Кому на руси жить хорошо сочинение на тему как понимают счастье герои поэмы

12 вариантов

  1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была начата Некрасовым вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 году. «Великая реформа», прославлявшаяся либералами, только улучшила, но не изменила принципиально положение крестьян, что сразу же поняли наиболее дальновидные представители русской интеллигенции, в том числе и Некрасов.
    «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Эта проблема занимала тогда всех мыслящих людей России. Некрасов не сомневался в ответе:
    В жизни крестьянина, ныне свободного,
    Бедность, невежество, мрак.
    «Где же ты, тайна довольства народного?» — именно этот вопрос является главной темой поэмы. Первоначальным намерением автора было провести своеобразную ревизию пореформенной Руси и показать, что в новой «раскрепощенной» стране все остались по-прежнему несчастливы. В процессе работы над поэмой авторский замысел изменился: возникла новая тема — тема Гриши Добросклонова, будущего героя новой России, который, по мнению Некрасова, и есть истинный счастливец.
    В поэме перекликаются два различных представления о счастье, которые в сознании читателя вступают в непосредственный диалог. Одно из них, мгновенная мечта о сытой и вольной жизни, — народное (именно это счастье ищут мужики). Другое — воплощенное в образе Гриши Добросклонова и разделяемое автором представление о новой демократической интеллигенции. Сюжет определяется первым, но, по замыслу автора, в финале поэмы должно было торжествовать второе. Поиски народной правды, мечта о царстве добра и справедливости — одна из основных тем русского фольклора, древнерусской и новой литературы. Эта тема является стержневой и в поэме Некрасова. Семеро мужиков (число, означающее в мифологии и фольклоре максимальную полноту; в поэме Некрасова странники представляют всю Русь) оставляют свои семьи, детей, хозяйство и дают клятву не возвращаться домой:
    Покуда не доведают
    Как ни на есть — доподлинно,
    Кому живется счастливо,
    Вольготно на Руси?
    Что же такое счастье в представлении мужиков? Понятие «жить счастливо» расшифровывается как «любо-весело», «вольготно», то есть подразумевается в первую очередь материальное благосостояние и все преимущества, которые оно дает. Поэтому их перечень кандидатов в счастливцы исключает «людей малых». Слабая надежда найти счастливого в среде «своих» исчезает после ярмарки:
    Эй, счастие мужицкое!
    Дырявое, с заплатами,
    Горбатое, с мозолями,
    Проваливай домой!
    Представление о счастье у героев Некрасова не остается неизменным. Поп, первый собеседник мужиков (характерно, что не сами герои), формулирует его следующим образом:
    «В чем счастие, по-вашему?
    Покой, богатство, честь!
    Не так ли, други милые?»
    Они сказали: «Так» …
    Художественная и гражданская честность Некрасова проявляется в том, что он не восхищается своими героями, ничуть не идеализирует их, видит их неразвитость, примитивность представлений о жизни и счастье, иногда посмеивается над ними. Но не мужики виноваты в том, что жизнь не могла дать им иного представления о счастье, более соответствующего достоинству человека. Если б представление Некрасова о народной душе исчерпывалось этим, не была возможна никакая надежда на будущее, которая вдохновляла поэта.
    Некрасов не успел показать, как поколебалось представление о счастье у этих семи мужиков, но изобразил героев, уже приблизившихся к пониманию настоящей народной правды и даже пострадавших за нее (Ермил Гирин, Савелий, Яким Нагой). Для этих героев важнее всего из перечисленных попом составляющих счастья не богатство, не покой, а честь. О Ермиле Гирине говорится:
    Имел он все, что надобно
    Для счастья: и спокойствие,
    И деньги, и почет.
    Почет завидный, истинный,
    Не купленный ни деньгами,
    Ни страхом: строгой правдою,
    Умом и добротой.
    Но единственный человек, которого можно было бы назвать счастливым, оказывается… в остроге, из чего и герои поэмы, и читатели — особенно читатели! — не могут не сделать соответствующих выводов.
    Таким образом, герои Некрасова, олицетворяющие собой всю Россию, вплотную подводятся автором к необходимости пересмотреть традиционное представление о счастье. Поэт не успел завершить свое создание, но по его замыслу подлинным героем должен был стать Гриша Добросклонов. Гриша — ответ Некрасова на вопрос о том, кого следует считать истинным счастливцем в несчастной Руси. Казалось бы, о каком счастье может идти речь:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Но для Некрасова здесь нет никакого противоречия. Гриша счастлив, потому что сознательно жертвует собой из любви к народу и родине. У него есть цель и смысл жизни. Семеро странников не встречаются с Гришею, но эта встреча обязательно должна произойти:
    Быть бы нашим странникам
    Под родною крышею,
    Если б знать могли они,
    Что творилось с Гришею.
    Некрасов понимает, что народ и демократическая интеллигенция нужны друг другу, что они обязательно должны встретиться и поведать друг другу свою «правду». Только тогда, считает автор, будет возможна та истинно счастливая жизнь, о которой мечтал он для России и которой достоин великий русский народ.

  2. Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
    «Кому на Руси жить хорошо» — одна из самых непонятных поэм школьного курса, так как автор затронул очень важную и неоднозначную тему – тему счастья человеческого. Об этом очень сложно говорить объективно, тем более, говорить от имени всей Руси, ведь понимание счастья у каждого свое.  Однако Некрасов нашел выход из положения и создал такую многоликую систему образов, которая смогла вместить точки зрения всех основных сословных представителей. Они по-разному понимают жизнь, их позиции иногда противоречат авторской, поэтому читать становится еще интереснее. Как же все они представляют счастье?
    Сам автор, Николай Некрасов, соглашается с точкой зрения единственного счастливца на Руси, Гриши Добросклонова: счастье в том, чтобы помогать своему народу «становиться гражданином», у которого есть права, а не только обязанности.  Служение своему народу ценой самопожертвования – вот, что приводит душу к истинной гармонии. Звучит, конечно, парадоксально: как самоотречение может сулить счастье? Но в этом и заключается истинная природа того блаженства, которого мы все хотим достичь. Личное, эгоистическое удовольствие от жизни автор противопоставляет народному, общечеловеческому счастью и приходит к выводу, что забота о своем благосостоянии не принесет духовного удовлетворения, а без него человек деградирует и, как следствие, живет неполноценно. Дело в том, что духовную жажду можно заглушить только службой чему-то большему, чем ты сам. Например, осчастливить всю Русь – это глобальная идея, она заберет всего человека, зато не оставит ему сомнений, одиночества и внутренней пустоты. Люди на такой службе чувствуют свою нужность и принадлежность к общему делу, поэтому находятся в состоянии гармонии с миром, несмотря на мрачные перспективы «чахотки и Сибири».

  3. Вся поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.
    В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим призадуматься.
    Ну, вот тебе хваленое Поповское житье. Начиная с главы «Счастливые» в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Звучат рассказы — исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:
    Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!
    Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке — Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтыннико-вым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на базарной площади:
    Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал, Чей рубль? да не нашел.
    Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части «Помещик» странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская «честь» не много стоит.
    Нет,ты нам не дворянское, Дай слово христианское.
    Вчерашние «рабы» взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбах Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:
    Помещик не без горечи Сказал: «Наденьте шапочки, Садитесь, господа!»
    В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов — русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошеную волость, избытково село»:
    Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
    Пятая глава последней части завершается словами, выражающими идейный пафос всего произведения: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси — тот, кто твердо знает, что надо «Жить для счастия убогого и темного родного уголка».

  4. Над своим произведением «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке.
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.
    Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить.
    Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти «счастье мужицкое».
    В поэме решается самый главный вопрос современности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?
    С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
    Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом «народного заступника» Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
    О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной «Пир на весь мир».
    Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. …
    А у Григория Лицо худое, бледное
    И волос тонкий, вьющийся,
    С оттенком красноты.
    В семинарии семинаристов «недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.
    Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась».
    И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
    …и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка.
    Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.
    Иди к униженным,
    Иди к обиженным
    -Будь первый там!
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Гриша — поэт, создавший песню «Русь».
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Сила с неправдою
    Не уживается,
    Жертва неправдою
    Не вызывается…
    Рать подымается —
    Нейсчислимая!
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо.

  5. Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке.
    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.
    Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить.
    Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти “счастье мужицкое”.
    В поэме решается самый главный вопрос современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?
    С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
    Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
    О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной “Пир на весь мир”.
    Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. …
    А у Григория Лицо худое, бледное
    И волос тонкий, вьющийся,
    С оттенком красноты.
    В семинарии семинаристов “недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.
    Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”.
    И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
    …и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка.
    Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.
    Иди к униженным,
    Иди к обиженным
    -Будь первый там!
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Гриша — поэт, создавший песню “Русь”.
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Сила с неправдою
    Не уживается,
    Жертва неправдою
    Не вызывается…
    Рать подымается –
    Нейсчислимая!
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо.

  6. 1. Понятие счастья.
    2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
    3. Типы счастья.
    4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.
    Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.
    В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.
    Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.
    Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.
    Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.
    Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.
    Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.
    Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.
    Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».
    Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:
    …А у Григория
    Лицо худое, бледное
    И волос тонкий, вьющийся,
    С оттенком красноты.
    В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:
    … в сердце мальчика
    С любовью к бедной матери,
    Любовь ко всей вахлачине
    Слилась…
    Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:
    …и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка.
    Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:
    Иди к униженным.
    Иди к обиженным
    — Будь первый там!
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Сила с неправдою
    Не уживается,
    Жертва неправдою
    Не вызывается…
    Рать подымается —
    Неисчислимая!
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».

  7. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? — с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти «счастье мужицкое».
    В поэме решается самый главный вопрос того времени: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Возникает и другая проблема: каковы пути, ведущие к народному счастью.
    С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
    Чтобы ответить на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?», Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, так как поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу — и есть счастье. Образом «народного заступника» Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
    О нем рассказывается в последней части, названной «Пир — на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он пережил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
    …И лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Кому отдаст всю жизнь свою
    И за кого умрет,
    Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на борьбу:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Гриша — поэт, он создает песню «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Россию:
    Рать подымается
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!

  8. КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?”.
    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти “счастье мужицкое”.
    В поэме решается самый главный вопрос о современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос “кому на Руси жить хорошо?”, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу – и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной “Пир на весь мир”. Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии “их недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине.
    Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”. Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: “…И лет пятнадцати  Григорий твердо знал уже,  Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка”. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: “Ему судьба готовила  Путь славный, имя громкое  Народного заступника,  Чахотку и Сибирь”. Гриша – поэт, он создаст песню “Русь”, в которой воспевает пробудившуюся Россию: “Рать подымается –  Неисчислимая.  Сила в ней скажется  Несокрушимая”.

  9. 1. Понятие счастья.
    2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
    3. Типы счастья.
    4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.
    Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.
    В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.
    Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.
    Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.
    Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.
    Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.
    Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.
    Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.
    Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».
    Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:
    …А у Григория
    Лицо худое, бледное
    И волос тонкий, вьющийся,
    С оттенком красноты.
    В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:
    … в сердце мальчика
    С любовью к бедной матери,
    Любовь ко всей вахлачине
    Слилась…
    Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:
    …и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка.
    Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:
    Иди к униженным.
    Иди к обиженным
    — Будь первый там!
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Сила с неправдою
    Не уживается,
    Жертва неправдою
    Не вызывается…
    Рать подымается —
    Неисчислимая!
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».

  10. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти “счастье мужицкое”.
    В поэме решается самый главный вопрос о современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос “кому на Руси жить хорошо?”, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу – и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной “Пир на весь мир”. Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии “их недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине.
    Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”. Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: “…И лет пятнадцати  Григорий твердо знал уже,  Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка”. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: “Ему судьба готовила  Путь славный, имя громкое  Народного заступника,  Чахотку и Сибирь”. Гриша – поэт, он создаст песню “Русь”, в которой воспевает пробудившуюся Россию: “Рать подымается –  Неисчислимая.  Сила в ней скажется  Несокрушимая”.

  11. Тема: – Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти “счастье мужицкое”.
    В поэме решается самый главный вопрос о современности: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью.
    С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
    Чтобы ответить на вопрос “кому на Руси жить хорошо?”, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла “в народ”, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу – и есть счастье. Образом “народного заступника” Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
    О нем рассказывается в последней части, названной “Пир на весь мир”. Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и “батрачки безответной”, он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии “их недокармливал хапуга-эконом”, а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и “в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась”. Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
    “…И лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного Родного уголка”.
    Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на борьбу:
    “Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь”.
    Гриша – поэт, он создаст песню “Русь”, в которой воспевает пробудившуюся Россию:
    “Рать подымается –
    Неисчислимая.
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая”.

  12. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? — с этого вопро­са начинается поэма. Сюжет ее, подобно сю­жету народных сказок, построен как путеше­ствие крестьян-стариков в поисках счастли­вого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их — найти «счастье мужицкое».
    В поэме решается самый главный вопрос того времени: «Народ освобожден, но сча­стлив ли народ?» Возникает и другая про­блема: каковы пути, ведущие к народному счастью.
    С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Ма­трена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
    Чтобы ответить на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?», Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, так как поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены кре­постного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт при­шел к выводу: служить народу — и есть счас­тье. Образом «народного заступника» Гри­ши Добросклонова поэт отвечает на постав­ленный в поэме вопрос.
    О нем рассказывается в последней части, названной «Пир — на весь мир». Тяжел жиз­ненный путь семинариста Гриши. Сын полу­нищего дьячка и «батрачки безответной», он пережил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был от­зывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, лю­бовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобож­дение народа:
    …И лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Кому отдаст всю жизнь свою
    И за кого умрет.
    Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. На­род, видя в нем своего посланца, благо­словляет его на борьбу:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Гриша — поэт, он создает песню «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Рос­сию:
    Рать подымается —
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *