Сочинение на тему обломов общий человеческий тип

12 вариантов

  1. Роман “Обломов” был задуман И.А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе “Литературный сборник с иллюстрациями” при “Современнике” была опубликована глава “Сон Обломова” как самостоятельное произведение. полностью роман был напечатан только в 1859 году. В нём рассказывается о жизни И. И. Обломова.
    И.И. Обломов – это дворянин, который живёт в Петербурге. он практически не выходит из дома и не работает. он лишь лежит на диване и мечтает.
    “Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала…”
    Дома Обломов ходил в халате из персидской материи. Халат был такой большой, что Илья Ильич мог дважды завернуться в него. “Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Квартира Обломова была лишь на первый взгляд ухожена и чиста. На самом же деле, по стенам и около картин была паутина, напитанная пылью, ковры были в пятнах. Обломову абсолютно безразлично, как выглядет его квартира. Ведь он только и делал, что лежал на своём диване и мечтал. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, которы хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Ничто не могло разшевелить Обломова. Даже весть о переезде и письмо из обломовки. “С полчаса он всё лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лёжа”.
    Но Обломов “славился” не только ленью и апатией, а ещё и добратой. Именно поэтому к нему приходило много разных гостей и, наверное, именно за его “голубиную нежность” полюбила его Ольга Ильинскай.
    Но вскоре лень и апатия “загнали” Обломова в могилу. Он умер от малоподвижного образа жизни… “Никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона”.
    Когда я читала этот роман, то мне былокак-то не по себе. Я заметила много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик, мечтательность…
    А ведь так живут многие! Да что многие, так живут почти все! Почти все одевают дома свободный приятный халат, уютные тапочки, встают утром с кровати с “наполеоновскими планами”, а за весь день ничего путнего-то и не сделали. Просто провалялись на диване. Гончаров специально написал этот роман для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то, что катимся в пропасть. Обломов, молодой и талантливый человек погиб! А ведь он мог бы прожить свою жизнь так красиво и весело. У него было всё: именье, деньги, любимая женщина, но он погубил себя. Его жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А сколько ещё таких же талантливых людей прожили свою жизнь зря?
    Обломовщина – бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства!
    Обломов, увы, живёт в кажном человеке! Переводчик произведений И.А. Гончарова на датский язык П.Ганзен писал “Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашёл столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины”.
    Добавил: rutti22

  2. Роман «Обломов» был задуман И. А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. полностью роман был напечатан только в 1859 году. В нём рассказывается о жизни И. И. Обломова.
    И. И. Обломов — это дворянин, который живёт в Петербурге. он практически не выходит из дома и не работает. он лишь лежит на диване и мечтает.
    «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала…»
    Дома Обломов ходил в халате из персидской материи. Халат был такой большой, что Илья Ильич мог дважды завернуться в него. «Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Квартира Обломова была лишь на первый взгляд ухожена и чиста. На самом же деле, по стенам и около картин была паутина, напитанная пылью, ковры были в пятнах. Обломову абсолютно безразлично, как выглядет его квартира. Ведь он только и делал, что лежал на своём диване и мечтал. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, которы хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Ничто не могло разшевелить Обломова. Даже весть о переезде и письмо из обломовки. «С полчаса он всё лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лёжа».
    Но Обломов «славился» не только ленью и апатией, а ещё и добратой. Именно поэтому к нему приходило много разных гостей и, наверное, именно за его «голубиную нежность» полюбила его Ольга Ильинскай.
    Но вскоре лень и апатия «загнали» Обломова в могилу. Он умер от малоподвижного образа жизни… «Никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона».
    Когда я читала этот роман, то мне былокак-то не по себе. Я заметила много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик, мечтательность…
    А ведь так живут многие! Да что многие, так живут почти все! Почти все одевают дома свободный приятный халат, уютные тапочки, встают утром с кровати с «наполеоновскими планами», а за весь день ничего путнего-то и не сделали. Просто провалялись на диване. Гончаров специально написал этот роман для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то, что катимся в пропасть. Обломов, молодой и талантливый человек погиб! А ведь он мог бы прожить свою жизнь так красиво и весело. У него было всё: именье, деньги, любимая женщина, но он погубил себя. Его жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А сколько ещё таких же талантливых людей прожили свою жизнь зря?
    Обломовщина — бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства!
    Обломов, увы, живёт в кажном человеке! Переводчик произведений И. А. Гончарова на датский язык П. Ганзен писал «Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашёл столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины».

  3. Роман И. А. ГончаровА «Обломов» был задуман писателем в 1848 году и писался более десяти лет. В 1849 году как отдельное произведение в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» была опубликована глава из этого романа под названием «Сон Обломова», а полная версия романа увидела свет в 1859 году.
    Главный герой романа И. И. Обломов — типичный русский дворянин, проживающий в Петербурге. Он не работает, практически не выходит из дома и только лежит на диване и предается своим мечтам: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала…».
    Дома Илья Ильич ленился одеваться, и все время ходил в халате. Этот халат был настолько большим, что Обломов мог обернуться в него два раза. «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела». Квартира этого дворянина была чиста и ухожена. Но это только на первый взгляд. На самом же деле около картин и просто на стенах висела паутина, а ковры были в пятнах. Но Илье Ильичу было абсолютно все равно, как выглядит его жилище, ведь он постоянно был занят. Занят тем, что просто лежал на любимом диване и мечтал. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Казалось, ничто на свете не могло его расшевелить или хотя бы несколько оживить. Даже письмо из Обломовки и новость о переезде не смогли вывести его из равновесия. «С полчаса он все лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лежа».
    Удивительно, но Обломов среди своих знакомых слыл не только невероятным лентяем, он славился еще и добротой. Поэтому у него в доме бывало очень много людей, а кроме того, именно за эту «голубиную нежность» полюбила Илью Ильича Ольга Ильинская….
    К сожалению, апатия и лень очень быстро «загнали Обломова в могилу». Он умер не от какой-нибудь болезни, а только лишь из-за малоподвижного образа жизни. И «никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона».
    Когда я читал этот роман, иногда мне становилось как-то не по себе. Иногда я замечал удивительное сходство некоторых моих знакомых и друзей с главным героем произведения. Это и непомерная мечтательность, и привычка откладывать все дела на потом, и даже лень. С тех пор, как вышел в свет роман «Обломов», прошло более полутора веков, а ведь и сегодня жизнь некоторых людей протекает практически так же, как жизнь Ильи Ильича. Многие из нас встают утром с грандиозными планами, но надевают просторный теплый халат и мягкие тапочки, после чего все их планы превращаются в размышления на любимом диване. А в конце дня оказывается, что ничего полезного за этот день они так и не сделали, а просто бесцельно провалялись в постели.
    Мне кажется, что И. А. Гончаров написал этот роман специально для того, чтобы такие, как Обломов, смогли понять, что ведя такой образ жизни, они катятся в пїропасть. Причем даже положительные качества этих людей не могут спасти их от неминуемой гибели. Погиб и Обломов — молодой, талантливый человек с доброй душой. Его жизнь прошла скучно, глупо и быстро. А ведь он мог прожить такую веселую, интересную и для многих полезную жизнь, ведь для этого у него было все — и возможности, и деньги, и любимый человек. Но сколько еще таких же талантливых, полезных и по своей сути хороших людей зря прожили свою жизнь?!
    Обломовщина — бич и зло нашего народа во все времена его существования. При этом — это характерная его черта, поскольку основой для романа «Обломов» послужили наблюдения писателя за жизнью русского дворянства и простых людей.
    Частичка Обломова живет в душе каждого человека, независимо от его национальности, вероисповедания и социального положения. П. Гензен, который переводил роман И. А. ГончаровА «Обломов» на датский язык, писал в своих записках: «Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашел столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины».

  4. Роман “Обломов” был задуман И.А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе “Литературный сборник с иллюстрациями” при “Современнике” была опубликована глава “Сон Обломова” как самостоятельное произведение. полностью роман был напечатан только в 1859 году. В нём рассказывается о жизни И. И. Обломова.
    И.И. Обломов – это дворянин, который живёт в Петербурге. он практически не выходит из дома и не работает. он лишь лежит на диване и мечтает.
    “Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала…”
    Дома Обломов ходил в халате из персидской материи. Халат был такой большой, что Илья Ильич мог дважды завернуться в него. “Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Квартира Обломова была лишь на первый взгляд ухожена и чиста. На самом же деле, по стенам и около картин была паутина, напитанная пылью, ковры были в пятнах. Обломову абсолютно безразлично, как выглядет его квартира. Ведь он только и делал, что лежал на своём диване и мечтал. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, которы хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Ничто не могло разшевелить Обломова. Даже весть о переезде и письмо из обломовки. “С полчаса он всё лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лёжа”.
    Но Обломов “славился” не только ленью и апатией, а ещё и добратой. Именно поэтому к нему приходило много разных гостей и, наверное, именно за его “голубиную нежность” полюбила его Ольга Ильинскай.
    Но вскоре лень и апатия “загнали” Обломова в могилу. Он умер от малоподвижного образа жизни… “Никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона”.
    Когда я читала этот роман, то мне былокак-то не по себе. Я заметила много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик, мечтательность…
    А ведь так живут многие! Да что многие, так живут почти все! Почти все одевают дома свободный приятный халат, уютные тапочки, встают утром с кровати с “наполеоновскими планами”, а за весь день ничего путнего-то и не сделали. Просто провалялись на диване. Гончаров специально написал этот роман для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то, что катимся в пропасть. Обломов, молодой и талантливый человек погиб! А ведь он мог бы прожить свою жизнь так красиво и весело. У него было всё: именье, деньги, любимая женщина, но он погубил себя. Его жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А сколько ещё таких же талантливых людей прожили свою жизнь зря?
    Обломовщина – бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства!
    Обломов, увы, живёт в кажном человеке! Переводчик произведений И.А. Гончарова на датский язык П.Ганзен писал “Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашёл столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины”.

  5. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.
    На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.
    Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.
    После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.
    Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.
    Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.
    Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

    Вариант 4

    Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.
    Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.
    Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.
    Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.
    Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.
    Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.
    Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”. Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.
    10 класс.

  6. В романе “Обломов” очень ослепительно описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: “…Если образы типичны, они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут”.
    Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам понятно о внешности главного героя? “Среднего роста”, “приятной наружности”, “глаза темно-серые”, “цвет лица… безразличный”, “пухлые руки”, “обрюзг не по летам”. Кроме того, отмечается, что это был человек “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала…” И какое же впечатление производил Обломов на людей? “Добряк, должно быть, простота!” — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же “поглубже, посимпатичнее”, пишется в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова “отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой”.
    Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: “…как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — “обломовщина”.
    Характерные черты “обломовщины” воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов — барин, а Захар — его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе “обаяние обломовской атмосферы, образа жизни”. Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других.
    Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: “Старинная связь была неистребима между ними”. Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его “уважал внутренне”. Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, “как кошка свой чердак”.
    Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил “усчитать” у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: “Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам”.
    Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц “весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком задолженности. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.
    Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.
    Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ослепительно выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к “обломовщине”, и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство задолженности вскоре перерастет в любовь.
    Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: “Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру…” Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из “болота” привычной ему жизни, а потом “обломовщина” вновь “засосала” его.
    Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он “исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой”.
    Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере первостепенных героев знаменитого романа “Обломов”. Их можно встретить в РФ и сегодня — ни обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (особенно — первые). Наверняка очень многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И — кто знает! — может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

  7. Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.
    «Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина). Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства.
    Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.

    Лишний ли человек Обломов?

    «Лишний человек» в Обломове воспринимается другими персонажами иначе, чем аналогичные герои в предшествующих произведениях. Обломов – добрый, простой, честный человек, который искренне хочет тихого, спокойного счастья. Он симпатичен не только читателю, но и окружающим его людям – не зря ведь со школьных лет не прекращается его дружба со Штольцем и Захар продолжает служить у барина. Более того, Ольга и Агафья искренне полюбили Обломова именно за его душевную красоту, умирающую под давление апатии и инертности.
    В чем же причина того, что с самого появления романа в печати критики определили Обломова как «лишнего человека», ведь герой реализма, в отличие от персонажей романтизма, – это типизированный образ, совмещающий в себе черты целой группы людей? Изображая в романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного «лишнего» человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, душевных людей, которые не могли найти себя в быстро меняющемся, новом российском обществе. Автор подчеркивает трагизм ситуации, когда, не умея меняться вместе с обстоятельствами, такие «Обломовы» медленно умирают, продолжая крепко держаться за давно ушедшие, но все еще важные и греющие душу воспоминания прошлого.

  8. Роман “Обломов” был задуман И. А. Гончаровым ещё в 1848 году и писался в течении 20 лет. В 1849 году в альманахе “Литературный сборник с иллюстрациями” при “Современнике” была опубликована глава “Сон Обломова” как самостоятельное произведение. полностью роман был напечатан только в 1859 году. В нём рассказывается о жизни И. И. Обломова.
    И. И. Обломов – это дворянин, который живёт в Петербурге. он практически не выходит из дома и не работает. он лишь лежит на диване и мечтает.
    “Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, а потом пряталась в складках лба, и совсем пропадала. . . ”
    Дома Обломов ходил в халате из персидской материи. Халат был такой большой, что Илья Ильич мог дважды завернуться в него. “Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Квартира Обломова была лишь на первый взгляд ухожена и чиста. На самом же деле, по стенам и около картин была паутина, напитанная пылью, ковры были в пятнах. Обломову абсолютно безразлично, как выглядет его квартира. Ведь он только и делал, что лежал на своём диване и мечтал. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, которы хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Ничто не могло разшевелить Обломова. Даже весть о переезде и письмо из обломовки. “С полчаса он всё лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить в постели, тем более что ничто не мешает ему думать и лёжа”.
    Но Обломов “славился” не только ленью и апатией, а ещё и добратой. Именно поэтому к нему приходило много разных гостей и, наверное, именно за его “голубиную нежность” полюбила его Ольга Ильинскай.
    Но вскоре лень и апатия “загнали” Обломова в могилу. Он умер от малоподвижного образа жизни. . . “Никто не видел его последних минут, не слыхал предсмертного стона”.
    Когда я читала этот роман, то мне былокак-то не по себе. Я заметила много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик, мечтательность. . .
    А ведь так живут многие! Да что многие, так живут почти все! Почти все одевают дома свободный приятный халат, уютные тапочки, встают утром с кровати с “наполеоновскими планами”, а за весь день ничего путнего-то и не сделали. Просто провалялись на диване. Гончаров специально написал этот роман для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то, что катимся в пропасть. Обломов, молодой и талантливый человек погиб! А ведь он мог бы прожить свою жизнь так красиво и весело. У него было всё: именье, деньги, любимая женщина, но он погубил себя. Его жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А сколько ещё таких же талантливых людей прожили свою жизнь зря?
    Обломовщина – бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства!
    Обломов, увы, живёт в кажном человеке! Переводчик произведений И. А. Гончарова на датский язык П.
    «
    1
    2
    »

  9. В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: “…Если образы типичны, они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут”.
    Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? “Среднего роста”, “приятной наружности”, “глаза темно-серые”, “цвет лица… безразличный”, “пухлые руки”, “обрюзг не по летам”. Кроме того, отмечается, что это был человек “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала…” И какое же впечатление производил Обломов на людей? “Добряк, должно быть, простота!” — такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же “поглубже, посимпатичнее”, говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова “отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой”.
    Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: “…как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом — “обломовщина”.
    Характерные черты “обломовщины” воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов — барин, а Захар — его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе “обаяние обломовской атмосферы, образа жизни”. Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других.
    Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: “Старинная связь была неистребима между ними”. Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его “уважал внутренне”. Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, “как кошка свой чердак”.
    Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил “усчитать” у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: “Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам”.
    Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц “весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.
    Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.
    Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к “обломовщине”, и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.
    Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: “Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру…” Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из “болота” привычной ему жизни, а потом “обломовщина” вновь “засосала” его.
    Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он “исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой”.
    Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере главных героев знаменитого романа “Обломов”. Их можно встретить в России и сегодня — ни обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (особенно — первые). Наверняка очень многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И — кто знает! — может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.
    ?

  10. Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где все дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течет плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Все мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю – никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар…
    Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим. Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает – Бог весть».
    Первое, с чего начинает Штольц, вытаскивает Обломова из постели и везет в гости в разные дома Так начинается новая жизнь Ильи Ильича. Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встает по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся – вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился. Штольц ввел его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделенный от природы необыкновенно сильными чувствами, – слушая, как Ольга поет, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильей Ильичом, мало этого – необходимо пробудить его к разумной деятельности.
    Тем временем и Захар нашел свое счастье – женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.
    Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может…
    Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нем не в силах понять.
    Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону. Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом все более и более отчетливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.
    Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своем избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов – узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдет. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, все волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» – размышляет Обломов, понимая, что все происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.
    Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон. Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки. А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича – он заболевает горячкой.
    Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день… И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина. Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает темные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась.
    Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием…
    А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением […] покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать…». Обломов нашел свое тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу. Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу…
    А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны и первую роль в нем стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы. Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами – «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».
    А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню…

  11. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *