Темные аллеи аргумент к сочинению на тему любви

7 вариантов

  1. (375 слов) Когда зарождается любовь, вы не вправе выбирать, какой ей быть. Вам не предугадать конец или хотя бы середину того пути, что предстоит пройти вместе с этими чувствами. Она может обернуться счастьем или трагедией, но какой бы она не оказалась — она всегда поистине прекрасна. Но эта красота зиждется на твердом основании – верности, без которой невозможно по-настоящему полюбить.
    В рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» находятся противоположные примеры, что помогут нам проверить данное утверждение на подлинность. Чувства Надежды к Николаю Алексеевичу не исчезли даже после того, как он ее бросил. Главным доказательством ее чистой любви является то, что она не смогла выйти замуж за другого мужчину. Если бы она сделала это, ее эмоции были бы сведены нами к банальному увлечению молодости, ведь какая же это роковая страсть, если человек спокойно заменил ее на другую? Но Надежда выбрала жизнь в одиночестве, и лишь спустя тридцать лет вновь встретила того, ради кого сделала этот выбор. Надежда все ещё помнит и свою любовь, и свои обиды. Внутри неё томятся боль и разочарование, но даже они не в силах поколебать ее преданность тем чувствам, которые так жестоко ее обманули. Однако она счастлива тем, что почувствовала и пронесла через всю жизнь настоящую, искреннюю, чистую страсть.

  2. О любви можно говорить бесконечно. В центре вни­мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув­ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо­жертвование, и любовь-вспышка и многое-многое другое.
    Один из самых лиричных рассказов цикла — рас­сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор­ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек­сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?
    Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес­тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от­дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са­мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд. Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис­правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога­теет. Нравом крута, но справедлива. Она тоже еще красива и привлекательна.
    Герои не виделись тридцать лет, многое измени­лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни… Надежда одинока.
    При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не­приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста­ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои­ня жила при господах, была крепостною. Она полюби­ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.
    Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек­сеевича героиня не смогла. Он же о содеянном, види­мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила». Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не­годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со­вести».
    Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по­терял «самое дорогое, что имел в жизни».
    А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер­бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе­решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой». Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про­шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную. «Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей­ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.
    Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико­лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно­венная».

  3. 3
    Текст добавил: (= ВЕСЕЛЫЙ ПОМИДОР =)

    Новелла И.Бунина “Темные аллеи” наполнена грустью о нереализованных возможностях, о потерянных годах, о невозвратимости времени.
    Главная героиня, будучи служанкой в барском доме, с юности влюблена в молодого красивого барина Николая, которому до конца дней хранит верность. Состоявшись в жизни и став самостоятельной и состоятельной женщиной, она продолжает любить только его одного .
    Сам же Николай рассматривает связь с ней как мимолетное увлечение, после которого быстро забывает о девушке.
    Но жизнь непредсказуема.
    Надежда живет своим чувством, оно окрыляет ее, наполняет жизненной энергией.
    Николай же в личной жизни терпит неудачу за неудачей. Как оказалось впоследствии, именно Надежда могла составить его счастье, самозабвенно любя его и всю себя отдавая на служение ему.
    Так часто случается в жизни, что ошибки молодости, которые начинаешь понимать уже в зрелом возрасте, уже не исправить и не вернуть время вспять.
    Жизнь Надежды, полная любви, приносит ей радость и утешение, наполняет смыслом.
    Жизнь же Николая, изменившего Надежде, строится на предательсте – он сам в жизни предал, и то же получает взамен: предала жена, отвернулся сын.
    Для названия сочинения можно выбрать слова, подчеркивающие, что верность – основа человеческого счастья, или воспользоваться такой поговоркой:
    “Если б молодость знала, если б старость могла”,

  4. У этой любви серьёзная социальная подоплёка. Здесь разница не только в происхождении (она – крепостная, он – барин), но и в возрасте – целых двадцать лет. Николай уже тогда бы знаток женщин, а Надежда – пылкая красавица, но однолюбка. Она погрузилось в любовь всем своим существом, а для него это было головокружительное увлечение, пусть и незабываемое, но не до такой степени, чтобы связать себя узами брака. Николай, судя по всему, из тех, кто любит глазами и, в то же самое время, хочет, чтобы и на общество его избранница производила достойное впечатление. А вот на эту роль Надя не годилась и он ещё в молодости это понимал, а с возрастом это стало только очевиднее. Николай расчётлив, способен наступить на горло своим сердечным предпочтениям, поставив во главу угла статус. Он не в том возрасте был 30 лет назад, чтобы бросаться в чувства как в омут с головой. А вот Надежда могла. Она верная и преданная. Это о том, что противоположности притягиваются, но сходятся лишь на миг. Герой у рассказа сомнительных нравственных качеств, а мезальянс – традиционная тема для XIX века. и пусть Бунин писал “Тёмные аллеи” уже в XX, но действие происходит раньше. В очередной раз показано гниленькое и несправедливое отношение к женщине.

  5. Произведения, вошедшие в сборник Бунина “Темные аллеи”, поднимают основную тему верности и измены в любви – это ее светлые и темные стороны.
    Любовь – пусть даже невзаимная, – это чувство, дающее смысл жизни, осветляющее ее, дающее надежду и подпитывающее человека энергией.
    Измена же неизменно ведет к опустошению, потере себя и поискам утраченных иллюзий.
    Так, в новелле “Темные аллеи” уже старый генерал, бывший в молодости красавцем барином, приезжая на почтовую станцию узнает свою возлюбенную, которой мимолетно увлекся в молодости, но которую вскорости забыл.
    Теперь Надежда стала хозяйкой постоялого двора. Чувство любви к Николаю она пронесла через всю жизнь, именно это чувство окрыляло ее, пусть даже принося страдания.
    Николай же чувствует, что его неверность стала его несчастьем в жизни: все у него рушилось – и жена бросила, и сын не признает. Поэтому его преследует чувство вины, он пытается оправдаться перед Надеждой, но эти оправдания неуклюжи и наигранны:
    Надежда же мудро отвечает:
    Оба признают, что их любовь подарила им лучшие моменты в жизни, однако верность этому чувству дала жизненную силу одному, а измена опустошила другого.

  6. Рассказ “Темные аллеи”, написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.
    Герой рассказа, еще будучи молодым помещиком, соблазнил красивую крестьянскую девушку Надежду, а затем бросил ее, считая этот роман обычным приключением. Прошли годы. Николай Алексеевич служил, женился, растил сына. И вот спустя годы он оказался проездом в тех местах, где прошла его молодость. В хозяйке заезжей избы герой внезапно узнает Надежду. Так встречаются через тридцать лет еще бравый военный и властная, сдержанная женщина, умеющая и копейку добыть, и постоять за себя. Она тоже постарела, но еще отчасти сохранила прежнюю красоту и стать. Герои вспоминают молодость, давно улетевшее юное счастье. Оказывается, Надежда пронесла любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Она не вышла замуж, потому что так и не смогла забыть своего Николеньку. И до сих пор она не простила ему давнего предательства: “Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не бывало. Оттого-то и простить мне вас нельзя”. Ведь было не только взаимное влечение юных горячих тел, было и душевное притяжение — и стихи о “темных аллеях”, и восторг, и нежность. Оказывается, помнит об этом и Николай Алексеевич. В свое оправдание он признается, что тоже с той поры никогда не был счастлив: “Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительнее, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни”.
    Рассказ пронизан сожалением об утраченном счастье. Получается, герой рассказа дважды любил, дважды познал короткие мгновения счастья, но остался ни с чем. Надежда — однолюб, ей выпало нести через всю жизнь свою поруганную любовь. Кто же виноват в том, что их счастье разбилось? Бунин говорит нам о том, что всякий человек навсегда закован в цепи тоски, пошлости, обыденной жизни. Для блестящего барина Николая Алексеевича это разница в социальном положении, честолюбивые мечты. Ведь останься он с Надеждой, пришлось бы распрощаться с блестящей военной карьерой: “Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” Даже сейчас, в нынешнем одиночестве, подобная ситуация кажется ему невозможной, недопустимой. И Николай Алексеевич уже стыдится своего порыва: “Со стыдом вспоминал он свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда”. Герой не способен пожертвовать ради любимой женщины ни положением в обществе, ни карьерой. Поэтому любовь ушла, оставив на всю жизнь не только память о настоящем счастье, но горечь вины и сожаление об утрате.

  7. 7
    Текст добавил: От одиночества тошнит

    И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». «Тёмные аллеи» – книга, состоящая из 38 новелл о любви. Тридцать восемь раз Бунин пишет «об одном и том же», всякий раз подводя читателя к выводу: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
    В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеалом женщины является Маргарита, она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Героиня бросает мужа, вступает в сговор с Сатаной, но она делает это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь, и потому она нравственно неуязвима.
    Проблема веры (безверия).
    Тезисы
    – Деньги потерял – ничего не потерял, друга потерял – половину потерял, веру потерял – все потерял.
    – Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие – что бога нет.
    – Религии – это разные двери в жизнь.
    Цитаты
    – «Худшее из преступлений — вероломство» (Б. Акунин).
    – Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать – Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
    (С. Есенин).
    – «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).
    – «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А.С Грибоедов).
    – «Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).
    – «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).
    – Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь.
    (С. Есенин).
    Литературные аргументы
    Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.
    В пьесе М. Горького «На дне» к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».
    В рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я — верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.
    В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.
    Проблема счастья.
    Тезисы
    – Счастье – это цель конечная, совершенство – бесконечная.
    – Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
    – Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.
    – Счастлив тот, кто не умеет сожалеть о невозможном.
    Цитаты
    – «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано» (Иван Бунин).
    «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» (А.П. Чехов).
    – «Понял я, что человек несчастен, потому что счастье ищет он» (Е. Евтушенко).
    – «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).
    – «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев).
    Литературные аргументы
    В романе Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.
    Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.
    В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем, как семеро крестьян отправляются на поиски счастливого человека и в результате встречаются с Гришей Добросклоновым, счастье которого – в верности долгу и чистой совести. По-своему счастливы и такие герои поэмы, как Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна. Всё зависит от того, какую «формулу счастья» применять. Счастливый человек на Руси, по мнению Некрасова, – тот, кто твёрдо знает, что надо «жить для счастья убого и тёмного родного уголка».
    Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский. Земной рай представлялся автору в виде хрустального дворца, в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая маса, всегда счастливая, довольная жизнью.
    Одной из основных в романе Е. Замятина «Мы» является проблема поиска человеческого счастья. В чём же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают
    себя счастливыми? Герои Замятина утверждают: «Счастье – в несвободе». В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у Д-503 ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода. Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, преступлением. Таким образом, «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы, а всеобщее счастье – подавлением личности.
    В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Молодая женщина счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она – ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.
    Счастье каждый понимает по-разному. Например, герой рассказа, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.
    Проблема совести.
    Тезисы
    – Совесть – самый страшный суд.
    – Чистая совесть бесстрашна.
    – Чистая совесть – лучшее снотворное.
    – Совесть – твой закон.
    Цитаты
    – У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).
    – «Совесть – лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).
    – «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л.Н. Толстой).
    – «Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам» (И.С. Тургенев).
    – «Совесть… От нее никогда и никому не уйти» (Г. Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо»).
    – «Совесть есть светило внутреннее» (А.В. Суворов).
    – «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).
    Литературные аргументы
    Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», – говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.
    М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.
    Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов, Мармеладов).
    Проблема античеловечной сущности войны.
    Тезисы
    – На войне осознается ценность человеческой жизни и неестественность смерти.
    – В справедливой войне действия направлены на защиту, на прекращение военных действий.
    – На войне помогает выстоять сила духа.
    – Нравственные уроки войны не должны быть забыты.
    Цитаты
    – «Война не делает человека лучше. Только хуже» (Светлана Алексиевич).
    – «На войне, в бою рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть» (Александр Бек).
    – «Серп войны пожинает колосья жизни» (Артем Веселый).
    – «Никто не забыт – ничто не забыто» (Ольга Берггольц).
    – У войны – не женское лицо.
    Качается рожь несжатая,
    Шагают бойцы по ней.
    Шагаем и мы – девчата,
    Похожие на парней.
    (Ю. Друнина)
    – «Враг ты мой родной» (М. Цветаева).
    Литературные аргументы
    Ключевое место в романе «Война и мир» занимает тема 1812 года. Война в целом подвергается анализу писателя. Толстой отрицает войну как явление противоестественное и бесчеловечное.
    Пугачевский бунт показан в романе «Капитанская дочка» как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить. Свою обреченность хорошо понимает и сам Пугачев. Не считают себя победителями и усмирители бунта: «Мы утешались в нашем бездействии мыслью о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями». В этой войне есть только побежденные – русские люди, воюющие против таких же русских людей.
    М. Шолохов. Рассказ «Родинка». Античеловеческая сущность войны проявляется в том, что сын встает против отца, в том, что отец убивает собственного сына, а значит, убивает самого себя.
    Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме». «Мальчик в полосатой пижаме» – история о том, как распадается под напором общества, под напором нацизма, под напором страха обыкновенная семья. Это произведение обо всем – о детях и родителях, об одиночестве и страхе, о дружбе и о детской непосредственности. А самое главное о страшном времени: об ужасах фашизма, о жертвах холокоста, об абсолютной ужасающей бессмысленности и глупости войны и о ценности человеческой жизни.
    Проблема добра и зла.
    Тезисы
    – Добро и зло – две стороны одной медали.
    – Закон достойных — творить добро.
    Цитаты
    – «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (И. Гете «Фауст).
    – «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский).
    – «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита).
    – «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л.Н. Толстой).
    – «Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев).
    – «Доброта — она превыше всех благ» (М. Горький).
    – «Путем зла не доходят до добра» (Вильям Шекспир).
    – «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Ф.М. Достоевский).
    – …Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
    Чтоб злу дорогу в душу преградить.
    Так почему ж бывает коротка
    Тропинка от добра и зла?..
    (Л. И. Новикова).
    – «Высшая мудрость – различать добро и зло» (Сократ).
    – «Зло тихо летать не может» (Пётр I).
    – «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра» (Б. Паскаль).
    Литературные аргументы
    В романе М. А Булгаков «Мастер и Маргарита» Воланд – воплощение зла, Иешуа – носитель идеи добра, он никому не причиняет зла. Но главное он не видит зла и в других людях. «Злых людей нет на свете», – утверждает бродячий проповедник. Но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол, говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.
    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников все свои преступления совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня – это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
    Сюжет трагедии Гёте «Фауст» составляет борьба добра и зла, возвышенного и низменного, великого и ничтожного. Герой проходит испытание страстной любовью, славой, богатством, стремится служить людям, при этом жертвуя самими людьми.
    Особое место в творчестве и духовной жизни Лермонтова занимал образ Демона, падшего ангела, изгнанного из рая за неповиновение, за жажду познания и сеющего «зло без наслаждения». Этот образ олицетворяет вечную борьбу добра и зла.
    Вступление
    Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость…
    III. Социально-философские проблемы
    Проблема русского характера.
    Тезисы
    – Русскому сердцу воля ближе всего.
    Цитаты
    – «Мы – русские, какой восторг!» (А.В.Суворов).
    – «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень» (Н.В. Гоголь).
    – «Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится» (Н. В. Гоголь).
    Литературные аргументы
    Важной особенностью творчества Лескова является то, что он не скрывает мерзости в русском народе, не возводит в перл создания, но и не осуждает, скорее, старается понять его.
    «Очарованный странник» Н.С. Лескова – хроника скитаний богатыря Ивана Флягина по родной земле. В фигуре этого скитальца сочетаются противоречивые черты: с одной стороны, могучие, неуемные силы духа, неугасимая жизненность, высокое благородство, нежная и привязчивая душа; с другой стороны, необузданная страстность широкой натуры иногда толкает его на жестокие выходки, даже на преступление. Но через все свои странствия и злоключения герой проносит нетронутыми сердечность, отзывчивость, постоянную готовность к
    самопожертвованию ради своей отчизны и своих близких. В тяжелых многолетних скитаниях как бы воплощаются трудности исторического пути русского народа.
    В «Левше» Н. С. Лескова запечатлена талантливость, творческая одаренность русского народа. В этом несколько затейливом сказе вскрыта подлинная трагедия русских талантов из народа в условиях самодержавно-крепостнического строя, часто обрекавшего эти таланты на жалкое существование и смерть в безвестности. Чтобы выразить горькую мысль о «ненужности» дарований, писатель в основу сюжета кладет такую «нелепость», как подковывание стальной блохи, на что бессмысленно тратятся силы русского мастера.
    Сквозная тема рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына – личность и судьба главной героини Матрены. Главным является мотив неузнанного и непонятного праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника». Именно Матрена, нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село – а в целом и весь мир. Благодаря свой духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного разрушения, вызванного алчностью и взаимным недоброжелательством.
    Цикл «Записки охотника» И.С. Тургенева – галерея народных характеров. Эту галерею открывают образы Хоря и Калиныча. Первый символизирует собой недюжинный ум, достоинство, практическую сметку. Второй – добродушие, бескорыстие и поэтичность. Хозяйственный, неуступчивый подчас Хорь и веселый, открытый Калиныч представляют собой два коренных типа русского характера.
    В рассказе «Певцы» И.С. Тургенева, являющимся сосредоточением авторской мысли о народном характере, воспевается красота русского человека. В запущенном и бесприютном селе Колотовка в кабачке, названном Притынным, собираются на состязание несхожие между собою люди. Во время пения Якова-Турка присутствующие да и сам певец забыли о состязании, всеми овладело упоение, «русская душа, правдивая, горячая душа звучала и дышала» в песне Якова и «хватала… за сердце, хватала за его русские струны». Все, что есть сокровенного отразилось в пении Якова Турка, исповедь целого народа, разговор души с душой о самом главном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *