Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
тр-и, тр-ёх, тр-емя.
У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
автор – со-автор;
бежать – при-бежать;
когда – не-когда.
С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
вернуть – вернуть-ся;
собрать – собрать-ся.
Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.
Сочинение на лингвистическую тему : «Морфема – значимая часть слова» Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста? Схема сочинения-рассуждения 1.Тезис(это мысль, которую нужно доказать): я согласен с…; я поддерживаю мнение, что… 2. Доказательства (аргументы):не менее двух 3. Вывод (Итак, таким образом, следовательно, на мой взгляд…)
– Давайте обратимся к тексту М. В. Панова и найдем все структурные элементы текста-рассуждения.
– Найдите тезис в тексте
– Найдите первое и второе доказательство
– Найдите вывод
– Обратимся к теме нашего сочинения: «Морфема – значимая часть слова» и продумаем все элементы сочинения-рассуждения.
– Запишите план сочинения с основными критериями в тетрадь
Морфема — минимальная значимая часть слова, которая имеет какое-либозначение. Например, в слове псковичка четыре части-мор-фемы: псков-,-ич-,«т, -а. Морфема исков- (корень) содержит как бы ука-зание наместность, морфема -ич- (суффикс) имеет значение лица мужского пола-жителя этой местности, морфема *- (суффикс) означает лицо женского пола —жительницы этой местности, наконец морфема -а (окончание) — указывает,что данное слово является существительным ж. р. в форме ед. ч.
Прочитайтеопределение понятия «норма» , данное С. Ожеговым, в наиболее популярномдо последнего времени «Словаре русского языка» . Какие особенностинормы, указанные автором словаря, по вашему мне нию, являются главными?
Норма— это совокупность наиболее пригодных («правильных» , «предпочитаемых» )для обслуживания общества средств я з ы к а, складывающихся какрезультат отбора языковых элементов (лексических, произносительных,морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих,наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запасапрошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.
Какие вы можете добавить еще два существенных признака н о р м ы, о к о т о р ы х упоминается в главе X учебника?
На основе сходства произношения каких слов основан любопытный каламбур в книге «Избранное» В. Нарбиковой?
Новедь бывает и «-щастье» , которое бывает только в нашем времени — «щас», в разговорной речи, когда совпадает транскрипции щастья — щас, и этосчастье — счас останавливается прямо перед тобой, когда ты кнему неготовишься, за твоей спиной, чтобы не спугнуть своей воплощенностыо,подставляя зрению и слуху свое «щас» .
Почему в рекламе импортной продукции русские фамилии на-ов пишутся через -офф: «Смирнофф» , «Синебрюхофф» ?
Назовите устаревающие (или устаревшие) и новые нормы произношения гласных, согласных и их сочетаний:
А. [а] после твердых шипящих в словах жара, жаркое, шагать, шаги, шалить, шары, шаровары, шататъ (ся) .
Б. [г] в словах благо, бога, богатый.
В. Долгого [ж] на месте орфографических зж, жж в словарях визжать, езжу, вожжи, жужжать.
Г. [ч] в словах будничный, войлочный, десятикопеечный.
О 28.5. Укажите старые и новые нормы произношения:
А. Суффикса -ся (-«,) в возвратных глаголах умывался, сдаваясь, старается;
Б. Окончания -ммпосле г, к, х у прилагательных мужского рода единственного
числа именного падежа: тонкий, строгий, тихий.
Как, по-вашему, следует произносить окончание в выделенных прилагательных: [ий] или [ъй] ?
А. Плески, крики
Его приветствуют. Она
певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий
Ее здоровье первый пьет
И ей куплет передает. Б. По имени Владимир Ленский
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет.
Поклонник Канта и поэт. В. Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум еще в сужденьях зыбкий,
и вечно вдохновенный взор…
Прочитайтевслух слова, основа которых оканчивается на губной звук. Какой это звук— твердый или мягкий? Голубь, сыпь, ставь, обувь, церковь, восемь,кровь, семь, вкривь, выправь.
Выпишите слова, в которых чн надопроизносить, как [шн] . Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная,взяточник, конечно, конечный, копеечный, молочный, нарочно, прачечная,пустячный, скворечник, скучно, яичница.
Укажитенепроизносимые согласные в приведенных ниже словах. Безвозмездный,грустный, завистливый, квартирантка, костлявый, крепостной, поздний,праздник, совестно, счастливый, студентка, хлесткий.
По своей роли в слове морфемы подразделяются на корни и аффиксы. В корне заключается основное лексическое значение слова, в аффиксах же — дополнительные значения, как лексические, так и грамматические. Значения аффиксов, как правило, более абстрактны, чем значения корневых морфем. Корень, в отличие от аффикса, является обязательной частью слова. 2.Морфема и слово — основные единицы морфологии (морфема — минимальная, а слово — максимальная единица). При таком широком понимании морфологии в её состав могут включаться также морфемика и словообразование. Однако ядром морфологии традиционно считается описание грамматических (морфологических) характеристик слов и морфем.
Морфология представляет классификацию слов с точки зрения их грамматических признаков, то есть на основе одинакового набора грамматических категорий. Например, имя существительное как часть речи имеет общий набор таких грамматических категорий; род, число, падеж, одушевленность — неодушевленность. Глагол как часть речи имеет свой набор грамматических категорий: вид, время, наклонение, лицо, залог и т.д. Таким образом, части речи — это классы слов, имеющих сходные грамматические (морфологические) характеристики (см. Части речи).
Внутри каждой части речи имеются грамматические основания для частных классификаций. Имена и глаголы распределяются по типам склонения и спряжения, то есть устанавливаются разряды слов в зависимости от изменения формы слова при выражении различных грамматических значений. Материал с сайта //iEssay.ru
Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
тр-и, тр-ёх, тр-емя.
У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
автор – со-автор;
бежать – при-бежать;
когда – не-когда.
С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
вернуть – вернуть-ся;
собрать – собрать-ся.
Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.
Сочинение на лингвистическую тему : «Морфема – значимая часть слова»
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
Схема сочинения-рассуждения
1.Тезис (это мысль, которую нужно доказать): я согласен с…; я поддерживаю мнение, что…
2. Доказательства (аргументы): не менее двух
3. Вывод ( Итак, таким образом, следовательно, на мой взгляд…)
– Давайте обратимся к тексту М. В. Панова и найдем все структурные элементы текста-рассуждения.
– Найдите тезис в тексте
– Найдите первое и второе доказательство
– Найдите вывод
– Обратимся к теме нашего сочинения: «Морфема – значимая часть слова» и продумаем все элементы сочинения-рассуждения.
– Запишите план сочинения с основными критериями в тетрадь
Морфема — минимальная значимая часть слова, которая имеет какое-либозначение. Например, в слове псковичка четыре части-мор-фемы: псков-,-ич-,«т, -а. Морфема исков- (корень) содержит как бы ука-зание наместность, морфема -ич- (суффикс) имеет значение лица мужского пола-жителя этой местности, морфема *- (суффикс) означает лицо женского пола —жительницы этой местности, наконец морфема -а (окончание) — указывает,что данное слово является существительным ж. р. в форме ед. ч.
Прочитайтеопределение понятия «норма» , данное С. Ожеговым, в наиболее популярномдо последнего времени «Словаре русского языка» . Какие особенностинормы, указанные автором словаря, по вашему мне нию, являются главными?
Норма— это совокупность наиболее пригодных («правильных» , «предпочитаемых» )для обслуживания общества средств я з ы к а, складывающихся какрезультат отбора языковых элементов (лексических, произносительных,морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих,наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запасапрошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.
Какие вы можете добавить еще два существенных признака н о р м ы, о к о т о р ы х упоминается в главе X учебника?
На основе сходства произношения каких слов основан любопытный каламбур в книге «Избранное» В. Нарбиковой?
Новедь бывает и «-щастье» , которое бывает только в нашем времени — «щас», в разговорной речи, когда совпадает транскрипции щастья — щас, и этосчастье — счас останавливается прямо перед тобой, когда ты кнему неготовишься, за твоей спиной, чтобы не спугнуть своей воплощенностыо,подставляя зрению и слуху свое «щас» .
Почему в рекламе импортной продукции русские фамилии на-ов пишутся через -офф: «Смирнофф» , «Синебрюхофф» ?
Назовите устаревающие (или устаревшие) и новые нормы произношения гласных, согласных и их сочетаний:
А. [а] после твердых шипящих в словах жара, жаркое, шагать, шаги, шалить, шары, шаровары, шататъ (ся) .
Б. [г] в словах благо, бога, богатый.
В. Долгого [ж] на месте орфографических зж, жж в словарях визжать, езжу, вожжи, жужжать.
Г. [ч] в словах будничный, войлочный, десятикопеечный.
О 28.5. Укажите старые и новые нормы произношения:
А. Суффикса -ся (-«,) в возвратных глаголах умывался, сдаваясь, старается;
Б. Окончания -ммпосле г, к, х у прилагательных мужского рода единственного
числа именного падежа: тонкий, строгий, тихий.
Как, по-вашему, следует произносить окончание в выделенных прилагательных: [ий] или [ъй] ?
А. Плески, крики
Его приветствуют. Она
певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий
Ее здоровье первый пьет
И ей куплет передает. Б. По имени Владимир Ленский
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет.
Поклонник Канта и поэт. В. Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум еще в сужденьях зыбкий,
и вечно вдохновенный взор…
Прочитайтевслух слова, основа которых оканчивается на губной звук. Какой это звук— твердый или мягкий? Голубь, сыпь, ставь, обувь, церковь, восемь,кровь, семь, вкривь, выправь.
Выпишите слова, в которых чн надопроизносить, как [шн] . Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная,взяточник, конечно, конечный, копеечный, молочный, нарочно, прачечная,пустячный, скворечник, скучно, яичница.
Укажитенепроизносимые согласные в приведенных ниже словах. Безвозмездный,грустный, завистливый, квартирантка, костлявый, крепостной, поздний,праздник, совестно, счастливый, студентка, хлесткий.
По своей роли в слове морфемы подразделяются на корни и аффиксы. В корне заключается основное лексическое значение слова, в аффиксах же — дополнительные значения, как лексические, так и грамматические. Значения аффиксов, как правило, более абстрактны, чем значения корневых морфем. Корень, в отличие от аффикса, является обязательной частью слова.
2. Морфема и слово — основные единицы морфологии (морфема — минимальная, а слово — максимальная единица). При таком широком понимании морфологии в её состав могут включаться также морфемика и словообразование. Однако ядром морфологии традиционно считается описание грамматических (морфологических) характеристик слов и морфем.
Морфология представляет классификацию слов с точки зрения их грамматических признаков, то есть на основе одинакового набора грамматических категорий. Например, имя существительное как часть речи имеет общий набор таких грамматических категорий; род, число, падеж, одушевленность — неодушевленность. Глагол как часть речи имеет свой набор грамматических категорий: вид, время, наклонение, лицо, залог и т.д. Таким образом, части речи — это классы слов, имеющих сходные грамматические (морфологические) характеристики (см. Части речи).
Внутри каждой части речи имеются грамматические основания для частных классификаций. Имена и глаголы распределяются по типам склонения и спряжения, то есть устанавливаются разряды слов в зависимости от изменения формы слова при выражении различных грамматических значений. Материал с сайта //iEssay.ru