Сочинение на тему пушкин что в имени тебе моем

15 вариантов

  1. Есть в мире сердце, где живу я.
    А.С. Пушкин
    «Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною», — говорил А.С. Пушкин, ибо не надеялся на взаимность. Его послание обращено к женщине, которая его, видимо, никогда не любила:
    Что в имени тебе моем?..
    Что в нем? Забытое давно
    В волненьях новых и мятежных,
    Твоей душе не даст оно
    Воспоминаний чистых, нежных.
    Власть самого высокого и прекрасного волнующего чувства — любви познал поэт — об этом и строки стихотворения, и строки письма: «Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего». Страдания облагораживают душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным:
    Что в имени тебе моем?
    Этот риторический вопрос привлекает внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержит утверждение, что в нем, в этом имени, — ничего для той, к кому обращены строки стихотворения и строки письма:
    «От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, — и немного робости, которую я не могу побороть». Человеческая жизнь не бесконечна. Время безжалостно над человеческой жизнью: «Ваша душа… не встретит ее (душу поэта) в беспредельной вечности».
    И не случайно анафорическое утверждение: «оно умрет, оно оставит мертвый след». Другая анафора: «что в имени… Что в нем?..» — приводит к той же горькой мысли о забвении, исчезновении. Ведь глагол «умрет» как раз и имеет значения: «забвение», «исчезновение», «перестанет звучать».
    Но читая стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф, вдумываясь в значение эпитетов (печальной, ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных, чистых, нежных), мы начинаем понимать двойственность композиции. Категоричность утверждения: «Что в имени тебе моем? — Оно умрет», — ослабевает. Возникает надежда на память, потому что только память противостоит унич- тожающей силе времени.
    Сравнения, которые использует поэт, беря для сравнений волну и звук ночной, и останавливают мгновение, и дают надежду, что ничто в мире не проходит бесследно. Продлить человеческую жизнь может только память, которая одна только побеждает время. «Память — преодоление времени, преодоление смерти», — утверждает Д.С. Лихачев. Пока нас помнят, мы живы.
    И инверсия третьей части стихотворения: «воспоминаний чистых, нежных» — подтверждает эту надежду.
    Союз «но», с которого начинается четвертая часть стихотворения, вносит перелом в психологическое развитие стихотворения. В автографе Пушкина в альбоме графини Собаньской после этого союза стоит многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет в себе глубокий смысл, помогает понять глубокий психологизм стихотворения.
    В последних строках стихотворения в отличие от предыдущих употребляются глаголы настоящего времени, которые тоже усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной.
    Но в день печали, в тишине,
    Произнеси его, тоскуя;
    Скажи: есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…
    Философское стихотворение «Что в имени тебе моем?» относится к так называемой медитативной лирике, носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышлений о любви.

  2. «Что в имени тебе моем?» — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для кого-то — проникновенный прозаик, для кого-то — философ, аналитик. Кого бы ни открыли вы для себя в Пушкине, верно одно: каждой, по крайней мере, русской душе необходимо его невидимое присутствие. «В нем русская душа, русский язык, русский характер», — восторгался Гоголь талантом Пушкина. Великий сын России, певец ее свободы, пример бесконечной любви к Родине, к родному слову! Да, Россия смогла воспитать своего певца и властителя дум целого поколения.
    Судьба Поэта, нелегкая и всегда покрытая пеленой загадочности, тайной. Но что значит судьба для человека, верного своим убеждениям, идеалам, своей любви к Отечеству! Главное — душа жива, и сердце не хочет, не может сдаться без боя. Таков и Александр Пушкин, какие бы удары судьбы ни пришлось ему вынести, какие бы испытания ни грозили незащищенной и одновременно стойкой душе его, сердце всегда, не останавливаясь, продолжало биться для других. Вот подлинное проявление истинно русской души!
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    И вновь перед нами поэт — провидец, чувствующий каждый порыв необъятной души народа. Зная душевную жажду русского человека, Пушкин создает произведения тонкие, смелые, естественные, добрые, лишенные фальши. И русская душа просто не может не увидеть, не почувствовать ту теплоту, что исходит от его творений. Своим слогом, чистым и сильным, поэт пробуждает лишь глубокие и искренние чувства.
    Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что, читая творения Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека». Каждая строчка поэта «дышит» любовью к прошлому своего народа, к людям, к жизни. И мы чувствуем эту всеобъемлющую «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…» — Александр Сергеевич нашел путь к сердцу человека, оставшись в памяти людской. Пушкин — «явление чрезвычайное», личность, сумевшая лицезреть будущее, оставшаяся на Земле навсегда. В сердцах людей.
    Но в дни печали, в тишине,
    Произнеси его, тоскуя;
    Скажи; есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…
    Поэт верил, что не одно сердце будет его помнить и бережно хранить память о нем, и оказался прав. А Его неземным, незримым продолжением являются строки, поэтические и прозаические, вновь и вновь рождающиеся в сердцах людей.
    Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали А.С Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывался над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается \”судьбой витийства грозный дар\”.
    Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплотил в стихотворении \”Пророк\”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который \”духовной жаждою томим\”, является посланник Бога — \”шестикрылый серафим\”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его \”шестикрылый серафим\”, прикасаясь к нему \”перстами легкими, как сон\”. Но такие осторожные, нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то постепенно к ней присоединяются и физические мучения.
    И он к устам моим приник
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный, и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
    Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действо, вложив в рассеченную грудь поэта \”угль, пылающий огнем\”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
    И Бога глас ко мне воззвал:
    \”Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей\”.
    Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Вся творческая жизнь Александра Сергеевича Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу.
    Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
    Свою основную заслугу Пушкин видел в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

  3. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА “ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?”»
    Пушкин – все сочинения
    Есть в мире
    сердце, где живу я. А. С. Пушкин
    “Счастье
    так мало создано для меня, что я не признал
    его, когда оно было предо мною”, — говорил А.С.
    Пушкин, ибо не надеялся на взаимность. Его
    послание обращено к женщине, которая его,
    видимо, никогда не любила:
    Что в имени
    тебе моем?..
    Что в нем?
    Забытое давно
    В волненьях
    новых и мятежных,
    Твоей душе
    не даст оно
    Воспоминаний
    чистых, нежных.
    Власть
    самого высокого и прекрасного волнующего
    чувства — любви познал поэт — об этом и
    строки стихотворения, и строки письма: “Вам
    обязан я тем, что познал все, что есть самого
    судорожного и мучительного в любовйом
    опьянении, и все, что есть в нем самого
    ошеломляющего”. Страдания облагораживают
    душу человека. Особенно страдания любви.
    Это высокое чувство возвышает Пушкина,
    делает его более благородным:
    Что в имени
    тебе моем?
    Этот
    риторический вопрос привлекает внимание
    читателя, потому что он не только не требует
    ответа, но и содержит утверждение, что в нем,
    в этом имени, — ничего для той, к кому
    обращены строки стихотворения и строки
    письма:
    “От всего
    этого у меня осталась лишь слабость
    выздоравливающего, одна привязанность,
    очень нежная, очень искренняя, — и немного
    робости, которую я не могу побороть”.
    Человеческая жизнь не бесконечна. Время
    безжалостно над человеческой жизнью: “Ваша
    душа… не встретит ее (душу поэта) в
    беспредельной вечности”.
    И не
    случайно анафорическое утверждение: “оно
    умрет, оно оставит мертвый след”. Другая
    анафора: “что в имени… Что в нем?..” —
    приводит к той же горькой мысли о забвении,
    исчезновении. Ведь глагол “умрет” как раз
    и имеет значения: “забвение”, “исчезновение”,
    “перестанет звучать”.
    Но читая
    стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф,
    вдумываясь в значение эпитетов (печальной,
    ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных,
    чистых, нежных), мы начинаем понимать
    двойственность композиции. Категоричность
    утверждения: “Что в имени тебе моем? — Оно
    умрет”, — ослабевает. Возникает надежда на
    память, потому что только память
    противостоит уничтожающей силе времени.
    Сравнения,
    которые использует поэт, беря для сравнений
    волну и звук ночной, и останавливают
    мгновение, и дают надежду, что ничто в мире
    не проходит бесследно. Продлить
    человеческую жизнь может только память,
    которая одна только побеждает время. “Память
    — преодоление времени, преодоление смерти”,
    — утверждает Д.С. Лихачев. Пока нас помнят,
    мы живы.
    И инверсия
    третьей части стихотворения: “воспоминаний
    чистых, нежных” — подтверждает эту надежду.
    Союз “но”,
    с которого начинается четвертая часть
    стихотворения, вносит перелом в
    психологическое развитие стихотворения. В
    автографе Пушкина в альбоме графини
    Собаньской после этого союза стоит
    многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет
    в себе глубокий смысл, помогает понять
    глубокий психологизм стихотворения.
    В последних
    строках стихотворения в отличие от
    предыдущих употребляются глаголы
    настоящего времени, которые тоже усиливают
    надежду на память о чувстве пишущего в
    альбом, о сердце, в котором живет любимая,
    живет любовь к ней, живут смирение перед
    судьбой и бескорыстие по отношению к
    возлюбленной.
    Но в день
    печали, в тишине,
    Произнеси
    его, тоскуя;
    Скажи: есть
    память обо мне,
    Есть в мире
    сердце, где живу я…
    Философское
    стихотворение “Что в имени тебе моем?”
    относится к так называемой медитативной
    лирике, носит характер глубокого раздумья
    над проблемами человеческой жизни,
    размышлений о любви.

  4. Свой анализ стихотворения я хочу оформить как письмо в редакцию газеты. Посоветовавшись со своим преподавателем русского языка и литературы, я выбрала стихотворение А. С. Пушкина «Что в имени тебе моём?», которое проникнуто глубоким смыслом. Вы только вслушайтесь в эти слова: «Что в имени тебе моём?». Они говорят о том, что А. С. Пушкин ценил душу человека, его чувства и ум. Я считаю, что главным для него было то, для чего живет человек и что он после себя оставит. Ведь имя умирает вместе с человеком точно так же, как и рождается:
    Оно умрёт, как шум печальный…
    Мне очень понравилась строка в стихотворении, в которой поэт говорит о своем «непонятном языке». Он подразумевает то, что многие люди не понимают его языка, они живут в другом свете. Проблемы, волнующие Пушкина, их не интересуют, они не задумываются о жизни, происходящей вокруг них:
    …подобный
    Узору надписи надгробной
    На непонятном языке.
    «Что в нём?» — спрашивает А. С. Пушкин. Он считает, что великого ничего нет в имени, великое — внутри. То, что он пишет, как он видит людей, окружающих его, те события, которые разворачиваются в стране. Но в Пушкине горит надежда, что в будущем, прочитав его стихотворение, найдется сердце, в котором оно останется навсегда:
    Скажи: есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…
    В своем стихотворении, написанном после ссылки (1826—1830 гг.), А. С. Пушкин пользовался эпитетами: в лесу глухом, воспоминаний чистых, нежных и др., также встречались сравнения: «оно умрет, как шум печальный», «как звук ночной в лесу глухом». В этом стихотворении передаются переживания, раскрывается истина его души. Он говорит о своей надежде, глубокой вере в то, что во всем мире есть душа, в которой он живет. Лирическим героем стихотворения является автор, который раскрывает свой внутренний мир.
    В моей жизни это первое письмо в редакцию. Я очень надеюсь, что мой анализ придется по душе, уважаемая редакция.

  5. Текст сочинения:
    Есть в мире сердце, где живу я.
    А. С. Пушкин
    Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною, говорил А. С. Пушкин, ибо не надеялся на взаимность. Его послание обращено к женщине, которая его, видимо, никогда не любила:
    Что в имени тебе моем?..
    Что в нем? Забытое давно
    В волненьях новых и мятежных,
    Твоей душе не даст оно
    Воспоминаний чистых, нежных.
    Власть самого высокого и прекрасного волнующего чувства любви познал поэ? об этом и строки стихотворения, и строки письма: Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего*. Страдания облагораживаю? душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным:
    Что в имени тебе моем?
    Этот риторический вопрос привлекает внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержи? у?верждение, что в нем, в этом имени, ничего для той, к кому обращены строки стихотворения и строки письма:
    О? всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, и немного робости, которую я не могу побороть. Человеческая жизнь не бесконечна. Время безжалостно над человеческой жизнью: Ваша душа… не встрети? ее (душу поэта) в беспредельной вечности.
    И не случайно анафорическое у?верждение: оно умрет, оно остави? мер?вый след. Другая анафора: что в имени… Что в нем?.. приводи? к той же горькой мысли о забвении, исчезновении. Ведь глагол умрет как раз и имеет значения: забвение, исчезновение, перестанет звучать.
    Но читая стихотворение, вслушиваясь в ри?м его строф, вдумываясь в значение эпитетов (печальной, ночной, глухом, мер?вой, новых, мятежных, чистых, нежных), мы начинаем понимать двойственность композиции. Категоричность у?верждения: Что в имени тебе моем? Оно умрет, ослабевает. Возникает надежда на память, потому что только память противостои? уничтожающей силе времени.
    Сравнения, которые использует поэ?, беря для сравнений волну и звук ночной, и останавливаю? мгновение, и даю? надежду, что ничто в мире не проходи? бесследно. Продлить человеческую жизнь может только память, которая одна только побеждает время. Память преодоление времени, преодоление смер?и, у?верждает Д.С. Лихачев. Пока нас помнят, мы живы.
    И инверсия третьей части стихотворения: воспоминаний чистых, нежных под?верждает э?у надежду.
    Союз но, с которого начинается четвертая часть стихотворения, вноси? перелом в психологическое разви?ие стихотворения. В автографе Пушкина в альбоме графини Собаньской после этого союза стои? многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет в себе глубокий смысл, помогает понять глубокий психологизм стихотворения.
    В последних строках стихотворения в отличие от предыдущих употребляю?ся глаголы настоящего времени, которые тоже усиливаю? надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живу? смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной.
    Но в день печали, в ?ишине, Произнеси его, тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я…
    Философское стихотворение Что в имени тебе моем? относи?ся к так называемой медитативной лирике, носи? характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышлений о любви.
    Права на сочинение “Анализ стихотворения А. С. Пушкина Что в имени тебе моем?” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
    Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
    Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
    Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
    В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
    Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
    Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
    Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
    Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
    Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

    Мой Пушкин сочинение

    С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

  7. 7
    Текст добавил: оТкРоЙ гЛаЗкИ я Не В тВоЕй СкАзКе

    мая
    11 2016

    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем?»

    Есть в мире сердце, где живу я. А. С. Пушкин «Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною», — говорил А. С. Пушкин, ибо не надеялся на взаимность. Его послание обращено к женщине, которая его, видимо, никогда не любила: Что в имени тебе моем?.. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Власть самого высокого и прекрасного волнующего чувства — любви познал поэт — об этом и строки Алл С о ч. Р У стихотворения, и строки письма: «Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего.
    Страдания облагораживают душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным: Что в имени тебе моем? Этот риторический вопрос привлекает внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержит утверждение, что в нем, в этом имени, — ничего для той, к кому обращены строки стихотворения и строки письма: «От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, — и немного робости, которую я не могу побороть».
    Человеческая жизнь не бесконечна. Время безжалостно над человеческой жизнью: «Ваша душа… не встретит ее (душу поэта) в беспредельной вечности».
    И не случайно анафорическое утверждение: «оно умрет, оно оставит мертвый след». Другая анафора: «что в имени… Что в нем?..» — приводит к той же горькой мысли о забвении, исчезновении. Ведь глагол «умрет» как раз и имеет значения: «забвение», «исчезновение», «перестанет звучать».
    Но читая стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф, вдумываясь в значение эпитетов (печальной, ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных, чистых, нежных), мы начинаем понимать двойственность композиции. Категоричность утверждения: «Что в имени тебе моем? — Оно умрет», — ослабевает. Возникает надежда на память, потому что только память противостоит уничтожающей силе времени. Сравнения, которые использует поэт, беря для сравнений волну и звук ночной, и останавливают мгновение, и дают надежду, что ничто в мире не проходит бесследно.
    Продлить человеческую жизнь может только память, которая одна только побеждает время. «Память — преодоление времени, преодоление смерти», — утверждает Д. С. Лихачев. Пока нас помнят, мы живы.
    И инверсия третьей части стихотворения: «воспоминаний чистых, нежных» — подтверждает эту надежду. Союз «но», с которого начинается четвертая часть стихотворения, вносит перелом в психологическое развитие стихотворения. В автографе Пушкина в альбоме графини Собаньской после этого союза стоит многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет в себе глубокий смысл, помогает понять глубокий психологизм стихотворения.
    В последних строках стихотворения в отличие от предыдущих употребляются глаголы настоящего времени, которые тоже усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной. Но в день печали, в тишине, Произнеси его, тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… Философское стихотворение «Что в имени тебе моем?» относится к так называемой медитативной лирике, носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышлений о любви.
    Предыдущие Сочинения: Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Следующие Сочинения: Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем?» . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. С. ПУШКИНА “ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?”
    На что он руку поднимал…
    “ЧУВСТВО РОДИНЫ – основное в моём творчестве.”
    “На что он руку поднимал…”
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
    Стихотворение А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение А. С Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка)
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  8. «Что в имени тебе моем?» — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для кого-то — проникновенный прозаик, для кого-то — философ, аналитик. Кого бы ни открыли вы для себя в Пушкине, верно одно: каждой, по крайней мере, русской душе необходимо его невидимое присутствие. «В нем русская душа, русский язык, русский характер», — восторгался Гоголь талантом Пушкина. Великий сын России, певец ее свободы, пример бесконечной любви к Родине, к родному слову! Да, Россия смогла воспитать своего певца и властителя дум целого поколения.
    Судьба Поэта, нелегкая и всегда покрытая пеленой загадочности, тайной. Но что значит судьба для человека, верного своим убеждениям, идеалам, своей любви к Отечеству! Главное — душа жива, и сердце не хочет, не может сдаться без боя. Таков и Александр Пушкин, какие бы удары судьбы ни пришлось ему вынести, какие бы испытания ни грозили незащищенной и одновременно стойкой душе его, сердце всегда, не останавливаясь, продолжало биться для других. Вот подлинное проявление истинно русской души!
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    И вновь перед нами поэт — провидец, чувствующий каждый порыв необъятной души народа. Зная душевную жажду русского человека, Пушкин создает произведения тонкие, смелые, естественные, добрые, лишенные фальши. И русская душа просто не может не увидеть, не почувствовать ту теплоту, что исходит от его творений. Своим слогом, чистым и сильным, поэт пробуждает лишь глубокие и искренние чувства.
    Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что, читая творения Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека». Каждая строчка поэта «дышит» любовью к прошлому своего народа, к людям, к жизни. И мы чувствуем эту всеобъемлющую «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…» — Александр Сергеевич нашел путь к сердцу человека, оставшись в памяти людской. Пушкин — «явление чрезвычайное», личность, сумевшая лицезреть будущее, оставшаяся на Земле навсегда. В сердцах людей.
    Но в дни печали, в тишине,
    Произнеси его, тоскуя;
    Скажи; есть память обо мне,
    Есть в мире сердце, где живу я…
    Поэт верил, что не одно сердце будет его помнить и бережно хранить память о нем, и оказался прав. А Его неземным, незримым продолжением являются строки, поэтические и прозаические, вновь и вновь рождающиеся в сердцах людей.
    Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали А.С Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывался над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается “судьбой витийства грозный дар”.
    Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплотил в стихотворении “Пророк”. Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который “духовной жаждою томим”, является посланник Бога — “шестикрылый серафим”. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его “шестикрылый серафим”, прикасаясь к нему “перстами легкими, как сон”. Но такие осторожные, нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то постепенно к ней присоединяются и физические мучения.
    И он к устам моим приник
    И вырвал грешный мой язык,
    И празднословный, и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
    Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действо, вложив в рассеченную грудь поэта “угль, пылающий огнем”. Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
    И Бога глас ко мне воззвал:
    “Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Вся творческая жизнь Александра Сергеевича Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу.
    Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
    Свою основную заслугу Пушкин видел в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

  9. Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Стихотворение А.С. Пушкина «Что в имени тебе
    моем?..» еще при жизни поэта появилось в печати.
    Что в
    имени тебе моем?..
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальный,
    Как звук
    ночной в лесу глухом.
    Оно на
    памятном листке
    Оставит
    мертвый след, подобный
    Узору надписи
    надгробной
    На
    непонятном языке.
    Что в
    нем? Забытое давно
    В
    волненьях новых и мятежных,
    Твоей
    душе не даст оно
    Воспоминаний чистых, нежных.
    Но в
    день печали, в тишине,
    Произнеси его, тоскуя;
    Скажи: есть память обо мне,
    Есть в
    мире сердце, где живу я…
    “Счастье
    так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною”, —
    говорил А.С. Пушкин. Его послание обращено к женщине, которая, по-видимому, его
    никогда не любила.
    «Что в имени тебе моем?» – этот риторический вопрос привлекает
    внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержит
    утверждение, что в нем, в этом имени, — ничего для той, к кому обращены строки
    стихотворения и строки письма. “От всего этого у меня осталась лишь слабость
    выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, — и
    немного робости, которую я не могу побороть”.
    Философское стихотворение “Что в имени тебе моем?” относится к так
    называемой медитативной лирике, носит характер глубокого раздумья над
    проблемами человеческой жизни, размышлений о любви.
    Впервые
    оно, под заглавием «В альбом» и без даты, было напечатано в «Литературной газете»
    А. Дельвига (6 апреля 1830 г., № 20), затем было перепечатано в сборнике стихов
    «Венера» и вошло в третью часть «Стихотворений Александра Пушкина», где
    помещено среди стихотворений 1829 г.
    . Отсутствие авторского оригинала создавало ряд
    затруднений при выяснении вопроса, кому и когда оно было посвящено.
    Одновременно возникал вопрос и о тексте стихотворения, хотя нахождение его в
    тетради, представленной Пушкиным в цензуру, свидетельствовало об авторитетности
    текста.
    Следуя
    датировке авторского издания 1832 г., все исследователи датировали
    стихотворение 1829 г.
    Что
    касается того, кому было написано в альбом это стихотворение, установилась и
    прочно держалась традиция, что оно было посвящено А. А. Олениной. Традиция,
    связывавшая стихотворение Пушкина с именем Олениной, держалась так прочно, что
    и в позднейших изданиях, в том числе и в издании под редакцией С. А. Венгерова,
    оно имеет подзаголовок «А. А. Олениной». Впрочем, в указанном издании вслед за
    именем Олениной поставлен знак вопроса.
    Эту традицию в датировке и посвящении нарушил
    П. А. Ефремов, который в издании сочинений Пушкина 1903 года (т. I, стр. 484) снабдил
    стихотворение подзаголовком «граф. Собаньской» и пометил его: «1823 г.,
    Одесса».
    Дата «1823 г., Одесса» была поставлена П.
    Ефремовым произвольно, вероятно, на основании предположения о возможных
    встречах и знакомстве Пушкина с Собаньской во время их одновременного
    пребывания в Одессе в 1823 г.
    Основанием для подзаголовка послужило П. А.
    Ефремову упоминание М. А. Максимовича, что летом 1836 г. в Крыму он видел в
    альбоме Каролины Собаньской «стихи, некогда ей написанные Пушкиным: «Что в
    имени тебе моем?». Стихотворение Пушкина видел в альбоме Собаньской и польский
    писатель Иосиф Крашевский (1812—1887). В своем путевом дневнике от 17 августа
    1843 г. Крашевский записал: «Рассматривал у госпожи Хиркович (sic!), рожденной
    гр. Ржевусской, любопытное собрание автографов: целые письма Шатобриана, Питта,
    Веллингтона, Лафатера, г-жи Сталь,
    Пушкина, Мицкевича и т. д. Стихотворение Пушкина специально написано».) Предположение П. Ефремова о
    посвящении стихотворения «Что в имени тебе моем?» Каролине Собаньской было
    принято рядом позднейших исследователей, таких, как Б. Л. Модзалевский, Н. О. Лернер,
    М. П. Алексеев. Что касается даты «1823 г., Одесса», то она вызвала
    недоверчивое к себе отношение за отсутствием положительных данных, какие могли
    бы изменить датировку стихотворения в авторском издании 1832 г.
    Б. Л.
    Модзалевский пытался согласовать обе датировки. Он склонен был отнести к 1829
    г. окончательную датировку стихотворения, ранее, в Одессе, написанного в альбом
    Каролине Собаньской.
    Однако
    это предположение встретило возражения Н. О. Лернера, который писал: «…из
    всего, что известно об одесской жизни Пушкина 1823—1824 гг., никак нельзя
    заключить, что стихотворение было написано именно тогда; неизвестно даже, был
    ли Пушкин тогда лично знаком с Собаньской, и ефремовскую датировку нельзя не
    признать произвольной».
    Опубликование Б. В. Томашевским в книге «Пушкин»
    (Ленинград, 1925 г., стр. 114—117) подготовительного списка произведений,
    намеченных Пушкиным к помещению в издании 1832 г., дало новое подтверждение о
    посвящении стихотворения Собаньской, а также данные о времени его написания. В подготовительных списках стихотворение «Что
    в имени тебе моем?» обозначено Пушкиным «Соб—ой», причем в беловой копии списка
    имеется и дата «1830 г.»
    В обоих
    списках — черновом и беловом — посвящение «Соб—ой» отмечено прямым крестиком —
    значком, которым, по мнению Б. Томашевского, Пушкин обозначал в списке свои уже
    напечатанные произведения. В беловом списке при стихотворении рядом с прямым
    находится и косой крестик. По мнению И. С. Зильберштейна, косым крестиком
    Пушкин отметил произведения, «к коим
    должно было быть подыскано соответствующее название, т. е. которые в список
    занесены под условным заголовком».
    Графиня
    Собаньская, имя которой впервые поместил Ефремов в подзаголовке стихотворения
    «Что в имени тебе моем?», — была Каролина Адамовна, рожд. гр. Ржевусская ( 1794—1885),
    сестра известного польского романиста Генриха Ржевусского и Эвелины Ганской-Бальзак.
    Каролина
    Ржевусская, известная красавица, изящная, веселая и разносторонне образованная,
    провела бурную романтическую жизнь. После брака с гр. Иеронимом Собаньским она
    стала гражданской женой генерала И. О.
    Витта, начальника военных поселений в Новороссии. Затем вышла замуж за его адъютанта капитана
    С. Х. Чирковича и уже в преклонном возрасте снова вышла замуж за французского
    поэта Жюля Лакруа (1809—1887), брата известного писателя Поля Лакруа.
    На обороте листа, внизу, рукою Каролины Собаньской
    сделана надпись в две строки: «Par Alexandre Pouchkine a qui
    je demandais d’ecrire son nom sur une page de mon livre de souvenir. 5 Janvier
    1830 a Petersbourg».
    На левой странице альбома написано:
    «Alexandre Pouchkine» и почерком К. Собанской. «a C.
    Sobanska nee C-sse Rzewuska».
    А.С.Пушкин познакомился с Собаньской в 1821 году в Киеве и часто посещал
    ее салон в Одессе. По свидетельству современников, он был неравнодушен к молодой прелестной женщине, – так же, как
    А.Мицкевич, посвятивший ей несколько стихотворений.
    Личная
    жизнь Собаньской окутана тайной. Генерал И.О.Витте, с которым жила Собаньская,
    был организатором тайного сыска за декабристами на юге России. Позднее Каролина
    Собаньская сама стала тайным агентом III
    отделения. Агентурная деятельность женщины была
    глубоко скрыта от посторонних глаз, и не исключено, что она следила и за
    опальным Пушкиным.
    Новооткрытый автограф стихотворения А.
    Пушкина, помимо того, что увеличивает известное нам рукописное наследие поэта и
    устанавливает новую дату в его «трудах и днях», позволяет решить несколько
    спорных вопросов в истории пушкинского творчества. В частности, автограф этот
    дает возможность точно установить, что стихотворение «Что в имени тебе моем?»
    написано в Петербурге в альбом Каролины Собаньской, что его чистовая редакция
    относится к 5 января 1830 г., что запись в альбом К. Собаньской является не первоначальной,
    как предполагал Б. Л. Модзалевский, а окончательной редакцией стихотворения.
    Дата
    «1829 г.», поставленная Пушкиным в издании 1832 г., или датирует его черновую
    рукопись или, вернее, поставлена им не вполне точно, по памяти, связывавшей воспоминание
    о стихотворении в альбом Собанской со «святками» 1829/30 г., когда оно и было
    написано.
    Стихотворение «Что в имени тебе моем?» наполнено грустью. Все оно
    пронизано страданием неразделенной любви. Но страдания облагораживают душу
    человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина,
    делает его человечнее и ближе к читателю. В сердце поэта живет любимая, живет
    любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие.

  10. Мой Пушкин
    Всем русским людям знакомо имя А.С. Пушкина, поэта, любимого  во всём мире. Но мне кажется, что он самый великий среди всех русских поэтов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром так легко и просто и, вместе с тем, так глубоко высказывать свои мысли, чувства поэтическим слогом.
    Трудно  представить себе нашу жизнь без Пушкина. Мне кажется, что его стихи я знала всегда. “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о Золотом Петушке” – эти сказки были самыми волшебными, самыми увлекательными для меня. Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа.
    Можно детально исследовать их творчество, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное?  Тысячи художников на протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное «я», а через него дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и о них помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
    Пушкин вечен и современен. В чем же секрет его? Где начинается великое?
    Там же, где и неизмеримое,  необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин…

  11. Все мы знакомы с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Каждое его произведение – это шедевр мировой литературы, знакомый нам с самого раннего детства. Когда я был ещё совсем маленьким ребёнком, моя мама часто читала мне очень интересные сказки Пушкина, такие как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». А вот сказку «У Лукоморья дуб зелёный» я помню наизусть и сейчас.
    У Пушкина всего семь сказок, все они абсолютно разные, но объединены какой-то общей идеей, добротой и наполнены теплом, все его сказки интересны и по-своему поучительны. Эти важные качества способствуют раннему развитию маленьких детей, современные дети, как и дети прошлых поколений, с большим интересом читают их. Многие люди выросли на сказках этого величайшего поэта.
    Стихи Пушкина тоже дети знают с малых лет. За свою не очень длинную жизнь поэт написал более пятисот стихотворений и все они абсолютно разные. Александр Сергеевич писал обо всем: у него много стихотворений о любви, о свободе, о дружбе, о природе. Стихи Пушкина довольно просты, но при этом имеют очень глубокий смысл.
    Каждый человек, погружаясь в прочтение произведений Пушкина, как бы мысленно переживает те обстоятельства, которые описывает поэт в своих известных литературных творениях. Он будто бы сам становится героем произведения и наблюдает за всем, что в нём происходит.
    Александр Сергеевич Пушкин прожил совсем немного – всего 37 лет. Но за это время успел сделать очень многое, оставив после себя бесценные произведения литературы, в которые влюбляешься с первых строк и не можешь забыть всю жизнь. Пушкин – гений мировой литературы и с этим трудно поспорить.

  12. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы
    Сочинение «Мой Пушкин»
    Пушкин – все сочинения
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин… Значит, тысячи Пушкиных существуют па земле вот уже полтора века и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных – ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь попять, почему же все-таки Пушкин стал символом русской поэзии. Почему сегодня его стихи и поэмы, драмы и повести волнуют нас, людей нового века?
    Очевидно, Пушкин сумел выразить то, что неизменно остается в человеке, в какое бы время он ни жил. Свобода. Счастье. Любовь. Дружба… Это вечно. Все появляется, исчезает, меняется, но всегда человек будет стремиться к свободе, искать дружбы, ждать любви, добиваться счастья. Это вечно, и бессмертен Пушкин, как бессмертны Шекспир, Микеланджело, Бах, Рублев. «Быть или не быть?..» это же вечно! И бессмертно:
    Я вас любил так трепетно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа, их взрастившего. Можно детально исследовать их технику, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается гениальное? Тысячи художников па протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное мироощущение, а через пего дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них рукоплещут, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и их помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…
    Пушкин не тускнеет. В чем же секрет его? Где начинается великое? Там же, где и неизмеримое, невыразимое, необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин.
    Он пришел ко мне недавно. Ранее Пушкин казался мне или архаичным, или слишком простым. Гораздо ближе был Лермонтов с его мужественным пессимизмом. Пушкин пришел ко мне неожиданно. Мой приятель развивал память и для этого ежедневно заучивал пять пушкинских строф. Это было необычно, странно, и я взял в руки томик. «Суровый славянин, я слез не проливал», — прочитал я и вдруг увидел другого, не хрестоматийного Пушкина, Пушкина, которого не знал до сих пор.
    Так начался мой Пушкин. Увидев его мужественным, жизнеспособным человеком, обладающим, несмотря на противоречия, цельной, гармонической натурой, я почувствовал уважение к нему и стал открывать его для себя. Это открытие продолжается до сих пор. Я с удовольствием узнаю о нем из биографических работ и постепенно вырисовываю его образ. Недостающие детали дает воображение.
    Какой же он, мой Пушкин? Прежде всего, дающий мне возможность выключиться временами из бурно скачущего ритма жизни, забыть ненадолго о суете.
    Огонь опять горит — то яркий свет льет,
    То тлеет медленно, — а я предтеч читаю
    Иль думы долгие в душе моей питаю.
    Благодаря Пушкину у меня перепадают (к сожалению, редкие) минуты, когда я остаюсь наедине с изначальным, заложенным во мне генетически, существующим вне времени…
    Пора, мой друг, пора!
    Покоя сердце просит
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить…
    Таков мой Пушкин. Мой собеседник. То озорной, то задумчивый, то нежный, то ядовитый… Я люблю наблюдать его подвижное лицо, ловить быстрые мысли. С ним легко и спокойно. С ним я забываю о суете, которая норовит увести от самого главного. Он мой друг, и я хочу, чтобы он был жив. Я люблю Пушкина. И рассказал об этом, как умею. Ну а невысказанное…

  13. Однако я познакомилась с биографией поэта. Узнала, скажем, про двойку по математике, его остроумие, а двадцать девять дуэлей натолкнули на мысль, что великий Пушкин был настоящим повесой. Мгновенно из Деятеля он был превращен в Человека, ведь он такой же, как мы! К слову, завоевывать любовь детей к Пушкину нужно именно так. Только после этого я смогла по достоинству оценить его творчество.
    Больше всего меня поражала способность Пушкина перевоплотиться и реализовать себя в разных жанрах и направлениях. В конце концов, я поняла, что невозможно не любить Пушкина за его прекрасные стихотворения («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Няне», «К Чаадаеву»). Сложно оставаться равнодушным к его поэмам. Например, в «Медном всаднике» автор настолько умело поднимает проблему отношений государства и «маленького человека», что за бедного Евгения болит сердце. Сказки Пушкина мотивируют верить в чудеса, а повесть «Пиковая дама» даже пугает своими мистическими элементами. Ну а отдельного комплимента, безусловно, заслуживает «Евгений Онегин», и манера автора так изящно рассказать печальную любовную историю, а в промежутках между ее перипетиями раскрыть всю суть русской жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *