Сочинение на тему рассуждение тезис

12 вариантов

  1. Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.
    Тезис – это не введение, не путайте. Тезис – это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.
    Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:
    Номинативное предложение (ключевые слова)
    Вопрос
    Цитата
    В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.
    Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.
    Пример:
    Тема: Мамина любовь
    Тезис: Я считаю, что мамина любовь – самое сильное чувство на свете.
    Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)
    Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.
    Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.
    Тема: Вкус победы
    Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус
    Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)
    Тема: Цена ошибки
    Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле – чьей-то жизнью.
    Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)
    Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.
    Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)

    Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)
    Если в качестве темы вам достался открытый вопрос, то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.
    Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?
    Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.
    Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.
    Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»
    Если в качестве темы встретился закрытый вопрос, то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.
    Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?
    Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой
    Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).

    Самые сложные темы, на мой взгляд, – это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».
    В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.
    ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.
    Тема: Юность – пора ошибок.
    Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.
    Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.
    Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)

    Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис – это пояснение.
    Тема: Любовь – волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.
    Край пропасти – это риск
    Сорвать цветок – значит влюбиться
    А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.
    Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.
    Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?
    После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию – составлению плана

  2. 2
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    Как писать сочинение-рассуждение
    Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
    умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
    один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
    функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Схема сочинения-рассуждения
    1. Вступление.
    2. Тезис.
    3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
    4. Вывод.
    Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
    В роли аргументов могут выступать:
    исторические факты;
    статистические данные;
    эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
    пословицы и поговорки, афоризмы;
    мнения авторитетных людей…
    Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
    Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
    Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
    Достаточно привести такой пример…
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
    В этом легко убедиться, обратившись к…
    Например…
    Допустим…
    По свидетельству (кого-либо)…
    Предположим…
    Так как; потому что…
    Во-первых, во-вторых и т.д.
    В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
    Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
    Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
    основной тезис соответствует теме сочинения,
    отобранные доказательства достаточно весомы,
    между частями сочинения тесная логическая связь,
    выводы четко сформулированы.
    Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. “Первое сент.”. – 2001. – № 30.
    Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
    Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

  3. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  4. Как начать сочинение

    Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?
    Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.
    Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.
    После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.
    На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

    Как закончить сочинение

    Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.
    Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

    Вводные слова для сочинения-рассуждения

    Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

    I часть. Введение

    Автор данного текста говорит о проблеме …
    Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
    Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
    Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
    Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

    III часть. Заключение

    Невозможно не согласится с автором в том, что…
    Проблема …. очень важна для нашего поколения.
    Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….

  5. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  6. Поисковый цикл: “Каким
    образом можно выразить свои мысли, чувства?”
    Тип и вопрос ОС“Как
    найти тезис в сочинение-рассуждение?”
    Средства участия
    учителя в поисковых взаимодействиях с учениками
    Логический сценарий
    образовательной ситуации
    Версии результатов и
    способы их получения детьми
    Версия педагогического
    оппонирования
    Определенные детьми
    средства поиска
    Мотивационный этап-
    Ребята, предлагаю нашу встречу начать с
    просмотра фрагмента фильма, который заставил
    меня задуматься. Главный герой фильма “Щенок”
    Алеша мечтал о собаке. И вы представляете, его
    мечта сбылась – на день рождения ему подарили
    щенка. Тишка, так звали щенка, потерялся. Его
    нашёл мальчик Валера. Что произошло дальше, вы
    узнаете, посмотрев отрывок из этого фильма.
    Причина (критическая
    оценка
    известной “схемы организации
    действия”)
    Цель (вопрос к
    известной “схеме организации действия”)
    Просмотр отрывка
    -чувства доброты-чувства
    сострадания
    -любви
    -жалости…
    – По отношению к Алеше
    – По отношению к Валере
    Какие чувства вызвал у вас поступок
    Алеши? – По отношению к кому у вас
    возникли эти чувства?
    – Похожие чувства испытали и ученики
    6 класса. Ребята по-разному их выразили. Сережа
    даже написал сочинение (интерактивная доска)
    “Почему Алеша так поступил?” и представил свою
    работу одноклассникам. Ребята выслушали текст и
    оценили это сочинение-рассуждение по следующим
    критериям:1. Правильно выдвинул тезис
    2. Построил текст, согласно структуре
    сочинения – рассуждения
    3. Правильно сделал вывод
    4. Привел нужные доказательства к тезису
    -Нет-Потому что мы не видим
    текст.
    -Нам нужно сочинение Сережи.
    Можете ли вы сказать, что эти
    критерии подходят для оценивания
    текста-рассуждения Сережи?
    Почему?
    (фиксация на доске)
    1. Старт-задание: Задание
    1.
    Прочитай текст.
    Сочинение-рассуждение
    “Как я оцениваю поступок Алеши?”
    Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у
    Алеши есть друзья, с которыми он общается и
    играет в футбол, а у Валеры их нет – он одинок.
    Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя,
    которые любят его и заботятся о нем. У Валеры –
    только бабушка. А самое главное – он увидел в
    глазах мальчика-сироты благодарность и тихую
    радость, когда тот принял подарок.
    Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог
    сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь
    круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и
    радостно, хотя было трудно расставаться с
    маленьким другом-щенком.
    Правильно выдвинул тезис +/-Сделал
    правильный вывод +
    Привел нужные доказательства к тезису +
    -Вот вам текст. Давайте
    посмотрим, что у вас получилось?
    Кто готов представить свой результат?
    Вы пришли к единому мнению?
    Чтобы проверить, подходят ли
    данные критерии для оценивания сочинения –
    рассуждения нужен алгоритм (схема) построения
    сочинения-рассуждения
    Соответствует ли оценочный
    лист № 1 критериям для создания
    сочинения-рассуждения?
    2. Определи, правильно ли оценили
    ребята работу Сережи.3. Вырази свое
    мнение в “Оценочном листе №1” знаками +/-.
    Оценочный лист №1
    Критерии
    Оценка ребят
    +\-
    Моя оценка
    +\-
    1. Правильно выдвинул тезис.
    +
    2. Сделал правильный вывод.
    +
    3. Привел нужные доказательства к
    тезису.
    +
    – Умеем.
    – Как найти тезис в сочинении-рассуждении?
    -Другое задание.
    -Текст.
    -Дополнительный материал.
    Что Вы не умеете писать сочинение –
    рассуждение?Тогда в чем заключается
    трудность?Значит, в каком вопросе вам нужно
    разобраться?
    Что вам необходимо для того, чтобы ответить
    на вопрос урока?
    Попробуйте разобраться в этом вопросе.
    Вот вам задание.
    Организация
    Видеоматериал, оценочные
    листы
    2. Задание-эксперимент: 1.
    Прочитайте текст и, используя справочный
    материал, выделите в тексте: тезис – красным
    цветом, доказательство – зеленым цветом, вывод –
    желтым цветом.
    Даже один человек способен изменить судьбу
    других людей, сделать многих счастливыми.
    Главный герой фильма “Заплати другому”, мальчик
    Тревер, был охвачен желанием помочь всем в мире.
    Он придумал систему, как сделать людей
    счастливыми. Для этого нужно было сделать три
    добрых дела. Тревер помог нищему человеку, своей
    маме, учителю. Те помогли другим трем людям. И с
    этого маленького мальчика началось движение за
    мир и любовь. В итоге этого движения многие стали
    радоваться жизни, уважать ценности других.
    Главное – только начать. Добро должно исходить от
    каждого человека, и тогда мир станет лучше и
    добрее
    2. Сделайте вывод и зафиксируйте его в
    модели “Как найти тезис в
    сочинении-рассуждении”.
    В группе, так как работа в
    группах более рациональна.
    Тезис. Даже один человек способен
    изменить судьбу других людей, сделать многих
    счастливыми.
    Доказательства. Тревер помог
    нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли
    другим трем людям.
    Вывод. Добро должно исходить от
    каждого человека, и тогда мир станет лучше и
    добрее
    Как вы думаете, это
    задание удобно (рационально) выполнять
    индивидуально, в паре или в группе?
    Как вы думаете,каким способом можно
    получить результат задания?
    Кто готов представить результат работы и
    сделать вывод?
    Способ
    (доказательство “открытия”)

    Результат
    (правило – новая “схема организации
    действия”)
    схема
    Чтобы правильно найти тезис нужно:1.
    Определить главную мысль текста, которая должна
    быть четко сформулирована и доказательна.
    2. Проверить, чтобы тезис соответствовал
    теме.
    3.Соотнести тезис и доказательства
    (аргументы).
    4.Соотнеси тезис и аргументы с выводом.
    Ответили ли вы на вопрос
    урока?
    Теперь мы можем определить тезис в
    сочинении – рассуждении Сережи?
    По группам (содержательное
    распределение действий), учитель – группы –
    класс (обмен позициями)

    3. Тест-задание:1.
    Отредактируй текст сочинения – рассуждения
    Сережи.
    Сочинение-рассуждение
    “Как я оцениваю поступок Алеши?”
    Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у
    Алеши есть друзья, с которыми он общается и
    играет в футбол, а у Валеры их нет – он одинок.
    Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя,
    которые любят его и заботятся о нем. У Валеры –
    только бабушка. А самое главное – он увидел в
    глазах мальчика-сироты благодарность и тихую
    радость, когда тот принял подарок.
    Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог
    сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь
    круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и
    радостно, хотя было трудно расставаться с
    маленьким другом-щенком.
    2. Заполни оценочный лист №2 по работе на
    уроке.
    Оценочный лист №2
    Критерии
    Моя оценка
    + \ –
    Оценка учителя
    Умею оценивать работу другого
    ученика.
    Умею определять, формулировать
    тезис.
    Умею выражать свою точку зрения по
    отношению к ситуации.
    Готов к написанию сочинения –
    рассуждения
    Сочинение-рассуждение“Как
    я оцениваю поступок Алеши?”
    Я считаю, что, отдав щенка, Алеша поступил
    правильно и благородно.
    Во-первых, у Алеши есть друзья, с которыми он
    общается и играет в футбол, а у Валеры их нет – он
    одинок.
    Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя,
    которые любят его и заботятся о нем. У Валеры –
    только бабушка. А самое главное – он увидел в
    глазах мальчика-сироты благодарность и тихую
    радость, когда тот принял подарок.
    Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог
    сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь
    круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и
    радостно, хотя было трудно расставаться с
    маленьким другом-щенком.
    Эффективность (вывод,
    знание чего из новой “схемы организации
    действия” было руководством к достижению
    успеха”
    Чтобы правильно найти тезис
    нужно:
    1. Определить главную мысль текста, которая
    должна быть четко сформулирована и доказательна.
    2. Проверить, чтобы тезис соответствовал
    теме.
    3. Соотнести тезис и доказательства
    (аргументы).
    4. Соотнеси тезис и аргументы с выводом.
    – Посмотреть фильм и написать свое
    сочинении- -рассуждение- Составить
    инструкцию “Как писать сочинение-рассуждение”
    – Какое домашнее задание вы для себя
    определите?

  7. Приветствую вас, друзья! В предыдущей статье я рассказала, что представляет из себя итоговое сочинение по литературе и каковы критерии его оценки. Вы узнали, что это должно быть сочинение-рассуждение. В данной статье я расскажу, как писать сочинение-рассуждение правильно и какие требования к нему предъявляются.

    Почему важно соблюдать структуру сочинения — рассуждения?

    Как любое сочинение, оно состоит из вступления, основной части и заключения. Но сочинение — рассуждение, в отличие от  описания и повествования, пишется по формуле: тезис — аргументы — вывод. Именно ваше умение сформулировать тезис (утверждение), доказать его примерами и сделать правильный вывод проверяется и на итоговом сочинении, и на ЕГЭ по русскому языку, и на ЕГЭ по литературе.
    Поскольку итоговое сочинение — самый первый экзамен, сегодня мы будем говорить именно о нем.

    Как сформулировать тезис?

    Чтобы хорошо сформулировать тезис (обычно  в конце вступления или в начале основной части), надо тщательно обдумать и выбрать тему сочинения. То есть следует проанализировать каждое слово темы и понять, о чем вас спрашивают, какие слова здесь будут ключевыми, какая проблема заключена в выбранной теме. Например, если в теме есть вопрос (почему?, как?, зачем?, надо ли…? и т.п.) то, скорее всего, именно он и будет ключевым словом, а тезис будет фактически ответом на этот вопрос.
    «Надо ли прислушиваться к советам других или лучше идти своей дорогой?» Это возможная тема из направления «Опыт и ошибки». Вдумайтесь, вам предлагают сделать выбор:
    слушать советы мудрых наставников, взрослых, родителей; избежать ошибок и быстро достичь желанной цели;
    набивать шишки самому, повторять, возможно, ошибки родителей, но в итоге тоже достичь цели. Вы должны показать, что понимаете, о какой проблеме идет речь.

    Вариант формулирования тезиса в начале сочинения.

    Почему бы не начать своё сочинение так:
    Мы часто слышим от родителей:» Ты совершаешь ошибку. Поверь, я когда-то тоже прошел(а) через это и знаю, что тебя ждет. Не повторяй моих ошибок. Я хочу тебе помочь». Мы понимаем, что родители искренне заботятся о нашем будущем, но почему-то не всегда прислушиваемся к их советам. Выбор молодых — пусть трудная, неизведанная, но своя дорога. Думаю, это правильно. Ведь, набивая шишки, совершая ошибки, преодолевая препятствия, мы приобретаем жизненный опыт, который станет нам опорой в течение жизни. Недаром часто приходится слышать пушкинское  «опыт — сын ошибок трудных» или «трудности закаляют». Таким образом, Ваш тезис (выделен жирным курсивом) — это утверждение, что молодые люди должны самостоятельно набираться опыта, пусть даже ценой ошибок. Теперь Вам надо доказать справедливость этого утверждения. Подбор аргументов — важнейший этап в написании сочинения-рассуждения.

    Где брать аргументы.

    Видите, вы сформулировали тезис по проблеме. Это ВАШЕ утверждение (главная мысль), это его вы должны будете теперь подтвердить примерами из литературы.  Для аргументов лучше подбирать два произведения русской или мировой литературы, хотя вы можете встретить также рекомендации по использованию в качестве аргументов исторических фактов, биографий известных людей, научных фактов и т.д. На мой взгляд, использование такого рода аргументов в итоговом сочинении нарушит одно из основных требований к нему : литературоцентричность. Поэтому приберегите эти аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументируя тезис, вы можете применить смысловой анализ, то есть опираться на сюжет произведения, на характеры героев, на проблематику произведения в целом,  или анализ комплексный, то есть интерпретировать произведение в аспекте темы сочинения. Ни в коем случае нельзя просто пересказать содержание произведения или его фрагмента! Помните, что в части «аргументы» должна разрешиться проблема, сформулированная во вступлении. Вы примерами должны доказать, что ваш тезис верен.

    Как правильно выбрать произведения для аргументации.

    Чтобы не ошибиться в выборе литературных произведений, предлагаю выполнить следующие шаги:
    вспомните произведения, сюжет которых основан на исследуемой проблеме (в нашем случае это отношения отцов и детей);
    оцените степень владения материалом и выберите два произведения, которые вы помните хорошо (содержание, имена героев, поступки героев);
    выберите, на примере какого героя вы будете подтверждать свой тезис (или будете анализировать произведение в целом);
    ещё раз перечитайте тезис, покажите на примере поступков героя, что он действительно приобрел опыт, пройдя трудный путь;
    чтобы избежать пересказа, во-первых, употребляйте вводные слова действительно, как видим, по-моему и т.п и, во-вторых, демонстрируйте ваше отношение к проблеме.

    Примеры произведений для аргументации.

    Помните, что вы можете доказать верность высказывания и «от обратного», то есть приведя пример антигероя, маминого сынка.
    И.С.Тургенев «Отцы и дети» : жизненный путь Базарова или сравнение жизненных позиций героев.
    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: история Петра Гринева.

    Почему обязательно надо писать заключение.

    Задача заключения — подвести итог сказанному, сделать выводы, обобщить их. Сделать это можно, «закольцевав» сочинение, повторив в заключении мысль, высказанную во вступлении, но поменять вопросительную форму высказывания на утвердительную. Пример: надо ли слушать…? (…) Как видим, лучше пройти самому…

    Обратите ещё раз внимание на следующие моменты:

    материала для аргументации должно быть достаточно;
    не допускается пересказ произведения;
    нельзя просто называть автора и произведение, надо показать, как ваш тезис может быть доказан примерами из выбранного произведения;
    будьте внимательнее, не забудьте перенести ваше сочинение в бланк;
    распределите отведенное время на обдумывание, написание черновика и переписывание работы на бланк;
    постарайтесь писать максимально аккуратно и разборчиво;
    Теперь, когда вы знаете, как писать сочинение-рассуждение, ваша задача вспомнить и отобрать произведения для аргументации.
    НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
    Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!

  8. (1)Подберем вопрос к теме, например, такой: Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?
    (2)Теперь дадим точный ответ на этот вопрос (в соответствии с нашими представлениями). Например, такой: Характер Молчалина раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями комедии. Ключевое словосочетание — характер Молчалина — помогает определить объем темы: узкая тема — образ Молчалина.
    (3)Сформулируем ТЕЗИС сочинения-рассуждения, ведь формулировка тезиса должна быть точной, краткой. Например, так: Главный прием в раскрытии характера Молчалина — изображение его отношений с другими героями.
    (4)Теперь подберем аргументы (т.е. доказательства). Чтобы не ошибиться и не «уйти» в сторону, подчеркнем в тезисе слово или словосочетание, в котором заключена главная мысль. ( Подсказка: если тезис – двусоставное предложение, то это слово или словосочетание будет сказуемым!) Здесь главным является «изображение отношений». Спросим себя: взаимоотношения с кем особенно ярко раскрывают характер Молчалина? Ответ: с Фамусовым, с Чацким, с Софьей и Лизой. Какие черты характера Молчалина обнаруживаются в отношениях с этими героями? Ответ: карьеризм, угодничество, умственная ограниченность, трусость, лицемерие, цинизм, подлость. Это и будут аргументы в нашем сочинении-рассуждении.
    Итак, объем темы «МОЛЧАЛИН В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»» узкий — это ОБРАЗ МОЛЧАЛИНА, его ХАРАКТЕР. Содержание темы – должно быть широким, надо назвать все признаки его характера. Тезис, или основная мысль, которую будете доказывать, — это то, что характер героя раскрывается через взаимоотношения с другими персонажами. Следовательно, аргументами при доказательстве этой основной мысли будут описание взаимоотношений Молчалина с Фамусовым, Чацким, Софьей и Лизой и ваши комментарии к нему, а также обозначение черт характера героя.

  9. 9
    Текст добавил: _утонувший в Рою_

    Материал для написания вступления или вывода.
    Разум и чувство.
    ***
    Человек обретет гармонию с природой, с другими людьми и с самим собой только в том случае, если будет помнить, что очень важно удерживать баланс между такими категориями, как “разум” и “чувства”.
    Без разума человеку не обойтись: тогда он будет сродни животному, которого ведет по жизни один лишь инстинкт. Многого можно лишиться, многое можно потерять, совершив неверный расчет. Важно не учиться на ошибках других, важно понимать, какое действие будет являться ошибочным именно для вас.
    Без чувств человек словно мертвое стекло, ему не услышать ни зов собственного сердца, ни тихих подсказок окружающего мира. Так и будет слоняться он, выбирая должные пути и направления, иногда забывая о том, что разуму свойственно ошибаться.
    Как говорил Лис из “Маленького Принца”: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”
    ***
    Несмотря на свою животную сущность, человек наделён высоким уровнем интеллекта, который призван контролировать проявления самых разных чувств и эмоций. Отсутствие разума привело бы его к полному подчинению собственным инстинктам, а неспособность чувствовать превратило бы его в холодный и равнодушный механизм, унылый и несчастный… Лев Николаевич Толстой говорит о том, что обе категории – и разум, и чувство – это две стороны одной медали, которые определяют личность человека, дают ему право называться “человеком”. В сочинении можно рассказать о том, что бывает, если чувства начинают преобладать над способностью размышлять. Либо, наоборот, описать ситуацию, когда холодному рассудку удаётся задушить зарождающееся чувство. В каком случае человек ощущает себя счастливым? Что делать, чтобы научиться подчинять свои чувства рассудку, при этом не подавляя их? На эти вопросы нужно постараться ответить в сочинении.
    ***
    Посмотрите на себя: как вы живете, разумом или чувствами? Когда человек руководствуется только умом, он часто поступает слишком разумно, пытается во всем найти логику, он бывает сух и холоден, его лицо не выдает его чувства. Когда человек живет только чувствами, он бывает излишне эмоционален и вспыльчив, ему сложно принять правильное решение, потому что он в плену эмоций, и такой человек способен на импульсивные поступки.
    Размышления по теме: «Победа и поражение»
    o Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это опьяняющее чувство . Ещё ребёнком мы чувствовали себя победителем, когда получали первые пятёрки. Становясь старше, ощущали радость и удовлетворение от достижения поставленной цели, победы над своими слабостями — ленью, пессимизмом, может, даже равнодушием . Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется таким прекрасным.
    o Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью.
    o Конечно, своеобразную победу испытывает и карьерист, получив очередное продвижение по службе, и эгоист, добившийся каких-то благ, принеся боль окружающим. А уж какую «победу» испытывает жадный до денег человек, когда слышит звон монет и шелест купюр! Что ж, каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными.
    o Человек живёт среди людей, поэтому мнение окружающих для него не бывает безразличным, как бы ни хотели некоторые это скрыть. Победа, оценённая людьми, приятнее во много раз. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.
    o Победа над собой — это становится для некоторых способом выживания. Люди с ограниченными физическими возможностями каждый день совершают усилия над собой, стремятся добиться результатов ценой неимоверных усилий. Они — пример для остальных. Выступления спортсменов на паралимпийских играх поражают тем, как велика воля к победе у этих людей, как сильны они духом, как оптимистичны, несмотря ни на что.
    o Цена победы, какова она? Верно ли то, что «победителей не судят»? Над этим тоже можно поразмышлять. Если победа досталась нечестным путём, то грош ей цена. Победа и ложь, жесткость, бессердечность — понятия, исключающие друг друга. Только честная игра, игра по правилам нравственности, порядочности, только такая приносит истинную победу.
    o Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Важно понимать, что в жизни много сложностей, преград на пути. Уметь преодолевать их, стремиться к победе даже после поражения — вот что отличает сильную личность. Страшно не упасть, а не встать потом, чтобы достойно идти дальше. Падать и вставать, ошибаться и учиться на своих ошибках, отступать и идти дальше — только так нужно стремиться жить на этой земле. Главное — идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.
    o Победа народа в годы войны — это признак сплочённости нации, единства людей, имеющих общую судьбу, традиции, историю, единую родину.
    o Сколько великих испытаний пришлось испытать нашему народу, с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свои жизни за Победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали.
    o Что давало силы выстоять? Конечно, любовь. Любовь к родине, близким и любимым людям.
    o Первые месяцы войны — череда сплошных поражений. Как тяжело было осознавать, что враг продвигается по родной земле всё дальше, подходит к Москве. Поражения не делали людей беспомощными, растерянными. Наоборот, они сплачивали народ, помогали понять, как важно собрать все силы для отпора врагу.
    o А как все вместе радовались первым победам, первому салюту, первым сводкам о разгроме врага! Победа стала единой для всех, каждый внёс в неё свою долю .
    o Человек рождён побеждать! Даже сам факт его появления на свет — это уже победа. Нужно стремиться быть победителем, нужным человеком для своей страны, народа, близких и любимых людей.
    Размышления по теме: « Разум и чувства»
    o Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
    o Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
    o Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
    o Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
    o Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
    o Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.
    ***
    «Честь и бесчестие». Именно так обозначено второе направление тем выпускного сочинения по литературе в 2017 году.
    В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:
    o Моральные качества, достойные уважения и гордости
    o Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство.
    o Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства .
    o Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости.
    o Сохранение верности идеалам принципам
    Размышление по теме: « Честь и бесчестие»
    o Честь. Это слово близко такому понятию, как честность. Быть честным перед самим собой, другими, не поступаться принципами, жить по законам нравственности, просто быть порядочным человеком — всё это характеризует человека чести.
    o Легко и надёжно, когда рядом такие люди. Они не предадут, не совершат подлый поступок, на них можно положиться. Люди чести — опора и отдельных людей, и всего общества в целом.
    o Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором: как поступить в том или ином случае — от рядовой бытовой ситуации до принятия решения, от которого зависит жизнь многих людей. Как поступить: по совести или ставя на первый план свои интересы? Остаться человеком чести или скатиться до бесчестия, низости, предательства. Выбор есть всегда, и делать его предстоит каждому из нас самостоятельно.
    o Оступиться может каждый человек. Однако один делает выводы, пытается исправиться, а другой, избрав дорогу эгоизма, лжи, обмана, всё ниже катится в пропасть бесчестия, отгораживая себя тем самым от людей.
    o Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Сколько только пословиц создал народ по этому поводу: «Береги честь смолоду», «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» ( как верно подмечено: человек, лишённый понятия чести, идёт окольными, обходными путями, часто это путь преступления и предательства), «Честь потеряна — всё потеряно».
    o Честь очень легко потерять, как легко потерять уважение, признание людей. Порой для этого достаточно одного неверного слова или высказывания, одного непродуманного поступка. На то человеку и дан разум, чтобы взвешивать свои действия, понимать, что придётся отвечать за всё — и перед людьми, и перед самим собой¸ своей совестью.
    o Честь. А не устаревшее ли это понятие? Эти слова можно услышать в наш век, когда человек, стремясь достичь высот власти, благополучия, легко переходит через грань дозволенного. Сколько примеров запятнанной чести мы видим вокруг, сколько громких дел в стране по поводу коррупции, взяточничества, унижения человека, причём со стороны власть имущих. Где у них честь и совесть? Да, можно найти негативные примеры в нашей жизни.
    o Но не эти люди делают историю. Потеряв честь, они потеряли и себя, своё достойное место в обществе. За всё в жизни приходится платить, и за бесчестье тоже.
    o Жить по законам чести, справедливости, совести – именно таким должен быть основной нравственный жизненный принцип человека. Учить этому надо буквально с детства. Ведь уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого, белое от чёрного. А это уже шаг к честной, порядочной, а значит, счастливой жизни.
    ***
    «Опыт и ошибки»
    Примерные тезисы сочинения
    o Человек всю свою жизнь ищет пути, делает выбор, стремится к чему -то, часто преодолевая препятствия. Такова жизнь, основа которой — движение.
    o Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Возможно ли это? Конечно, нет. Даже ребёнок, составляя картинку из пазлов, ошибается, пробует другой пазл, пока не дойдёт до своей, пусть небольшой, но цели.
    o Ошибки бывают разные. Одни помогают набраться опыта, учат человека. Не зря народ сочинил столько пословиц на эту тему( «На ошибках учатся», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и др.)
    o Учение – это вообще путь преодоления препятствий, дорога от незнания к знанию, на которой так легко допустить ошибки. Но человек потому-то и учится, чтобы познать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было как можно меньше.
    o Однако бывают ошибки, цена которых очень велика. Не к месту сказанное слово, непродуманный поступок, непросчитанные действия — всё может привести к трагедии, цена которых не только непонимание, потеря друга, уважения к человеку, а порой и смерть, когда уже исправить ошибки просто невозможно.
    o Почему-то некоторые ошибочные поступки человек совершает так легко и чуть ли не ежедневно, не задумываясь, как ранит близких людей. Не поздравил с днём рождения друга, не позвонил маме, не поинтересовался здоровьем родственников. Разве незнакомы нам такие ситуации? Эти ошибки – результат душевной чёрствости, безразличия. Их, конечно, можно исправить. Однако кто-то думает, что нет ничего особенного в таких поступках. А это уже страшно.
    o Ошибки на войне. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров зависит жизнь подчинённых ему солдат. Не случайно так высоки требования к офицерскому составу. Офицер должен видеть далеко вперёд, просчитывать каждый шаг не только своих солдат, но и врагов, чтобы победить и выжить.
    o Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей, мы отмечаем такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума.
    o Таким образом, ошибки в жизни человека случаются. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, он приходит к истине и цели. Ошибки учат, помогают набраться опыта. Нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Ведь на то и дан человеку разум, чтобы думать, прежде чем сказать что-то или совершить.

  10. Разберем на примере. Тема сочинения: Зачем нужна орфография?
    Во первых необходимо описать что такое орфография, зачем она нужна. Можно привести традиционный пример: Казнить нельзя помиловать. Сказать о важности верного применения орфографии для каждого человека. Ну и сделать вывод из вышесказанного.
    Сочинение – рассуждение своего рода творческая работа. Не стоит стесняться своих мыслей. Не надо думать, что они будут выглядеть глупо. Представьте, что вы разговариваете с другом и доказываете свою точку зрения.
    Часто возникают трудности с написанием первых предложений. Ребенок не знает с чего начать. В таком случае написание вступления следует отложить. То есть, сначала написать основную часть сочинения, затем вывод и только тогда вернуться ко вступлению.
    Для того чтобы дети не стеснялись своих мыслей, я бы рекомендовала написание анонимных сочинений с тем, чтобы в дальнейшем их прочитать перед всем классом и разобрать на их примере ошибки. Каждый ребенок узнает свое сочинение и не боясь насмешек товарищей или плохой оценки поймет что в его работе было неверно (в стилистическом плане, в логике изложения и т.д.). В то же время преподавателям не следует зачитывать даже очень смешные выдержки из сочинений, особенно с указанием автора. После подобного “веселого” разбора “полетов” у ребенка может возникнуть стойкая ненависть к написанию сочинений.
    Следует отметить, что ключом к хорошим сочинениям является чтение книг и живое общение со взрослыми. Чаще говорите с ребенком, обсуждайте все что видите и слышите, все что ему интересно.
    Удачи Вам!

    Как правильно писать сочинение-рассуждение ГИА?

    Видео для тех, кому предстоит сдавать ГИА.
    Всё для учебы » Русский язык » Сочинение-рассуждение с планом и примером

  11. Пример вступления к теме «Современные раскольниковы – кто они?»:
    «Ф. М. Достоевский закончил свой роман «Преступление и наказание» в 1866 году, но по сей день его читают во всем мире. Чем обусловлена популярность произведения? Глубоким психологизмом Достоевского, его талантом филигранно изображать самые темные уголки человеческой души? Или блистательно показанной работе следователя Порфирия Петровича? Или растущим интересом к русской культуре?
    В первую очередь читателей интересует главный герой произведения – автор теории «сильной личности» Родион Раскольников. Мне кажется, никого не может оставить равнодушным этот персонаж, потому что придуманная им преступная теория, разделяющая мир на бесправных и тех, кому все позволено, продолжает существовать в умах современных раскольниковых. Только если в образе Раскольникова Достоевский раскрывает морально-психологическую проблему (герой сломлен духовно и физически), то современные раскольниковы вполне благополучны, но по ряду причин считают себя вправе судить и обрекать на смерть целые народы».
    к содержанию ^

    Аргументация

    Итак, вступление написано, тезис обозначен, но как написать сочинение-рассуждение без аргументов? Ведь именно в них подтверждается ваша точка зрения, углубляется проблематика темы.
    Какие аргументы можно привести в данной теме?
    АргументыПримерыЗло часто существует под видом благих намерений
    Раскольников разрешает себе убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, олицетворяет несправедливость мира, где так много несчастных людей: Мармеладовы, сестра Дуня, мать.
    Так и современные раскольниковы, провозглашая лозунги о справедливости, а своей главной целью объявляя борьбу со злом, разрушают себя и мир вокруг, не делая счастливее никого
    Деньги, добытые кровью, не могут принести счастья
    Расправившись со старухой, герой убивает и безвинную Лизавету, которая к тому же была беременна, то есть вместо одной зловредной старушонки губит еще две жизни.
    Как много примеров мы видим и сегодня тому, как велики «случайные» жертвы современных раскольниковых
    XX и XXI век показали, как опасны теории, разделяющие людей на «тварей дрожащих» и «тех, кто право имеет»
    Революция 1917 года в России.
    Расправа с семьей Романовых.
    Великая Отечественная война.
    События в Афганистане, Ираке, Сирии, на Украине
    Бесчеловечная теория разрушает душу человека, который ее создал
    «Я себя убил, а не старушонку», – говорит Раскольников. Хоть ненадолго, но под влиянием Сони и бесед с Порфирием Петровичем герой приходит к раскаянию.
    Современные раскольниковы научились заглушать голос совести, закрывать глаза на «побочные эффекты» своих теорий. Они придумали двойные стандарты, которые позволяют им всегда находить оправдание, пусть даже самое абсурдное.
    Спрашивая Раскольникова о том, верит ли он в Бога и воскресение Лазаря, Порфирий Петрович имел в виду, что право отнимать чью-то жизнь есть только у Бога, потому что только он может воскрешать.
    От греха убийства, от преступления и саморазрушения личность может спастись только искренней верой и любовью
    Раскольникова спасает Соня, разделяя с ним тяготы раскаяния и каторгу. Своим отношением она показывает ему, что даже падшего можно спасти, если относиться к нему по-человечески.
    У современных раскольниковых тоже есть шанс изменить мировоззрение, но они подменяют вечные ценности сиюминутными, лицемерно оправдывая свои действия идеалами добра и справедливости
    Аргументы должны быть четко связаны друг с другом: Раскольников в романе – современные раскольниковы. Цель рассуждений: показать, как трансформировался образ «разумного преступника», воплощением которого является Раскольников, в современном мире.
    Помните! Аргументов не должно быть больше 3-5, но они должны быть убедительными.
    к содержанию ^

    Заключение

    Размышляя о том, как правильно писать сочинение-рассуждение, не стоит забывать про  способ написания заключения. Здесь должны быть сделаны выводы и подведены итоги рассуждений.
    Общие рекомендации следующие:
    Начинайте заключение подытоживающей фразой: «Таким образом, автор дает понять читателям, что…», «Итак, завершая размышления о …, мы приходим к выводу», «Подводя итог сказанному, хочется еще раз напомнить о важности проблемы…» и др.
    Не стоит еще раз перечислять то, что рассматривалось выше: вывод – это обобщение, квинтэссенция самого ценного, о чем говорится в сочинении. Используйте вводные слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» для перечисления собственных открытий в теме.
    Сочинение-рассуждение как жанр не предполагает окончательных выводов. Вы выступаете в роли исследователя, выдвигая гипотезу и подбирая к ней доказательства, но категоричность здесь неуместна. Гораздо лучше смотрится заключение, в котором вы призываете читателя к размышлению: «Такова особенность классической литературы: темы, поднятые писателями, вечны. И кто может поручиться, что в критической ситуации не станет искать оправдания чужой жестокости?»
    к содержанию ^

    Как «украсить» сочинение-рассуждение?

    – А зачем его «украшать»? – спросите вы. – Сочинение-рассуждение по стилю должно напоминать исследовательскую работу: факты, доводы, гипотеза, аргументы…
    И вы правы, так и есть. Вот только сочинение все же творческая работа, и сухой стиль изложения здесь не совсем подходит. Оно должно воздействовать на читателя, затрагивать его эмоции.
    Для этого используйте в качестве иллюстрации своих слов общественно значимые, резонансные факты. Например, к теме о современных раскольниковых подойдет ссылка на журналистские расследования событий на Украине.
    Удачно смотрятся в сочинении короткие цитаты из основного произведения, а также из произведений других писателей. Цитирование должно быть разнообразным: прямым и косвенным.
    Точно переданные слова автора должны быть заключены в кавычки, а при косвенном (неточном) цитировании важно не искажать смысл цитаты.
    Очень хорошо, если вам удастся подобрать к сочинению-рассуждению эпиграф, перекликающийся с главной мыслью. Во-первых, это «украшение», во-вторых, важный композиционный элемент. Вы можете сослаться на него во вступлении: «В словах, вынесенных в эпиграф, не случайно подмечено…». И в заключении хорошо «закруглить» тему: «Возвращаясь к эпиграфу, хочу сказать, что…»
    к содержанию ^

    Проверьте себя!

    В завершение, проверяя работу, еще раз прочитайте весь текст и посмотрите, насколько он логичен: достаточно ли аргументов, убедительны ли они. Используйте только проверенные факты.
    Посмотрите на соотношение частей: нет ли дисбаланса, когда центральная часть меньше вступления.
    Если в тексте есть слова, в написании которых вы не уверены, лучше заменить их синонимами.
    В сочинении-рассуждении, как правило, используется много вводных слов и выражений. Они должны выделяться запятыми.
    Неприятным недочетом в сочинении являются повторы. Они особенно заметны, если читать текст вслух. Проверьте себя, если сочинение вам задали на дом. В других случаях придется рассчитывать на внимательность.

  12. В словаре С.И. Ожегова мы найдём следующее определение:
    «Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме».
    Литературная энциклопедия подсказывает нам , что этот жанр один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме: «доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности».
    Говоря научным языком, сочинение-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств  причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Сердцевиной работы являются именно аргументы, или доводы, подтверждающие определённую мысль. Эту мысль принято называть тезисом.
    Тезис
     – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов.
    Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения).
    Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Стандартная схема сочинения-рассуждения
    1. Тезис.
    2. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты… Не менее 2-х.
    4. Вывод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *