Сочинение на тему москва чацкого и москва фамусова

9 вариантов

  1. Это общество не приемлет русскую культуру и не чтит русские традиции. Фамусовская Москва восторгается всем французским, и только в нем видит спасение. Французский язык становится разговорным языком господ. По этому поводу Чацкий очень точно подметил:
    Господствует еще смешенье языков:
    Французского с нижегородским?
    Западная культура проникает во все сферы жизни фамусовской Москвы. Так, представительницы высшего общества увлекаются французскими романами. Кличут себя мадам и мадмуазель, забыв про русское обращение «сударыня».
    Фамусовское общество очень дорожит крепостным правом. Порабощенные крестьяне были вынуждены не только тяжело трудиться на господ, но и были обязаны развлекать их. А взамен их могли легко продать или обменять даже на собак.
    В фамусовской Москве царила власть женщин. Мужья для них стали прислугой. Одним из примеров можно назвать князя Горича, который после женитьбы полностью подчинился своей супруге, хотя раньше был независимым и гордым человеком. Также, здесь очень быстро распространялись слухи, которые чаще всего были неправдивы.
    Чтобы показать всю мерзость фамусовской Москвы, Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями. К примеру, Молчалина – был человеком без собственного мнения, не отличался многословием; Репетилов – постоянно повторял свои бездумные мысли; Тугоуховский – ни кого не слушал; Фамусов – известный боярин, который боялся слухов о себе. К Скалозубу, Хлестовой, Хрюмину ощущается негативное отношение самого автора.
    Один человек достоин уважения в этом прогнившем фамусовском обществе. Им был Чацкий. Он пытался показать фамусовской Москве, те проблемы, которые разрушали его любимую страну. Но его идеи остались не принятыми, общество отвергло его. Чацкого восприняли сумасшедшим.
    Подводя итог, можно сказать, что Грибоедов показал нам Москву, как город, в котором зародилась борьба прошлого и существующего, и как показывает практика, этот процесс не проходит безболезненно.

  2. XIX век… Время развития лучших традиций русской классической литературы, «золотого» ее века. Период заблуждений и открьипий, мучительного поиска идей, способных объединить общество и ускорить прогресс. В литературе это выразилось в постоянных поисках героя времени, того точного типа личности, который смог бы отразить противоречия и сложности века. Открывает своеобразную «галерею» образов русской литературы, безусловно, Чацкий. Он показан нам в своеобразном споре, столкновении с фамусовской Москвой, анализ нравов которой и составляет во многом суть комедии.
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» известна как комедия нравов. В ней Грибоедов показал быт, традиции и обычаи московского общества. «Грех не беда, молва не хороша», — так словами служанки Лизы Грибоедов обрисовывает нравственную атмосферу высших московских кругов. Грех, глупость и даже злодеяние допустимы, если цель оправдывает средства. Не случайно идеалом Фамусова служит Максим Петрович, который «сгибался вперегиб» и «жертвовал затыл-
    ком», но потом слышал при дворе «ласковое слово» и «перед всеми знал почёт». Грибоедов показывает нам, что большего добивались не самые умные, не самые честные, а те, кто успевал «подслужиться». Фамусов и всё общество следуют примеру Максима Петровича, так как они тоже хотят чинов и доходов.
    Служение «лицам» выражалось в том, что чиновники, даже высшие, не относились к службе как к реальному делу, к миссии. Не случайна реплика Фамусова: «Подписано, так с плеч долой!» В комедии показано безнравственное отношение помещиков к крестьянам: за малейшую провинность крепостных отправляли «в работы», «на поселения».
    Одним из ключевых слов комедии является слово «чин». Закономерно, что Фамусов и Скалозуб, обсуждая двоюродного брата последнего, пребывают в крайнем изумлении: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил…» Московские дворяне даже женихов для дочерей выбирали по количеству крепостных: «Пусть будет плохонький, да если наберёт душ тысячки две родовых, тот и жених».
    Целая галерея образов предстает перед нами: надменные Хрюмины, сплетники Тугоуховские, картежник и плут Загорецкий. Почему Загорецкого с его репутацией вора принимают в московских салонах? Он всем нужен потому, что может оказать услугу, достать билет в театр, сделать приятное. Безнравственность общества в том и заключается, что ему ближе плут Загорецкий, нежели честный и открытый Чацкий.
    Типичным представителем московского общества показан Фамусов, который богат, но ему всё мало. Он хочет выдать свою дочь Софью за полковника Скалозуба, который «метит в генералы». Скалозуб — человек ограниченный, грубый, но, по общему мнению, «золотой мешок». Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов любыми средствами. Скалозуб — олицетворение невежества, он «слова умного не выговорил сроду». Он, так же как и Фамусов, презирает просвещение, так как, просвещение ведёт к вольнодумству: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина». Ненависть света ко всему передовому заключалась в том, что его представители опасались потерять свои привилегии. И окончательное слово Фамусова о просвещении таково: «Собрать все книги бы, да сжечь».
    Фамусову и московскому обществу чужды национальная культура, любовь ко всему русскому. Именитые «московские тузы» оказывают почётный приём ничтожному «французику из Бордо», который «приехал и нашёл, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил».
    Основное времяпрепровождение общества фамусовской Москвы составляют балы: «сегодня бал, а завтра будет два». Фамусов проводит все дни в праздности, в развлечениях, в пустых разговорах. Татьяна Юрьевна даёт балы от рождества до поста. Фамусовское общество не может обойтись без сплетен и сплетников, таких как Хлёстова, которая знает, кто богат, кто беден, у кого сколько душ. Как мы уже сказали, находит своё место в московских гостиных «мошенник и плут Антон Антоныч Загорецкий», потому что он «мастер услужить»; принят Репетилов с его показным свободомыслием. Этому обществу не обойтись и без Молчалина, который также мечтает «выйти в люди», поэтому «там Моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрёт». Он уважает людей не за их ум, а за то, что они богаты, имеют высокие чины, дают роскошные балы, и Молчалин также хочет разбогатеть и добиться влияния. Он предлагает Чацкому служить в Москве: «и награжденья брать и весело пожить».
    Чацкий принадлежит московскому обществу по своему происхождению, но образ его мыслей и поведение находятся в противоречии с окружающей средой. Его детство прошло в Москве. В доме Фамусова он учился вместе с Софьей, любил её. Чацкий небогат, имение у него небольшое, управляет им, по мнению Фамусова, «оплошно», служил в армии. Последние три года Чацкий провел за границей. Грибоедов не говорит нам впрямую о цели поездки своего героя, но искушенный читатель понимает, что Чацким двигало желание «ума набраться».
    Вернувшись из-за границы, Чацкий попадает в дом Фамусова, не сумев понять, что здесь все по-старому и законы екатерининского времени — «века минувшего» — себя еще не изжили. Чацкий требует служить «делу, а не лицам», и на предложение Фамусова послужить заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ему ненавистны низкопоклонство и карьеризм. Чацкий обличает крепостное право, которое, по его мнению, — источник всех зол. Его приводит в ярость помещик-крепостник, «знатный негодяй», который своих слуг «распродаёт поодиночке». Благородный протест Чацкого не находит отклика. Его искренняя любовь к Софье остаётся безответной.
    Московское общество изгоняет его, объявив сумасшедшим, и Чацкий бежит из Москвы…
    В лице Чацкого показано столкновение нравов, взглядов «века нынешнего» и «века минувшего». Показывая нам Чацкого, автор даёт понять, что в России есть такие люди, которых не волнуют чины и богатство, а интересуют просвещение и «дело».
    Таким образом, в каждом из героев и внесценических персонажей Грибоедов сумел найти определённый тип московского общества. Нам представлена вечная проблема противоборства добра и зла, старого и нового, «нынешнего» и «минувшего». Смех Грибоедова можно назвать «смехом сквозь слезы»: смеясь над обществом, автор скорбит о России.

  3. В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова.Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой.Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден?Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда?Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого?Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность?Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…”А ведь перед нами новая, “послепожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу. В армии карьеризм вытесняет стремление служить России; скалозубы получают чины, а люди типа Чацкого уходят в отставку. В государственном аппарате торжествуют молчалины, для которых свято лишь мнение своего начальника.”Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!” – иронично отвечает Чацкому Софья. Может быть, в этих словах есть доля истины. Москва в изображении Грибоедова именно “фамусовская” Москва, город, о котором в комедии действительно не говорится ничего хорошего. Но Грибоедов и не ставил своей целью всесторонний показ бывшей столицы. Москва для Грибоедова – противник тех ценностей, которые были ему дороги. Да, есть в Москве своя поэзия, свое обаяние, но та цель, ради достижения которой писа-лась комедия, не требовала от автора лирики челове-ческих отношений. Свою же задачу Грибоедов выпол-нил блестяще. Фамусовская Москва остается в памя-ти читателя как оплот консервативной России, как город, чья жизнь требует решительного обновления.

  4. Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»
    Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства
    Женщины в комедии «Горе от ума»
    Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе
    Любовь дворян ко всему иностранному
    Вывод

    Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

    А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.
    Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей.
    Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

    Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

    Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.
    Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

    Женщины в комедии «Горе от ума»

    Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы?.. Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.
    Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: «Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…»
    Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

    Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

    Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.
    Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.
    Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»
    Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.
    Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

    Любовь дворян ко всему иностранному

    В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.
    В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.
    Сплетни и слухи в фамусовской Москве
    Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

    Вывод

    Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.
    Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание её представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»
    Фамусовская Москва в «Горе от ума» комедии Грибоедова – аргументы для сочинения по теме | источник

  5. Фамусовская
    Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Что за люди, mon cher! Сок умной молодежи!
    А. С. Грибоедов
    Редко, но все
    же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком.
    Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная
    комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из
    произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы
    даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за
    вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать
    закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии множество. А. С. Грибоедов
    создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения
    и в наши дни. Почему же?
    Автор изобразил
    человеческие пороки, а они, к сожалению, не скоро проходят, а порой даже
    культивируются отдельными людьми как достоинства. Обратимся к изображению
    «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума». Фамусов с восторгом
    рассказывает Чацкому поучительную историю о том, как следует делать карьеру:
    Вот то-то, все
    вы гордецы!
    Спросили бы,
    как делали отцы?
    Учились бы, на
    старших глядя:
    Мы, например,
    или покойник дядя…
    А дядя! что
    твой князь? что граф?
    Сурьезный
    взгляд, надменный нрав.
    Когда же надо
    подслужиться,
    И он сгибался
    вперегиб:
    На кэртаге ему
    случилось обступиться;
    Упал, да так,
    что чуть затылка не пришиб..
    Упал он больно,
    встал здорово.
    Рассмешив
    монаршую особу, Максим Петрович теперь на за-висть всем занял место у
    «кормушки»: В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Еще один
    «достойный подражания человек» — Скалозуб. Все отличались на поле брани в 1812
    году, он же — В тринадцатом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а
    после в сорок пятом. Сергею Сергеичу невдомек, что он двигается по служебной
    лестнице благодаря погибающим товарищам. Скалозубу это неинтересно, он не
    задумывается о причинах, ему важно следствие.
    Довольно
    счастлив я в товарищах моих,
    Вакансии как
    раз открыты;
    То старших
    выключат иных,
    Другие,
    смотришь, перебиты.
    А цель у него
    единственная: «Мне только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся
    над пороками наблюдаемого им высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и
    деньги, души человеческие никому не нужны, за них ломаного гроша не дадут, зато
    откровенно охотятся за чинами и деньгами, положением в обществе и возможностью
    поживиться из казны, а можно и друг от друга. Фамусов открыто «обхаживает»
    Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи.
    И славно
    судите, дай бог здоровье вам
    И генеральский
    чин; а там
    Зачем
    откладывать бы дальше
    Речь завести об
    генеральше?
    Фамусову, главе
    дома, в котором разворачиваются события комедии, автор уделяет достаточно много
    внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании,
    книгах. Его суждения крайне реакционны, но судит он обо всем весомо, не
    принимая возражений. Он привык на все иметь свое мнение и, конечно же, не
    преминет его высказать. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает
    истину только он. Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще,
    чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Казалось бы,
    Павел Афанасьевич — заботливый отец, рачительный хозяин, достаточно лояльный
    человек, но как только ело касается его репутации и интересов, он тут же теряет
    внешнюю напускную вежливость и «открывается» истинное лицо крепостника-тирана.
    Он готов разогнать из дома всех, наказать даже невиновных, но восстановить видимость
    порядка и спокойствия.
    Ты, Филька, ты
    прямой чурбан
    Сеней не запер
    для чего?..
    В работу вас,
    на поселенье вас…
    Ты,
    быстроглазая, все от твоих проказ…
    Изволь-ка в
    избу, марш, за птицами ходить;
    Да и тебя, мой
    друг, я, дочка, не оставлю…
    В деревню, к
    тетке, в глушь, в Саратов,
    Там будешь горе
    горевать,
    За пяльцами
    сидеть, за святцами зевать.
    Павел
    Афанасьевич живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само
    поведение Софьи, предательство Молчалина беспокоят Фамусова, а то — …что
    станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
    Под стать
    хозяину и все домочадцы. Софья полюбила ничтожного Молчалина, из-за его
    послушания, умения и готовности угодить. Она ценит в Алексее Степановиче то,
    что в другом обществе бы осудили.
    Молчалин за
    других себя забыть готов,
    Враг дерзости,—
    всегда застенчиво, несмело…
    Возьмет он
    руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души
    вздохнет,
    Ни слова
    вольного.
    Рука с рукой, и
    глаз с меня не сводит.
    Это «идеал»
    московских мужей, то же самое пытается воспитать в своем муже Гориче Платоне
    Михайловиче Наталья Дмитриевна. Она все знает о нем, бесцеремонно «влезает» в
    разговор двух приятелей, не давая мужу и слова сказать. Он ее сопровождающий на
    балы, и только, ни о каком «родстве душ» и речи быть не может. А зачем? Ей вовсе
    не интересно знать, муж думает.
    Наташа —
    матушка, дремлю на балах я,
    До них
    смертельный неохотник.
    Дежурю за
    полночь, подчас
    Тебе в
    угодность, как ни грустно,
    Пускаюсь по
    команде в пляс…
    Бал вещь
    хорошая, неволя-то горька.
    И подобными
    господами полон дом Фамусова. Очень образно автор охарактеризовал это общество,
    вложив в уста одной из героинь — графини-внучки — язвительную фразу:
    …Ну Фамусов.
    Умел гостей назвать!
    Какие-то уроды
    с того света,
    И не с кем
    говорить, и не с кем танцевать.
    Эти люди
    презирают друг друга, но не от великого ума, а наоборот, от отсутствия оного.
    Они полны снобизма, мнят умными и хорошими только себя, остальных же презирают.
    Лицемерие и фальшь — типичные пороки этого общества. Все друг другу улыбаются,
    но истинной дружбы, привязанности, любви нет ни в ком.
    Пожалуй, только
    Софья, «наивная душа», полюбила ничтожного Молчалина. Она со временем научится
    распознавать людей, а лицемерить и изворачиваться умеет и сейчас. Ее одну
    только и жаль, она отдала свое сердце недостойному человеку, но она молода и у
    нее «в глазах пример отца». Она плоть от плоти этого общества, будь иначе,
    разве бы Софья смогла так жестоко наказать Чацкого. Именно она пустила слух о
    сумасшествии героя. Так этим вымыслом я вам еще обязан?
    Александр
    Андреевич Чацкий точно определил последствия общения с этими людьми:
    Безумным вы
    меня прославили всем хором.
    Вы правы: из
    огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день
    пробыть успеет.
    Подышит
    воздухом одним,
    И в нем
    рассудок уцелеет.
    Эта комедия
    интересна современному читателю и зрителю («Горе от ума» до сих пор не сходит
    со сцен театров), потому что поднимает «вечные вопросы», стоящие перед
    человечеством на протяжении всей его истории. А. С. Грибоедов решает их
    достаточно оригинально, все это изложено великолепным, образным, метким языком
    гения.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  6. Как отмечал в статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В нем Грибоедов поставил самые важные вопросы своего времени. Основной конфликт комедии – это столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое представлено в комедии образом Чацкого, а второе – фамусовским обществом. Его составляет Фамусов и его домашнее окружение, а также гости, приходящие в его дом.
    Каждый из этих персонажей – своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить эту группу персонажей под названием «Фамусовская Москва» Что же мы подразумеваем под этим понятием, которое стало самостоятельным явлением в русской читературе?
    Прежде всего, следует отметить, что это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди Их благополучие опирается на ту систему, которую называют крепостное право – ведь именно оно дает возможность вести тот образ жизни, который не только привычен для представителей фамусовской Москвы, но кажется им незыблемым Благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить». А то, что там страдают люди, которых могут распродать поодиночке, выменять на борзых собак, никого, кроме Чацкого, не тревожит. Вот почему выступление Чацкого против такого положения вещей так возмущает Фамусова и людей его круга – это прямой удар по их интересам, по самой основе их жизни.
    В фамусовской Москве принято не только поддерживать такой порядок вещей, но и оценивать в соответствии с ним других людей.
    Будь плохонький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых, –
    Тот и жених, –
    так говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери. Даже горничная Ли- за советует Софье выходить замуж за полковника Скалозуба, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы».
    Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины. Очевидным диссонансом общепринятому в фамусовской Москве положению звучат слова Чацкого: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». То, что продвижение по служебной лестнице зависит от конкретного человека, — это в фамусовском обществе понимают прекрасно, но вывод совершенно иной. Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело – им никто здесь и не занимается кроме Молчалина:
    Один Молчалин мне не свой,
    И то затем, что деловой, –
    говорит о нем Фамусов, невольно подтверждая при этом, что в возглавляемом им ведомстве, как во всех других, царят кумовство и семейственность.
    Но у Молчалина свои причины для такого поведения – он еще не выбился в люди, не достиг «степеней известных», но явно добьется своего, потому что, как и вся фамусовская Москва, живет по правилу: угождать всем, от кого зависит продвижение по службе. За этим ездят к влиятельным дамам, для этого готовы унижаться, терять достоинство и честь.
    Ведь, опять же кроме Чацкого, никого не возмущает замечательная история Максима Петровича, дяди Фамусова, который, в угоду Екатерине II, нарочно падал на лестнице, чтобы развеселить императрицу. Зато он добился ее расположения и получил и чины, и богатство.
    Это тот идеал, которому готовы следовать все, разделяющие взгляды Фамусова и его окружения. Так, Скалозуб, представляющий в комедии армию, говорит о себе с гордостью:
    Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу;
    Мне только бы досталось в генералы.
    Каковы эти «каналы», мы можем легко догадаться: ведь и своего нынешнего чина полковник Скалозуб добился отнюдь не за подвиги на войне – он преспокойно отсиживался в тылу, пока вся страна воевала с Наполеоном.
    Это хорошо показывает и то, чего стоит патриотизм фамусовского общества. Москва совсем недавно героически выстояла против нашествия французов, ее жители покидали свои дома, бросали все, чем они владели, и поджигали свое имущество для того, чтобы враг не мог долго продержаться в разоренном городе. И с каким цинизмом на этом фоне звучат слова Скалозуба о Москве:
    По моему сужденью
    Пожар способствовал ей много к украшенью.
    Недаром Чацкий тонко отмечает, что фамусовская Москва, не знающая, что такое истинно патриотические чувства, способна лишь к показному порыву:
    Кричали женщины ура!
    И в воздух чепчики бросали.
    Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Эго касается и мод на наряды, и стремления щегольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результате получается «смешенье языков: французского с нижегородским». Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже весьма сомнительные их представители приняты в лучших домах. Вполне понятна и уместна на этом фоне шутка Чацкого:
    – А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
    Он не женат еще?
    – На ком?
    – Хоть на какой-нибудь княгине,
    Пульхерии Андревне, например?
    Но шутка шуткой, а гораздо серьезнее то, что воспитание детей доверено здесь именно этим сомнительным педагогам. Их нанимают без разбора – «числом поболее, ценою подешевле». Таким был и учитель Чацкого и Софьи:
    Колпак его, халат,
    Перст указательный, все признаки ученья…
    Но ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует. Более того – она смертельно боится и просвещения, и просвещенных людей. «Ученость – вот беда, ученье – вот причина» всех бед, по мнению Фамусова. Ведь умного, образованного человека трудно заставить жить по предписанным кем-то правилам, его сложно вписать в привычные стереотипы.
    А самой фамусовской Москве образование и вовсе не нужно: на службе они прекрасно обходятся и без него, а дома – тем более, разве что иногда приходиться поругать дочь за чрезмерное увлечение французскими романами. К книгам здесь вообще отношение особое:
    Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь.
    Основные занятия и интересы фамусовской Москвы – это «обеды, ужины, и танцы», во время которых можно не только приятно провести время, но и составить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для дочерей, протекцию для сыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых. Недаром так быстро на балу у Фамусова все подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого: он не только здесь чужой, не только всем надоел своими сомнительными и даже опасными речами, но и дает прекрасный повод посудачить и поразвлечься.
    Ведь, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы течет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых, очевидно, Москва пережила наполеоновское нашествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких изменений:
    Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два,
    Тот сватался: – успел, а тот дал промах,
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    Есть лишь внешние перемены, которые не затрагивают существа жизни фамусовской Москвы: «Дома новы, но предрассудки стары».
    И эта жизнь оказывается отнюдь не безопасной для человека, честного, порядочного, но не столь самостоятельного и твердого в своих убеждениях, как Чацкий. Как болото, фамусовская Москва затягивает и поглощает этих людей. Пример тому – полковой товарищ Чацкого Платон Михайлович Горич. Когда-то он был прекрасным боевым офицером, но теперь это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Он даже не может самостоятельно без подсказки жены отвечать на вопросы Чацкого. Всего-то он и умеет, что повторить несколько раз: «Теперь, брат, я не тот».
    Но если попадается человек, подобный Чацкому, которого не удается поглотить и сделать «своим», то тут уж фамусовская Москва обрушивается на него со всей своей мощью. Ощутив в Чацком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие – сплетню. Силу ее понимают все: «грех не беда, молва не хороша» но как только враг повержен, «стихия» возвращается в свои берега, а Чацкого готовы даже пожалеть – по крайне мере, на словах.
    Чацкий изгнан из фамусовской Москвы – и опять здесь все по-старому, а своеобразный «московский отпечаток» остается на всех – даже на такой незаурядной личности, как Софья. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским. Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное – воспитание.
    Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многим другим замечательным качествам, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях. Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что, между прочим, потребовало немалого мужества и самостоятельности. Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и подлинные интересы.
    А быть может, Софья и вовсе не выбирала своего героя – просто, как это было у: Татьяны, «пора пришла – она влюбилась», только Софье, в отличие от пушкинской героини, еще меньше повезло с избранником.
    Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы» Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явлениям жизни. И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случилось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

  7. Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
    Тот сватался — успел, а тот дал промах.
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    А. С. Грибоедов
    В памяти нескольких поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Столь необычная, редкая, хотя и повторяющаяся время от времени писательская судьба, всегда связана с выдающимся, из ряда вон выходящим успехом “единственного” произведения. Этим единственным произведением писателя является комедия “Горе от ума”.
    Известно, что пьеса стала самым репертуарным спектаклем русского театра. И не смолкавшие на протяжении всей второй половины XIX века споры о том, в каких костюмах — современных или исторических — следует играть грибоедовских героев, доказывает актуальность пьесы. На протяжении XIX века сатирическое содержание “Горя от ума” не теряло своей злободневности, а герои Грибоедова впоследствии свободно перешагнули порог фамусовского особняка и продолжали жить по новым законам, старея с годами (как стареют живые люди) и возрождаясь в новых поколениях, в потомках Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и прочих представителей фамусовского общества. Чем же объясняется такое долгожительство комедии?
    Ответ на этот вопрос прост. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность такой, какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметив черты, определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его “антиподов”.
    “Антиподы” Чацкого — это гости Фамусова, “тузы”, как они гордо себя зовут, “цвет” Москвы. Может быть, это уважаемые государственные мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему Отечеству? Ничуть не бывало. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Одной из самых уважаемых представительниц фамусовского общества является Татьяна Юрьевна,
    потому что она
    Балы дает нельзя богаче,
    От рождества и до поста,
    И летом праздники на даче.
    Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить,
    Фамусов говорит:
    Он не то на серебре,
    На золоте едал, сто человек к услугам;
    Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.
    Богатство — это главный критерий, по которому они с распростертыми
    объятиями примут в свое общество:
    Будь плохонький, но если наберется
    Душ тысяч две родовых,
    Тот и жених.
    Протекционизм тоже играет не последнюю роль в жизни этих людей. Связи помогают им вершить дела, делать карьеру. Здесь выругают только “родного человечка”, а в гости ездят к Татьяне Юрьевне потому, что
    Чиновные и должностные
    все ей друзья и все родные.
    Есть еще и другой способ сделать карьеру. Фамусов рассказывает с восторгом о Максиме Максимовиче, вельможе, который добился места при дворе, не проявив никаких талантов в работе, но угождая императрице (“отважно жертвовал затылком”). Полковник Скалозуб тоже получил орден и ждет производства в генералы, не свершив никаких подвигов на поле битвы, а потому, что
    Вакансии как раз открыты;
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    Понятно, что работа совершенно не занимает московских дворян. Тогда, может быть, они интересно проводят свой досуг? Зайдем в дом Фамусова или любой другой дом богатого вельможи. Здесь всегда много гостей. Но чем они занимаются? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Видимо, очень неинтересная и скучная у них жизнь, если они с таким удовольствием ухватились за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого! Слух мгновенно разнесся по всем комнатам, сплетню подхватили и разносят люди, которые даже не видели Чацкого.
    Гости Фамусова не читают книг и газет, не ходят в театры, не спорят в своем кругу на злободневные темы. Для них новые идеи и явления жизни не только неприемлемы, но и непонятны. Особенно враждебно эти люди относятся к просвещению:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Книги Фамусов считает главной причиной всех неприятностей, поэтому призывает уничтожить всю эту “заразу”. “…Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь”. Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, родной стране. На первый взгляд, они критически относятся ко всему иностранному:
    А все Кузнецкий мост и вечные французы,
    Откуда моды к нам и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец! —
    говорит Фамусов. Но это только слова. На деле наш противник всего иностранного нанимает для дочери гувернантку-француженку, на балу в его доме мы замечаем “тоску и оханье, и стон” по Франции. Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об “особом отпечатке на всех московских”. Да, этот отпечаток есть. Но он, по-моему, с французским оттенком. Потому что девицы из окружения Фамусова поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад (Мария — Мими, Катерина — Катишь). В их домах всегда
    Дверь отперта для званых и незваных,
    Особенно для иностранных.
    Зато русских людей ниже себя званием и богатством они презирают:
    Ах! матушка, не довершай удара!
    Кто беден, тот тебе не пара.
    Таковы нравы фамусовской Москвы. И мы видим резко отрицательное отношение Грибоедова к людям, постоянно собирающимся у Фамусова. Многие из них — Скалозуб, Тугоуховская, Молчалин, Хлестова — хотя и носят в духе старой комической трагедии нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Они отвратительны и смешны не потому, что их сделал такими автору, а потому что они таковы в самой действительности.

  8. Тема: – Фамусовская Москва

    В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова. Москву, изображенную в комедии “Горе от ума”, не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, “века нынешнего” и “века минувшего”, строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой. Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой “набор” достоинств может быть осужден? Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед “мундиром” и чинами. Где же правда? Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого? Пьеса Грибоедова построена таким образом, что “фамусовские” персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – “и награжденья брать и весело пожить”. Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого. Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – “французского с нижегородским”. Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без “ужимки”. Современность? Да, и в Москве есть независимость мысли, “и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!” Но при этом “чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!” Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – “при мне служащие чужие очень редки…” А ведь перед нами новая, “послепожарная”, Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… “Дома новы, но предрассудки стары…” Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые “ешь три часа…”, баре, меняющие верных слуг на “борзые три собаки”; а главное – неистребимая вражда к “свободной жизни” и презрение к своему народу. В армии карьеризм вытесняет стремление служить России; скалозубы получают чины, а люди типа Чацкого уходят в отставку. В государственном аппарате торжествуют молчалины, для которых свято лишь мнение своего начальника. “Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!” – иронично отвечает Чацкому Софья. Может быть, в этих словах есть доля истины. Москва в изображении Грибоедова именно “фамусовская” Москва, город, о котором в комедии действительно не говорится ничего хорошего. Но Грибоедов и не ставил своей целью всесторонний показ бывшей столицы. Москва для Грибоедова – противник тех ценностей, которые были ему дороги. Да, есть в Москве своя поэзия, свое обаяние, но та цель, ради достижения которой писа-лась комедия, не требовала от автора лирики челове-ческих отношений. Свою же задачу Грибоедов выпол-нил блестяще. Фамусовская Москва остается в памя-ти читателя как оплот консервативной России, как город, чья жизнь требует решительного обновления.

  9. Автор: Грибоедов А.С.
    Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время. После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа.
    Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва?
    Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров.
    С тех пор дороги, тротуары,
    Дома и все на новый лад.
    Но при этом Чацкий спрашивает:
    Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
    А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились.
    Дома новы, но предрассудки стары.
    Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового.
    Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
    И об правительстве иной раз так толкуют,
    Что если б кто подслушал их… беда!
    Не то, чтоб новизны вводили, – никогда,
    Спаси нас Боже!
    Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов.
    Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером.
    Не надобно иного образца,
    Когда в глазах пример отца.
    …………………………………
    Монашеским известен поведеньем!..
    Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей.
    Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
    Она не родила, но по расчету
    По моему: должна родить…
    Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ:
    Грех не беда, молва не хороша.
    Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета».
    Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович. Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб». Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате
    он не то на серебре,
    На золоте едал; сто человек к услугам;
    Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
    В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве.
    Я вашу партию составил: мосье Кок,
    Фома Фомич и я.
    ………………………………..
    Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка!
    Я гладил все его; как шелковая шерстка!
    За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе.
    Спасибо, мой дружок.
    ………………………….
    Спасибо, мой родной.
    А Антон Антоныч Загорецкий ?
    человек он светский,
    Отъявленный мошенник, плут:
    Антон Антоныч Загорецкий.
    При нем остерегись: переносить * горазд,
    И в карты не садись: продаст.
    Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею
    В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа:
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку!..
    Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные».
    Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование.
    Я вас обрадую: всеобщая молва,
    Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
    Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
    А книги сохранят так: для больших оказий.
    Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами.
    ……………… басни – смерть моя!
    Насмешки вечные над львами! над орлами!
    Кто что ни говори:
    Хотя животные, а все-таки цари.
    Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято.
    Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий
    Господствует еще смешенье языков:
    Французского с нижегородским?
    Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве.
    Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
    Своя провинция.
    Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье:
    ……… мне и сестре Прасковье
    Двоих арапченков на ярмарке достал;
    Купил, он говорит, …..
    У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!»
    Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…»
    Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …»
    Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы.
    Умеют же себя принарядить
    Тафтицей, бархатцем и дымкой, *
    Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;
    Французские романсы вам поют
    И верхние выводят нотки, …
    Это тоже способ добиться первенства.
    Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!»
    Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос :
    Как все московские, ваш батюшка таков:
    Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
    ……………………………………………………
    И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;
    Вот, например, полковник Скалозуб:
    И золотой мешок, и метит в генералы.
    Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает:
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых, –
    Тот и жених.
    Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями.
    В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями. Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме. Воистину «злые языки страшнее пистолета»!
    Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии.
    Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!»
    Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова.
    Вон он на цыпочках, и не богат словами;
    ……………………………..
    Молчит, когда его бранят!
    Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия.
    Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям
    Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию. Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом. Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает:
    Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    …………………………………………..
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Фамусовское общество губит ростки свободомыслия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *