Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант. Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери. Так один портрет сломал всю жизнь художника.
Искусство для заработка
Получается, что Чартков «продал» собственный талант. В погоне за заработком он растратил все, во что верил. Теперь у него есть деньги, но нет цели в жизни. Его кисть больше не служит удовлетворению его душевных порывов, принося лишь пустые деньги, которые не делает его жизнь счастливой. Оценивая работу приятеля, Чартков понимает, что ему уже никогда не стать настоящим художником. В его душе поселяется злоба и зависть. Он начинает скупать картины настоящих творцов, тех художников, которые не предали искусство. Эти картины он уничтожает. В итоге от тоски по искусству Чартков сходит с ума и умирает.
Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
(338 слов) Н.В. Гоголь известен своей склонностью к мистике. Еще в ранних произведениях (сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки») много таинственного и загадочного. А «Петербургские повести» содержат в себе еще больше фантастических элементов. Однако за этой формой скрываются глобальные вопросы бытия. Гоголь отвечает на них, поэтому мое впечатление от повести положительное.
Сюжет книги также интересен и оригинален. Художник Чертков покупает на последние деньги портрет ростовщика. В этом изображении осталась, видимо, часть черной души ее героя. Особенно живо выглядят глаза, которые начинают чудиться юноше везде. Ростовщик, сойдя ночью с картины (или это был только сон), указал бедному творцу на спрятанные в раме деньги, эта тысяча червонцев помогла рассчитаться с долгами и получить статус в свете, от которого появилась и творческая известность. Но светский живописец Чертков за славу и богатство отдал свой талант, став поверхностным художником, пишущим наиболее общие черты. Делец с картины погубил не только нового владельца портрета, при жизни его деяния были страшнее, он разорил многих. Коллега Черткова, художник-самоучка, видел в ростовщике духа тьмы, поэтому с радостью принял предложение нарисовать портрет. Однако чем лучше получалась работа, тем хуже становилась жизнь художника. Живописец избавляется от портрета, но и новым хозяевам он приносит одни несчастья. В конце повести портрет неожиданно пропадает. Кто знает, где сейчас скрывается это зло?
“Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов.
В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.
Для раскрытий действия повести Гоголь выбрал интересный приём. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.
Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.
Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.
“Портрет” можно сравнить с “Моцартом и Сальери” Пушкина. Соблазнённый дьяволом, Чартков “узнал ту страшную муку, ..когда талант слабый силится высказаться в превышающем его размере и не может высказаться; ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния.
Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства”. Он узнал ту муку, которой мучился пушкинский Сальери. Но Сальери убил создателя музыки, сохранив способность наслаждаться его произведениями. А Чартков уничтожает “всё лучшее, что только производило художество”, стремясь уничтожить само искусство. Сальери совершил злодейство и этим погубил свой талант. Чартков погубил свой талант и свою душу и поэтому совершает злодейства.
Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести «Портрет» является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.
В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.
Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.
Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.
Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только
тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…
Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:
Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.
В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.
И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.
И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.
В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.
Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:
Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.
Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:
Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.
Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.
Молодой художник Чартков был не без таланта, подающий надежды и с большими перспективами на будущее. Его учитель, замечая в юноше его нетерпение, желание следовать модным веяниям, ненужное щегольство старался предупредить юное дарование:
Старый и мудрый профессор понимал, что требуется для того, чтобы художник стал настоящим мастером, а не маляром. Но с Чертковым случилось именно то, от чего его и пытался оградить учитель. Он не хотел терпеть, досадовал, когда видел как заезжие иностранные живописцы, столь почитаемые в русской среде, очень быстро становились богаты. И хотя он по прежнему постигал азы своего искусства, продвигаясь потихоньку всё выше и выше в своём умении, забывая
тем не менее Чертков тяготился своим нищим положением и неустроенностью в жизни.
И вот, странный и неожиданный подарок он получает от портрета, где чья-то умелая кисть изобразила странного мужчину. Этот демонический персонаж дал ему возможность разбогатеть.
Казалось бы, вот она – твоя дорога к постижению настоящего искусства!И Чертков строит планы, как он начнёт продвигаться к вершинам своего творчества, мечтает о признании своего таланта и грядущей славы. Но художник, пусть и модный и востребованный не властен перед желаниями заказчика, который платит деньги за работу. Зачем ему какие-то творческие изыски, особые повороты головы, смелые решения в композиции полотна… Для заказчика главное, чтобы он себе нравился на портрете. Если по началу художник ещё мог изумляться требованиям клиентов и его коробило то, что не имеет времени на обдумывание того, как лучше написать, изобразить данную персону, то втянувшись в этот рутинный процесс, уже не давал себе возможности что-либо обдумывать.
Он наконец-то стал известным, популярным и богатым, но лишь ремесленником! Создавая массу заказных и однотипных портретов, в которых не было ни блеска, ни эффекта, а только заученные движения, стандартные положения. Чертков работал, как бездушная машина – чётко, аккуратно и без эмоций. Но что страннее всего
Его это уже не волновало. Признанный мэтр жирел,
Предав свой талант, своё предназначение, Чертков, по сути потерял самого себя. Но настоящая расплата была впереди.
Ему пришлось увидеть настоящее искусство, которое заставляет изумлённо застывать людей перед ним в немом благоговении
Чертков, вдруг, как просыпается и осознаёт, что бесцельно потратил свои годы на хлам, чепуху, загасив в себе искру таланта. А ведь и он мог, мог создать подобный шедевр! Картину представлял хорошо знакомый ему ранее сокурсник, который полностью посвятил себя познанию своего любимого искусства. Он постоянно трудился, смог отказаться от близких ему людей
Вся его жизнь была принесена в жертву искусства и он смог развить свой талант, став настоящим творцом!
Чертков, который выбрал для себя более лёгкую дорогу, не смог справится с
В конечном итоге он сходит с ума. Растрачивает все свои деньги на покупку
В этом безумном состоянии он и умирает.
Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант. Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери. Так один портрет сломал всю жизнь художника.
Искусство для заработка
Получается, что Чартков «продал» собственный талант. В погоне за заработком он растратил все, во что верил. Теперь у него есть деньги, но нет цели в жизни. Его кисть больше не служит удовлетворению его душевных порывов, принося лишь пустые деньги, которые не делает его жизнь счастливой. Оценивая работу приятеля, Чартков понимает, что ему уже никогда не стать настоящим художником. В его душе поселяется злоба и зависть. Он начинает скупать картины настоящих творцов, тех художников, которые не предали искусство. Эти картины он уничтожает. В итоге от тоски по искусству Чартков сходит с ума и умирает.
Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
(338 слов) Н.В. Гоголь известен своей склонностью к мистике. Еще в ранних произведениях (сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки») много таинственного и загадочного. А «Петербургские повести» содержат в себе еще больше фантастических элементов. Однако за этой формой скрываются глобальные вопросы бытия. Гоголь отвечает на них, поэтому мое впечатление от повести положительное.
Сюжет книги также интересен и оригинален. Художник Чертков покупает на последние деньги портрет ростовщика. В этом изображении осталась, видимо, часть черной души ее героя. Особенно живо выглядят глаза, которые начинают чудиться юноше везде. Ростовщик, сойдя ночью с картины (или это был только сон), указал бедному творцу на спрятанные в раме деньги, эта тысяча червонцев помогла рассчитаться с долгами и получить статус в свете, от которого появилась и творческая известность. Но светский живописец Чертков за славу и богатство отдал свой талант, став поверхностным художником, пишущим наиболее общие черты. Делец с картины погубил не только нового владельца портрета, при жизни его деяния были страшнее, он разорил многих. Коллега Черткова, художник-самоучка, видел в ростовщике духа тьмы, поэтому с радостью принял предложение нарисовать портрет. Однако чем лучше получалась работа, тем хуже становилась жизнь художника. Живописец избавляется от портрета, но и новым хозяевам он приносит одни несчастья. В конце повести портрет неожиданно пропадает. Кто знает, где сейчас скрывается это зло?
“Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов.
В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.
Для раскрытий действия повести Гоголь выбрал интересный приём. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.
Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.
Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.
“Портрет” можно сравнить с “Моцартом и Сальери” Пушкина. Соблазнённый дьяволом, Чартков “узнал ту страшную муку, ..когда талант слабый силится высказаться в превышающем его размере и не может высказаться; ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния.
Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства”. Он узнал ту муку, которой мучился пушкинский Сальери. Но Сальери убил создателя музыки, сохранив способность наслаждаться его произведениями. А Чартков уничтожает “всё лучшее, что только производило художество”, стремясь уничтожить само искусство. Сальери совершил злодейство и этим погубил свой талант. Чартков погубил свой талант и свою душу и поэтому совершает злодейства.
Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести «Портрет» является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.
В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.
Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.
Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.
Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только
тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…
Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:
Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.
В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.
И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.
И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.
В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.
Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:
Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.
Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:
Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.
Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.
Молодой художник Чартков был не без таланта, подающий надежды и с большими перспективами на будущее. Его учитель, замечая в юноше его нетерпение, желание следовать модным веяниям, ненужное щегольство старался предупредить юное дарование:
Старый и мудрый профессор понимал, что требуется для того, чтобы художник стал настоящим мастером, а не маляром. Но с Чертковым случилось именно то, от чего его и пытался оградить учитель. Он не хотел терпеть, досадовал, когда видел как заезжие иностранные живописцы, столь почитаемые в русской среде, очень быстро становились богаты. И хотя он по прежнему постигал азы своего искусства, продвигаясь потихоньку всё выше и выше в своём умении, забывая
тем не менее Чертков тяготился своим нищим положением и неустроенностью в жизни.
И вот, странный и неожиданный подарок он получает от портрета, где чья-то умелая кисть изобразила странного мужчину. Этот демонический персонаж дал ему возможность разбогатеть.
Казалось бы, вот она – твоя дорога к постижению настоящего искусства!И Чертков строит планы, как он начнёт продвигаться к вершинам своего творчества, мечтает о признании своего таланта и грядущей славы. Но художник, пусть и модный и востребованный не властен перед желаниями заказчика, который платит деньги за работу. Зачем ему какие-то творческие изыски, особые повороты головы, смелые решения в композиции полотна… Для заказчика главное, чтобы он себе нравился на портрете. Если по началу художник ещё мог изумляться требованиям клиентов и его коробило то, что не имеет времени на обдумывание того, как лучше написать, изобразить данную персону, то втянувшись в этот рутинный процесс, уже не давал себе возможности что-либо обдумывать.
Он наконец-то стал известным, популярным и богатым, но лишь ремесленником! Создавая массу заказных и однотипных портретов, в которых не было ни блеска, ни эффекта, а только заученные движения, стандартные положения. Чертков работал, как бездушная машина – чётко, аккуратно и без эмоций. Но что страннее всего
Его это уже не волновало. Признанный мэтр жирел,
Предав свой талант, своё предназначение, Чертков, по сути потерял самого себя. Но настоящая расплата была впереди.
Ему пришлось увидеть настоящее искусство, которое заставляет изумлённо застывать людей перед ним в немом благоговении
Чертков, вдруг, как просыпается и осознаёт, что бесцельно потратил свои годы на хлам, чепуху, загасив в себе искру таланта. А ведь и он мог, мог создать подобный шедевр! Картину представлял хорошо знакомый ему ранее сокурсник, который полностью посвятил себя познанию своего любимого искусства. Он постоянно трудился, смог отказаться от близких ему людей
Вся его жизнь была принесена в жертву искусства и он смог развить свой талант, став настоящим творцом!
Чертков, который выбрал для себя более лёгкую дорогу, не смог справится с
В конечном итоге он сходит с ума. Растрачивает все свои деньги на покупку
В этом безумном состоянии он и умирает.