Сочинение на тему петр первый

9 вариантов

  1. Великого Петра дел славных проповедник,
    Витийством Златоуст, муз чистых собеседник,
    Историк, богослов, мудрец Российских стран –
    Таков был пастырь стад словесных Феофан.
    В.И. Майков
    Безусловно, я соглашусь со словами, произнесенными из уст сподвижника Петра I Феофана Прокоповича. И действительно, мое сердце подсказывает мне, что именно эти справедливые слова государственного деятеля Петровской эпохи полностью отражают идею о превращении России в великую державу. На самом деле, я очень горжусь, что судьбою нашей Родины с 1682 по 1725 год правил такой замечательный и незаменимый царь, как Петр I. Он, словно луч солнца, стал светочем для русского народа, чтобы жить, учиться, работать, процветать и побеждать, но в то же время имел свойство палить и обжигать.
    Хотелось бы отметить, что Петр вступил на престол совсем маленьким мальчиком десяти лет. В этот период страной управляет царевна Софья, но вскоре Петр, подобно молодому орлу, расправляет крылья и пробует свои силы,  еще не зная, куда будет направлен его путь. Во всяком случае, «потехам конец», начинаются первые серьезные принятия решений в государственном направлении, а именно, хотелось бы обратить внимание  на уникальное переплетение внутренней и внешней политики царя.
    Петр еще в 90-е годы XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям- Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг – в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи Россия тогда не добилась.
    В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Великими полномочными послами были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа П. Б. Возницын. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Чему приходится удивляться, так это тому, что Пётр ехал официально не как царь. Интересный факт в истории: впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Это уже можно назвать становлением дипломатии!
    Пётр посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к Папе Римскому. А ведь путешествовал царь не из праздного любопытства! Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование. Кроме переговоров, Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. И что особенно восхищает, что Пётр сам, собственноручно работал плотником на верфях Ост-Индской компании, и при  его участии  был построен корабль «Пётр и Павел». В Англии посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон.
    Но великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к Войне за испанское наследство. Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главная цель – выход к Балтийскому морю, где хозяйничала Швеция и для России выход к морю был закрыт. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.
    Вот и удача улыбнулась молодому царю. В жизни Петра появляется завещанное его предками великое дело-борьба с западными соседями за восточное побережье Балтийского моря. Как же Петр готовился к этой борьбе?
    Вот тут-то и проявляется решительный и целеустремленный характер царя, ведь кроме задачи возвращения русских земель у Финского залива, необходимо было развивать экономику страны, расширять ее рынок и внешние связи. Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, так как им казалось, что подрывались основы старого быта, освященные старинным московским правоверием. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Но передо мной сейчас стоит задача выявить внешнеполитические заслуги Петра I.
    Северная война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 года 8 тысяч шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. Можно с уверенностью сказать, что Нарвское поражение стало суровой школой и, взяв волю в кулак, Петр делает все возможное, а может быть и невозможное, чтобы ускорить военные победы русской армии. И уже в 1702 -1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург, Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских.
    Деревня Лесная стала предвестником дальнейших побед. Дело в том, что 28 сентября 1708 года царь Петр со своим войском настиг здесь шведов и полностью сокрушил их! Вот это был тактический ход! С гордостью хочется сказать, что вот они, первые плоды деятельности Петра! Как бы сейчас со мной не спорили противники нововведений Петра, приводя примеры насилия, недовольства крестьян и гибели изнеможденных работой людей, но ведь реформы того требовали, и нельзя было добиться успеха без потерь.
    Рубежом в Северной войне стала Полтавская битва. Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Вскоре  от шведов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией, Северную войну, длившуюся 21 год, удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.
    Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте, островах Эзель  и Гренгам. Эти грандиозные морские победы, да еще на Балтике, как громом поразили Европу. Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексголь.
    Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 года, продолжавшийся месяц празднества в столице, завершился торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.
    Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков – выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.
    Не секрет, что наш Великий император был очень умным и образованным, и именно он прорубил «Окно в Европу». Гениальность Петра проявилась в этом направлении  с блеском! «Окно» раздвинуло прежние горизонты, дало русским людям возможность почувствовать себя частью Европы. Я просто восхищаюсь этим удивительным и могучим человеком!
    Петр Великий любил свой народ, он настоящий патриот и реформатор и     заслуживает вечной памяти и славы от потомков. Благодаря Императору Всероссийскому наше государство превратилось в могучую и великую державу!

  2. />Российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-21, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-23 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при д. Лесная (1708) и под Полтавой (1709). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-06, Булавинское 1707-09 и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.
    * * *
    ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский император. Сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной (см. Нарышкины).
    Детство, юность, образование
    Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные “потешные” полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии. В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу (см. Кукуй), где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.
    Начало самостоятельного правления
    Во второй половине 17 в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде, Л. К. Нарышкину (см. Нарышкины). Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 по настоянию матери женился на Е. Ф. Лопухиной. Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими (см. Стрелецкое восстание 1698).
    Первые преобразования
    За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как “общее благо”. Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.
    Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден — Св. апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшеся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.
    Уроки Северной войны
    Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора “даточных людей”, а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Поход шведских войск во главе с королем Карлом XII на Польшу позволил русской армии одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт-Петербург — новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-“парадизом”. В эти же годы Боярскую думу сменила состоявшая из членов ближайшего окружения царя Консилия министров, наряду с московскими приказами в Петербурге создавались новые учреждения. В 1708 страна была разделена на губернии. В 1709 после Полтавского сражения наступил перелом в войне и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам.
    Реформа управления
    В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения (“ревизии душ”). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами “Великий” и “Отец отечества”.
    Преобразования в экономике
    Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.
    Преобразования в области культуры
    Время Петра I — это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).
    Личная жизнь царя
    По возвращении из Великого посольства Петр окончательно порвал с нелюбимой первой женой. Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина I), с которой венчался в 1712. Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Однако незадолго до смерти он узнал об измене жены с В. Монсом. Не складывались и отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в 1718. Сам Петр умер от болезни мочеиспускательных органов, не оставив завещания.
    Итоги петровских реформ
    Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.
    Сочинения:
    Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 1-7. СПб., 1887-1917. Т. 8-12. М., 1946-1975.
    Список литературы Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1859-1863. Т. 1-4, 6.
    Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
    Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 4 // Соч. М., 1958. Т. 4.
    Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1989.
    Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.
    Масси Р. Петр Великий. Смоленск, 1996. Т.1-3.

  3. Ещё в детские годы Пётр 1 показывал свои способности к управлению войско. Из друзей – мальчишек он собрал войско, которое в будущем стало называться гвардией. Маленький Пётр и его друзья не замечали, как играя в войну они росли, и становились сплочённой командой.
    Когда Пётр был ребёнком, он любил бегать в Немецкую слободу – квартал, где проживали иностранцы. Он проводил там достаточно много времени, общаясь с приезжими.
    Как только Пётр стал единственным правителем, он сделал Россию империей, а себя – императором. Этот титул сохранился и у его потомков.
    Почти сразу же после восхождения на престол новый император принял решение “прорубить окно в Европу”. Так началась Северная война. Самые значимые бои были в Полтаве и на островах Балтийского моря. Для завоевания земель пришлось построить флот. Пётр сам строил некоторые корабли. Это поднимало дух народа. В результате войны многие земли отошли России.
    На завоёванных землях Пётр основал город Санкт-Петербург и сделал его столицей империи. Многие здания в Санкт-Петербурге были построены по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. В моду также были внесены большие изменения. Девушки вынуждены были носить европейские неудобные платья с тугими корсетами, а мужчинам насильно состригали бороды. Из Европы Пётр привёз табак и другие вредные вещи.
    Император был не только активным политическим деятелем, но и интересующимся человеком. За свою жизнь он обучился многим ремёслам, знал культуру многих европейских стран, выучил несколько иностранных языков.
    Пётр 1 сделал много хорошего для страны. Он дал России торговый путь в Европу по Балтийскому морю. Сделал Россию европейской страной. Создал мощный флот. Но его правление имело также и минусы. Например во время его правления собирали много налогов, применяли физическое насилие по отношению к народу, приучали к вредным привычкам.

  4. Биография Петра:
    Пётр I Великий (1672 – 1725) — выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор! Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.
    С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.
    ПРИХОД К ВЛАСТИ:
    1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра — царевна Софья Алексеевна.
    В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.
    Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.
    В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.
    Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

  5. Период правления Петра 1 был важной эпохой в истории Российского государства, которая ознаменовалась значительными сдвигами в культуре, экономике и государственном строе. Особенно изменения коснулись международных отношений. Именно в это время Россия вошла в число сильнейших государств Европы.
    Можно выделить некоторые события и изменения, коснувшиеся государства в этот период. Во-первых, это борьба за выход к морям, во-вторых, реформы, затрагивающие все сферы жизни и, в-третьих, постройка Санкт-Петербурга. Все эти реформы связаны с именем последнего царя всея Руси, первого русского императора, реформатора и полководца Петра 1. Он был провозглашён царём в 10-летнем возрасте и стал править самостоятельно с 1689 года.
    Реформы Петра начались по его возвращению из Великого Посольства с введения иностранного наряда и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. В 1699 году указом царя была осуществлена реформа календаря. Царь также поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей к западному стилю жизни. Появились светские учебные заведения, основана первая русская газета. Специальным указом были созданы ассамблеи. Также были введены арабские цифры и гражданские шрифты; учреждались типографии. Была основана Академия наук. В 1701 году открывается первая Навигацкая школа. Начались и реформы городского управления, упразднилось патриаршество с учреждением Святейшего Синода. В 1703 началось строительство бастионов крепости Петербурга в дельте Невы.
    Петр 1 всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Было построено множество заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности, начался экспорт оружия в Пруссию. Немало молодых людей отправлялось изучать науки и ремесла за границу, приглашались иностранные специалисты.
    Первый Азовский поход в 1695 году показал, что России необходим регулярный военный флот, в том числе для выхода к Балтийскому морю, находящегося под властью Швеции. Россия, в составе Северного союза (Дания, Польша, Саксония), в 1700 начала Северную войну против Швеции. Для начала этой войны было несколько причин, но одна из важнейших – необходимость для России выйти к Балтийскому морю. Итогом же стала победа российского государства с получением по Ништадскому мирному договору 1721 г. земель, за счет чего расширились его границы. Был выстроен крупный город-порт, ставший впоследствии столицей, в 1720 году переименованный в Санкт-Петербург. Кроме того, в 1700-1721 годах был построен российский военно-морской флот. Выход к Балтике привел и к положительным экономическим результатам: Россия наладила морскую торговлю с Европой.

  6. В истории нашего отечества много ярких и неоднозначных личностей. Это Екатерина II, Павел, Петр III, Сперанский и многие другие. Но наиболее запоминающимся человеком из курса истории для многих стал Петр I.
    корабльПетр Великий сделал многое для нашей страны. И первое, о чем стоит упомянуть, – это создание флота. Перед Азовскими походами в 1695 году в России не строились военные корабли. В 1696 году выходит указ о создании флота. А в 1714 году российская эскадра одержала победу над шведами при Гангуте. Это, безусловно, большой прорыв для недавно созданного российского военного корабля.
    В ходе Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год, Россия также одержала победу, которая была подтверждена Ништадтским миром. По заключению этого мирного договора к Российской империи были присоединены территории Карелии, Лифляндии, Эстляндии, то есть был получен выход к Балтийскому морю.
    Также его политика способствовала развитию образования. Были открыты математическая, инженерная и артиллерийская школы. Петр издал указ об открытии Академии наук, однако смерть помешала ее открытию, этим занялась его жена Екатерина I. Также было введено обязательное обучение для дворян.
    Стоит вспомнить и о создании северной столицы. На данный момент Санкт-Петербург посещают миллионы туристов ежегодно. Он поражает своей архитектурой, культурой и атмосферой. Но не стоит забывать, что этот город был построен благодаря труду русского народа. Существуют данные, что при создании города погибло около 200000 человек.
    Несмотря на неудачи, Петр добился признания силы и мощи России другими государствами. Многие считают его диктатором, но я думаю, что Петр, ставя перед собой цель усиления империи, понимал, что это требует от его строгости, образованности и коренных реформ. Петр Великий любил Россию и сделал все для ее укрепления.

  7. В нашем мире было много великих императоров, которые провели нужные и важные дщля нашего государства реформы. Среди всех великих можно выделить Петра первого, который отличается своими деяниями.
    Как-то Петр I сказал: «Я принял Россию ручейком, а оставлю ее рекой; если мои последователи будут разумно направлять судьбы России, то смогут учинить океан, воды которого зальют всю Европу, оставляя без внимания преграды, устраевыемые людьми, чтобы остановить половодье».
    И стоит отметить, что он не топтался на одном месте, а уже в первые годы своего правление приступил к реализации своих слов и планов. Длительные путешествия по Западной Европе открыли императоры глаза на то, что мы отстаем от жизни и всемирного прогресса. В восприятии царя вид французских платьев с корсетами на китовом усе, легких панталон и камзолов резко контрастировал с тяжелыми от драгоценностей одеждами московских бояр и женскими чепцами, унизанными драгоценными камнями.
    Когда Петр вернулся на родину, то сразу начал свои преобразования по улучшению жизненного уклада русского человека. Первое с чего начал император – убрал то, что больше всего ненавидел – он принялся брить бороды боярам. Он собственноручно отрезал символ отсталости нескольким влиятельным боярам. Царь официально запретил ношение бород, оставляя эту привилегию духовным лицам. 1700 году Петр приказал боярам и чиновникам одеваться по венгерской или немецкой моде.
    Также Петр ввел ассамблеи, в которых принимали участие мужчины и женщины. Сам царь показывал танцевальный шаг европейских танцев, иные же находили утеху в картах, играли в шахматы, беседовали.
    Немаловажный вклад внес Петр I и в образование нашего государства. Существовавший сложный церковнославянский шрифт он заменил гражданским шрифтом. Первой книгой, изданной с использованием этого шрифта, стал справочник, включавший образцы написания писем по различным поводам. Началось создание учебников математики и переводов западных произведений по истории Европы. На обучение в Европу были направлены около двух десятков молодых людей. Вернувшись на родину, именно эти люди воплощали в жизнь прогрессивные замыслы царя. По распоряжению Петра I были открыты школы для подготовки военных кадров – Морская академия и Артиллерийское училище, а также учебные заведения для строителей и хирургов. В конце правления царь решил создать Академию наук, которая начала свою деятельность вскоре после его смерти. В нее были приглашены прежде всего немецкие ученые.
    Все люди по-разному оценивали систему правления государя. Кто-то был против его реформы, ведь он разрушил прежние Церковные устои, иные воспринимали перемены к лучшему.

  8. Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре
    года. Царем стал его старший брат Фёдор. После смерти Фёдора царями сделались
    одновременно братья Иван и Пётр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру
    было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья,
    умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и
    после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село
    Преображенское, недалеко от Москвы. Там Пётр прожил семь лет.
    В это время в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки
    латинского и греческих языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти
    не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного
    флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости,
    построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению
    государством энергичных и образованных людей.
    Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх “в солдаты” с
    деревенскими мальчишками он создаёт основу будущей русской регулярной армии.
    Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании
    русского флота. Тогда же Пётр познакомился с иностранцами – “немцами” (в то
    время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села
    Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной
    Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев
    Пётр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело;
    знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Пётр
    ещё юношей получил широкое по тому времени образование.
    Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявить
    Софью царицей. Пётр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскоре
    к нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другие
    влиятельные люды. В борьбе с Софьей Пётр оказался победителем. Получив власть,
    молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных планов
    преобразования России.
    Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначала
    была сделана попытка добиться выхода к Чёрному морю. Пётр сам руководил двумя
    походами против Турции. Он взял крепость Азов и начал укреплять берега
    Азовского моря, чтобы через него проникнуть в Чёрное море.
    Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Пётр
    отправил в Западную Европу “Великое посольство”. Сам царь поехал инкогнито,
    как простой солдат Пётр Михайлов.
    Однажды в голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские
    корабли, появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал
    гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: “Эй, плотник
    Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание.
    После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше
    интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой
    плотник Пётр Михайлов – на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в
    заграничное путешевствие. Не из праздного любопытства, поехал молодой царь. “Я
    ученик и нуждаюсь в учителях”, – вырезал он на своей личной печати. А учиться
    на самом деле приходилось многому.
    Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вёл
    переговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремёсла,
    посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петру
    не удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планом
    государственных реформ.
    Не теряя времени, Пётр сразу приступил к проведению своих реформ. Они
    фактически охватили все области жизни русского народа. Пётр решил
    европеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным он
    приказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить на
    вечеринки, как в Европе. Одновременно Пётр приступил к созданию регулярной
    армии и флота по европейскому образцу.
    Его реформы центрального и местного управления имели целью усилить
    централизацию власти в стране. Даже православную Церковь он подчинил
    государственной власти. Последнее вызвало недовольство не только среди
    духовенства, но и в широких кругах населения.
    Желая закончить все реформы в течение своей жизни, Пётр требовал
    исключительных усилий и жертв от своих помощников. Он учился сам и заставлял
    учиться своих подданных. Он сам подавал им пример своей неутомимой
    деятельностью, решительными, а порой и жестокими мерами. Пётр, первый в
    короткий срок дал новое направление всей русской жизни. Ломая старое, он
    иногда уничтожал и хорошее, заменяя русские обычаи и традиции иностранными, не
    всегда годными для России. Это создавало сильную оппозицию его реформам. Но в
    главном Пётр добился своей цели: за время своего царствования он сделал Россию
    великой державой.
    Своим гением, работоспособностью, энергией и упорством, а также
    требовательностью, доходившей иногда до жестокости, и любовью к России Пётр
    сумел решительно изменить ход русской истории. Из Московского государства,
    сильно отставшего от Запада из татарского ига, он создаёт Российскую империю,
    вошедшую великой державой в семью европейских государств.
    Все изменения в стране проводились по приказу Петра и при его личном участии.
    Во многом отличался от других царей. Это был выдающийся государственный
    деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих
    сражениях. Пётр был образованным человеком, хорошо знал математику
    артелерийское и морское дело.
    Царь Пётр был не только учителем и строителем новой империи, но и выдающимся
    дипломатом и полководцем. После двух походов против Турции, Петру пришлось
    обратить внимание на север: там был сильный враг – Швеция. В 1700 году
    началась Северная война со Швецией, продолжавшаяся 21 год.
    В 1703 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой –
    недалеко от Балтийского моря – талантливым полководцем, молодым шведским
    королём Карлом ХII. Кроме двух гвардейских полков, созданных Петром ещё в
    юности, всё его войско бежало в полном беспорядке. Пётр не пал духом. Он
    увидел на деле все недостатки своей молодой армии и в кратчайший срок создал
    новую сильную армию.
    При Петре было создано около 200 предприятий металлургической, текстильной,
    судостроительной и других отраслей промышленности. Во всём этом Пётр
    участвовал красивейших городов мира. Лично: учил, помогал и наблюдал за
    исполнением.
    При Петре появилась первая русская газета и была основана Академия наук.
    Тогда же была создана новая, более простая русская азбука.
    Чтобы быть ближе к Западной Европе, Пётр решает основать новую столицу на
    побережье Балтийского моря. В 1703 году он начинает строить на берегу реки
    Невы, при её впадении в Финский залив, город Петербург.
    Заключив мир со Швецией и закрепив за Россией владение восточными берегами
    Балтийского моря, Пётр провозгласил в 1721 году Московское государство
    Всероссийской Империей, а себя – Императором. Потомство назвало Петра Первого
    – Великим.
    Умер Пётр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских
    людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в
    финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.
    Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россия
    сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские
    возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли
    не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое
    проявлялось всюду. Недаром А.С Пушкин называл Петра1 “вечным работником”.

  9. Исторический роман А. Н. Толстого «Петр Первый» охватывает довольно протяженный период истории России — начиная со смерти царя Федора Алексеевича и заканчивая сражением под Нарвой. Это был трудный период в жизни русского государства — переход от давних, устоявшихся жизненных принципов к новому образу жизни. Смело можно сказать, что именно в это время Русь окончательно стала Россией.
    Как и любая эпоха перемен, данный период стал настоящим испытанием для страны и всего народа. Ис­пытанием необычайно сложным, но крайне необходи­мым. Россия, закоснелая в патриархальном жизненном укладе, исчерпала возможности для дальнейшего раз­вития, увязла в застое, лишилась прогрессивного эле­мента своего существования. Ограниченные, не интересующиеся государственными делами бояре задавали тон во всеобщей симфонии отупения. Для них, влия­тельных людей страны, нормальным было сидеть у царского трона и «думать» — то есть просто ничего не делать. Естественно, что при таком состоянии пра­вящей верхушки ничего хорошего в низах быть не мог­ло, и не было.
    Крестьяне и рабочий люд, раздавленные налогами и поборами, стремительно беднели и разорялись. Мно­гие из них вынуждены были просить милостыню, а те, кто был поотчаяннее, брали в руки кистень и выходи­ли на дороги разбойничать, грабить проезжий люд, не разбираясь, кто побогаче, кто такой же нищий, как они сами. И отнюдь не только крестьяне становились разбойниками, иногда даже дворяне не гнушались по­добным способом добычи средств к существованию. Как, например, рассказывал Василию Волкову Михайла Тыртов: «Двадцать пять человек дворовых снаря­жены саблями и огневым боем у Степки-то Одоевско­го… Народ отчаянный… Он их приучил: больше года не кормил, — и только выпускал ночью за ворота искать добычи… Волки…»
    Таким образом, страна входила в период между­царствия измученной и разваленной. Надо учитывать, кроме того, что смена правителя — это трудное испы­тание даже для сильной и процветающей державы. Тем более, когда наследники еще совсем дети. И Федор Алексеевич еще не успел испустить дух, а бояре уже обсуждали, кому из двух малолетних царевичей стать самодержцем.
    В той, старой, России иностранцы еще не были в почете, скорее даже наоборот. За их деловую хватку, за умение в любой ситуации извлечь личную выгоду, даже просто за другой внешний вид русские ненавиде­ли пришельцев из Европы. «Немцы всем завладели. Ныне уж и лен, и пряжу на корню скупили. Кожи ску­пают, сами мнут, дьяволы, на Кукуе… Бабы наших, слабодских, «башмаков нипочем покупать не хотят, а спрашивают немецкие…» Ситуацию отражали слова купца Воробьева: «Мы, то есть Воробьевы, — ска­зал, — привезли на ярмарку в Архангельск шелку-сырца. И у нас, то есть немцы, — сговорились между собой, — того шелку не купили ни на алтын». До купцов, все еще торгующих по старинке, еще не успели дойти законы рынка, которые Европа уже знала и ис­пользовала. Они не умели делать деньги так, как нем­цы или англичане. Обладая огромным потенциалом, страна просто не понимала, как им распорядиться. Со­вершенно естественно, что за нее стали распоряжаться другие. Эти другие, то есть европейцы, вели себя в варварской стране по своим правилам: вытесняли ме­стных торговцев, подчиняли торговлю себе. Но винова­та в этом была сама Россия, не успевавшая за стреми­тельным прогрессом и из-за своей отсталости позво­лявшая над собой подобные эксперименты.
    Еще одной страшной угрозой для тогдашней Рос­сии была, как ни странно и дико это звучит, ее армия. Со стрельцами нужно было считаться. Ведь они пред­ставляли настоящую армию и могли взяться за ору­жие. Стрелецкий бунт мог иметь вполне предсказуе­мые последствия: за непродолжительное время вос­ставшие были способны буквально утопить в крови Москву, да заодно и все государство. Понимая, что стрельцы являются чуть ли не единственной настоя­щей силой в находящейся на распутье державе, многие знатные люди хотели бы привлечь их на свою сторону. И неудивительно — поставив стрельцов под свои зна­мена, можно было бы навести в державе свой порядок и добиться настоящей, неограниченной власти. А по­просту — стать царем.
    И бунт происходит: «Пошумели стрельцы. Истре­били бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарыш­киных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских… и других — похуже родом. Получили стрелецкое жалованье — двести сорок ты­сяч рублей, и еще по десяти сверх того рублев каждому стрельцу наградных… Приев и выпив кремлевские запасы, стрельцы разошлись по слободам, посадские — по посадам. И все пошло по-старому. Ничего не случи­лось». Но ведь именно самое страшное — то, что даже буйство стрельцов, проливающих кровь, ничего не ме­няло в застойном пруду русской державы. Перемены коснулись только одного — над двумя малолетними царями стала правительницей Софья.
    Дополнительной проблемой в стране был религиоз­ный раскол. В те времена учение протопопа Аввакума еще пользовалось большим влиянием: слишком много было людей, успевших пожить в период, когда крести­лись двуперстием и совсем по-другому воспринимали религию. И, кстати, значительно хуже относились к иностранцам. Все новое и непонятное старообрядцы приписывали проискам антихриста. Так что если бы они смогли вернуть себе прежнее влияние, то ничего хорошего из этого бы не получилось.
    Казалось, уже ничто не способно пробудить Россию от ее многовековой спячки. И что ни один правитель не заставит ее изменяться, не сделает страной, с мнением которой придется считаться развитой Европе.
    Уж тем более, неподходящей кандидатурой на роль лидера (говоря современным языком), способного вы­вести страну из застоя, казался царь Петр. Он вообще был непонятен для многих. И своей дружбой с кукуевскими немцами, и военными забавами с «потешными». К будущему самодержцу не относились всерьез. На­верное, именно поэтому в результате Петр сумел взять власть в свои руки и распорядиться ею так, как до это­го на распоряжался никто.
    Потешные войска — на этом моменте в жизни Пет­ра стоит немного остановиться. Данную забаву молодо­го царя считали полной блажью русские, но очень се­рьезно к ней относились иностранцы, немцы из Кукуевской слободы: «Погодите, дайте нам год или два сроку, у царя Петра будет два батальона такого вой­ска, что французский король или сам принц Морис Саксонский не постыдится ими командовать…» Ино­земцы оказались прозорливее. Потешные войска ста­новились не только все более обученными и умелыми, но и количественно выросли до двух полков — Преоб­раженского и Семеновского. Наконец, Голицын в разго­воре с царевной Софьей вынужден признать, что стрельцы — не чета этим войскам.
    Осознав, что Петр из шута вдруг превратился в че­ловека, с которым надо считаться, его недруги начали борьбу с молодым царем весьма обычными для Руси методами — снова подговаривался к бунтам народ, опять готовились покушения и копились силы для того, чтобы при необходимости взять Преображенское штурмом. Конфронтация царя Петра и царевны Софьи достигла своей критической точки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *