Сочинение на тему моя малая родина природа культура этнос

6 вариантов

  1. Стропицкой филиал
    МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» Рыльский района Курская  область
    Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    Номинация  «Живой символ малой родины»
    «Лиса Патрикеевна»
    Выполнил: Бадтиев Николай, 2 класс
    Руководитель: Колоколова Людмила Владимировна
    учитель начальных классов
    Стропицы, 2016 год
    Однажды летом, возвращаясь с папой с рыбалки, я увидел лису, бегущую через дорогу к лесу. Сначала я испугался, ведь лиса это хищный зверь. Но папа меня успокоил, сказав, что лиса очень интересный и хитрый зверёк, часто встречающийся в лесах нашей местности.
    И тут мы  сразу вспомнили русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок». В мыслях  закрутились  строчки из сказки:
    – Петушок, петушок, золотой гребешок,
    Маслена головушка, шёлкова бородушка,
    Выгляни в окошко, дам тебе горошку!…
    – Несёт меня лиса за тёмные леса,
    За быстрые реки, за высокие горы…
    Папа поинтересовался у меня, а что я знаю о лисе? И  я задумался,  а и вправду,  что я о ней знаю?
    Придя вечером домой, я решил больше узнать о жизни лисы, её повадках, образе жизни. О лисе я нашёл и прочитал много интересного на сайте «РФ-Природа», также  нашёл и посмотрел  видео «Как лисы ловят мышей».  Я очень удивился, когда узнал, что при ловле мышей лисы всегда производят прыжок в направлении северо-востока, вне зависимости от места обитания охотницы, времени суток ведения охоты и погодных условий.
    Вспомнил я и другие произведения устного народного творчества и понял, что лиса – одна из самых популярных героинь детских сказок. Например, в сказке «Колобок» лиса обхитрила колобка, а в сказке «Волк и Лиса», обхитрила волка: воспользовалась глупостью волка, притворилась больной. А волк ей поверил, довёз до дома на себе.
    И в баснях лисица тоже оказывается хитрее других. Прочитав басню Ивана Андреевича Крылова, я просто влюбился в этого зверька.
    Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
    И говорит так сладко, чуть дыша:
    «Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!
    Какие перышки! Какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!
    Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
    При красоте такой, и петь ты мастерица,
    Ведь ты б у нас была царь-птица!»
    Кроме басен и сказом мы встречаем лису в песнях, пословицах, поговорках, загадках. Вот одна из них:
    Эта рыжая плутовка
    Кур ворует очень ловко,
    Разгребёт из наста корку,
    За мышами лезет в норку.
    И на праздник в Новый год,
    Веселиться к нам придёт.
    Очень любит чудеса
    Эта хитрая…лиса.
    Я задумался, а такова ли лиса  на самом деле  в жизни, как её описывают в произведениях? Я понял, что как сказочный образ, лиса  наделена чертами, свойственными этим животным и в реальности. Лиса красива: пышный хвост, который по размеру немного меньше половины длины тела, рыжая шубка и плутоватая узконосая мордочка с красивыми карими глазами.
    Лису называют еще рыжей, и это на самом деле так, только вот живот у нее белый, серый или чуть буроватый, а грудь светлая. Спина и бока в различных частях окрашены по-разному: от ярко – рыжей до серой.
    У охотников, которые живут в нашем селе, я узнал, что лисица   очень хороший охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее прекрасная зрительная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет чуть слышно мышь, а лиса слышит ее за сотню метров, прошелестит полевка по сухой траве под полуметровым слоем снега – и ее услышит. Она хорошо лазает по кручам и даже  умеет плавать. Ее смекалка на охоте вызывает восхищение даже у самых заядлых охотников.
    Не многих животных величают по имени-отчеству. А вот лисицу часто называют  именно так. Да еще и отчество у нее необычное – Патрикеевна. Я заинтересовался, почему именно так её называют. И я узнал, что примерно 600 лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то,  как наследница знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна.
    Жители нашего села рассказали мне, что лисы в последнее время летом очень часто  навещают  деревню. И такие визиты рыжих плутовок – серьезная проблема. Лисы, выходя к людям, нападают на домашних животных, воруют кур, уток и других обитателей птичьих дворов. Особенно в лесистых местах, таких как в нашем селе Стропицы, стоит только курице, индюшке или дворовой утке отойти подальше от селения и немножко запоздать, как лисица, заметив отлучку неосторожной, не видя для себя опасности, тотчас тихонько подкрадется к ней и преспокойно утащит несчастную хохлушку в свою нору.
    Но, несмотря на то, что лиса приносит вред домашнему хозяйству, она  ещё приносит и пользу. Питаясь насекомыми – вредителями, она спасает лесное  хозяйство, оберегая молодые насаждения от повреждений. Также она уничтожает полёвок, мышей, сусликов, наносящих вред сельскому хозяйству.
    Я очень рад, что узнал много нового об этом замечательном зверьке и думаю в дальнейшем пополнять багаж своих знаний.
    Познакомившись с жизнью лисицы, я понял, что она, хотя умный и хитрый зверёк, которого  нередко уничтожают ради красивой шубки, является ещё  и живым  символом моей  малой родины.

  2. Работа ученицы 10 «Б» класса Хомушку Александры, представленная на конкурсе «Моя малая родина: природа, этнос, культура».
    Сочинение на тему «Живой символ малой Родины».
    Мой родной край Танды самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.
    У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. маленький человек впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел в друзей.
    Родной край- самое красивое место на земле, здесь живут самые хорошие люди. А сколько всего интересного здесь было, сколько хороших воспоминаний связано с этим местом. Здесь родной дом, где мама ждала меня со школы. Приходишь домой, а на столе вкусные горячие «борзаки». Что может быть вкуснее!
    Я очень люблю- Танды. Люблю за то, что это моя малая Родина, и за то, что он прекрасен и велик.
    Нас окружает много лесов. Это сосновые боры, березовые рощи, смешанные леса. Могучей стеной стоят сосны; они, как братья, подают друг другу свои ветви- лапы. От мхов тянет сыростью, у подножия сосен темно и глухо.
    Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый. Наверное, понятие «родной край» живет в человеке с рождения. Будто ничего особого в той местности и нет, а все- таки самое близкое сердцу, самое родное. Я очень рада, что живу в столь замечательном месте. В месте в котором живут и знаменитые люди прославившиеся на всю республику, страну и даже весь мир. Одним из таких людей является Михаил Оюн.
    «Я родился в тысяча девятьсот восьмидесятом году. Тот год ,как я теперь считаю, был для меня знаменательным. Потому, как именно в этот год в Москве проходила олимпиада. И в честь олимпиады, символом которого являлся мишки меня и назвали Михаилом. Помню, как  во дворе ребята меня звали: « Мишка, Мишка!» С малых лет я увлекался спортом и родители мне в этом всячески помогали. Меня всегда вдохновляла моя природа, воздух, которым я дышал, лесочек, возле которого я жил, вода, которую я пил, деревья, которые меня окружали, обычная зеленая лужайка все это вместе взятое, меня как будто подталкивало и подбадривало. У меня не было специально оборудованных спортивных залов, тренировки проходили прямо на улице. Возле моего дома росли большие могучие деревья, сначала я просто карапкался по ним, но потом отец сделал мне турник прямо между этими деревьями, и я стал заниматься там. Бегал на гору, стоящую прямо у подножия нашего села. Ездил верхом на лошади по огромному, красивому полю. Эта быстрая езда так и манила, подбадривала меня. Были для меня и очень трудные моменты жизни. Даже болезнь не сломила меня. Тогда я часто выходил на свежий воздух, слушал журчание речки, пение птиц, ездил на радон «Арголик», находящийся неподалеку от нашего села- это прогоняло все плохие и грустные на тот момент мысли и помогло мне вновь встать на ноги. Все это вместе взятое- родители, мой родной край Танды- сделали из меня такого человека, каким я сейчас являюсь. Когда  был в Лондоне  я все время молился «Оршээ бурган!  Оран тандым, черим-чурттум дузалап-ла кор!» -с восторгом вспоминает Михаил Оюн.
    Михаил Оюн родился в Тандинском районе в простой рабочей семье. С детства очень любил спорт. На сегодняшний день он работает тренером в ДЮСШ с.Бай-Хаак.
    Глаза Михаила сияли, лицо то смущалось, то переходило в радость, когда он вспоминал те минуты в Лондоне. Он молил бога не о победе, а просто дать силы… Жена, родители, родные, друзья все те, которые знали Михаила, верили в его.
    Сентябрь нынешнего года стал для семьи Оюнов знаменательным месяцем. Их сын стал бронзовым призером на паралимпиаде в стрельбе из лука.
    Я считаю, вот он живой символ нашего Танды. Человек, который сумел прославить свое село, район, республику, страну на весь мир. Человек, который сумел выстоять все невзгоды судьбы, и вновь встать на ноги, не просто встать ,а встать на ступень выше своей карьеры. Я очень рада, что живу в одном селе с таким знаменитым человеком. Печально было одно, что я не смогла запечатлеть этот момент на фотографии, но я запечатлела это в моей памяти. Для меня, ученицы десятого класса, это исторический момент в моей жизни. И я тоже верю, что мой родной Танды защитит от всех невзгод судьбы. И вот, когда я писала это сочинение, мне на уста пришли следующие строки:
    Край родной Тандинский,
    Родина моя!
    В этом крае выросла
    Вся моя родня.
    Дедушка в колхозе
    Хлеборобом был,
    Хлебушек тандинский
    На полях растил
    Горы и долины
    У нас в Танды есть,
    Просо и пшеницы
    Все не перечесть…
    По полям далеким
    Папа ходит мой
    И простор широкий
    Видит не впервой.
    Говорит мой папа:
    «Краше края нет!
    Дом, где пахнет хлебом
    Лучше в мире нет!»

  3. Республиканский конкурс
    « Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    в номинации
    « Эколого -краеведческие путеводители».
    Работу выполнил:       Беляев Андрей
    История поселения.
    Старинное русское село. 120км от Йошкар-Олы,ближайший город Уржум,в 40км от сел а. Население села-1700человек.
    Русское село на левом берегу реки Буй в 18 км от районного центра – села Мари-Турек. Как селение оно зафиксировано в архивных документах в XVIII веке под названием Большие Тошкемы. Марийское слово “тошкем” означает задворки. Вначале это было марийское поселение, сохранились даже имена глав родов – Поксимет и Эльбахт. В 1795 году в деревне насчитывалось 30 язычников. В эпоху неолита здесь жили первобытные люди, об этом говорят найденные поблизости находки: каменные топоры и железные копья.
    Название Косолапово появилось лишь в начале XIX века. То, что селение находилось на пути следования обозов из Казани в Вятку, обусловило его быстрый рост. В 1811 году зафиксирован приезд Аверьяна Аниевича Сырина из Нолинского округа. В деревне тогда было 12 дворов, 45 мужчин. Позднее приехали Поповы из-под Уржума и Машковцевы из-под Нолинска. Из Орловского уезда Вятской губернии в 1834 году прибыли М.С. Овечкин, Х.Я. Лабастов, А.Х. Лаптев, из Нолинского уезда – Ф.В. Буйских, А.Я. Жданухин, Т.О. Питиримов, С.Е. Ендальцев, П.Е. Окулев, З.Я. Кашин. Было 18 дворов, 73 мужчины, 90 женщин.
    Помещиков в этих краях не было, земля принадлежала государству, распределяли ее по ревизским душам – отцу и сыновьям. Кормились за счет своего крестьянского хозяйства. Основными орудиями труда были соха, плуг, веялка, молотилка. Конные жатки появились только в начале XX века. В 1891 году в селе числилось 67 дворов.
    Волостное управление в селе Косолапово установили в 1884 году. Находилось оно в белокаменном здании. Сегодня в нем располагается амбулатория участковой больницы. В селе было несколько частных магазинов, но ближайший кабак находился в 3-х км от села, в Пумари. Школа располагалась при церкви.
    В 1845 году в селе было открыто 3-х классное земское училище. В 1910 году его перевели в красное кирпичное здание, а деревянное передали под библиотеку. В этом же доме находился медицинский пункт с одним фельдшером на всю волость.
    Посреди села красуется Никольская церковь, построенная в честь святителя Николая Чудотворца. Сначала она была деревянной, построена и освещена в 1838 году В 1880 году вместо нее был построен каменный храм на средства прихожан длиной 37 саженей, шириной 10 саженей, высота колокольни составляла 18,5 саженей. Церковь окружала железная ограда с решетками и каменными столбами. Престолов в каменной церкви было три: правый – во имя Св. Николая Чудотворца, левый – во имя преподобного Сергия Радонежского и холодный придел – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кроме прихожан, на территории прихода имелись язычники и старообрядцы.
    19 февраля 1918 года в Косолаповской волости была установлена власть советов. В первые годы советской власти селом управляли комитет бедноты и волисполком, первым председателем которого был комиссар Е.Л. Машковцев (в его честь названа одна из улиц села). При переделе собственности шла упорная борьба за владение расположенными на реке Буй водяными мельницами. Волостной совет активно защищал интересы беднейшей части населения. Однако богачи сумели отправить весь состав совета в отставку и избрать новый. Поэтому из Уржума в Косолапово была делегирована следственная комиссия. 19 мая состоялось собрание волостного совета, на котором действия местных богатеев были признаны незаконными. В конечном итоге исход решили прибывшие из Уржума красногвардейцы.
    В конце 1918 года в селе была основана больница. В 1924 году в ней имелось 3 отделения: родильное, терапевтическое и тифозное. Штат состоял из 10 человек. Был открыт детский сад на 50 мест.
    В 1923 году водисполком преобразовали в сельсовет, первым председателем поставили Ф.Е. Попова. В селе проживало 550 человек: 240 мужчин и 310 женщин.
    С началом коллективизации был образован колхоз “Гигант”, объединявший множество населенных пунктов. Возглавлял хозяйство Кузнецов, двадцатипятитысячник из Красного Сормова. Однако гигантский колхоз оказался неуправляемым и вскоре его реорганизовали. На его базе были созданы коллективные хозяйства по населенным пунктам, В Косолапове его назвали именем Калинина, первым председателем избрали Р.К. Попова. Что интересно, вошли в него 18 зажиточных хозяйств, а бедняки и середняки вступать не стали. Поэтому и его вскоре распустили как кулацкий, а первых колхозников, в основном, сослали. В 1930 году бедняки и середняки образовали новый колхоз, назвали его “Просвет”, председателем избрали того же Р.К. Попова.
    В начале 30-х годов церковь была засыпана хлебом, вскоре ее закрыли. В здании церкви разместили клуб.
    1935 год знаменателен образованием Косолаповского района, что сыграло большую роль в развитии социальной, культурной инфраструктуры села. Начала выходить районная газета “Путь Сталина”, активно включившаяся в общественную жизнь района.
    В 1936 году была образована Косолаповская МТС. Первым ее директором назначен Г.А. Залетов. В МТС имелось 93 трактора. Комбайнов было 10, грузовых автомашин – 6, всю технику обслуживали 8 механиков, 42 бригадира, 144 тракториста, 15 комбайнеров, 6 шоферов. МТС сыграла огромную роль в развитии сельскохозяйственного производства в районе.
    После Г.А. Залетова с 1948 по 1955 год директором МТС работал М.М. Мирошин. Весь период своего существования Косолаповская МТС считалась лучшей в республике. Лучшими были и женские тракторные бригады, руководимые А. Чемодановой и А. Коноплевой. Большую помощь в становлении районной газеты оказал классик марийской литературы, долгое время живший в Косолапове, Дмитрий Орай, могила которого находится в центре села в саду имени Героя Советского Союза С.Р. Суворова, воспетого писателем в повести “Чолга щудыр” (“Немеркнущая звезда”). Многие произведения известного писателя, вошедшие в сокровищницу национальной литературы, впервые были опубликованы в районной газете.
    В 1937 году появилось электричество, а затем – радиоузел. В 1940 году построено школьное здание.
    В годы Великой Отечественной войны почти все мужчины ушли на фронт, 106 из них погибли и пропали без вести. Женщины, девушки, подростки заменили ушедших на фронт отцов, мужей, братьев. Успешно продолжала трудиться женская тракторная бригада Косолаповской МТС. В селе проживало много эвакуированных. В здании средней школы располагался детский дом, переселенный из Москвы.
    В 1946 году в селе случился большой пожар, сгорело много домов. Однако быстро отстроились. Энтузиазм, вызванный победой над врагом, помогал не только преодолевать невзгоды, но и порождал активность, желание быстрее наладить жизнь. В первые же послевоенные годы всем районом около села на реке Буй построили гидроэлектростанцию. К сожалению, ее плотина вскоре была снесена бурной рекой, попытки восстановить ее тоже оказались безуспешными.
    Народ жил надеждами на будущее, трудился, учился, отмечал праздники. Главным праздником считалась Девятая пятница (после Пасхи). Накануне этого дня в село на ярмарку съезжалась вся округа, приезжали из соседних районов республики, Кировской области. Из Уржума привозили карусель, откуда-то прибывал цирк. Сотни торговцев, тысячи покупателей, тысячи гуляющих не вмещались на базарной площади. Несколько дней и ночей беспрерывно звенели десятки гармоней.
    Постановлением Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 23 декабря 1959 года Косолаповский район был упразднен. Косолаповский и Малинкинский сельсоветы
    вошли в состав Мари-Турекского района, на базе которых в 1960 году был организован совхоз “1 Мая” с центром в селе Косолапове. Первым его директором был А.И, Нестеренко. После него хозяйство возглавлял Г.М. Леонов.
    В 1964 году от совхоза “1 Мая” отпочковался совхоз “Октябрьский”, а сам он преобразован в опытно-производственное хозяйство (ОПХ) имени В.П. Мосолова. Директором его долгое время был С.И. Лямин, заслуженный работник сельского хозяйства МАССР, сделавший многое для укрепления хозяйства. Для рабочих совхоза и жителей села были построены двухэтажные дома. В 1992-1993 годах по селу проложен асфальт. Работают магазины, дом быта, почта, телеграф, детский сад. Сегодня хозяйство возглавляет Г.С.Ахатов.
    Большое содействие социально-культурному развитию Косолапова в 1997-2000 годах оказывал Президент Республики Марий Эл В.А. Кислицын, уроженец села. По его инициативе построено новое здание средней школы. Сегодня ее директором является В. Г.Новосёлова . Кроме того, в Косолапове имеется коррекционная школа-интернат, руководит которой З.Д. Киселева.
    В селе создан и действует фольклорный ансамбль “Веселые бабушки”, руководителем которого является Л.И. Брашкина. Коллектив с успехом выступает в своем районе, за его пределами, а также в столице республики.
    В 2000 году в селе началось восстановление храма. С июня 2000 года здесь началась служба, она проводится в субботние и воскресные дни, а также по праздникам. К сожалению, за долгие годы церковь сильно обветшала, потеряла свой первоначальный вид. Предстоят большие восстановительные работы.
    Косолапово является центром одноименного поселения . На 1 января 2000 года в нем проживали 1616 человек, 565 семей.
    Косолаловская средняя школа
    Шмаков Павел  Иванович
    Начальник уголовного розыска, капитан милиции погиб при исполнении служебного долга , кавалер ордена Мужества.
    Родился в 1958 году в селе Косолапово в семье
    строителя Ивана Петровича и учительницы Зои
    Михайловны Шмаковых.
    После службы в армии на далёком острове Сахалине
    остался там, окончил юридический институт и стал
    работать.
    Обостренное чувство справедливости, верность долгу всегда заставляли Павла быть первым на самом опасном участке. Так и в тот трагический день он не стал подставлять подчиненных, а сам рванулся в сторону беспрерывно палящего из ружья уголовника. Шальная пуля рецидивиста попала в незащищенное бронежилетом место. Павел погиб при исполнении служебного долга, освобождая заложников.
    В городе Паранайске именем капитана названа улица, а на здании средней школы в Косолапово висит мемориальная доска.
    Паша с детства любил спорт, особенно шахматы, научил играть в которые его отец, известный в районе шахматист Иван Петрович Шмаков. С целью увековечения памяти о нашем земляке МВД РМЭ и администрация района приняли решение назвать именем героя открытый республиканский турнир в селе Косолапово.
    СМИРНОВ Сергей Иванович
    Рядовой (по призыву) .Механик-водитель
    Родился И мая 1981 года в д.Арып-Мурза Мари-Турекского района Республики Марий Эл
    В 1996 году Сергей окончил девять классов Косолаповской средней школы и поступил в ПУ-25 п.Мари-Турек. Весной 1999 года он получил диплом тракториста-машиниста широкого профиля, и осенью этого же года его призвали в армию.
    Воинскую службу начал в г. Волгограде. Чуть позже оказался в Чечне. 19 июля 2000 года военная колонна, одним из водителей которой был Сергей Смирнов, попала под обстрел боевиков. В соответствии с приказом командира водитель покинул автомобиль, завязалась перестрелка. В коротком бою Сергей получил смертельное ранение в голову и скончался по дороге в госпиталь Похоронен в с.Косолапово Мари-Турекского района.
    Сад имени Героя Советского Союза С.Р.Суворова.
    Посреди сада имени С.Р.Суворова стоит два памятника: первый – на могиле марийского прозаика Д.Ф.Орая -Богословского (1901-1950). второй -Герою Советского Союза С.Р. Суворову.
    Аллея , посаженная ветеранами Великой Отечественной войны.
    Памятник Дмитрию Фёдоровичу Ораю – Богословскому.
    Большую помощь в становлении районной газеты оказал классик марийской литературы, долгое время живший в Косолапове, Дмитрий Орай, могила которого находится в центре села в саду имени Героя Советского Союза С.Р. Суворова, воспетого писателем в повести “Чолга шудыр” (“Немеркнущая звезда”).
    Орай (псевдоним). Настоящее фамилия и имя: Богословский Дмитрий Фёдорович, Родился в бедной крестьянской семье 5(18) сентября 1901 в деревне Мари-Пижай Сернурского района Республики Марий Эл . Марийский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член Союза советских писателей. В своих произведениях идеализировал крестьянский быт, прославлял национальное самоопределение марийцев. Основное произведение Орая — роман «Сквозь туманы» (1951). Писал на марийском языке, некоторые произведения переведены на русский
    Начал свою литературную деятельность рассказом «Ача-ава кумыл» (По милости родителей), направленным против бесправия марийской женщины и насилия кулаков над беднотой. Написал также ряд сатирических рассказов-фельетонов, в которых бичевал бюрократизм, вскрывал ошибки, связанные с моментами искажения и искривления национальной политики партии. В повести «Иотэштшэ» (Чужак) О. пытался показать выдвиженца на советской работе, но при этом сделал крупную ошибку: отметив лишь отрицательные стороны работы выдвиженца, он пришел к неправильным политическим выводам, выразившимся в резком противопоставлении городу деревни, в идеализации крестьянского быта и националистических тенденциях.
    Памятник С.Р.Суворову , герою Советского Союза.
    Сергей Романович Суворов- Герой Советского Союза.
    Родился 7 октября 1922 года в деревне Большая Вочерма ныне Мари-Турекского района Республики Марий Эл в семье крестьянина. Мариец. Окончил Большеруяльскую неполную среднюю школу, Мари-Биляморское педагогическое училище. Работал учителем в деревне Пумарь. В сентябре 1941 год был призван в Красную Армию. С марта 1942 года воевал на Западном фронте.
    12 июля 1942 года взвод 774-го стрелкового полка проводил разведку боем переднего края обороны противника около села Агафьино (Юхновский район Калужской области). Бойцы во главе с командиром взвода, младшим лейтенантом Шандриковым, политруком Лапшиным, преодолев два пояса проволочных заграждений вступили в бой. Группа автоматчиков, в составе которой был красноармеец Суворов, преследуя отходящего противника, вырвалась вперед, и оказалась отрезанной от своего подразделения заградительным минометным огнем. Погиб командир группы и другие бойцы.
    Оставшись один, будучи раненым, красноармеец Суворов целый день до вечера вел неравный бой в окружении. В течение первых двух часов, отражая натиск врага, он уничтожил 10 немецких солдат и многих ранил. Гитлеровцы открыли сильный минометный и пулеметный огонь по позиции советского бойца. Затем, считая его убитым, пошли вперед, но снова были встречены автоматными очередями. Только ночью санитары вытащили его из под фашистского огня. Около окопа лежало 22 трупа немецких солдат, а на теле воина было семь ран.
    На четвертые сутки, 17 июля, красноармеец Суворов умер в госпитале от ран. Похоронен в селе Износки Юхновского района Калужской области.
    Указом Президиума Верховного совета СССР от 31 марта 1943 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, красноармейцу Суворову Сергею Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертноНагражден орденом Ленина.
    На родине, в селе Косолапово Мари-Турекского района установлен бюст Героя, в городе Йошкар-Ола на улице его имени – мемориальная доска. Его имя носят парк в селе Износки, Болыперуяльская восьмилетняя школа
    Посреди села красуется Никольская церковь, построенная в честь святителя Николая Чудотворца.
    Сначала она была деревянной, построена и освещена в 1838 году
    В 1880 году вместо нее был построен каменный храм на средства прихожан длиной 37 саженей, шириной 10 саженей, высота колокольни составляла 18,5 саженей.
    Крупная кирпичная церковь с декором в русско-византийском стиле . Четверик храма увенчан ротондой под луковичным куполом. С запада к нему примыкает обширная трапезная. Престолов в каменной церкви было три: правый – во имя Св. Николая Чудотворца, левый – во имя преподобного Сергия Радонежского и холодный придел – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Главный престол Успенский. Церковь окружала железная ограда с решетками и каменными столбами.
    Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня, на месте которой построен трехэтажный дом. Использовалась как дом культуры.
    В 2000 году в селе началось восстановление храма. С июня 2000 года здесь началась служба, она проводится в субботние и воскресные дни, а также по праздникам.
    Родник Николая Чудотворца.
    Родник в деревне Арып- Мурзе обнаружила Крылова Ида Ивановна, собирательница песен народа мари, яркая и талантливая исполнительница песен. Проживая в этой деревне за баней в овраге она обнаружила небольшой родник , обустроила его, и деревенские начали брать здесь вкусную чистейшую воду. Родник стал зарастать травой, когда семья Иды Ивановны переехала в Сысоево.
    В 2000 году родник обустроил Владимир Сергеич Лямин ,местный предприниматель Родник освятили в честь Николая Чудотворца.
    Поросший красивым лесом холм, красивый вид на долину речки, которая за холмом впадает в реку Буй – всё это располагало к отдыху и созерцанию природы. Заодно тут можно испить и набрать вкусной ключевой воды. Родник прекрасно обустроен – тут и беседка, и по всему периметру изгородь, над родничком – часовенька, тут же на скамейке
    Литература:
    1 .Мужество сквозь юность пронесли. Сборник очерков. Йошкар -Ола: Комитет солдатских матерей ( При поддержке издательства Марийского полиграфкомбината), 2003. 2.Интернет
    З.Соч. в рус. пер.: По воле родителей, в кн.: Родник. Рассказы марийских писателей, М, 1961.
    4.Ибатов С., Дмитрий Федорович Богословский (Орай), в кн.: Очерки истории
    мар. лит-ры, ч. 2, Йошкар-Ола, 1960; Марийские писатели. Библиографич.
    справочник, Йошкар-Ола, 1958.
    З.Статьи из газет « Знамя», « Марийская правда»

  4. Муниципальное казённое образовательное учреждение
    « Средняя общеобразовательная школа № 2» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
    Районный  эколого – краеведческий конкурс
    «Моя малая  родина: природа, культура, этнос»
    Тема:
    «Влияние православных традиций на отношение к природе»
    Выполнила:
    Оргина Елизавета
    ученица  6 б класса
    МКОУ «СОШ № 2» г.Николаевска
    Руководитель:
    Власова Елена Геннадьевна
    Консультант:
    Протоиерей Владимир Гогалюк
    г.Николаевск 2013
    План
    1. Актуальность выбранной темы.
    2. Охрана природы как часть православного вероучения.
    3. Экология православных монастырей  Волгоградской области.
    4. Православная церковь о путях решения экологических проблем.
    5.  Храм  Святой Троицы  за  озеленение города Николаевска.
    6. Вывод по изученным материалам:
    НЕ НАВРЕДИ!
    1.Актуальность выбранной темы:
    В последние два десятилетия мир стал свидетелем глубокого экологического кризиса, наиболее яркими свидетельствами, которого являются изменения климата, утрата биологического разнообразия и загрязнение естественных природных ресурсов.   Волгоградская область и мой родной город Николаевск  в настоящее время тоже сталкиваются с проявлениями  экологического кризиса.  Когда я еду  в город Волгоград, первое, на что обращаю внимание – это трубы заводов, загрязняющие нашу атмосферу. В нашем же городе  очень часто встречаются свалки мусора прямо посреди улицы, сухие или спиленные деревья, по обочине дороги, а  по дороге в школу вижу стаю голодных бродячих  собак, а ведь их тоже щенками когда–то бросили люди.  Гляжу на это, и невольно задумываюсь над вопросом, почему люди творят такое? В чем причина? Ведь мы все говорим о доброжелательном отношении к природе, о том, что это наш дом,  и его надо беречь. Это знает каждый. И каждый из нас может долго и красиво говорить о нравственном отношении к природе, о том, что человек «в ответе за тех, кого приручил». Но тогда кто же делает всё наоборот? Тоже мы!
    Я живу в России, главная религия моей страны – православие. Я тоже являюсь православной христианкой. С 1 класса  я посещаю воскресную школу «Родничок»  при храме Святой Троицы в городе Николаевске. А в школе мы  с прошлого года стали изучать предмет – природоведение. Мне стало интересно, как может вероисповедание человека и православные традиции влиять на отношение к окружающей среде. Это я и решила выяснить  в своей работе.
    Цель работы:
    Выяснить влияние православия на  отношение к природе и природопользованию  на территории Волгоградской области  и Николаевского района.
    Задачи:
    1.Изучить Священное Писание по вопросу экологии;
    2.Показать, что Божественная Воля в мире  осуществляется через естественные процессы и законы, являющиеся предметом научного исследования;
    3. Изучить материал по экологии православных монастырей Волгоградской области на примере Свято – Духова мужского  православного монастыря города Волгограда.
    4. Познакомиться с деятельностью прихожан храма Святой Торицы города Николаевска для выявления отношения к природе.
    2. ОХРАНА ПРИРОДЫ КАК ЧАСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
    Православие учит, что цель жизни человека не состоит в максимальном потреблении: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” “Не собирай себе сокровищ на земле”. “И нет у человека преимущества перед скотом”. Завет “Возлюби своего ближнего”,  включает в себя всех ближних: животных и растения тоже.
    Природа, обильная своими видами, является чудесной землей, чудом. В библейских писаниях сказано: “Достойны похвалы, о Господи, твои земные и морские чудеса и все глубины, и огонь и град, и мороз, штормовой ветер, которые подчиняются Твоим велениям! Горы и холмы, плодовые деревья и недра! Звери и скотина, ползущие твари и птицы!”  (Псалм 148:8-9).
    Святой апостол Павел говорил: “Всякое творение Божие хорошо”
    (1 Тим.4,4), и природу следует уважать и беречь, так как она – творение Бога.
    Природа – творение Божие, а, значит, имеет божественную ценность. А ко всему, что принадлежит Богу, христианство учит относиться с глубокой осторожностью и любовью. Христианин должен питать те же чувства к природе, которые были во Христе. Мы должны любить природу, мы должны видеть, чувствовать в ней Творца [2]. Библия призывает поклоняться Творцу, беречь его творения.
    Только один человек создан по образу Бога. Это может быть воспринято как придающее человеку уникальную ответственность за все живое на земле.
    Иоанн Кронштадтский полагал, что духовными существами нужно называть не только ангелов и людей, но и животных: “Всякое дыхание хвалит Господа (150 псалом), потому что оно происходит из Духа Господня, даже если разум его не постигает этого, даже если оно лишено свободы. Вот почему нам нужно уважать всякую тварь, не убивать, не разрушать. Блаженны также те, кто любит животных” .
    В Нагорной Проповеди Христос говорит о том, что у Бога не забыта ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия  (Мф 6:26,28-29). Каждое существо возлюблено Им и исполнено достоинства и славы. Все живое сотворено Христом и через Христа  (Ин 1.1-5), и Христос пребывает с нами везде – всегда и поныне до скончания века  (Мф 28.20). Любовь к природе и забота о ней – это естественная часть деятельной любви ко Христу.
    Не случайно во время празднования Дня Святой Троицы происходит благословение и освящение природы. Природа предстает перед нами источником Проповеди и вместилищем Духа .
    Своеобразная экологическая история произошла с Ноем. Когда он готовился войти в ковчег со своей семьей, Бог сказал ему: “И каждого живого существа из плоти, каждого вида по паре ты должен взять в ковчег, и держать их живыми вместе с собой; они должны быть мужского и женского пола”  (Книга Бытия, 6:19).
    Когда мы читали на уроке  эту историю, мы тогда уже отметили для себя, что ему не было сказано спасать те виды, которые “эстетически, экологически, образовательно, исторически, оздоровительно или научно ценны” для людей. Ему было приказано спасать их всех, вне этих полезностей для людей. Ибо все они были созданы Богом и имели религиозную ценность. К сожалению, сейчас животных и растения  защищают почти всегда только с позиции их пользы для людей.
    История с  Ноем учит вечному уважению к жизни.
    Бог желает, чтобы виды продолжали свое существование, и каждый, кто желает уничтожить вид во имя “развития”, посягает на  Бога. Недаром первоначальной заповедью Бога было “Да пребудут они среди нас”.
    На одном из занятий в школе мы говорили о том, что во Второзаконии (22:6-7) сказано – если птенец выпал из своего гнезда, прохожий не должен пройти мимо, а положить птенца в гнездо, тем самым продлив его жизнь.
    Блаженный старец Силуиан говорил, что “Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить. А на человеке лежит долг заботиться о всем творении: и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному и даже растению, противоречит закону благодати. Потерявший благодать не воспринимает красоты мира и ничему не удивляется”.
    У русских крестьян, исповедовавших православие, еще в конце XIX века имелись свои священные рощи. Крестьяне поясняли, что эти рощи принадлежали тому угоднику, во имя которого построена часовня, и роща является его собственностью, которую он оберегает и охраняет ревниво от всякого насильственного вторжения постороннего лица.
    Не только раньше православное учение проповедало бережное отношение к природе и ко всему окружающему, но и на современном этапе православие не остаётся в стороне от возникших насущных экологических проблем. Летом 2000 г. Русской православной церковью принята Социальная концепция, содержащая специальный экологический раздел. В нем сказано, что экологический кризис имеет антропогенный характер, и его преодоление в условиях духовного кризиса невозможно.
    В разделе подчеркнуто, что природа – это не вместилище ресурсов, а дом, где человек – домоправитель, и храм, где он священник, служащий единому Творцу.
    Нельзя не согласиться также и с таким мнением: поскольку Бог создал природу так же, как и человека, то она тоже заслуживает уважения как создание Бога. Отсюда следует, что охрана природы является делом божеским, сама дикая природа – божественна, человек не имеет права производить в ней изменения, меняя божественный порядок.
    3. ЭКОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
    Когда бываешь  в православных монастырях, всегда поражаешься красоте окружающей тебя. И это не обязательно красота созданная трудами монахов и послушников, а первозданная красота  нетронутой природы.
    Основная цель монашеской общины –  создание своеобразного органичного мира, в котором совместное бытие братии соразмерно духовному устроению каждого из них. Труд был поднят монашеством в своем значении от простого добывания хлеба насущного до уровня служения Богу, а в человеческом плане – содействия внутреннему совершенствованию и укреплению уз братства. Монастырский уклад, в первую очередь, предписывал избегать праздности и находиться в непрестанном делании. Это означало либо бодрствование в молитве, либо работу – хозяйственную или связанную с умственной деятельностью, чаще всего переписывание книг. Физический труд, таким образом, органически чередовался с духовным. Монах должен был и учиться соразмерности  порядку у тварей малых, и сам по возможности пособлять их жизни. В первых монастырях, ухаживая за землей, обычно не содержали домашних животных.
    Монастыри представляли собой полный цикл хозяйственной жизни общества, натуральное хозяйство. Соразмерность человеческой жизни и природы  – это жизнь православного монастыря. Новое понимание труда через духовное обновление личности в сочетании с ведением натурального хозяйства переросло в то, что можно охарактеризовать как социально-экологическое обновление мира. Это было внесение в мир неприметным образом христианских начал на уровне основ цивилизации.
    Мне хочется рассказать о удивительном монастыре в г.Волгограде. Это Свято – Духов мужской  православный монастырь, преобразованный в 1912 году из архиерейского подворья, выстроенного в 1908—1911 годах иеромонахом Илиодором  Труфановым по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Этот монастырь многое претерпел в своей истории, был закрыт во времена правления советской власти в 1918г. Что только не располагалось в стенах Святой обители? Монастырь служил исправительным лагерем, потом коммуной, детским домом, затем  общежитием, ремонтной мастерской и много лет был воинской частью. Вновь открыт в 1992 году архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. Территория монастыря к этому времени была в полном запущении. Благодаря стараниям братии монастыря и учащимся находящегося здесь Царицынского Православного университета, монастырь стал расцветать в буквальном смысле этого слова.   Не смотря на то, что этот монастырь находится  в крупном городе, монахи и учащиеся создали на его территории  настоящий райский уголок. Практически они пытаются восстановить его первоначальный облик и назначение. Я несколько раз ездила на экскурсии и  очень люблю посещать этот монастырь. В нем чувствуешь себя наедине с природой. Первый раз я поехала туда в мае 2010 года. А  11 апреля 2010 г. в Свято-Духовом монастыре официально открылся фазанарий. Это событие произошло благодаря удивительному человеку иеромонаху Василиску (Саяпину), который вместе со студентами сделал во дворе монастыря просторные вольеры и заселил в них редких птиц Волгоградской области: фазанов, уток, павлинов.  Многие из  них занесены в Красную Книгу Российской Федерации и мира, например:  ФАЗАН КОРОЛЕВСКИЙ (Syrmaticus reevesi) занесен в Красную Книгу мира, самый крупный из всех фазанов. Для королевского фазана характерны белое темя, черный ошейник, глинистого цвета оперение и чрезмерно длинный хвост, достигающий у старых птиц в длину полутора метров. Встречается эта птица только в горах Северного Китая.
    Первый раз в жизни в этом монастыре я увидела настоящих журавлей. Журавль – Красавка, занесен в Красную Книгу России. Самый маленький вид журавлей, его высота составляет около 89 см, а масса 2—3 кг. Голова и шея в основном чёрные; позади глаз хорошо заметны длинные пучки белых перьев. От основания клюва до затылочной части имеется участок светло-серых перьев; обычная для других видов журавлей проплешина отсутствует. Здесь  пытаются развести этот вид потому, что исторически эта птица и обитала на территории монастыря. Оперение туловища голубовато-серое. Красивые маховые перья второго порядка крыльев выделяются своей длиной и пепельно-серым цветом. Ну а голос — это звонкое курлыканье, более высокое и мелодичное, чем у серого журавля.
    Конечно, я не удержалась и сделала фото такого красавца. Побывав в этом райском уголке первый раз, я решила, что обязательно еще раз вернусь сюда.
    Так и вышло, через полгода, мы опять чудесным образом приехали в этот монастырь. За это время произошли  изменения, были высажены новые редкие растения, те, которые и росли в монастыре в 1908 году. Я увидела новых редких животных – косулю по кличке Крош, новых птиц. Я очень радовалась каждому незнакомцу  этого  монастыря.  Мой фотоаппарат снимал все новые и новые кадры.
    В этом году монастырский фазанарий открыл для меня  свои двери  уже  в седьмой раз.  Как радостно, что в  центре Волгограда прихожане могут не только приложиться к святыням, но и послушать трели птиц, а с некоторых пор и понаблюдать за животными.
    По словам иеромонаха Василиска, который содержит фазанарий, сегодня под его опекой находится около 40 экземпляров птиц и косуля по кличке Крош.  В этом году в зоодворике поселились новые жители – чилийские белки. Правда, мне не удалось их увидеть, пока животные находятся в закрытом вольере – у пары родились детеныши. Посмотреть на счастливую семейку будет можно,  когда они подрастут, а это значит, что я  снова смогу приехать в гости.
    В монастыре не только занимаются разведением редких видов животных  и посадкой уникальных сортов растений. Согласно православным традициям здесь стараются и обучать доброжелательному отношению к братьям нашим меньшим. А недавно в фазанарии отметили День птиц. Несколько сотен собравшихся прихожан, учащихся, просто гостей и жителей города-героя с удовольствием слушали рассказ отца Василиска об обитателях зоосада и посетили «пернатых хозяев» монастыря, смогли оценить завораживающее пение  и яркие наряды.
    Свято – Духов мужской  православный монастырь скоро ждет прибавления – из Московского зоопарка привезут экзотических птиц – хохлатую куропу и калифорнийского рогатого тетерева. Сам отец Василиск собирается съездить в Москву еще и за рыжими белками. Кроме того в настоящее время он договаривается с волгоградскими предприятиями об изготовлении новых, более просторных вольеров для олененка  Кроша и журавлей.
    За это время обновилась и сама территория питомника: расширен пруд для лебедей, установлены дополнительные скамейки для посетителей.
    Побывав в этом монастыре, очень хочется верить, что люди станут добрее к нашей планете.
    4. Православная церковь о путях решения экологических проблем
    Православное миропонимание противостоит безграничной вере в научно-технический процесс как универсальное средство для разрешения всех мыслимых и немыслимых проблем. Невозможно преодолеть пагубные последствия деятельности человека путем продолжения и дальнейшего усовершенствования той же самой деятельности. Безудержное движение по пути все большего потребления, чисто материального благополучия и власти над природой, обрекает человека на все большее удаление от Бога и противостояние Ему.
    На уроках православия в воскресной школе мы говорим о том, что отказ от веры в безграничные возможности человеческого разума и научно-технического прогресса не означает отказа от достижений человеческого труда, таланта и творчества. Необходимо лишь только уметь различать деятельность угодную Богу от той, которая противостоит Ему. Может тогда люди, и смогут жить в гармонии? Может только тогда человек и сможет понять как надо по настоящему любить окружающий его мир, как надо правильно относится и воспринимать цветы под ногами; бабочку, сидящую на цветущей розе; радугу с её поражающими красками.
    В “домостроительстве благодати Божией” природа без человека не имеет смысла. Поэтому в основе решения конкретных экологических проблем должна лежать защита человека во всей его духовной и телесной полноте. Нынче человеку (по грехам его) грозят многие опасности. Это и экологические катастрофы, и войны. Однако кроме войны существуют менее заметные и более эффективные методы агрессии, такие как снижение уровня доступности медицины, нищета, сокращение количества и качества образования… Отсутствие военных действий еще не свидетельствует о мире. Во всем хитросплетении современной жизни народа главным, как и во все времена, остается защита его души, души каждого человека, ибо “… какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?”   (Мф.16,26).
    5.  Храм  Святой Троицы  за  озеленение города Николаевска.
    Я являюсь воспитанницей воскресной школы «Родничок» при Храме Святой Троицы  г. Николаевска. Уже более шести лет, я посещаю эту школу.  С прошлого года наша школа переехала в новое здание  храма. Храм наш построен совсем недавно, все только начинает обустраиваться. Когда- то здесь был пустырь, ничего не росло.  Земля, на которой построен храм – не плодородна, после строительства в ней осталось очень много мусора. Настоятель  храма отец Владимир и прихожане, задумались над этой проблемой. Заботами настоятеля в прошлом году на территорию храма была завезена плодородная чистая  земля, начались работы по благоустройству  прихрамовой территории. Мы ученики воскресной школы, тоже не остались в стороне. Весной   делали грядки и сажали цветы вместе с прихожанами. Прихожанин нашего храма Шкарупа В.Д. привез первые саженцы деревьев: березы, сосны, каштаны. Чудесным образом к нам попали  и саженцы ёлочек из Дивеева – место, где последние годы жизни провёл Преподобный Серафим Саровский.  Все  желающие могли поработать для своей души и для пользы. Похвально желание облагородить облик и вид важной территории своей малой родины для каждого верующего и православного. Наши деревца за лето подросли и окрепли.  К осени большая часть территории  храма  еще осталось не засаженной, да и  возле микрорайона голый пустырь, наводит тоску.   Но и тут нашлись помощники.  Руководитель ТОСов  Семенюк  Валентина Ивановна и ее соратники приобрели саженцы лип и  рябин в Камышинском питомнике.  И снова началась посадка деревьев, пришло много желающих озеленить наш  храм и город: работники ТОСов, учащиеся 10 а класса МКОК «СОШ № 2», работники  администрации города,  прихожане. Все трудились на славу.  Сначала высадили деревья на территории храма, а потом вышли на пустырь возле микрорайона. Засадили целую аллею рябин и лип. Очень хочется дождаться, когда эти деревья вырастут и окрепнут, зацветут пахучими соцветиями и одарят нас сладкими ягодами  в снежном коме. Надеюсь, что наша молодежь   не погубит их еще маленькими. Думаю, что тот, кто знаком с православным писанием, с православными традициями и православным учением не сможет нанести урон и вред живому представителю нашей земли, будь то животное или растение: бродячая кошка или куст шиповника. Вот такими малыми  делами православные  люди  изменяют вид города: озеленяют парки и улицы, высаживают цветущие кустарники и сочнозелёную газонную траву, заботятся о том, чтобы сохранилась   репутация города Николаевска как  чистого и зелёного «оазиса» степной зоны.
    6. НЕ НАВРЕДИ!
    Работая по этой теме, изучив литературу по данному вопросу, я сделала вывод, что  православие  тесно связано с живой и не живой природой.  Православные традиции отношения к природе показывают нам ценность каждой «Божьей твари», каждого представителя животного и растительного мира. Нет в природе не нужного экземпляра, а значит не должно быть чисто потребительского и негативного отношения к ней. Так сложилось исторически, что православие всегда ратовало за сохранность и ценность окружающего мира.  Православный человек следует завету Бога о мире, ценит созданный Богом мир. Православный человек считает себя не хозяином, а гостем в этом мире. Как, например, человек приходящий в гости к своему другу, не в доме его, не в саду его не может навредить обитателям и старается не навредить всему, что есть, хотя бы как воспитанный человек. Он же не рушит стол, или телевизор; не срывает гардины и не бьёт посуду. Так и православие учит нас любить и сохранять сотворённое великолепие и принимать его всем сердцем.  Когда я стала задумываться и понимать это, я стала ловить себя на мысли, что очень часто меня просто радуют обычные капли дождя, привычный шелест листвы и синичка, прыгающая с ветки на ветку на дереве, которое я вижу из окна моей комнаты. Мне очень понравилось работа по этой теме и  хочется рассказать о ней своим одноклассникам и друзьям, тем самым призвать их к сохранению природы нашей планеты.
    Перечень литературы
    Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета.
    Православие и экология, 1997, М., Московский Патриархат, 440 с.
    Христианство и экология. Сб. статей, 1997, СПб., Изд-во РХГИ, 352 с.
    Православные монастыри и экология, 1994, М., 73 с.
    ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
    http://www.sdmon.ru/ Сайт Свято – Духова Монастыря
    http://ru.wikipedia.org/wiki список птиц занесенных в Красную Книгу России
    http://ru.wikipedia.org/wiki/    Журавль – красавка
    Муниципальное казённое образовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Николаевска
    Стихотворение
    «Спорт   или   NET?»
    Работу выполнил
    Журавлев Дмитрий Павлович,
    16 лет, ученик 10 А класса.
    г. Николаевск, ул. Октябрьская, д. 22 кв. 62.
    Руководитель: Власова Е.Г.
    учитель биологии.
    2013

  5. Сочинение в номинации «Живой символ малой Родины» в рамках областного конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»– 2013
    Растение-символ: Каспийский лотос.
    Когда восток просторный день
    как стаю диких лебедей над дельтой
    тихо поднимает, здесь дивный
    лотос расцветает.
    Каспийской розой назван он за красоту
    свою и запах, цветок, священный у феллахов.
    Меня зовут Торина Екатерина Андреевна, мне 17 лет, живу в городе Астрахани. Я обучаюсь в ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум» структурное подразделение №2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в 11 «А» классе. Выезжая часто с родителями за город на природу, я встречаю по берегам рек прекрасный, огромный и очень красивый цветок – лотос. Тонкий, нежный аромат, напоминающий запах миндаля. Описать всю красоту зарослей цветущего лотоса невозможно. Астраханский лотос нужно увидеть самому.
    Раньше лотос можно было встретить только в дельте реки Волги, а сейчас он произрастает и за Камызяком, и даже в городе в районе Казачьего ерика, и на лотосовых полях и т.д.  В июле во всей красе проявляется цветение лотоса! Этот цветок – Астраханский лотос – по праву считается истинным чудом, украшением, растением-символом нашего Астраханского края.
    Дельта Волги – самая северная точка распространения этого растения на земном шаре. Озеро лотосов – это огромные, чуть не в метр диаметром, круглые, кожистые листья, темно-зеленые, с синеватым, словно восковым налетом сверху, серовато-зеленые снизу. А над ними, на высоких и крепких стеблях, поднимаются сотни изумительных цветов разнообразных оттенков: от ярко розового до совершенно белого. На мелководной акватории авандельты и в култуках лотос образует целые заросли, которые  в период цветения с июля по сентябрь становятся местом настоящего паломничества для российских и иностранных туристов. Это неудивительно, ведь огромные лотосовые поля, покрытые бесчисленным количеством роскошных цветов, создают необычайный для нашей Астраханской флоры вид и оставляют неизгладимое впечатление.
    Каспийский лотос относится к крупным земноводным многолетним травам. Наземные побеги отсутствуют, листья и цветки отходят непосредственно от узлов корневищ. Над большими воронковидными листьями возвышаются цветки до 25 см в диаметре. Внутренняя часть лепестков окрашена ярче наружной, поэтому вид заросли меняется в течении дня от ярко-розовой до светло-розовой. Цветёт отдельный цветок лотоса 2-3 дня, после чего лепестки полностью опадают, и начинается формирование плодов – кубышек с орехами.
    Заросли лотоса находятся в цветущем состоянии с начала июля до середины сентября. Однако единичные цветки можно встретить и в конце сентября. Созревание орехов лотоса начинается в конце июля. По мере усыхания цветоножки кубышка наклоняется, орешки, находящиеся в ней, выпадают в воду и опускаются на дно. Весной прорастают не все опавшие на дно орехи, а только те из них, твёрдый покров которых ко времени прогревания водоёмов был частично разрушен. Проросшие орехи всплывают на поверхность и переносятся течением на новые места, где они укореняются и образуют новые заросли. Лотос хорошо развивается в пресных и слабосолёных водоёмах, температура которых достигает летом до + 30 градусов.
    В низовьях дельты лотос имеет большое значение как кормовой объект. Орехи лотоса занимают значительное место в рационе лебедей, уток и гусей. Они способствуют его распространению, разнося орехи по дельте. Корневища лотоса охотно поедаются кабаном. Кабан также способствует распространению лотоса – открытые им части корневища во время весеннего половодья переносятся в другие районы, где, произрастая, создают новые заросли.
    Каспийский лотос занесён в Красную книгу Российской Федерации и в настоящее время площади его зарослей увеличиваются.

  6. 6
    Текст добавил: Всё будет Coco-Cola

    Лариса Владимировна Капустьян
    Конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Экологическая краеведческая тропа «Родное село»
    Цели и задачи проекта
    создание эколого- краеведческой тропы.
    • углубление и расширение эколого – краеведческих знаний у детей.
    • привитие первоначальных навыков: поведенческих, познавательных, преобразовательных;
    • формирование и развитие исследовательских навыков;
    • развитие познавательной, творческой и общественной активности детей в ходе эколого – краеведческой деятельности;
    • формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;
    Эколого- краеведческая тропа: Родное село.
    День 1
    Казачка Мария: Здравствуйте, ребята! Хочу предложить вам экскурсию по родному селу, по нашей малой Родине. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все! Что для каждого из нас является родиной? В первую очередь наше родное, красивое село, с его достопримечательностями, памятниками, музеями. Красивейшая природа, которая окружает наше село, каждый кустик, каждый цветочек. И так, начнем нашу экскурсию. Мы посетим музей села Анненское и увидим предметы раннего быта населения, узнаем историю села.
    Музей.
    Наше село образовалось в 1837 году и было названо в честь императрицы Анны Иоановны. Основывали село Анненское казаки. Они были смелыми, стойкими, умными людьми, многое умели. Занимались земледелием, животноводством, разводили коней. У казаков были свои праздники и развлечения. Например: стрелковые соревнования, полковые праздники, где казаки могли показать свое умение и удаль, показательные выступления с лошадьми, празднование «Дня березки», которое сохранилось в традициях населения и в настоящее время.
    Рассмотрите предметы старины казачьего поселка.
    Казачка Мария: Ну а теперь,ребята, поговорим о современной жизни села и отправимся в дом культуры села Анненское.
    Дом культуры играет огромную роль в жизни села. Здесь решаются важные вопросы о жизни села, проходят детские праздники и мероприятия, различные концерты. Недавно в доме культуры отпраздновали 175-летие села Анненское.
    Дети осматривают помещение Дома культуры.
    Казачка Мария:Дорогие ребята, сейчас мы пройдем с вами дальше по маршруту.
    Все население Анненского села состоит из православного вероисповедания. Силами народа села в настоящее время восстанавливается церковь Космы и Домиана, которая ранее была разрушена при советской власти.
    Дети осматривают стены будущего храма.
    Казачка Мария: Теперь мы держим путь на памятник павшим в великой отечественной войне.
    Война 1940-1945 года унесла тысячи жизней, в том числе и жизни наших земляков. Русский народ вынес много бед, разрушений и печали, но он выстоял в этой войне. И в 1945 году Россия одержала победу над фашистской Германией. С тех пор празднование дня победы- 9 мая стало незабываемой традицией всей России и традицией нашего села.
    Давайте помолчим и почтим память павшим солдатам. А затем возложим цветы к памятнику.
    Казачка Мария: На этом наше путешествие заканчивается. Но я с вами не прощаюсь. Наша Родина велика и красива, завтра мы продолжим наше путешествие. Завтра мы встретимся с растительным и животным миром нашей малой Родины. До встречи!
    День 2
    Казачка Мария: Приветствую вас, ребята. Наше село славится красивой и богатой природой. У нас очень красивые леса, поля, есть небольшие горки, каменные броды, озерца, родники. Я предлагаю вам прогуляться по лесу и вспомнить, какие деревья и растения там растут.
    Дети: сосна, береза, тополь, клен, ива, осина, кедр, ольха, пихта. Ромашки, васильки, колокольчики и др.
    Казачка Мария: У нас в лесах есть растения, занесенные в красную книгу, напомните мне о них.
    Дети: колокольчик, купальница, венерин башмачок, сон-трава, подснежник.
    Казачка Мария: А теперь вспомним животных и птиц, занесенных в красную книгу.
    Дети: рысь, косуля, лебедь.
    Казачка Мария: Молодцы! Наша природа действительно очень красива! Её просто необходимо беречь – ведь это наша Родина!
    А знаете -ли вы как охраняют нашу природу в селе Анненское?
    Дети: Природу охраняют лесничие!
    Казачка Мария: Правильно! В селе Анненском есть люди, которые занимаются охраной природы – это лесничие. Сейчас мы с вами отправимся в «Лесничество», где работают эти замечательные люди.
    Экскурсия направляется в Анненское лесничество.
    Казачка Мария: Ребята, вот здание Анненского лесничества. Здесь лесники собираются, обсуждают проблемы леса и отправляются каждый по своему маршруту, со своим заданием. Обратите внимание на плакаты около здания, которые призывают нас беречь нашу малую Родину.
    Дети рассматривают плакаты. Обсуждают работу лесников.
    Казачка Мария: А теперь я приглашаю вас на Анненскую плотину, на нашу гордость, красивейшее место! А по пути мы полюбуемся красотами нашего леса, послушаем пение птиц.
    Дети направляются на Анненскую плотину.
    Казачка Мария: Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Это наша плотина. В ней водится много разной рыбы: карась, пескарь, щука, окунь, ротан и мн. др. Обитают птицы: лебедь, чайка, дикие утки и гуси. В летние дни на плотине отдыхает много приезжих людей. В разные времена года на плотине Анненский народ проводит традиционные празднования. Весной – проводы зимы и масленица, летом – Праздник Троицы или День березки.
    Масленица
    Масленица – один из самых весёлых, а потому – любимых народных праздников. Игры, песни, катание с гор, смех, шутки, переодевания (ряженые, катание на “тройках”, костры – всё это – наша Масленица. И, конечно, главное её достояние – блины – символ Солнца, приближающейся Весны и вновь пробуждающейся Природы.
    Изготавливали чучело всем селом — как правило, из соломы (причем каждый двор должен был внести свою лепту — пучок соломы или тряпье). Чучело наряжали в женскую одежду, повязывали платок. Всю неделю с чучелом возились: устраивали катания на санях с Масленицей, водили вокруг нее хороводы, пели частушки, посвящали ей песни.
    Но кульминацией праздника были проводы Зимы — с особыми обрядами, ведь по сути это было жертвоприношением. Люди сжигали масленицу, уничтожая символ зимы, и ждали воскрешения его силы весной в злаках.
    Праздник Троицы (День березки)
    В народе праздник Троицы отмечается три дня. Первый день — это Зеленое, или Клечальное, воскресенье, второй — Клечальний понедельник и третий — Богодухов день. В Зеленое воскресенье надо быть в особенности осторожными, так как это день наибольшей агрессивности мавок, русалок, потерчат и другой нечисти. На Зеленое воскресенье девушки с помощью венков гадают. Для этого нужно пойти к пруду и пустить венки за водой, и если они сойдутся, то девушка в этом году выйдет замуж. В Зеленое воскресенье надо сходить на кладбище и помянуть умерших родственников, обязательно оставив им любые кушанья. После этого устраиваются разнообразные гуляния со скоморохами и ряжеными.
    Казачка Мария: А сейчас я предлагаю вам, ребята, рассмотреть растительность берега Анненской плотины.
    Дети внимательно разглядывают деревья и растения, вспоминают их названия и назначение. Затем дети и Казачка Мария собираются в кружок на полянке.
    Казачка Мария: Ребята, что вы заметили на берегу плотины?
    Дети: Камыш, сосны, тополь, трава пустырника, цветы тысячелистника, клевер луговой, одуванчики. И много мусора!
    Казачка Мария: Наша красивая плотина привлекает своим гостеприимством отдыхающих из далеких населенных пунктов. Здесь свежий, чистый воздух, яркое солнце, теплая вода в плотине, зеленая трава, пение птиц. Отдыхающие платят нашей природе за гостеприимство мусором.
    И долго так продолжаться не может. Природа погибнет, загрязнится плотина. А ведь это наша прекрасная Родина! С ней связана наша жизнь, наши традиции, наша история!
    Люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – всё, что им не нужно. Обитатели природы от разложения отходов плохо себя чувствуют и даже гибнут!
    Так давайте же мы с вами будем беречь природу, призовем людей бережно относится к природе, ценить её гостеприимство и она отплатит нам добром!
    1. Дерево, трава, цветок и птица
    Не всегда сумеют защититься,
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы окажемся одни.
    2. Надо природу беречь и лелеять,
    Копать осторожно, умеючи сеять,
    Ловить и стрелять не подряд, а с умом,
    Что нынче посеем, то завтра пожнем.
    3. Давайте будем дружить друг с другом.
    Как птица с небом, как поле с лугом,
    Как ветер с полем, трава с дождями,
    Как дружит солнце со всеми нами.
    4. Давайте будем к тому стремиться,
    Чтоб нас любили и зверь, и птица,
    И доверяли повсюду нам,
    Как самым близким своим друзьям.
    5. Давайте будем беречь планету,
    Во всей Вселенной прекрасней нету,
    Во всей Вселенной совсем одна,
    Что будет делать без нас она?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *