Сочинение на тему князь игорь победитель или побежденный
8 вариантов
Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» — это гений своего времени. Он написал не просто летопись, содержащую конкретные факты, а удивительную поэму, наполненную патриотизмом, призывами автора к защите Родины. В «Слове о полку Игореве» нет точных указаний, потому что автор писал не летопись, а обращение к современникам, которые хорошо знали происходившие события. В основе «Слова о полку Игореве» лежат действительные события борьбы русских князей с половцами. Очень хорошо описывается русская природа, народ, который страдает из-за набегов неприятелей.
Неудачный поход князя Игоря Святославича закончился для него пленом. Но почему же такой великий и отважный князь, как Игорь, был побежден? С маленьким отрядом он слепо пошел в бой, хотя опасность была слишком велика. Несмотря на плохие предзнаменования, Игорь не повернул коней. Жажда славы затмила его рассудок — за это автор осуждает князя. Но Игорь был патриотом, он стремился защитить родную землю, именно поэтому, бежав из плена, был прощен и принят.
Главный упрек автора в том, что Русь оказалась раздробленной. Он вспоминает прежнюю великую державу и сожалеет о нынешних неудачах. Приводя в пример поражение Игоря, он упрекает всех русских князей. Он уважает их, но осуждает стремление к личной славе, нежелание объединиться. Это раскрывается в обращении Святослава к князьям. Каждый из них могуч и храбр, но Русь должна быть единой, а не ослабленной и раздробленной. Только тогда сможет она победить!
Автор призывает всех князей не только объединиться в борьбе с половцами, но и стать единой великой державой. Он видит главой Руси сильного и грозного князя, который смог бы прекратить усобицы и сплотить государство. Хоть автор и осуждает князей, он все же верит в объединение и возрождение своей Родины.
Князь
Игорь – герой
«Слова о полку
Игореве»
Автор «Слова
о полку Игореве»
написал свое
произведение
в 1185 г. В это время
Великая Русь
и Киев находились
в трудном положении.
Огромное государство,
созданное
великим князем
Олегом, процветавшее
во время правления
Владимира
Святославича
и Ярослава
Мудрого, после
его смерти
стало разъединяться
на многие княжества
и приходить
в упадок. Киев
сохранял древние
традиции своей
доблести, он
славился
историческими
преданиями,
могилами
прославленных
князей, начиная
с Олега. Киевский
князь по-прежнему
носил звание
«великого
князя». Но страна
разделялась
на мелкие княжества.
Это сопровождалось
кровопролитными
междоусобицами
князей, желавших
захватить
наиболее богатые
земли. В это
время половцы
близко подошли
к южным границам
Руси. В 80-х гг. XII
в. князь Святослав
Всеволодович,
собрав русских
князей и их
дружины, сразился
с половцами.
Они были отброшены
в степи. Но в
1185 г. князь Игорь
Новгород-Северский,
собравший
небольшое
войско, пошел
в поход на половцев.
Княжеская
дружина была
разбита, а сам
князь был взят
в плен. Благодаря
этому событию
половцы, почувствовавшие
разобщенность
русских князей,
стали совершать
частые набеги
на Русь. Своим
походом Игорь
открыл путь
половцам на
родную землю.
Этому и посвящено
«Слово о полку
Игореве», являющееся
одним из самых
значительных
произведений
своего времени.
В первой части
произведения
описывается
выступление
князя Игоря
Новгород-Северского
в поход против
половцев. Игорь
хочет избавить
Русь от ее давних
врагов. В день
выступления
происходит
солнечное
затмение. Несмотря
на это зловещее
предзнаменование
и все опасности,
которыми грозит
степь, князь
Игорь не изменяет
своего решения.
Он остается
тверд в своей
решении.
В Путивле к
князю Игорю
присоединяется
князь Черниговский
Буй-Тур Всеволод.
С объединенными
силами своего
войска и Всеволода
князь Игорь
вступает на
половецкую
землю. Все здесь
ему враждебно:
и степь, и птицы,
и звери. Но Игорь
решителен, как
и его войско.
Они, «к славной
изготовившись
борьбе, добывая
острыми мечами
князю славы,
почестей себе»,
идут дальше,
на битву с половцами.
В первый раз
русское войско
побеждает
половцев, взяв
много золота,
шелков, драгоценных
камней. Игорь
думает, что
половцы побеждены,
разбиты полностью,
и решает идти
дальше. Но половцы
только надломлены.
Они ушли в степь
и собирают там
новое войско,
больше прежнего.
Огромная орда
надвигается
на лагерь Игоря,
где он остановился
на ночлег. Игорь
и Всеволод
предчувствуют
тяжелую битву.
Любой бы на их
месте отступил,
но они решают
сразиться с
половцами, во
много раз
превосходящими
их силой.
Наутро сама
природа предвещает
тяжелую развязку:
«Ночь прошла,
и кровяные зори
возвещают
бедствие с
утра. Туча
надвигается
от моря на четыре
княжеских
шатра».
Столкнулись
две огромные
силы в битве,
какой еще не
было. С огромным
мужеством и
отвагой сражались
русские войска.
Лишь на третий
день пали Игоревы
знамена. Половцы
одолели русское
войско своим
несметным
количеством.
Много русских
воинов полегло
в той битве.
Самого князя
Игоря Новгород-Северского
половцы взяли
в плен. После
описания неудачного
похода Игоря
и его дружины
в «Слове о полку
Игореве» описаны
печаль, горе
всего русского
народа, русской
земли. Разгром
русского войска
приободрил
половцев. Их
набеги на Русь
стали бесчисленными.
Остановленные
Святославом
(отцом Игоря
и Всеволода)
они вновь пошли
на Русь. Разлилась
печаль по Русской
земле: «…стонет
Киев над горою,
тяжела Чернигову
напасть».
В «Слове» автор
показывает
князя Игоря
как славного
и храброго
воина, которым,
безусловно,
двигали самые
благие цели:
он хотел освободить
Русскую землю
от половецких
захватчиков.
Но вместе с тем
автор отмечает
безрассудство
Игоря, который
идет в поход,
несмотря на
то что тот с
самого начала
обречен на
провал. Единственной
движущей силой
является при
этом стремление
к личной славе.
Желание личной
славы «заступает
ему затмение».
Ничто не останавливает
Игоря на его
роковом пути.
За это безрассудство
и осуждает
автор князя.
На примере
похода Игоря,
его неудач и
последствий
этого похода
автор показывает,
к чему может
привести отсутствие
единения на
Руси. Ведь Игорь
действовал,
как действовали
в то время многие
князья, заботясь
больше о личной
славе, чем о
судьбе Русской
земли. Но Игорь
также изображен
как смелый и
храбрый князь,
который является
истинным сыном
своей земли.
В истории общечеловеческой культуры являются памятники, отражающие лучшие черты, свойственные тому или другому народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и «Слово о полку Игореве». Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Древняя Русь. С строк поэмы встают образы многочисленных русских князей с их доблестями и недостатками, в их сложных взаимоотношениях между собой и иностранными соседями. Я вижу радость победы и боль поражения, я вижу князя Игоря, который ведет в поход свою жену … Игорь Святославич – будто воплощение всех княжеских доблестей. Он – пламенный патриот Русской земли. Зная, что половцы постоянно угрожают напасть на родину русичей, он вместе со своим братом Всеволодом ведет жену в поход. Нужно защитить родную землю, даже если смерть будет ждать в пути! Игореве войско выступило в поход. Но вдруг тьма покрыла всех воинов. По поверьям русичей, затмение солнца – это плохой признак, предвестник несчастья. Игорь знает об этом, но не хочет покоряться перед обстоятельствам. Перед лицом страшной своими роковыми предупреждениями природы он не теряет мужества, присутствия духа и боевой решимости. Игорь наполняется ратного духа и поощряет свою жену, говоря, что лучше смерть, чем плен: «Братья и дружина! Лучше же бы потятимы быть, чем пленными быть ». Какая бесстрашная этот человек, ведь Игорь не уверен, победа ждет его! Возможно, что он никогда больше не вернется домой. Но это не может остановить Игоря. Он и не думает о возвращении и хочет вступить в битву с врагами родины и или голову в ней сложить, или победить – напиться шлемом из Дона: «Хочу же, – сказал, – копье поломать конец поля половецкого, с вами, русичи, хочу голову положить или попить шлемом из Дона »Именно его храбрость и помогает победить в первой битве с половцами. Русские попрали плохие половецкие полки и, словно стрелы, разлетелись по степи за добычей. их добыча была настолько богатой, что покрывалами, плащами, кожухами и другими половецкими драгоценностями били трясину и делали мосты по заболоченным, размытых весенними дождями степных дорогах. Один Игорь пренебрег добычей и взял себе только боевые знаки врага – красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук и серебряный черенок. Высокое благородство Игорь обнаруживает и во время решающей битвы, когда он в разгар боя «заворочает» полки на помощь брату Всеволоду: «Игорь полки поворачивает: жаль-то ему милого брата Всеволода. Но поражение неизбежна: о ней предупреждала еще природа – и «солнце ему тьмою путь заступали; ночь со стоном ему грозой, птиц пробудила …» Мы видим унылой и скорбное картину трудного положения Руси, к которому привела поражение. И виноваты в этом честолюбие и самоуверенностьнязя Игоря. Обвиняет его и Святослав, автор бессмертного «золотого слова». Говорит он, обращаясь к Игорю и Всеволоду: «Вы сказали: Мужаймося сами – былую славу сами заберем и грядущей сами поделим!» Они не послушали своего «отца» Святослава и этим разбудили коварство половцДв, развязали им руки, дали повод нарушить мир. Вечным укором Игорю будет то, что он утопил спокойствие и достаток Руси на дне реки Каялы, много насыпал туда русского золота, а сам пересел из золотого княжеского седла в седло рабское, т.е. попал в плен. Но все же автор «Слова» сочувствует Игорю. Он радуется, когда князю удалось бежать из плена, описывая, как и Бог, и природа помогают ему. Автор представляет поступки Игоря в сказочно-легендарном стиле. Он побежал горностаем, упал белым гоголем на воду, прыгнул на быстрого коня, а потом соскочил с него серым волком. Соколом слетал он под облака, сбивал гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин. Во радостное приветствие Игорь прибывает в Киев. К счастливым голосов присоединяется и голос самого автора: «Как тяжело телу без головы, так и Русской земле без Игоря. И вот я закрываю последнюю страницу «Слова о полку Игореве». Я будто увидел (а) своими глазами храброго князя Игоря, который пытался защитить Русскую землю, словно почувствовал (а) искру того патриотического пла
Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приводит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, приказывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о необходимости объединения, совместной борьбы.
Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным братом. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве». Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он говорит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Русскую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совершали многочисленные набеги на Русь. Святослав упрекает князей за бездеятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам.
Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.
Образы Игоря и Святосла
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем, двойственное, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы.. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
Ища себе чести, а князю – славы.
Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила:
Свист звериный встал,
Взбился див –
Кличет на вершине дерева.
Велит прислушаться…
Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
Лучше ведь убитым быть,
Чем плененным быть;
Сядем же, братья,
На борзых коней
Да посмотрим хоть
На синий Дон.
Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
Ум князя уступил
Желанию,
И охота отведать Дон великий
Заслонила ему предзнаменование.
Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Так и князь Игорь неожиданно оказываются сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Сочинение: Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Автор
«Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство,
созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира
Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие
княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести,
он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с
Олега. Киевский князь по-прежнему носил звание «великого князя». Но страна
разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными
междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время
половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х гг. XII в. князь Святослав
Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они
были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород-Северский, собравший
небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а
сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие
разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим
походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о
полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего
времени.
В
первой части произведения описывается выступление князя Игоря
Новгород-Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее
давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на
это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь
Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В
Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. С
объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на
половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь
решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая
острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
В
первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков,
драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и
решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают
там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря,
где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву.
Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много
раз превосходящими их силой.
Наутро
сама природа предвещает тяжелую развязку: «Ночь прошла, и кровяные зори
возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра».
Столкнулись
две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой
сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы
одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов
полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в
плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку
Игореве» описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром
русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными.
Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь.
Разлилась печаль по Русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову
напасть».
В
«Слове» автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым,
безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от
половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря,
который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал.
Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе.
Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на
его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На
примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к
чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как
действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о
судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь,
который является истинным сыном своей земли. Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
«Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах. Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства Руси продолжала существовать в народе. Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности» , как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани. Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова» ) – князь Курский и Трубчевский. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных. На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова») , стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой. На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю» , — по выражению летописца.. . В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом.
Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» — это гений своего времени. Он написал не просто летопись, содержащую конкретные факты, а удивительную поэму, наполненную патриотизмом, призывами автора к защите Родины. В «Слове о полку Игореве» нет точных указаний, потому что автор писал не летопись, а обращение к современникам, которые хорошо знали происходившие события. В основе «Слова о полку Игореве» лежат действительные события борьбы русских князей с половцами. Очень хорошо описывается русская природа, народ, который страдает из-за набегов неприятелей.
Неудачный поход князя Игоря Святославича закончился для него пленом. Но почему же такой великий и отважный князь, как Игорь, был побежден? С маленьким отрядом он слепо пошел в бой, хотя опасность была слишком велика. Несмотря на плохие предзнаменования, Игорь не повернул коней. Жажда славы затмила его рассудок — за это автор осуждает князя. Но Игорь был патриотом, он стремился защитить родную землю, именно поэтому, бежав из плена, был прощен и принят.
Главный упрек автора в том, что Русь оказалась раздробленной. Он вспоминает прежнюю великую державу и сожалеет о нынешних неудачах. Приводя в пример поражение Игоря, он упрекает всех русских князей. Он уважает их, но осуждает стремление к личной славе, нежелание объединиться. Это раскрывается в обращении Святослава к князьям. Каждый из них могуч и храбр, но Русь должна быть единой, а не ослабленной и раздробленной. Только тогда сможет она победить!
Автор призывает всех князей не только объединиться в борьбе с половцами, но и стать единой великой державой. Он видит главой Руси сильного и грозного князя, который смог бы прекратить усобицы и сплотить государство. Хоть автор и осуждает князей, он все же верит в объединение и возрождение своей Родины.
Князь
Игорь – герой
«Слова о полку
Игореве»
Автор «Слова
о полку Игореве»
написал свое
произведение
в 1185 г. В это время
Великая Русь
и Киев находились
в трудном положении.
Огромное государство,
созданное
великим князем
Олегом, процветавшее
во время правления
Владимира
Святославича
и Ярослава
Мудрого, после
его смерти
стало разъединяться
на многие княжества
и приходить
в упадок. Киев
сохранял древние
традиции своей
доблести, он
славился
историческими
преданиями,
могилами
прославленных
князей, начиная
с Олега. Киевский
князь по-прежнему
носил звание
«великого
князя». Но страна
разделялась
на мелкие княжества.
Это сопровождалось
кровопролитными
междоусобицами
князей, желавших
захватить
наиболее богатые
земли. В это
время половцы
близко подошли
к южным границам
Руси. В 80-х гг. XII
в. князь Святослав
Всеволодович,
собрав русских
князей и их
дружины, сразился
с половцами.
Они были отброшены
в степи. Но в
1185 г. князь Игорь
Новгород-Северский,
собравший
небольшое
войско, пошел
в поход на половцев.
Княжеская
дружина была
разбита, а сам
князь был взят
в плен. Благодаря
этому событию
половцы, почувствовавшие
разобщенность
русских князей,
стали совершать
частые набеги
на Русь. Своим
походом Игорь
открыл путь
половцам на
родную землю.
Этому и посвящено
«Слово о полку
Игореве», являющееся
одним из самых
значительных
произведений
своего времени.
В первой части
произведения
описывается
выступление
князя Игоря
Новгород-Северского
в поход против
половцев. Игорь
хочет избавить
Русь от ее давних
врагов. В день
выступления
происходит
солнечное
затмение. Несмотря
на это зловещее
предзнаменование
и все опасности,
которыми грозит
степь, князь
Игорь не изменяет
своего решения.
Он остается
тверд в своей
решении.
В Путивле к
князю Игорю
присоединяется
князь Черниговский
Буй-Тур Всеволод.
С объединенными
силами своего
войска и Всеволода
князь Игорь
вступает на
половецкую
землю. Все здесь
ему враждебно:
и степь, и птицы,
и звери. Но Игорь
решителен, как
и его войско.
Они, «к славной
изготовившись
борьбе, добывая
острыми мечами
князю славы,
почестей себе»,
идут дальше,
на битву с половцами.
В первый раз
русское войско
побеждает
половцев, взяв
много золота,
шелков, драгоценных
камней. Игорь
думает, что
половцы побеждены,
разбиты полностью,
и решает идти
дальше. Но половцы
только надломлены.
Они ушли в степь
и собирают там
новое войско,
больше прежнего.
Огромная орда
надвигается
на лагерь Игоря,
где он остановился
на ночлег. Игорь
и Всеволод
предчувствуют
тяжелую битву.
Любой бы на их
месте отступил,
но они решают
сразиться с
половцами, во
много раз
превосходящими
их силой.
Наутро сама
природа предвещает
тяжелую развязку:
«Ночь прошла,
и кровяные зори
возвещают
бедствие с
утра. Туча
надвигается
от моря на четыре
княжеских
шатра».
Столкнулись
две огромные
силы в битве,
какой еще не
было. С огромным
мужеством и
отвагой сражались
русские войска.
Лишь на третий
день пали Игоревы
знамена. Половцы
одолели русское
войско своим
несметным
количеством.
Много русских
воинов полегло
в той битве.
Самого князя
Игоря Новгород-Северского
половцы взяли
в плен. После
описания неудачного
похода Игоря
и его дружины
в «Слове о полку
Игореве» описаны
печаль, горе
всего русского
народа, русской
земли. Разгром
русского войска
приободрил
половцев. Их
набеги на Русь
стали бесчисленными.
Остановленные
Святославом
(отцом Игоря
и Всеволода)
они вновь пошли
на Русь. Разлилась
печаль по Русской
земле: «…стонет
Киев над горою,
тяжела Чернигову
напасть».
В «Слове» автор
показывает
князя Игоря
как славного
и храброго
воина, которым,
безусловно,
двигали самые
благие цели:
он хотел освободить
Русскую землю
от половецких
захватчиков.
Но вместе с тем
автор отмечает
безрассудство
Игоря, который
идет в поход,
несмотря на
то что тот с
самого начала
обречен на
провал. Единственной
движущей силой
является при
этом стремление
к личной славе.
Желание личной
славы «заступает
ему затмение».
Ничто не останавливает
Игоря на его
роковом пути.
За это безрассудство
и осуждает
автор князя.
На примере
похода Игоря,
его неудач и
последствий
этого похода
автор показывает,
к чему может
привести отсутствие
единения на
Руси. Ведь Игорь
действовал,
как действовали
в то время многие
князья, заботясь
больше о личной
славе, чем о
судьбе Русской
земли. Но Игорь
также изображен
как смелый и
храбрый князь,
который является
истинным сыном
своей земли.
В истории общечеловеческой культуры являются памятники, отражающие лучшие черты, свойственные тому или другому народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и «Слово о полку Игореве». Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Древняя Русь. С строк поэмы встают образы многочисленных русских князей с их доблестями и недостатками, в их сложных взаимоотношениях между собой и иностранными соседями. Я вижу радость победы и боль поражения, я вижу князя Игоря, который ведет в поход свою жену … Игорь Святославич – будто воплощение всех княжеских доблестей. Он – пламенный патриот Русской земли. Зная, что половцы постоянно угрожают напасть на родину русичей, он вместе со своим братом Всеволодом ведет жену в поход. Нужно защитить родную землю, даже если смерть будет ждать в пути! Игореве войско выступило в поход. Но вдруг тьма покрыла всех воинов. По поверьям русичей, затмение солнца – это плохой признак, предвестник несчастья. Игорь знает об этом, но не хочет покоряться перед обстоятельствам. Перед лицом страшной своими роковыми предупреждениями природы он не теряет мужества, присутствия духа и боевой решимости. Игорь наполняется ратного духа и поощряет свою жену, говоря, что лучше смерть, чем плен: «Братья и дружина! Лучше же бы потятимы быть, чем пленными быть ». Какая бесстрашная этот человек, ведь Игорь не уверен, победа ждет его! Возможно, что он никогда больше не вернется домой. Но это не может остановить Игоря. Он и не думает о возвращении и хочет вступить в битву с врагами родины и или голову в ней сложить, или победить – напиться шлемом из Дона: «Хочу же, – сказал, – копье поломать конец поля половецкого, с вами, русичи, хочу голову положить или попить шлемом из Дона »Именно его храбрость и помогает победить в первой битве с половцами. Русские попрали плохие половецкие полки и, словно стрелы, разлетелись по степи за добычей. их добыча была настолько богатой, что покрывалами, плащами, кожухами и другими половецкими драгоценностями били трясину и делали мосты по заболоченным, размытых весенними дождями степных дорогах. Один Игорь пренебрег добычей и взял себе только боевые знаки врага – красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук и серебряный черенок. Высокое благородство Игорь обнаруживает и во время решающей битвы, когда он в разгар боя «заворочает» полки на помощь брату Всеволоду: «Игорь полки поворачивает: жаль-то ему милого брата Всеволода. Но поражение неизбежна: о ней предупреждала еще природа – и «солнце ему тьмою путь заступали; ночь со стоном ему грозой, птиц пробудила …» Мы видим унылой и скорбное картину трудного положения Руси, к которому привела поражение. И виноваты в этом честолюбие и самоуверенностьнязя Игоря. Обвиняет его и Святослав, автор бессмертного «золотого слова». Говорит он, обращаясь к Игорю и Всеволоду: «Вы сказали: Мужаймося сами – былую славу сами заберем и грядущей сами поделим!» Они не послушали своего «отца» Святослава и этим разбудили коварство половцДв, развязали им руки, дали повод нарушить мир. Вечным укором Игорю будет то, что он утопил спокойствие и достаток Руси на дне реки Каялы, много насыпал туда русского золота, а сам пересел из золотого княжеского седла в седло рабское, т.е. попал в плен. Но все же автор «Слова» сочувствует Игорю. Он радуется, когда князю удалось бежать из плена, описывая, как и Бог, и природа помогают ему. Автор представляет поступки Игоря в сказочно-легендарном стиле. Он побежал горностаем, упал белым гоголем на воду, прыгнул на быстрого коня, а потом соскочил с него серым волком. Соколом слетал он под облака, сбивал гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин. Во радостное приветствие Игорь прибывает в Киев. К счастливым голосов присоединяется и голос самого автора: «Как тяжело телу без головы, так и Русской земле без Игоря. И вот я закрываю последнюю страницу «Слова о полку Игореве». Я будто увидел (а) своими глазами храброго князя Игоря, который пытался защитить Русскую землю, словно почувствовал (а) искру того патриотического пла
Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немногочисленным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это позором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приводит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, приказывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о необходимости объединения, совместной борьбы.
Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным братом. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве». Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он говорит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Русскую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совершали многочисленные набеги на Русь. Святослав упрекает князей за бездеятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам.
Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.
Образы Игоря и Святосла
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем, двойственное, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы.. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
Ища себе чести, а князю – славы.
Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила:
Свист звериный встал,
Взбился див –
Кличет на вершине дерева.
Велит прислушаться…
Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
Лучше ведь убитым быть,
Чем плененным быть;
Сядем же, братья,
На борзых коней
Да посмотрим хоть
На синий Дон.
Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
Ум князя уступил
Желанию,
И охота отведать Дон великий
Заслонила ему предзнаменование.
Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
Так и князь Игорь неожиданно оказываются сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
Против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.
Сочинение: Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Автор
«Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство,
созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира
Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие
княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести,
он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с
Олега. Киевский князь по-прежнему носил звание «великого князя». Но страна
разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными
междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время
половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х гг. XII в. князь Святослав
Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они
были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород-Северский, собравший
небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а
сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие
разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим
походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о
полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего
времени.
В
первой части произведения описывается выступление князя Игоря
Новгород-Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее
давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на
это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь
Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В
Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. С
объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на
половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь
решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая
острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
В
первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков,
драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и
решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают
там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря,
где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву.
Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много
раз превосходящими их силой.
Наутро
сама природа предвещает тяжелую развязку: «Ночь прошла, и кровяные зори
возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра».
Столкнулись
две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой
сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы
одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов
полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в
плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку
Игореве» описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром
русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными.
Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь.
Разлилась печаль по Русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову
напасть».
В
«Слове» автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым,
безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от
половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря,
который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал.
Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе.
Желание личной славы «заступает ему затмение». Ничто не останавливает Игоря на
его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На
примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к
чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как
действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о
судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь,
который является истинным сыном своей земли.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
«Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах. Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства Руси продолжала существовать в народе. Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности» , как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани. Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова» ) – князь Курский и Трубчевский. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных. На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова») , стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой. На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю» , — по выражению летописца.. . В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом.