Сочинение на тему ненавижу диктаторов

13 вариантов

  1. Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили.
    В данном тексте автор выдвигает такую проблему: как наследственность, гены влияют на судьбу человека.
    Данный вопрос вызывает большой интерес, заставляет задуматься о том, какую роль играет наследственность в нашей жизни. Жуховицкий в своей статье говорит об учёных, которые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов, но автор пишет, что есть ещё двадцать пять процентов, и они «куда важнее, чем неизбежные три четверти». Писатель приводит в пример Пушкина, на которого «решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели лицея и вольнолюбивые однокашники»; рассказывает о Суворове, «который сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы», став величайшим полководцем России. Жуховицкий уделяет большое внимание судьбе поэта Осипа Мандельштама и рассказывает о его жене, которая не просто сохранила в памяти сотни стихотворений мужа, но и написала о нём талантливую, поразительную книгу воспоминаний.
    Позиция автора такова: он утверждает, что главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: «призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения…, что человеческое в себе мы создаём сами». С этим нельзя не согласиться. Судьба судьбой, гены генами, а всё-таки то, как сложится жизнь, зависит от самих людей. Есть даже такое выражение: «Человек сам кузнец своего счастья». Я бы сказал чуть иначе: «Кузнец своей судьбы».
    Обратимся к примерам из художественной литературы.
    В своей автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты» писатель Максим Горький рассказывает о сложной судьбе мальчика, юноши, молодого человека. Что предрекала ему наследственность? Стать или бродягой, или красильщиком, как его дед, сапожником или чертёжником. А Алёша Пешков тянулся к книгам, к знаниям. «Всем хорошим во мне я обязан книгам», — писал Горький, уже будучи великим писателем. Человеческое в себе он создавал сам. Бродил по Руси, познавая людей, окружающий мир, природу. Всегда носил в своей котомке книги, много читал. Всё это стало его университетами. Не гены, а «двадцать пять процентов свободы» сыграли роль в становлении его личности.
    Вспомним Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Мой дед землю пахал», — говорит главный герой произведения. Отец и мать его – бедные поместные дворяне, жизнь которых немногим отличается от жизни их крепостных. А их сын? Он с гордостью говорит, что сам себя воспитал. Базаров – это сильная, независимая личность. Он занимается естественными науками, учится на врача. И, несомненно, если бы не его смерть, герой Тургенева стал бы выдающейся личностью, прославился бы как врач, учёный. Создавая образ Базарова, писатель ещё раз подчёркивает, как велика роль самого человека в строительстве своей жизни.
    В заключение хотелось бы сказать, что гены, семья, воспитание, окружение, общество, конечно, имеют большое значение в судьбе людей, но главная роль принадлежит самому человеку, и именно от него зависит то, как сложится его жизнь.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  2. Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни? Говорят, против судьбы не попрешь.
    Полный текст:
    Сочинение
    Существует множество теорий и споров о том, из чего состоит наша жизнь: из уже писаных заранее событий, или из случайных фактов, главную роль в которых играет сам человек и его решения.
    В данном тексте Леонид Аронович Жуховицкий заставляет нас задуматься над вопросом: «Предрешена ли вся наша жизнь уже с момента нашего рождения, или человек сам хозяин своей судьбы?».
    Рассуждая над проблемой, автор касается множества фактов, как и тех, что уже были подтверждены учеными, так и простых человечески домыслов. Это и многовековая вера простых людей в рок судьбы, и биологический факт о том, что на три четверти наша судьба состоит из генов, а также прочие доказательства «диктатуры гена». Однако публицист, держа во внимании все доказательства, подводит нас к тому, что ничего из этого не означает, «что…нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности». В доказательство к этому Леонид Аронович напоминает нам о судьбе Надежды Яковлевны Мандельштам, чья наследственность не вела к славе писательницы, однако замужество женщины помогло ей написать великую книгу. Эта женщина сама проложила себе нелегкую дорогу и пройти по ней смогла лишь собственными усилиями, помешать которым не был способен ни один из генов. Автор приводит в оказательство и другие доводы, однако всех их объединяет одна мысль.
    Писатель считает, что куда важнее процент свободы, чем те три четверти, которые принадлежат диктатуре гена. Эти 25% должны составлять то человеческое, за которое и стоит любить жизнь: дружба, любовь, азарт познания, радость, которое приносит человеческое общение – из всего этого и состоит счастье человека, все это должно доминировать в жизни каждого из нас и если не влиять на всю судьбу, то на все «четыре четверти» составлять сущность, характер, стиль жизни нас самих.
    Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что биологическая составляющая, безусловно, важна, она занимает немаловажную роль в принятии решений и дальнейшей судьбе человека, однако то человеческое, которое создаем мы сами, тот стиль жизни, которым мы выбираем благодаря нашим эмоциям, благодаря простым, человеческим факторам, таким как призвание, воспитание, опыт, любовь, дружба – является более важным во всех отношениях.
    Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров вырос в бедной, не очень образованной семье. Как утверждает сам Евгений, его дед «землю пахал», а герой, будучи, как и его отец, врачом, вырос умным, деятельным, образованным человеком с собственной жизненной позицией, убеждениями и мировоззрением. Крылатой стала фраза Базарова о том, что «всякий человек сам себя воспитать должен». И герой не противоречит сам себе, он знает, о чем говорит: Евгений без чьей-либо помощи развивается, совершенствуется и реализуется как врач и ученый, на своем жизненном пути он сам выбирает, где и как поступить, и в этом его гены не играют никакой роли.
    В романе Даниела Киза «Цветы для Элджернона» представлена непосредственная борьба человека со своей генетической особенностью. Главный герой, Чарли, родился с генетической болезнью и в 30 лет имел умственные способности маленького ребенка. Однако это не стало для героя преградой: он стремился к знаниями, пытался становиться умнее, он искренне хотел быть таким, как все и своим упорством и желанием заслужил, чтобы именно его выбрали для медицинского эксперимента. Позже, даже после операции, Чарли не переставал действовать и стараться, он, прилагая множество усилий, выполнял все указания врачей, пересиливал себя и становился умнее. Герой, хоть и не на всю жизнь, но смог побороть генетическую болезнь, а это значит, что в судьбе человека гены играют не самую важную роль.
    Таким образом можно сделать вывод, что в судьба человека не прописана заранее: стремясь к чему-то, каждый из нас может обойти любые жизненные передряги, повороты судьбы, сложности и проблемы, вызванные генами.

  3. Сто процентов человеческого
    (1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
    (3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три  четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определить нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    (7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    (11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчик отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    (18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
    (21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    (33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бескорыстные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
    (42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
    (По Л. Жуховицкому)
    Леонид Аронович Жуховицкий (род. В 1932 г.) – русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.

  4. Сочинение ЕГЭ по русскому языку по тексту Жуховицкого “Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили”.
    От чего зависит наша судьба? Именно этот вопрос волнует Л.Жуховицкого.
    Автор приглашает читателя поразмышлять о том, насколько предопределена наша жизнь. С одной стороны, он говорит, что многое в нашей жизни не зависит от нас, что существует большое количество вещей, на которые человек повлиять не способен. Автор подтверждает это на примере теории о генах: “Наша судьба на три четверти зависит от генов”. С другой стороны, Л. Жуховицкий говорит о свободе выбора, называя ее оставшейся четвертью судьбы. В подтверждение он приводит личность знаменитого русского полководца А. В. Суворова, который достиг всех успехов собственными силами: “Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым”. Л.Жуховицкий приходит к выводу, что человек способен гораздо сильнее влиять на свою судьбу, чем его гены.
    Авторская позиция очевидна: наша судьба зависит от нас самих и главная в нашей судьбе та “четверть”, которая дает человеку свободу.
    Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, человек сам вершит свою судьбу. Мы вольны выбирать свою дорогу в жизни, и многое зависит от этого выбора.
    В подтверждение своих слов хочу привести пример произведение А. П. Чехова “Вишневый сад”. Лопахин – один из главных героев произведения. Он родился в семье бедного крестьянина, никто не сулил мальчику хорошего будущего. Однако Лопахин сам обучился грамоте, заработал деньги, разбогател, стал уважаемым человеком. Судьба отвела ему роль простого крестьянского ребенка, но он добился всего в жизни благодаря своим способностям и талантам. Он “сделал себя сам”, изменил свою судьбу.
    Еще одним примером,подтверждающим мою позицию является герой “Илиады” Гомера. Ахиллес еще в детстве узнал о роке, который должен настигнуть его под стенами Трои. Мать Ахиллеса предупредила его, что, отправившись на Троянскую войну, он погибнет, а оставшись дома, проживет еще десятки лет и воспитает внуков. Но Ахилл ценил славу превыше своей жизни, именно поэтому он отправился воевать с троянцами. Легендарный греческий воин сам избрал свою участь. Хотя судьба дала ему шанс избежать смерти в бою, Ахиллес не мог отказаться от славы. На его примере мы видим, что у человека всегда есть выбор, даже если речь идет о судьбе.
    Таким образом, люди способны менять предначертанную им жизнь. Мы не можем выбрать где, кем и когда нам родиться, но мы вольны выбирать то, кем мы вырастем, чем будем заниматься, как построим свою жизнь.
    КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ

  5. «Как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?» — таким интересным вопросом задается известный писатель, публицист Л. Жуховицкий.
    В тексте говорится о том, что люди веками убеждались в могуществе рока (от судьбы не уйдёшь), чему есть научное обоснование: «наша судьба на три четверти зависит от генов». Однако оставшиеся двадцать пять процентов автор считает куда более важными, чем неизбежные три четверти. Жуховицкий ил­люстрирует свое рассуждение примерами из биографий величайших россиян всех времен — Александра Сергеевича Пушкина и Александра Васильевича Суворова — доказавших, что человек — сам кузнец своего счастья.
    Писатель считает, что «не стоит прогибаться под диктатуру» генов, поскольку они «командуют» лишь биологическим в нас. «А человеческое в себе создаем мы сами… На все сто процентов».
    Я разделяю точку зрения автора. Наследственность — весомый и важный фактор становления личности. Но не главный, не определяющий.
    Вспоминаются истоки жизненного пути великого русского писателя М. Горь­кого, который родился в семье столяра, а, рано осиротев, в 11 лет был вынужден пойти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем. М. Горький — это человек, который, благодаря самообра­зованию и саморазвитию, вопреки «низкому старту», достиг небывалых высот…
    «Сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы» и лауреат Нобелевской премии М. А. Шолохов, отец которого был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммер­ческом предприятии хуторского масштаба.
    Таким образом, власть генов человек должен сознательно ограничивать. Чтобы стать хозяином своей жизни.

  6. (1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
    (3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три  четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определить нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    (7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    (11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчик отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    (18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
    (21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    (33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бескорыстные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
    (42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.

  7. Сам текст не прикрепился, прикрепляю его сюда:
    Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
    Говорят, против судьбы не попрешь. Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    Три четверти, что и говорить, очень много. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено, и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. Да, мы здорово зависим от судьбы. Но не стоит прогибаться под диктатуру гена – двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. Почему он—то не вышел в генералы? Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.
    Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. Иногда – любопытные. Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. Я говорю, естественно, не о тех случаях, когда сходятся уже начавшие свой путь литераторы, тут все ясно. Но вот случай, поразительный по яркости. Девочка познакомилась с известным поэтом, закрутился роман. Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. Выжила. Вышла. И написала поразительную книгу воспоминаний, один из лучших образцов русской прозы Двадцатого века. Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. А как их сберечь, когда за ней наверняка вот—вот придут (вскоре и пришли)? Где хоть относительно безопасное место для рукописей? Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. Без всяких оговорок, это был подвиг. Но еще и потрясающая школа работы над словом. Думаю, человек, способный прочесть напамять «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
    С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. Но самое главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент—Экзюпери. Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? А человеческое в себе создаем мы сами. На все четыре четверти. На все сто процентов

  8. Текст. По Л. Жуховицкому
    (1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
    (З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    (7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    (П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    (18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.
    (21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    (ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?
    (З6)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
    (42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери.
    (44)Если    суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое?
    (45)А    человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
    (По Л. Жуховицкому )
    Сочинение
    Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит известный публицист и писатель Л. Жуховицкий.
    Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, — не стал военным? Автор считает, что решающее влияние на великого поэта оказали преподаватели Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.
    Автор считает, что гены отвечают за биологическое в человеке, а человеческое в себе создаем мы сами.
    С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.
    Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, говорит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже выбрал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со своими идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собственного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти качества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.
    Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рождением, бедность, служба в армии — казалось, все это сделает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным обстоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.
    Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорство, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судьбу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жизненном пути.

  9. Сочинение на ЕГЭ по русскому
    Текст
    (1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
    (З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    (7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    (П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    (18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.
    (21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    (ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?
    (З6)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
    (42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери.
    (44)Если    суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое?
    (45)А    человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
    (По Л. Жуховицкому )
    Сочинение
    Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит известный публицист и писатель Л. Жуховицкий.
    Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, — не стал военным? Автор считает, что решающее влияние на великого поэта оказали преподаватели Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.
    Автор считает, что гены отвечают за биологическое в человеке, а человеческое в себе создаем мы сами.
    С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.
    Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, говорит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже выбрал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со своими идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собственного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти качества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.
    Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рождением, бедность, служба в армии — казалось, все это сделает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным обстоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.
    Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорство, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судьбу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жизненном пути.

  10. (1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
    (3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    (7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    (11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    (18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
    (21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    (33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
    (42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
    (По Л. Жуховицкому)
    Леонид Аронович Жуховицкий — русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.

  11. Леонид Жуховицкий
    Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. Но как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
    Говорят, против судьбы не попрешь. Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
    Три четверти, что и говорить, очень много. Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. Да, мы здорово зависим от судьбы. Но не стоит прогибаться под диктатуру гена – двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
    Ведь из чего эти три четверти состоят? Прежде всего из самого элементарного. Из того, например, что у людей рождается человек, а не жираф или крокодил. Родители были китайцы? Вот и у детишек будут черные жесткие волосы и раскосые глаза. Мама с папой баскетболисты ростом за два метра? Гены определят, что дочке ни акробаткой, ни фигуристкой не бывать – зато на волейбольной площадке наша Машенька или Дашенька сможет лупить поверх тройного блока, как Катя Гамова. У папы родинка на правой ноздре – значит, сынок не потеряется и в Африку не сбежит, милиция среди множества ребятишек отыщет малолетнего путешественника именно по этой особой примете. Это плюс, но есть и минус: из парня никогда не получится шпион, поскольку любая контрразведка тут же ухватит злоумышленника за пятнистую ноздрю. Грустно, если отец алкаш – есть шанс, что и сынуля в любую свободную минуту будет бежать за «клинским». Мамаша вдоволь погуляла по койкам – не исключено, что и дочура станет менять любовников, пока шестой или сорок шестой не убьет ее подручной лопатой в припадке жесточайшей ревности: присяжные посочувствуют и дадут условный срок, особенно, если окажется, что родитель убивца был по натуре настоящий Отелло и передал наследнику свою подозрительность и жестокость. Доходит до смешного: именно механизм наследственности во многом определяет наши гастрономические предпочтения, хотя сами люди редко могут объяснить, почему один любит айву, а другой репу.
    Но гены, хоть и могущественны, не всесильны: яблоко может очень далеко откатиться от яблони. Часто сын безнадежного алкаша, насмотревшись в детстве на грязь и блевотину, не может видеть водку даже в закупоренной бутылке, а дочь шлюхи, настрадавшись от временных отчимов, вырастает несгибаемой однолюбкой. Так что четверть свободы вполне может оказаться сильнее трех четвертей наследственности.
    Цирковые артисты знают и принимают как должное, что дети канатоходцев, вырастая, становятся канатоходцами. Все так! Но ведь и приемные дети канатоходцев тоже становятся канатоходцами! И зятья с невестками, ради близости к любимым людям, овладевают древним искусством дрессировки, эквилибристики, клоунады. И случайные подростки, взятые таскать веревки и подавать шесты, вдоволь набегавшись по манежу, тоже со временем приобщаются к старинному цирковому ремеслу.
    Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. Почему он-то не вышел в генералы? Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, давала им свободу выбора. Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
    Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю ее историю.
    Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. Иногда – любопытные. Например, отчетливо вижу, как с течением времени меняются писательские жены. Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. Я говорю, естественно, не о тех случаях, когда сходятся уже начавшие свой путь литераторы, тут все ясно. Но вот случай, поразительный по яркости. Девочка познакомилась с известным поэтом, закрутился роман. Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. Выжила. Вышла. И написала поразительную книгу воспоминаний, один из лучших образцов русской прозы XX века. Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
    Понять можно. Классик, еще не знавший, что он классик, не учил любимую женщину литературному ремеслу. Но изо дня в день, из года в год рядом с ней бормотались, записывались, многократно правились, читались вслух, одобрялись или отвергались строки, ныне вошедшие в антологии. Слова, прошедшие огранку мастера, полностью заполняли квартиры и каморки, в которых жила их любовь.
    Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме нее, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? Где хоть относительно безопасное место для рукописей? Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. Без всяких оговорок, это был подвиг. Но еще и потрясающая школа работы над словом. Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
    Меня часто удивляло, как находчивы в слове жены талантливых писателей, никогда не стремившиеся к литературному творчеству. Но творчество было воздухом, которым они дышали. И яркость языка приходила к ним так же естественно, как привычка мыть руки с мылом в чистоплотной семье.
    Моего друга, знаменитого прозаика, врачи обязали много ходить – он же предпочел передвигался от кресла к дивану и назад. Жена, озабоченная его здоровьем, однажды раздраженно пожаловалась, что он после семидесяти стал «аксакалить». Какой роскошный неологизм! Вошедшее в школьные учебники «громадье» Маяковского не идет ни в какое сравнение.
    Другой писатель ехал с женой по Подмосковью, поверили карте, решили срезать угол и заблудились: разбитая полоска асфальта привела в деревню со странным названием Дыдылдино.
    – Видно, помещик был Дыдылдин, – предположил муж, – не повезло человеку с фамилией.
    – Мало того, что дылда, – тут же отозвалась жена, – так еще и заика…
    С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? А человеческое в себе создаем мы сами. На все четыре четверти. На все сто процентов.

  12. Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

    Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

    Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

    •   зрелость суждений при интерпретации текста;

    •   умение оформлять собственные высказывания;

    •   умение использовать средства выразительности;

    •   соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

     

    (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

    (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

    (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

    (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

    (11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

    (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

    (21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

    (21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

    (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

    (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.

    (По Л. Жуховицкому)

    На проблему текста указывают ключевые слова. Назовите их.

    На проблему текста указывают ключевые слова. Назовите их.

    На какой вопрос пытается ответить в тексте Л.Жуховицкий?

    Какой ответ он находит?

    (Как отвечает на этот вопрос?)

    Сформулируйте проблему текста в форме

    Сформулируйте проблему текста в форме

    простого предложения (В тексте поднимается проблема (чего?)…);

    Вопросительного предложения.

    2) Сформулируйте авторскую позицию. Задайте вопрос к ней.

    Данный вопрос – не что иное, как формулировка проблемы.

    Обратите внимание: следующей фразой после него будет предложение

    «Над этой проблемой рассуждает автор (данного, предложенного, исходного) текста».

    В форме вопроса

    В форме вопроса

    Составьте

    Составьте

    тезисный план текста

    Напишите комментарий к проблеме, используя предложенные синтаксические конструкции:

    Напишите комментарий к проблеме, используя предложенные синтаксические конструкции:

    Автор рассуждает (выясняет, исследует)…

    Этот вопрос Л. Жуховицкий раскрывает, изучая…

    Чтобы сделать свою мысль убедительной (доказать свою точку зрения, точнее донести до читателей свою мысль, убедить в своей правоте и т.д.), писатель обращается к …

    Публицист ссылается, опирается (на что?)

    Автор стремится разобраться (в чём?)…

    Л. Жуховицкий спорит с…,

    не соглашается с…,

    опровергает (что?)

    Кроме того, как отмечает автор,…

    подвергает сомнению (что?) и считает (подчеркивает)…

    Он иллюстрирует свою точку зрения примерами…,

    приводит примеры,

    убедительно доказывает, что…

    Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…

    Для иллюстрации основного тезиса публицист использует яркие примеры…

    Л.Жуховицкому важно убедить читателя в том, что…

    НЕЛЬЗЯ в комментарии

    НЕЛЬЗЯ в комментарии

    пересказывать текст,

    говорить об авторской позиции,

    высказывать своё отношение к прочитанному.

    НУЖНО в комментарии

    выделить основные аспекты проблемы,

    показать, КАК автор помогает читателю увидеть их.

    Писать комментарий ТОЛЬКО с опорой на текст!

    Сформулируйте авторскую позицию.

    Сформулируйте авторскую позицию.

    Для этого

    а) внимательно прочитайте последний абзац статьи;

    б) внимательно прочитайте последнее предложение.

    Автор считает, что…

    Автор убеждён, что…

    Автор уверен, что….

    ….. – такова авторская позиция.

    Тезис

    Поддерживающая

    Поддерживающая

    Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.

    Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.

    В правоте авторских оценок не приходится сомневаться.

    Убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю…

    Полагаю, что вряд ли кто-то станет спорить с автором и т.п.

    С помощью слов и словосочетаний

    С помощью слов и словосочетаний

    ? обратимся к (факту, воспоминаниям коголибо, научным данным и т.п.)

    ? достаточно привести такой пример…

    ? это можно доказать следующим образом…

    ? подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…

    ? стоит обратиться к…

    ? свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)

    ? данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)

    ? приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы

    ? убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…

    ? в этом легко убедиться, обратившись к…

    Произведение

    Произведение

    Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Источник аргумента

    Источник аргумента

    В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».

    Источник аргумента

    Источник аргумента

    В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

    Опровергающая

    Опровергающая

    …Я убеждён, что судьба человека зависет от самого человека, его воли, и окружения.

    …Я убеждён, что судьба человека зависет от самого человека, его воли, и окружения.

    Аргументом к этой мысле может служить судьба Е. Базарова героя повести И.С. Тургеньева «Отцы и дети». Этот герой утверждал о том, что «всякий человек сам себя воспитать должен» и Базаров следовал за этим принцыпом.

    Украинский поэт и художник Тарас Шевченко родился в семье крепосного крестьянина, и так и остался бы крепосным. Благодаря Жуковского и Брюллова, был выкуплен у помещика и определён в Петербургскую Академию художеств. Егоже литературный талант складывался от влиянияе творчеством А.С. Пушкина и Ю.М.Лермонтова….

    Задания, позволяющие обнаружить степень адекватности восприятия текста выпускниками.

    Упражнения, позволяющие научить выпускников видеть аспекты проблемы, намеченные автором.

    Способы пояснения (истолкования) аспектов проблемы.

    Упражнения на отработку различных видов интерпретации проблемы.

    Упражнения и задания по аргументации собственного мнения.

    Иллюстративный материал для аргументации.

    Упражнения по предупреждению ошибок в критериях 2 и 4.

    Спасибо

    за работу!

    Егораева Г.Т.

    Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *