Без знаков препинания письменный текст труден для восприятия, поэтому пунктуация имеет четкое назначение —- донести до читателя смысл написанного таким, каким он виделся автору.
Попробую доказать эту мысль на примерах из прочитанного текста.
В сложном предложении 31 одиночная запятая стоит между его синтаксически равнозначными частями и выполняет отделяющую функцию. В данном случае это ее место и роль.
А вот восклицательный знак, завершая предложение 54 («Молодец, Жуков!»), передает еще и его эмоциональную окраску: учительница восхищена сочинением Вовки, его рассуждением о таланте и доброте.
Поэтому считаю справедливым утверждение современного ученого С.И. Львовой о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Вариант 2
Все знаки препинания нужны для того, чтобы передать на письме особенности строения предложений, их интонацию.
Также они указывают на смысловое членение речи, делают письменный текст простым и понятным для восприятия. У каждого из них свое место в предложении и своя роль.
Думаю, именно это имела в виду ученый С.И. Львова, когда писала о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Докажем эту мысль на примерах из предложенного текста.
Например, двоеточие в бессоюзном сложном предложении 4 указывает на то, что часть предложения после него связана пояснительными смысловыми отношениями с частью предложения перед ним, и читатель понимает, почему Вовка Жуков сидел в одиночестве на последней парте. А в предложении 41 этот же знак сигнализирует о причинных взаимоотношениях частей данной сложной синтаксической конструкции: Катя уже похвасталась своим талантом вышивать, а потому и скучала, ведь остальные ребята и их дарования ее не интересовали.
Следовательно, определение роли знаков препинания, предложенное лингвистом С.И. Львовой, полностью соответствует назначению пунктуации. Вариант 3
Каждый пишущий стремится к тому, чтобы его правильно поняли, и без знаков препинания в этом случае ему не обойтись: они помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними и внутри них, могут отражать эмоции автора.
Например, точка в конце предложения 30 не только свидетельствует о завершенности высказывания, но и отделяет его от последующего предложения в тексте.
А вот запятые в предложении 30 являются выделяющими знаками: с их помощью обозначен причастный оборот.
Значит, права была ученый С.И. Львова, когда утверждала, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер». Текст для работы
(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберется на чаепитие, и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнера по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо успевал, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не волновало его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня- троечник.
(6)— Ну, а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
(8)— Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. (11)— Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила ее очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живешь».
(14)— Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
— Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашелся!
— Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
— Только для этого Жуку придется тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п- правда, Ж-ж-жук?
Вовка сдернул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
— Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
Никто из нас не сомневался в том, что, несмотря на издевки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась. (24)А еще Катя вышивала живописные букеты, которые в рамках дарила учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: «Е.Н. Лебедева». (25)Она хвасталась, что дома у нее целая коллекция («Мой восхитительный сад» — так она называла ее), и один папин коллега даже обещал организовать выставку ее работ. (26)Однажды Катя принесла несколько вышитых картин в класс и долго потом восхищалась: «Кажется, что цветы живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: ее сад был действительно прекрасным.
Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвященных ее таланту.
3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесенную нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать. (34)Она дождалась, пока мы обратим на нее внимание, и сказала учительнице: «Вова слег с гриппом и не смог прийти. (35)Он попросил передать вам сочинение».
(36)— О! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. (38)— Ода Лебедевой, часть вторая!
(39)Мы повернулись к учительнице, которая стояла у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть ее новую вышивку, иллюстрировавшую рассказ подруги о таланте красавицы.
(42)Тамара Ивановна разгладила в руках листок с сочинением:
«Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь.
(44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря рй, я понял, что в нем главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен ее талант. (48)И особенно прекрасны ее цветы…»
— Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.
«…цветы, которые она высадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мертвые цветы, которые даже не пахнут…».
Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:
— Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
(По О. Павловой )
Если интонация выражает смысл высказывания в устной форме, то пунктуационные знаки – в письменной. Например, точка выражает законченность предложения, а многоточие – паузу или незаконченную мысль. Вопросительные и восклицательные знаки служат для выражения интонации в зависимости от цели высказывания. Вопросительный знак в конце предложения указывает на вопрос, восклицательный – на более широкий спектр эмоций (приказ, восхищение, удивление, восторг, мольбу и т.д.)
Запятая служит разделителем нескольких предложений в составе сложного, используется при перечислении однородных членов, обособляет различные обороты речи, вводные слова и предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова. Тире выделяет или разделяет предложения друг от друга, а также используется в качестве связки. В зависимости от смысловой нагрузки предложения знаки препинания в нем могут «подменять» друг друга. Например, «проснешься пораньше – приготовишь завтрак» (указаны причинно-следственные связи). Или «проснешься пораньше, приготовишь завтрак» (одно действие идет за другим). Иногда запятые ставят между определениями, которые предшествуют определяемому слову, чтобы показать их однородность. Например, «из леса донесся громкий, раскатистый рык».
Точка с запятой связывает два или несколько распространенных предложений в составе сложного. При этом предложение, в котором членение на небольшие смысловые части происходит с помощью точки с запятой, имеет в итоге законченный смысл. Например, «После Южной Африки просто дух захватывает, до того манера говорить стремительна; но мысли примерно те же, какие бывали у Холли в юности, только разрезанные на кусочки автомобилями и телефонными звонками». (Дж. Голсуорси)
Двоеточие помогает разделить основное предложение от последующего перечисления или разъяснения главного предложения. Например, «Возьмите хоть эту забастовку: мы здесь бессильны.» (Дж. Голсуорси) или «Этим летом мы посетили много городов: Тольятти, Астрахань, Челябинск». Кроме того, на письме двоеточие вводит в прямую речь, которая отделяется от слов автора кавычками и запятыми. Знаки препинания используются и внутри прямой речи. Они наделяют реплику интонацией говорящего.
Лингвистическое сочинение
Зачем нужна пунктуация?
Каждый ученик знаком со знаками препинания: точкой, запятой, тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для выражения различной интонации и выделения смысловых оттенков.
Давайте представим себе, что знаки препинания отменили. Что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Роль запятой была роковая.
Если бы в предложенном нам тексте не было бы тире (предложения №5 – №10), то мы не поняли бы, что перед нами диалог. Кроме того, в тексте множество восклицательных знаков (предложения №4, №8, №12). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.
Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для точного выражения своих мыслей и разнообразных чувств обязательно использует знаки препинания.
Какова роль знаков препинания в тексте?
Очень часто на вопрос о роли пунктуации как системы знаков препинания в русском языке люди отвечают по-разному. Многие считают, что без правил пунктуации можно обойтись. Я же считаю, что роль знаков препинания в речевой практике чрезвычайно важна.
В соответствии с коммуникативными задачами и пунктуационными нормами они выполняют две основные функции: смысловую и интонационную, облегчая понимание письменного текста и помогая выразить темп, ритмику и мелодику речи.
Рассмотрим, например, предложение №5: «……..». Здесь восклицательный знак интонационно разделяет это предложение и последующее, а также указывает на эмоциональную напряженность предложения №5.
Знаки препинания несут и смысловую нагрузку. Попробуем представить, что из предложения №7 исчезнут все знаки препинания. Тогда оно превратится в простой набор слов, лишенных смысла.
Значит, без пунктуации в языке не обойтись, так как знаки препинания помогают нам выражать свои мысли ясно и точно.
Запятые
Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
Без запятых на письме не обойтись, так как они не только расставляют эмоционально-интонационные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.
К примеру, в предложении №1 запятые помогают воспринимать и понимать информацию. Они разделяют однородные члены предложения, благодаря этому нам ясна смысловая связь между словами.
А в предложении №15 запятые помогают соблюдать правильную интонацию при чтении. Они выделяют обращение, а в устной речи мы используем звательную интонацию.
Итак, без запятых мы не сумели бы точно, ясно и понятно выразить свои мысли.
Двоеточие
Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания. Верно расставленные знаки препинания помогают прочесть и понять текст. Все они, в том числе и двоеточие, выполняют две функции: смысловую и интонационную.
Так, в предложении №8 двоеточие интонационно разделяет два простых предложения в составе сложного бессоюзного, в устной речи в конце сложного предложения мы используем интонацию разъяснения предыдущей части высказывания.
Двоеточие несёт и смысловую нагрузку. Если в предложении №4 вместо двоеточия поставить запятую, тогда обобщающее слово встанет в один ряд с однородными членами и потеряет обобщающий смысл.
Следовательно, двоеточие – очень важный пунктуационный знак препинания, без которого смысл высказывания был бы не ясен.
Восклицательный знак
Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. Восклицательный знак, как и другие знаки препинания, выполняет важные функции: интонационную и смысловую.
Во-первых, с помощью восклицательного знака мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность… Это можно заметить в предложении №3: «…!» Здесь восклицательный знак показывает, как сильно обрадовался герой.
Во-вторых, восклицательный знак помогает понять смысл высказывания. Если в предложении №6 знак завершения заменить на вопросительный знак, то смысл предложения изменится с утвердительного на вопросительный.
Таким образом, мы видим, что восклицательный знак обеспечивает пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.
Тире
Можно ли представить письменную речь без тире? Так ли нужны нам эти непонятные палочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них, облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Я считаю, что роль тире в речевой практике очень важна.
Тире, как и другие знаки препинания, помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Вот предложения №9 – №15, в которых тире используется для оформления диалога, нам ясно, кто из героев произносит определённые реплики.
Кроме того, тире выполняет и интонационную функцию. Например, в предложении №14 с помощью тире указывается на то, что в высказывании есть пропуск слова. Когда мы будем произносить это предложение, то обязательно сделаем паузу на месте тире.
Итак, тире – это не просто палочка, а очень важный знак препинания, без которого сложно обойтись.
«На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении («Но как он их преподносил!..» ) обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что он преподносил даже самые простые цветы как-то по-своему, необыкновенно.
Или в предложении («Без телевизора, музыки, обжорства» ) задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена.
Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания.
Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации» .
«Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
Вот предложение текста: «А какие тогда можно было купить цветы? » Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.
Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения …).
Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении …например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении …запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.
Так что знаки препинания на письме необходимы».
Без знаков препинания письменный текст труден для восприятия, поэтому пунктуация имеет четкое назначение —- донести до читателя смысл написанного таким, каким он виделся автору.
Попробую доказать эту мысль на примерах из прочитанного текста.
В сложном предложении 31 одиночная запятая стоит между его синтаксически равнозначными частями и выполняет отделяющую функцию. В данном случае это ее место и роль.
А вот восклицательный знак, завершая предложение 54 («Молодец, Жуков!»), передает еще и его эмоциональную окраску: учительница восхищена сочинением Вовки, его рассуждением о таланте и доброте.
Поэтому считаю справедливым утверждение современного ученого С.И. Львовой о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Вариант 2
Все знаки препинания нужны для того, чтобы передать на письме особенности строения предложений, их интонацию.
Также они указывают на смысловое членение речи, делают письменный текст простым и понятным для восприятия. У каждого из них свое место в предложении и своя роль.
Думаю, именно это имела в виду ученый С.И. Львова, когда писала о том, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Докажем эту мысль на примерах из предложенного текста.
Например, двоеточие в бессоюзном сложном предложении 4 указывает на то, что часть предложения после него связана пояснительными смысловыми отношениями с частью предложения перед ним, и читатель понимает, почему Вовка Жуков сидел в одиночестве на последней парте. А в предложении 41 этот же знак сигнализирует о причинных взаимоотношениях частей данной сложной синтаксической конструкции: Катя уже похвасталась своим талантом вышивать, а потому и скучала, ведь остальные ребята и их дарования ее не интересовали.
Следовательно, определение роли знаков препинания, предложенное лингвистом С.И. Львовой, полностью соответствует назначению пунктуации.
Вариант 3
Каждый пишущий стремится к тому, чтобы его правильно поняли, и без знаков препинания в этом случае ему не обойтись: они помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними и внутри них, могут отражать эмоции автора.
Например, точка в конце предложения 30 не только свидетельствует о завершенности высказывания, но и отделяет его от последующего предложения в тексте.
А вот запятые в предложении 30 являются выделяющими знаками: с их помощью обозначен причастный оборот.
Значит, права была ученый С.И. Львова, когда утверждала, что «пунктуационные знаки имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый характер».
Текст для работы
(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберется на чаепитие, и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнера по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо успевал, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не волновало его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня- троечник.
(6)— Ну, а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.
(8)— Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. (11)— Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?
(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила ее очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо, что на свете ты живешь».
(14)— Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!
— Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашелся!
— Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?
— Только для этого Жуку придется тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п- правда, Ж-ж-жук?
Вовка сдернул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.
— Псих, — бросила ему вслед Лебедева.
Никто из нас не сомневался в том, что, несмотря на издевки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась. (24)А еще Катя вышивала живописные букеты, которые в рамках дарила учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: «Е.Н. Лебедева». (25)Она хвасталась, что дома у нее целая коллекция («Мой восхитительный сад» — так она называла ее), и один папин коллега даже обещал организовать выставку ее работ. (26)Однажды Катя принесла несколько вышитых картин в класс и долго потом восхищалась: «Кажется, что цветы живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»
В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: ее сад был действительно прекрасным.
Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвященных ее таланту.
3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесенную нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать. (34)Она дождалась, пока мы обратим на нее внимание, и сказала учительнице: «Вова слег с гриппом и не смог прийти. (35)Он попросил передать вам сочинение».
(36)— О! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. (38)— Ода Лебедевой, часть вторая!
(39)Мы повернулись к учительнице, которая стояла у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть ее новую вышивку, иллюстрировавшую рассказ подруги о таланте красавицы.
(42)Тамара Ивановна разгладила в руках листок с сочинением:
«Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь.
(44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря рй, я понял, что в нем главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен ее талант. (48)И особенно прекрасны ее цветы…»
— Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.
«…цветы, которые она высадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мертвые цветы, которые даже не пахнут…».
Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:
— Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!
(По О. Павловой )
Если интонация выражает смысл высказывания в устной форме, то пунктуационные знаки – в письменной. Например, точка выражает законченность предложения, а многоточие – паузу или незаконченную мысль. Вопросительные и восклицательные знаки служат для выражения интонации в зависимости от цели высказывания. Вопросительный знак в конце предложения указывает на вопрос, восклицательный – на более широкий спектр эмоций (приказ, восхищение, удивление, восторг, мольбу и т.д.)
Запятая служит разделителем нескольких предложений в составе сложного, используется при перечислении однородных членов, обособляет различные обороты речи, вводные слова и предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова. Тире выделяет или разделяет предложения друг от друга, а также используется в качестве связки. В зависимости от смысловой нагрузки предложения знаки препинания в нем могут «подменять» друг друга. Например, «проснешься пораньше – приготовишь завтрак» (указаны причинно-следственные связи). Или «проснешься пораньше, приготовишь завтрак» (одно действие идет за другим). Иногда запятые ставят между определениями, которые предшествуют определяемому слову, чтобы показать их однородность. Например, «из леса донесся громкий, раскатистый рык».
Точка с запятой связывает два или несколько распространенных предложений в составе сложного. При этом предложение, в котором членение на небольшие смысловые части происходит с помощью точки с запятой, имеет в итоге законченный смысл. Например, «После Южной Африки просто дух захватывает, до того манера говорить стремительна; но мысли примерно те же, какие бывали у Холли в юности, только разрезанные на кусочки автомобилями и телефонными звонками». (Дж. Голсуорси)
Двоеточие помогает разделить основное предложение от последующего перечисления или разъяснения главного предложения. Например, «Возьмите хоть эту забастовку: мы здесь бессильны.» (Дж. Голсуорси) или «Этим летом мы посетили много городов: Тольятти, Астрахань, Челябинск». Кроме того, на письме двоеточие вводит в прямую речь, которая отделяется от слов автора кавычками и запятыми. Знаки препинания используются и внутри прямой речи. Они наделяют реплику интонацией говорящего.
Лингвистическое сочинение
Зачем нужна пунктуация?
Каждый ученик знаком со знаками препинания: точкой, запятой, тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для выражения различной интонации и выделения смысловых оттенков.
Давайте представим себе, что знаки препинания отменили. Что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Роль запятой была роковая.
Если бы в предложенном нам тексте не было бы тире (предложения №5 – №10), то мы не поняли бы, что перед нами диалог. Кроме того, в тексте множество восклицательных знаков (предложения №4, №8, №12). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.
Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для точного выражения своих мыслей и разнообразных чувств обязательно использует знаки препинания.
Какова роль знаков препинания в тексте?
Очень часто на вопрос о роли пунктуации как системы знаков препинания в русском языке люди отвечают по-разному. Многие считают, что без правил пунктуации можно обойтись. Я же считаю, что роль знаков препинания в речевой практике чрезвычайно важна.
В соответствии с коммуникативными задачами и пунктуационными нормами они выполняют две основные функции: смысловую и интонационную, облегчая понимание письменного текста и помогая выразить темп, ритмику и мелодику речи.
Рассмотрим, например, предложение №5: «……..». Здесь восклицательный знак интонационно разделяет это предложение и последующее, а также указывает на эмоциональную напряженность предложения №5.
Знаки препинания несут и смысловую нагрузку. Попробуем представить, что из предложения №7 исчезнут все знаки препинания. Тогда оно превратится в простой набор слов, лишенных смысла.
Значит, без пунктуации в языке не обойтись, так как знаки препинания помогают нам выражать свои мысли ясно и точно.
Запятые
Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
Без запятых на письме не обойтись, так как они не только расставляют эмоционально-интонационные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.
К примеру, в предложении №1 запятые помогают воспринимать и понимать информацию. Они разделяют однородные члены предложения, благодаря этому нам ясна смысловая связь между словами.
А в предложении №15 запятые помогают соблюдать правильную интонацию при чтении. Они выделяют обращение, а в устной речи мы используем звательную интонацию.
Итак, без запятых мы не сумели бы точно, ясно и понятно выразить свои мысли.
Двоеточие
Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания. Верно расставленные знаки препинания помогают прочесть и понять текст. Все они, в том числе и двоеточие, выполняют две функции: смысловую и интонационную.
Так, в предложении №8 двоеточие интонационно разделяет два простых предложения в составе сложного бессоюзного, в устной речи в конце сложного предложения мы используем интонацию разъяснения предыдущей части высказывания.
Двоеточие несёт и смысловую нагрузку. Если в предложении №4 вместо двоеточия поставить запятую, тогда обобщающее слово встанет в один ряд с однородными членами и потеряет обобщающий смысл.
Следовательно, двоеточие – очень важный пунктуационный знак препинания, без которого смысл высказывания был бы не ясен.
Восклицательный знак
Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. Восклицательный знак, как и другие знаки препинания, выполняет важные функции: интонационную и смысловую.
Во-первых, с помощью восклицательного знака мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность… Это можно заметить в предложении №3: «…!» Здесь восклицательный знак показывает, как сильно обрадовался герой.
Во-вторых, восклицательный знак помогает понять смысл высказывания. Если в предложении №6 знак завершения заменить на вопросительный знак, то смысл предложения изменится с утвердительного на вопросительный.
Таким образом, мы видим, что восклицательный знак обеспечивает пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.
Тире
Можно ли представить письменную речь без тире? Так ли нужны нам эти непонятные палочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них, облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Я считаю, что роль тире в речевой практике очень важна.
Тире, как и другие знаки препинания, помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Вот предложения №9 – №15, в которых тире используется для оформления диалога, нам ясно, кто из героев произносит определённые реплики.
Кроме того, тире выполняет и интонационную функцию. Например, в предложении №14 с помощью тире указывается на то, что в высказывании есть пропуск слова. Когда мы будем произносить это предложение, то обязательно сделаем паузу на месте тире.
Итак, тире – это не просто палочка, а очень важный знак препинания, без которого сложно обойтись.
«На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении («Но как он их преподносил!..» ) обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что он преподносил даже самые простые цветы как-то по-своему, необыкновенно.
Или в предложении («Без телевизора, музыки, обжорства» ) задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена.
Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания.
Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации» .
«Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
Вот предложение текста: «А какие тогда можно было купить цветы? » Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.
Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения …).
Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении …например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении …запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.
Так что знаки препинания на письме необходимы».