Сочинение на тему моя адыгея 7 класс

6 вариантов

  1. Сочинение  ученика 9 «А» класса Нагоева Амира (2011 г.)
    Я И МОЯ РЕСПУБЛИКА.
    На живописных склонах Кавказа расположилась Республика Адыгея.
    Адыгея – многонациональная республика. Здесь живут адыги, русские, армяне, греки и другие национальности. На протяжении многих лет республика является местом межнационального согласия и добрососедства.
    Природа Адыгеи – это величественные горы, бурные реки, ставшие местом международных соревнований по рафтингу, плодородные равнины, заповедные места. Много туристов из разных регионов России и Зарубежья приезжают к нам полюбоваться великолепием нашей природы.
    Столица Республики Адыгея – город Майкоп. Мой любимый город  славится чистотой и своими зелеными насаждениями. Здесь много мест культурного отдыха и архитектурных сооружений.
    Майкоп считается студенческим городом. У нас два высших учебных заведения и несколько – среднего специального образования.
    Культуру народа представляют государственные ансамбли «Нальмес» и «Исламей». Воспитанники наших спортивных школ прославляют нашу республику. В их числе олимпийский чемпион С. Алиференко и выдающийся батыр М. Хасанов.
    Все жители республики во главе с А.К. Тхакушиновым  делают все, чтобы мы жили хорошо и наша республика процветала.
    Я горжусь тем, что родился и живу в этой республике, учусь в Адыгейской республиканской гимназии.

  2. Дорогие друзья, здравствуйте! Я новичок на этом сайте. Зовут меня Светлана. Пользуясь возможностью общения через портфолио, хочу познакомить вас с моей родной республикой и пригласить вас в гости. Моя республика очень многонациональная, дружная, мирная, красивая, гостеприимная и солнечная. Это моя Адыгея!
    Адыгея- Родина моя!
    Уголок страны привольной нашей.
    Глянешь – вся в цвету твоя земля,
    Кажется, что нет на свете краше! (А. Гадагатль).
    Прекрасна моя Адыгея! Как красивы ее высокие горы, бескрайние плодородные поля, быстротечные реки, мужественны, стройны и красивы ее сыны.
    Моя песня- сестра синих гор и полей,
    Сердцу милые с детства края.
    Я родился и рос в колыбели твоей
    Адыгея родная моя! (С. Яхутль).
    Многообразна природа Адыгеи. Это один из самых живописных уголков Кавказа. Адыгея с Кавказских гор дышит свежестью, а поля сверкают золотом и серебром. Красота заснеженных вершин, цветущих садов, вечнозеленых лесов, доброжелательность и приветливость народа делают Адыгею одной из жемчужин России. Здесь более ста народов живут в дружбе и взаимопонимании. Адыгея является образцом мира и стабильности на Северном Кавказе, где успешно решаются социальные, экономические и национальные проблемы.
    В Адыгее все ценят дружбу.
    Здесь тебе скажут: «Не в службу, а в дружбу».
    Это многое значит и вправду,
    В дружбу верную ты поверишь сразу.
    Приезжайте в Адыгею!
    Всех вас приглашаю
    Побывать в добрый час,
    Хлебом-солью встретят вас.
    Дружбу крепкую предложат,
    Плечо сильное подставят.
    Здесь дружба дружбою зовется,
    Когда эхом в сердце отзовутся
    И сочувствие, и преданность, и счастье.
    И будут с тобой делить и печаль и радость.
    Здесь твой друг тебе будет верен,
    Очень скромен и предельно честен.
    И с ним никогда не узнаешь невзгоды,
    Одолеешь все бури и непогоды.
    Адыгские песни и танцы,
    Древняя святость традиции,
    Гордые и здравые нравы
    Полные чести, дружбы и славы.
    Этой осенью мой народ будет отмечать 20-летие Республики. Адыгея – мой родной край, моя малая Родина! Хорошеет и процветает Адыгея с каждым днем. Трудолюбивые и умные руки украшают нашу землю, щедро одаренную природой. Люди, преумножающие ее славу, трудятся во благо республики, мечтают, растят детей, уважают почтенную старость, поют песни о счастье и дружбе, о мире, без которого свет солнца не может быть ярким.
    Удивительно красивы адыгейские традиции и обычаи. В них частичка души каждого адыга. Как не уважать те добрые и славные традиционные ритуалы, которые извещают о рождении новой семьи, нового человека, о завершении строительства нового жилого дома и многие другие!
    Моя Адыгея – край дорогой!
    Моя Адыгея – я сердцем с тобой.
    Моя Адыгея – рай земной!
    Моя Адыгея – ты вечно со мной!
    Столица Адыгеи – город Майкоп. Очень уютный, красивый и чистый город, расположенный на берегу горной реки Белой. Прямые и широкие улицы, много зеленых насаждений, современные и красивые здания, много культурно-развлекательных центров, учебных заведений, прекрасные места отдыха, спортивные залы. Адыгея славится своими знаменитыми спортсменами в различных видах спорта. В Майкопе очень много студентов из разных субъектов России и из зарубежных стран. Его называют молодежно-студенческим городом. Помимо учебы все студенты имеют возможности заниматься своими любимыми делами ( танцы, шитье, пение, спорт и т.д.). Для этого во всех учебных заведениях организованны кружки, секции, группы, созданы целые коллективы, объединяющие молодых людей по интересам.
    Культурный облик республики определяют Драмтеатр имени А. С. Пушкина, республиканская филармония, Республиканский симфонический оркестр, множество самодеятельных художественных коллективов, Государственный ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», Государственный ансамбль народной песни и танца « Исламей», детский ансамбль народного танца «Зори Майкопа».
    Нельзя рассказать об Адыгее не упомянув всем известное плато Лаго-Наки, знаменитые пещеры со множествами залов, горные ущелья и каньоны, облюбованные местными жителями и туристами, шикарные водопады, дольмены, которые есть только в этих местах, богатейший и прекрасный животный мир и тропа, которая ведет туристов к Черному морю пешком через горы.
    Об Адыгее, о ее природе и ее прекрасных людях, можно рассказать бесконечно. Ее история очень богата и объемна, а природа безгранична. Но я решила сегодня сделать такой маленький обзорный экскурс, поэтому для более глубокого знакомства могу пригласить в гости. У нас каждый дом открыт для гостей, все рады гостям, и сердца для гостей распахивают. Так ведется исстари. А если нужно, то я буду только рада писать еще и еще о моей прекрасной и родной Адыгее. Добро пожаловать!
    Упоительная свежесть утреннего воздуха,
    Слепящая белизна горного снега,
    Калейдоскоп окрестностей живописных,
    Все это природа края родного.
    Глаза закроешь и представишь:
    «Как до солнца ты достанешь,
    До голубого неба взлетишь,
    Над полями и лесами воспаришь,
    Всю красоту Адыгеи поглядишь».
    Ни с чем не сравнятся эти сказочные горы,
    Долины, равнины, минеральные воды,
    Теплое море, здравницы, курорты-
    Все это щедрость и красота природы.
    В восторге говорю я вам друзья:
    «Это райский уголок божьего творенья,
    Возбуждающий чувства и вдохновения!
    Чудесные и богатые наши края!».
    Спасибо всем за внимание к моему письму. Светлана.
    P.S. Неотмеченные стихотворные строки собственного сочинения.
    v

  3. Плечо сильное подставят.
    Здесь дружба дружбою зовется,
    Когда эхом в сердце отзовутся
    И сочувствие, и преданность, и счастье.
    И будут с тобой делить и печаль и радость.
    Здесь твой друг тебе будет верен,
    Очень скромен и предельно честен.
    И с ним никогда не узнаешь невзгоды,
    Одолеешь все бури и непогоды.
    Адыгские песни и танцы,
    Древняя святость традиции,
    Гордые и здравые нравы
    Полные чести, дружбы и славы.
    Этой осенью мой народ будет отмечать 20-летие Республики. Адыгея – мой родной край, моя малая Родина! Хорошеет и процветает Адыгея с каждым днем. Трудолюбивые и умные руки украшают нашу землю, щедро одаренную природой. Люди, преумножающие ее славу, трудятся во благо республики, мечтают, растят детей, уважают почтенную старость, поют песни о счастье и дружбе, о мире, без которого свет солнца не может быть ярким.
    Удивительно красивы адыгейские традиции и обычаи. В них частичка души каждого адыга. Как не уважать те добрые и славные традиционные ритуалы, которые извещают о рождении новой семьи, нового человека, о завершении строительства нового жилого дома и многие другие!
    Моя Адыгея – край дорогой!
    Моя Адыгея – я сердцем с тобой.
    Моя Адыгея – рай земной!
    Моя Адыгея – ты вечно со мной!
    Столица Адыгеи – город Майкоп. Очень уютный, красивый и чистый город, расположенный на берегу горной реки Белой. Прямые и широкие улицы, много зеленых насаждений, современные и красивые здания, много культурно-развлекательных центров, учебных заведений, прекрасные места отдыха, спортивные залы. Адыгея славится своими знаменитыми спортсменами в различных видах спорта. В Майкопе очень много студентов из разных субъектов России и из зарубежных стран. Его называют молодежно-студенческим городом. Помимо учебы все студенты имеют возможности заниматься своими любимыми делами ( танцы, шитье, пение, спорт и т.д.). Для этого во всех учебных заведениях организованны кружки, секции, группы, созданы целые коллективы, объединяющие молодых людей по интересам.
    Культурный облик республики определяют Драмтеатр имени А. С. Пушкина, республиканская филармония, Республиканский симфонический оркестр, множество самодеятельных художественных коллективов, Государственный ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», Государственный ансамбль народной песни и танца « Исламей», детский ансамбль народного танца «Зори Майкопа».
    Нельзя рассказать об Адыгее не упомянув всем известное плато Лаго-Наки, знаменитые пещеры со множествами залов, горные ущелья и каньоны, облюбованные местными жителями и туристами, шикарные водопады, дольмены, которые есть только в этих местах, богатейший и прекрасный животный мир и тропа, которая ведет туристов к Черному морю пешком через горы.
    Об Адыгее, о ее природе и ее прекрасных людях, можно рассказать бесконечно. Ее история очень богата и объемна, а природа безгранична. Но я решила сегодня сделать такой маленький обзорный экскурс, поэтому для более глубокого знакомства могу пригласить в гости. У нас каждый дом открыт для гостей, все рады гостям, и сердца для гостей распахивают. Так ведется исстари. А если нужно, то я буду только рада писать еще и еще о моей прекрасной и родной Адыгее. Добро пожаловать!
    Упоительная свежесть утреннего воздуха,
    Слепящая белизна горного снега,
    Калейдоскоп окрестностей живописных,
    Все это природа края родного.
    Глаза закроешь и представишь:
    «Как до солнца ты достанешь,
    До голубого неба взлетишь,
    Над полями и лесами воспаришь,
    Всю красоту Адыгеи поглядишь».
    Ни с чем не сравнятся эти сказочные горы,
    Долины, равнины, минеральные воды,
    Теплое море, здравницы, курорты-
    Все это щедрость и красота природы.
    В восторге говорю я вам друзья:
    «Это райский уголок божьего творенья,
    Возбуждающий чувства и вдохновения!
    Чудесные и богатые наши края!».

  4. This summer I travelled with my parents to Adygea. Adygea is a small republic within the Russian Federation. It is not far from Sochi, but has no outlet to the Black Sea.
    There are the Caucasian mountains In Adygea. In these places, they reach the height of more than 2500 meters above the sea level. The mountain peaks are covered with snow. In July, my parents and I played snow balls in the top of the mountain.
    In summer snow melts and cold currents run from the mountains. I swam in a mountain’s stream. The water was very cold and fresh. We drank water from a mountain river. It was very tasty andpure! I saw trout jumping, but we didn’t catch fish.
    The mountain slopes were covered with a green carpet of grass and flowers. I saw a lot of unusual flowers: yellow lilies, white edelweisses, violets. In the mountains you can admire beautiful waterfalls.
    There are beautiful forests in Adygea. In the forest, I gathered berries and mushrooms. In the forest we had a wonderful meeting! We met a she-bear with her bear-cubs. The nature of these places is untouched with civilization.
    Adygea is rich in colours, sunshine and hospitable people. My mother took a lot of pictures. Adygea is a fairyland!
    Летом я вместе с моими родителями был в Адыгее. Адыгея – маленькая республика в составе Российской Федерации. Она находится недалеко от Сочи, но не имеет выхода к Черному морю.
    В Адыгее есть Кавказские горы. В этих местах они достигают высоты более 2,5 тысяч метров над уровнем моря. Вершиныгор покрыты снегами. В июле я с моими родителями играли в снежки на вершине горы.
    Летом снега тают, и с гор бегут холодные бурные реки. Я купался в горной речке. Вода очень холодная и свежая. Мы пили воду из горной реки. Она очень вкусная и чистая! Я видел прыгающую форель, но мы не ловили рыбу.
    Склоны гор покрыты зелёным ковром травы и цветами. Я видел много уникальных цветов: желтые лилии, белые эдельвейсы, фиалки. В горах можно полюбоваться красивыми водопадами.
    В Адыгее есть великолепные леса. В лесу я собирал ягоды и грибы. В лесу мы имели удивительную встречу! Мы встретили медведицу с медвежатами. Природа в этих местах не тронута цивилизацией.
    Адыгея богата красками, солнечным светом и гостеприимными людьми. Моя мама сделала много фотографий. Адыгея – волшебная страна!
    Copyright © Russian centres of City and Guilds, 2011-2012

  5. Адыгея – наш общий дом.
    Мой край родной, моя земля,
    Твои просторы плодородны.
    Здесь все народы так дружны:
    И радость делят и невзгоды.
    Будь русский ты, адыг иль грек,
    Мы просим всех проникновенно:
    Любите край наш дорогой
    До боли в сердце – незабвенно.
    Адыгея – мой родной край, моя малая Родина!
    Когда человек появляется на свет, он вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину!
    Родина это то, что не выбирают по своему вкусу и желанию как не выбирают себе родную мать!
    Адыгея – восхитительно красивый, цветущий уголок земли. Расположена на живописнейших северных склонах Кавказского хребта, спускающихся к плодородной Кубанской равнине. Этот уголок земли это моя  судьба, моя  малая родина.
    В этом прекрасном уголке земли  переплелись живописная красота природы и духовная красота народа, гордого своим древним происхождением и национальной культурой.
    Моя Адыгея удивительна и прекрасна и не оставляет никого равнодушным. Величественные горы в белоснежных папахах вечных снегов, горные склоны, покрытые могучими лесами, широкие степи, реки и озера, прохладные рощи и прозрачные родники, огромные деревья, редкие растения – так щедро одарила природа мою любимую малую родину. Меня не перестают восхищать ее красоты.
    1
    Но самое главное богатство заключается в людях, живущих на территории Адыгеи, одной  дружной семьёй – люди разных национальностей – адыги, русские, украинцы, курды, армяне, турки, татары, греки  и многие другие. Они приехали к нам из разных стран и республик. Но, несмотря на то, что в Адыгее проживает такое количество людей разных национальностей, мы живем в мире, дружбе и согласии.
    А все ли люди хотят дружить? Что содействует укреплению мира и дружбы? Желание действовать вместе, так как нас много, а Кавказ один. Люди разные, но все они доброжелательные и живут  мирно со своими соседями.
    Нет народов первого, второго сорта. Многие из них родились на этой земле, и по праву считают Адыгею своей родиной. Все они вместе составляют многонациональный дружный народ Республики  Адыгея.
    У меня в сознании человечность, людская любовь, не знающая национальных, расовых границ. С самого детства меня учат  проявлять уважение к истории, самобытности других народов, проживающих на территории нашей республики.
    Многонациональный дружный народ  Адыгеи вынесла вместе  все тяготы Великой Отечественной войны, внесла свой вклад в победу, ставшую для всех граждан праздником. Плечом к плечу сражались русские, адыгейцы, представители других национальностей.   Мы многим обязаны нашим ветеранам. Дорогой  ценой было завоевано счастье. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле.
    Культура наших предков, любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими призывают нас.  Мы жители должны беречь Адыгею и гордиться, что родились именно здесь.  Должны  бережно  относиться  к  духовному  наследию  своей  Родины,  преумножать  богатства  её  и  передать  их  будущим  поколениям.  Я считаю, что каждый человек должен постараться сделать что – то полезное
    2
    для своей Родины. И тогда будет мир! Конечно, я очень радуюсь, что живу на мирной  земле. Ведь только в мирной обстановке я могу спокойно ходить в прекрасную школу учиться, заниматься любимым делом, быть с родными рядом.
    Недаром говорят, что Кавказ – это колыбель человеческой культуры. Хочется верить, что так будет всегда. Ведь любить свою республику – значит, любить её народ. У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Много их и у адыгского народа. Одна из лучших традиций адыгов – уважение к старшим. Эта традиция прививается детям с раннего детства.
    Гостеприимство – национальная черта моего народа. Гость любой национальности и любого вероисповедания мог рассчитывать на одинаково радушный прием хозяина. Традиции гостеприимства адыгов уходят в глубину тысячелетий, и является одним из любимейших почитаемых в народе обычаев. Все красоты республики привлекают огромное количество туристов со всего мира, и с каждым годом их становится все больше и больше. Множество прекрасных водопадов и рек просто завораживают своей красой, а леса, ущелья, луга  и  горы республики заманивают туристов для их исследования и наслаждения изысканными видами. Моя родина является уникальным местом, где одновременно сочетаются вековые традиции и растущий прогресс. Приехав сюда, вы сможете почувствовать себя частью уникальной природы, и на время освободится от суеты и тревог и полноценно отдохнуть. Гость является священным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Здесь живут люди добрые, гостеприимные, трудолюбивые, всех радушно встречают, угощают. И далеко не всегда кто-то мог с ними тягаться в умении достойно и красиво встретить гостя.
    По моему мнению, только уважая старших можно самому достичь почёта и
    3
    уважения в обществе. Нам, ещё совсем маленьким гражданам, дано восхищение, но скоро мы должны стать теми, кто не только приукрашает нашу  республику, но и прославляет его реальными делами.     Такой красивой и необъятной родины нет ни у кого, только у жителей нашей республики. У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дом –  Республика Адыгея. Чувства дружбы и взаимоуважения мы должны передавать следующим поколениям, уважать свою землю, народ, своих соседей, как преумножать то, что есть на этой земле. Это наш общий дом, который необходимо всячески оберегать, лелеять и преумножать. Мир , согласие и дружба-главные ценности на нашей благодатной земле! Наши предки завещали нам уважать старших, слушать друг друга, избегать позора.
    Адыгея славится своими людьми — тружениками. Трудолюбивые и умные руки украшают нашу землю, щедро одаренную природой. Люди, преумножающие ее славу, трудятся во благо республики, мечтают, растят детей, уважают почтенную старость, поют песни о счастье и дружбе, о мире, без которого свет солнца не может быть ярким.Что заставляет меня еще больше любить, уважать и ценить родину – выдающиеся поэты и писатели, композиторы, ученые, художники и модельеры,  спортсмены, известные не только на территории нашей республики, но и по всей стране. Они подают прекрасный пример для нас молодежи и доказывают, что не место красит человека, а человек место. Их многочисленные заслуги очень вдохновляют подрастающее поколение. Мне хочется уделить больше внимания культуре и искусству. Ведь именно через культуру, в первую очередь, нас узнают по всему миру. Увидев нашу культуру, невозможно не влюбиться в Адыгею. Наши танцы, песни, стихи, поэмы, рассказы, картины — все они передают красоту и необыкновенность моего народа. Удивительно красивы адыгейские традиции и обычаи. В них частичка души каждого адыга. Как не уважать те
    4
    добрые и славные традиционные ритуалы, которые извещают о рождении новой семьи, нового человека, о завершении строительства нового жилого дома и многие другие.
    И в заключение я хочу сказать, что каждый человек на земле должен гордится тем местом, где он родился и вырос. Я люблю свою родину, и всегда буду к ней относится с любовью и благодарностью.
    Чесебий Ю.
    5

  6. Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка
    и литературы
    Учитель
    Русского языка и литературы
    Нагоева Фатима Рустемовна
    2016 год
    Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание  вместе с ней ее счастливых и её несчастных дней.
    А.Н. Толстой
    Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», – Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, – «любитель отечества, ревнитель о благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
    Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери». Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
    Я работала в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева», где преподавала уроки адыгейского языка и литературы.
    Огромная  роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю адыгейского языка литературы.
    В содержании предмета «Адыгейский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, изложения, диктанты, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
    В процессе воспитания патриотизма на уроках адыгейского языка используются следующие методические приемы:
    1.Беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.
    2. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.
    3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
    4. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
    Воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, одновременно я решала и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Процветай, моя Россия», «Моя Родина», «Этих дней не смолкнет слава», «Символы страны любимой» и дидактические материалы.
    Например, я использовала авторские стихотворения:
    Люблю тебя, моя Россия!
    Россия, жизнь моя!
    Люблю тебя, Родина моя!
    Пусть с каждым годом лучше,
    Цветёт моя Россия.
    Российский герб и флаг державный,
    Символы России.
    Пятисот лет тому назад,
    Появился наш герб красивый.
    На гербе, Орёл,
    Поднявший вверх распущенные крылья,
    Да не простой – двуглавый, золотой,
    Символ небесной силы.
    А флаг России – триколор,
    Полотнище в три цвета!
    Верхний белый цвет,
    Чище цвета в мире нет.
    Средний синий – преданность и честь.
    Нижний красный, мужество и красота,
    В нём яркой полосой, страна наша воспета.
    В середине августа день рождения у флага!
    Символы страны любимой,
    Помните всё время!     (Нагоева Ф.Р.)
    В адыгейском языке есть слово «хабзэ». Объединяя одновременно такие качества и черты личности, как гуманность, доброта, самоотверженность, преданность своему народу, честность и другие, это слово по сути дела выражает идеал нравственности.
    В адыгском фольклоре представлены многочисленные притчи, посвящённые таким моральным нормам как патриотизм, справедливость, правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и забота о них и так далее. В притчах о правдивости и честности герои, обладающие этими и другими высокими нравственными качествами, достигают благополучия, успеха в жизни, пользуются почётом в обществе. Нечестные люди, наоборот, неуважаемы, они наказываются.
    Герои многих фольклорных произведений – это люди, наделённые высокими нравственными качествами. Эти качества наиболее ярко проявляются в их борьбе за добро и справедливость, в помощи угнетённым и обездоленным. Такие люди готовы жертвовать собою во имя счастья и благополучия угнетённых. Они беспощадны к феодалам, ко всем тем, кто присваивает чужой труд, кто проявляет деспотизм и жестокость. Бескорыстные и мужественные защитники народа пользовались уважением у народа.
    Чувство патриотизма народ связывал с национальным достоинством, что означает ответственность перед народом за своё доброе имя, недопустимость поведения, порочащего нацию, оскверняющего священную память о достойных сынах своего народа. Г.Н. Волков отмечает, что в народной педагогике «национальное достоинство означает быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов, достойно представляя свой народ среди них. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения».
    Нравственный идеал совершенной личности у адыгского народа включает в себя добродетель, постоянное стремление к добру. В поведении героев народного эпоса добро выступает критерием оценки положительных действий, поступков. В понятие добра народ включает свои наиболее общие интересы, устремления, действия, заслуживающие доверие.
    В фольклорных произведениях народа показано, что патриотизм органически связан с национальной гордостью. Человек без Родины в фольклоре сравнивается с камнем, сорвавшимся со скалы в пропасть:
    Серый камень со скалы сорвался,
    Серый камень в пропасти остался.
    На скалу родную словно птица
    Не взлетит он и не возвратится.
    Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
    В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли неистинный патриотизм?
    Адыги издавна отличались трудолюбием. Детей своих воспитывали в духе трудолюбия, приучали их к физическому труду, вырабатывали у них навыки обрабатывать землю, сено, плотничать, заниматься садоводством. Девочек приучали к вышиванию, к приготовлению пищи, к умению ухаживать за гостем. Сообразно образу жизни адыгов, отношению к труду, выработке трудовых навыков создавались пословицы и поговорки, которые воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение к труду, брали на вооружение знания, которые способствовали бы совершенствованию умений, мастерства в изготовлении предметов, вещей и так далее.
    Например, в 7 классе при повторении темы «Правописание букв – чъ и ч1, жъ, жь, жъо и жъу, ш1 и шъ, цу и ц1, гъ, гъо, гъу» вначале записываем пословицы:
    «Ч1ыр куоу зыжъорэм игъажъо къажъо» (Кто глубоко пашет землю, у кого кипит просо (т.е. очень много).
    «Ц1ыфым ыуасэр ылэжьыгъэр ары» (Человек стоит того, что он заработал).
    «Умылажьэмэ пшхын бгъотыщтэп» (Не поработаешь без еды останешься).
    «1офым ыгъэл1агъэ щы1эп» (От работы никто не умирал).
    «Игъом пш1эрэр тхъагъо» (То, что сделано вовремя, удовольствие).
    Прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:                                                                                        – Чему учат эти пословицы?                                                                                                                         – Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?
    Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
    _____________________
    ? Азашикова З.З. Адыгская педагогическая культура о воспитании подрастающего поколения – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. – с.12-13.
    Одна из важнейших сторон патриотического воспитания –
    воспитание любви к родной природе.
    Адыгея моя!
    Край родной, дорогой.
    Над тобою, птицы летят,
    Песнь поют об адыгском народе,
    Как джигит воевал, отбивая врагов,
    Защищая тебя, родная моя!
    Мой гость дорогой!
    Послушай, как в Адыгее поёт природа:
    Плодоносят долины, ручьи журчат,
    Слышишь, мелодию дивную!   (Фатима Нагоева)
    Задача учителя адыгейского языка и литературы – развить интерес и любовь к родной природе. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его.  Потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.
    В упражнениях учебников, методических пособий для 6- 9 классов много текстов, темой которых является описание природы, – это отрывки из произведений И.Машбаша, Т.Керашева, А.Хаткова и многих других.
    Работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Адыгея моя», «Послушай, как в Адыгее поёт природа», «Цветёт моя Россия». Такие сочинения бывают очень интересными.
    Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять её, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.
    Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Тема, над которой я работаю, – «Воспитание патриотизма, гражданственности  на уроках адыгейского языка и литературы», – позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки как филологические, так и связанные с изучением других предметов. Перед учителем литературы и адыгейского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:
    -формировать у детей любовь и преданность Родине;
    -развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
    -воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
    -формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;
    -развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
    Историко-краеведческая работа.
    Целям воспитания патриотизма, гражданственности и национального самосознания подчинена и историко-краеведческая работа, которую я провожу с учащимися во внеурочное время.
    Начала свою работу  историко-краеведческую с сентября 2012 года. Работая в этом направлении, я решила, что получение любых знаний о родной республике – это активный процесс превращения его богатств в собственное внутреннее богатство.
    Изучение курса «Краеведение» открывает большие возможности для приобщения учащихся к самостоятельному углубленному чтению произведений о земле, на которой они живут и о людях, прославивших свою республику. А главное то, что этот курс приобщает ребят к поисковой работе, пробуждая у них интерес к замечательным произведениям искусства, созданным их земляками. Планирование работы предусматривает посещение учащимися концертов, спектаклей в театрах, просмотры фильмов, поездки и экскурсии по городу, району, республике и России.
    Хоть опыт и маленький,  но он показал, что всё это способствует пробуждению у школьников стойкого интереса к истории своего района, республики, страны.
    Данные мероприятия разнообразны:
    – экскурсии в историко-краеведческие музеи;
    – знакомство с историко-архитектурными памятниками города и республики;
    – изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев;
    – встречи с выдающимися земляками, деятелями искусства;
    – оформление стенгазет «История Шовгеновского района», «К родной республике с любовью»;
    – конкурсы чтецов;
    Экскурсии пользуются особой любовью детей. В ходе экскурсии происходит:
    -обогащение знаний учащихся;
    -установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
    -развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности.
    Задачи историко-краеведческой работы в школе заключается в том чтобы  познакомить обучающихся с историей и современностью родной республики в увлекательной для них форме – экскурсии, краеведческие походы и др. Знание историй своей республики обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
    Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы народных праздников, мне удаётся познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием прошлого. Очень важно для меня добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. На классных часах и других внеклассных мероприятиях я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства и людям, кто посвятил служению им всю свою жизнь. Я, прежде всего, думаю  о военных, так как этот образ всегда был для меня связан с понятиями мужества, отваги, смелости и находчивости.
    Вот моя концепция и направлена на то, чтобы успеть!
    Успеть оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных интересов. Познакомить с историей Российской, Республиканской Государственной символикой.
    Успеть воспитать духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся.
    Успеть организовать психологически комфортную ситуацию для самооткрытия и творческого самовыражения учащихся, проявлению их фантазии.
    Успеть привить любовь к родной природе.
    Успеть показать красоту и богатство адыгейской литературы.
    Успеть на уроках адыгейского языка и литературы закреплять понятия гражданственности и патриотизма, используя тексты программных художественных произведений и произведений регионального компонента.
    Патриотизм у адыгов проявляется на протяжении многих столетий, он очень ярко проявляется и сейчас, в период возрождения духовной культуры народов, в период консолидации с зарубежными адыгами. Об этом свидетельствуют мысли, заключённые в пословицах и поговорках. Например, Чылэ чылэ нахьи тичыл. – Аул аулом, а свой – в первую очередь (т.е. защищать в первую очередь свой аул, гордиться им); Хэкум емык1у къылъысымэ, псэемыблэжьэу къежь. – Если родине будет лихо, защищай её отважно; Уилъэпкъ хъон къыфэмыхь. – Не позорь свой род (т.е. защити честь своего рода, не посрами его); Хымэ хэгъэгу сыщытхъэн нахьи сихэкужъ сыщэрэл1. – Чем вольно жить на чужбине, лучше плохо жить у себя на родине; Хэку бгынэнрэ шъуз бгынэнрэ зэфэдэх. – Что оставить родину и что оставить жену – одно и то же; Хьэми икъуаджэ ыбгынэрэп. – Собака и та не оставляет свой аул (родину) (т.е. изменять родине самое большое преступление для адыгов).                                                                   В заключение хотелось бы сказать: не важно, какой ты национальности, важно чтобы ты был достойным человеком своего народа и своей нации; и заметить: что дискуссии о необходимости патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить.
    ______________________
    2 Литература. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Майкоп – 1994. Блягоз З.У. Пословицы и поговорки – зеркало адыгских традиций и обычаев. Стр.72-82.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *