Классические произведения учат читателей лучшим чертам характера, но в то же время показывают на примере своих героев, когда отзывчивость переходит границы дозволенного. Пример такой ситуации в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о пламенном сердце Данко четко показывает разочарование героя. Пожертвовав самым дорогим, что у него было, Данко умер. Он дал людям все, а они этого даже не заметили и приняли как должное. Гордое сердце героя угасло, потому что его растоптали не только физически, но и душевно. Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского жертвовала своим благополучием, отдавала последнее, занималась постыдным делом, чтобы обеспечить свою семью. А этого никто не ценил. Ей хотелось свести счеты с жизнью, но она не поддалась разочарованию и обрела свое счастье.
Практически любая положительная черта характера может, в силу определенных обстоятельств, принести разочарование и боль. Если этого бояться, то можно растерять все прекрасные человеческие качества и стать циником или поддаться агрессии. На ошибках люди учатся, даже разочарование – это опыт. Негативные эмоции не должны определять жизнь человека. Терять благородство из-за чувств – это самое последнее дело.
Да и где вам меня понять, сударь? Но не могу ли я попросить вас две минуты меня послушать? Ибо если это можно сказать, оно скажется быстро…
Вырос я, позвольте заметить, в маленьком городке, в доме пастора, где в стерильно чистых комнатах царил старомодный патетический ученый оптимизм и дышалось своеобразной атмосферой кафедральной риторики — с этими высокими словами о добре и зле, о красоте и уродстве, которые я люто ненавижу, потому что они-то, может, и виноваты во всех моих страданиях.
Жизнь состояла для меня всего-навсего из этих высоких слов, так как кроме вызываемых ими во мне жутковатых, неосязаемых предчувствий я ничего о ней не знал. Я ожидал от людей божественного добра или леденящей душу дьявольщины, ожидал от жизни восхитительной красоты или уродства, я жаждал всего этого — глубокой, боязливой тоски по безбрежной реальности, по потрясениям, не важно какого рода, по опьяняюще-прекрасному счастью или невыразимо, непредставимо страшному страданию.
С печальной ясностью помню, сударь, первое разочарование в своей жизни, и прошу вас обратить внимание, заключалось оно отнюдь не в несбывшихся радужных надеждах, а в приходе беды. Я был почти еще ребенком, когда в отчем доме вспыхнул ночной пожар. Огонь распространился незаметно; весь небольшой этаж коварно выгорел вплоть до двери моей комнаты, уже готова была заполыхать лестница. Я заметил это первым; помню, как бежал по дому и захлебывался криками: «Ей-богу, горит! Ей-богу, горит!» Отчетливо припоминаю именно эти слова и знаю также, какое чувство их вызвало, хотя тогда это вряд ли приходило мне на ум. Вот пожар, так я ощущал, вот я его переживаю! И хуже не будет? И это все?..
Видит Бог, происшествие не было пустячным. Дом сгорел весь, мы очутились в огромной опасности и едва спаслись, сам я получил значительные повреждения. Было бы неверно также утверждать, будто фантазия моя, предвосхищая события, рисовала мне пожар родительского дома ужаснее. Но во мне жили смутные догадки, бесформенное представление о чем-то куда более чудовищном, и по сравнению с ними действительность показалась тусклой. Пожар стал моим первым потрясением — и страшная надежда тем самым посрамилась.
Не бойтесь, я не стану перечислять вам все свои разочарования. Ограничусь лишь тем, что скажу: мои колоссальные ожидания от жизни я с несчастным усердием питал тысячами книг — произведениями поэтов. О, как я выучился их ненавидеть, этих поэтов, которые пишут свои высокие слова на всех стенах и с огромным удовольствием выписали бы на небесном своде ливанским кедром, обмакнув его в Везувий, а по мне, так каждое высокое слово — ложь или насмешка!
Восторженные поэты напевали мне, что язык беден, ой как беден — но нет, сударь! Язык, сдается мне, богат, избыточно богат по сравнению со скудостью и ограниченностью жизни. Боль имеет свой предел: физической поставлен обморок, душевной — оцепенение, и со счастьем дело обстоит точно так же! Но потребность человека рассказать о себе изобрела звуки, которые лгут, преступая эти пределы.
Разве дело во мне? Разве только я ощущаю этот эффект от некоторых слов, когда мурашки бегут по спине, а сами слова пробуждают во мне предчувствие потрясений, которых вовсе не существует?
Я вступил в прославленную жизнь, полный этой жажды потрясений, потрясений, которые соответствовали бы моим предчувствиям. Господи, помилуй — они мне не выпали. Я странствовал по свету, чтобы посетить самые хваленые его уголки, чтобы приблизиться к произведениям искусства, вокруг которых человечество пляшет, бормоча самые высокие слова; я стоял перед ними и говорил себе: «Красиво». И еще: «А красивее не будет? И это все?»
У меня нет чувства действительности, этим, пожалуй, все сказано. Где-то на земном шаре я стоял однажды в горах у глубокой, узкой расселины. Отвесные голые скалы, внизу шумит по камням вода. Я смотрел вниз и думал: «А если сорвусь?» Но я был достаточно опытен, чтобы ответить себе: «Если это произойдет, во время падения я скажу себе: „Вот ты и падаешь, вот тебе факт. Что же это на самом деле?”»
Поверьте, я довольно пережил, чтобы иметь хоть какое-то право голоса. Много лет назад я любил одну девушку, нежное, благородное существо, которое так хотел повести по жизни за руку, защитив собой; но она меня не любила, ничего удивительного, и право защитить ее собой получил другой… Можно ли представить себе более болезненное потрясение? Существуют ли большие терзания, нежели эта терпкая тоска, жестоко смешанная со сладострастием? Бывало, лежу ночью с открытыми глазами, и печальнее, мучительнее всего остального свербит мысль: «Вот тебе и большая боль! Вот я ее и переживаю! Что же это на самом деле?»
Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» стала одной из первых в европейской литературе попыток рассказать «о времени и о себе», используя богатый материал послереволюционной эпохи. В ней автор передал настроения разочарования, которые широко распространились после крушения идеалов Французской революции. В образе главного героя поэмы — разочарованного, пресыщенного жизнью скитальца — отразилось многое из того, что пережил и прочувствовал сам автор.
Еще в юности Байрон осознал всю надменную, эгоистическую сущность английского светского общества, распознал господствующие повсюду невежество, жестокость, трусость. Не приемля психологию этого общества, он отправился в путешествие по странам Средиземноморья, чтобы «по личному опыту, а не по книгам создать свое мнение о человечестве». Впечатления поэта от этого путешествия и нашли отражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда», где два центральных места занимают Время и Гарольд, вернее, в его лице — сам автор.
Лирический герой произведения — юноша, разуверившийся в жизни и в людях. Он наделен характерными чертами европейского «лишнего человека» — разочарованностью, душевной опустошенностью, беспокойством и стремлением к бесконечным странствиям. Одиночество Гарольда, его отчужденность от мира, который развивается по своим особенным законам, резко отличающимся от желаний и потребностей героя, вполне соответствовали настроениям самого Байрона. Хотя следует отметить, что поэта ни в коей мере не удовлетворяли эгоизм и индивидуализм Гарольда, его равнодушное созерцание жизни.
Свою молодость Чайльд Гарольд провел в распутстве, праздных развлечениях, «в безумной жажде радостей и нег». Душу его заполняли низменные страсти, ему были чужды стыд и честь, он «порхал» по жизни подобно мотыльку. Но умного, образованного юношу недолго могла удовлетворять подобная жизнь. И потому однажды в нем заговорила «болезнь ума и сердца роковая». В нем проснулась совесть, и «наслаждений жажда в нем остыла». Теперь он стыдится своей юности, попусту растраченной на безумства и призрачные победы, он «клянет пороки буйныхntf». Тоска, овладевшая сердцем героя, толкала его покинуть родной край, звала «чужих небес приветствовать светила»; его манил Восток, чудесные берега Средиземного моря, волшебные южные страны.
В окружающем мире Гарольд не встречал человека, близкого ему душой, человека, которому мог бы он открыть свое сердце, рассказать, что терзало его душу и почему в шуме и веселье пиров его лицо выражало муку. Его постоянно окружали люди, но он чувствовал себя среди них одиноким, так как видел в них только «прихлебателей убогих» и знал цену этим «друзьям на час». Лишь своей лютне он иногда доверяет свои мысли и чувства, и «сердца стон печальный» доносит до нас страдания героя.
Герой познал фальшь окружавших его друзей, непостоянство женщин i и даже старый пес готов предать всего хозяина: «станет первому слугой, кто бросит кость ему». В этих словах Гарольда отражена горькая правда жизни, нравы тогдашнего времени. И все грустнее и мрачнее становится его взор, «узревший Правды свет».
Обыденная прозаическая действительность не удовлетворяет Гарольда. Но что видит скиталец в чужих краях? Нашел ли он успокоение своего сердца в других, чудесных странах? Вовсе нет! Среди обилия и красоты других земель он встречает то же возведенное в закон невежество, то же чванство, ставшее нормой. Город, пленивший взор издалека, вблизи «теряет прелесть невозвратно». Повсюду царят жестокость, процветание рабских порядков, где смертелен «один неверный шаг», где «слава труса чтит, глупца». Все надежды героя найти мир «под кровлей благосклонной» разбивались о жестокую реальность жизни, оставляя в сердце лишь «кипящий яд». Мысль толкала героя все дальше и дальше; он бежал, бежал, не зная — куда, стараясь найти забвенье, — бежал от самого себя.
В краю чужом он видел лишь, как «варваров отряды бесстыд-‘ но грабили наследие Эллады». Проникая за внешнюю красоту и экзотическую живописность чужеземных стран, Байрон выводит перед нами яркие картины истинной жизни, быта и нравов этих стран, в которых отражается весь ход всемирной истории, все драматические потрясения, которые пережил сам автор.
Что же остается герою — вернуться «в омут чувственных утех», туда, Где царствуют притворный, лживый смех,
Андрей Болконский в гневе, он во всем винит Наташу. Он разочаровался в том, что доверял ей. Мне кажется, если бы не обстоятельства, то со временем он бы простил ей этот глупый поступок. Мне кажется, что в любой измене нельзя винить только предателя. Если произошла такая неприятная ситуация, то чего-то не хватало в отношениях между людьми. Может быть, заботы, понимания, любви или внимания.
С другой стороны, есть Татьяна Ларина, которая не разочаровалась в верности к своему нелюбимому мужу. Любя Онегина всем сердцем, она дает клятву верности своему законному мужу и обещает никогда не нарушать ее. Кто может гарантировать, что она не разочаруется в этом? К сожалению, А.С. Пушкин оставил этот важный вопрос открытым. Как мне кажется, до тех пор, пока Татьяна будет уважать своего мужа, она не предаст его и не изменит своим принципам.
А.С. Пушкин сделал свою любимую героиню образцом верности. Но в жизни, как правило, ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным. Всякое может случиться, ведь мы живем не в идеальном мире.
Верность – это добродетель, которая является только положительной. Люди чтут это качество, хоть и не всегда ему следуют. Бывает так, что во время кризиса у человека идет переоценка ценностей, тогда наступают разочарования во всем. Я уверена, что и в верности можно разочароваться, если возлагать ложные надежды на другого человека или идеализировать его.
Когда мы счастливы, мы всегда добры;
Но когда мы добры, мы не всегда счастливы О. Уайльд
В мире существует много противостояний, но одно из самых древних и ключевых – это борьба между понятиями добра и зла. Это очень глубокая и философская тема. О ней написано много книг и ученых трудов. Сотни и тысячи мыслителей, писателей и художников веками ломали голову над вопросом: «Что такое добро и зло? Где проходит граница между этими понятиями?». Не под силу и мне найти ответы на такие сложные вопросы, и делать я этого, конечно, не буду. Я, по мере возможности, постараюсь немного раскрыть тему добра. Если не полностью понять её, то хотя бы приблизиться к пониманию первого участника этой неразлучной пары.
Говоря о добре, в первую очередь, стоит сказать о душевной доброте человека как о черте характера. Добро – это понятие общее, монументальное, и даже, кажется, неосязаемое. Доброта, наверное, более земное слово. От него как будто веет теплом. Может быть не случайно, что слова «доброта» и «теплота» рифмуются.
Душевная доброта, исходящая от человека, похожа на теплый лучик света. Каким бы прекрасным и ценным не было это качество, оно может потерять свое сияние. Не всегда люди обращают на него внимание, а некоторые даже считают его ненужным и смешным. Но почему?
Часто доброта сравнивается с малодушием, мягкостью и слабостью. Такие качества не всегда помогают человеку в современном мире и даже могут мешать достигать своих целей. В жизни случаются разные ситуации, не всегда приятные. Некоторые из них требуют решительных действий, твердости характера, жесткости, а иногда даже грубости. Доброму человеку тяжело приобретать эти качества. Это идет против его природы, нужно притворяться кем-то другим. Не может овечка надеть шкуру волка и стать им на самом деле. Такое противостояние очень болезненно. В этой ситуации действительно не далеко до разочарования и уныния. Человек опускает руки. Он начинает себя ругать и винить за то, что он такой добрый и мягкий, что не умеет дать отпор там, где это необходимо. И, в конце концов, убеждается, что ничего у него не получится.
И что же выходит? Доброта – это препятствие? Но я отвечу твердо – нет! Доброта – это, несомненно, достоинство человека. Без него сложно представить мир, людей, и жизнь: прошлую и будущую. Без доброты невозможна помощь, поддержка, взаимоуважение и милосердие. Доброта соединяет сердца людей. Благодаря ней мы способны любить и прощать обиды. Её нужно ценить для начала в себе самом и не пренебрегать этим светом. Он может время от времени меркнуть и слабеть, но важно не дать ему погаснуть совсем.
Часто в жизни происходит так, что люди, к которым мы относимся со всей добротой и искренностью, в лучшем случае не способны оценить наши поступки. Иногда же в ответ мы получаем грубость, хамство и неуважение… Это может причинять боль, расстраивать, но давайте подумаем: неужели мы творим добро для того, чтобы получить за это благодарность? В этом ли суть истинного блага?
Истинная доброта – чувство бескорыстное, чистое, за которое не ожидаешь ничего взамен. Если же ты делаешь добро с оглядкой на то, чтобы получить что-то, то это уже не доброта, а эгоистичный интерес. Если окружающие не способны оценить оказанную им доброту, старания, то сильный и мудрый человек лишь продолжит, несмотря ни на что, светить. Он так и будет маяком, светлым ориентиром, который наполняет этот мир добротой.
В этом мире всегда найдутся люди, способные понять и оценить совершённые тобой поступки, обязательно найдётся человек, для которого это будет важно. В качестве примера мне сразу вспоминается мой дорогой друг, который однажды пострадал от собственной доброты. В его жизни была женщина, которой мой друг помогал разобраться с финансами, находил ей работу. Она даже убиралась у его дедушки, хотя в квартире и не требовалась уборка (просто таким образом он нашёл повод дать ей деньги). Эта девушка полюбила моего друга, но он не захотел быть с ней, и тогда она начала распускать неправдивые слухи в его окружении. Предательство, потеря друзей, но это помогло понять, кто же действительно важен в жизни, кто останется верен в любой ситуации.
Сейчас у моего товарища всё хорошо, он счастлив и не свернул со своего пути, продолжая быть добрым человеком, знакомством с которым можно гордиться.
Несомненно, подобные ситуации задевают за живое, но ни в коем случае не стоит терять веру. Возможно, окончательно потеряв её, вы и сами станете одним из тех, кто воспринимает доброту как данность и относится к действительно хорошим людям с безразличием или презрением. Не позволяйте им очернить вашу добрую душу, в которой, несомненно, живёт свет.
Эдмону удалось сполна отплатить обидчикам: он лишил их власти, богатства и самого ценного – семьи. Несколько лет его душа была наполнена жаждой мести. Герой достиг цели, освободился от этого груза, но вместе с тем опустела его душа. Мужчина осознал, что у него нет ничего – всю свою жизнь он потратил на месть.
Этот пример показывает, что, если человек жертвует всем ради расплаты разочарования ему не миновать. Это не удивительно, ведь такой мститель рано или поздно понимает, что так и не познал счастья. И в этом он виноват сам, ведь добровольно отказался от него.
Разочарование настигло и главного героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников решил отомстить старушке-процентщице. Он считал, так сможет за все обиды, принесенные таким же бедным людям, как он. Месть Родион выбрал страшную ¬– убийство. Парень долго вынашивал план преступления. Прогнать страшные мысли он так и не смог.
Принесла ли месть Родиону облегчение? Нет. Вскоре он почувствовал, как терзается его душа. Раскольников был разочарован: убийство старухи не изменило ситуации в обществе, а вот его жизнь сломало. Судьба Родиона могла бы сложиться совсем по-другому.
Этот пример показывает, что расплата может стать причиной разочарования, так как часто приносит вред самому мстителю.
Таким образом, месть очень часто приносит разочарование, так как негативно влияет на судьбу того, кто ее совершает. Человек осознает, что расплата – пустая трата времени, которое стоило бы потратить на то, что действительно ценно – семью, любовь, друзей.
Доброта – это, наверное, самое лучшее качество, которое может только проявляться в человеке. Все любят, когда к ним относятся по-доброму, всем нравится, когда их жалеют, помогают, идут им на уступки. На сегодняшний день все большее распространение получают волонтерские организации, которые объединяют людей с целью добрых дел. Но зачем им это? И может ли доброта принести человеку разочарование? И кому? Тому, кто делает добро, или тому, по отношению к кому его делают?
На сегодняшний день все большее и большее распространение получают различные волонтерские движения и организации, целью которых является оказание того или иного рода помощи. Волонтеры этих организаций, вступая туда, преследуют только одну цель – оказать безвозмездную помощь. Для чего это людям? Дело в том, что когда ты заботишься о ком-то, оказываешь ему помощь, не ожидая ничего взамен, то у тебя на душе становится светлее, и ты сам становишься счастливее, радостнее. Люди, уставшие от потребительских отношений, которые так активно пропагандирует современное общество, ищут возможность хоть где-то соприкоснуться с добром. Но не возникает ли у них чувства разочарования? И почему?
Казалось бы, от доброты может быть только светло и хорошо на душе. Но не всегда это так. Во-первых, очень часто координирование волонтерских проектов связано с очень большой, тяжелой работой, которая отнимает много сил и времени. В больших проектах есть специальные люди, которые получают зарплату за свою работу. Но в малых проектах очень часто все совсем иначе, и люди, стоящие во главе, еще и где-то работают. Таким образом, они берут на себя очень большую нагрузку и порой не справляются с ней, что становится причиной эмоционального выгорания. Именно это состояние и приводит к отчаянию. Второй причиной разочарования может стать отсутствие видимости результатов своей деятельности. Это касается как обычных волонтеров, так и тех, кто стоит во главе организации. Почему же так задевает тот факт, что тебя не заметили, твой вклад не оценили? Если такие чувства посещают, то можно с уверенностью сказать, что не желание сделать доброе дело двигало человеком, а его тщеславие, гордость. Эти качества готовы отравить даже наши самые благие начинания.
Что касается людей, которым оказывается помощь, в отношении которых кто-то хочет совершить какой-то добрый поступок – не всегда все одинаково понимают, что такое добро. Порой благодетель оказывается так называемым диктатором или тираном и пытается перестроить человека так, как ему нравится, не считаясь с его желаниями и интересами. Конечно, такое поведение не имеет ничего общего с добром, человек лишь прикрывается этим понятием. Но жертва такого «добра» может легко разочароваться.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что добро и гордость, жажда собственной выгоды, не имеют ничего общего. Эти понятия не могут сосуществовать вместе. Так как гордость и тщеславие способны отравить любое благо. Но если добро совершается только из добрых побуждений, относительно какого-либо нуждающегося человека, то оно не может разочаровать ни одну из сторон.
Все люди слышали пословицу «Не делай добра – не получишь зла». Многие люди, совершая доброе дело, часто получают в ответ совсем не ту реакцию, которую они ожидали. Иногда случается даже так, что доброта приводит человека к разочарованию.
Для того, чтобы добрый поступок не приносил негативных эмоций, нужно совершать его без каких-либо ожиданий с другой стороны. В ином случае может произойти как в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Супруг Анны Карениной делал все для нее, но она этого не ценила. Такое отношение со стороны супруга не остановило героиню и она покинула семью ради своего любовника Алексея Вронского. Даже когда его супруга родила ребенка, он все еще был готов принять ее обратно, но она отказалась. Бывший супруг чувствовал себя несчастным и обманутым человеком, который так и не получил ответного отношения в свою сторону. Доброе отношение привело его к внутреннему страданию.
Случай доброго поступка, повлекший за собой большую трагедию, описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Семен Мармеладов имел хорошую должность и неплохой заработок. Он проявил сострадание, женился на Катерине Ивановне и взял под свою опеку ее троих детей, чтобы спасти их бедную семью от страшной нищеты. Но вдруг Мармеладов теряет работу, начинает пить и больше уже не может прокормить свою семью. Тяжелая ноша перекладывается на плечи его родной дочери Сони Мармеладовой, которая начинает торговать своим телом для того, чтобы заработать на еду. Семен Захарович горько сожалеет, что обрек свою дочь Катерину Михайловну и ее ребят на такую бедную жизнь. Его добрые намерения привели не только к собственному разочарованию, но и всю его семью к подобному чувству.
Таким образом, доброта может принести разочарование, но лишь в том случае, когда человек ожидает того же в ответ. Истинное чувство должно быть бескорыстным и исходить от самого сердца. К тому же, не нужно брать на себя слишком много. Как известно, наша жизнь состоит из мелочей. Намного лучше, если добрые поступки будут небольшими, но постоянными.
Классические произведения учат читателей лучшим чертам характера, но в то же время показывают на примере своих героев, когда отзывчивость переходит границы дозволенного. Пример такой ситуации в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о пламенном сердце Данко четко показывает разочарование героя. Пожертвовав самым дорогим, что у него было, Данко умер. Он дал людям все, а они этого даже не заметили и приняли как должное. Гордое сердце героя угасло, потому что его растоптали не только физически, но и душевно.
Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского жертвовала своим благополучием, отдавала последнее, занималась постыдным делом, чтобы обеспечить свою семью. А этого никто не ценил. Ей хотелось свести счеты с жизнью, но она не поддалась разочарованию и обрела свое счастье.
Практически любая положительная черта характера может, в силу определенных обстоятельств, принести разочарование и боль. Если этого бояться, то можно растерять все прекрасные человеческие качества и стать циником или поддаться агрессии. На ошибках люди учатся, даже разочарование – это опыт. Негативные эмоции не должны определять жизнь человека. Терять благородство из-за чувств – это самое последнее дело.
Да и где вам меня понять, сударь? Но не могу ли я попросить вас две минуты меня послушать? Ибо если это можно сказать, оно скажется быстро…
Вырос я, позвольте заметить, в маленьком городке, в доме пастора, где в стерильно чистых комнатах царил старомодный патетический ученый оптимизм и дышалось своеобразной атмосферой кафедральной риторики — с этими высокими словами о добре и зле, о красоте и уродстве, которые я люто ненавижу, потому что они-то, может, и виноваты во всех моих страданиях.
Жизнь состояла для меня всего-навсего из этих высоких слов, так как кроме вызываемых ими во мне жутковатых, неосязаемых предчувствий я ничего о ней не знал. Я ожидал от людей божественного добра или леденящей душу дьявольщины, ожидал от жизни восхитительной красоты или уродства, я жаждал всего этого — глубокой, боязливой тоски по безбрежной реальности, по потрясениям, не важно какого рода, по опьяняюще-прекрасному счастью или невыразимо, непредставимо страшному страданию.
С печальной ясностью помню, сударь, первое разочарование в своей жизни, и прошу вас обратить внимание, заключалось оно отнюдь не в несбывшихся радужных надеждах, а в приходе беды. Я был почти еще ребенком, когда в отчем доме вспыхнул ночной пожар. Огонь распространился незаметно; весь небольшой этаж коварно выгорел вплоть до двери моей комнаты, уже готова была заполыхать лестница. Я заметил это первым; помню, как бежал по дому и захлебывался криками: «Ей-богу, горит! Ей-богу, горит!» Отчетливо припоминаю именно эти слова и знаю также, какое чувство их вызвало, хотя тогда это вряд ли приходило мне на ум. Вот пожар, так я ощущал, вот я его переживаю! И хуже не будет? И это все?..
Видит Бог, происшествие не было пустячным. Дом сгорел весь, мы очутились в огромной опасности и едва спаслись, сам я получил значительные повреждения. Было бы неверно также утверждать, будто фантазия моя, предвосхищая события, рисовала мне пожар родительского дома ужаснее. Но во мне жили смутные догадки, бесформенное представление о чем-то куда более чудовищном, и по сравнению с ними действительность показалась тусклой. Пожар стал моим первым потрясением — и страшная надежда тем самым посрамилась.
Не бойтесь, я не стану перечислять вам все свои разочарования. Ограничусь лишь тем, что скажу: мои колоссальные ожидания от жизни я с несчастным усердием питал тысячами книг — произведениями поэтов. О, как я выучился их ненавидеть, этих поэтов, которые пишут свои высокие слова на всех стенах и с огромным удовольствием выписали бы на небесном своде ливанским кедром, обмакнув его в Везувий, а по мне, так каждое высокое слово — ложь или насмешка!
Восторженные поэты напевали мне, что язык беден, ой как беден — но нет, сударь! Язык, сдается мне, богат, избыточно богат по сравнению со скудостью и ограниченностью жизни. Боль имеет свой предел: физической поставлен обморок, душевной — оцепенение, и со счастьем дело обстоит точно так же! Но потребность человека рассказать о себе изобрела звуки, которые лгут, преступая эти пределы.
Разве дело во мне? Разве только я ощущаю этот эффект от некоторых слов, когда мурашки бегут по спине, а сами слова пробуждают во мне предчувствие потрясений, которых вовсе не существует?
Я вступил в прославленную жизнь, полный этой жажды потрясений, потрясений, которые соответствовали бы моим предчувствиям. Господи, помилуй — они мне не выпали. Я странствовал по свету, чтобы посетить самые хваленые его уголки, чтобы приблизиться к произведениям искусства, вокруг которых человечество пляшет, бормоча самые высокие слова; я стоял перед ними и говорил себе: «Красиво». И еще: «А красивее не будет? И это все?»
У меня нет чувства действительности, этим, пожалуй, все сказано. Где-то на земном шаре я стоял однажды в горах у глубокой, узкой расселины. Отвесные голые скалы, внизу шумит по камням вода. Я смотрел вниз и думал: «А если сорвусь?» Но я был достаточно опытен, чтобы ответить себе: «Если это произойдет, во время падения я скажу себе: „Вот ты и падаешь, вот тебе факт. Что же это на самом деле?”»
Поверьте, я довольно пережил, чтобы иметь хоть какое-то право голоса. Много лет назад я любил одну девушку, нежное, благородное существо, которое так хотел повести по жизни за руку, защитив собой; но она меня не любила, ничего удивительного, и право защитить ее собой получил другой… Можно ли представить себе более болезненное потрясение? Существуют ли большие терзания, нежели эта терпкая тоска, жестоко смешанная со сладострастием? Бывало, лежу ночью с открытыми глазами, и печальнее, мучительнее всего остального свербит мысль: «Вот тебе и большая боль! Вот я ее и переживаю! Что же это на самом деле?»
Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» стала одной из первых в европейской литературе попыток рассказать «о времени и о себе», используя богатый материал послереволюционной эпохи. В ней автор передал настроения разочарования, которые широко распространились после крушения идеалов Французской революции. В образе главного героя поэмы — разочарованного, пресыщенного жизнью скитальца — отразилось многое из того, что пережил и прочувствовал сам автор.
Еще в юности Байрон осознал всю надменную, эгоистическую сущность английского светского общества, распознал господствующие повсюду невежество, жестокость, трусость. Не приемля психологию этого общества, он отправился в путешествие по странам Средиземноморья, чтобы «по личному опыту, а не по книгам создать свое мнение о человечестве». Впечатления поэта от этого путешествия и нашли отражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда», где два центральных места занимают Время и Гарольд, вернее, в его лице — сам автор.
Лирический герой произведения — юноша, разуверившийся в жизни и в людях. Он наделен характерными чертами европейского «лишнего человека» — разочарованностью, душевной опустошенностью, беспокойством и стремлением к бесконечным странствиям. Одиночество Гарольда, его отчужденность от мира, который развивается по своим особенным законам, резко отличающимся от желаний и потребностей героя, вполне соответствовали настроениям самого Байрона. Хотя следует отметить, что поэта ни в коей мере не удовлетворяли эгоизм и индивидуализм Гарольда, его равнодушное созерцание жизни.
Свою молодость Чайльд Гарольд провел в распутстве, праздных развлечениях, «в безумной жажде радостей и нег». Душу его заполняли низменные страсти, ему были чужды стыд и честь, он «порхал» по жизни подобно мотыльку. Но умного, образованного юношу недолго могла удовлетворять подобная жизнь. И потому однажды в нем заговорила «болезнь ума и сердца роковая». В нем проснулась совесть, и «наслаждений жажда в нем остыла». Теперь он стыдится своей юности, попусту растраченной на безумства и призрачные победы, он «клянет пороки буйныхntf». Тоска, овладевшая сердцем героя, толкала его покинуть родной край, звала «чужих небес приветствовать светила»; его манил Восток, чудесные берега Средиземного моря, волшебные южные страны.
В окружающем мире Гарольд не встречал человека, близкого ему душой, человека, которому мог бы он открыть свое сердце, рассказать, что терзало его душу и почему в шуме и веселье пиров его лицо выражало муку. Его постоянно окружали люди, но он чувствовал себя среди них одиноким, так как видел в них только «прихлебателей убогих» и знал цену этим «друзьям на час». Лишь своей лютне он иногда доверяет свои мысли и чувства, и «сердца стон печальный» доносит до нас страдания героя.
Герой познал фальшь окружавших его друзей, непостоянство женщин i и даже старый пес готов предать всего хозяина: «станет первому слугой, кто бросит кость ему». В этих словах Гарольда отражена горькая правда жизни, нравы тогдашнего времени. И все грустнее и мрачнее становится его взор, «узревший Правды свет».
Обыденная прозаическая действительность не удовлетворяет Гарольда. Но что видит скиталец в чужих краях? Нашел ли он успокоение своего сердца в других, чудесных странах? Вовсе нет! Среди обилия и красоты других земель он встречает то же возведенное в закон невежество, то же чванство, ставшее нормой. Город, пленивший взор издалека, вблизи «теряет прелесть невозвратно». Повсюду царят жестокость, процветание рабских порядков, где смертелен «один неверный шаг», где «слава труса чтит, глупца». Все надежды героя найти мир «под кровлей благосклонной» разбивались о жестокую реальность жизни, оставляя в сердце лишь «кипящий яд». Мысль толкала героя все дальше и дальше; он бежал, бежал, не зная — куда, стараясь найти забвенье, — бежал от самого себя.
В краю чужом он видел лишь, как «варваров отряды бесстыд-‘ но грабили наследие Эллады». Проникая за внешнюю красоту и экзотическую живописность чужеземных стран, Байрон выводит перед нами яркие картины истинной жизни, быта и нравов этих стран, в которых отражается весь ход всемирной истории, все драматические потрясения, которые пережил сам автор.
Что же остается герою — вернуться «в омут чувственных утех», туда, Где царствуют притворный, лживый смех,
Андрей Болконский в гневе, он во всем винит Наташу. Он разочаровался в том, что доверял ей. Мне кажется, если бы не обстоятельства, то со временем он бы простил ей этот глупый поступок. Мне кажется, что в любой измене нельзя винить только предателя. Если произошла такая неприятная ситуация, то чего-то не хватало в отношениях между людьми. Может быть, заботы, понимания, любви или внимания.
С другой стороны, есть Татьяна Ларина, которая не разочаровалась в верности к своему нелюбимому мужу. Любя Онегина всем сердцем, она дает клятву верности своему законному мужу и обещает никогда не нарушать ее. Кто может гарантировать, что она не разочаруется в этом? К сожалению, А.С. Пушкин оставил этот важный вопрос открытым. Как мне кажется, до тех пор, пока Татьяна будет уважать своего мужа, она не предаст его и не изменит своим принципам.
А.С. Пушкин сделал свою любимую героиню образцом верности. Но в жизни, как правило, ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным. Всякое может случиться, ведь мы живем не в идеальном мире.
Верность – это добродетель, которая является только положительной. Люди чтут это качество, хоть и не всегда ему следуют. Бывает так, что во время кризиса у человека идет переоценка ценностей, тогда наступают разочарования во всем. Я уверена, что и в верности можно разочароваться, если возлагать ложные надежды на другого человека или идеализировать его.
Когда мы счастливы, мы всегда добры;
Но когда мы добры, мы не всегда счастливы
О. Уайльд
В мире существует много противостояний, но одно из самых древних и ключевых – это борьба между понятиями добра и зла. Это очень глубокая и философская тема. О ней написано много книг и ученых трудов. Сотни и тысячи мыслителей, писателей и художников веками ломали голову над вопросом: «Что такое добро и зло? Где проходит граница между этими понятиями?». Не под силу и мне найти ответы на такие сложные вопросы, и делать я этого, конечно, не буду. Я, по мере возможности, постараюсь немного раскрыть тему добра. Если не полностью понять её, то хотя бы приблизиться к пониманию первого участника этой неразлучной пары.
Говоря о добре, в первую очередь, стоит сказать о душевной доброте человека как о черте характера. Добро – это понятие общее, монументальное, и даже, кажется, неосязаемое. Доброта, наверное, более земное слово. От него как будто веет теплом. Может быть не случайно, что слова «доброта» и «теплота» рифмуются.
Душевная доброта, исходящая от человека, похожа на теплый лучик света. Каким бы прекрасным и ценным не было это качество, оно может потерять свое сияние. Не всегда люди обращают на него внимание, а некоторые даже считают его ненужным и смешным. Но почему?
Часто доброта сравнивается с малодушием, мягкостью и слабостью. Такие качества не всегда помогают человеку в современном мире и даже могут мешать достигать своих целей. В жизни случаются разные ситуации, не всегда приятные. Некоторые из них требуют решительных действий, твердости характера, жесткости, а иногда даже грубости. Доброму человеку тяжело приобретать эти качества. Это идет против его природы, нужно притворяться кем-то другим. Не может овечка надеть шкуру волка и стать им на самом деле. Такое противостояние очень болезненно. В этой ситуации действительно не далеко до разочарования и уныния. Человек опускает руки. Он начинает себя ругать и винить за то, что он такой добрый и мягкий, что не умеет дать отпор там, где это необходимо. И, в конце концов, убеждается, что ничего у него не получится.
И что же выходит? Доброта – это препятствие? Но я отвечу твердо – нет! Доброта – это, несомненно, достоинство человека. Без него сложно представить мир, людей, и жизнь: прошлую и будущую. Без доброты невозможна помощь, поддержка, взаимоуважение и милосердие. Доброта соединяет сердца людей. Благодаря ней мы способны любить и прощать обиды. Её нужно ценить для начала в себе самом и не пренебрегать этим светом. Он может время от времени меркнуть и слабеть, но важно не дать ему погаснуть совсем.
Часто в жизни происходит так, что люди, к которым мы относимся со всей добротой и искренностью, в лучшем случае не способны оценить наши поступки. Иногда же в ответ мы получаем грубость, хамство и неуважение… Это может причинять боль, расстраивать, но давайте подумаем: неужели мы творим добро для того, чтобы получить за это благодарность? В этом ли суть истинного блага?
Истинная доброта – чувство бескорыстное, чистое, за которое не ожидаешь ничего взамен. Если же ты делаешь добро с оглядкой на то, чтобы получить что-то, то это уже не доброта, а эгоистичный интерес. Если окружающие не способны оценить оказанную им доброту, старания, то сильный и мудрый человек лишь продолжит, несмотря ни на что, светить. Он так и будет маяком, светлым ориентиром, который наполняет этот мир добротой.
В этом мире всегда найдутся люди, способные понять и оценить совершённые тобой поступки, обязательно найдётся человек, для которого это будет важно. В качестве примера мне сразу вспоминается мой дорогой друг, который однажды пострадал от собственной доброты. В его жизни была женщина, которой мой друг помогал разобраться с финансами, находил ей работу. Она даже убиралась у его дедушки, хотя в квартире и не требовалась уборка (просто таким образом он нашёл повод дать ей деньги). Эта девушка полюбила моего друга, но он не захотел быть с ней, и тогда она начала распускать неправдивые слухи в его окружении. Предательство, потеря друзей, но это помогло понять, кто же действительно важен в жизни, кто останется верен в любой ситуации.
Сейчас у моего товарища всё хорошо, он счастлив и не свернул со своего пути, продолжая быть добрым человеком, знакомством с которым можно гордиться.
Несомненно, подобные ситуации задевают за живое, но ни в коем случае не стоит терять веру. Возможно, окончательно потеряв её, вы и сами станете одним из тех, кто воспринимает доброту как данность и относится к действительно хорошим людям с безразличием или презрением. Не позволяйте им очернить вашу добрую душу, в которой, несомненно, живёт свет.
Эдмону удалось сполна отплатить обидчикам: он лишил их власти, богатства и самого ценного – семьи. Несколько лет его душа была наполнена жаждой мести. Герой достиг цели, освободился от этого груза, но вместе с тем опустела его душа. Мужчина осознал, что у него нет ничего – всю свою жизнь он потратил на месть.
Этот пример показывает, что, если человек жертвует всем ради расплаты разочарования ему не миновать. Это не удивительно, ведь такой мститель рано или поздно понимает, что так и не познал счастья. И в этом он виноват сам, ведь добровольно отказался от него.
Разочарование настигло и главного героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников решил отомстить старушке-процентщице. Он считал, так сможет за все обиды, принесенные таким же бедным людям, как он. Месть Родион выбрал страшную ¬– убийство. Парень долго вынашивал план преступления. Прогнать страшные мысли он так и не смог.
Принесла ли месть Родиону облегчение? Нет. Вскоре он почувствовал, как терзается его душа. Раскольников был разочарован: убийство старухи не изменило ситуации в обществе, а вот его жизнь сломало. Судьба Родиона могла бы сложиться совсем по-другому.
Этот пример показывает, что расплата может стать причиной разочарования, так как часто приносит вред самому мстителю.
Таким образом, месть очень часто приносит разочарование, так как негативно влияет на судьбу того, кто ее совершает. Человек осознает, что расплата – пустая трата времени, которое стоило бы потратить на то, что действительно ценно – семью, любовь, друзей.
Доброта – это, наверное, самое лучшее качество, которое может только проявляться в человеке. Все любят, когда к ним относятся по-доброму, всем нравится, когда их жалеют, помогают, идут им на уступки. На сегодняшний день все большее распространение получают волонтерские организации, которые объединяют людей с целью добрых дел. Но зачем им это? И может ли доброта принести человеку разочарование? И кому? Тому, кто делает добро, или тому, по отношению к кому его делают?
На сегодняшний день все большее и большее распространение получают различные волонтерские движения и организации, целью которых является оказание того или иного рода помощи. Волонтеры этих организаций, вступая туда, преследуют только одну цель – оказать безвозмездную помощь. Для чего это людям? Дело в том, что когда ты заботишься о ком-то, оказываешь ему помощь, не ожидая ничего взамен, то у тебя на душе становится светлее, и ты сам становишься счастливее, радостнее. Люди, уставшие от потребительских отношений, которые так активно пропагандирует современное общество, ищут возможность хоть где-то соприкоснуться с добром. Но не возникает ли у них чувства разочарования? И почему?
Казалось бы, от доброты может быть только светло и хорошо на душе. Но не всегда это так. Во-первых, очень часто координирование волонтерских проектов связано с очень большой, тяжелой работой, которая отнимает много сил и времени. В больших проектах есть специальные люди, которые получают зарплату за свою работу. Но в малых проектах очень часто все совсем иначе, и люди, стоящие во главе, еще и где-то работают. Таким образом, они берут на себя очень большую нагрузку и порой не справляются с ней, что становится причиной эмоционального выгорания. Именно это состояние и приводит к отчаянию. Второй причиной разочарования может стать отсутствие видимости результатов своей деятельности. Это касается как обычных волонтеров, так и тех, кто стоит во главе организации. Почему же так задевает тот факт, что тебя не заметили, твой вклад не оценили? Если такие чувства посещают, то можно с уверенностью сказать, что не желание сделать доброе дело двигало человеком, а его тщеславие, гордость. Эти качества готовы отравить даже наши самые благие начинания.
Что касается людей, которым оказывается помощь, в отношении которых кто-то хочет совершить какой-то добрый поступок – не всегда все одинаково понимают, что такое добро. Порой благодетель оказывается так называемым диктатором или тираном и пытается перестроить человека так, как ему нравится, не считаясь с его желаниями и интересами. Конечно, такое поведение не имеет ничего общего с добром, человек лишь прикрывается этим понятием. Но жертва такого «добра» может легко разочароваться.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что добро и гордость, жажда собственной выгоды, не имеют ничего общего. Эти понятия не могут сосуществовать вместе. Так как гордость и тщеславие способны отравить любое благо. Но если добро совершается только из добрых побуждений, относительно какого-либо нуждающегося человека, то оно не может разочаровать ни одну из сторон.
Все люди слышали пословицу «Не делай добра – не получишь зла». Многие люди, совершая доброе дело, часто получают в ответ совсем не ту реакцию, которую они ожидали. Иногда случается даже так, что доброта приводит человека к разочарованию.
Для того, чтобы добрый поступок не приносил негативных эмоций, нужно совершать его без каких-либо ожиданий с другой стороны. В ином случае может произойти как в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Супруг Анны Карениной делал все для нее, но она этого не ценила. Такое отношение со стороны супруга не остановило героиню и она покинула семью ради своего любовника Алексея Вронского. Даже когда его супруга родила ребенка, он все еще был готов принять ее обратно, но она отказалась. Бывший супруг чувствовал себя несчастным и обманутым человеком, который так и не получил ответного отношения в свою сторону. Доброе отношение привело его к внутреннему страданию.
Случай доброго поступка, повлекший за собой большую трагедию, описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Семен Мармеладов имел хорошую должность и неплохой заработок. Он проявил сострадание, женился на Катерине Ивановне и взял под свою опеку ее троих детей, чтобы спасти их бедную семью от страшной нищеты. Но вдруг Мармеладов теряет работу, начинает пить и больше уже не может прокормить свою семью. Тяжелая ноша перекладывается на плечи его родной дочери Сони Мармеладовой, которая начинает торговать своим телом для того, чтобы заработать на еду. Семен Захарович горько сожалеет, что обрек свою дочь Катерину Михайловну и ее ребят на такую бедную жизнь. Его добрые намерения привели не только к собственному разочарованию, но и всю его семью к подобному чувству.
Таким образом, доброта может принести разочарование, но лишь в том случае, когда человек ожидает того же в ответ. Истинное чувство должно быть бескорыстным и исходить от самого сердца. К тому же, не нужно брать на себя слишком много. Как известно, наша жизнь состоит из мелочей. Намного лучше, если добрые поступки будут небольшими, но постоянными.