Сочинение на тему войны по литературе

11 вариантов

  1. Литература, как никакой другой вид искусства, окунает своих ценителей в ту атмосферу, которую описывает. Не обошла она и одну из самых трагических тематик для человечества – войну. Эта тема затронула все жанры и течения: прозу и поэзию, сказки и былины, рассказы и романы.
    О войне писало много авторов. И невозможно найти произведения, в котором бы она описывалась как что-то хорошее. Я считаю, что поэзия громче всего говорит с читателем обо всем, о чем желает сказать автор. Поэтому хочу начать рассказ о теме войны в литературе с произведений в стихотворной форме.
    Александр Твардовский в своем стихотворении «Я убит подо Ржевом» описал судьбу простого солдата, которому не суждено было вернуться домой. Здесь не найдешь портрета некого великого героя. Наоборот, лирический герой не имеет имени, даже место, где он погиб, остается безымянным. Известно только, где он погиб. С первых строк становиться все ясно:
    Я убит подо Ржевом,
    В безыменном болоте,
    В пятой роте,
    На левом,
    При жестоком налете.
    Что же делать, иногда о солдате не остается совсем никакой памяти. И таких, как он, – множество. В произведении сказано и об этом:
    И во всем этом мире,
    До конца его дней,
    Ни петлички, ни лычки
    С гимнастерки моей.
    Судьба обычного солдата на войне – дойти до конца или погибнуть, не оставив после себя даже имени. Твардовский, как никто другой, это понимал. Ведь его молодость прошла в военные годы в солдатской гимнастерке. Хотя в его творчестве есть и другие стихи о войне, «Я убит подо Ржевом» больше всего описывает горечь войны. Память должна жить, она должна будоражить души людей, чтобы трагедия больше не повторилась.
    В прозе тема войны освещалась многими авторами. Мне больше всего нравится творчество Михаила Шолохова. Его роман «Они сражались за Родину» не позволит остаться равнодушным. В нем нет ни красочного описания боев, ни каких-либо ярких моментов жизни. В книге описаны будни простых солдат, которые вынуждены отступать под натиском врага, цепляясь за каждый клочок родной земли, как за последний.
    Это не голливудский фильм, где герой в одиночку или с несколькими друзьями выбирается из любой передряги. Нет, это война в ее истинном обличье: серая, запыленная, местами выжженная… Судьба солдат была бы предрешена, стань они геройствовать, как в книгах о средневековых битвах. Нет, они стойко переносят все тяготы и лишения войны, храня в себе одну-единственную истину – только вместе они сумеют чего-либо достичь.
    «Опять он видел и стремительно ползущую по склону горы, грохочущую лавину немецких танков, и окутанных пылью перебегающих автоматчиков, и черные всплески разрывов, и рассеянных по полю, по нескошенной пшенице, в беспорядке отходящих бойцов соседнего батальона… А потом — бой с мотопехотой противника, выход из полуокружения, губительный огонь с флангов, срезанные осколками подсолнухи, пулемет, зарывшийся рубчатым носом в неглубокую воронку, и убитый пулеметчик, откинутый взрывом, лежащий навзничь и весь усеянный золотистыми лепестками подсолнуха, причудливо и страшно окропленными кровью…» — это строки из романа, подтверждающие, что в войне нет ничего красивого, романтичного… Серость и будничность войны, боль потерь – все это Шолохов старался изобразить честно, прежде всего, для себя самого, ведь это живые воспоминания. Вот тут и появились желтые лепестки подсолнуха: изломанная, исковерканная красота…
    Литература во все века несла огромный нравственный заряд, она стремилась пробуждать в людях добрые чувства. Военные произведения важны для каждого из нас, ведь это наша память. И если эта память будет донесена правильно до читателя, то я верю, что вскоре человечество перестанет воевать.

  2. Какие истории не забываются и достаточно долго хранятся в памяти людей? Я считаю, что человек впитывает в себя хорошие дни, оставляя от них лишь поверхностные ощущения. Люди растворяют в себе счастье, забывая о месте и времени,

    Сочинение Воинская слава моей семьи

    В моей семье довольно много военных людей. Некоторые служили и воевали в простых званиях, некоторые заслужили довольно высокие и получили разнообразные награды.

    Сочинение Война в истории моей семьи

    В нашей стране нет ни одной семьи, где бы ни чтили память героев Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов советских людей. Эта война оставила не заживающий след в истории каждой семьи

    Сочинение У войны не женское лицо по повести А зори здесь тихие

    Наверное, каждый человек знает о том, что была война. И все эти события описал Васильев в своем произведении «А зори здесь тихие». Во время войны был и голод, и разруха, и разрушения и постоянные бомбежки

    Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто

    Более 70-ти лет прошло с того страшного часа, когда первые фашистские бомбы упали на мирные города и сёла Советского Союза. Ровно в четыре часа, когда у людей самый сон.

    Сочинение Письмо в прошлое солдату Великой Отечественной войны

    Здравствуй, уважаемый защитник Отечества! Я не знаю, сколько тебе лет. Если ты меня старше – будь мне старшим братом, если старше намного – будь мне дядей, если ты девушка – будь сестрой или тётей.

    Сочинение на тему Память о войне

    Война – самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.

    Как мы отмечаем День Победы в нашей семье сочинение

    Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь

    Сочинение на тему Героизм на войне

    В войне победить врага, превосходящего численностью можно, но если в строю есть солдаты, отважные патриоты, любящую свою землю, одним словом – герои. Такая армия будет неуязвимой для врага. Но все равно, какая сила духа было проявлена теми

    Сочинение Письмо ветерану Великой Отечественной Войны Письмо с благодарностью

    Здравствуйте уважаемый, ветеран, участник сражений Великой Отечественной Войны! Обращаюсь к вам, чтобы передать слова огромной благодарности за то, что вы сделали для нас – будущих поколений

    Сочинение Что я знаю о войне? (1941-1945)

    Война – это всегда боль утрат, разруха и ужас. Такой была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Сколько горя принесла она нашей Родине.

    Сочинение Война Мужество Доблесть Честь 8 класс

    Война – как много в этом слове. Такое, казалось бы, короткое и простое слово, но, сколько горести, печали и боли в нем. Когда я слышу это слово, на глаза невольно наворачиваются слезы, а в горле сжимается удушающий ком

    Сочинение Как я провел 9 мая (Парад на День Победы)

    До сегодняшнего дня я парад ко дню победы только по телевизору смотрел. Я знаю, что в этот день произошла великая победа красной армии и советского народа над фашистами Германии.

    Сочинение Герой в моей семье

    Я знаю своего прадедушку только по рассказам моей мамы. Он был участник двух войн – Финской и Великой Отечественной. Когда моя мама была маленькая, он садил её на свои колени и рассказывал про то, как он воевал. Она ещё тогда мало что понимала

    Сочинение на тему Русский солдат

    Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают

    Сочинение Какой опыт дает человеку война?

    Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый момент понимает, как он был счастлив ранее

    Сочинение-рассуждение Женщина на войне

    Когда приходит война не имеет значение кто ты. Ты можешь быть женщиной, мужчиной ребенком. Война не щадит никого, поэтому в ней принимают участие все свои населения, а также люди всех возрастов. Женщина на войне играет не менее важную роль, чем мужчина

    Сочинение Великая Отечественная война в литературе 20 века

    При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война» мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена

    Сочинение на тему Человек на войне

    Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная. Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью.

    Сочинение на тему Великая Отечественная война

    Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность

    Сочинение на тему Война 1941-1945

    Все люди, проживающие на земле, знают о войнах. О них всегда говорят, вспоминают и конечно боятся повторения этих страшных событий в наше время.
    Родители и учителя в школе, постоянно напоминают и рассказывают обо всех ужасах военного времени

    Сочинение на тему Бородинское сражение, битва

    Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются основной победоносной силой нашей армии.

    Сочинение на тему День победы 9 мая

    Девятый день последнего месяца весны – значительный и важный праздник не только для Российского народа, но и многих людей нашей планеты.

  3. В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава.
    Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и широко изобразил в своем романе “Война и мир” Л.Н. Толстой. Думается, в его произведении война была рассмотрена и расценена со всех сторон – ее участники, ее причины и завершение. Толстой создал целую теорию войны и мира, и его талантом не устают восхищаться все новые и новые поколения читателей. Толстой подчеркнул и доказал противоестественность войны, а фигура Наполеона подверглась на страницах романа жестокому развенчанию. Он изображен самодовольным честолюбцем, по прихоти которого совершались самые кровавые походы. Для него война – средство для достижения славы, тысячи бессмысленных смертей не волнуют его эгоистичную душу. Толстой нарочно так подробно описывает Кутузова – полководца, стоявшего во главе армии, победившей самодовольного тирана, – он хотел еще больше принизить значение личности Наполеона. Кутузов показан великодушным, гуманным патриотом, а главное – носителем идеи Толстого о роли массы солдат в ходе войны.
    В “Войне и мире” мы видим и мирное население в период военной опасности. Их поведение различно. Кто-то ведет в салонах модные разговоры о великолепии Наполеона, кто-то наживается на чужих трагедиях… Особое внимание Толстой уделяет тем, кто не дрогнул перед опасностью и всеми силами помогал армии. Ростовы ухаживают за пленными, отдельные смельчаки убегают добровольцами. Все это разнообразие натур проявляется особенно остро именно в войну, поскольку она является критическим моментом в жизни каждого, требует незамедлительной реакции без раздумий, и поэтому поступки людей здесь наиболее естественны.
    Толстой неоднократно подчеркивал справедливый, освободительный характер войны – это было отражение Россией нападения Франции, Россия была вынуждена проливать кровь, чтобы отстоять свою независимость.
    Но нет ничего страшнее гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отца… Эту человеческую трагедию показывали и Булгаков, и Фадеев, и Бабель, и Шолохов. Булгаковские герои “Белой гвардии” теряют жизненные ориентиры, мечутся от одного стана к другому или просто погибают, не понимая смысла своей жертвы. У Бабеля в “Конармии” отец-казак убивает сына, сторонника красных, а позже второй сын убивает своего отца… У Шолохова в “Родинке” отец-атаман убивает сына-комиссара… Жестокость, равнодушие к семейным узам, дружбе, умерщвление всего человеческого – вот неотъемлемые атрибуты гражданской войны.
    Белый был – красный стал:
    Кровь окропила.
    Красный был – белый стал:
    Смерть побелила.
    Так писала М. Цветаева, утверждая, что смерть одна на всех, независимо от политических убеждений. И проявляться она может не только физически, но и морально: люди, сломавшись, идут на предательство. Так, интеллигент Павел Мечик из “Конармии” не может принять грубости красноармейцев, не уживается с ними и между честью и жизнью выбирает последнее.
    Эта тема – нравственного выбора между честью и долгом – неоднократно становилась центральной в произведениях о войне, ведь в реальности почти всем приходилось делать этот выбор. Так, оба варианта ответа на этот сложный вопрос представлены в повести Василя Быкова “Сотников”, действие которой происходит уже в Великую Отечественную войну. Партизан Рыбак сгибается под жестокостью пыток и постепенно выдает все больше информации, называет имена, таким образом, по капле увеличивая свое предательство. Сотников же в такой же ситуации стойко выносит все страдания, остается верным себе и своему делу и погибает патриотом, успев дать молчаливый наказ мальчику в буденовке.
    В “Обелиске” Быков показывает и другой вариант того же выбора. Учитель Мороз добровольно разделил участь расстрелянных учеников; зная, что детей все равно не отпустят, не поддавшись на отговоры, он сделал свой нравственный выбор – последовал своему долгу.
    Тема войны – неиссякаемый трагический источник сюжетов для произведений. Пока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земля будет раздираться снарядами, принимать все новые невинные жертвы, орошаться слезами. Цель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну – заставить одуматься будущие поколения, показав во всей неприглядности и мерзости это бесчеловечное явление жизни.

  4. Великая отечественная война для меня она, как и для многой молодежи, отголосок чего-то страшного, чего-то горестного, того, что никогда б не захотелось, что б это вновь случилось. Никогда ни кому не пожелаешь, чтоб это горе случилось вновь. Сколько слез, сколько бед принесла эта злая вещь, эта война, и как долго люди отходили от нее и забыто ли это, да и возможно даже предположить, что забудется она когда-то.
    Фильм, книги, рассказы наших дедов и бабушек, все это навеки останется и в нашей памяти.
    Война ворвалась неожиданно, незвано, в теплый день 22 июня утром 1941 года, когда все мирные жители спокойно спали и думали о завтрашнем дне, как об обычном. У всех были свои планы, свои мысли на это «завтра» и никто не думал, что для многих этот день так и не наступит. Прогремела война…
    Она, жесткая и коварная, унесла за собой миллионы жизней, а те, кто остался, перенес много горя, страха и ужаса. Долгие годы люди не могли отойти от нее. Много деревень спалили, много полей и пастбищ растоптали…
    И, хотя прошло уже много лет, больше семидесяти лет, а в памяти воинов войны навсегда остались отпечатки той страшной поры. Сколько благодаря им было освобождено сел и городов, сколько людей они сумели спасти. А слезы матерей? Те, которые ждали с войны своих детей? И те, кто не дождавшись, с ума от горя сходили, а те, кто видел и мог созерцать своего ребенка, пусть и раненого, пусть лишенных конечностей, но своего родного, любимого ребенка. Эти чувства не описать словами, не передать их на бумаге, это чувства маминых слез.
    Нет такой семьи, чтоб война, так или иначе, не коснулась их. Многие мужчины ушли на фронт, многие работать на заводах, в больницах, делать все то, чтоб хоть как-то приближать конец этой подлой жесткой войне.
    И мой дедушка участвовал в военных делах. В 1941 году служил в Белоруссии. До дембеля оставалось всего ничего — 2 месяца и началась война. Дедушка служил на передовой, возле него взорвалась немецкая бомба, которая оглушила его, и он потерял сознание. Очнулся в плену. Зима 1941-1942 была холодной. Дедушка, чтоб ноги обогреть решил от одеяла на портянки немного оторвать… Утром кто-то из своих доложил, что ночью одеяло кто-то рвал. Немцы стали у всех одеяла проверять. Увидели, что он. В наказание, чтоб неповадно было другим, деда на виселицу. На виселице дед потерял сознание, очнулся в машине. Немцы, чтоб не везти его обратно, перевезли в другой конец лагеря. Где за забором был лагерь с Поляками. Дед знал, что Польским немцам выдавали сигареты и начал ходить вдоль забора и говорить по-польски. Один из Поляков откликнулся. Они начали общаться и вечером тот на свой страх, и риск перебросил блок сигарет деду. Наутро наш дедушка записался к врачу, очень боялся, что врачом окажется немец. Но на его благо врач был русским. Дед не заметно в карман положил 50шт сигарет. Врач сказал, что дед серьезно болен и нужно его к хозяину. Немцы его записали. На оставшихся 50 штук сигарет дед смог купить фуфайку и обувь себе. Когда из лагеря выходил, боялся, что немцы при осмотре найдут обувь и фуфайку… Но на его благо немцев в тот момент, когда он выходил, куда-то позвали и его осматривал русский, который выпустил его. Через какое то количество метров дед переобулся — сопровождающие немцы были удивлены его вещам и похвалили деда. У хозяина была возможность, какое-то расстояние проходить без сопровождения, и дед, накопив продукты — сбежал от них. Попал в русский отряд. И оказавшись не далеко от хозяина в затишье между боями, сходил к хозяину поблагодарить о хорошем обращении. Хозяин сначала испугался приходу деда. Но потом вместе чай пили.
    Сейчас все это кажется интересными захватывающими историями, но я помню лицо деда, когда он рассказывал их, и что при этом творилось с его душой…

  5. В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава.
    Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и широко изобразил в своем романе “Война и мир” Л.Н. Толстой. Думается, в его произведении война была рассмотрена и расценена со всех сторон – ее участники, ее причины и завершение. Толстой создал целую теорию войны и мира, и его талантом не устают восхищаться все новые и новые поколения читателей. Толстой подчеркнул и доказал противоестественность войны, а фигура Наполеона подверглась на страницах романа жестокому развенчанию. Он изображен самодовольным честолюбцем, по прихоти которого совершались самые кровавые походы. Для него война – средство для достижения славы, тысячи бессмысленных смертей не волнуют его эгоистичную душу. Толстой нарочно так подробно описывает Кутузова – полководца, стоявшего во главе армии, победившей самодовольного тирана, – он хотел еще больше принизить значение личности Наполеона. Кутузов показан великодушным, гуманным патриотом, а главное – носителем идеи Толстого о роли массы солдат в ходе войны.
    В “Войне и мире” мы видим и мирное население в период военной опасности. Их поведение различно. Кто-то ведет в салонах модные разговоры о великолепии Наполеона, кто-то наживается на чужих трагедиях… Особое внимание Толстой уделяет тем, кто не дрогнул перед опасностью и всеми силами помогал армии. Ростовы ухаживают за пленными, отдельные смельчаки убегают добровольцами. Все это разнообразие натур проявляется особенно остро именно в войну, поскольку она является критическим моментом в жизни каждого, требует незамедлительной реакции без раздумий, и поэтому поступки людей здесь наиболее естественны.
    Толстой неоднократно подчеркивал справедливый, освободительный характер войны – это было отражение Россией нападения Франции, Россия была вынуждена проливать кровь, чтобы отстоять свою независимость.
    Но нет ничего страшнее гражданской войны, когда брат идет на брата, сын на отца… Эту человеческую трагедию показывали и Булгаков, и Фадеев, и Бабель, и Шолохов. Булгаковские герои “Белой гвардии” теряют жизненные ориентиры, мечутся от одного стана к другому или просто погибают, не понимая смысла своей жертвы. У Бабеля в “Конармии” отец-казак убивает сына, сторонника красных, а позже второй сын убивает своего отца… У Шолохова в “Родинке” отец-атаман убивает сына-комиссара… Жестокость, равнодушие к семейным узам, дружбе, умерщвление всего человеческого – вот неотъемлемые атрибуты гражданской войны.
    Белый был – красный стал:
    Кровь окропила.
    Красный был – белый стал:
    Смерть побелила.
    Так писала М. Цветаева, утверждая, что смерть одна на всех, независимо от политических убеждений. И проявляться она может не только физически, но и морально: люди, сломавшись, идут на предательство. Так, интеллигент Павел Мечик из “Конармии” не может принять грубости красноармейцев, не уживается с ними и между честью и жизнью выбирает последнее.
    Эта тема – нравственного выбора между честью и долгом – неоднократно становилась центральной в произведениях о войне, ведь в реальности почти всем приходилось делать этот выбор. Так, оба варианта ответа на этот сложный вопрос представлены в повести Василя Быкова “Сотников”, действие которой происходит уже в Великую Отечественную войну. Партизан Рыбак сгибается под жестокостью пыток и постепенно выдает все больше информации, называет имена, таким образом, по капле увеличивая свое предательство. Сотников же в такой же ситуации стойко выносит все страдания, остается верным себе и своему делу и погибает патриотом, успев дать молчаливый наказ мальчику в буденовке.
    В “Обелиске” Быков показывает и другой вариант того же выбора. Учитель Мороз добровольно разделил участь расстрелянных учеников; зная, что детей все равно не отпустят, не поддавшись на отговоры, он сделал свой нравственный выбор – последовал своему долгу.
    Тема войны – неиссякаемый трагический источник сюжетов для произведений. Пока существуют честолюбивые и негуманные люди, не желающие остановить кровопролитие, земля будет раздираться снарядами, принимать все новые невинные жертвы, орошаться слезами. Цель всех писателей и поэтов, сделавших своей темой войну – заставить одуматься будущие поколения, показав во всей неприглядности и мерзости это бесчеловечное явление жизни.

  6. Война…Одно слово вселяет неясный страх, пугает всех. Войну побаиваются даже самые храбрые, рвущиеся в бой. Она опустошает всё: города и сёла- все места, где живёт человек. Но самое страшное – она опустошает душу. Война – это стихийное бедствие, родившееся с появлением человека и живущее до сих пор, несмотря на все усилия, прилагаемые защитниками мира.
    Матери теряют сыновей. Сёстры – братьев. Дети – отцов. Жёны – мужей. Не только воины, бойцы за Родину, гибнут: простой народ забирает смерть из-за голода, непосильного труда.
    Но больше всего достаётся детям. Какое это детство, когда над головой летят несущие смерть бомбардировщики, где-то рядом грохочут танки, раздаются ружейные выстрелы, идёт пальба, и тысячи раненых везут в госпитали? Какое это детство, когда вечный страх за жизни родных, знакомых, друзей, за свою, в конце концов, жизнь?
    Об этом книга Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…» Об этом и многом другом: благородстве и предательстве, милосердии и жестокости, братстве детей и бездушии взрослых. Невозможно читать повесть спокойно, а над эпизодом прощания Сашки с убитым братом – близнецом плакали все мои одноклассники.
    Война шла не только на передовой, но и в тылу врага. Наравне со взрослыми уходила в партизаны юность. У писателя Юрия Яковлева есть рассказ «Память» о партизанке Лиде Демеш. Она «спала на минах», которые подкладывала под составы фашистов. Ходила около поездов, заглядывала в вагоны, записывала что-то в блокнот и записки доставляла партизанам. Но девочку поймали. Когда её вели на казнь, она крикнула: «Скажите маме, что меня ведут на расстрел».
    Порой дети подсказывали командирам, что надо делать. Такие подсказки иногда помогали достичь победы. Не зря говорят, что устами младенца глаголет истина. Таких храбрых мальчишек и девчонок называли «детьми полка». Я бы их назвала «юными патриотами с большим сердцем», как в стихотворении Павла Когана:
    Я – патриот. Я воздух русский,
    Я землю русскую люблю,
    Я верю, что нигде на свете
    Второй такой не отыскать.
    Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины также уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды. Они были снайперами, летчицами, связистками… Они были солдатами. Для некоторых оружием стало слово. Анна Ахматова, Ольга Берггольц. Их стихи знали, их стихи ждали…На фронт идёт семнадцатилетняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.
    Ольга Берггольц не с чужих слов знала, что такое блокада. По свидетельству сестры, она «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны она создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», книги «Ленинградская тетрадь». «Ленинград» и другие.
    В стихотворении «Армия» поэтесса показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком. Гуманность победила фашизм, любовь победила ненависть.
    На уроке внеклассного чтения мы познакомились со сборником стихов о войне и военном детстве  «…И для нас это свято». Он посвящён шестьдесят пятой годовщине   Победы и вышел в свет по инициативе самарской поэтессы Эвелины Глазковой, собравшей под одной обложкой стихи, посвящённые детям военной поры, поэтические воспоминания о своём военном детстве. Соавторы этой книги – люди зрелого возраста, чьё детство пришлось на страшные военные годы. Мне запомнились строки из стихотворения Людмилы Голодяевской:
    Мы пришли из распятого детства,
    Где погибли отец или мать.
    И досталась нам память в наследство,
    Чтобы внукам ее передать.
    О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные хлебные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнце. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат, и с иконы смотрело умиротворённое лицо Девы Марии с младенцем на руках- символ красоты, любви и мира. Об этом слова Юлии Друниной: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир». Поэтому я читаю книги о войне.

  7. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”

    ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Данная тема относится к темам свободным. Это значит, что автор сочинения свободен в выборе тех произведений, которые станут литературной основой его письменной работы. Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в современной литературе. Широко известны произведения В. Быкова, Б. Васильева, В. Гроссмана, Ю. Бондарева и многих других писателей о минувшей войне, ибо она до сих пор заключает в себе неисчерпаемый источник нового материала огромной драматической силы и выразительности. Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям “родина”, “Россия” новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.
    Обращаясь к военной теме, писатели предпринимают попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг современных писателей. В повестях Б. Васильева и В. Быкова авторов нередко интересует “микрокосм” войны. Писатели сосредоточивают внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле их зрения, как правило, оказывается или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке.
    Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит с героями повести “Сотников”. Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но, оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
    “— Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак.
    Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза.
    — Вот как! Ну и что ж — побежишь?
    — Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.
    — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников”.
    Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшего на войне человека”, – пишет автор.
    Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущего поколения – вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
    Проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов всегда глубоко волновала писателя. Еще большую конкретность и глубину приобретает она в повести “Обелиск”. Здесь писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Можно ли считать подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Ведь, с точки зрения заврайоно Ксендзова, он не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Его поступки и высказывания вообще стали нетрадиционными, не вмещающимися в узкие рамки установленных норм.
    Работая учителем в Сельце, Мороз обучал детей не по установленным программам, в которых было принято толковать о недостатках и заблуждениях великих гениев России – Толстого и Достоевского. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения – он просто читал ученикам и сам вбирал в себя дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж… Был молод, да еще начальник”, – рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. И при немцах Алесь Иванович по-прежнему учительствовал, вызывая подозрительные взгляды окружающих. Сам Мороз ответил на вопрос Ткачука прямо и откровенно: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Слова Алеся Мороза оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Учитель совершил поступок, который и после войны получил диаметрально противоположные оценки. Алесь Иванович, узнав о том, что фашисты обещают отпустить ребят, арестованных за попытку убить местного полицая, если учитель добровольно сдастся в плен, сам идет к гитлеровцам. Партизаны прекрасно понимают, что фашистам верить нельзя, что Мороз не сможет спасти ребят своим самопожертвованием. Понимал это и Алесь Мороз, но тем не менее он ночью ушел из отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Иначе поступить он не мог. Он всю жизнь казнил бы себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал в самый тяжелый момент их коротенькой жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза повесили рядом с его учениками. Одному из них, Павлику Миклашевичу, чудом удалось спастись. Он выжил и, как Мороз, стал учителем в Сельце. Но здоровье его оказалось навсегда подорванным, и он умирает еще довольно молодым человеком. Но Ткачук видит в делах Миклашевича и Мороза прекрасную преемственность. И выражалась она в характере, доброте и принципиальности, которые обязательно проступят через несколько лет уже в его учениках.
    По инициативе Павла Миклашевича возле школы был установлен скромный обелиск с фамилиями казненных гитлеровцами ребят. Сколько нужно было ему действовать, доказывать, объяснять, чтобы на обелиске появилась фамилия Мороза, человека, совершившего великий нравственный подвиг.
    Герои Быкова борются, жертвуют собой ради будущего, ради сегодняшних детей. Партизан Левчук, герой повести “Волчья стая”, выносит поистине нечеловеческие испытания, чтобы спасти новорожденного ребенка, мать которого, радистка Клава, погибла через несколько часов после родов. Прижав к груди крохотный теплый комочек, двое суток пробирается он через болото. Положение осложняется тем, что Левчук ранен. Кроме того, его преследуют гитлеровцы. Какое величие души, какой высокий гуманизм раскрывается в этом героическом подвиге советского воина, ценой нечеловеческих усилий спасшего человеческую жизнь. Интересно заканчивает повесть писатель. Через 30 лет, случайно узнав адрес Виктора (так назвал он спасенного ребенка), Левчук едет за 500 километров для того, чтобы встретиться с ним. По-разному представляет старый партизан эту встречу, вспоминая о трагических событиях, которые произошли много лет назад, но помнятся до мельчайших подробностей. “Три десятка лет, минувших с тех пор, ничего не приглушили в его цепкой памяти, наверное, потому, что все пережитое им в те двое суток оказалось хотя и самым трудным, но и самым значительным в его жизни”, — пишет автор. Повесть обрывается в тот момент, когда Левчук, нажав на кнопку звонка, услышал добродушный мужской голос, приглашающий его войти. Какой будет эта встреча? Что смогут они сказать друг другу? Каким человеком окажется этот 30 лет назад спасенный ребенок? Все это автор предлагает читателю домыслить самому.
    Книги В. Быкова помогают нам, не знающим войны, по достоинству оценить и понять великий подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, которая не должна больше повториться.
    К числу замечательных произведений о войне относится роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, который был написан в 1960 году, но напечатан только в 80-е годы. Поэтому его можно расценивать как произведение современной литературы о войне. В нем дается новая, нетрадиционная трактовка этой темы. В многочисленных повестях и романах о Великой Отечественной войне их авторы видели основной конфликт в противоборстве советского народа, защищающего свою родину, с фашизмом, который угрожал свободе и самому существованию России. В романе Гроссмана понятие свободы приобретает новое, более широкое значение. Самые разные люди, “робкие, угрюмые, смешливые и холодные, задумчивые, женолюбцы, безобидные эгоисты, бродяги, скупцы, созерцатели, добряки”, идут биться за правое дело. Оно состоит в том, чтобы изгнать врага с родной земли, уничтожить фашизм и вернуться домой к мирным заботам. Казалось бы, какие тут могут быть сомнения? Но весь роман “Жизнь и судьба” пронизан ими. Для чего соединились собранные со всей страны люди, которые в танках мчатся навстречу смерти? Не только для того, чтобы порадовать товарища Сталина или победить и вернуться домой. Еще и затем, говорит нам писатель, чтобы отстоять свое право “быть разными, особыми, по-своему, по-отдельному чувствовать, думать, жить на свете”, потому что именно в человеке, в его скромной особенности заключается единственный, истинный и вечный смысл борьбы за жизнь. К такому пониманию свободы приводит нас Гроссман, обобщая свой огромный, мучительный опыт и предъявляя его всем — читателю, народу, государству. “Жизнь и судьба” — это роман о Сталинградской битве, которая переломила ход войны. В побеждающей армии и побеждающем народе нарастает чувство собственного достоинства, новых возможностей, полузабытое ощущение свободы. Огромная, долгожданная победа, перекрывающая всякие былые беды и горести, по мнению писателя, — это лишь часть правого дела жизни. И до торжества его еще трагически далеко.
    В романе Гроссмана человек живет и воюет, идет на смерть под неусыпным надзором государства. Здесь нет народа вне государства и государства вне народа, нет жизни вне судьбы. Например, командира танкового корпуса Новикова постоянно опекает комиссар Гетманов, который еще в мирное время преуспел в борьбе с народом, и значит, в карьере. Армия для Гетманова — это живая сила, которую командир может послать на верную смерть ради выполнения тактических и стратегических задач. А у Новикова нормальное человеческое зрение, которое не искажено профессиональным корыстным расчетом и всевозможными страхами. При виде мальчишек-новобранцев, которые походили на сельских школьников, отдыхающих на переменке между уроками, его охватывает чувство пронзительной жалости, охватывает с “такой остротой, что он даже растерялся от ее силы”. Глядя на худенькие ребячьи личики, он с удивительной ясностью понимает, что это ведь дети, которые только начинают жить. Может быть, об этих мальчишках думает командир танкового корпуса, когда решается самовольно продлить артподготовку на целых 8 минут, наперекор воле командующего фронтом и самого Верховного. Гетманов, комиссар при Новикове, не может постичь, какая интеллигентская дурь заставила Новикова отважиться на такое вопиющее самоуправство, хотя он прекрасно понимает причину: комкор хотел победить “малой кровью”. Однако это объяснение кажется комиссару новой формации совершенно неубедительным. “Необходимость жертвовать людьми ради дела всегда казалась ему естественной, неоспоримой не только во время войны”. Искренне восхищаясь смелостью Новикова, Гетманов тем не менее выполняет свой долг, то есть доносит о 8 минутах куда следует, ибо нельзя безнаказанно задержать начало величайшего исторического сражения, такое покушение на высочайше утвержденный график Истории даром не пройдет. Гетманову невдомек, что 8 минут Новикова — это чьи-то убереженные от смерти сыновья, не брошенные щедрой рукой, как солома в огонь. Это собравшаяся с духом затаенная сила жизни, противостоящая тотальной мощи судьбы. “Есть право большее, чем право посылать, не задумываясь, на смерть, право задуматься, посылая на смерть, — говорит писатель. — Новиков исполнил свой человеческий долг. Если не дорожить людьми, то что останется от того, чем мы дорожим!” Глядя на своих танкистов, одинаковых в черных комбинезонах, Новиков представил себе, какие они разные, эти ребята, какие разные мысли блуждают в их молодых головах. Безусловно, Новикову было бы легче командовать корпусом, принимать разумные, продуманные решения, если бы каждый его шаг не контролировал комиссар Гетманов. Героическому защитнику Сталинграда, капитану Грекову, было бы проще и свободнее выполнять свой воинский долг без каверзных, провокационных вопросов
    политработника Крымова. История Крымова, этого “пасынка времени”, типична для тоталитарной России. Убежденный ленинец-большевик во время тяжелых военных будней остро ощущает свою ненужность. Нелепым кажется он на передовой, в осажденном доме “шесть дробь один” со своими докладами о международном положении, со своей памятью о 20-х, о Коминтерне. Крымов наталкивается здесь на “насмешливое недоброжелательство” бойцов Грекова, он готов “вправлять им мозги” и даже угрожать, хотя всякие угрозы теряют смысл, когда самой близкой реальностью становится смерть. Крымов — это трагическая фигура, поэтому автор не спешит осуждать его. Он уверяет себя, что служит революции. Даже то, что в 37-м Сталин не пощадил старой ленинской гвардии, он объясняет тем, что революция имеет право “уничтожать своих врагов”. Его логика проста: расстрелянные Сталиным большевики – жертвы, страдальцы, а враг — это Греков, на которого нужно донести в особый отдел, выдав шальную пулю за теракт, обвинить капитана в покушении на представителя партии, военного комиссара Крымова. Кого же обвинить? Героя, мужественного защитника Сталинграда? Этот бред искаженного сознания Крымова происходит оттого, что он столкнулся с людьми сильными, мужественными, уверенными в себе. Эти люди ведут себя так, будто равны ему. В представлении Крымова это грубейшее нарушение иерархии, ослабление связи между рядовыми бойцами и партией, то есть подрыв самих основ. Крымову обидно, что он, человек революции, не находит общего языка с теми, ради кого она совершалась. Революция декларировалась большевиками как свобода, но именно острое, открытое чувство свободы воспринимается старым коммунистом как крамола. Он здесь, на краю опасности, не нужен бойцам со своими заготовленными речами. Их жизнь все равно вот-вот оборвется, а в этой ситуации им ни к чему фальшь много раз слышанных слов. Даже перед лицом смерти отчаянный смельчак Греков неизвестно зачем должен выслушивать зловещие шутки Крымова, его угрозы. Греков вообще сомневается в том, что Крымову нужна свобода. “На кой она вам? Вам бы только с немцами справиться”, — говорит он. Но и он, и Крымов прекрасно понимают, что сейчас надо воевать, ибо без победы не будет и свободы. Но даже военная обстановка не замедляет хода отлично налаженной тоталитарной машины. По-прежнему четко функционирует особый отдел, во время жестокой схватки с фашизмом занятый сортировкой людей на “наших”, “недостаточно наших” и “чужих”. Правда, война вносит в эту работу свои зловещие коррективы. Так, например, “повезло” Грекову, которого не смогли арестовать и допросить, потому что он геройски погиб со всем своим отрядом при немецком наступлении на Тракторный.
    Война выдвигает на первый план задачу освобождения России от фашизма. Казалось бы, общая беда должна сплотить людей, стереть анкетные различия, аннулировать вопрос о происхождении и репрессированных родственниках. Парадоксально, что именно в обстановке немецкого плена майор Ершов, семья которого была сослана как раскулаченная, испытывает “горькое и хорошее чувство”. Оно было вызвано тем, что здесь играют роль не его анкетные обстоятельства, а личные качества лидера, вожака, за которым идут люди и верят ему, не сверяясь с лживыми бумажками. Он на равных борется с фашистами за свободную русскую жизнь, его цель не только победа над Гитлером, но и победа над советскими лагерями смерти, где погибли его мать, отец и сестры. Во время стремительного немецкого продвижения он поддерживал своих товарищей веселыми, дерзкими словами. “И в нем жило нетушимое, задорное, неистребимое презрение к насилию”, — пишет автор. Доброе тепло, идущее от него, сила ума и сила бесстрашия сделали Ершова главарем советских военнопленных командиров. Здесь, в фашистском плену, ничего не значили “ни высокие звания, ни ордена, ни спецчасть, ни первый отдел, ни управление кадров, ни аттестационные комиссии, ни звонок из райкома, ни мнение зама по политической части”. Но в действительности все оказалось не так. Оказывается, и здесь знают и помнят о кулацком происхождении Ершова, который поэтому и не достоин доверия. Значит, где бы ни был человек — на фронте, в тылу, в немецком лагере для военнопленных — везде он включен в систему тоталитарных государственных отношений. До него в любую даль дотягивается рука государства и тяжело опускается на плечо. Старый коммунист Михаил Сидорович Мостовский, который смолоду был приучен делить людей на “своих” и “врагов”, в фашистском концлагере вдруг испытывает “невыносимое мучительное ощущение сложности жизни”. Вместе с ним оказываются в равных условиях меньшевик Чернецов, юродивый толстовец Иконников, сын раскулаченного майор Ершов. Партийный долг не велел ему общаться с этими людьми, но они почему-то притягивали его, возбуждали любопытство и интерес. Майор даже вызывает у Мостовского уважение и восхищение. Но когда ему напомнят, что Иконников и Ершов — люди “не свои”, что они нарушают морально-политическое единство, когда объявят, что стихийный авторитет майора противоречит утвержденному авторитету подпольного “центра” и что насчет Ершова есть указание из самой Москвы, Мостовский тотчас дрогнет и примирится с руководящими указаниями. Оказывается, вездесущие “наши” устроили отправку Ершова в Бухенвальд, а Иконников за отказ выйти на работу “по строительству лагеря уничтожения” расстрелян. Бригадный комиссар, сообщивший Мостовскому эти новости, чувствует себя “высшим судьей над судьбами людей”. В очередной раз бессмертное государство победило смертного человека. Это противоборство тоталитарной мощи советской страны с героями романа заранее обрекает последних на трагическое поражение, вызывая бездну горечи, обманутых надежд и ожиданий. Даже такие симпатичные герои, как физик Штрум, профессиональный военный Новиков, старый большевик Мостовский, не выдерживают столкновения с судьбой, то есть с теми политическими и нравственными проблемами, которые перед ними поставило государство. Но разве не государство собрало и двинуло на захватчиков грозную воинскую рать, которая одержала победу под Сталинградом? Это действительно так. Читая о том, что делалось на передовом участке фронта, в тылу, в госпиталях, в физических лабораториях, в лагерных бараках и тюремных камерах, мы поражаемся тому, что во всем происходящем одновременно сочетаются и слава, и позор. Самоотверженный героизм защитников Сталинграда соседствует с подлостью, доносительством, преступлениями, освященными авторитетом пролетарского государства.
    Герои романа “Жизнь и судьба” и в центре военных событий, и в эвакуационной тиши напряженно размышляют и спорят о дальнейших путях России и ее народа. Многих из них, таких, как Греков, Ершов, Штрум, соединяет идея уважения к человеческой жизни, к достоинству и правам личности. А эти понятия несовместимы с претензиями государства распоряжаться человеком как своей собственностью. Таким образом, Гроссман увидел и отразил в своем романе протест народного сознания против насилия, пробужденный войной с фашизмом. Автор пишет: “Сталинградское торжество определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба человека, его свобода”. Такой ход рассуждения писателя вовсе не умаляет значения сталинградской победы, не отрицает единения государства и народа в войне, но он приводит к мысли, что Сталинград и вся Великая Отечественная война были не только великими историческими событиями, но и важным этапом на пути народа к истинной свободе.

  8. Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.
    Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.

  9. 9
    Текст добавил: серебристая девуля

    1941-1945 годы, наверное, одни из самых страшных в истории «государства Российского». Слёзы, кровь, боль и страх — вот основные «символы» того времени. И несмотря на это — мужество, радость, гордость за себя и своих близких. Люди поддерживали друг друга, боролись за право жизни, за мир на земле — и в этом им помогало искусство.
    Достаточно вспомнить слова, сказанные двумя немецкими солдатами спустя много лет после окончания войны: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» А 9 августа в ленинградской филармонии оркестр исполнял седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича…
    Не только музыка помогала людям выжить. Именно в военные годы снимались поразительно добрые фильмы, например, «Свадьба» или «Сердца четырёх». Именно в эти годы пелись прекрасные, бессмертные песни, вроде «Синего платочка».
    И всё же огромную роль, едва ли не главную, сыграла литература.
    Писатели и поэты, литераторы, критики, художники не понаслышке знали, что такое война. Они видели её своими глазами. Только вчитайтесь: К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, М. Джалиль, В. Астафьев, В. Гроссман… Неудивительно, что их книги, их творчество стали своеобразной летописью тех трагических событий — летописью прекрасной и ужасной.
    Одним из самых известных стихотворений о войне становятся короткие ученические четыре строчки Юлии Друниной — строки испуганной, взволнованной девчонки-фронтовички:
    Я только раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу — во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    Навсегда тематика Великой Отечественной останется в её творчестве.
    Пожалуй, одним из самых страшных стихотворений станет произведение «Варварство», которое написал поэт Муса Джалиль. Столько зверства, которое показали захватчики, кажется, не найдётся у всех диких животных на свете. Только человек способен на такую невыразимую жестокость:
    Земля моя, скажи мне, что с тобой?
    Ты часто горе видела людское,
    Ты миллионы лет цвела для нас,
    Но испытала ль ты хотя бы раз
    Такой позор и варварство такое?
    Много ещё было пролито слёз, много сказано горьких слов о предательстве, о трусости и низости и ещё больше — о благородстве, самоотверженности и человечности, когда, казалось бы, ничего человеческого не могло остаться в душах.
    Давайте вспомним Михаила Шолохова и его рассказ «Судьба человека». Он написан уже после войны, в середине 50-х годов, однако его реалистичность поражает воображение даже современного читателя. Это короткая и, пожалуй, не уникальная история солдата, потерявшего в страшные годы всё, что у него было. И несмотря на это, главный герой, Андрей Соколов, не озлобился. Судьба наносила ему удары один за другим, но он справился — вынес свой крест, продолжил жить.
    Годам Великой Отечественной войны свои произведения посвящали и другие писатели и поэты. Одни помогали солдатам выжить в бою — например, Константин Симонов и его бессмертное «Жди меня» или Александр Твардовский с «Василием Тёркиным». Эти произведения вышли за грани поэзии. Их переписывали, вырезали из газет, перепечатывали, посылали родным и близким… А всё потому, что Слово — сильнейшее оружие мира — вселило в людей надежду на то, что человек сильнее войны. Он умеет справиться с любыми трудностями.
    Другие произведения рассказывали горькую правду о войне — например, Василь Быков и его повесть «Сотников».
    Почти вся литература 20 века так или иначе связана с тематикой военного времени. Из книг — огромных романов, повестей и коротеньких рассказов мы, поколение, не заставшее годы ужаса и страха, можем узнать о величайших событиях нашей истории. Узнать — и отдать дань уважения Героям, благодаря которым над нашими головами голубеет мирное небо.
    Источник

  10. Тема войны в литературе:
    Очень
    часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над
    головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны.
    Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное,
    смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда
    сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны
    матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и
    сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных
    фильмов и литературных произведений.
    Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию
    потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа
    показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир”. Партизанская война,
    Бородинское сражение — все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы
    становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для
    многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают
    героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война
    — это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Но война может стать
    обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с
    мыслью о войне и продолжать жить, смиряясь с ней. Таким городом в 1855 году
    являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н.
    Толстой в своих “Севастопольских рассказах”. Здесь особенно достоверно
    описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И
    после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил
    перед собой определенную цель — рассказать своему читателю только правду — и
    ничего, кроме правды. Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и
    новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные,
    полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество
    их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их
    жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не
    обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды
    своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью.
    Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: “Вы
    увидите там докторов с окровавленными по локти руками… занятых около койки,
    на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда
    простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа”. Война для
    Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала:
    “…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и
    барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите
    войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…” Геройская
    оборона Севастополя в 1854—1855 годах еще раз показывает всем, как сильно
    русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея
    сил, применяя любые средства, он (русский народ) не дает врагу захватить родную
    землю.
    В 1941—1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая
    Великая Отечественная война — 1941 — 1945 годов. В этой войне с фашизмом
    советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить
    всегда. М. Шолохов, К. Симонов, Б. Васильев и многие другие писатели посвятили
    свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время
    характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались
    женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не
    остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие
    героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о
    таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”.
    Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков оказываются на Синюхиной гряде с
    шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно
    уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении
    оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки
    слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают
    бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают
    ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок
    до войны?! Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки,
    пушки, выстрелы, крики, стоны… Но они не сломались и отдали для победы самое
    дорогое, что у них было, — жизнь. Они отдали жизнь за Родину.
    Но
    на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь,
    так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец — сына, сын —
    отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство,
    человеческая жизнь. М. Цветаева пишет: Братья, вот она Ставка крайняя! Третий
    год уже Авель с Каином бьется…
    Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья
    становятся врагами, родные — навсегда чужими. Об этом тяжелом времени
    повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие другие.
    И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного. Там он вел свой
    дневник, который впоследствии превратился в знаменитое сейчас произведение
    “Конармия”. В рассказах “Конармии” говорится о человеке, который оказался в
    огне Гражданской войны. Главный герой Л ютов повествует нам об отдельных
    эпизодах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими
    победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим
    жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. Они без малейшего
    колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить
    своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ
    на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять.
    Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются
    донести до читателей всю правду, какая бы она ни была.
    Со
    страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и
    горечь поражений, а война — это суровые будни, наполненные кровью, болью,
    насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть,
    настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и
    выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!
    Перелом
    в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы, когда
    “русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста”
    (А.Платонов). Сплочённость народа в “годину горя”, его стойкость, мужество,
    ежедневный героизм — вот истинная причина победы. В романе Ю.Бондарева
    «Горячий снег»
    отражены самые трагические моменты войны, когда
    озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке.
    Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают
    натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля
    горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам.
    За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг,
    вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу…” —
    горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть?
    Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *