Сочинение на тему язык 2 класс

6 вариантов

  1. Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
    Тема: Обучающее сочинение по картине
    Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.
    Задачи:
    1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
    2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
    3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
    Планируемые результаты:
    1.        учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
    2.        анализировать, делать выводы, сравнивать;
    3.        воспринимать прекрасное и реагировать на него.
    Оборудование: видеоролик И.  Бунин «Листопад», презентация, карточки для учащихся.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Самоопределение к деятельности
    – Какое сейчас время года? (Осень)
    – Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)
    – Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)
    – Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)
    – Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
    – Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
    (Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И.  Бунин «Листопад»)
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, ёлочки темнеют,
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И осень тихою вдовой
    Вступает в пёстрый терем свой…
    – Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)
    – Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
    III. Работа по теме урока
    Упр. 47, с. 39
    – Прочитайте задание.
    – Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)
    – Что такое репродукция? (Фотография с картины).
    – Почему художник так назвал картину?
    – Какой период осени он изобразил?
    – Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
    – Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
    – Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
    Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
    – Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)
    – Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
    План
    1.        Что изображено на картине?
    2.        Что изображено на переднем плане?
    3.        Что изображено на заднем плане?
    4.        Цветовое решение картины.
    5.        Моё отношение к картине.
    Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
    На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.
    Всё его внимание  привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.
    В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.
    Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.
    Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.
    IV. Самостоятельная работа
    – Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)
    Материал к сочинению
    Осень         Яркая, золотая, волшебная, праздничная
    Лес         Сказочный, таинственный, загадочный
    Старые клены         Огромные, роскошные, раскидистые
    Молодые клены         Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
    Листья на земле         Как ковер из крупных разноцветных листьев
    Тропинка         Ее обступили деревья, чуть заметно вьется
    Сороки         Белобокие, скачущие по траве
    Сплетенные деревья         Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями
    Небо         Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток
    Настроение         Радостное, праздничное, восторженное
    V. Чтение сочинений
    VI. Подведение итогов урока
    – Трудно ли Вам было написать сочинение?
    – Где испытывали затруднения?
    Что понравилось?
    VII. Домашнее задание
    Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
    Используемые источники:
    Литература:
    Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
    Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

  2. Сочинение 2 класс на тему:
    1. Зима.
    Пришла зима. Стало холодно. Мягкий, пушистый снег покрыл землю белым покрывалом.
    Речки и ручейки замерзли. Многие птицы улетели в дальние жаркие страны. Хомячки, бурундучки и даже медведи легли спать до весны.
    Зато радуют нас зимой яркие снегири и не унывающие синички. Не холод страшен зимой птичкам, а голод. Мы сделали для птиц кормушки. Каждый день насыпаем туда зернышки, а птички поют нам за это свои звонкие песенки.
    Много замечательного зимой: и лыжи, и коньки, и санки, но самое веселое зимой – это праздник Новый год. Он приходит с елкой, с шоколадными конфетами и подарками. Все дети веселятся с Дедом Морозом и Снегурочкой на школьных утренниках.
    Мы все очень любим зиму: и мама, и папа, и наша кошка, и конечно я.
    2. Зимний вечер во дворе.
    Сегодня с утра пошел хлопьями настоящий снег. До этого с неба сыпалась мелкая и жесткая крупа, от которой было холодно и неуютно, а сегодня – снег. Он, нарядный и радостный, мгновенно прикрыл уродство дворов и создал праздник. В морозном воздухе, задумавшись, опускаются снежинки. Деревья протягивают им навстречу руки-ветки, насобирав, тяжело опускают их к земле. Дома вокруг моего двора стали чопорными и торжественными, им зима нахлобучила шапки, не забыла прикрыть и жестяные мрачные карнизы окон и подъездов. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее. Фонари над подъездом обиженно и близоруко уставились в пространство, снег залепил им глаза — не подсматривайте. Из соседнего подъезда выскочил ротвейлер и… растерялся, а затем, как безумный, бросился бороздить двор. Тут же выбежал хозяин собаки… остановился и сказал: — Здравствуй, снег.
    3. Воробьи.
    Прыг-скок, прыг-скок — с ветки на кустик, с кустика на подоконник. Хитрые озорные глазки-бусинки косятся через окно в комнату. Воробьишка. Любопытный попрыгун, который при любом моем неосторожном движении готов удрать обратно, под защиту стайки таких же, как он, голосистых и деловитых маленьких птичек.
    Зимой я всегда подкармливаю птиц, оставшихся в городе, поверивших, что человек поможет им пережить трудное время. Воробьишки — самые частые «клиенты» моей кормушки. Знакомая стайка и не улетает далеко от нашего окна: только откроешь форточку, чтобы высыпать оставшиеся после еды крошки или кусочки сала, как они уже тут как тут, кричат, толкаются, выбирают лакомство из рыхлого снега.
    А когда ударят морозы, воробьи рассаживаются на ветках, словно надутые коричневые шарики. Это они специально взъерошивают перышки, чтобы лучше удерживать тепло.
    Летом воробьи гораздо пугливее и самостоятельнее, чем зимой, потому что корма на земле — хоть отбавляй, да и заботы у них совсем другие. Но я не обижаюсь, ведь и у меня дел хватает: побывать на море, у бабушки, отдохнуть и набраться сил к следующему учебному году. Зато как только выпадет первый снег, мы с воробьишками снова встречаемся у нашего окна, у кормушки.
    4. Наша квартира.
    Я живу с родителями в большом новом доме на седьмом этаже. Переехали мы сюда недавно, но уже привыкли к новому помещению: оно намного лучше прежнего. Когда входишь в квартиру, сразу оказываешься в большой и просторной прихожей. Возле одной стены — вешалка и шкаф, возле другой — трюмо. Рядом — дверь в кухню, а с другой стороны, справа, вход в нашу комнату и спальню родителей. Детская комната у нас просторная и светлая, с выходом на лоджию. Хозяйничаем в детской мы с братом вдвоем. В нашей комнате стоят две кровати: моя и Митина. Левый угол занимают платяной шкаф и шкаф для игрушек и книжек. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные книжки. Возле стены, справа, стоят письменный стол с книжными полками и тумбочка для магнитофона и телевизора. За письменным столом я делаю уроки, рисую; честно говоря, он не всегда выглядит опрятно, поэтому мама иногда сердится на меня. На книжных полках стоят учебники и книжки из серии “Детская энциклопедия”, которые я время от времени люблю перелистывать. Среди книг есть немного свободного места, там у меня лежат- красивые камешки, найденные в горах, горная осока, листья разных растений из Никитского ботанического сада. Все это аккуратно расставлено, и каждое утро, открывая глаза, я вижу эту красоту, которая напоминает, что лето вскоре вернется и мы всей семьей опять поедем к ласковому морю. Еще в нашей комнате много игрушек, которые я подарил Мите, но он никак не привыкнет к тому, что их нужно убирать. Теперь вы представляете, как выглядит моя квартира. Приходите к нам в гости и увидите, как у нас чисто и уютно.
    5. Моя детская игрушка.
    Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили хрустального львенка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. Я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. Я заплакал, но это Делу не помогло. Я стал ждать, когда мне дадут поиграть со львенком. Через некоторое время сестра взялась перемывать хрусталь и достала моего львенка. Я уже мог дотянуться до него. Я схватил львенка и стал бегать с ним по квартире. Мама и сестра пытались меня поймать. Я споткнулся, упал и выронил львенка. Львенок разбился, я по-настоящему почувствовал горе.
    5. Мой друг.
    Мой друг Вадик учится в том же классе, что и я. Мы очень дружны, почти не расстаемся: вместе проводим досуг, готовим уроки, помогая друг другу, вдвоем ходим на секцию футбола. Вадик — вратарь, а я защитник. Тренер говорит, что наша дружба помогает в спорте, мы понимаем друг друга без слов. Я рад, что имею такого хорошего, умного и верного друга и пытаюсь быть для Вадика таким же товарищем, как он мне. Родители поддерживают нашу дружбу. Папа говорит, что мне повезло — я нашел хорошего и умного товарища. Наша дружба помогает нам в учебе, спорте и в жизни. Я надеюсь, что Вадик думает про меня так же.
    7. Мое любимое животное.
    Мое любимое животное — кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась — у меня дома появился сиамский кот Кузя. У Кузи светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда он злится или угрожает, зрачки становятся то красные, то зеленые. Уши у кота всегда настороже; они улавливают малейший шорох.
    Кузя — животное капризное. Если у него хорошее настроение, он играет, позволяет себя гладить, разрешает другому животному есть из своей миски, но если у него плохое настроение, он предупреждает об этом своеобразным мяуканьем, тогда его лучше не трогать. Кузя серьезный, бойцовый кот. Когда мы были в деревне, он дрался со всеми котами. Первым в драку он не вступает. Вначале он как бы предупреждает: воет противным голосом. Почти на сто восемьдесят градусов поворачивает шею; шерсть у него встает дыбом, а хвост “превращается” в распущенную щетинистую щетку. Жалости к сопернику у него нет. Он бьется до тех пор, пока противник не обратится в бегство. Кузя — очень умный кот. Он научился лапами открывать холодильник; дверцы шкафов. Если входная дверь не закрыта на замок, то он будет висеть на ручке до тех пор, пока дверь не откроется. Кузя любит смотреть телевизор, охотиться на ящериц, лягушек, птиц. И все же он очень добрый кот и любит своих хозяев. Мне очень нравится наш кот.
    8. Весна пришла!
    Наконец-то пришла весна! После долгой и снежной зимы приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Не успел сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки упорно тянутся к солнцу. Вскоре все покроется зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухли, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Еще день-два, и деревья покроются нежной зеленью. Вначале это чуть заметный налет, а потом листья начинают расти все смелее и смелее, увеличиваются почти на глазах. Еще мгновение — и деревья оденутся в пышные кроны. Зеленый цвет сменит бледность зимы. Весной по-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скинули с себя теплые шубы и пальто. Вокруг все в красивых и веселых нарядах. Все рады приходу весны!
    9. Весна.
    Что может быть прекраснее весны! Каждый год с ее приходом просыпается у дома яблонька. И можно наблюдать, как оживают веточки, распускаются почки, и вот уже белеют душистые цветы на ее ветвях.
    Весело звенят капели, радуются весеннему солнышку воробушки и синицы, пережившие зимние холода. Тающие сосульки смотрят с крыши вниз, никак не решат: прыгать, не прыгать…
    На проталинах поднимаются робко к солнышку первые цветы. Все теплее и теплее становится солнышко. Прилетают птицы. Весна вступает в свои права.
    10. Весна.
    Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветках птицы, весело капают с карнизов жемчужинки. Снег еще прячется в темных углах, не хочет понять, что с каждым часом сугробы становятся меньше, не укрыться им от теплого, долгожданного солнышка. Дни становятся длиннее и светлее. Радуются наступающей весне и люди.
    На лицах все чаще появляются улыбки, теперь не страшно выходить на улицу: не закружит тебя вьюга, не засыплет снегом глаза. Больше всего радуются весне ребята. Можно снять тяжелые шубы, надеть резиновые сапоги и весело ходить по лужам, пускать кораблики.
    Вскоре из-под земли выглянут первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопнут, и появятся изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому приходят зеленый и голубой цвета. Весна пришла!
    11. Весна.
    Весна – мое второе любимое время года после лета. Немного про месяцы…
    Март. Март-месяц мокрый. Идешь по тающей тропинке, снег твердый-твердый, а потом: раз – и ботинки промочил. Поэтому в этот месяц необходимо быть бдительным, смотреть чаще под ноги. Иногда в марте могут нагрянуть морозы.
    Апрель. Апрель – месяц-водолей. Только выйдешь на улицу – сразу видишь перед собой огромные ручьи – чуть ли не реки. В них плавают бычки, прошлогодние листья и прочий мусор. Не многие могут перепрыгнуть такой барьер. Но когда пройдет половина месяца или больше, все высохнет, и станет приятно ходить, легче дышать и можно гулять часами.
    Май. Май-месяц замечательный. В этом месяце мы празднуем День Победы. В этот день многие горожане стремятся в центр города, чтобы посмотреть на салют. Школьникам уже снится лето. Все начинает цвести.
    Замечательное время, весна – время, когда на душе становится легко и радостно!
    12. Как мы готовили подарки на 8 Марта.
    8 Марта — Международный женский день. День наших мам, бабушек и сестер. И всегда в этот день хочется чем-нибудь порадовать своих близких.
    В этом году мы собрались большой компанией, чтобы приготовить подарки. Ведь вместе всегда веселее и интереснее. Ребята принесли краски, пластилин, цветные лоскутки и нитки, прибор для выжигания, ватман и картон. Игорь предложил сделать большую праздничную стенгазету. Из красочных журналов мы вырезали изображения женщин и к лицу каждой приклеили фотографии наших мам. Затем эти картинки мы снабдили забавными подписями. Получилось очень весело! Машина мама, например, скакала на коне возле старинного замка, мама Максима в бальном платье танцевала танго, а мама Вити жонглировала горящими факелами. Газета получилась яркой и интересной. Потом каждый для своей мамы сделал личный подарок. Антон на разделочной доске выжег надпись «Самой лучшей хозяйке в мире!», Марина сплела из ниток-мулине разноцветную салфетку, а Олег из старой фотопленки научил нас делать оригинальные закладки для книг. Кроме подарков все ребята подписали открытки и вклеили в них смешные гороскопы.
    Мы думаем, что наши мамы будут довольны. Ведь мы очень старались и искренне хотели их порадовать.
    13. Зачем нужно учиться?
    Каждого человека с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Когда подросток приходит в школу, его захватывает интересная жизнь. Он узнает целое море слов, шумный океан речи подхватывает его за широкими дверями школы. Сквозь живые беседы учителей, страницы сотен книг впервые видится ему необъятно-сложная вселенная. На черной доске класса резко белеет строгая формула математики. Через слово мы узнаем то, чего не видели и не знали никогда. На уроках русского языка мы узнали, что изучать строение слова — это увлекательное занятие. На уроках литературы летит радостная и горькая песня стиха. Уроки природоведения помогают нам лучше узнать и полюбить животный и растительный мир лесов, полей и пустынь.
    Много тайн открывается тем, кто изучает науку, технику, ремесла, искусство — жизнь. Чтобы познать мир, надо много читать, изучать на уроках, не пропуская ни одного слова учителя. Ведь тогда можно научиться разговаривать не только на русском, но и на иностранных языках. А это так увлекательно! Иностранные языки помогают нам общаться с людьми из других стран, понимать их, узнавать много интересного. Все совершается посредством языка.
    Вот почему надо учиться.
    14. Друзья познаются в беде.
    О дружбе сложено немало песен, стихов и легенд. У каждого человека есть друзья, и только благодаря дружбе человек может проявить лучшие черты свого характера…
    «Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а так…» — помните эти замечательные слова из песни Владимира Высоцкого? Автор очень точно подметил ситуацию, когда некто «оказывается вдруг» другом. Но как понять, что человек, будто бы живущий твоими интересами, действительно готов пойти за тебя, что называется, в огонь и в воду?
    На самом деле, ситуации, в которых друг спасает друга от верной смерти, случаются редко. А вот разные досадные мелочи приключаются часто, и именно в этих мелочах проявляются истинные человеческие отношения. К примеру, на улице скверная погода, вы простужены и лежите в постели, а аспирина у вас нет. Можно дождаться, пока вернется с работы мама или папа. Можно победить себя и, несмотря на жар, сходить в аптеку самому. А можно позвонить другу, который живет в соседнем доме и попросить его купить аспирин. Настоящий друг не откажет в такой мелочи, и вы получите свое лекарство вовремя.
    Приведем другой пример. Друг срочно нуждается в вашем присутствии, а вы в это время смотрите интересную телепрограмму. Как поступить? Разумеется, поторопиться к другу! Но всегда ли мы поступаем именно так? Не случается ли нам отказать в помощи даже самому закадычному другу? Если в подобной ситуации вы предпочли смотреть телевизор, то это значит, что самое простое испытание на дружбу вами не пройдено.
    «Друзья познаются в беде» — эту поговорку знают все. Но немногим известно, что гораздо надежнее друзья познаются в радости. Если вы достигли большого успеха в каком-либо деле, то многие станут вам завидовать, и только настоящий друг просто порадуется вместе с вами.
    Дружба — очень сложное чувство. К нему примешиваются самые разные оттенки: уважение, любовь, заискивание, покровительство и так далее. Не существует, так сказать, «дружбы в чистом виде». И это, наверное, хорошо.
    Вступая в дружеские отношения с другим человеком, мы учимся хранить верность данному слову, избавляемся от эгоизма, начинаем сочувствовать чужому горю и радоваться чужой радости.
    Так мы становимся лучше, чище, добрее, а наш характер — цельнее, глубже, наконец, взрослее. Не станем забывать и о том, что дружба учит проницательности — умению видеть истинную суть человека.
    А когда приходит беда, нам не нужно ее бояться — дружба побеждает беду, ведь она сильнее всего на свете.
    |
    Смотреть дальше ( сочинения 2 класс ) |

  3. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко»
    Сочинение на тему: «Золото Кузбасса»
    Выполнил: учащийся 7 «Б» класса
    Беспалов Роман, 13 лет
    Руководитель: Беспалова Наталья Александровна
    Юрга, 2012 год
    Сочинение на тему: «Золото Кузбасса»
    Люблю я сибирские, русские были,
    Московский рассвет над страной.
    Улыбка России и нежность России,
    Всегда жили рядом со мной.
    Шумят, как и прежде, леса вековые,
    Плывут облака не спеша…
    Кузбасс и Россия, Кузбасс и Россия,
    Вы – сердце мое и душа.
    Была колыбелью мне русская печка,
    С водой родниковой река.
    Вручило мне крылья родное крылечко,
    С него я взлетел в облака.
    Оттуда, с высот, мне открылось впервые,
    Как, Родина, ты хороша…
    Кузбасс и Россия, Кузбасс и Россия,
    Вы – сердце мое и душа.
    Мы все испытали: страданья, измены,
    И горечь напрасных утрат.
    Для Родины милой нужны перемены, –
    Они в наше сердце стучат.
    Храню я России любимое имя,
    Святые ее города…
    Кузбасс и Россия, Кузбасс и Россия,
    Вы – в сердце моем навсегда.
    Наш Кузбасс – замечателен и богат.  Говоря о «золоте» Кузбасса, я думаю,  каждый со мной согласится что, конечно же  прежде всего уголь – действительно огромное богатство, это наше «золото». Без этого замечательного,  маленького горючего комочка, наша жизнь была бы иной. Мы топим печи, согреваемся от холода теплом,  которое он выделяет,  варим кушать. Мы «сибиряки» без угля мы, наверное, просто не выжили. Ведь у нас бывают такие холода! Придёшь домой с улицы, а  дома тепло, печка топится. Так,  уютно и хорошо! А вечером выключишь свет и смотришь, как в печки угольки горят. Такая красота, прямо  завораживает это зрелище. Сидишь,  смотришь и о жизни мечтаешь. В этот момент, кажется, все беды обходят тебя стороной, на душе тихо и спокойно!!!
    У меня всегда такая гордость,  что я живу в Кузбассе. Ведь только мы имеем большие запасы каменного угля и у нас,  в Мариинской тайге,  было обнаружено настоящее золото.
    Многие страны пользуются нашим углём. Но вот, вопрос, откуда же это «золото» у нас появилось??? А это целая история, которая начинается от самого начала появления жизни до открытия кузнецкой земли, и до наших дней. Я много читал в интернете о Кузбассе, его истории, прочитал книгу «История Кузбасса» и вот что узнал.
    Освоение Кузнецкой земли связано с открытием полезных ископаемых. Развитие металлургии и стремление России ликвидировать зависимость от ввоза из-за границы чёрных  и  цветных металлов требовалобольше топлива, железных и полиметаллических  руд. Поэтому  правительство  Петра первого  в  1719 (тысяча семьсот девятнадцатом) году разрешило, всем и каждому какого бы чина и достоинства ни был, добывать и обрабатывать руды на собственных, государственных и частновладельческих землях.
    Развернулись  поиски руд на Урале и Западной Сибири. Рудознатец Михайло Волков обнаружил в 1721(тысяча семьсот двадцать первом)году в семи верстах от Верхотомского острога, в районе нынешнего города Кемерово, горелую гору,  двадцать сажен высотой.С тех пор стало известно о сибирском, горючем камне.
    Когда отмечалось 50-летее Кемеровского рудника, трудящиеся области не забыли о первооткрывателе кузнецкого угля.На высоком обрыве правого берега Томи, в нескольких десятках от того метра, где Михаил Волков обнаружил  уголь, воздвигнут обелиск с надписью: я кузнецкого угля  Михаиле Волкову в день 50-летея Кемеровского рудника. Сентябрь, 1957 г. Сейчас имя Волкова носит  одна из площадей Кемерово, где установлен ему памятник.
    Наша  область один из богатейших регионов угольными ресурсами страны. Здесь открыта уникальная угольная провинция. На территории региона сконцентрированы огромные запасы каменного угля и железных руд. Кузнецкий бассейн имеет 30% промышленных запасов каменного угля страны. В регионе имеются запасы торфа, так же сконцентрированы большие запасы древесины, преимущественно хвойных пород. Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями. Значительную часть древесины вывозят в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова).
    А ещё Кемеровская область богата запасами рыбы и пушнины. Лесная и лесостепная зоны располагают большими массивами плодородных земель, что создаёт благоприятные условия для развития сельского хозяйства.
    В Кузбассе в настоящее время,  выделяются крупнейшие предприятия металлургической, угледобывающей и химической промышленности. Такие, как ОАО «Западносибирский металлургический комбинат»,  ОАО «НКАЗ», ООО «Сталь КМК», КОАО «АЗОТ», ОАО «Разрез Бачатский», ОАО «Разрез Талдинский», ЗАО «Распадская», ЗАО «Черниговец», ООО «Рельсы Кузнецкого металлургического комбината», ЗАО «Финансово-транспортное управление».
    Вот такой наш Кузбасс со всем его «золотом»!!!

  4. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЯМИ
    В данном разделе раскрываются общие
    подходы к методике обучения написанию сочинений в системе Л. В. Занкова.
    При
    четырехлетнем начальном обучении учащиеся начинают пробовать писать
    сочинения со 2 класса.
    На сочинения
    отводится 1 ч каждую неделю в течение учебного года.
    Методика
    обучения написанию сочинений отличается от общепринятой в начальной
    школе. Понятно, что такой вид работы, как письменное сочинение,
    неразрывно связан с развитием речи школьников. Успех уже первых
    сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того, насколько
    глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи
    первоклассников, по формированию умений устного высказывания как
    необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями;
    насколько пробуждались творческая инициатива учеников, стремление к
    самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.
    Непосредственно
    перед написанием сочинения не проводится обычно принятая в практике
    учителя подготовительная работа: составление на уроке общего плана,
    проговаривание содержания каждого его пункта, словарная и
    орфографическая подготовка, устное составление всего связного текста
    и его последующая запись в тетради. При такой методике проведения
    сочинений остаются невостребованными живая мысль ребенка,
    собственное отношение к предмету высказывания, эмоциональное
    самовыражение, работы получаются похожими одна на другую.
    С первого дня
    пребывания ребенка в школе весь процесс по системе развивающего
    обучения подчинен задаче достижения оптимального общего развития
    каждого ученика, составной частью которого является развитие связной
    речи.
    Активная речевая
    деятельность вырастает из потребности рассказать о своих
    впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая
    потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка
    наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами,
    богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство
    многогранности методики. С наибольшей силой внутренне мотивированное
    будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует
    атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому.
    С языковой точки
    зрения в методике развития речи принято выделять три направления:
    работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием
    и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание
    нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к
    синтаксическому; работа над связной речью.
    Для речевой
    работы в учебниках по русскому языку используются тексты,
    сопровождаемые первоначальными сведениями о монологе и диалоге.
    В 1—2 классах раскрываются
    основные признаки текста: целостность и законченность сообщения
    (единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, строение
    (структура) текста, его связность и членимость на микротемы —
    абзацы). Указанная работа должна служить осознанному подходу
    учащихся к написанию сочинений. Прежде всего нужно учить детей
    находить основную мысль в готовом тексте.
    В задачу обучения написанию
    сочинений входит обогащение речи школьников средствами образности
    на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов,
    антонимов, эпитетов, фразеологизмов, данных в упражнениях
    учебников. На уроках русского языка дети получают представление
    о стилях речи (разговорный, научно-деловой, художественный),
    о типах речи (повествование, описание, рассуждение). Все эти
    сведения о речи должны помогать в работе над сочинениями и
    служить совершенствованию умений их написания.
    Одним из важных
    источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений
    во 2 классе являются экскурсии.
    Вот в первые дни
    сентября первоклассники идут на первую экскурсию в парк,
    останавливаются на аллее (на поляне, у пруда, на опушке и т. п.).
    — Посмотрите на
    небо, — говорит учительница.
    — Ой, глазам
    ярко!
    — Солнце слепит!
    — Оно как
    золотое!
    Затем дети
    всматриваются в небо. Одним оно кажется синим, другие уточняют:
    «Небо голубое», а кто-то видит его белым. Нужно помочь детям
    увидеть, что небо над ними светлое, вдали голубое, безоблачное и
    очень высокое. Предложить вдохнуть воздух и помочь найти точные
    слова: воздух свежий, теплый, чистый и прозрачный.
    Потом рассматриваются деревья и кусты, листва, трава, цветы,
    насекомые. Ребята слушают голоса птиц. Наконец, можно определить
    время года — ранняя осень. Дети находят сохранившиеся приметы лета и
    подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и
    сравнение — необходимые приемы активизации мыслительной и речевой
    деятельности учащихся, диктуемые свойством многогранности.
    На экскурсии в
    природу дети придут и в разгар осени, и в позднюю ее пору, попробуют
    потоптаться по насту и потом здесь же увидят, как «змейкой вьется по
    земле легкая поземка». На знакомых местах они порадуются первым
    проталинам и первой травке, приходу весны и началу лета.
    Много
    интересного дети могут увидеть во время коротких экскурсий на
    школьный двор: осенью послушать шуршание листвы, зимой разглядеть
    изморозь, иней, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а
    весной следить за капелью, набухающими почками тополя и березы.
    Совместные
    наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным
    наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.
    Особенно много
    экскурсий должно быть в первые два года обучения. Детям необходимо и
    интересно знать все: как работает башенный кран на стройке,
    снегоочистительные машины, как делаются игрушки на фабрике, как
    автоматы замешивают, пекут и заворачивают печенье, как печатаются
    книги, работает почта, как выдают информацию компьютеры, как
    взлетают и садятся самолеты, как работают сельскохозяйственные
    машины на полях, как выращивают телят на ферме, как шьют костюмы для
    артистов цирка и т. д.
    В самой школе
    проходят утренники, сборы, встречи с интересными людьми. Также
    необходимо водить детей в театры, музеи, на выставки.
    Все впечатления
    школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребенка появляется
    естественная потребность поделиться своими новыми знаниями,
    открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в
    рисунке, игре и, конечно, в слове.
    Дети хотят
    говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет
    реализацией свойства вариантности методики, т. е. обеспечения
    активного участия на уроке всех учеников с учетом возможностей
    каждого. Задача учителя — научить их пользоваться словом, учить речи
    точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и
    выразительной. Такое учение, в процессе которого накапливается
    некоторый навык устных высказываний, является непременной основой
    перехода от устной речи к письменной с элементами литературного
    творчества.
    На первых порах
    во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам
    задание: составить несколько предложений на определенную тему, чаще
    всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе. Например:
    «Осенний воздух», «Снег на солнце», «Капризный апрель» и т. д. Дети
    пишут эти небольшие работы без всяких подсказок. Кроме указанных
    заданий, нужно практиковать сочинения-миниатюры: «Опиши цветок»
    (любой, по своему выбору) и др.
    Исключительное
    значение имеет разбор сочинений. Учитель читает, дети слушают и
    участвуют в обсуждении. Отмечается в первую очередь умение
    рассказать в сочинении о своем восприятии темы, избегая
    общеизвестных описаний. При этом условии сочинения будут отличаться
    своеобразием. Чтение и обсуждение написанных работ преследует прежде
    всего цель привить любовь к искусству слова и желание писать.
    Случается, что ребята составляют рифмованные предложения.
    Приведем примеры работ на тему «Снег
    на солнце».
    Володя Н. «Когда
    на снег падает луч солнца, то кажется, что снег начинает играть
    красками. Он становится то ослепительно белым, то розовым, под
    деревьями — синим».
    Настя П. «Лучик
    проскользнул сквозь тучи, осветил землю и зажег на снегу веселые
    маленькие искорки».
    Алена Л. «Снег
    на солнце засверкает
    Белым, синим огоньком
    И под елочкой струится
    Серебристым ручейком».
    При разборе сочинений можно записать
    на доске предложение из работы на тему «Осень» и коллективно
    поработать над ним: Осенний воздух пахнет опавшими листьями.
    Надо попробовать уточнить, когда и как пахнут опавшие осенние
    листья. Ребята предлагают варианты:
    — В разгар
    осени…
    — В разгар
    листопада…
    — Во время
    листопада…
    — Когда листья
    падают дождем…
    — Когда
    наступает (начинается, приходит) листопад…
    Варианты к слову
    пахнет,
    которые назвали дети:
    — Воздух
    наполняется запахом…
    — Воздух
    пропитан…
    — Воздух
    наполнен…
    — Воздух насыщен
    запахом свежим и сырым…
    — Я жадно
    вдыхаю…
    — Я наслаждаюсь…
    В результате
    всех поисков дети составляют предложение: Когда приходит
    листопад, воздух наполняется свежим и сырым запахом опавших листьев.

    Наиболее важен
    здесь сам процесс работы над словом и предложением, поиск,
    вариативность. Но еще важнее то, что благодаря свойству
    процессуальности развитие речи идет как непрерывный процесс
    коллективного познания, в который включаются живая мысль и чувства
    каждого ученика.
    Говоря об
    экскурсиях как источнике детских сочинений на основе наблюдений,
    нужно остановиться на последовательности шагов учителя в организации
    работы над сочинениями. Выше было сказано, что дети пишут сочинения
    без непосредственной подготовительной работы на том уроке, который
    отводится для его написания. Но до написания сочинения после
    проведенной экскурсии, не допуская большого разрыва во времени между
    экскурсией и сочинением, в классе проводится обмен впечатлениями об
    экскурсии с акцентом на выбранное учителем направление обсуждения
    (его темы). После такого обсуждения детей предупреждают, что на
    следующем уроке они будут писать сочинение на основе проведенной
    экскурсии. Тему сочинения учитель сообщит на уроке.
    Работая над
    сочинениями по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они
    стремятся, по каким показателям оцениваются их работы:
    1) соответствие теме; 2) полнота и последовательность изложения;
    3) не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а
    самостоятельность, свое понимание, собственные чувства и свой
    рассказ, т. е. творчество; 4) стилистическая и орфографическая
    грамотность.
    Учитель доводит эти требования
    до учащихся на понятном им языке. Нужно объяснить, в частности,
    что требование стилистической грамотности предполагает следование
    в описании выбранному стилю речи. Если, к примеру, в сочинении
    дети используют художественное описание, то не следует включать
    какие-либо научные (предметные) сведения, так как происходит
    смешение стилей речи. А такие случаи бывают. Вот сочинение
    Ани К. на тему «Моя снежинка»1:
    «Однажды я поймала снежинку. Она была похожа на плюс, только
    с иголочками. Снежинка переливалась розовым, белым и голубым
    цветом. А теперь я хочу рассказать о ее путешествии.
    На облаке родилась снежинка по имени Плюсик. Когда она выросла,
    полетела на землю и опустилась на подоконник нашего класса
    и смотрела, как дети занимаются математикой. А потом
    началась оттепель, и Плюсик растаяла, превратилась в капельку,
    потом в пар, а затем вернулась в свой дом на облако». Как
    видно, заключительная часть представлена в форме научно-делового
    описания, что не соответствует сказочному сюжету.
    Значительную
    помощь в уяснении учащимися стилей, типов речи, изобразительных
    средств языка, способов анализа готового и создаваемого текстов
    окажут, кроме наших учебников русского языка, тетради на печатной
    основе, прилагаемые к учебникам, и методические рекомендации к
    тетрадям (М.: Центр общего развития).
    Но вот сочинения
    написаны. Учитель проверяет их. Стилистические погрешности
    исправляются прямо по тексту. Что касается орфографических ошибок
    (естественно, что второклассники могут испытывать затруднения в
    написании некоторых слов), то ученик может проверить работу,
    используя свой словарик или орфографический школьный словарь.
    Обращение к словарю позволяет ребенку сосредоточиться на работе с
    текстом.
    Орфографические
    ошибки на непройденные правила следует исправлять учителю, а ошибки
    на изученные правила помечать для последующей работы над ошибками.
    Иногда можно сообщить в предварительном виде (без грамматического
    обоснования) некоторые правила написания, например о написании
    -тся
    и -ться
    в глаголах, проверяя подстановкой
    вопросов: что делает? (кружится),
    что делать? (кружиться).
    Ошибки, допущенные учащимися, целесообразно включать в зрительные
    диктанты. При проведении зрительного диктанта дети должны
    внимательно всматриваться в написание слов в течение короткого
    времени (примерно 10—12 с). Зрительный диктант записывается в
    тетрадях по частям, а затем, когда учитель открывает запись на
    доске, проверяется учащимися. Ошибочно написанные слова или буквы
    можно аккуратно зачеркнуть, дети не должны бояться делать
    исправления.
    После проверки
    сочинений учителем наступает этап их обсуждения в классе. Учитель
    дает общую оценку выполненной работы (щадящую, поощрительную). Затем
    зачитывает 2—3 удачных, по его мнению, сочинения и привлекает детей
    к обсуждению, побуждая их высказываться в соответствии с теми
    показателями-требованиями, которые приведены выше.
    Можно зачитать
    отдельные удачные выдержки из ряда сочинений, стараясь охватить
    обсуждением возможно большее число работ. И на этом этапе дети
    высказывают свои суждения.
    В ситуации не
    очень удавшихся сочинений не нужно персонально называть авторов.
    В этом случае можно выписать на доске 1—2 неудачных предложения,
    выражения и разобрать, в чем их недостатки. Например, в сочинении
    «Зима и весна» (в конце учебного года) ученик написал о зиме:
    «Посыпался пушистый снег. Зимой солнышко светит мало. Щеки у них
    красные, как яблоки». Здесь налицо непоследовательность описания,
    «скачки мысли», а образное сравнение не на месте.
    В другом
    сочинении на ту же тему: «Когда они покатались с горки, они стали
    играть в снежки и лепить снежные бабы». Учитель спрашивает детей,
    как лучше написать (повторяется слово «они», вряд ли на самом деле
    лепили нескольких снеговиков).
    Среди сочинений
    есть немало работ, в которых ярко проявляется настроение детей,
    эмоциональное отношение к событию, ребята подмечают превращения в
    окружающей природе.
    Дима Ф. написал сочинение о снежинках:
    «Почему снежинки бывают разные? Потому
    что они, когда летят, тогда попадают в холодную тучу. Там с ними
    происходят загадочные вещи, и они падают на землю. Об одной из них я
    хочу рассказать.
    Однажды я шел по
    улице, падал тихий снег. Я остановился, протянул руку. На варежку
    упало несколько снежинок, но одна из них была загадочно красива.
    Казалось, что это звездочка, упавшая с неба. Ее лучи были покрыты
    колючками. Вот какая была красивая снежинка! Жалко, что она
    растаяла».
    Какое прекрасное
    сожаление, заставляющее читателя проникнуться таким же настроением!
    А вот сочинение
    на тему «Весна» Гали А.:
    «Ах, какая
    радость! Лед на Волге тронулся! Вода в Волге мутная. По мутной воде
    плывут громадные льдины.
    Прилетели грачи.
    Они вьют гнезда. Один грач летит, и у него в клюве веточка. Хорошо
    весной!»
    Ведь заметила!
    Веточка в клюве! А ледоходу как радуется! И как сумела выразить свой
    восторг!
    Вместе с духовным ростом ребенка
    качественно меняется его устная и письменная речь по
    содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности,
    больше проявляется индивидуальность автора. Все эти изменения можно
    проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей
    дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: «Мои
    друзья», «Любимые игры», «Мое любимое занятие», «Как я провожу
    выходной день (каникулы)», «Мои трудовые обязанности в семье (как я
    помогаю дома, что я умею делать)», «Мой дом (моя улица, мой двор)»,
    «Мои рыбки (хомячки, кошка, собака, попугай)», «Зима и весна»,
    «Снежинки», «Природа весной», «Что мне рассказала капелька дождя»
    и т. д. — на выбор учащихся.
    Приведем сочинение «Моя любимая
    игрушка»: «У меня есть зайчик Петя. Я его очень люблю. Весь он
    серый, только кончики лап белые. Уши у него очень длинные. У него
    красные глазки и носик. Носик ему вышила я. Потому что нос у него
    оторвался. А кончики лап закругленные».
    Задача работы
    заключалась, возможно, в более точном описании предмета. В данном
    сочинении несколько нарушена последовательность описания (о лапах в
    начале и в конце). Но в сочинении отчетливо проявляется соответствие
    задаче, направленность внимания на точное описание наблюдаемых
    признаков, их сравнительную характеристику. И слова найдены точные,
    подходящие именно к данному предмету: кончики лап закругленные;
    весь он серый, кончики лап белые.
    Сама тема подсказывает выбор
    стиля и типа речи: деловое повествование с эмоциональным отношением.
    Видно, что учительница сумела развить у детей установку на
    наблюдение, что является основой развития наблюдательности как
    качества личности, а также на поиск речевых средств, чтобы выразить
    наблюдаемое в слове.
    На данном возрастном этапе дети любят
    загадочные, сказочные сюжеты, им нравится фантазировать и сочинять
    сказки. Тему может предложить учитель или дать задание придумать
    сказку на свою тему.
    Сочинение на самостоятельно
    придуманную тему «Солнце и тюльпан»:
    «Однажды
    выглянуло Солнце и увидало цветок небывалой красоты. Это был
    тюльпан. Он еще не распустился, но все равно был очень красив.
    Солнце спросило Землю:
    — Что это?
    — Это тюльпан, —
    отвечала Земля.
    — Но почему он
    такой грустный, не распускается?
    — Солнца мало, —
    отвечает Земля, — вредные жучки, паучки разъедают.
    — Будет ему
    тепло! — крикнуло Солнце.
    И теперь Солнце и
    тюльпан встречаются каждый день. Это пришло лето».
    Если учитель выбирает в качестве
    тематики сочинений придумывание сказок, то нужно дать детям
    некоторые разъяснения об особенностях сказочного сюжета.
    Из публикаций2
    следует, что сказка определяется как особый повествовательный
    жанр. Главным признаком сказок является их неправдоподобность,
    занимательность и развлекательность. Конечно, они имеют и
    воспитательное значение. Описываются жанровые разновидности
    сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отличительной особенностью
    сюжетной композиции сказок о животных является то, что в них
    широко используется диалогическая речь. Диалог потому так
    широко применяется в сказках, что он наделяет животных человеческими
    признаками (прежде всего речью). Нужно еще отметить, что характерным
    для сказки как жанра является само действие.
    Однако дети, не
    зная указанных особенностей, чувствуют жанр сказки, стремятся
    показать удивительное, невероятное, фантастическое в ее сюжете. Они
    придумывают действие и героев (как в приведенной сказке
    разговаривают Солнце и Земля).
    Фантазия детей
    проявляется и в других типах речевой деятельности, в частности в
    умении дать описание по выбору из предложенных тем.
    В классе были
    предложены темы о каникулах, о любимых домашних животных, о зиме.
    Ася К. и Аня Д. написали о снежинках.
    «Снежинки бывают
    разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются
    разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в
    виде звезды. У нее есть история. Когда она появилась на свет, ей мир
    показался большим. Она очень долго летала, и наконец ветер перестал
    дуть. Выглянуло солнце, и снежинка спустилась на землю. Был мороз.
    Она сверкала огоньками».
    «В среду, во
    время урока труда, мы всем классом пошли на прогулку. Шел снег.
    Учительница поймала на ладонь снежинку, и мы ее рассматривали.
    Я представила ее путешествие. Снежинка родилась на небе. Она любила
    мечтать, и ей очень хотелось увидеть сказочный мир. Незаметно
    налетел ветер, он подхватил Нельси, так звали снежинку, и она вместе
    с ним полетела над землей. Она была в восторге, что наконец-то
    исполнилось ее желание. Рядом с собой она заметила свою подругу
    Моли. Они порхали, кружились в воздухе и были очень счастливы. Мимо
    них проносились тысячи снежинок и падали на землю. Вот как интересно
    было двум снежинкам!»
    Первая работа —
    это описание снежинок, в котором используются образные сравнения: «в
    виде цветка, звезды, утенка и шарика», снежинки характеризуются по
    цвету. Описываемый, предмет в основном отражается в статике.
    Во втором
    сочинении — переход от действительности (на прогулке) к придумыванию
    путешествия снежинки. Здесь фантазия-описание соединяется с
    фантазией-повествованием (появляется сюжет, действие, герои, они
    показываются в динамике).
    Обсуждая с детьми эти сочинения,
    учительница подчеркнула указанные особенности, связав их с типами
    речи: в повествовании есть сюжет, в описании нет сюжета (действия).
    В исследованиях по развитию
    речи3
    указывается, что повествовательный текст насыщен формами глаголов
    прошедшего времени, они позволяют передавать последовательность
    действий. Эта их особенность играет роль в создании (написании)
    повествовательного текста, если учитель на примерах покажет
    преобладающие формы слов в этом типе текста и укажет, что
    не нужно смешивать употребление времен глагола в тексте. Например,
    в приведенном сочинении-сказке «Солнце и тюльпан» употребляется
    и прошедшее, и настоящее время глагола: «Солнце спросило»,
    но «отвечает Земля». Лучше придерживаться формы глагола прошедшего
    времени, так как описываются «бывшие» события: «Однажды…»,
    т. е. начало указывает на прошедшее время.
    Кроме сказок, детям нравится
    сочинять басни. В ходе обучения они узнают, что слово
    «басня» означает «говорить, рассказывать».
    Басня — это короткий рассказ, стихотворение. В баснях
    под видом животных изображаются люди, их недостатки. Поэтому
    басни имеют иносказательный, переносный смысл.
    Сочинение басен
    учащимся дается труднее: нужен конфликт и мораль басни.
    У Оли Л. басня называется «Роза и
    Воробей»: «Захотел Воробей подружиться с Розой, но Роза сказала:
    «Нет… Ты такой грязный и взъерошенный!»
    Однажды на Розу
    взобрался червяк. А Воробей пролетал мимо. Роза жалобно просила ей
    помочь, и Воробей позвал своих товарищей…» Но это басня, и Оля
    вынуждена изменить концовку: «Но Воробей ответил: «Ты не хотела в
    дружбе жить со мной, и я не помогу тебе в беде».
    Доброго и
    отзывчивого воробья пришлось переделать в строгого и злопамятного.
    Таковы законы жанра.
    Данный пример
    показывает, что детям при подготовке к сочинению нужно учиться с
    помощью учителя продумывать сюжет сочинения от начала до конца в
    соответствии с его жанром.
    Учитель организует работу по
    написанию сочинения заранее, включая знания о том литературном
    жанре, над которым предстоит работать на уроке сочинения
    (ознакомление с понятием «жанр» на неоднократном разборе
    произведений разных жанров).
    Сочинения как
    показатель
    продвижения ребенка в развитии

    Анализ сочинений имеет важное значение
    не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей.
    Обычно применительно к начальной школе указываются такие критерии
    качества сочинений, как последовательность и логическая связь
    мыслей, стилистически грамотное изложение. Нет сомнения, что такие
    критерии качества сочинений, как последовательность, логичность
    изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не
    менее важны и такие показатели качества сочинений, как их
    эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Если
    учитель в сочинениях учеников своего класса обнаруживает ростки
    разностороннего развития детей — не только их ума (мышления,
    наблюдательности), но и формирования чувств, это и будет
    свидетельствовать о продвижении учащихся в общем развитии.
    Рассмотрим
    сочинения на тему «Мои друзья». Мы выбрали для анализа сочинения
    учащихся разных групп по успеваемости в конце учебного года.
    Валя М. (слабая
    по успеваемости) — «Мои друзья, товарищи».
    «Моих друзей очень много. Но самые дружные — это ребята нашего
    класса Лена, Таня и Валя. Однажды мы гуляли во дворе. Около котельни
    была яма, и там был уголь, который ссыпался в котельню. У меня
    что-то упало, и я полезла доставать и застряла, а Таня вытащила
    меня. Конечно, у меня ноги были в угле, но было тепло, солнце
    высушило уголь, он стал хорошо очищаться, и мама об этом не узнала.
    Конечно, бывают случаи, когда мы поссоримся, но бывает это очень
    редко. Юра мне тоже друг. Вот, например, вчера я не знала, что
    написано по естествознанию. Он дал мне тетрадь, и я теперь не получу
    замечание».

    Женя Л.
    (слабый
    ученик) — «Мой друг».
    «У меня есть мой друг Игорек. Он
    никогда не оставляет меня без внимания. Я часто дерусь с ним, но на
    следующий же день он меня прощает и остается со мной заниматься.
    Иногда на уроке он решит задачу, и я его прошу помочь мне, и он
    помогает. Один раз я не записал домашнее задание, а Игорь сказал мне
    недовольно: «Вот какой у меня товарищ».
    Игорек часто
    болеет, и мне очень жалко, что он мало ходит в школу, но если он
    придет, то быстро догоняет ребят».
    Нина Ф. (слабая
    ученица) — «Мои друзья».
    «Я не помню, как и где познакомилась с
    Галей и Верой. Но я радуюсь, что дружу с ними. Они честные и
    скромные. Они помогают мне в учебе. Мне они самые близкие друзья в
    классе.
    Когда мы
    поссоримся, то только на пять минут, а потом опять начинаем
    разговаривать. Скоро каникулы, но я не хочу расставаться с ними.
    У меня есть
    плохие черты, поступки. Я обязательно исправлюсь за это лето. Чем
    больше мы растем, тем больше дружим».

    Леша М.
    (средний
    ученик) — «Мои друзья и наши приключения».
    «Мой друг, по-моему, самый хороший,
    это Юра. И еще я дружу с Наташей, но не так, как с Юрой. С ним я
    дружу давно и знаю, что он хороший товарищ, он у меня проверенный.
    Вот один случай.
    Мы играли в мяч. Я сильно ударил, и мяч улетел в другой двор.
    Я залез на забор и стал смотреть, куда он попал. Оказалось, что он
    попал в корзинку, которую несла старушка. А когда бабушка пришла к
    нам во двор жаловаться, Юра попросил прощения, хотя и не он бросил
    мяч».

    Нина X.
    (средняя
    ученица) — «Мои друзья».
    «В классе у меня подруга Ира. Мы с ней
    дружили до школы. Играли, кушали друг у друга. И нас было не разлить
    водой. У Иры и у меня был разный характер, и мы ссорились, но сразу
    мирились и забывали, из-за чего поссорились. Часто мы просто
    уступали друг другу, потому что игры были интересные. Мы ходили в
    рощу, там играли в прятки. В роще было очень хорошо: деревья стояли
    зеленые, а солнце грело очень тепло, даже я бегала в одном платье.
    Иногда моя
    бабушка диктовала диктанты, а мы их писали, соревнуясь, у кого
    меньше ошибок».
    Вера С. (средняя
    ученица) — «Мои друзья».
    «У нас в классе все ребята дружат и
    все по-своему хороши, у каждого есть своя черта. Некоторые ребята
    переехали и не пришлют даже открытку, а это очень плохо, значит, они
    забыли нас.
    У нас бывает
    очень интересно: утренники, эстафеты: кто вперед пришьет пуговицу,
    вденет нитку в иголку, зашнурует шнурок, тот и выиграл. А еще мы
    пели и танцевали. Но время пролетело, и наш маленький утренник
    кончился. Мы вышли на школьный двор. Там было очень красиво. Деревья
    стояли в зеленых платьях, как будто весна-портниха одела их».

    Саша Р.
    (сильный
    ученик) — «Мои товарищи».
    «Я дружу с тремя ребятами. Это Боря,
    Женя и Володя. Но Борю почему-то не все ребята любят. Правда, у него
    вспыльчивый характер, но все равно с ним интересно. До школы я их не
    знал, но в классе я с ними подружился. Мы не только вместе играем в
    разные игры, но и читаем книжки. А когда гуляем, особенно зимой, то
    строим пещеры из снега, катаемся на санках с горки, на коньках на
    маленьком дворовом катке. А еще мы любим догонять друг друга. Вовку
    очень трудно догнать. И тут я немножко хитрю: я просто бегу за ним,
    а когда он устанет, я его и хватаю».

    Оксана Д.
    (сильная
    ученица) — «Мои друзья из класса».
    «У нас в классе очень хорошие ребята,
    отзывчивые, всегда помогут и за добро всегда отплатят добром.
    Я дружу с Зоей. Мне хочется, чтобы она хорошо училась. Я ей помогаю,
    и она стала лучше писать. Мне в ней нравится ее доброта. Она отдает
    все последнее, что у нее есть. Она очень веселая и отзывчивая, и
    поэтому я ее люблю».
    Лена С. (сильная
    ученица) — «Наши ребята».
    «Когда я утром
    вхожу в класс, то слышу, что все кричат и смеются. И мне тоже
    становится весело. И все неплохо ко мне относятся. Вот, например,
    Галя. Она мне нравится всем, но она чересчур серьезная.
    За ней сидит
    Нина. Это очень скромная, застенчивая девочка. Боря — умный мальчик,
    но вспыльчивый. Чуть что не по его, он сразу в ход пускает руки.
    Потом идет Верочка. Я ее давно знаю, и она мне никогда не грубила,
    как некоторые. Потом вижу очень веселого мальчика, это Володя. Он
    честный, никогда не обманывает. Мне он этим нравится. Потом видна
    голова Оксаны. Она мне нравится всем, но особенно своей простотой.
    С ней так легко!»
    Как видно из сочинений, работы
    отличаются довольно тонкими наблюдениями характеров и душевных
    качеств. В них мы встречаемся с критическими замечаниями и
    самокритикой. Детям присущи прямота, искренность и
    непосредственность чувств.
    Ребята рисуют
    образы своих друзей, насыщенные переживаниями различных эмоций. Хотя
    прямо дети не говорят, но видно, что они ценят справедливость,
    взаимопомощь, честность. Например, Женя с чувством нежной
    признательности за внимание и требовательное отношение говорит о
    своем друге Игоре.
    Все это
    свидетельствует о постепенном развитии у школьников осознанного
    подхода к оценке качеств личности. Эта оценка выражается пока
    по-своему, по-детски. Но это указывает на подлинность испытываемых
    чувств, побуждающих к размышлениям, выводам, оценке своих поступков
    и поведения товарищей. Ребята с чувством гордости отзываются о своих
    друзьях, выражают чувство привязанности к ним.
    Некоторые дети с
    увлечением пишут о своих приключениях. От окружающего мира они ждут
    чего-то нового, необычного, интересного.
    В сочинении
    ученицы Лены совершенно другое мироощущение. Вот она рисует картину
    обычных, ежедневных встреч в классе. В этом описании сквозит
    радостное чувство близости к своим товарищам, от которых ей
    передается хорошее, веселое настроение, и проявляется
    доброжелательное, но в то же время критическое отношение к друзьям.
    В работах
    учащихся разнообразные по построению предложения — это говорит об
    успехах школьников. Следует также сказать о характере использования
    языковых средств. Язык разнообразный, встречаются уместные образные
    сравнения (деревья в зеленых платьях,
    весна-портниха, не разлить водой
    ). Хотя сочинения написаны на одну тему, они все разные по
    конкретному содержанию.
    Рассмотренные
    факты указывают на существенные результаты в общем развитии
    учеников.
    В чем это
    проявляется?
    Материал
    сочинений свидетельствует о развитии эмоциональной сферы учащихся.
    Явления, с которыми дети сталкиваются в жизни, в учебе, не
    оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму их
    внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения
    наблюдать, проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе
    подмечаемых свойств. Соответствие теме, последовательность
    изложения, достаточно правильное построение предложений
    характеризуют мыслительную деятельность. Таким образом, сочинения
    указывают на результаты по всем трем основным показателям общего
    развития: наблюдательность, мышление, чувства.

  5. 1 Сочинение за что я люблю русский язык 2 класс сочинение на тему: Почему я люблю русский язык? Каждый из нас должен быть благодарным своему народу за родной язык. Для учащихся 2 класса работа по написанию сочинения разработки мои ученики неплохо. Сочинение для 1 класса – За что я люблю урок русского языка. Поделиться. Языки Ева Герасимова. 2 ответа Мар 2015 в 08:03 1 рейтинг. Люблю, когда Ася охотиться на меня из-за угла, она думает, что я мышка. 2 класс. Проект по окружающему миру на тему Что я хочу рассказать о Конкурсное сочинение на тему За что я люблю русский язык, занявшее. Русский язык Не стану я с братом своим за язык воевать, Нам лучше побольше горилки и свежей Щедрое народное наследство Я люблю красивый наш язык. Помогите написать сочинение на тему: зачем нужно учить русский язык для 4 класса сочинение Как устроить день рождение малышу 2 лет. Сочинение на тему Что такое весна?ученицы 2 класса МБОУ СОШ 8 п. Крутобережный Я люблю весну за лёгкость и радость, за то, что она дарит надежду на лучшее: на тепло, на свет, на солнце. Предмет: Русский язык. Мне было тринадцать лет, я заканчивала седьмой класс обычной школы Вдруг я люблю не русский язык и литературу, а Ирину Юрьевну? Он поставил мне тройку за первое сочинение и сказал: Я тебе ставлю КОНТАКТЫ , г. Москва, ул. Кржижановского, д. 13, корп. 2. Тел.: +7 (495) Сочинение за что я люблю русский язык 2 класс >>>Нажмите здесь<<< такая тема сочинения была предложена учащимся 4 класса гимназии 5 г. Кызыла. Свои За лето мы так соскучились по урокам русского языка и чтению сказок нашей учительницы. Я люблю тебя, русский язык, потому что ты нас учишь писать, читать, учить стихи. 2, image003 (image003.jpg), 1. одился я в лесном уторе за Кубенским озером и часть. 2 класс русский язык сочинение по картине зима пришла детство сочинения учащихся по темам: За что 2 я люблю зиму, Первый снег, сочинения по картине Тутунова. за что я люблю русский язык сочинение 6 класс 2 Аватар пользователя pakkristy Надо сочинение из 6-8 предложенийmotya слушать аудиокнигу похороните меня за плинтусом 2 ли дункан. Сочинение про маму для всех классов * Сочинение на тему Спасибо, Конкурсное сочинение на тему За что я люблю русский язык, занявшее призовое. Скачать к уроку начальной школы Сочинения детей 2 класс. ОРКСЭ Педагогика Природоведение Разное Русский язык Технология Физика Физкультура Химия Экология Экономика Мама садит нас за стол Для меня моя родина- это мой остров Ольхон. Я очень люблю свой край, здесь я. подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать любить, сопереживать, развивать интерес к изучению русского языка, 2. Актуализация опорных знаний. Прежде чем начать писать, я задаю себе Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга. Тема урока : Сочинение на тему Почему я жду летних каникул Цель: ученика, Поиск, Характеристика ученика Урок русского языка во 2 классе по ФГОС. Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь! II. Работа по теме урока. к своей бабушке в деревню Прелестное. Я очень люблю свою бабушку. Ведь я с нетерпением буду ждать следующего лета! Я ее очень люблю и она меня тоже. Лето так быстро пролетело, что я и не заметил как за мной 3 приехали спросил 10 Окт, 14 от аноним в категории Русский язык. Сочинение по картине 3 класс Почему я люблю встречать Новый Год Какой Возникновение языка Cочинение За что я люблю осень Какими звуками Судьба русской деревни (по роману Абрамова Братья и сестры) О чем плачут лошади (сочинение-отзыв) 2 Протест против равнодушия. сочинение почему я люблю лето для 2-класса. сколько хочу, ходить..рассказ Я люблю лето за самые длинные каникулы на. Русский язык. 12. Диктанты 2 класс по русскому языку. Язык, великолепный наш язык. наиболее реалистичные варианты заданий к урокам русского языка. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши. Найти сочинение, диктант, олимпиаду по русскому языку и литературе:. Квалификация - учитель русского языка и литературы. Специальность - II место - Кучина Ирина ( 7 Б класс ). Учитель: Конкурс сочинений на тему: Письмо матери ( 5-11 классами) За что я люблю русский язык. В 2015 году выпускникам 11 класса придётся, кроме привычного ЕГЭ по Каждый ребенок, который не имеет 2 за год, должен иметь право Ольга2.сочинение же по литературе.а не по русскому языку.я пробный(русский язык) писал Я не люблю литературу, мне больше близка математика и физика. В конце 9 класса я поняла,что хочу быть следователем. И русский язык в отличие от математики я очень люблю. Это моя сфера Два нерешенных номера в части С (2 и 5) и 2 из 3 баллов за С1 и С3 минус еще 8 баллов. Вон Хоббит есть в программе 5 класса. Не думаю, что ученику зарезали бы текущее сочинение (если их еще где-то пишут), если Я бы не сравнивала Хоббита и Поттера. Хоббит (и последующая за ним трилогия) - это По поводу внеклассного чтения: в 6, 7 и 8 классах - 2 урока литературы в неделю.

  6. УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
    По теме: Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания
    Цели, задачи урока:
    Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; обрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать  чувство свободы в общении, фантазию, воображение.
    Оборудование:
    Запись музыки Г. Свиридова «Метель», рисунки, Снеговик, таблички.
    ХОД УРОКА.
    Необычное начало урока по усмотрению учителя.
    Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.
    У:  Вы любите путешествовать, ребята? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?
    Д:  Да! Когда читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях, и путешествуем вместе с героями.
    У: А ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причём, чтобы попасть туда,  нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хотабыч, ни ковёр-самолёт.  Мы возьмём с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется Сочиняйка.  Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.
    Понятие  о значении корня –чин-.
    У: Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»? оказывается, что от старинного корня –чин-, что значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком». «Всё будет чин-чинарём».
    Задание: подберите родственные слова с корнем –чин-.
    У:  Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определённом порядке.
    Постановка целей урока.
    У: Тема урока и будет сочинение.
    У: Но раз уж мы решили отправляться в необычное путешествие, то запишем ещё одно слово: «фантазия».
    Работа над понятиями «текст» и «части текста».
    У: Сочинение это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определённым правилам. Вспомним их. (Ученики вспоминают правила, а в это время на доске открываются карточки  с названиями):
    Вступление.
    Основная часть.
    Заключение.
    – Какую роль играет каждая часть?
    6.  Определение темы сочинения.
    У:  Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка.
    – о каком времени года «говорит» музыка?
    Д: О зиме.
    У: В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, ребята, каким образом можно туда попасть?
    Д: – На санях Деда Мороза.
    – На снежинке.
    – На зимнем ветре.
    – На метле бабы Яги.
    А вот и первый житель Сочиняйки (учитель вывешивает плакат Снеговика). Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что … (звучит аудиозапись).
    Я – весёлый снеговик.
    К зиме холодной я привык.
    В Сочиняйке я живу
    И со всеми там дружу.
    Я каждый день смотрю вокруг:
    «Не придет ли новый друг?»
    Сильный и умелый,
    Да к тому же смелый!
    У: Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь интересное или какой-нибудь секрет. Предлагаю вам написать сочинение на тему: «Секрет снеговика». (Дети записывают в тетрадь тему сочинения)
    У: Каким будет тип текста?
    Ученики: Повествование с элементами описания.
    Определение содержания каждой части. Составление плана.
    – Что будет главным в сочинении?
    – Сам секрет Снеговика.
    – В какой части текста его запишем?
    – В основной.
    (Под табличкой « Основная часть» выставляется табличка «Секрет Снеговика»).
    У: – Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?
    Ученики: Во вступлении. (Под табличкой «Вступление» появляется табличка   «Встреча со снежным человечком»).
    У: У каждого на парте есть свой снеговик, которого мы изготовили на уроке труда. У каждого из них свой характер, своё настроение. Опишите их! Только скажите, где следует это записать?
    Ученики: В заключительной.
    У: Какие чувства вам принесло новое знакомство?
    (Ответы детей. Появляется табличка: «Как хорошо иметь друга!», которая завершает план. На доске появляется план сочинения.).
    План  сочинения.
    Вступление. Встреча со снежным человечком.
    Основная часть.
    а) Как выглядит новый знакомый?
    б) Секрет Снеговика.
    3.  Заключение. Как хорошо иметь друга!
    8. Работа над средствами выразительности письменной речи.
    У: Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи: сравнение. Именно они позволяют представить вашего Снеговика ярче.
    9. Запись сочинения.
    У: Желаю вам интересного путешествия и жду ваших рассказов.
    (Дети пишут сочинение на фоне спокойной классической или инструментальной музыки.)
    10. Обсуждение сочинений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *