Сочинение на тему чего заслуживает раневская осуждения или жалости
7 вариантов
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи». Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи.
Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду — «белые массы цветов», поют скворцы, над садом — голубое небо. Природа готовится к обновлению — ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» И для купца Лопахина вишневый сад означает нечто большее, чем объект выгодной коммерческой сделки. Став владельцем сада и усадьбы, он переживает восторженное состояние… Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!»
Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Роль Лопахина центральная — он мягкий по характеру человек.
Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40—50 назад: «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»
Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав», когда называется уже покупатель — Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, — Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые Анина бабушка прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее.
С одной стороны Раневская это красивая женщина, образованная, с тонким чувством прекрасного, добрая и щедрая, которую любят окружающие, но ее недостатки граничат с пороком и поэтому так заметны. « Хороший она человек. Легкий, простой»- говорит Лопахин. Он искренне любит ее, но его любовь так ненавязчива, что ни кто не догадывается об этом. Почти тоже самое говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». О ее неумении распоряжаться деньгами говорят абсолютно все действующие лица, и она сама это прекрасно понимает: « Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»; «…у нее ничего не осталось. И мама не понимает!», говорит Аня, «Сестра не отвыкла еще сорить деньгами»- вторит ей Гаев. Раневская привыкла жить не отказывая себе в удовольствиях, и если ее родные стараются ужать свои расходы, то у Любови Андреевны это просто не получается, она готова отдать последние деньги случайному прохожему, хотя Варе нечем кормить домочадцев.
На первый взгляд переживания Раневской очень глубоки, однако если обратить внимание на авторские ремарки, то становиться понятно, что это лишь видимость. Например, ожидая в волнении брата с аукциона, она напевает лезгинку. И это яркий пример всего ее существа. Она как бы дистанцируется от неприятных моментов, стараясь заполнить их действиями, способных принести положительные эмоции. Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: « Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза», говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряв в своем мире.
«О, сад мой! После темной ненастной осени и хо¬лодной зимы опять ты молод, полон счастья, анге¬лы небесные не покинули тебя…» – такими словами приветствует Раневская сад после долгой разлуки, сад, без которого она «не понимает своей жизни», с которым неразрывно связаны ее детство и юность. И, кажется, что Любовь Андреевна любит свое имение, и жить без него не сможет, однако предпринять какие- то попытки для его спасения она не старается, тем самым предав его. Большую часть пьесы Раневская надеется, что вопрос с имением решится сам собой, без ее участия, хотя именно ее решение является главным. Хотя предложение Лопахина самый реальный способ его спасти. Купец предчувствует будущее, говоря, что вполне возможно, что «дачник … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным», ведь на данный момент сад находится в запущенном состоянии, и не приносит ни пользы, ни прибили своим хозяевам.
Для Раневской вишневый сад значил ее неотрывную связь с прошлым и ее родовой привязанностью к Родине. Она часть его, так же как и он часть ее. Она осознает, что продажа сада это неизбежная плата за прошлую жизнь, и это видно в ее монологе о грехах, в котором она их осознает и принимает на себя, прося Господа не посылать больших испытаний, а продажа имения становится их своеобразным искуплением: «Нервы мои лучше… Я сплю хорошо».
Раневская – это отголосок культурного прошлого, истончающегося буквально на глазах и исчезающего из настоящего. Прекрасно осознавая пагубность своей страсти, понимая, что эта любовь тянет ее на дно, она возвращается в Париж, зная, что «денег этих хватит ненадолго».
Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки к соседям, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения. Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди, в старом имении очень переживает за будущее своей матери, и опечалена скорым расставанием. «…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще не знакома с жизнью.
Дальнейшая судьба Раневской весьма неясна, хотя сам Чехов сказал, что: «Такую женщину может угомонить только смерть».
Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса перерастает свое время, оказываясь близкой и понятной читателям другой исторической эпохи. В чеховской драматургии вообще и в пьесе «Вишневый сад» в частности на первый план выступают общечеловеческие проблемы, объясняющие их широкую популярность во всем мире.
В последней пьесе Чехова появляется чрезвычайно важный для драматурга мотив железной дороги. Именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен. Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить. Железная дорога у Чехова означает объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом. Однако в двигающихся событиях есть и личная вина Раневской, Гаева и других героев.
Сложность образа Раневской, парадоксальное сочетание в ней хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма, даже жестокости есть следствие как объективных, так и субъективных причин, в силу которых ее нежность, бескорыстие, мягкость, доброжелательность неуловимо преобразуются в легкомыслие и безответственность. Существуют диаметрально противоположные оценки чеховской героини. В ней видели воплощение «нежной любви к России и ее прошлому» (артист И. В. Ильинский), но ее же называли «очаровательной паразиткой» (литературовед В. В. Ермилов). В Раневской, действительно, ощущаются отзвуки прекрасных традиций духовной культуры, но с высоты этих традиций Чехов как раз и судит ее, причем судит суровым судом. Гибель вишневого сада и на ее совести. Чеховская идея о личной ответственности человека за выбор жизненной позиции, за судьбы красоты в мире является одной из главных в пьесе; она определяет авторское отношение ко всем действующим лицам.
В раскрытии авторского замысла «Вишневого сада» особо важная роль принадлежит Лопахину. Среди русского купечества были уже люди, явно «выламывающиеся» из своего класса, как, например, у М. Горького Фома Гордеев, а потом и Егор Булычев. Противоречивость, внутренняя неустойчивость подобных людей были убедительно переданы Чеховым в образе Лопахина. Истоки его противоречивости в двойственности его социального положения. Ермо-лай Лопахин, став очень богатым человеком, не может забыть своего мужицкого происхождения. Уничтожение вишневого сада вызывается у него, в первую очередь, не столько страстью к наживе, сколько местью за недавнее унижение.
В Лопахине живут и борются два человека: «тонкая и нежная душа» и «хищный зверь» (и то, и другое определения принадлежат Пете Трофимову). В нем отражается противоречие между объективным смыслом его действий и субъективными намерениями. Драматизм Лопахина состоит в том, что сам-то он не осознает в себе никакого «звериного начала». Ему кажется, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Он думает о себе как о строителе не просто дачных участков, но какого-то счастливого будущего, новой жизни. Но даже в момент торжества у Лопахина чувствуется щемящая нота безнадежности, разочарования. Его постоянно мучает какая-то внутренняя неудовлетворительность. Есть у него искренняя жажда духовности: он уже не может жить по-старому, только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, он и вовсе не представляет. Отсюда и трагический отсвет, который лежит на Лопахине, отсюда его ущербность, надорванность, странное сочетание мягкости и грубости, невоспитанности и интеллигентности, что проявляется не только в его поступках, но и в речи. Обреченность этого странного купца совершенно ясно ощущается к концу пьесы.
В критике и литературоведении давно идет полемика вокруг образа Пети Трофимова. М. Горький назвал его дрянненьким студентом, а критик-большевик В. В. Воровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного на борьбу с враждебной средой . В мыслях, поступках, в жизни Пети Трофимова есть своя внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью говорит о тяжелой жизни рабочих.
В гневных упреках «вечного студента» по адресу бездействующей интеллигенции слышатся чеховские мысли и настроения. Казалось бы, в задачу драматурга входило вызвать у зрителей чувство симпатии к студенту-демократу, неоднократно подвергавшемуся преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен. Но странным образом сочетаются в Пете призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда и неверие в человека. И, казалось бы, неожиданные в его устах анархические фразы об абсолютной свободе его, «гордого и сильного», от окружающего мира, от общества («без вас», «мимо вас»), о презрении не только к богатым, но и к нищим, оказываются логичными для человека с гипертрофированным самосознанием («Я в первых рядах!»), наделенного уверенностью в собственной непогрешимости.
В изображении представителей молодого поколения (Пети и Ани) Чехов прежде всего подчеркивает два момента: во-первых, они не знают жизни, а во-вторых, им свойственна враждебность к вишневому саду как признаку чужой культуры. По мнению Пети, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его. И наивная Аня доверчиво принимает логику Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде…» Уже в одном этом, с точки зрения автора, проявляется ограниченность и даже ущербность молодых героев.
Авторское отношение почти ко всем персонажам пьесы (за исключением лакея Яши) неоднозначно. Свою долю сочувствия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей напрасно энергии делового человека Лопахина. Грустную улыбку вызывает «вечный студент» — он же «облезлый барин» Трофимов с его пламенными речами. Можно рассматривать систему образов в пьесе как выражение определенных временных категорий: прошлое, настоящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в социальном плане: дворянин, купец, представитель демократической интеллигенции. Однако в иерархии образов высшее место занимает вишневый сад, символизирующий красоту, счастье, Родину, те культурные ценности, которые нужно сохранить и приумножить. Все виноваты перед вишневым садом, который они не сумели сохранить, передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин.
Таким образом, конфликт в пьесе «Вишневый сад» возникает прежде всего не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом — с другой. Персонажи пьесы во многом отличны друг от друга, но по отношению к вишневому саду они — по различным причинам и поводам — выступают как единая сила, губящая красоту (в гибели Фирса также повинны все, начиная с Ани). Так раскрывается мысль драматурга об ответственности людей за все, что совершается на земле — и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.
Много ли в Лопахине «тонкой нежной души»? Возможно и не много. Он человек из простого народа, со своими стремлениями и целями в жизни, однако человечность в нем присутствует. Мужчина не раз выручает окружающих, одалживая им деньги. Возможно это не из-за его «большой и светлой» души, а всего лишь из-за того, что он сам был в подобных ситуациях и поднялся с самого низа. Путь этот был долгим и не простым, однако мужчина не сдавался и продолжал работать. Возможно, из-за этого Ермолая и считают «хищным зверем», но скорее всего, существуют и другие поводы, для этого прозвища, коих автор не озвучивает.
Но в данной ситуации с вишневым садом называть «хищным зверем» Ермолая не стоит. На торгах, мужчина проявляет настойчивость и приобретает сад скорее из принципа «если вам не нужно, тогда я заберу». Он понимает, что ни Раневской, ни Гаеву уже ничем не поможешь, и поместье они потеряли. А у него насчет «вишневого сада» уже были свои конкретные планы. Лопахин знает, что он на этом сможет заработать приличную сумму денег. Он отличный бизнесмен, если не актер.
Если же исходить из того факта, что он все просчитал, а конечной целью был лишь вишневый сад, тогда его действительно можно назвать хищником. Предугадав заранее ответ Раневской и Гаева, зная их отношение к поместью, он понимает, что они на это не согласятся. Для семейства поделить сад на дачи будет приравниваться к надругательству над родительским поместьем. Мужчина это тонко прочувствовал и просто воспользовался положением.
Зачем ему нужно купить и вырубить вишневый сад? Скорее всего, разгадка таится в прошлом Ермолая. Он произносит фразу, что когда-то в поместье «отца и деда даже на кухню не пускали». Теперь же он здесь хозяин. Для мужчины становится символичным уничтожение вишневого сада прямо на глазах у бывших владельцев. Тем самым он вырубает прошлые обиды, унижение, страх, нищету и превозносит свою полученную «власть».
Мужчина просто тешит свое самолюбие и прикидывается простачком, чтобы поистине насладится торжественностью момента.
Лопахин выкупает сад на торгах. Он буквально «уводит его из-под носа» у другого купца, накидывав каждый раз по десять тысяч на протяжении всего аукциона. В итоге сумма была очень значительной, что привело к безоговорочной победе Ермолая. Мужчина ликует. Его интерес к саду значителен. Бизнес-план, который он составил, принесет ему много прибыли и сад с лихвой окупится. Однако вишни не будут больше радовать глаз, они все тотчас отправляются под топор. Это показывает, что Ермолай не воспринимал сад, как нечто прекрасное и неземное. Это место его интересует только с точки зрения прибыли. Мужчина считает, что любование садом, это пережитки прошлого. К тому же это не приносит денег, а значит, является пустой тратой времени для прагматичного человека.
У старого лакея Фирса сад вызывает воспоминания былого богатства господ. Когда собранный урожай вишни сушился по особому рецепту, и вывозилась на продажу. Он не зря это вспомнил, так как считает, что вишневые деревья должны не только радовать глаз, но и приносить доход.
У Ани, дочери Раневской поначалу, как и у матери, сад поначалу вызывает бурю эмоций. Девушка счастлива, что снова находится дома и любуется прекрасным цветением. Однако после общения с Петром, она кардинально меняет свое отношение к поместью. Девушка задумывается над утопией крепостной жизни, над пережитками прошлого.
Когда вишневый сад наконец-то продан, Аня успокаивает мать, обещая ей насадить новый сад, который будет во много раз лучше. Девушка с нескрываемым счастьем покидает те места, где прошло ее детство.
Аналогичная ситуация происходит с Петром. Он с нескрываемым призрением говорит о саде, смело смотрит в будущее и спокойно покидает имение, и это несмотря на то, что остается практически без крова.
У каждого персонажа в повести показано через образ вишневого сада – отношение к самой жизни. Одни – цепляются за прошлое, другие беспокоятся за будущее, а третьи – просто живут настоящим.
Ермолай, так же является символом инноваций. Он сразу предлагает решение проблемы, однако ни Гаева, ни Раневскую такой вариант не устраивает.
Вишневый сад, сам по себе является символичным. Он ассоциируется с Россией того времени, которая пребывает в упадке. Необходимы реформы и изменения, чтобы на порядок улучшить жизнь граждан. Избавиться от вишневого сада, необходимо всем и Гаеву с Раневской и Лопахину, и Ани с Трофимовым. Однако просто вырубить – будет не достаточно. На его месте должно быть что-то способное заменить былую красоту и приносить финансовое благополучие.
Нежелание Раневской в пьесе расстаться с поместьем, означает лишь то, что героиня с трудом привыкает к новому, боясь неизвестности. Родной уклад жизни, никому не хочется менять, но в данном случае это необходимо будет сделать, во имя новой жизни и благополучия будущих поколений.
Что же касается Петра, он является символом несоответствия. С одной стороны мужчина советует «избавится от старого», выкинув ключи в колодец. По сути же он, не имея собственного жилья, поэтому вынужден, находится в поместье, а значит, полностью зависит от этих же ключей. Мужчина утверждает, что ни за что не цепляется в этой жизни. Что мужчине чужды все мирские проблемы, однако сам он переживает по поводу своих старых утерянных колош и очень радуется, когда Варя их находит и отдает. Поведение мужчины лишь обнажает его мелочную душу. Он пытается казаться в глазах других людей иным, не похожим на остальных. Петр рассказывает о другой жизни, цветущей и безмятежной, которой сам никогда не видел. На его «проповеди» откликается только Аня. Девушка олицетворяет собой молодость, наивность, чистоту и новые возможности.
Чехов специально подобрал неоднозначных героев. Ни про одного нельзя сказать, что он является положительным, или отрицательным персонажем. Возможно, из-за этого, автор смог «уместить» столько различных символов, в одном произведении.
Все ждут каких-то перемен к лучшему, и, казалось бы, выход из «долговой ямы» находится. Для этого нужно лишь уничтожить вишневый сад, но…
Для героев он становится неотъемлемой частью жизни. Раневская влюбляется в него каждый раз заново. Аня, выросшая с прекрасным цветущим пейзажем за окном, любуется им и мечтает. Гаев торжественно обещает сестре, что сделает все от него зависящее, и сохранит «дворянское гнездо».
Но ни дом, ни сад не удается спасти. Лопахин становится «палачом» старой жизни имения. Мужчина не медлит, он сразу действует. И вишневые деревья, которыми много лет разные поколения любовались, восхищались и буквально дышали, попадают под безжалостный топор.
Все домочадцы понимают, что это конец. С вырубленным вишневым садом закончилась история «дворянского гнезда». Не будет больше трелей соловья под окнами, не будет больше дурманящего душу аромата, не будет больше тех счастливых дней. Умер сад, а с ним погибли и все когда-то созданные мечты…
Чехов в образе сада олицетворил все самое родное и любимое для человека. Казалось бы, просто деревья, просто раз в год цвели. А не просто. Каждую весну, они дарили окружающим людям настроение, любовь, вдохновляли их на новые свершения. И теперь их больше нет…
Раневская не может слышать звук топора. Для нее это настоящая мука, поэтому Варя просит Лопахина повременить с «расправой» над вишнями. Купец соглашается, но так и не понимает, отчего вокруг этого события такой «ажиотаж». Для него вишневый сад, это не больше, чем просто деревья, оставшиеся от прежних хозяев и ради которого, они ничего не сделали…
Почему Чехов свою пьесу назвал именно «Вишневый сад» спорят до сих пор. Понятно только одно, что автор вложил в сад душу, и полученный персонаж, был самым положительным из всего произведения. По сути, он безобиден, не желает никому зла, живет и процветает. И нет в нем ничего плохого, просто он не входит в дальнейшие планы, от этого и становится ненужным…
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи». Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи.
Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду — «белые массы цветов», поют скворцы, над садом — голубое небо. Природа готовится к обновлению — ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» И для купца Лопахина вишневый сад означает нечто большее, чем объект выгодной коммерческой сделки. Став владельцем сада и усадьбы, он переживает восторженное состояние… Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!»
Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Роль Лопахина центральная — он мягкий по характеру человек.
Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40—50 назад: «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»
Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав», когда называется уже покупатель — Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, — Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые Анина бабушка прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее.
С одной стороны Раневская это красивая женщина, образованная, с тонким чувством прекрасного, добрая и щедрая, которую любят окружающие, но ее недостатки граничат с пороком и поэтому так заметны. « Хороший она человек. Легкий, простой»- говорит Лопахин. Он искренне любит ее, но его любовь так ненавязчива, что ни кто не догадывается об этом. Почти тоже самое говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». О ее неумении распоряжаться деньгами говорят абсолютно все действующие лица, и она сама это прекрасно понимает: « Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»; «…у нее ничего не осталось. И мама не понимает!», говорит Аня, «Сестра не отвыкла еще сорить деньгами»- вторит ей Гаев. Раневская привыкла жить не отказывая себе в удовольствиях, и если ее родные стараются ужать свои расходы, то у Любови Андреевны это просто не получается, она готова отдать последние деньги случайному прохожему, хотя Варе нечем кормить домочадцев.
На первый взгляд переживания Раневской очень глубоки, однако если обратить внимание на авторские ремарки, то становиться понятно, что это лишь видимость. Например, ожидая в волнении брата с аукциона, она напевает лезгинку. И это яркий пример всего ее существа. Она как бы дистанцируется от неприятных моментов, стараясь заполнить их действиями, способных принести положительные эмоции. Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: « Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза», говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряв в своем мире.
«О, сад мой! После темной ненастной осени и хо¬лодной зимы опять ты молод, полон счастья, анге¬лы небесные не покинули тебя…» – такими словами приветствует Раневская сад после долгой разлуки, сад, без которого она «не понимает своей жизни», с которым неразрывно связаны ее детство и юность. И, кажется, что Любовь Андреевна любит свое имение, и жить без него не сможет, однако предпринять какие- то попытки для его спасения она не старается, тем самым предав его. Большую часть пьесы Раневская надеется, что вопрос с имением решится сам собой, без ее участия, хотя именно ее решение является главным. Хотя предложение Лопахина самый реальный способ его спасти. Купец предчувствует будущее, говоря, что вполне возможно, что «дачник … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным», ведь на данный момент сад находится в запущенном состоянии, и не приносит ни пользы, ни прибили своим хозяевам.
Для Раневской вишневый сад значил ее неотрывную связь с прошлым и ее родовой привязанностью к Родине. Она часть его, так же как и он часть ее. Она осознает, что продажа сада это неизбежная плата за прошлую жизнь, и это видно в ее монологе о грехах, в котором она их осознает и принимает на себя, прося Господа не посылать больших испытаний, а продажа имения становится их своеобразным искуплением: «Нервы мои лучше… Я сплю хорошо».
Раневская – это отголосок культурного прошлого, истончающегося буквально на глазах и исчезающего из настоящего. Прекрасно осознавая пагубность своей страсти, понимая, что эта любовь тянет ее на дно, она возвращается в Париж, зная, что «денег этих хватит ненадолго».
Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки к соседям, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения. Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди, в старом имении очень переживает за будущее своей матери, и опечалена скорым расставанием. «…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще не знакома с жизнью.
Дальнейшая судьба Раневской весьма неясна, хотя сам Чехов сказал, что: «Такую женщину может угомонить только смерть».
Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса перерастает свое время, оказываясь близкой и понятной читателям другой исторической эпохи. В чеховской драматургии вообще и в пьесе «Вишневый сад» в частности на первый план выступают общечеловеческие проблемы, объясняющие их широкую популярность во всем мире.
В последней пьесе Чехова появляется чрезвычайно важный для драматурга мотив железной дороги. Именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен. Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить. Железная дорога у Чехова означает объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом. Однако в двигающихся событиях есть и личная вина Раневской, Гаева и других героев.
Сложность образа Раневской, парадоксальное сочетание в ней хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма, даже жестокости есть следствие как объективных, так и субъективных причин, в силу которых ее нежность, бескорыстие, мягкость, доброжелательность неуловимо преобразуются в легкомыслие и безответственность. Существуют диаметрально противоположные оценки чеховской героини. В ней видели воплощение «нежной любви к России и ее прошлому» (артист И. В. Ильинский), но ее же называли «очаровательной паразиткой» (литературовед В. В. Ермилов). В Раневской, действительно, ощущаются отзвуки прекрасных традиций духовной культуры, но с высоты этих традиций Чехов как раз и судит ее, причем судит суровым судом. Гибель вишневого сада и на ее совести. Чеховская идея о личной ответственности человека за выбор жизненной позиции, за судьбы красоты в мире является одной из главных в пьесе; она определяет авторское отношение ко всем действующим лицам.
В раскрытии авторского замысла «Вишневого сада» особо важная роль принадлежит Лопахину. Среди русского купечества были уже люди, явно «выламывающиеся» из своего класса, как, например, у М. Горького Фома Гордеев, а потом и Егор Булычев. Противоречивость, внутренняя неустойчивость подобных людей были убедительно переданы Чеховым в образе Лопахина. Истоки его противоречивости в двойственности его социального положения. Ермо-лай Лопахин, став очень богатым человеком, не может забыть своего мужицкого происхождения. Уничтожение вишневого сада вызывается у него, в первую очередь, не столько страстью к наживе, сколько местью за недавнее унижение.
В Лопахине живут и борются два человека: «тонкая и нежная душа» и «хищный зверь» (и то, и другое определения принадлежат Пете Трофимову). В нем отражается противоречие между объективным смыслом его действий и субъективными намерениями. Драматизм Лопахина состоит в том, что сам-то он не осознает в себе никакого «звериного начала». Ему кажется, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Он думает о себе как о строителе не просто дачных участков, но какого-то счастливого будущего, новой жизни. Но даже в момент торжества у Лопахина чувствуется щемящая нота безнадежности, разочарования. Его постоянно мучает какая-то внутренняя неудовлетворительность. Есть у него искренняя жажда духовности: он уже не может жить по-старому, только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, он и вовсе не представляет. Отсюда и трагический отсвет, который лежит на Лопахине, отсюда его ущербность, надорванность, странное сочетание мягкости и грубости, невоспитанности и интеллигентности, что проявляется не только в его поступках, но и в речи. Обреченность этого странного купца совершенно ясно ощущается к концу пьесы.
В критике и литературоведении давно идет полемика вокруг образа Пети Трофимова. М. Горький назвал его дрянненьким студентом, а критик-большевик В. В. Воровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного на борьбу с враждебной средой . В мыслях, поступках, в жизни Пети Трофимова есть своя внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью говорит о тяжелой жизни рабочих.
В гневных упреках «вечного студента» по адресу бездействующей интеллигенции слышатся чеховские мысли и настроения. Казалось бы, в задачу драматурга входило вызвать у зрителей чувство симпатии к студенту-демократу, неоднократно подвергавшемуся преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен. Но странным образом сочетаются в Пете призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда и неверие в человека. И, казалось бы, неожиданные в его устах анархические фразы об абсолютной свободе его, «гордого и сильного», от окружающего мира, от общества («без вас», «мимо вас»), о презрении не только к богатым, но и к нищим, оказываются логичными для человека с гипертрофированным самосознанием («Я в первых рядах!»), наделенного уверенностью в собственной непогрешимости.
В изображении представителей молодого поколения (Пети и Ани) Чехов прежде всего подчеркивает два момента: во-первых, они не знают жизни, а во-вторых, им свойственна враждебность к вишневому саду как признаку чужой культуры. По мнению Пети, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его. И наивная Аня доверчиво принимает логику Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде…» Уже в одном этом, с точки зрения автора, проявляется ограниченность и даже ущербность молодых героев.
Авторское отношение почти ко всем персонажам пьесы (за исключением лакея Яши) неоднозначно. Свою долю сочувствия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей напрасно энергии делового человека Лопахина. Грустную улыбку вызывает «вечный студент» — он же «облезлый барин» Трофимов с его пламенными речами. Можно рассматривать систему образов в пьесе как выражение определенных временных категорий: прошлое, настоящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в социальном плане: дворянин, купец, представитель демократической интеллигенции. Однако в иерархии образов высшее место занимает вишневый сад, символизирующий красоту, счастье, Родину, те культурные ценности, которые нужно сохранить и приумножить. Все виноваты перед вишневым садом, который они не сумели сохранить, передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин.
Таким образом, конфликт в пьесе «Вишневый сад» возникает прежде всего не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом — с другой. Персонажи пьесы во многом отличны друг от друга, но по отношению к вишневому саду они — по различным причинам и поводам — выступают как единая сила, губящая красоту (в гибели Фирса также повинны все, начиная с Ани). Так раскрывается мысль драматурга об ответственности людей за все, что совершается на земле — и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.
Много ли в Лопахине «тонкой нежной души»? Возможно и не много. Он человек из простого народа, со своими стремлениями и целями в жизни, однако человечность в нем присутствует. Мужчина не раз выручает окружающих, одалживая им деньги. Возможно это не из-за его «большой и светлой» души, а всего лишь из-за того, что он сам был в подобных ситуациях и поднялся с самого низа. Путь этот был долгим и не простым, однако мужчина не сдавался и продолжал работать. Возможно, из-за этого Ермолая и считают «хищным зверем», но скорее всего, существуют и другие поводы, для этого прозвища, коих автор не озвучивает.
Но в данной ситуации с вишневым садом называть «хищным зверем» Ермолая не стоит. На торгах, мужчина проявляет настойчивость и приобретает сад скорее из принципа «если вам не нужно, тогда я заберу». Он понимает, что ни Раневской, ни Гаеву уже ничем не поможешь, и поместье они потеряли. А у него насчет «вишневого сада» уже были свои конкретные планы. Лопахин знает, что он на этом сможет заработать приличную сумму денег. Он отличный бизнесмен, если не актер.
Если же исходить из того факта, что он все просчитал, а конечной целью был лишь вишневый сад, тогда его действительно можно назвать хищником. Предугадав заранее ответ Раневской и Гаева, зная их отношение к поместью, он понимает, что они на это не согласятся. Для семейства поделить сад на дачи будет приравниваться к надругательству над родительским поместьем. Мужчина это тонко прочувствовал и просто воспользовался положением.
Зачем ему нужно купить и вырубить вишневый сад? Скорее всего, разгадка таится в прошлом Ермолая. Он произносит фразу, что когда-то в поместье «отца и деда даже на кухню не пускали». Теперь же он здесь хозяин. Для мужчины становится символичным уничтожение вишневого сада прямо на глазах у бывших владельцев. Тем самым он вырубает прошлые обиды, унижение, страх, нищету и превозносит свою полученную «власть».
Мужчина просто тешит свое самолюбие и прикидывается простачком, чтобы поистине насладится торжественностью момента.
Лопахин выкупает сад на торгах. Он буквально «уводит его из-под носа» у другого купца, накидывав каждый раз по десять тысяч на протяжении всего аукциона. В итоге сумма была очень значительной, что привело к безоговорочной победе Ермолая. Мужчина ликует. Его интерес к саду значителен. Бизнес-план, который он составил, принесет ему много прибыли и сад с лихвой окупится. Однако вишни не будут больше радовать глаз, они все тотчас отправляются под топор. Это показывает, что Ермолай не воспринимал сад, как нечто прекрасное и неземное. Это место его интересует только с точки зрения прибыли. Мужчина считает, что любование садом, это пережитки прошлого. К тому же это не приносит денег, а значит, является пустой тратой времени для прагматичного человека.
У старого лакея Фирса сад вызывает воспоминания былого богатства господ. Когда собранный урожай вишни сушился по особому рецепту, и вывозилась на продажу. Он не зря это вспомнил, так как считает, что вишневые деревья должны не только радовать глаз, но и приносить доход.
У Ани, дочери Раневской поначалу, как и у матери, сад поначалу вызывает бурю эмоций. Девушка счастлива, что снова находится дома и любуется прекрасным цветением. Однако после общения с Петром, она кардинально меняет свое отношение к поместью. Девушка задумывается над утопией крепостной жизни, над пережитками прошлого.
Когда вишневый сад наконец-то продан, Аня успокаивает мать, обещая ей насадить новый сад, который будет во много раз лучше. Девушка с нескрываемым счастьем покидает те места, где прошло ее детство.
Аналогичная ситуация происходит с Петром. Он с нескрываемым призрением говорит о саде, смело смотрит в будущее и спокойно покидает имение, и это несмотря на то, что остается практически без крова.
У каждого персонажа в повести показано через образ вишневого сада – отношение к самой жизни. Одни – цепляются за прошлое, другие беспокоятся за будущее, а третьи – просто живут настоящим.
Ермолай, так же является символом инноваций. Он сразу предлагает решение проблемы, однако ни Гаева, ни Раневскую такой вариант не устраивает.
Вишневый сад, сам по себе является символичным. Он ассоциируется с Россией того времени, которая пребывает в упадке. Необходимы реформы и изменения, чтобы на порядок улучшить жизнь граждан. Избавиться от вишневого сада, необходимо всем и Гаеву с Раневской и Лопахину, и Ани с Трофимовым. Однако просто вырубить – будет не достаточно. На его месте должно быть что-то способное заменить былую красоту и приносить финансовое благополучие.
Нежелание Раневской в пьесе расстаться с поместьем, означает лишь то, что героиня с трудом привыкает к новому, боясь неизвестности. Родной уклад жизни, никому не хочется менять, но в данном случае это необходимо будет сделать, во имя новой жизни и благополучия будущих поколений.
Что же касается Петра, он является символом несоответствия. С одной стороны мужчина советует «избавится от старого», выкинув ключи в колодец. По сути же он, не имея собственного жилья, поэтому вынужден, находится в поместье, а значит, полностью зависит от этих же ключей. Мужчина утверждает, что ни за что не цепляется в этой жизни. Что мужчине чужды все мирские проблемы, однако сам он переживает по поводу своих старых утерянных колош и очень радуется, когда Варя их находит и отдает. Поведение мужчины лишь обнажает его мелочную душу. Он пытается казаться в глазах других людей иным, не похожим на остальных. Петр рассказывает о другой жизни, цветущей и безмятежной, которой сам никогда не видел. На его «проповеди» откликается только Аня. Девушка олицетворяет собой молодость, наивность, чистоту и новые возможности.
Чехов специально подобрал неоднозначных героев. Ни про одного нельзя сказать, что он является положительным, или отрицательным персонажем. Возможно, из-за этого, автор смог «уместить» столько различных символов, в одном произведении.
Все ждут каких-то перемен к лучшему, и, казалось бы, выход из «долговой ямы» находится. Для этого нужно лишь уничтожить вишневый сад, но…
Для героев он становится неотъемлемой частью жизни. Раневская влюбляется в него каждый раз заново. Аня, выросшая с прекрасным цветущим пейзажем за окном, любуется им и мечтает. Гаев торжественно обещает сестре, что сделает все от него зависящее, и сохранит «дворянское гнездо».
Но ни дом, ни сад не удается спасти. Лопахин становится «палачом» старой жизни имения. Мужчина не медлит, он сразу действует. И вишневые деревья, которыми много лет разные поколения любовались, восхищались и буквально дышали, попадают под безжалостный топор.
Все домочадцы понимают, что это конец. С вырубленным вишневым садом закончилась история «дворянского гнезда». Не будет больше трелей соловья под окнами, не будет больше дурманящего душу аромата, не будет больше тех счастливых дней. Умер сад, а с ним погибли и все когда-то созданные мечты…
Чехов в образе сада олицетворил все самое родное и любимое для человека. Казалось бы, просто деревья, просто раз в год цвели. А не просто. Каждую весну, они дарили окружающим людям настроение, любовь, вдохновляли их на новые свершения. И теперь их больше нет…
Раневская не может слышать звук топора. Для нее это настоящая мука, поэтому Варя просит Лопахина повременить с «расправой» над вишнями. Купец соглашается, но так и не понимает, отчего вокруг этого события такой «ажиотаж». Для него вишневый сад, это не больше, чем просто деревья, оставшиеся от прежних хозяев и ради которого, они ничего не сделали…
Почему Чехов свою пьесу назвал именно «Вишневый сад» спорят до сих пор. Понятно только одно, что автор вложил в сад душу, и полученный персонаж, был самым положительным из всего произведения. По сути, он безобиден, не желает никому зла, живет и процветает. И нет в нем ничего плохого, просто он не входит в дальнейшие планы, от этого и становится ненужным…