Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *