6 Класс сочинение на тему пословицы

2 варианта

  1. Пословицы и поговорки – это формы русского народного творчества. Невозможно представить русский язык без этих коротких, но очень мудрых высказываний.
    Мы всю жизнь сталкиваемся с пословицами и поговорками. Пословица обычно побуждает нас к действию, несет мораль и важную мысль. С самого детства мы читаем сказки, где главные герои получают умные советы и наставления именно в этой форме. Например, известная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Каждый человек понимает: чтобы получить то, чего сильно хочешь, надо упорно работать.
    Поговорка объясняет какие-то закономерности, то, что происходит вокруг нас. Все знают поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Тут мы видим, что человек, у которого много друзей, намного богаче всех остальных. Деньги никогда не заменят нам верных и преданных друзей.
    Люди веками передают народную мудрость своим детям, с помощью коротких высказываний объясняют, что хорошо, а что – плохо. Но русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и появляются фразы, которые навсегда остаются в памяти у каждого.
    А моя самая любимая пословица – «Сделал дело – гуляй смело». Сделал уроки – можно и отдохнуть!

  2. Сочинение по пословице
    Урок развития речи в 6 классе

    Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.
    Ход урока
    Организационный момент (объявление темы и целей урока).
    Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).
    1. Что такое пословица?
    Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
    В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
    2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
    3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
    4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:
    — Лучше ногою запнуться, чем языком.
    — Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
    — Меньше говори, да больше делай.
    — Не спеши языком, а спеши делом.
    — Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
    — На языке мёд, да под языком лёд.
    — Река познаётся в течении, человек – в беседе.
    — Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
    — Хорошим словом мир освещается.
    — Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
    — От хорошего слова и память добреет.
    5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
    6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
    7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
    8. Чему учат записанные на доске пословицы?
    9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
    Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»
    1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
    2. Содержательный анализ:
    • Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
    • Какую идею призвано выразить это противопоставление?
    • Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
    • Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
    • Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
    • Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
    • Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
    • Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).
    Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.
    1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
    2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.
    Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».
    Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.
    Сочинение Рябовой Юлии,
    ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,
    занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»
    Река узнаётся в плавании – человек в беседе?*
    (корейская пословица)
    Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.
    Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.
    Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.
    Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.
    Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.
    В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!
    Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.
    Я так думаю. А вы?
    Стиль автора воспроизведён без изменений.
    —–
    * Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *