Сочинение на тему творчество лермонтова 10 класс

13 вариантов

  1. Лёгкость, ирония и бытовые подробности – вот, что было в поэзии того времени.
    «Царю небесный!
    Спаси меня
    От куртки тесной,
    Как от огня.
    От маршировки
    Меня избавь,
    В парадировки
    Меня не ставь».
    «Юнкерская молитва», 1833.
    Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828). Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков. Но Чацкий не чувствует конфликта долгое время, Арбенин же противопоставляет себя миру в целом. Он эгоцентричен в поисках возрождения любви, ставит себя над законами общества, нарушая при этом общечеловеческие. Возникает мотив маскарада и игры как символическое обозначение жизни. Светское общество оказывается не в состоянии познать глубинную сущность героя (это же тема появляется и в лирике писателя). Маска становится единственной возможностью освободиться и быть настоящим. В этой драме отражена бездонность внутреннего потенциала личности, мотив одиночества, возрождения через любовь, холод души. Это всё тот же герой Лермонтова, неизменный вечный бунтарь, но для которого самохарактеристика оказывается страшнее, чем уподобление демону (игрок равен демону).Писатель подводит некий итог: жизнь предстаёт шире субъективной сферы, не всё совпадает с индивидуальной волей, а у человека нет права судить и распоряжаться другими.

    Герой не того времени

    Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина. Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.
    «Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – всё молчи!….
    Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»
    Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.
    Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»). Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:
    «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы бойся вдохновенья…
    Оно – тяжёлый бред души твоей больной,
    Иль пленной мысли раздраженье.
    В нём признака небес напрасно не ищи:
    – То кровь кипит, то сил избыток!
    Скорее жизнь свою в заботах истощи,
    Разлей отравленный напиток!»
    «Не верь себе», 1838.
    Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя. Он будто «подтрунивает» над собой, но за таким отношением к своему таланту прослеживается настоящая личная драма: получается, что творчество самого Лермонтова оказалось ненужным и непризнанным. В строках М. Ю. Лермонтова всё чаще звучат скепсис, пессимизм, упаднические настроения.
    «Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно-холодные, вечно-свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания».
    «Тучи», 1839.
    «И скучно и грустно! – и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
    Такая пустая и глупая шутка!»
    «И скучно и грустно», 1840.
    Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами). Представлены два героя антагониста: Кирибеич – романтик, и Калашников – активный и мстительный человек. Причём, положительным героем оказывается последний. В образе Ивана Грозного отражены народные представления о деспотичном, но справедливом царе. В этой песни прослеживается важная для понимания всего творчества писателя мысль: человек не свободен от судьбы, но свободен в выборе добра и зла. В культуре народа:
    «Дам тебе я на дорогу
    Образок святой:
    Ты его, моляся богу,
    Ставь перед собой;
    Да готовясь в бой опасный,
    Помни мать свою…
    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю».
    «Казачья колыбельная песня», 1838.
    В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает. Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.
    В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства. А Печорин смеётся над всем, он ищет присутствие зла, не верит в добродетель, ничто и никто не заслуживает уважения и доверия. Скепсис Печорина исключает возможность идиллии, а его мизантропические отрицания препятствуют получению удовольствия от жизни. Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы, он остаётся пленником своих убеждений. Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека. В романе дан ответ на ещё один важный вопрос: человек, даже такой, как Печорин, может обрести спокойствие, почувствовать подлинную полноту жизни, но только там, где связь и отношения между людьми строятся по законам справедливости, благородства и гуманизма.
    Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.

  2. План
    1.Ростки одиночества в творчестве поэта
    2.Анализ «Паруса»
    3.Каждый день, как открытие
    Мое знакомство с творчеством данного поэта и писателя произошло очень давно, еще в начальной школе. Однако, только сегодня я стал задумываться о тех важных вопросах, которые он поднимает в своих произведениях. Начиная разговор об особенностях Лермонтовского наследия нужно понимать, что именно могло повлиять на формирование в нем тех или иных взглядов.
    Здесь следует вспомнить о том, какими напряжёнными были взаимоотношения в семье. Мать умерла рано, а бабушка забрала мальчика себе от отца. Именно отсюда берет начало мотив одиночества, боязнь остаться непонятым обществом в его поэзии.
    Вспомним, к примеру, каким предстает перед нами лирический герой в «Парусе». Он один, среди бушующей стихии, символизирующей все тяготы общественного изгнания. Поиск не всем понятных истин, среди пелены ( тумана над морем) ненужных, неправильных идей и воззрений. Таким же отчужденным выглядит и лирический герой еще в одном поэтическом тексте.
    Лист дуба, сам по себе таящий в себе внутреннюю силу, он сорван все той же бурей, политическим событиями того времени. Но, не взирая на все трудности и жизненные перипетии, лирический герой верен своей Родине. Он не находит себе пристанища в дальних землях, и стремиться в родимый сердцу суровый край.
    Для меня творчество Лермонтова- это своего рода шкатулка с секретом. Раз за разом, перечитывая его тексты, я открываю для себя все новые и новые грани его таланта. Кроме того, мне чрезвычайно близко его душевное одиночество и желание быть нужным этому миру.

    Сочинение по творчеству Лермонтова 7 класс

    План
    1.Животрепещущие вопросы
    2.Поэтическое мастерство в «Пророке»
    3.Участь поэта
    Стихотворения Михаила Юрьевича вызывают у меня множество вопросов, поэтому мы очень часто вступаем в полемику не только с одноклассниками, но и с учителем, когда изучаем его творчество. Безусловно, я согласен с тем, что он является одним из величайших литературных творцов.
    Во многом продолжая начатую Александром Сергеевичем реалистическую тенденцию, он сумел тонко соединить её с романтическими настроениями. Именно романтизм в его произведениях, выделяет его среди других поэтов современников.
    Особенно среди всех его стихов мне нравиться «Пророк». Бесспорно, во многом в строках данного произведения угадываются Пушкинские лейтмотивы, но это отнюдь не уменьшает индивидуализма и самого Лермонтова. С первой строфы перед нами предстает человек, отличающийся от всех, он способен видеть то, что сокрыто от глаз других людей.
    Он может отличать правду от лжи, добро от зла, его столь бесценным даром наделил Господь. Но толпа не внемлет ему, она не хочет принимать действительность, открытую им. Пророк, обладающий бесценным даром, вынужден быть изгнанным из общества. Он одинок, его понимает лишь дикая природа, люди же насмехаются над ним, обвиняя в самом страшном из грехов- гордости.
    Но так ли это?
    На мой взгляд, наш пророк обречен, быть непонятым, быть изгнанником, в попытке достучаться до людских сердец. Таково проклятье любого поэта.

    Сочинение по творчеству Лермонтова 10 класс

    План
    1.Второй на пьедестале почета
    2.Герои наших и прошлых времен
    3.Вывод
    Мастерство Леромонтова – писателя, вне всяких сомнений, заслуживает наивысших оценок со стороны писателей и критиков. Он является одним из гениальнейших примеров того, как литератор может совмещать в себе еще и талант психолога. По своей значимости именно он находится на втором месте после великого Пушкина, в ряду литературных деятелей, составляющих фонд подлинно-классической литературы.
    Сколь искусно выписан портрет Печорина в романе «Герой нашего времени». Однако, по моему мнению, многое в этом персонаже взято с натуры самого автора. Потрясающее сходство мы находим во внешнем виде: наличие усов, занятие военным ремеслом. Непревзойденный романтизм, умение тонко чувствовать настроение окружающей природы.
    Постоянная грусть, апатичность главного героя, поиск собственного Я, столь свойственный натуре создателя данного произведения. И в тоже время Печорин- это образец отваги и мужества, чему примером служит его поведение на дуэли. Иносказательно, на мой взгляд, и само название. Ведь Лермонтов, и его современники, стали такими же «героями своего времени». Времени декабристских недовольств, времени отказа от старых порядков, времени отречений, непринятия много, что раньше казалось обыденностью.
    Однако, сколько бы не прошло времени, для меня данный служитель пера остается в образе непонятого, одинокого странника, ищущего приюта, понимания. Равно, как и его творчество, проникнутое особой философией, которая с легкостью погружает тебя в события описываемой эпохи, заставляя переживать судьбы каждого из представленных тебе героев.

  3. Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры.
    Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества — эпоху после поражения восстания декабристов, крушения прежних иллюзий и надежд. Вот почему в поэзии Лермонтова звучит не только страстный протест против деспотии и рабства, призыв к свободе, жажда борьбы за нее, но и разочарование, тоска, сознание одиночества.
    Все это определяет особенности лермонтовского понимания места поэзии в жизни и роли поэта. Во многом он продолжает традиции своих предшественников, прежде всего Пушкина, но есть в его трактовке и существенные отличия
    Поэт, образ которого возникает в лермонтовской лирике, это человек с твердой и страстной волей. Так, в одном из самых ранних стихотворений Лермонтова «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…», 1828) поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, «перед картиною упал». Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет Всю душу…
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!
    Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновения «чарует свет» своими стихами, но, когда вдохновение покидает его, он забывает этот «огонь небесный» и хранит в себе только «первоначальны впечатленья» о нем.
    В стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество «всесожигающим костром», а «жажду песнопений» – «страшной». Это происходит потому, что Лермонтов ощущает соединение в своем творчестве двух враждующих начал: земного и небесного, ангельского и демонического. При этом именно земные страсти, как говорит поэт, преобладают в его творчестве, и «редко в душу входит» благодатная струя «живых речей» Всевышнего Как все это непохоже на пушкинский «божественный глагол», его жажду горения сердца и пламенного дара слова.
    Лермонтов – человек другой эпохи, он видит разочарование людей, а не их жажду объединения, стремления к добру и справедливости. Лермонтов понимает, что люди изменились, общество стало другим, с совсем иными запросами. И в этот век «позорно малодушных» людей поэт утратил свое истинное назначение, «на злато променяв ту власть, которой свет / Внимал в немом благоговенье».
    Об этом он четко сказал в своем стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») 1838 года. Автор использует символ-иносказание, сопоставляя поэта с грозным некогда оружием. Произведение постро?ено на развернутом сравнении. Составляющая большую его часть история кинжала имеет и самостоятельное значение.
    Кинжал наделен человеческими чертами: беспорочностью, верностью, бескорыстием. Он, слуга и спутник лирического героя, теперь превращен в б?есславную и безвредную игрушку на ст?ене. Так возникает не столько аллегория, сколько многозначный символ, благодаря которому размышления о современном поэте – некой обобщенной фигуре – насыщаются особо емким смыслом.
    Бесспорна перекличка между образами: «игрушкой золотой он блещет» – «на злато променяв ту власть, которой свег / Внимал в немом благоговенье»; «молясь перед зарей» – «как фимиам в часы молитвы». То, что поэт «воспламенял бойца для битвы», также находит соответствие в строках о кинжале; в первой части упоминались «забавы», во второй – «чаша для пиров».
    Подобные аналогии усиливают как сопоставление, так и противопоставление образов поэта и кинжала. Язык поэта остается «гордым», но для современников он стал «скучен», их «тешат блестки и обманы», то есть то, во что, судя по общему смыслу стихотворения, превратилась современная Лермонтову поэзия. Теперь истинный поэт – «осмеянный пророк», и неизвестно, «проснется ль» он опять.
    Последняя строфа, возвращая образность первой части, несколько изменяет ее. Прежде сам кинжал, лишенный «ножон», был «игрушкой золотой», поэт сопоставлялся непосредственно с кинжалом. Теперь кинжал – не сам поэт, а его оружие, «железный стих» еще ненаписанного стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен ..». В золотых ножнах он заржавел от «презренья» к нему, пр?енебрежения им. Вопросом о том, вырвет ли поэт-пророк из этих ножен свой клинок, стихотворение и кончается. Но это лишь по форме вопрос, а по существу – призыв. ‘
    Для самого Лермонтова творчество – это спасительное освобождение от страда- ний, возможность прийти к вере, ощутить гармонию. Он осознавал, что поэзия при- звана объединить людей, а сила заключенного в слове чувства – это устремленность человечества к высшей духовности.
    Об этом свидетельствует стихотворение «Есть речи – значенье. .» (1840). Читая его, понимаешь, почему в Лермонтове при всей горечи сомнений, мучительности творческого проц?есса, побеждала вера в поэзию, ее силу и гармонию, высшее предназначение. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества и порыв броситься к нему навстречу:
    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    ……………………
    Не кончив молитвы,
    На звук тот отвечу,
    И брошусь из битвы
    Ему я навстречу.
    Это творчество, вера в слово помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом. К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. Он как поэт-романтик всегда противостоит «толпе». Так, в стихотворении «Смерть поэта» именно те, «жадною толпой стоящие у трона», виновны в гибели Пушкина. Поэт у Лермонтова напрямую соотносится с Христом:
    И прежний сняв венок – они в?енец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него:
    Но иглы тайные сурово
    Язвили славное чело…
    Лаврами в Риме увенчивали выдающихся поэтов, а терновый в?енец стал символом страданий на кресте Христа, который принес себя в жертву во имя будущего человечества.
    У Лермонтова поэт противопоставлен тем, кого он называет потомками «известной подлостью прославленных отцов», морально низким людям, живущим в мире «завистливом и душном». Он же обладает «сердцем вольным» и «пламенными страстями». Так возникает неравный поединок одного против всех. Светская толпа, объединяясь против «гордого» «невольника чести», восставшего «против мнений света», губит «дивного гения», которым должна была бы дорожить и гордиться. А потому лермонтовский приговор этой «толпе» звучит так грозно и зловеще:
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет.
    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    И все же отношение общества к поэту и поэзии представляется Лермонтову не столь однозначным. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) он показывает три разные точки зрения на проблемы современной ему литературы. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности. Его заботит совсем другое:
    Во-первых, серая бумага,
    Она, быть может, и чиста;
    Да как-то страшно без перчаток.
    Читаешь — сотни опечаток!
    Но самое главное – это содержание современной литературы:
    Стихи — такая пустота;
    Слова без смысла, чувства нету.
    Удивительно, но в этом стихотворении точка зрения читателя во многом совпадает с авторской:
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой
    И страсти голос благородный?
    Журналист тоже ругает современную литературу. Но у него, в основном, «мелкие нападки», а хуже всего то, что это критика не по существу, а ради заработка: «Деньги все ведь платят ровно». Но и журналист понимает все ничтожество того, что публикуется на страницах журналов:
    Скажите, каково прочесть
    Весь этот вздор, все эти книги…
    Запросы читателя и журналиста сходятся: все хотят увидеть «живое, свежее творенье». С таким призывом они и обращаются к писателю, но он, не находя истинных ценителей своего творчества, не хочет давать на суд публики свои произведения:
    К чему толпы неблагодарной
    Мне злость и ненависть навлечь,
    Чтоб бранью назвали коварной
    Мою пророческую речь?
    Так снова возникает тема непонятого поэта-пророка, который не хочет и не может «на мелочь душу разменять», но подлинные творения искусства, «горькие строки» он не решается показать «неприготовленному взору».
    Эта мысль продолжается и получает свое окончательное завершение в лермонтовском «Пророке», написанном в 1841 году и ставшим его своеобразным поэтическим завещанием.
    Во многом это стихотворение продолжает пушкинского «Пророка», но общий смыл его иной. Лермонтовский герой уже пытался – и тщетно – «глаголом жечь сердца людей», провозглашать «любви и правды чистые ученья». Люди не хотят его слушать, гонят прочь. Лишь природа готова внимать поэту-пророку, «завет предвечного храня». Люди же платят ему презрением, называют глупцом, не верят в его пророческое призвание.
    Лермонтов вошел в литературу со словами «невольник чести», а ушел из жизни, занеся на бумагу слова злобных гонителей поэта-пророка:
    «Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что Бог гласит его устами!»
    Бог теперь не говорит с поэтом, но он оставил не своего пророка – ведь «звезды слушают» его, он оставил людей, презирающих и изгоняющих поэта-пророка.
    Пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, когда он вынужден бежать от людей, «пробираться торопливо» «через шумный град», ибо сам он остался верен себе и «завету предвечного». И автор стихотворения солидарен со своим героем Недаром Белинский сказал об этом стихотворении: «Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго не дождаться России».
    Действительно, Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина, продолжая его размышления о роли поэта и месте поэзии в мире и внеся в разработку этой темы новые аспекты, давая иные направления поиска решения проблемы писатель и читатель. И в дальнейшем развитии русской литературы лермонтовское понимание темы поэта и поэзии было продолж?ено в творчестве его преемников.

  4. Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.
    Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.
    Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

    Любовные произведения Лермонтова

    Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.
    Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
    Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.

  5. Михаил Юрьевич Лермонтов, как и многие поэты, находил вдохновение в любви. В своих стихотворениях он часто с восхищением описывал женскую красоту: стройность и изящность тела, приятные черты лица, выразительные глаза. Например:
    Она была прекрасна, как мечта
    Ребенка под светилом южных стран;
    Кто объяснит, что значит красота:
    Грудь полная, иль стройный, гибкий стан,
    Или большие очи? – но порой
    Всё это не зовем мы красотой…
    Лирический герой в произведениях Лермонтова обычно страдает от нераздельной любви. Таким образом поэт описывал свои личные переживания и тяжелые, грустные мысли. Из биографии Лермонтова известно, что он был пылким, влюбчивым, но понравившиеся ему женщины, со временем разочаровывали его. Девушка, которой Лермонтов восхищался и боготворил, предпочла более состоятельного и успешного мужчину, а не мечтательного поэта. На фоне сильных переживаний по этому поводу он создал несколько глубоких произведений, наполненных трагизмом и отчаяньем. Поэтому любовная лирика Лермонтова пропитана страданием, одиночеством и обидой на женское коварство. Читая его стихотворения, становится понятно, что автор испытывал противоречивые чувства. Он стремился к любви, хотел испытать все прекрасные эмоции, истинное счастье, блаженство, но при этом он боялся открыть своё сердце полностью, чтобы снова не быть отвергнутым.
    Лермонтов испытывал  неприязнь и даже отвращение к обыденной, повседневной жизни. Лирические герои в его стихотворениях жили в идеальном, чистом и светлом мире, о котором в глубине души мечтал и сам поэт. Он часто писал о возвышенной и непостижимой любви, навсегда утраченной из-за легкомысленной, неверной женщины. Мечты и фантазии автора об идеальном мире и о гармоничных отношениях с представительницами прекрасного пола, разбивались о грубую и жестокую реальность.
    Любовная лирика Лермонтова не оставляет иллюзий, она заставляет задуматься о том, что ничто не вечно. Мысли о любви в произведениях поэта удивительным образом перекликаются с философскими рассуждениями о себе и о жизненном предназначении. Даже смерти автор придаёт особое значение, как бы говоря нам о том, что жизнь состоит из различных этапов – что-то безвозвратно уходит, и мы не сможем уже вернуть прошлое, даже если нам это очень нужно. Только воспоминания о прекрасной любви и о счастливых моментах останутся с нами навсегда.

  6. Детство и юность
    Герой не того времени
    Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к одному из известнейших русских поэтов эпохи романтизма. Можно сказать, что само творчество Лермонтова определило его биографию.

    Детство и юность

    Как известно, на формирование мировоззрения влияет множество факторов, например, воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался своей бабушкой: ранняя смерть матери, ссора отца с другими родственниками были сильным ударом для юного поэта. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: обучался иностранным языкам, в частности английскому, немецкому и французскому, рисованию и музыке. На формирование личности поэта сильно повлияли семейные конфликты, легенда о предках из Шотландии и путешествия на Кавказ.
    С 1828 года Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Университете на политическом и словесных отделениях. Первые поэтические опыты поэта говорят об увлечении западной романтической и предромантической литературой.
    Для юного Лермонтова были одинаково важны Байрон, Пушкин, Батюшков, философски труды Шиллера и Канта. Поэт экспериментирует с жанрами и формами выражения мыслей. В ученический период появляются баллады, отсылающие читателей к произведениям Жуковского, элегии, переводы стихотворений Байрона, несколько стихотворений о любви, написанных под впечатлением от отношений с Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной.
    «Любил с начала жизни я
    Угрюмое уединенье,
    Где укрывался весь в себя,
    Бояся, грусть не утая,
    Будить людское сожаленье;
    Счастливцы, мнил я, не поймут
    Того, что сам не разберу я,
    И чёрных дум не унесут
    Ни радость дружеских минут,
    Ни страстный пламень поцелуя.
    Но пылкий, но суровый нрав
    Меня грызёт от колыбели….
    И в жизни зло лишь испытав,
    Умру я, сердцем не познав
    Печальных дум печальной цели».
    «Н. Ф. И….вой», 1830.
    Уже в ранней поэзии можно заметить «эскизы» мотивов, которые будут звучать и в дальнейших произведениях писателя: одиночество и непримиримый конфликт. В приведённом выше стихотворении интересно то, что о самой любви говориться мало. Поднимается тема противостояния героя толпе, говорится о богатстве внутреннего мира лирического героя. Финальные строки, оканчивая одно стихотворение, задают настроение последующим текстам.
    Жизнь Лермонтова была полна неожиданных поворотов. Так, в 1832 году, бросив учёбу в университете, он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эти годы принято условно называть «юнкерским периодом». Лёгкость, ирония и бытовые подробности – вот, что было в поэзии того времени.
    «Царю небесный!
    Спаси меня
    От куртки тесной,
    Как от огня.
    От маршировки
    Меня избавь,
    В парадировки
    Меня не ставь».
    «Юнкерская молитва», 1833.
    Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828). Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков. Но Чацкий не чувствует конфликта долгое время, Арбенин же противопоставляет себя миру в целом. Он эгоцентричен в поисках возрождения любви, ставит себя над законами общества, нарушая при этом общечеловеческие. Возникает мотив маскарада и игры как символическое обозначение жизни. Светское общество оказывается не в состоянии познать глубинную сущность героя (это же тема появляется и в лирике писателя). Маска становится единственной возможностью освободиться и быть настоящим. В этой драме отражена бездонность внутреннего потенциала личности, мотив одиночества, возрождения через любовь, холод души. Это всё тот же герой Лермонтова, неизменный вечный бунтарь, но для которого самохарактеристика оказывается страшнее, чем уподобление демону (игрок равен демону).Писатель подводит некий итог: жизнь предстаёт шире субъективной сферы, не всё совпадает с индивидуальной волей, а у человека нет права судить и распоряжаться другими.

    Герой не того времени

    Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина. Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.
    «Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – всё молчи!….
    Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»
    Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.
    Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»). Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:
    «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы бойся вдохновенья…
    Оно – тяжёлый бред души твоей больной,
    Иль пленной мысли раздраженье.
    В нём признака небес напрасно не ищи:
    – То кровь кипит, то сил избыток!
    Скорее жизнь свою в заботах истощи,
    Разлей отравленный напиток!»
    «Не верь себе», 1838.
    Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя. Он будто «подтрунивает» над собой, но за таким отношением к своему таланту прослеживается настоящая личная драма: получается, что творчество самого Лермонтова оказалось ненужным и непризнанным. В строках М. Ю. Лермонтова всё чаще звучат скепсис, пессимизм, упаднические настроения.
    «Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно-холодные, вечно-свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания».
    «Тучи», 1839.
    «И скучно и грустно! – и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
    Такая пустая и глупая шутка!»
    «И скучно и грустно», 1840.
    Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами). Представлены два героя антагониста: Кирибеич – романтик, и Калашников – активный и мстительный человек. Причём, положительным героем оказывается последний. В образе Ивана Грозного отражены народные представления о деспотичном, но справедливом царе. В этой песни прослеживается важная для понимания всего творчества писателя мысль: человек не свободен от судьбы, но свободен в выборе добра и зла. В культуре народа:
    «Дам тебе я на дорогу
    Образок святой:
    Ты его, моляся богу,
    Ставь перед собой;
    Да готовясь в бой опасный,
    Помни мать свою…
    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю».
    «Казачья колыбельная песня», 1838.
    В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает. Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.
    В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства. А Печорин смеётся над всем, он ищет присутствие зла, не верит в добродетель, ничто и никто не заслуживает уважения и доверия. Скепсис Печорина исключает возможность идиллии, а его мизантропические отрицания препятствуют получению удовольствия от жизни. Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы, он остаётся пленником своих убеждений. Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека. В романе дан ответ на ещё один важный вопрос: человек, даже такой, как Печорин, может обрести спокойствие, почувствовать подлинную полноту жизни, но только там, где связь и отношения между людьми строятся по законам справедливости, благородства и гуманизма.
    Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.
    Описанная история жизни и творчества поэта может быть полезна ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Жизнь и творчество Лермонтова».
    Жизнь и творчество Лермонтова, материалы к реферату или сочинению по теме | источник

  7. «Когда волнуется желтеющая нива,
    И свежий лес шумит при звуке ветерка…
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,—
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога».
    «Когда волнуется желтеющая нива», 1837.
    Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как «Гусар», «Он был рождён для счастья, для надежд», «Нередко люди и бранили», «Дума» можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает всё то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.
    С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: «Пророк», «Поэт» (оба варианта), «На смерть поэту». В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обречённости, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своём даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путём к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.
    С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие «родина» и «государство», автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:
    «Настанет год, России чёрный год,
    Когда царей корона упадёт;
    Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
    И пища многих будет смерть и кровь».
    «Предсказание», 1830.
    «Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…»
    «Прощай, немытая Россия», 1841.
    При этом из стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу» и «Русская мелодия» видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.
    Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной, более того, любящий и любимый понимают её по-разному. Для лирического героя чувство любви бывает только настоящим, оно, как и чувство одиночества, обостряется и раскрывается во всей своей полноте. Но для дамы сердца любовь – всего лишь небольшая интрижка, несерьёзное увлечение, позволяющее не скучно провести время. Наиболее ярко это иллюстрируют следующие строки:
    «С тех пор-то женщина любви не знает!..
    И точно как рабов считает нас она…»
    «Заблужденье купидона», 1828.
    Безусловно, творческое наследие М. Ю. Лермонтова велико, и, конечно, не ограничивается обозначенными выше рамками. В лирике поэта витиевато соединяются романтические тенденции и реалистические подробности, любовные драмы, мысли о Родине и о месте человека в этом мире. Если конкретизировать всё творчество автора, основными направлениями лирики Лермонтова можно назвать философские размышления (о самой природе человека и взаимоотношений с окружающей действительностью) и целостное отображение гражданского и личностного начал.

  8. Творческий путь М.?Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность?— от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени»?— продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835—1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».
    Два поэта?— Байрон и Пушкин?— сыграли решающую роль в творческом развитии М.?Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику.
    Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой?— на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог.
    Лирика Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это?— не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя.
    Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.

  9. Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.
    На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:
    «Он верил темным предсказаньям,
    И талисманам, и любви,
    И неестественным желаньям
    Он отдал в жертву дни свои. –
    И в нем душа запас хранила
    Блаженства, муки и страстей.
    Он умер. Здесь его могила.
    Он не был создан для людей».
    Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.

    Лермонтов и Байрон

    Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:
    «Кто жил одной любовью, погубил
    Все в жизни для нее, а все любил…
    Что время не могло унесть любовь!»
    «Подражание Байрону», 1830.
    М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» является своеобразным признанием в форме монолога.
    «Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник».
    Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит». Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.

    Кавказские мотивы

    При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.
    «Светает – вьется дикой пеленой
    Вокруг лесистых гор туман ночной;
    Еще у ног Кавказа тишина;
    Молчит табун, река журчит одна.
    Вот на скале новорожденный луч
    Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…»
    «Утро на Кавказе», 1829.
    Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.
    «Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
    Я снова посвящаю стих небрежный…
    И мысль моя, свободна и легка,
    Бродила по утесам, где, блистая
    Лучом зари, сбирались облака,
    Туманные вершины омрачая,
    Косматые, как перья шишака».
    А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.
    Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:
    «Поцелуями прежде считал
    Я счастливую жизнь свою
    Но теперь я от счастья устал,
    Но теперь никого не люблю».
    «Поцелуями прежде считал»,1832.
    Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).
    «Что толку жить!… Без приключений
    И с приключеньями – тоска».
    «Что толку жить…», 1832
    Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.
    «Безумец я ! вы правы, правы!
    Смешно бессмертье на земли.
    Как смел желать я громкой славы,
    Когда вы счастливы в пыли!

    Нет… мне ли властвовать умами,
    Всю жизнь на то употребя? –
    Пускай возвышусь я над вами,
    Но удалюсь ли от себя?
    «Безумец я! Вы правы, правы…», 1833.
    В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:
    «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, котрой свет
    Внимал в немом благоговенье?

    Но скучен нам простой и гордый твой язык,
    Нас тешат блестки и обманы;

    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!», 1838.

    Будущее и прошлое

    Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.
    «Моё грядущее в тумане…
    К чему творец меня готовил,
    Зачем так грозно прекословил
    Надеждам юности моей?»
    «Моё грядущее в тумане» 1836 или 1837.
    «Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И как преступник перед казнью
    Ищу кругом души родной;

    Душа усталая моя;
    Она увяла в бурях рока
    Под знойным солнцем бытия».
    «Гляжу на будущность с боязнью», 1837.
    Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:
    «Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет;
    Где нет ни ожиданий, ни страстей,
    Ни горьких слез, ни славы, ни честей.

    Пускай меня обхватит целый ад,
    Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
    Хотя бы вдвое против прошлых дней,
    Но только дальше, дальше от людей».
    Смерть (“Оборвана цепь жизни молодой”), 1830-1831.
    На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых и новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.
    Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
    Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.

  10. Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский классик, поэт, драматург, прозаик. Оставивший в наследие потомков богатейшие художественные произведения, несомненно, является гением литературы. Не найдется такого человека, который бы не знал, хотя бы одного стихотворения талантливого поэта и писателя. Этот творческий человек пробуждает в своих произведениях все самые чувственные, патриотические и интересные темы, наполненные свободой и стремлению к лучшему. Каждое его произведение является чем-то особенным, в каждом его труде скрыт незамысловатый характер. Многие произведение вызывают огромный интерес у нового поколения, так-как темы которые он раскрывал в своих произведениях являются актуальными и знакомы многим в наше время.
    Многие подростки и молодые люди читают его произведение “Герой нашего времени”, так-как именно сейчас на пути нашей взрослой жизни мы точно так же не понимаем что нам делать, куда устремить свои интересы и таланты, многие из нас тоже ощущают себя “лишними людьми” ибо не могут найти место в этой жизни. Многие из нас, видят в себе Печорина и пытаются изменить свою судьбу в лучшую сторону. Так же подросткам очень нравятся его произведения о любви, духовных переживаниях и свободе. Каждый из нас стремиться к этому, желая просто и легко распоряжаться своей судьбой. Мне очень интересен его труд “Демон”, я прочла его больше двух лет назад но неизгладимое впечатление о этой поэме осталось на долго. Трагическая история о зле и добре, о невинности и корысти, о безмерной вере, всепоглощающей любви, прощении и яде, травящем душу не оставит читателя равнодушным. Читая Лермонтова я открываю для себя волшебный мир творчества, литературы и интереса ко всему тайном и неизведанному. Множество стихотворений Михаила Юрьевича такие как «Смерть поэта», «Парус», «Бородино», «Мцыри», «Родина» — полны размышлений о долге и чести, свободе и жажде жизни, поисках смысла существования и призвания. Любовная лирика поэта полна нежности и страсти, соучастия, и одновременно с этим страха быть отвергнутым. Полные страданий неразделенной любви, восхищения и трепета, а также благодарности и вместе с тем и ненависти, стихотворения по праву являются шедеврами мировой поэзии, полные души и эмоций, способные пробудить душу читателя.
    Труды Михаила Юрьевича никого не оставят равнодушными, а особенности молодежь которая интересуется всем на свете в силу своей энергичности и страсти к познанию. Я считаю, что прозы, стихи, рассказы Лермонтова будут всегда востребованы, так его произведения, наполненные глубоким философским смыслом и подтекстом, рассказывают о грандиозным исторических событиях, отвечают на мучающие человечество насущные вопросы, ведают, что такое добро и зло, воспитывают в каждом человеке патриотизм и любовь к собственной культуре.

  11. Эссе на тему «Творчество М.Ю.Лермонтова и историческая эпоха»
    (первый тур регионального этапа II областной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы»)
    Октябрь
    в горах
    Кроваво  красный.
    Вдали виднеется
    Машук,
    И в небесах плывёт
    Неясный
    Одним горам
    Понятный звук.
    Он не одно уже
    Столетье
    Блуждает гордо
    Средь вершин…
    За смерть поэта –
    Все в ответе!
    Не только дуэлянт
    Один.
    А. Шевелев «Звук в горах»
    В кабинете литературы среди настенных портретов поэтов и писателей я чаще всего останавливаю свой взгляд на лице Михаила Юрьевича Лермонтова, мысленно сравниваю его с акварельным автопортретом, где поэт изображён на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Откуда эта грусть, ведь он так молод? Меня очень заинтересовали воспоминания современников о Лермонтове. Люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности  совершенно расходятся между собой. Кто-то запомнил задумчивую презрительность смуглого лица, кто-то огромную голову, а один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица.
    Впрочем, сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.
    Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, что речь идёт о двух Лермонтовых. Я решила ближе познакомиться с судьбой поэта и его творчеством.
    Чем усерднее вчитывалась я в стихи поэта, тем более убеждалась, что он действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.
    Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный  лермонтовский портрет – это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть.
    «И более всего страшись употребить их (способности ума) на что-нибудь вредное или бесполезное. Ибо это талант, в котором ты должен будешь дать отчёт Богу»,- оставляет своё духовное завещание семнадцатилетнему Михаилу отец Юрий Петрович.
    Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего “великого поприща”. Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 годом (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написаны в 1828-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 году, после того, как гневным стихотворением “Смерть Поэта” откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова – ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся “в стол”, – все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт, хотя на самом деле его “рождению” предшествовали долгие восемь лет упорного творческого труда.
    С пятого класса я помню наизусть знаменитое “Бородино”, наполненное верой,  мечтами, действиями, геройством. Оно написано в 1837 году и посвящено событиям и людям недавней истории. Знакомые строчки Лермонтов вложил в уста старого солдата, сражавшегося под Москвой, этого безвестного ветерана войны 1812 года, вспоминающего про день Бородина. Он мудр и простодушен, благороден и смиренен. Прост и прекрасен рассказ о мужестве,  о великой силе народа:
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    Конечно же, гордость за этих людей, за “ могучее лихое племя”- это гордость, восхищение самого поэта. Есть в жизни такие люди, есть сильные, большие чувства. Называя своё поколение могучим и лихим, солдат-рассказчик добавляет: ”Богатыри – не вы». Ещё точнее это противопоставление прошлого и настоящего звучит в начале его рассказа:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя.
    Один из любимых моих лермонтовских героев – купец Степан Парамонович, великой нравственной силы человек.
    Отвечает Степан  Парамонович:
    “А зовут меня Степаном  Калашниковым,
    А родился я от честнова отца,
    И жил я по закону господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью тёмною,
    Не таился от свету небесного…”
    Совсем, совсем не случайно ищет поэт своего героя в далёком от себя времени. Несогласие с днём современным ему слишком очевидно:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова:
    Желанья!..что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят – всё лучшие годы!
    Любить…но кого же?..на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…
    («И скучно и грустно»)
    Что же это, как не упрёк Лермонтова, горький упрёк своему поколению , поколению эпохи молчания, которая отняла у него веру в идеалы и поэтому обрекла на бездействие?
    Так  это поняли и приняли современники поэта.  Вот  что сказал об этом критик  Белинский:  “Это мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих “. Главное слово произнесено: “зависть к великому прошлому “. Становится понятным, почему обращался Лермонтов к истории – чтобы напомнить своим современникам, что в жизни есть великие цели, есть сильные люди. Поэт восхищается своим народом и гордится своей Родиной. Именно это помогает ему выжить в эпоху «безвременья» и бороться с чувством безысходности. Это и был выход, найденный поэтом, противопоставленный миру молчания и бездействия. Лермонтов не молчал -он боролся!
    Эпоха Лермонтова – царствование Николая I – исторический промежуток между вольнодумством, тайными обществами и проектами спасения России конца 1810-х – первой половины 1820-х гг. и демократическим подъемом, отчетливо обозначившимся только во второй половине 1850-х гг. Однако не следует упрощать духовное содержание десятилетия: шло подведение итогов предшествующего исторического развития  – это была эпоха «мысли и разума».
    Лермонтов стал для людей своего поколения поэтом мысли, выразившим круг их идей и психологию. Его творчество с самого начала (с момента появления в списках стихотворения «Смерть Поэта», 1837) вышло за рамки искусства, вызвав острый общественный интерес. А.И.Герцен, относивший Лермонтова к последекабристской оппозиции, заметил в 1851 г.: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, – она пробивается во всех его стихотворениях. То не была отвлеченная мысль, стремившая украситься цветами поэзии, нет, рефлексия Лермонтова – это его поэзия, его мучение, его сила». Чем старше становился поэт, тем всё чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения. Всё чаще в мир романтической мечты вторгалась повседневная жизнь и конкретное время – эпоха 30-40-х годов с её противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни.
    Читая стихотворения Лермонтова, можно встретить не только прославление бородинской победы, тихую молитву о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, строки о горечи разлуки с родиной, но и другие примеры, где звучит тема отчаяния, сомнения, одиночества, где говорится о бессмысленном кровопролитии, о пустоте жизни… И это даёт мне право на следующий вывод: да, эпоха «безвременья»  оставила свой след в поэзии поэта.
    Моё грядущее в тумане,
    Былое полно мук и зла…
    Зачем не позже иль не ране
    Меня природа создала?
    К чему творец меня готовил…
    («Моё грядущее в тумане»)
    Готовил для нас, потомков.  М.Лермонтов очень современен. У него я нахожу всё, от чего болит сердце и почему болит: о Боге, о матери, об отце, о семье и о любви, о смерти, о русской душе, о доблести русского оружия… У него обо всём сказано чище, яснее, лучше.
    Его мысль в непрестанном горении. Мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вещей – «Не верь себе», «Нищего», «Ангела», «Волны и люди», «Демона».
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    («1831-го июня 11дня»)
    Светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах всё лживое, бесчувственное, жестокое. Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. «Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости»,- писал о нём Герцен. И на последних произведениях поэта уже лежит печать обречённости. Но неуклонно следовал он по избранному пути.
    Божий промысел? В чём же он? Бытует мнение, что если бы Лермонтов остался жив, он бы пошёл в творчестве гораздо дальше Пушкина. Но куда? Что значит «гораздо дальше»? Я этого не понимаю. Если допустить, что гении – это вестник мира высшего, жизнь Лермонтова можно считать мистически состоявшейся! Он мог зачахнуть в детстве от золотухи или кори, мог быть убитым на первой дуэли или в сражении при Валерике…Нет, он покидает земную жизнь только тогда, когда его уже знают как большого поэта, когда он принадлежит славе России. Талант его реализован, и ему есть в чём отчитаться перед Творцом.
    Перечитывая Лермонтова, я каждый раз восторгаюсь неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаю о нем как о живом. Пленяют меня в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим.  Отзывается в моём сердце  благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
    Я знаю точно, что через всю жизнь пронесу образ этого человека – грустного, честного, благородного, язвительного, мечтательного. И ещё я знаю, что «за смерть поэта – все в ответе,  не только дуэлянт один».

  12. LERM.1
    Темы сочинений по творчеству
    М.Ю.Лермонтова.
    1.Человек и природа в произведениях Лермонтова.
    2.”Люблю отчизну я, но странною любовью…”
    3.”Пророк” Пушкина и “Пророк” Лермонтова.
    4.Русская история в поэзии Лермонтова.
    5.Тема поколений в поэзии Лермонтова.
    6.Тема Кавказа в творчестве Лермонтова.
    7.Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.
    8.”Поэзия страдающей совести” (В.Ходасевич о Лермонтове)
    9.Своеобразие романтизма Лермонтова.
    10.Личность Автора в “Герое нашего времени”.
    11.Наполеоновская тема в творчестве Пушкина и Лермонтова.
    12.Исповедь как средство характеристики героя в пр-ниях Лермонтова.
    13.”Герой времени” в понимании Лермонтова.
    14.Мастерство Лермонтова в изображении душевных переживаний человека.
    15.Система образов в романе “Герой нашего времени”.
    16.Печорин, Вернер, Грушницкий – смысл сопоставлений.
    17.Сюжет и композиция в романе Лермонтова.
    18.Жанровые особенности романа “Герой нашего времени”.
    19.”Лишний человек” в изображении Пушкина и Лермонтова.
    20.Реалистическое и романтическое начало в творчестве Лермонтова.
    21.”Душа Печорина не каменистая почва”. (В.Г.Белинский).
    22.Мотивы лирики Лермонтова.
    23.”Простые люди” в “Герое нашего времени”.
    24.Женские образы в поэзии и прозе Лермонтова.
    25.Демон и Мцыри.
    26.Народ и родина в лирике Лермонтова.
    27.Тема одиночества в лирике Лермонтова; её социально-эстетический
    и философский смысл.
    28.Проблема смысла жизни и судьбы в “Герое нашего времени”.
    29.Печорин и Калашников.
    30.Роль главы “Фаталист” в романе Лермонтова.
    31.Поэт и общество в лирике Лермонтова и Пушкина.
    32.Сюжет и композиция в поэме “Мцыри”.
    33.Образы природы в творчестве Лермонтова – символы свободы и гармо-
    нии человека с миром.
    34.Бородино в изображении Лермонтова и Толстого.
    35.Лермонтов и “серебряный век”.
    36.Ирония в речи Автора и в дневнике Печорина.

  13. Грусть накатывает часто от мысли, что рядом нет никого, кто смог бы тебя понять и принять таким, какой ты есть. Но, погружаясь в поэзию Лермонтова, чувствуешь, как будто вас уже двое, и все не так уж плохо.
    Когда ко мне в руки попадает книга стихотворений Лермонтова, я окунаюсь в совершенно иной, волнующий и зовущий мир. Произведения этого поэта призваны не поучать или успокаивать, а пробуждать все чувства. Герои его произведений целеустремленные, сильные, волевые и верные своим идеалам. Я бы тоже в некоторой степени хотел быть на них похожим – выработать эти качества в себе, не бояться трудностей, бороться и идти к своей цели.
    Лермонтов по праву занимает место среди великих русских поэтов. Созданные им образы не тускнеют от времени, они продолжают будоражить сердца людей, невзирая на возраст.
    Однако каждому Лермонтов близок по-своему. Кто-то любит его за то, что поэт воспевает родину, кто-то за образ юноши, задумчиво и печально смотрящего вдаль, а некоторым близок Лермонтов как мятежный автор бессмертного «Паруса», просящий бури и рвущийся без страха навстречу стихии. Конечно, все они правы. Стихотворения Михаила Юрьевича несут в себе грусть и мужество, жажду недостижимой свободы, предчувствие потерь, безмерную любовь к родной земле. Произведения Лермонтова многогранны и разнообразны. Но всех их объединяют особый голос, мелодика и интонация, выделяющая Лермонтова, его авторский стиль. Он будто бы вовлекает тебя в свои размышления, раскрывая заветные тайны, хранящиеся в глубинах души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *