Сочинение на тему образ базарова по роману и с тургенева отцы и дети

16 вариантов

  1. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.

  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

    «Отцы и дети» — произведение И. Тургенева, которое считается классикой русской литературы. В нем писатель делает акцент на взаимоотношениях людей, на разрушительной силе недопонимания.
    В романе центральный герой — Базаров. Он вырос в деревне, благодаря родителям выучился в университете и стал медиком. Он любит своих родителей, но не показывает этого. Ему не нравиться изъявление чувств. Василий Иванович и Арина Власьевна тоже стараются не выражать эмоции при сыне, хотя безумно его любят. Они превозносят Евгения и даже немного боятся. Мать пытается всячески угодить сыну и печется о том, что отпрыск позабыл веру своих предков.
    Базаров постоянно проводит опыты. Он хочет быть полезным обществу, внедряя последние достижения науки. Постоянно ведет философские беседы с другом Аркадием.
    Евгений считает себя нигилистом. Все, что нельзя использовать в практических целях, по его мнению, ломаного гроша не стоит. Эмоции, чувства – праздная суета. Он самоуверен и дерзок. Разговаривая с Павлом Петровичем или Аркадием Евгений резок в своих суждениях. Ему противны нравы аристократов. Базарову намного интересней Фенечка. Ее простота и практичность вызывают уважение.
    Теория о жизненных устоях рушится, когда Евгений знакомится с Анной Сергеевной. Мысли о красавице не дают ему покоя. Встреча в комнате без свидетелей сводит Базарова с ума. Он не выдерживает натиска обольстительной женщины и открывает истинные чувства. Евгений умен. Он заранее знает о своем проигрыше. Спокойствие важнее для Одинцовой, чем любовь.
    Мир рушится. Базаров корит себя, упрекает в бессилии. Он зол. Евгений винит и себя, и возлюбленную. Лишь на смертном одре он увидит вновь Анну Сергеевну, но для него уже все потеряно, как потеряна сама жизнь.
    Нигилизм, который распространяется в русских землях, по мнению писателя, крайне опасен. Молодые люди на веру воспринимают новые веяния, отвергая веками хранившиеся традиции. Но без опыта предшествующих поколений не возможно будущее. Такой путь опасен, примером чего служит участь Базарова.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» / Январь 2016
    источник

  3. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  4. Произведение «Отцы и дети» до сих пор остается противоречивым среди критиков. Старшее поколение было представлено в нем консервативными братьями Кирсановыми, молодое поколение же – Евгением Базаровым.
    Роман начинается с приезда Евгения в имение Кирсановых. Появление главного героя всколыхнуло обыденную жизнь усадьбы.
    Базаров – сын лекаря, учится в университете, скромно живет, увлекается наукой. Он всегда старается помочь людям, и никогда не разделяет людей на сословия, а наоборот, гордится своим происхождением: «Мой дед землю пахал!».
    Тургенев делает акцент на уме героя, и представляет его читателю как довольно противоречивую особу для того времени. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» – подчеркивает автор.
    Базаров – нигилист, он гордо и с уверенностью отстаивает свою позицию. Тот факт, что он отрицает все на свете, ставит в тупик братьев Кирсановых.
    Поэзия и искусство – гроша ломанного не стоят, считает главный герой. Его мнение заключается в том, что человек должен воспринимать природу как «мастерскую», но не как «храм». Особенно выделяется то, как Евгений относится к любви, называя ее непростительной дурью.
    В итоге автор пытается показать нам, что такой персонаж как Базаров не может существовать. Тургенев проводит главного героя через ряд испытаний, которые вызывают в самом Евгении ряд противоречий.
    Так нигилизм, отрицание любви и других чувств, отрицание общепринятых правил приводят к конфликту внутри Базарова. Он не может бороться с привязанностью к своим родителям, говоря в конце Одинцовой не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Также не может бороться он и с чувством любви. Чем дольше он находится с Одинцовой, тем больше привязывается к ней, тяжело перенося чувства, которые он в себе открывает.
    В итоге автор убивает героя, ведь такой человек не может существовать. Тургенев хочет показать читателю, что мы не можем жить, отрицая все, что имеем. Человек без любви, без чувств, с таким отношением к природе и традициям не нужен, поэтому Базаров вынужден уйти.

  5. Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

  6. Вместе с тем, мы видим человека одинокого, который волею судьбы оказался в обществе, чуждому его взглядам. Несмотря на то, что Евгений уверенно и доброжелательно общается со всеми, кто его окружает, в силу своего малого жизненного опыта он ошибочно полагает, что некоторые вещи совсем не обязательны человечеству.
    Он не задумывается о том, что искусство также необходимо народу, как и «хлеб насущный», что любовь и чувства — неотъемлемые составляющие бытия любого человека, что красота природы не может не волновать воображение людей. Вся деятельность и убеждения Базарова говорят об обратном.
    Да, его горячие обсуждения политических тем зарождают в душах собеседников сомнения в правильном понимании ими происходящего вокруг. Только что мы видим потом? Человек «выгорает» и постепенно его юношеский пыл сходит «на нет». Что же послужило поводом для изменения взглядов Базарова на жизнь?
    Как это ни странно — любовь! Именно любовь, которую Евгений отрицал, как движущую силу мироздания, привела «нашего борца за справедливость» к переосмыслению ценностей жизни. Ни об этом ли его предупреждали родные и окружающие люди? Юношеский максимализм и стремление к масштабным изменениям не давали возможности Базарову понять одну вещь — не все так просто в этом мире!
    Несмотря на то, что произведение было создано писателем в далеком 1862 году, оно отражает и реалии нашего времени. Нежелание мириться с действительным положением вещей, с фактическим рабством народа и его невежеством, зарождает в сердцах молодого поколения стремление к революции! Только стоит ли идти «напролом» или нужно сначала все хорошенько обдумать?
    Почитайте роман «Отцы и дети», «примерьте на себя» образ Базарова — и вы многое поймете!

  7. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.

  8. План
    I. Яркость и неоднозначность главного героя романа.
    II. Базаров – носитель настроений нового поколения.
    1. Ярый противник авторитетов.
    2. Низведение чувства до уровня химии и физиологии.
    3. Непомерная гордыня Базарова.
    4. Предтеча «нового человека».
    III. Слепое отрицание старого – не выход.
    Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все?таки обреченная на погибель, потому что она все?таки стоит еще в преддверии будущего.
    Письмо И. С. Тургенева к Случевскому
    Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «само?юбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же с?овам, призваны с?омать установ?енные нормы и порядок вещей, реа?изовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материа?истом – ма?о. Любое самое загадочное яв?ение и?и чувство он низводит до уровня химии и?и физио?огии: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физио?оги, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй?ка анатомию г?аза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взг?яду? Это все романтизм, чепуха, гни?ь, художество», – говорит он своему товарищу и ученику Аркадию Кирсанову. Мо?одой ниги?ист утверждает, что единственно верный способ жизни – руководствуясь ощущениями, соображением по?ьзы: «Мы действуем в си?у того, что мы признаем по?езным», – говорит Базаров Пав?у Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрицате?ьного направ?ения – в си?у ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты ?юбишь яб?оки? – тоже в си?у ощущения».
    Но здесь?то и начинается противоречивость идей Базарова. Он, ценящий здравый смыс?, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, пред?агает опуститься до уровня инстинктов. Он, обвиняющий дворянство в себя?юбии, сам то?ько себя и считает за че?овека, не скрывая презрения к окружающим. То?ько умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащимся по?ураздав?енным червяком.
    Самое яркое противоречие с?ов и чувств Базарова прояв?яется в его отношениях с Одинцовой. Бы?о бы даже забавно наб?юдать, как он отрицает свои нежные чувства к ней… ес?и бы он не де?а? этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, ?ишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим принципу отрицания, – им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощуща? он, как новое, неведомое, щемящее чувство запо?няет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыб?емые материа?истические устои, как с?етает с него на?ет цинизма? Как радость напо?няет его от одного осознания, что Она рядом?.. В доброво?ьном «усечении» собственной души, в разрушите?ьной войне с собой и с ?юбовью, в оз?об?ении на весь мир и на себя самого состоит г?убокий трагизм образа Базарова.
    Г?авный герой романа – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить и?и порицать… и?и и то, и другое. Он, не боясь непонимания и?и осуждения, высказывает свои мыс?и; он честен и прямо?инеен; он це?еустрем?ен, собран, практичен; он явный ?идер по натуре; об?адает незаурядным умом и широтой кругозора; он независим и сме?; он носите?ь прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств бы?и необходимы обществу того времени, но общество еще не бы?о готово к ним. Да и сам Базаров не яв?яется идеа?ьным примером «нового че?овека». Скорее, он – предтеча этого че?овека, обреченный на трагическое непонимание… Но Базаров не то?ько прив?екате?ен, но и отвратите?ен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не с?учайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован то?ько временем. И. С. Тургенев показа?, что слепое отрицание старого – не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» – духовность, благородство, патриотизм, – дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.
    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (второй вариант)
    План
    1. Проблематика романа «Отцы и дети».
    2. Жизнь и жизненная позиция Базарова.
    3. Трагичность образа Базарова.
    Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне?либералы и революционно настроенные демократы того времени отстаивали собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующими общественными движениями.
    Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот че?овек с самого нача?а повествования от?ичается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откровенностью. Он честен, всегда старается говорить то?ько то, что на самом де?е думает, ведет себя максима?ьно понятно, а его речь от?ичается точностью. Внешность Базарова, сог?асно описанию, данному автором, да?ека от идеа?а – он не очень красив, не может похвастаться прави?ьными чертами ?ица и?и модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте – комфорт»: она не очень красива, даже в какой?то мере старомодна. Вопросы моды и собственного внешнего вида не очень во?нуют Базарова. Поведение его от?ичается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это бо?ее всего прояв?яется в отношениях с ?юбящими его родите?ями. Базаров, несмотря на все его утверждения о том, что он ?юбит своих родите?ей, в отношениях с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв?яя прес?овутую сыновнюю ?юбовь. Жизнь Базарова по?ностью подчинена его принципам, которых он старается строго придерживаться. Ниги?ист и скептик, Базаров не прием?ет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказате?ьно, он враг пустой фи?ософии. Идеа?ьной наукой, по мнению Базарова, яв?яется наука прик?адная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить ?юбое искусство, будь то музыка, поэзия и?и живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читате?ю практически незыб?емой. Кажется, что ничто на свете не сможет поко?ебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зрения на окружающий мир и место че?овека в нем. Но когда Базаров в?юб?яется в Анну Сергеевну, причем в?юб?яется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй п?ан.
    Все, что Базаров осужда? и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жесткого, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм образа Базарова – практичный, самокритичный, трудолюбивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

  9. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы – разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное.
    Образ Базарова занимает центральное место в романе. С одной стороны, Базаров выглядит одиночкой в чужой среде. Писарев в своей статье “Базаров” указывал на то, что “…у Тургенева… не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон”. Действительно, автор романа “Отцы и дети” не знал, как держат себя Базаровы с другими Базаровыми, так как он сам принадлежал к среде Кирсановых.
    С другой стороны, Тургенев изобразил человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
    На протяжении всего действия романа автор с интересом наблюдает за своим героем и ставит его в различные ситуации.
    На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” – с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Автор намеренно поставил своего героя в среду, которая не хочет и не может понять его.
    Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Павел Петрович Кирсанов невзлюбил Базарова за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
    В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства. И в этой ситуации П. П Кирсанов оказался морально побежденным.
    Базаров – ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель – перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
    Полюбив Одинцову, Базаров понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она “расшатала” систему взглядов господина нигилиста. Романтизм, отвергаемый поначалу героем, стал присущ и ему самому.
    Тургенев сам испытывал “невольное влечение” к своему герою. Обращаясь к читателям и критикам, он писал о Базарове: “Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения”.
    Тургенев не разделял его мыслей об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам отношения между родителями Базарова и их беззаветную любовь к самому герою.
    В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Но эта жизнь логически завершена – Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
    Образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека, это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
    Несмотря на то, что автора можно скорее отнести к поколению “отцов”, Тургенев во многом согласен с Базаровым. Я думаю, что Тургенев сочувствовал своему герою. И хотя он называл его “трагической личностью” и многое не принимал в Базарове, мастерство писателя-реалиста возобладало – герой-нигилист изображен выразительной и привлекательной личностью.

  10. События, описанные в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.
    Роман “Отцы и дети” вызвал бурные споры и противороечивые оценки.
    Поколение “отцов”, либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение “детей” – разночинцем-демократом Евгением Базаровым.
    В центре романа – фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.
    Базаров – сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. “Мой дед землю пахал!” – с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.
    Кирсановы – лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.
    Базаров — нигилист, и он яро отстаивает свою по­зицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базаро­ву, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет вос­хищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лю­бовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.
    Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретив­шись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скепти­чески. Анна Сергеевна для него – только представи­тель одного из разрядов млекопитающих. Он отмеча­ет ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожидан­но для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем бли­же сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверен­ный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.
    У героя возникает конфликт с самим собой. Он пы­тался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вы­зов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.
    Базаров не может скрыть привязанности и нежно­го отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя при­ближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в… большом свете днем с огнем не сыскать…». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Уме­реть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…»,— пишет он.
    Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.
    Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и силь­но воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта ис­тина не совпадает с его собственными симпатиями».

  11. Главным героем романа Тургенева «Отцы и дети» является демократ и разночинец Евгений Базаров, представитель той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии в романе.
    Тургенев наделил его материалогическими взглядами, любовью к труду и к точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Базаров был ненавистник всякой фразы и позы, косности и рутины. Он считал, что не может быть отношений между мужчиной и женщиной и что все это романтизм, чепуха, гниль и художество.
    Плебей и демократ Базаров
    был, одержим страстным желанием бороться против невежества и народных суеверий, за подлинную науку, построенную на эксперименте.
    Базаров – враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла, которые мог бы усвоить народ. Он труженик науки и неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, считает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник.
    Евгений Базаров – целеустремлен, независим, индивидуален, у него твердая точка зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. С одной стороны он отрицающий нигилист, с другой – скрытый романтик.
    В диалоге раскрываются убеждения и характер Базарова.
    Также Базаров был нигилистом, то есть человеком, ничего не признающим, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на вере, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
    Но с течением времени его взгляды меняются. Он сталкивается с силой, которую он не может в себе побороть. И эта сила – любовь.
    Автор приводит героя к тому, что он лишается веры в народ, в будущее России, то есть Базаров делается не похожим на подлинных революционных демократов. Взаимоотношения его с Одинцовой были проверкой героя к любви, в отношении женщины. Тургенев привел его к состоянию мрачного пессимизма, скептическому отношению к мужикам.
    В финал романа грешному и бунтующему сердцу Базарова, Тургенев противопоставляет великое спокойствие, вечное примирение и жизнь бесконечную.

  12. План
    I. Яркость и неоднозначность главного героя романа.
    II. Базаров – носитель настроений нового поколения.
    1. Ярый противник авторитетов.
    2. Низведение чувства до уровня химии и физиологии.
    3. Непомерная гордыня Базарова.
    4. Предтеча «нового человека».
    III. Слепое отрицание старого – не выход.
    Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установленные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом – мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», – говорит он своему товарищу и ученику Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни – руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», – говорит Базаров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Базарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инстинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащимся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова проявляется в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувства к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим принципу отрицания, – им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыблемые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в озлоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить или порицать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямолинеен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный лидер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кругозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Скорее, он – предтеча этого человека, обреченный на трагическое непонимание… Но Базаров не только привлекателен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только временем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого – не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» – духовность, благородство, патриотизм, – дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  13. Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» яв­ляется документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепе­щущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне-либералы и револю­ционно настроенные демократы того времени отстаива­ли собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующи­ми общественными движениями.
    Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот человек с самого начала повествования отличается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откро­венностью. Он честен, всегда старается говорить только то, что на самом деле думает, ведет себя максимально понятно, а его речь отличается точностью. Внешность Базарова, согласно описанию, данному автором, далека от идеала — он не очень красив, не может похвастать­ся правильными чертами лица или модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте — комфорт»: она не очень красива, даже в какой-то мере старомодна. Вопросы моды и собственно­го внешнего вида не очень волнуют Базарова. Поведение его отличается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это более всего проявляется в отношениях с любящими его родителями. Базаров, несмотря на все его утвержде­ния о том, что он любит своих родителей, в отношениях
    с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв­ляя пресловутую сыновнюю любовь. Жизнь Базарова пол­ностью подчинена его принципам, которых он старает­ся строго придерживаться. Нигилист и скептик, Базаров не приемлет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказательно, он враг пустой философии. Идеальной наукой, по мнению Базарова, является на­ука прикладная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить любое искусство, будь то музыка, поэзия или живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читателю практически незыблемой. Кажется, что ничто на свете не сможет поколебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зре­ния на окружающий мир и место человека в нем. Но когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, причем влюбляется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй план.
    Все, что Базаров осуждал и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жестко­го, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм об­раза Базарова — практичный, самокритичный, трудолю­бивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

  14. В конце пятидесятых годов XIX в. самым животрепещущим вопросом для России была отмена крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы; либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единственным средством крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев и ему, как великому художнику, удалось запечатлеть в своем романе “Отцы и дети” несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами того времени.
    В своем романе Тургенев противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян – братьев Кирсановых и в какой-то степени Аркадия, с другой стороны, – нигилиста, разночинца Базарова.
    Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает людям в большинстве своем бедным, нуждающимся и впоследствии сам стал медиком. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил; говорил, что думал; одевался просто, даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями, но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми и всем понятными словами, избегал в разговоре иностранных слов.
    Внешность Базарова была непривлекательна: “Ну, красавчик не красавчик,- заметил Василий Иванович, – а мужчина, как говорится, настоящий”. Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень странная это любовь, – суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он, наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не думая об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына.
    Базаров – нигилист – “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип”. Базаров – враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Недаром в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм – вздором и удивляется легкомыслием Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство. “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже”.
    Если Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что “…природа – пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а есть немецкие ученые.
    Базаров умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолюбив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов. Базарова тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с гордостью говорит и доказывает свою близость с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”.
    У Базарова странное отношение к женщинам, в них он видит только биологических особей, но к концу это мнение меняется: он влюбляется в Одинцову и страдает, но, по-моему, не столько от любви, сколько от внутренних противоречий. Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм. К его лучшим качествам можно отнести прежде всего оригинальный ум, широту кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простоту в общении, доброту и целеустремленность, твердость в своих убеждениях.
    На мой взгляд, Базаров – очень своеобразная личность и, хотя я и не во всем с ним согласен, многое из его мировоззрения прослеживается и у моих ровестников, молодых людях XXI-го века. Возможно, именно поэтому роман И.С. Тургенева не утратил актуальности по настоящее время.

  15. Евгений Базаров – нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. “Базаров
    вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать травы”. Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом нужно добиваться цели”,-считает Базаров. Он говорит, что знающий человек – это личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от “новых” людей.
    Базаров- это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: “Сначала нужно место расчистить…”. Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.
    Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их- проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.
    Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви.
    Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и
    взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя.
    И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою “слабость”, как он называл любовь.
    Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
    В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том,
    что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром, доказывает “торжество демократизма со старым, обреченным ни гибель миром, доказывает “торжество демократизма над аристократией”. “Новый” человек – это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном “балахоне с кистями”, с “обнаженными красными руками”, не знающими перчаток и привыкшими к труду.
    Кто же он?
    Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:
    Природа-храм, не только мастерская,
    Где не учли такого пустяка,
    Что можно, все тычинки различая,
    Не полюбить ни одного цветка.
    Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
    Когда мы все с природою на “ты”.
    Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться –
    Поймете вдруг, о чем поют цветы.
    ?

  16. Всякий человек сам себя воспитать должен.
    И.С. Тургенев “Отцы и дети”
    Борьба двух лагерей — революционно-демократического и либерально-крепостнического, борьба “отцов и детей” — такова тема романа Тургенева. Тургенев, всегда чутко прислушивающийся к новым явлениям в общественной жизни, отразил в романе “Отцы и дети” типичный конфликт эпохи и обозначил ряд актуальных проблем, в частности, проблему характера и роли “нового человека” в период революционной ситуации 60-х годов.
    В романе писатель показал борьбу “отцов” и “детей” на фоне общественной и социальной жизни России. Тургенев описал русскую деревню накануне 1861 года с ее нищетой,
    бескультурьем, невежеством. На фоне нищей, рабской и мятежной России, на фоне
    либерального дворянства вырисовывается могучая фигура Базарова.
    Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи романа
    группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, подчеркивают его
    превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
    Тургенев сразу же показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд
    аристократическому этикету и условностям. В столкновении с “барчуками проклятыми”
    его облик раскрывается полностью. Базаров противопоставлен Павлу Петровичу,
    демократизм одного — аристократизму другого. Последовательность, убежденность,
    воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с
    его случайными убеждениями, мягкостью и отсутствием осознанной цели.
    Именно в столкновениях с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношениях с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность и честность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
    Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров — натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, все подвергающая суду мысли. Типичен и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явились бы его уделом.
    Наиболее резко искаженное понимание Тургеневым позиции революционных демократов
    сказалось в изображении взаимоотношений Базарова с народом. В первых главах романа
    писатель подчеркивает кровную связь Базарова с народом: Базаров гордо заявляет,
    что дед его “землю пахал”, простые люди чувствуют в нем своего человека. Всему
    этому противоречат презрительные реплики Базарова о народе, о его невежестве. Герой
    романа рисуется как человек, не склонный отдать свою жизнь на благо народа. Об этом
    свидетельствует знаменитое суждение Базарова о белой избе и лопухе. “Да вот,
    например, — говорит он своему товарищу Кирсанову, — ты сегодня сказал, проходя
    мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот сказал ты,
    Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же
    помещение, и всякий из нас должен этому способствовать… А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?”
    Писарев отмечал, что “у мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем
    простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и
    предрассудков”. Тургенев заставляет своего героя возненавидеть мужика. В предсмертных словах Базарова о том, что он не нужен России, звучит разочарование в
    общественной деятельности, неверие в будущее народа, что, конечно, было чуждо
    революционным демократам.
    И все же, несмотря на явную противоречивость и сложность Базарова, в нем подкупает
    покоряющая сила, цельность, недюжинность натуры. Писарев подчеркивал, что “Тургенев
    вдумался в тип Базарова и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов”.
    В высказываниях об “отцах и детях” сам писатель неоднократно говорил о своем
    тяготении к Базарову. Так, в письме к Случевскому Тургенев писал: “Базаров все-таки
    подавляет все остальные лица романа. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
    до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на
    гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…”
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *