Сочинение на тему литература 19 века

9 вариантов

  1. Русская литература XIX века
    XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые — появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
    К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.
    В Россииромантизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма
    Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.
    Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
    С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы — но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин
    Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.
    В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.
    Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:
    Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.
    Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.
    В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.
    Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы начала XIX столетия. Вместе с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы, он — основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка.
    Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.
    В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.
    Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.
    Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.
    Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.
    Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.
    К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.
    Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.
    В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.
    Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.
    Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.
    О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.
    Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.
    Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.
    Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.
    Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.
    Список литературы.
    1. История русской литературы XI-XX веков
    2. Учебник по русской литературе
    (Ю.М.Лотман)
    3. Великие русские писатели XIX века
    (К.В.Мочульский)
    4. Русская литература XIX века
    (М.Г.Зельдович)
    5. История русской литературы первой
    половины XIX века
    (А.И.Ревякин)
    6. История русской литературы XIXвека
    (С.М.Петрова)
    7. Из истории русского романа XIX века
    (Э.Г.Бабаев)
    Тест
    1. Н.В.Гоголь (1809-1852)
    а) повесть “Шинель”
    б) повесть “Вий”
    в) поэма “Ганц Кючульгартен”
    2. Ф.М.Достоевский (1821-1881)
    а) роман “Бесы”
    б) роман “Записки из мёртвого дома”
    в) роман “Игрок”
    г) роман “Подросток”
    3. В.А.Жуковский (1783-1852)
    а) баллада “Людмила”
    б) баллада “Светлана”
    4. А.С.Пушкин (1799-1837)
    а) поэма “Руслан и Людмила”
    б) драма “Борис Годунов”
    в) поэма “Домик в коломне”
    г) поэма “Гаврилиада”
    д) повесть “Кирджали”
    е) сказка “Жених”
    5. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889)
    а) сказка “Баран-непомнящий”
    б) сказка “Коняга”
    в) сказка “Работник Емеля и пустой барабан”
    г) сказка “Самоотверженный заяц”
    д) роман “Господа Головлевы”
    6. М.Ю.Лермантов (1814-1841)
    а) поэма “Мцыри”
    б) драма “Маскарад”
    7. Л.Н.Толстой (1828-1910)
    а) роман “Анна Каренина”
    б) повесть “Поликушка”
    в) роман “Воскресение”
    План
    1. Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в литературе первой половины XIX века
    2. Развитие реалистических традиций в литературе
    пореформенной России.
    3. Тест
    Контрольная работа
    по культурологи
    Тема: Русская литература XIX века
    Студент: Голубовой Елены Александровны
    Преподаватель: Слесарев Юрий Васильевич
    Факультет : учётно-статистический
    Специальность: бух.учет, анализ и аудит
    Группа: дневная Личное дело: 06убд12865
    Дата отправки: 24.11.06г.
    Дата регистрации работы филиалом:
    Деканом:

  2. Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.
    Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.
    В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?
    Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.
    Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом “Отцы и дети”. Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.
    И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей – все это он затрагивает в своих произведениях.
    Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

  3. ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-
    экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
    ее истории.
    Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет
    после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе,
    определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В
    пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
    литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
    культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,
    высокой нравственности и демократической направленности. Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное
    направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его
    отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как
    никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о
    современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.
    д.). Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие
    во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой
    были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
    Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной
    человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная
    функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении
    жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис
    представлял собой новый аспект в понимании искусства. В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы
    пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к
    действительности были характерны для произведений русских писателей тех
    лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти
    пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели
    избавление от социальных несправедливостей в нравственном
    усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
    Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому
    человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения. Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое
    созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие
    русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую
    эпоху. На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века
    огромное влияние оказали два события в стране – Отечественная война 1812 г. – Движение декабристов1825г.
    Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли
    на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли
    бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
    –важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального
    самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в
    это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История
    государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели
    свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать
    публика. Основное направление в художественной литературе первых
    десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
    Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было
    стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный
    образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его
    особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности,
    отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
    А. Жуковского
    ( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого
    человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
    ‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
    Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской,
    проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было
    характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали
    утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. В русле романтического движения закладывались основы русского
    исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) ,
    формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
    Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу,
    они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных
    западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым
    переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
    Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частности
    литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого
    понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной
    самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
    В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры
    характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это
    движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом
    роль А. С. Пушкина
    ( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина
    тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление
    чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский
    человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’ Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху
    русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое
    стихотворение Пуш
    кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество-
    закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших
    перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось
    последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны
    утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе
    как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым
    русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
    ( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г. Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
    Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и
    наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие
    поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный
    характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические
    черты, явился одним из первых произведений литературы критического
    реализма. Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
    Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических
    изображений русской жизни того времени.
    В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное,
    выхваченное из тайников народной жизни’. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более
    приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской
    литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная
    особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной
    школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского
    и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась
    судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из
    крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
    Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл
    читателю и зрителю А. Н. Островский. Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
    . 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов

  4. Свободная тема “XIX век” – сочинение “Русская литература XIX век”
    Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. . .
    . . . И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.
    .

  5. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  6. «Быть может за стеной Кавказа» (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 19 века)
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века
    «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века – вариант 2
    «Герой времени» в русской литературе 19 века
    «Маленький человек» в русской литературе
    «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
    Есть ли у поэзии законы? (Сочинение – стилистический анализ)
    Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова
    Жизнь Петербурга на рубеже столетий (по книге Д. А. Засосова и В. И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев»)
    Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.
    Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?
    Лишний человек в истории русской литературы
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века
    Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века – вариант 2
    Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)
    Особенности литературы второй половины 19 века
    Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)
    Петербург в изображении русских писателей
    Петербург в русской классической поэзии
    Почему Писарев ставит в один ряд Молчалина и Чичикова?
    Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Пушкин и Жуковский
    Русская историческая повесть первой половины XIX века (Н.М. Карамзин “История государства Российского”)
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова)
    Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века
    Тема войны в русской поэзии XIX века
    Тема денег в русской литературе 19 века
    Тема народа в прозе Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
    Тема родины в русской литературе
    Тема родины в творчестве поэтов 19 века
    Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков
    Тема совести в произведениях русской литературы
    Тема транспорта в русской литературе XIX века

  7. МБОУ «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
    Яшалтинский район Республика Калмыкия
    Сочинение по литературе на тему:
    «Н. В. Гоголь – великий писатель
    первой половины 19 века»
    Выполнила
    Учащаяся 9 класса
    Пунько София
    Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостного права, также своеобразие его творчества заключается в том, что он один из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины. Это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в лирических отступлениях писателя. В произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. В начале поэмы Гоголь рассказывает читателю о толстых и тоненьких чиновниках, именно эти физические качества, по мнению писателя, и являются главными в человеке, определяющими его судьбу и поведение. В городе НН было два рода мужчин: толстые и тоненькие.
    Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые “были почетные чиновники в городе!” Они занимали самые важные посты. В лирических отступлениях Николай Васильевич отображает характеры помещиков. Гоголь располагает главы по степени деградации человеческих качеств, в своих отступлениях он хочет показать паразитизм их существования, отсутствие привычки к труду и угнетение крепостного народа.
    Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет “прорехой на человечестве”. Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о судьбе крепостного народа, показывает страшную картину в поместье Плюшкина. Злой хозяин совершенно не кормит своих крестьян, говоря при этом, что у него “народ-то прожорлив, от праздности завел привычку трескать”, за последние три года у него умерло восемьдесят человек, а семьдесят сбежало, не вытерпело голода. Дворовые поздней зимой бегают босиком, так как хозяин имеет только одни сапоги для крестьян, которые надеваются, когда они входят в сени дома. Описывая эту горестную картину, Гоголь также хочет подчеркнуть и силу, мужество, где-то даже героизм простого русского народа. Но это является проблемой не только для автора, но и для всей России.
    Лирические отступления о Руси, связывают вместе темы дороги, русского народа. Тема дороги – вторая тема в “мертвых душах”, связанная с проблематикой Родины. Дорога – образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь видит в лирических отступлениях как человека пути: “Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно… и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!” Н. В. Гоголь много размышлял о судьбе России, каждая строчка пропитана любовью к стране, глубокими переживаниями. “Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несется?.. Русь, куда же несешься ты, дай ответ». Не дает ответа! В образе тройки воплотилась вся Россия, и на вопрос “Куда ж ты несешься?” – не дает ответа. К сожалению, и сам писатель не знает, куда она приедет, если править ей будут люди, подобные Чичикову, Манилову, Плюшкину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *