3 а д а ч и. Связная речь: учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; упражнять з подборе определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова; звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении звуков с, с’, з, з’, дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.
Материал. Картины «Вот так покатался!» ( Воспитатель может заменить эту картину любой другой на аналогичный сюжет о зимних играх детей), «Саша и снеговик» («Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова).
Ход занятия
Воспитатель выставляет на стенд картину «Вот так покатался!». Задает вопросы:
— Как вы думаете, что случилось?
— Почему упал мальчик?
— Почему смеются дети?
— Как можно догадаться, что это произошло зимой?
— Как можно сказать про зиму? Какая она? Воспитатель предлагает:
— Придумайте рассказ про то, что изображено на картине. Расскажите, когда это было, почему так произошло, кто все это увидел и чем все закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга. Дети рассказывают.
— Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, ,что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времен года?.. Когда рассказывала Лена, я услышала такое предложение: «Собака побежала за кошкой». Как можно сказать по-другому? Вместо слова побежала скажите другие (помчалась, погналась…).
— А в рассказе Олега было выражение «Снег идет». Давайте попробуем сказать по-другому (снег падает, летит, ложится, кружится; снегопад).
— Я скажу: машина идет. Как сказать по-другому? (Машина едет, катится.)
Далее воспитатель предлагает детям придумать загадки (подбор определений к существительным), например: «Морозная, снежная — что это?»
Затем воспитатель загадывает загадки (2-3) на тему зимы.
Скатерть бела, весь мир одела (снег).
Старик у ворот тепло уволок (мороз).
Сам не бежит и стоять не велит (мороз).
Растет она вниз головою, Но солнце ее припечет —
Не летом растет, а зимою. Заплачет она и умрет (сосулька).
Проводится упражнение «Кто больше назовет «зимних» слов со звуками с, з (с’, з’)?». — Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная), например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуком с (с’).
Далее детям дается задание вспомнить слова со звуками с, с’, обозначающие зимние предметы или явления, которых на картине нет.
Аналогичные задания даются на звуки з, з’. — Назовите слова, состоящие из двух слогов. В каких словах ударение падает на первый слог? (Сани, Саша.) В каких — на второй? (Снегирь, совок.)
Воспитатель произносит скороговорку:
Сидел воробей на сосне.
Заснул — и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Скороговорка повторяется четыре раза: вначале медленно, затем быстро, далее громко и, наконец, тихо. Воспитатель следит за отчетливым произношением слов, за нужной громкостью и скоростью.
Конспект
занятия по формированию связной речи в подготовительной
к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: Обучение рассказыванию с элементами
творчества по картине «Вот так покатались!»
Учитель-логопед
Кошечкина Елена
Владимировна
МДОУ № 3
г. Дзержинск
2012 г.
Цель:
Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества.
Обучающие задачи:
Обучать составления продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал.
Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности, логичности высказывания.
Продолжать учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение в составлении предложений с заданными словами.
Коррекционно-развивающие задачи:
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зимние забавы и развлечения».
Упражнять в образовании относительных прилагательных, причастий.
Развивать навык грамматически правильного оформления высказываний.
Развивать логическое мышление – формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей.
Развивать творческое воображение.
Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Обучение детей способам выхода из конфликтных ситуаций.
Воспитание восприимчивости детей к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственным.
Обучение детей проявлению заботы о здоровье окружающих.
Пропедевтическая работа:
Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения».
Зимние забавы и развлечения с воспитателями во время прогулок и на физкультурных занятиях.
Пересказ рассказа Н.Носова «На горке».
Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову «зима», «снег».
Занятия по ОБЖ «Конфликты между детьми» (Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Занятие № 36).
Коллективная работа (аппликация) – «Зимние развлечения».
Оборудование:
Сюжетная картина «Вот так покатались»; игрушка-снеговик; коврограф; детали снеговика, на которых предметные картинки родственных слов к слову «снег»; половинки снежинок с предметными картинками для составления предложений на каждого ребенка; пробки от пластиковых бутылок; мольберт; таблички картинно-графического плана.
Методы и приемы:
Сюжетная основа занятия; игровой персонаж, беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, педагогическая оценка.
Дифференцированный подход:
Для детей со средним уровнем увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.
Для закрепления понятий используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – из средней.
Вовлечение детей со средним уровнем в активную работу обеспечивается подбором вопросов и наглядного материала.
Ход занятия.
Деятельность логопеда
Деятельность детей
I.Вводная часть.
1. Сюрпризный момент.
– Нам пришло письмо.
Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Снеговик. Со мной произошла неприятная история. Однажды я решил покататься на горке. Только полез на горку – бух – упал. Скользко! Только поднялся – и снова упал. Раз десять падал. Никак на горку взобраться не мог. Что делать? Думал, думал, – и придумал. Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее. Посыпaл впереди себя и лез все выше и выше. Взобрался на самый верх. Сел на санки, оттолкнулся. Но тут санки наехали на песок и перевернулись. Я упал с санок, кубарем покатился вниз и развалился. Помогите мне!
Ваш Снеговик.
– Почему снеговик упал?
– Какое правило он нарушил?
Стоят полукругом перед доской.
Слушают.
Отвечают.
2. Упражнение «Назови родственные слова».
– Нужно помочь снеговику, оживить его. Снеговик оживет, если мы назовем родственные слова к слову «снег».
На каждое слово на коврографе появляется деталь снеговика.
– Что у нас получилось?
Появляется игрушка-снеговик.
Стоят полукругом перед доской.
Называют родственные слова.
Пальчиковая гимнастика.
– Снеговик предлагает нам прогуляться на лыжах. Какие виды лыж вы знаете?
-Надеваем лыжи и поехали.
«Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры».
На столах лежат две пробки от пластиковых бутылок резьбой вверх. Это – «лыжи».
Отвечают.
Подходят к столам.
Указательный и средний пальцы встают в пробки, «как ноги».
Двигаются на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
II.Основная часть.
Беседа по картине.
– Снеговик нас привел во двор.
Выставляется сюжетная картина.
– Где построена горка?
– Откуда съезжают дети?
– Из чего сделана горка?
– Чем покрыта горка?
– Кто из взрослых помогал детям построить горку?
-Чем дворник помог ребятам?
-Из чего еще можно сделать горку для катания в зимнее время?
– На чем дети катятся с горы?
– На чем еще можно кататься с горы?
-На чем безопаснее съезжать с горы: на ледянке или на санках с металлическими полозьями?
– Что делает мальчик, стоящий на переднем плане?
-Почему люди подкармливают птиц?
– Чем еще можно кормить птиц зимой?
Садятся на стульчики.
Отвечают предложением.
2. Упражнение «Составление предложений по опорным словам».
– Во дворе пошел снег. Пойдем собирать снежинки! Нужно найти свою половинку и составить предложение по картинке.
Под стульчиками, на которых сидят дети, находятся половинки «снежинок».
На ковре находят половинку снежинки, объединяясь в малые подгруппы (по три человека).
Составляют предложения:
дети – кормушка – птицы
девочка – горка – ледянка
горка – снег – вода
мальчик – санки – яма
Речевая игра «Мороз». Развитие чувства ритма, воображения и фантазии.
«Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос.
Уходи скорей домой
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем,
Сядем в саночки – самокаточки.
С горки – у-ух!
– Что мы сделали? (упали)
– Да, много неожиданностей может произойти.
– Представьте, что дети едут с большой горы на санках или лыжах. Какая серьезная опасность может угрожать? Что неожиданного может встретиться на пути?
– Придумайте, какая деталь могла бы спасти лыжников и саночников?
Четыре шлепка по коленям.
Четыре хлопка в ладоши.
Четыре шлепка по бокам.
Четыре притопа ногами.
Шесть шлепков по коленам и один хлопок.
Берутся за руки и бегут легким бегом по кругу, ускоряя движение и произнесение, в конце все «падают».
Дети в кругу.
Отвечают.
Слушание начала рассказа.
«Как-то зимой в одном дворе ребята решили построить горку. Они натаскали снега, утрамбовали его и залили водой. Теперь посреди двора возвышалась прекрасная ровная горка. Во дворе сразу стало шумно и весело. Дети катались с горки на ледянках, фанерках и даже на картонках. Появился мальчик с пакетом и стал сыпать зерна прямо около горки…»
– Интересно, что было дальше? Давайте придумаем вместе!
Сидят на стульчиках.
Слушают.
Коллективное составление продолжения рассказа.
– Будет ли скользить ледянка по зернам?
– Что случилось с мальчиком?
Мальчик спускается с горки, значит какой мальчик?
– Что случилось с девочкой? Девочка ехала следом, значит какая девочка?
– Что сделают дети? Как они поведут себя?
– Как помочь любителю птиц?
– Что нужно сделать детям, чтобы продолжить катание с горки?
По ходу коллективного сочинения рассказа выставляются таблички картинно-графического плана.
Дети сидят на стульчиках.
Отвечают.
Воспроизведение продолжения рассказа.
По цепочке.
Индивидуально.
Примерный текст продолжения рассказа «Вот так покатались!»
– Спускавшийся с горки мальчик наехал ледянкой на зерна и перевернулся. За ним упала ехавшая следом девочка. Дети закричали на мальчика, стали толкать его и отняли пакет с кормом. Малыш заплакал. Тогда дети попросили знакомого дворника помочь им сделать кормушку и повесить ее на дерево. Затем дворник и ребята смели зерна, подсыпали снега и залили водой. И дети все вместе стали кататься с горки. Они больше никогда не ссорились. Играли дружно.
Встают полукругом перед мольбертом и воспроизводят рассказ по очереди, передавая снеговика.
Рассказывают рассказ полностью два-три человека.
III.Анализ занятия.
– А с вами происходили подобные случаи?
– Как вы выходили из таких ситуаций?
– Если с вами ничего подобного не происходило, то как вы теперь будете вести себя в таких ситуациях?
Отвечают.
3 а д а ч и. Связная речь: учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;
словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; упражнять з подборе определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова;
звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении звуков с, с’, з, з’, дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.
Материал. Картины «Вот так покатался!» ( Воспитатель может заменить эту картину любой другой на аналогичный сюжет о зимних играх детей), «Саша и снеговик» («Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова).
Ход занятия
Воспитатель выставляет на стенд картину «Вот так покатался!». Задает вопросы:
— Как вы думаете, что случилось?
— Почему упал мальчик?
— Почему смеются дети?
— Как можно догадаться, что это произошло зимой?
— Как можно сказать про зиму? Какая она? Воспитатель предлагает:
— Придумайте рассказ про то, что изображено на картине. Расскажите, когда это было, почему так произошло, кто все это увидел и чем все закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга. Дети рассказывают.
— Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, ,что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времен года?.. Когда рассказывала Лена, я услышала такое предложение: «Собака побежала за кошкой». Как можно сказать по-другому? Вместо слова побежала скажите другие (помчалась, погналась…).
— А в рассказе Олега было выражение «Снег идет». Давайте попробуем сказать по-другому (снег падает, летит, ложится, кружится; снегопад).
— Я скажу: машина идет. Как сказать по-другому? (Машина едет, катится.)
Далее воспитатель предлагает детям придумать загадки (подбор определений к существительным), например: «Морозная, снежная — что это?»
Затем воспитатель загадывает загадки (2-3) на тему зимы.
Скатерть бела, весь мир одела (снег).
Старик у ворот тепло уволок (мороз).
Сам не бежит и стоять не велит (мороз).
Растет она вниз головою, Но солнце ее припечет —
Не летом растет, а зимою. Заплачет она и умрет (сосулька).
Проводится упражнение «Кто больше назовет «зимних» слов со звуками с, з (с’, з’)?».
— Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная), например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуком с (с’).
Далее детям дается задание вспомнить слова со звуками с, с’, обозначающие зимние предметы или явления, которых на картине нет.
Аналогичные задания даются на звуки з, з’.
— Назовите слова, состоящие из двух слогов. В каких словах ударение падает на первый слог? (Сани, Саша.) В каких — на второй? (Снегирь, совок.)
Воспитатель произносит скороговорку:
Сидел воробей на сосне.
Заснул — и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Скороговорка повторяется четыре раза: вначале медленно, затем быстро, далее громко и, наконец, тихо. Воспитатель следит за отчетливым произношением слов, за нужной громкостью и скоростью.
Конспект
занятия по формированию связной речи в подготовительной
к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: Обучение рассказыванию с элементами
творчества по картине «Вот так покатались!»
Учитель-логопед
Кошечкина Елена
Владимировна
МДОУ № 3
г. Дзержинск
2012 г.
Цель:
Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества.
Обучающие задачи:
Обучать составления продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал.
Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности, логичности высказывания.
Продолжать учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение в составлении предложений с заданными словами.
Коррекционно-развивающие задачи:
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зимние забавы и развлечения».
Упражнять в образовании относительных прилагательных, причастий.
Развивать навык грамматически правильного оформления высказываний.
Развивать логическое мышление – формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей.
Развивать творческое воображение.
Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Обучение детей способам выхода из конфликтных ситуаций.
Воспитание восприимчивости детей к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственным.
Обучение детей проявлению заботы о здоровье окружающих.
Пропедевтическая работа:
Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения».
Зимние забавы и развлечения с воспитателями во время прогулок и на физкультурных занятиях.
Пересказ рассказа Н.Носова «На горке».
Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову «зима», «снег».
Занятия по ОБЖ «Конфликты между детьми» (Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Занятие № 36).
Коллективная работа (аппликация) – «Зимние развлечения».
Оборудование:
Сюжетная картина «Вот так покатались»; игрушка-снеговик; коврограф; детали снеговика, на которых предметные картинки родственных слов к слову «снег»; половинки снежинок с предметными картинками для составления предложений на каждого ребенка; пробки от пластиковых бутылок; мольберт; таблички картинно-графического плана.
Методы и приемы:
Сюжетная основа занятия; игровой персонаж, беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, педагогическая оценка.
Дифференцированный подход:
Для детей со средним уровнем увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.
Для закрепления понятий используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – из средней.
Вовлечение детей со средним уровнем в активную работу обеспечивается подбором вопросов и наглядного материала.
Ход занятия.
Деятельность логопеда
Деятельность детей
I.Вводная часть.
1. Сюрпризный момент.
– Нам пришло письмо.
Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Снеговик. Со мной произошла неприятная история. Однажды я решил покататься на горке. Только полез на горку – бух – упал. Скользко! Только поднялся – и снова упал. Раз десять падал. Никак на горку взобраться не мог. Что делать? Думал, думал, – и придумал. Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее. Посыпaл впереди себя и лез все выше и выше. Взобрался на самый верх. Сел на санки, оттолкнулся. Но тут санки наехали на песок и перевернулись. Я упал с санок, кубарем покатился вниз и развалился. Помогите мне!
Ваш Снеговик.
– Почему снеговик упал?
– Какое правило он нарушил?
Стоят полукругом перед доской.
Слушают.
Отвечают.
2. Упражнение «Назови родственные слова».
– Нужно помочь снеговику, оживить его. Снеговик оживет, если мы назовем родственные слова к слову «снег».
На каждое слово на коврографе появляется деталь снеговика.
– Что у нас получилось?
Появляется игрушка-снеговик.
Стоят полукругом перед доской.
Называют родственные слова.
Пальчиковая гимнастика.
– Снеговик предлагает нам прогуляться на лыжах. Какие виды лыж вы знаете?
-Надеваем лыжи и поехали.
«Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры».
На столах лежат две пробки от пластиковых бутылок резьбой вверх. Это – «лыжи».
Отвечают.
Подходят к столам.
Указательный и средний пальцы встают в пробки, «как ноги».
Двигаются на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
II.Основная часть.
Беседа по картине.
– Снеговик нас привел во двор.
Выставляется сюжетная картина.
– Где построена горка?
– Откуда съезжают дети?
– Из чего сделана горка?
– Чем покрыта горка?
– Кто из взрослых помогал детям построить горку?
-Чем дворник помог ребятам?
-Из чего еще можно сделать горку для катания в зимнее время?
– На чем дети катятся с горы?
– На чем еще можно кататься с горы?
-На чем безопаснее съезжать с горы: на ледянке или на санках с металлическими полозьями?
– Что делает мальчик, стоящий на переднем плане?
-Почему люди подкармливают птиц?
– Чем еще можно кормить птиц зимой?
Садятся на стульчики.
Отвечают предложением.
2. Упражнение «Составление предложений по опорным словам».
– Во дворе пошел снег. Пойдем собирать снежинки! Нужно найти свою половинку и составить предложение по картинке.
Под стульчиками, на которых сидят дети, находятся половинки «снежинок».
На ковре находят половинку снежинки, объединяясь в малые подгруппы (по три человека).
Составляют предложения:
дети – кормушка – птицы
девочка – горка – ледянка
горка – снег – вода
мальчик – санки – яма
Речевая игра «Мороз». Развитие чувства ритма, воображения и фантазии.
«Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос.
Уходи скорей домой
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем,
Сядем в саночки – самокаточки.
С горки – у-ух!
– Что мы сделали? (упали)
– Да, много неожиданностей может произойти.
– Представьте, что дети едут с большой горы на санках или лыжах. Какая серьезная опасность может угрожать? Что неожиданного может встретиться на пути?
– Придумайте, какая деталь могла бы спасти лыжников и саночников?
Четыре шлепка по коленям.
Четыре хлопка в ладоши.
Четыре шлепка по бокам.
Четыре притопа ногами.
Шесть шлепков по коленам и один хлопок.
Берутся за руки и бегут легким бегом по кругу, ускоряя движение и произнесение, в конце все «падают».
Дети в кругу.
Отвечают.
Слушание начала рассказа.
«Как-то зимой в одном дворе ребята решили построить горку. Они натаскали снега, утрамбовали его и залили водой. Теперь посреди двора возвышалась прекрасная ровная горка. Во дворе сразу стало шумно и весело. Дети катались с горки на ледянках, фанерках и даже на картонках. Появился мальчик с пакетом и стал сыпать зерна прямо около горки…»
– Интересно, что было дальше? Давайте придумаем вместе!
Сидят на стульчиках.
Слушают.
Коллективное составление продолжения рассказа.
– Будет ли скользить ледянка по зернам?
– Что случилось с мальчиком?
Мальчик спускается с горки, значит какой мальчик?
– Что случилось с девочкой? Девочка ехала следом, значит какая девочка?
– Что сделают дети? Как они поведут себя?
– Как помочь любителю птиц?
– Что нужно сделать детям, чтобы продолжить катание с горки?
По ходу коллективного сочинения рассказа выставляются таблички картинно-графического плана.
Дети сидят на стульчиках.
Отвечают.
Воспроизведение продолжения рассказа.
По цепочке.
Индивидуально.
Примерный текст продолжения рассказа «Вот так покатались!»
– Спускавшийся с горки мальчик наехал ледянкой на зерна и перевернулся. За ним упала ехавшая следом девочка. Дети закричали на мальчика, стали толкать его и отняли пакет с кормом. Малыш заплакал. Тогда дети попросили знакомого дворника помочь им сделать кормушку и повесить ее на дерево. Затем дворник и ребята смели зерна, подсыпали снега и залили водой. И дети все вместе стали кататься с горки. Они больше никогда не ссорились. Играли дружно.
Встают полукругом перед мольбертом и воспроизводят рассказ по очереди, передавая снеговика.
Рассказывают рассказ полностью два-три человека.
III.Анализ занятия.
– А с вами происходили подобные случаи?
– Как вы выходили из таких ситуаций?
– Если с вами ничего подобного не происходило, то как вы теперь будете вести себя в таких ситуациях?
Отвечают.