Сочинение на тему мой любимый писатель 4 класс генрих сапгир
1 вариант
1928-1999
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
?
XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
Сапгир Генрих Вениаминович
Сапгир Генрих Вениаминович
[20.11.1928, Бийск — 7.10.1999, Москва]
— поэт, прозаик.
Сын сапожника. В 1929
семья переехала в Москву. Читать начал очень рано, «все быстрее увлекаясь самим
процессом мгновенного чтения. В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с
удивлением смотрела, как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мамы и
двух взрослых братьев-студентов. И пусть все мешалось в моем мозгу, это не
мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и
домашних».
Писать стихи начал примерно
в 11 лет, во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано одно из
детских стихотворений Сапгира. «Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в
прозе меня вдохновлял А.Гайдар — и я написал несколько тетрадей “Гейка и его
команда”; в поэзии на меня произвела огромное впечатление вторая часть “Фауста”
— своей пестротой, величием и непонятностью — и я стал писать большую поэму, где
Свет борется с Мраком — два великана, и это была какая-то вселенская Весна… За
этим занятием и нашел меня старый поэт и последователь Иннокентия Анненского
Арсений Алексеевич Альвинг (Смирнов). Он привел меня в свою литстудию, которая
помещалась в Доме пионеров Ленинградского района. Там все были старше меня —
юноши. Но занялись мной и учили меня стихосложению по Шенгели. Там я впервые
увидел Е.Кропивницкого. Он приходил на занятия с этюдником из художественного
училища и уже носил очки».
Вернувшись
из эвакуации, с 15 лет начал самостоятельную жизнь на московской окраине, стал
примерным учеником «лианозовской школы», именованной так по названию
подмосковной станции Лианозово, где в бараке жил друг Сапгира Оскар Рабин и куда
с 1960-х «стали приезжать сначала молодые художники и писатели, затем журналисты
и дипломаты — посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними черные “Волги”
КГБ. В общем назвали нас всех “Лианозовской группой”. Так теперь и записано в
истории русского искусства. Меня и Игоря Холина еще звали “барачными поэтами”. И
жили в бараках и писали про это» — так вспоминал Сапгир в последние годы.
С юности Сапгир дружил со скульптором Эрнстом Неизвестным, писателями и поэтами
В.Бахчаняном, И.Холиным, В.Левиным, В.Некрасовым.
Первая серьезная публикация — вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959
переводы эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой
вернувшихся с войны литераторов: Д.Самойловым, Л.Тоомом, Б.Слуцким; последний,
однажды «уставя в грудь мою палец, произнес: “Вы, Генрих, формалист, поэтому
должны отлично писать стихи для детей”. И тут же отвел меня к своему другу Юрию
Тимофееву — главному редактору издательства “Детский мир”. С тех пор я пишу для
детей».
Так детская литература стала
для Сапгира, как и для многих его единомышленников, едва ли не единственной
возможностью пробиться к читателю. Позднее поэт признавался: «Никогда бы не
догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали
всякую возможность заработать на хлеб “взрослым” творчеством».
В 1960 в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира
для детей с характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга —
«Забавная азбука» (1963) — создана в традициях азбук Саши Черного и С.Маршака.
Участвовал в возобновлении школьного «Букваря», «Нового букваря», где ребенок
включается в словесную игру — начальные упражнения в стихосложении. В дальнейшем
Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука», «Журавлиная
книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на
разные буквы алфавита.
Сапгир — автор
более 20 пьес для детей, многие из которых поставлены в театрах России и за
рубежом. Совместно с Г.Цыферовым написаны сценарии к мультфильмам «Лошарик»,
«Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу». Для
детей Сапгир, переводил стихи еврейского поэта Овсея Дриза, англичанина
А.А.Милна (сб. «Мы с Винни-Пухом», 1994).
С 1975 Сапгир печатал свои «взрослые» стихи в западных журналах: «Грани» (№95),
«Третья волна» (1976. №2; 1979. №6); «Континент» (1978. №16); «Время и мы»
(1978. №62), «Neue Russische Liferatur» (1978. №1; 1983. №4-5), «Эхо» (1986.
№14).
За рубежом выпустил книги:
«Сонеты на рубашках» (Париж, 1976); «Стихи 87» (Париж, 1987). Публикация первой
книги имеет свою предысторию: в 1975 художники-нонконформисты устроили выставку
на ВДНХ. Сапгир вспоминает: «Захотелось и мне показать свое творчество. На
полотняных спинах двух своих рубашек я начертил два своих сонета: “Тело” и
“Дух”, так их и повесили на стене павильона. Недолго они провисели. Начальство
повелело их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про то,
что это — образцы визуальной поэзии, никто и не подумал».
С 1989 Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах:
«Радуга», «Огонек», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО». В стихах
для взрослых используются приемы модернистской и постмодернистской поэтики:
диалог и даже полилог с чужим текстом, фиксация свободно звучащей речи,
перекличка и развитие цитат, предпочтение иронии всем остальным лирическим
интонациям, отсутствие традиционных знаков препинания, определяемых
возможностями поэтического потока, недосказанность, наполнение строгих жанров
псалма, сонета, жития непривычным содержанием: «Дремлют дачники московские /
Кира, я и Брусиловские / Парни с лыжами прошли / По вагонам путешествуя / Вдруг
вошла танцуя шествуя — / Из совсем другой игры… / — Будет Авель помнить
Каина… / — Вы забыли про хозяина? / Сталин — мой отец и брат! — / У старухи
голос мхатовский / Книппер-чеховский ахматовский» («Жрица культа»).
Сапгир — член СП СССР (1991), русского ПЕН-центра (1991). Член редколлегий
журналов «Стрелец», «Воум!», газеты международного поэтического авангарда
«Поэзия» (1995). Награжден премиями фонда «Знамя» (1993), им. В.Хлебникова
журнала «Стрелец» (1995, 1996).
С.А.Котельникова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики,
поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с.269-271.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический
справочник).
Сочинения:
Сонеты на рубашках. М., 1976, 1989, 1993;
Черновики Пушкина. М., 1992;
Избранное.
М., 1993;
Смеянцы. М., 1995;
Принцесса и людоед. М., 1996;
Лето с
ангелами. М., 2000;
Лошарик. М., 2000;
Неоконченный сонет. М., 2000;
Летящий и спящий. Рассказы в прозе и стихах. М., 1997;
Московские мифы. М., 1989.
Литература:
Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917. Лондон, 1988;
«И барский ямб и птичий крик» [беседа с Г.Сапгиром] // Новое литературное
обозрение. 1992. №1;
Битов А. Истина и
стена // Сапгир Г. Избранное. М.; Париж; Нью-Йорк, 1993;
Орлицкий Ю. Генрих Сапгир как поэт «лианозовской школы» // Новое литераутрное
обозрение. 1993. №5;
Соложенкина С.
«Сновидения, забытые нами…». Перечитывая стихи Генриха Сапгира // Детская
литература. 1994. №2;
Арзамасцева И.Н.
Сапгир Г.В. // Русские детские писатели XX в.: биобиблиографический словарь. М.,
1997. С.389-391.
? ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
1928-1999
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
?
XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
Сапгир Генрих Вениаминович
Сапгир Генрих Вениаминович
[20.11.1928, Бийск — 7.10.1999, Москва]
— поэт, прозаик.
Сын сапожника. В 1929
семья переехала в Москву. Читать начал очень рано, «все быстрее увлекаясь самим
процессом мгновенного чтения. В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с
удивлением смотрела, как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мамы и
двух взрослых братьев-студентов. И пусть все мешалось в моем мозгу, это не
мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и
домашних».
Писать стихи начал примерно
в 11 лет, во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано одно из
детских стихотворений Сапгира. «Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в
прозе меня вдохновлял А.Гайдар — и я написал несколько тетрадей “Гейка и его
команда”; в поэзии на меня произвела огромное впечатление вторая часть “Фауста”
— своей пестротой, величием и непонятностью — и я стал писать большую поэму, где
Свет борется с Мраком — два великана, и это была какая-то вселенская Весна… За
этим занятием и нашел меня старый поэт и последователь Иннокентия Анненского
Арсений Алексеевич Альвинг (Смирнов). Он привел меня в свою литстудию, которая
помещалась в Доме пионеров Ленинградского района. Там все были старше меня —
юноши. Но занялись мной и учили меня стихосложению по Шенгели. Там я впервые
увидел Е.Кропивницкого. Он приходил на занятия с этюдником из художественного
училища и уже носил очки».
Вернувшись
из эвакуации, с 15 лет начал самостоятельную жизнь на московской окраине, стал
примерным учеником «лианозовской школы», именованной так по названию
подмосковной станции Лианозово, где в бараке жил друг Сапгира Оскар Рабин и куда
с 1960-х «стали приезжать сначала молодые художники и писатели, затем журналисты
и дипломаты — посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними черные “Волги”
КГБ. В общем назвали нас всех “Лианозовской группой”. Так теперь и записано в
истории русского искусства. Меня и Игоря Холина еще звали “барачными поэтами”. И
жили в бараках и писали про это» — так вспоминал Сапгир в последние годы.
С юности Сапгир дружил со скульптором Эрнстом Неизвестным, писателями и поэтами
В.Бахчаняном, И.Холиным, В.Левиным, В.Некрасовым.
Первая серьезная публикация — вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959
переводы эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой
вернувшихся с войны литераторов: Д.Самойловым, Л.Тоомом, Б.Слуцким; последний,
однажды «уставя в грудь мою палец, произнес: “Вы, Генрих, формалист, поэтому
должны отлично писать стихи для детей”. И тут же отвел меня к своему другу Юрию
Тимофееву — главному редактору издательства “Детский мир”. С тех пор я пишу для
детей».
Так детская литература стала
для Сапгира, как и для многих его единомышленников, едва ли не единственной
возможностью пробиться к читателю. Позднее поэт признавался: «Никогда бы не
догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали
всякую возможность заработать на хлеб “взрослым” творчеством».
В 1960 в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира
для детей с характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга —
«Забавная азбука» (1963) — создана в традициях азбук Саши Черного и С.Маршака.
Участвовал в возобновлении школьного «Букваря», «Нового букваря», где ребенок
включается в словесную игру — начальные упражнения в стихосложении. В дальнейшем
Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука», «Журавлиная
книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на
разные буквы алфавита.
Сапгир — автор
более 20 пьес для детей, многие из которых поставлены в театрах России и за
рубежом. Совместно с Г.Цыферовым написаны сценарии к мультфильмам «Лошарик»,
«Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу». Для
детей Сапгир, переводил стихи еврейского поэта Овсея Дриза, англичанина
А.А.Милна (сб. «Мы с Винни-Пухом», 1994).
С 1975 Сапгир печатал свои «взрослые» стихи в западных журналах: «Грани» (№95),
«Третья волна» (1976. №2; 1979. №6); «Континент» (1978. №16); «Время и мы»
(1978. №62), «Neue Russische Liferatur» (1978. №1; 1983. №4-5), «Эхо» (1986.
№14).
За рубежом выпустил книги:
«Сонеты на рубашках» (Париж, 1976); «Стихи 87» (Париж, 1987). Публикация первой
книги имеет свою предысторию: в 1975 художники-нонконформисты устроили выставку
на ВДНХ. Сапгир вспоминает: «Захотелось и мне показать свое творчество. На
полотняных спинах двух своих рубашек я начертил два своих сонета: “Тело” и
“Дух”, так их и повесили на стене павильона. Недолго они провисели. Начальство
повелело их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про то,
что это — образцы визуальной поэзии, никто и не подумал».
С 1989 Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах:
«Радуга», «Огонек», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО». В стихах
для взрослых используются приемы модернистской и постмодернистской поэтики:
диалог и даже полилог с чужим текстом, фиксация свободно звучащей речи,
перекличка и развитие цитат, предпочтение иронии всем остальным лирическим
интонациям, отсутствие традиционных знаков препинания, определяемых
возможностями поэтического потока, недосказанность, наполнение строгих жанров
псалма, сонета, жития непривычным содержанием: «Дремлют дачники московские /
Кира, я и Брусиловские / Парни с лыжами прошли / По вагонам путешествуя / Вдруг
вошла танцуя шествуя — / Из совсем другой игры… / — Будет Авель помнить
Каина… / — Вы забыли про хозяина? / Сталин — мой отец и брат! — / У старухи
голос мхатовский / Книппер-чеховский ахматовский» («Жрица культа»).
Сапгир — член СП СССР (1991), русского ПЕН-центра (1991). Член редколлегий
журналов «Стрелец», «Воум!», газеты международного поэтического авангарда
«Поэзия» (1995). Награжден премиями фонда «Знамя» (1993), им. В.Хлебникова
журнала «Стрелец» (1995, 1996).
С.А.Котельникова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики,
поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с.269-271.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический
справочник).
Сочинения:
Сонеты на рубашках. М., 1976, 1989, 1993;
Черновики Пушкина. М., 1992;
Избранное.
М., 1993;
Смеянцы. М., 1995;
Принцесса и людоед. М., 1996;
Лето с
ангелами. М., 2000;
Лошарик. М., 2000;
Неоконченный сонет. М., 2000;
Летящий и спящий. Рассказы в прозе и стихах. М., 1997;
Московские мифы. М., 1989.
Литература:
Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917. Лондон, 1988;
«И барский ямб и птичий крик» [беседа с Г.Сапгиром] // Новое литературное
обозрение. 1992. №1;
Битов А. Истина и
стена // Сапгир Г. Избранное. М.; Париж; Нью-Йорк, 1993;
Орлицкий Ю. Генрих Сапгир как поэт «лианозовской школы» // Новое литераутрное
обозрение. 1993. №5;
Соложенкина С.
«Сновидения, забытые нами…». Перечитывая стихи Генриха Сапгира // Детская
литература. 1994. №2;
Арзамасцева И.Н.
Сапгир Г.В. // Русские детские писатели XX в.: биобиблиографический словарь. М.,
1997. С.389-391.
?
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС