Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.
На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.
Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских” посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.
По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.
Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.
Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В “Повести о Петре и Февронии Муромских” Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню “Слова о полку Игореве”, подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор “Слова о полку Игореве” в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве», подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом «Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.
Сочинение
7 класс. Идеалы Ломоносова в “Оде на день восшествия на Всероссийский
престол Ея Величества Государыни императрицы Елизаветы Петровны
В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна
предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные
надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов
говорит о мире, который является залогом процветания и счастья любой
страны. Поэт выражает свою уверенность, что с ее вступлением на
царский престол в России наступит благоденствие, способное сделать
людей счастливыми.
Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на
ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье
всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия
и счастья:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Ломоносов
очень сильно идеализирует царицу Елизавету Петровну. Он в своей
оде рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может
сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо
недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым
является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность,
лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода — это совершенно
особый жанр. И ода Ломоносова построена таким образом, что он говорит
о царице только хорошее.
В своей оде Ломоносов воздает похвалы Елизавете за внимание к науке,
которое она проявила:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Говоря
о величии царицы, одновременно Ломоносов вспоминает заслуги Петра
перед страной. Он выражает надежду, что Елизавета продолжит дела,
способные поставить Россию выше всех других государств. Ломоносов
говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах,
которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна
достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.
В оде ясно слышится призыв к молодежи овладевать
знаниями и науками. Величие страны невозможно без образованного
населения.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих
словах ясно слышится надежда Ломоносова на дальнейшее процветание
своей страны. Ломоносов выражает надежду на то, что Елизавета станет
достойной дочерью своего отца — великого Петра. Именно поэтому Ломоносов
вспоминает заслуги Петра перед страной. Петр Первый действительно
немало сделал для России: он создал морской флот, при нем был основан
и построен Петербург. Петр способствовал развитию всех наук, в связи
с чем среди различных слоев населения стал появляться интерес к
образованию.
Ломоносов—один из величайших ученых России,
именно поэтому он в своей оде столько внимания уделяет образованию.
Сам язык оды удивителен. Поэт выражается витиевато, согласно литературным
традициям своего времени. Современному читателю может быть трудно
разобраться во всех сложностях языка оды. Но, безусловно, красота
ломоносовского литературного стиля производит на читателя достойное
впечатление.
Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедшие до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером следующим поколениям.
В течение многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны . Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая , образы которых является эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой . Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.
Традиции устного народного творчества можно увидеть в разных произведениях древнерусской литературы. Например, сочинение Ермолая Эразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своего мужа Петра. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дома, он позволяет ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужчины. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящее супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе .
По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять , возвращать к жизни и давать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве» , подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она способствует князю во время побега .
Не менее важным нравственным идеалом , который проповедует древнерусская литература , является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя ее блага. В том же самом « Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и совместными силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна только сила, верность и смелость его сынов.
Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого настоящего человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.
< Предыдущая
Следующая >
Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.
До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.
О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.
Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.
Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».
Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».
Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.
Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»
Урок литературы
7 класс
Нравственные заветы Древней Руси.
Из похвалы князю Ярославу и книгам.
Из «Поучения» Владимира Мономаха
Цель:
– помочь обучающимся погрузиться в эпоху Владимира Мономаха, чтобы понять особенности произведений Древней Руси
Задачи:
– дать представление о жизни людей в Древней Руси;
– познакомить с особенностями поучения как жанра литературы;
– развивать навык анализа литературного произведения;
– развивать речь и обогащать словарный запас;
– воспитывать патриотизм, уважительное отношение к старшим
Тип урока:
урок овладения новыми знаниями
Форма урока:
урок в школьном музее «Берега»
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Реализация домашнего задания
Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.
– А какие пословицы вы знаете?
Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Уверена, вы заметили, что на Руси всегда почитали людей, стремящихся к знаниям, понимали важность и необходимость чтения, уважительного отношения к книгам. Но ведь было время, когда люди не знали письменности, а книг просто не было.
– Как вы думаете, можно ли назвать появление книг и письменности великим достижением человечества?
– Могли бы вы в нашем современном мире обойтись без книг?
– Многое ли вы знаете о самых древних русских книгах?
– Тогда попробуйте поставить основные задачи на сегодняшний урок.
Формулировка обучающимися задач урока
4. Усвоение новых знаний
А) Беседа о возникновении письменности на Руси
Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.
– Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)
– Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)
Демонстрация страниц древних книг
– О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)
– Как называется первая русская летопись? («Повесть временных лет» составляли монахи Киево-Печерского монастыря, а завершил её летописец Нестор)
Б) Работа с фрагментом «Из похвалы князю Ярославу и книгам»
«Повесть временных лет» появилась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Летописцы ничего не выдумывали, а старались точно передать будущим поколениям все основные события нашей истории: кто и когда княжил, какие военные походы совершались, какие договоры заключались, а еще мы в этой летописи можем найти жития, предания, послания, притчи, поучения…
– Послушайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос: «Какова основная мысль прослушанного текста?»
Чтение учителем отрывка на древнерусском языке
– Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)
– А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.
Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке
– Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)
В) Аналитическая работа над «Поучением» Владимира Мономаха
– Любите ли вы, когда вас поучают?
– А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?
– Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)
– В «Повести временных лет» мы находим удивительное произведение – поучение Владимира Мономаха. Что вам известно об этом князе?
Сообщение ученика о Владимире Мономахе
– Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?
Рассказы обучающихся
– Вот теперь, когда мы погрузились в те далекие времена, предлагаю вам послушать отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха
Чтение отрывка заранее подготовленным обучающимся
5. Закрепление изученного
– Каким человеком предстал перед вами великий князь?
– Кому адресовано «Поучение»?
– Почему автор просит принять «грамотку» «в сердце своё»? (сердце – символ, ядро личности, вместилище Божией благодати и страха Божиего)
– Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?
– Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и сегодня?
6. Рефлексия
– Чем интересно для вас «Поучение», написанное около 9 столетий назад?
– О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?
7. Домашнее задание
Попробуйте сами составить нравственную памятку для себя, младших сестры или брата, для одноклассников, а может, для родителей. Используйте некоторые слова или выражения из «Поучения». Оформите памятку в древнерусском стиле
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.
На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.
Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских” посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.
По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.
Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.
Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В “Повести о Петре и Февронии Муромских” Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню “Слова о полку Игореве”, подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор “Слова о полку Игореве” в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве», подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом «Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.
Сочинение
7 класс. Идеалы Ломоносова в “Оде на день восшествия на Всероссийский
престол Ея Величества Государыни императрицы Елизаветы Петровны
В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна
предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные
надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов
говорит о мире, который является залогом процветания и счастья любой
страны. Поэт выражает свою уверенность, что с ее вступлением на
царский престол в России наступит благоденствие, способное сделать
людей счастливыми.
Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на
ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье
всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия
и счастья:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Ломоносов
очень сильно идеализирует царицу Елизавету Петровну. Он в своей
оде рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может
сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо
недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым
является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность,
лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода — это совершенно
особый жанр. И ода Ломоносова построена таким образом, что он говорит
о царице только хорошее.
В своей оде Ломоносов воздает похвалы Елизавете за внимание к науке,
которое она проявила:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Говоря
о величии царицы, одновременно Ломоносов вспоминает заслуги Петра
перед страной. Он выражает надежду, что Елизавета продолжит дела,
способные поставить Россию выше всех других государств. Ломоносов
говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах,
которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна
достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.
В оде ясно слышится призыв к молодежи овладевать
знаниями и науками. Величие страны невозможно без образованного
населения.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих
словах ясно слышится надежда Ломоносова на дальнейшее процветание
своей страны. Ломоносов выражает надежду на то, что Елизавета станет
достойной дочерью своего отца — великого Петра. Именно поэтому Ломоносов
вспоминает заслуги Петра перед страной. Петр Первый действительно
немало сделал для России: он создал морской флот, при нем был основан
и построен Петербург. Петр способствовал развитию всех наук, в связи
с чем среди различных слоев населения стал появляться интерес к
образованию.
Ломоносов—один из величайших ученых России,
именно поэтому он в своей оде столько внимания уделяет образованию.
Сам язык оды удивителен. Поэт выражается витиевато, согласно литературным
традициям своего времени. Современному читателю может быть трудно
разобраться во всех сложностях языка оды. Но, безусловно, красота
ломоносовского литературного стиля производит на читателя достойное
впечатление.
Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедшие до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером следующим поколениям.
В течение многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны . Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая , образы которых является эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой . Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.
Традиции устного народного творчества можно увидеть в разных произведениях древнерусской литературы. Например, сочинение Ермолая Эразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своего мужа Петра. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дома, он позволяет ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужчины. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящее супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе .
По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять , возвращать к жизни и давать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – «Слово о полку Игореве» , подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она способствует князю во время побега .
Не менее важным нравственным идеалом , который проповедует древнерусская литература , является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя ее блага. В том же самом « Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и совместными силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна только сила, верность и смелость его сынов.
Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого настоящего человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.
< Предыдущая Следующая >
Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.
До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.
О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.
Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.
Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».
Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».
Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.
Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»
Урок литературы
7 класс
Нравственные заветы Древней Руси.
Из похвалы князю Ярославу и книгам.
Из «Поучения» Владимира Мономаха
Цель:
– помочь обучающимся погрузиться в эпоху Владимира Мономаха, чтобы понять особенности произведений Древней Руси
Задачи:
– дать представление о жизни людей в Древней Руси;
– познакомить с особенностями поучения как жанра литературы;
– развивать навык анализа литературного произведения;
– развивать речь и обогащать словарный запас;
– воспитывать патриотизм, уважительное отношение к старшим
Тип урока:
урок овладения новыми знаниями
Форма урока:
урок в школьном музее «Берега»
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Реализация домашнего задания
Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.
– А какие пословицы вы знаете?
Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Уверена, вы заметили, что на Руси всегда почитали людей, стремящихся к знаниям, понимали важность и необходимость чтения, уважительного отношения к книгам. Но ведь было время, когда люди не знали письменности, а книг просто не было.
– Как вы думаете, можно ли назвать появление книг и письменности великим достижением человечества?
– Могли бы вы в нашем современном мире обойтись без книг?
– Многое ли вы знаете о самых древних русских книгах?
– Тогда попробуйте поставить основные задачи на сегодняшний урок.
Формулировка обучающимися задач урока
4. Усвоение новых знаний
А) Беседа о возникновении письменности на Руси
Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.
– Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)
– Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)
Демонстрация страниц древних книг
– О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)
– Как называется первая русская летопись? («Повесть временных лет» составляли монахи Киево-Печерского монастыря, а завершил её летописец Нестор)
Б) Работа с фрагментом «Из похвалы князю Ярославу и книгам»
«Повесть временных лет» появилась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Летописцы ничего не выдумывали, а старались точно передать будущим поколениям все основные события нашей истории: кто и когда княжил, какие военные походы совершались, какие договоры заключались, а еще мы в этой летописи можем найти жития, предания, послания, притчи, поучения…
– Послушайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос: «Какова основная мысль прослушанного текста?»
Чтение учителем отрывка на древнерусском языке
– Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)
– А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.
Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке
– Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)
В) Аналитическая работа над «Поучением» Владимира Мономаха
– Любите ли вы, когда вас поучают?
– А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?
– Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)
– В «Повести временных лет» мы находим удивительное произведение – поучение Владимира Мономаха. Что вам известно об этом князе?
Сообщение ученика о Владимире Мономахе
– Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?
Рассказы обучающихся
– Вот теперь, когда мы погрузились в те далекие времена, предлагаю вам послушать отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха
Чтение отрывка заранее подготовленным обучающимся
5. Закрепление изученного
– Каким человеком предстал перед вами великий князь?
– Кому адресовано «Поучение»?
– Почему автор просит принять «грамотку» «в сердце своё»? (сердце – символ, ядро личности, вместилище Божией благодати и страха Божиего)
– Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?
– Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и сегодня?
6. Рефлексия
– Чем интересно для вас «Поучение», написанное около 9 столетий назад?
– О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?
7. Домашнее задание
Попробуйте сами составить нравственную памятку для себя, младших сестры или брата, для одноклассников, а может, для родителей. Используйте некоторые слова или выражения из «Поучения». Оформите памятку в древнерусском стиле
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.