Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения нормами культуры речи.В тексте Владислава Крапивина есть диалоги, по которым можно проследить, насколько умело их авторы умеют пользоваться словом, чтобы донести то, что хотели бы сказать. Например, в предложении 12 (В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…) Нилка используют жаргонизм «прут», который оказывается очень уместным в определении действий толпы: толпа – это стихия, непредсказуемая, разрушающая сила.Когда речь Нилки взолнованная, его предложения короткие, в конце таких предложений стоит многоточие. Многоточие используется как признак недоговорённости, размышлений, которые остаются за текстом. Примером могут служить предложения 57, 60, 61.Таким образом, на примерах из приведенного текста подтверждается высказывание выдающегося лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
15.2 Для героя рассказа Владислава Крапивина очень болезненными остаются воспоминания о постыдном поступке, совершённом им под воздействием толпы. Толпа – это стихия, непредсказуемая, разрушающая сила. Именно об этом фраза: «В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…»Бывает, что в жизни мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно всю жизнь. Именно о таком поступке вспоминает герой текста В. Крапивина. Спустя годы Нилка так и не смог забыть позорного малодушия, когда он поддался синдрому толпы. Он даже не помнит, почему стал громить город: «Они торопятся, кидают, и я тоже начал, будто со мной что-то сделалось, а потом от моего камня одна башня посыпалась» (предложение 42). Когда мальчик пришёл в себя, он бросил вызов толпе: «И тут у меня словно глаза открылись, я как заору: «Вы что делаете, гады!» Заревел — и домой…» (предложения 44-46). Конечно, раскаяние пришло, но было поздно: сказочный город был разрушен.История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку.
15.3 Тема взаимоотношений личности и толпы — традиционная тема для русской литературы. Что же мы вкладываем в значение слова «толпа»? На мой взгляд, толпа — это страшное слово — сразу представляется хаотичная группа людей, одержимая какой-то идеей, не сильно задумывающаяся над смыслом этой идеи, не способная к анализу, разрушающая, сеющая зло на своём пути.Именно такой предстаёт толпа и в отрывке из произведения Владислава Крапивина. Оголтелая стайка мальчишек, выносившая заговор против старика, разрушила не только построенный им город, разрушила смысл его жизни, разрушила душу мальчика, который не смог противостоять толпе и разрушительному началу в самом себе.История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку. От собственной слабости в компании подростков можно стать наркоманом, алкоголиком, преступником. Это происходит потому, что в человеке не находится силы сказать «нет», в этот момент только одна мысль движет им: быть как все, не выделиться, не лишиться поддержки окружающих. Но кому от этого хуже? Хочется обратиться к сверстникам: иметь своё мнение — это правильно, хорошо и круто; если твоё мнение презирают окружающие, подумай, с теми ли ты людьми.
Слово “инстинкт” имеет два значения. Первое – врожденная способность осуществлять необходимые действия в необычной ситуации, например, инстинкт самосохранения, второе – внутренние чувства, например, понять что-либо инстинктом родного человека. Никогда нельзя подчиняться стихийным действиям толпы, инстинктам. Инстинкт иногда действительно нужен человеку, но им надо разумно руководствоваться.
Толпа – это большая сила, которая может подчинить себе волю человека, вести за собой, преодолевать препятствия и запреты. Каждому из нас хорошо известны случаи гибели людей в стихийном толпе. Как спастись от этого бедствия?
Бывают случаи, когда толпа создается для достижения какой-либо общей цели. Если, например, рабочие видят несправедливость со стороны руководства, попрание собственных прав, они устраивают забастовку. Там, где не услышат голос одного человека, достичь цели поможет багатоголосна стена, позицию которой нельзя не учесть в решении важных вопросов. С помощью массовых мероприятий нередко добиваются справедливости, решают важные политические вопросы.
Толпа может образовываться во время музыкальных, развлекательных мероприятий, праздников, концертов. Такой толпа тоже нельзя назвать вредным. Вместе собираются люди, которых объединяет одна цель: привлечение к интересного действа, стремление активного отдыха. Но даже при таких мирных мероприятий могут произойти непредвиденные ситуации. Среди посетителей может быть один человек или группа людей в нетрезвом состоянии, которые способны затеять драку или начать хулиганские действия, может неожиданно возникнуть пожар или случиться какое-то другое бедствие.
Именно в таких случаях действия толпы становятся непредсказуемыми. Людьми руководит паника, они не всегда способны адекватно оценить ситуацию, последствия их поступков могут быть ужасными. Если случилась драка, к ней часто невольно вовлекаются окружающие, и тогда человек, который не имел никакого отношения к ссоре, становится ее участником. Когда же приходится внезапно покидать помещения (за пожара или иную аварию), все сразу забывают выполнить те простые действия, которым нас учат с детства, а именно: во время массового движения сохранять спокойствие, не толкаться, организованно двигаться в направлении выхода.
Всем нам знакомы тренировка по пожарной безопасности или гражданской обороны, которые ежегодно устраивают в школе или высшем учебном заведении. Ученики в сопровождении учителей и администрации на “отлично” справляются с поставленной задачей. В реальной жизни видим толпу людей, быстро и движется наугад, с криком и ужасом расталкивая окружающих. Хорошо, если эти окружающие имеют достаточно силы, чтобы удержаться на ногах. А иначе – травмы, увечья, даже гибель людей!
К счастью, мне не приходилось попадать в такие ужасные ситуации, но я неоднократно задумывалась над тем, как буду вести себя при условии возникновения неожиданной ситуации. Хорошо запомнила то, чему меня учили в школе. Я уверена, что в любом случае не буду паниковать и постараюсь сначала оценить ситуацию и принять “трезвое” решение.
Понятие “толпа” имеет очень много значений. Инстинкт толпы руководит молодежью на дискотеке, во время выезда на природу, просто на прогулке. “Все курили, и я попробовал”, – часто мы слышим подобные высказывания. Очень редко человек действительно понимает, зачем она делает, “как все”. А если бы “все” еще и пили или пробовали наркотики? Против алкогольной или наркотической зависимости придется бороться самому, без помощи толпы.
Часто бывает нелегко идти против толпы. Товарищи начинают травить тебя, считают “белой вороной”. Но если ты уверенно придерживаешься своих принципов и не обращаешь на “шаткое” дорожку, постепенно отношение меняется: начинают считаться с тобой, начинают уважать как личность. Поэтому и протест против инстинкта толпы может принести пользу.
“Инстинкт толпы” совершенно не относится к жизненно необходимых инстинктов человека, ему следует опираться, чтобы выжить, чтобы остаться человеком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И Федя – без отчётливых мыслей, но глубоким безошибочным пониманием – осознал, что прежнее их приятельство с Борисом было до этого вечера лишь вступлением к неразрывной дружбе, которая по-настоящему началась только сейчас, сегодня». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два (2) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Федя Кроев и Борис узнали друг друга в незапамятные времена. (2)Когда им было по пять лет. (3)Кроевы переехали тогда в кооперативную квартиру, а Федю перевели в другой детсад, поближе к новому дому. (4)Садик оказался совсем не такой, как прежний. (5)Тот был в деревянном доме, уютный, с закутками, где можно было в случае чего побыть одному. (6)А здесь – громадные стёкла вместо стен, блестящие жёлтые полы и множество всяких «нельзя».
(7)Ох, как не хотелось Феде идти сюда на следующий день. (8)До горьких слёз. (9)И быть бы этому Фединому дню, пожалуй, горше первого, если бы не новый вопль толпы:
– (10)Ребята, Борька вернулся! – и заплясали вокруг щуплого, с колючей стрижкой, мальчика в рубашке с якорями. (11)Кто-то просто орал и радовался, кто-то, осмелев, дал Борису щелчка. (12)Борькины коричневые глаза беспомощно метались и наконец встретились со взглядом Феди. (13)И что-то сдвинулось тогда в Фединой душе. (14)Он поднял с пола за хвост надувного увесистого крокодила и, как палицей, прошёлся по вопящей толпе. (15)Пробился к Борису, рядом с ним прижался лопатками к стене. (16)И они с Борькой молча, без слёз, отбивались от дружного коллектива средней группы. (17)После этого случая Федя и Борис всегда держались рядышком, вместе. (18)Но настоящими друзьями они в ту пору не сделались. (19)Не успели: в Борькину семью приехала с Украины насовсем бабушка, и родители забрали Бориса из детсада.
(20)Потом Федя и Борис встретились, когда уже стали первоклассниками. (21)Оказались они в разных классах, но всё равно быстренько прилепились друг к другу и старались быть вместе на переменах. (22)И даже домой ходили вдвоем, хотя Борису приходилось делать большой крюк, чтобы проводить Федю.
Пояснение.15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах».Попробуем доказать это на примере текста Альберта Лиханова.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить. Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 2, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание. Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «главный зачинщик») или управления (предложение 2: «зачинщик дел», предложение 24: «комья земли»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Л.В. Щербы о роли существительных и их важности в нашей речи.
15.2 В тексте Альберта Лиханова рассказывается о смелом поступке мальчишки, выступившего против тех, кто старше и сильнее его. Он не побоялся бросить вызов толпе, беспощадно, ради забавы, расправившейся с белкой. Вот почему подоспевший на помощь прохожий оценил это: «Я всё видел, — сказал он, переводя дыхание, — ты молодец!». По-другому и нельзя оценить поступок настоящего человека, сердце которого открыто добру, готового прийти на помощь, остановить несправедливость.Перед нами пример искреннего проявления человечности. «Генерал», как называют героя мальчишки, не смог пройти мимо жестокости. «(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках», — рассказывает он (предложение 12). Негодование охватило всё его существо. Да нормальный человек и не может по-другому реагировать на происходящую расправу с живым существом! Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.Но есть в тексте и пример другой. «(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…» От этих слов как-то начинает щемить сердце. А ведь в смерти белки виноваты тоже люди: Газовый Баллон со своей компанией. Нет, людьми их, пожалуй, не назовёшь. Действительно, только зверь, живодёр способен на нечеловеческие поступки. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Вот почему мы твёрдо убеждены, что из «Генерала» непременно вырастет хороший человек, а окружающим его людям будет теплее от его доброты.
15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это. На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз…Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кто-то нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед. Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя по отношению к животным безобразно. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Так хочется ответить словами Льва Толстого «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». Бездушие по отношению к слабым и беззащитным животным, если его оставлять безнаказанным, незамеченным, непременно приведёт к тому, что такая агрессия будет проявляться и к людям. И наоборот: человек, относящийся с душой к животным, и к людям будут относиться с добротой. В повести Л. Улицкой «Зелёный шатёр», в самом её начале, идёт речь о мальчике Сане, который вырвал из пасти собаки котёнка. А потом случилось так, что он, не задумываясь, пошёл на защиту друга, бросившись на нож и защитив тем самым друга. Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните — быть добрым человеком значит быть настоящим человеком.
Сочинение на основе текста Паперного «Наедине с толпой»
Передо мною на столе лежит текст Паперного «Наедине с толпой» . Он затрагивает весьма актуальную для современных людей тему: человек в условиях многолюдства, человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой «ближних» . Наедине с толпой. Человек – существо социальное, он живет в обществе и неизбежно вступает в контакты со знакомыми и незнакомыми людьми. Автор тонко и точно подмечает особенности поведения некоторых людей в местах скопления масс, к примеру в метро. Парень ловко проскакивает в дверь, но не придерживает ее за собой, и она успевает «хорошо стукнуть нерасторопную старушку» . Женщина пытается вскочить в вагон салюй первой: опередить всех — вот цель.
Не только невнимательность и небрежность к окружающим, но и прямо-таки показная сосредоточенность на своей драгоценной персоне: пройти первой, успеть, втиснуться, сесть, устроиться с максимальным комфортом. Все мы немного эгоисты. «Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер, а внимание к окружающим» , – так считает Паперный. Человек должен быть внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным. В чем-то эта точка зрения, безусловно, правильна. Но моя позиция, хоть и во многом схожа, но все же отличается.
Может, разница во взглядах обусловлена разницей поколений. Может, просто сказывается характер. Несомненно, молодые люди, тинейджеры, по существующим моральным и этическим нормам должны постоять в вагоне или салоне, предоставив возможность сесть пожилым людям и женщинам. Но я всегда полагала, что нет правил без исключений. Да, я могу постоять и тогда, когда есть свободные места, просто потому, что садиться не хочется; но если у меня был трудный день и я сильно устала, то я, не задумываясь, сяду. В конце концов, кто сказал, что «человек человеку брат» ?
К тому же есть люди, которые по своему философскому пониманию жизни придерживаются стойкой позиции: «каждый сам за себя» . Это, конечно, неплохо, но все-таки, мне кажется, элементарные вежливость и внимательность всегда и в любых ситуациях должны присутствовать хотя бы в минимальном объеме: люди не могут без общества, и не стоит отгораживаться от него своей отстраненностью. Люди в обществе должны сосуществовать вместе и не забывать повторяемое не первый век золотое правило: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы другие поступали с вами» . Даже если это касается всего лишь того, кто сядет на освободившееся место или кто первый войдет в вагон.
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения нормами культуры речи.В тексте Владислава Крапивина есть диалоги, по которым можно проследить, насколько умело их авторы умеют пользоваться словом, чтобы донести то, что хотели бы сказать. Например, в предложении 12 (В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…) Нилка используют жаргонизм «прут», который оказывается очень уместным в определении действий толпы: толпа – это стихия, непредсказуемая, разрушающая сила.Когда речь Нилки взолнованная, его предложения короткие, в конце таких предложений стоит многоточие. Многоточие используется как признак недоговорённости, размышлений, которые остаются за текстом. Примером могут служить предложения 57, 60, 61.Таким образом, на примерах из приведенного текста подтверждается высказывание выдающегося лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
15.2 Для героя рассказа Владислава Крапивина очень болезненными остаются воспоминания о постыдном поступке, совершённом им под воздействием толпы. Толпа – это стихия, непредсказуемая, разрушающая сила. Именно об этом фраза: «В толпе или не замечают никого, или все прут куда-нибудь стадом…»Бывает, что в жизни мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно всю жизнь. Именно о таком поступке вспоминает герой текста В. Крапивина. Спустя годы Нилка так и не смог забыть позорного малодушия, когда он поддался синдрому толпы. Он даже не помнит, почему стал громить город: «Они торопятся, кидают, и я тоже начал, будто со мной что-то сделалось, а потом от моего камня одна башня посыпалась» (предложение 42). Когда мальчик пришёл в себя, он бросил вызов толпе: «И тут у меня словно глаза открылись, я как заору: «Вы что делаете, гады!» Заревел — и домой…» (предложения 44-46). Конечно, раскаяние пришло, но было поздно: сказочный город был разрушен.История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку.
15.3 Тема взаимоотношений личности и толпы — традиционная тема для русской литературы. Что же мы вкладываем в значение слова «толпа»? На мой взгляд, толпа — это страшное слово — сразу представляется хаотичная группа людей, одержимая какой-то идеей, не сильно задумывающаяся над смыслом этой идеи, не способная к анализу, разрушающая, сеющая зло на своём пути.Именно такой предстаёт толпа и в отрывке из произведения Владислава Крапивина. Оголтелая стайка мальчишек, выносившая заговор против старика, разрушила не только построенный им город, разрушила смысл его жизни, разрушила душу мальчика, который не смог противостоять толпе и разрушительному началу в самом себе.История, рассказанная героем, очень злободневна. С подобным соглашательством в толпе мы сталкиваемся очень часто. Противостоять решению толпы очень сложно и подвластно только сильному человеку. От собственной слабости в компании подростков можно стать наркоманом, алкоголиком, преступником. Это происходит потому, что в человеке не находится силы сказать «нет», в этот момент только одна мысль движет им: быть как все, не выделиться, не лишиться поддержки окружающих. Но кому от этого хуже? Хочется обратиться к сверстникам: иметь своё мнение — это правильно, хорошо и круто; если твоё мнение презирают окружающие, подумай, с теми ли ты людьми.
Слово “инстинкт” имеет два значения. Первое – врожденная способность осуществлять необходимые действия в необычной ситуации, например, инстинкт самосохранения, второе – внутренние чувства, например, понять что-либо инстинктом родного человека. Никогда нельзя подчиняться стихийным действиям толпы, инстинктам. Инстинкт иногда действительно нужен человеку, но им надо разумно руководствоваться.
Толпа – это большая сила, которая может подчинить себе волю человека, вести за собой, преодолевать препятствия и запреты. Каждому из нас хорошо известны случаи гибели людей в стихийном толпе. Как спастись от этого бедствия?
Бывают случаи, когда толпа создается для достижения какой-либо общей цели. Если, например, рабочие видят несправедливость со стороны руководства, попрание собственных прав, они устраивают забастовку. Там, где не услышат голос одного человека, достичь цели поможет багатоголосна стена, позицию которой нельзя не учесть в решении важных вопросов. С помощью массовых мероприятий нередко добиваются справедливости, решают важные политические вопросы.
Толпа может образовываться во время музыкальных, развлекательных мероприятий, праздников, концертов. Такой толпа тоже нельзя назвать вредным. Вместе собираются люди, которых объединяет одна цель: привлечение к интересного действа, стремление активного отдыха. Но даже при таких мирных мероприятий могут произойти непредвиденные ситуации. Среди посетителей может быть один человек или группа людей в нетрезвом состоянии, которые способны затеять драку или начать хулиганские действия, может неожиданно возникнуть пожар или случиться какое-то другое бедствие.
Именно в таких случаях действия толпы становятся непредсказуемыми. Людьми руководит паника, они не всегда способны адекватно оценить ситуацию, последствия их поступков могут быть ужасными. Если случилась драка, к ней часто невольно вовлекаются окружающие, и тогда человек, который не имел никакого отношения к ссоре, становится ее участником. Когда же приходится внезапно покидать помещения (за пожара или иную аварию), все сразу забывают выполнить те простые действия, которым нас учат с детства, а именно: во время массового движения сохранять спокойствие, не толкаться, организованно двигаться в направлении выхода.
Всем нам знакомы тренировка по пожарной безопасности или гражданской обороны, которые ежегодно устраивают в школе или высшем учебном заведении. Ученики в сопровождении учителей и администрации на “отлично” справляются с поставленной задачей. В реальной жизни видим толпу людей, быстро и движется наугад, с криком и ужасом расталкивая окружающих. Хорошо, если эти окружающие имеют достаточно силы, чтобы удержаться на ногах. А иначе – травмы, увечья, даже гибель людей!
К счастью, мне не приходилось попадать в такие ужасные ситуации, но я неоднократно задумывалась над тем, как буду вести себя при условии возникновения неожиданной ситуации. Хорошо запомнила то, чему меня учили в школе. Я уверена, что в любом случае не буду паниковать и постараюсь сначала оценить ситуацию и принять “трезвое” решение.
Понятие “толпа” имеет очень много значений. Инстинкт толпы руководит молодежью на дискотеке, во время выезда на природу, просто на прогулке. “Все курили, и я попробовал”, – часто мы слышим подобные высказывания. Очень редко человек действительно понимает, зачем она делает, “как все”. А если бы “все” еще и пили или пробовали наркотики? Против алкогольной или наркотической зависимости придется бороться самому, без помощи толпы.
Часто бывает нелегко идти против толпы. Товарищи начинают травить тебя, считают “белой вороной”. Но если ты уверенно придерживаешься своих принципов и не обращаешь на “шаткое” дорожку, постепенно отношение меняется: начинают считаться с тобой, начинают уважать как личность. Поэтому и протест против инстинкта толпы может принести пользу.
“Инстинкт толпы” совершенно не относится к жизненно необходимых инстинктов человека, ему следует опираться, чтобы выжить, чтобы остаться человеком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И Федя – без отчётливых мыслей, но глубоким безошибочным пониманием – осознал, что прежнее их приятельство с Борисом было до этого вечера лишь вступлением к неразрывной дружбе, которая по-настоящему началась только сейчас, сегодня». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два (2) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Федя Кроев и Борис узнали друг друга в незапамятные времена. (2)Когда им было по пять лет. (3)Кроевы переехали тогда в кооперативную квартиру, а Федю перевели в другой детсад, поближе к новому дому. (4)Садик оказался совсем не такой, как прежний. (5)Тот был в деревянном доме, уютный, с закутками, где можно было в случае чего побыть одному. (6)А здесь – громадные стёкла вместо стен, блестящие жёлтые полы и множество всяких «нельзя».
(7)Ох, как не хотелось Феде идти сюда на следующий день. (8)До горьких слёз. (9)И быть бы этому Фединому дню, пожалуй, горше первого, если бы не новый вопль толпы:
– (10)Ребята, Борька вернулся! – и заплясали вокруг щуплого, с колючей стрижкой, мальчика в рубашке с якорями. (11)Кто-то просто орал и радовался, кто-то, осмелев, дал Борису щелчка. (12)Борькины коричневые глаза беспомощно метались и наконец встретились со взглядом Феди. (13)И что-то сдвинулось тогда в Фединой душе. (14)Он поднял с пола за хвост надувного увесистого крокодила и, как палицей, прошёлся по вопящей толпе. (15)Пробился к Борису, рядом с ним прижался лопатками к стене. (16)И они с Борькой молча, без слёз, отбивались от дружного коллектива средней группы. (17)После этого случая Федя и Борис всегда держались рядышком, вместе. (18)Но настоящими друзьями они в ту пору не сделались. (19)Не успели: в Борькину семью приехала с Украины насовсем бабушка, и родители забрали Бориса из детсада.
(20)Потом Федя и Борис встретились, когда уже стали первоклассниками. (21)Оказались они в разных классах, но всё равно быстренько прилепились друг к другу и старались быть вместе на переменах. (22)И даже домой ходили вдвоем, хотя Борису приходилось делать большой крюк, чтобы проводить Федю.
Пояснение.15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах».Попробуем доказать это на примере текста Альберта Лиханова.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить. Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 2, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание. Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «главный зачинщик») или управления (предложение 2: «зачинщик дел», предложение 24: «комья земли»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Л.В. Щербы о роли существительных и их важности в нашей речи.
15.2 В тексте Альберта Лиханова рассказывается о смелом поступке мальчишки, выступившего против тех, кто старше и сильнее его. Он не побоялся бросить вызов толпе, беспощадно, ради забавы, расправившейся с белкой. Вот почему подоспевший на помощь прохожий оценил это: «Я всё видел, — сказал он, переводя дыхание, — ты молодец!». По-другому и нельзя оценить поступок настоящего человека, сердце которого открыто добру, готового прийти на помощь, остановить несправедливость.Перед нами пример искреннего проявления человечности. «Генерал», как называют героя мальчишки, не смог пройти мимо жестокости. «(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках», — рассказывает он (предложение 12). Негодование охватило всё его существо. Да нормальный человек и не может по-другому реагировать на происходящую расправу с живым существом! Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.Но есть в тексте и пример другой. «(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…» От этих слов как-то начинает щемить сердце. А ведь в смерти белки виноваты тоже люди: Газовый Баллон со своей компанией. Нет, людьми их, пожалуй, не назовёшь. Действительно, только зверь, живодёр способен на нечеловеческие поступки. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Вот почему мы твёрдо убеждены, что из «Генерала» непременно вырастет хороший человек, а окружающим его людям будет теплее от его доброты.
15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это. На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз…Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кто-то нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед. Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя по отношению к животным безобразно. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Так хочется ответить словами Льва Толстого «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». Бездушие по отношению к слабым и беззащитным животным, если его оставлять безнаказанным, незамеченным, непременно приведёт к тому, что такая агрессия будет проявляться и к людям. И наоборот: человек, относящийся с душой к животным, и к людям будут относиться с добротой. В повести Л. Улицкой «Зелёный шатёр», в самом её начале, идёт речь о мальчике Сане, который вырвал из пасти собаки котёнка. А потом случилось так, что он, не задумываясь, пошёл на защиту друга, бросившись на нож и защитив тем самым друга. Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните — быть добрым человеком значит быть настоящим человеком.
Сочинение на основе текста Паперного «Наедине с толпой»
Передо мною на столе лежит текст Паперного «Наедине с толпой» . Он затрагивает весьма актуальную для современных людей тему: человек в условиях многолюдства, человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой «ближних» . Наедине с толпой. Человек – существо социальное, он живет в обществе и неизбежно вступает в контакты со знакомыми и незнакомыми людьми. Автор тонко и точно подмечает особенности поведения некоторых людей в местах скопления масс, к примеру в метро. Парень ловко проскакивает в дверь, но не придерживает ее за собой, и она успевает «хорошо стукнуть нерасторопную старушку» . Женщина пытается вскочить в вагон салюй первой: опередить всех — вот цель.
Не только невнимательность и небрежность к окружающим, но и прямо-таки показная сосредоточенность на своей драгоценной персоне: пройти первой, успеть, втиснуться, сесть, устроиться с максимальным комфортом. Все мы немного эгоисты. «Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер, а внимание к окружающим» , – так считает Паперный. Человек должен быть внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным. В чем-то эта точка зрения, безусловно, правильна. Но моя позиция, хоть и во многом схожа, но все же отличается.
Может, разница во взглядах обусловлена разницей поколений. Может, просто сказывается характер. Несомненно, молодые люди, тинейджеры, по существующим моральным и этическим нормам должны постоять в вагоне или салоне, предоставив возможность сесть пожилым людям и женщинам. Но я всегда полагала, что нет правил без исключений. Да, я могу постоять и тогда, когда есть свободные места, просто потому, что садиться не хочется; но если у меня был трудный день и я сильно устала, то я, не задумываясь, сяду. В конце концов, кто сказал, что «человек человеку брат» ?
К тому же есть люди, которые по своему философскому пониманию жизни придерживаются стойкой позиции: «каждый сам за себя» . Это, конечно, неплохо, но все-таки, мне кажется, элементарные вежливость и внимательность всегда и в любых ситуациях должны присутствовать хотя бы в минимальном объеме: люди не могут без общества, и не стоит отгораживаться от него своей отстраненностью. Люди в обществе должны сосуществовать вместе и не забывать повторяемое не первый век золотое правило: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы другие поступали с вами» . Даже если это касается всего лишь того, кто сядет на освободившееся место или кто первый войдет в вагон.