Сочинение на тему возникновение искусства и религиозных верований
5 вариантов
Долгое время человечество не имело религиозных верований и не нуждалось в них, так как не имело нужды объяснять для своего понимания те или иные природные стихии.
Только у палеоантропов или неандертальцев, как еще называют вторую стадию эволюции человека, живших 80-50 тысяч лет назад, в пещерах ученые находят намеки на доказательства зачатков религиозных верований.
Жизнь этой локальной группы людей протекала во время ледникового периода, когда климатические условия были крайне суровы. Эти условия, по мнению ученых, и явились главным толчком к попытке понять и объяснить природные катаклизмы и явления.
Главным доказательством зачатков религии, ученые предоставляют погребения этих древних людей. Палеоантропы хоронили своих собратьев в небольших углублениях, в своих пещерах-домах, но в необычных позах – на боку с подогнутыми коленями.
Что именно имели в виду неандертальцы, так хоронившие своих мертвецов, доподлинно неизвестно. Но, в сравнении с частью древних племен, например Новой Гвинеи, хоронившие покойников связанными, дабы обезопасить себя от мертвецов, можно сделать выводы о наличии определенной идеи, зарождающейся веры в нечто, пока не обретшее ясные религиозные черты.
Кроманьонцы. Доказательства веры и искусства.
Кроманьонцы, следующий этап развития эволюции, более походящие на современного человека и жившие около 30 тысяч лет назад, были более развиты в религиозных представлениях и развитии искусства.
Доказательством служат их погребения, в которых найдены не только останки. К погребенному человеку клали и предметы быта, и орудия труда.
А доказательством их веры в загробную жизнь является сама процедура погребения. На умершего человека надевали украшения и натирали охрой, клали рядом его орудия труда и все, чем он пользовался при жизни, полагая, что все эти вещи пригодятся ему и в загробном царстве.
Так зародился погребальный культ.
Причина зарождения религии.
Древний человек испытывал первобытный страх и полное бессилие перед силами и явлениями природы. Жизнь его проходила в постоянной борьбе с окружающим миром.
Именно не способность понять и объяснить такие явления, как гром, дождь, холод, землетрясения или пожары, постоянно угрожающие существованию и влекли за собой голод, нападения зверей, эпидемии, сотнями уносившие жизни собратьев, устойчиво сформировали в человеке естественный страх перед необъяснимым.
Именно потому, что сознание Кроманьонцев уже достигло определенного уровня развития и люди начали задумываться о причинах происходящего, и возникла религия.
Задав вопрос и не найдя на него ответа, человек приписывал происходящее кому-то более могущественному.
Возникновение Искусства.
Зачатки искусства ученые начали находить еще в раннем палеолите, около 33 тысяч лет назад до н.э. Это было отображение образа жизни человека того времени, занимавшегося, в основном, охотой. Доказательством служат и примитивные жилища, и настенные рисунки, изображающие животных и людей, и первые статуэтки.
В более поздние периоды неолита и энеолита развилось искусство орнамента.
Развитие искусства. Эпоха homo sapiens или Кроманьонского человека.
Часть антропологов считают эпоху Кроманьонского человека начальной точкой возникновения искусства.
Эти люди имели большее сходство с современным человеком. У них был выраженный заостренный подбородок, узкая голова. А главное, Кроманьонец имел развитую речь, что способствовало сильнейшему развитию навыков с помощью способности договариваться между собой.
Техника изготовления орудий и скульптуры передавалась из поколения в поколение. Например, проще обрабатывать камень после сильного прогрева его на огне.
При раскопках были найдены сотни фигурок животных пронзенных острыми дротиками, что доказывало веру в колдовство и идею свыше.
Однако археологами доказано, что орудия труда появились практически на миллион лет ранее, чем предметы искусства.
“Люди разумные” пытались объяснить те явления окружающего мира, от которых зависела их жизнь: грозы, лесные пожары, наводнения, удачи или неудачи на охоте, урожай или неурожай на дикорастущие плоды, ягоды, грибы и т. п. Естественных причин этих явлении люди не знали.
Возникла вера в то, что каждым явлением окружающего мира управляют сверхъестественные силы, которые помогают или вредят человеку. Люди верили, что они могут воздействовать на эти силы:
умилостивить их вкусной едой и другими подарками;
запугать, например, плясками с оружием и дикими криками;
заколдовать особыми действиями и заклинаниями.
Вера в существование сверхъестественных сил и в возможность воздействия на них называется религией.
Люди верили, что существует связь между животным и его изображением: если, например, нарисовать пораженного копьями зверя, то он окажется заколдован и даст себя убить на охоте.
Па стенах пещер сохранились многочисленные изображения зверей – мамонтов, носорогов, оленей, бизонов, лошадей и др. Художникам удавалось достоверно передать облик и характер изображаемых животных.
Находки археологов доказывают, что с появлением “человека разумного” возникло изобразительное искусство: живопись (красочные изображения промысловых животных), графика (рисунки тех же животных, вырезанные на костях, плоских камнях и т. п.), скульптура (фигурки зверей и женщин-прародительниц).
Люди пытались понять и те явления, которые происходили с ними самими (сновидения, смерть). Они верили, что в теле человека обитает его двойник – душа. Во сне душа покидает тело, она встречается с душами других людей, а спящему об этом снятся сны. Когда человек умирает, его душа переселяется в страну мертвых.
Урок истории в 5 классе Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач. Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Как показывает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учителю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения. Алгоритм решения творческих задач
1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3. КАРТОЧКА № 3
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»
Для этого вспомни:
— Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
— Как изменился животный мир?
— Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
— Что называется родовой общиной?
Сделай вывод. Примерный ответ учащегося
Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом. Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше — лошадей, медведей и леопардов.) Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие — на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей — расколотая галька).)
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3. III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.
— Что такое религия? Почему она появилась? IV. Изучение новой темы План
1) Причины появления религии.
2) Появление искусства. На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей…
2. Работа с дополнительной литературой.
… Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.
3. Беседа по вопросам к тексту.
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
— Для чего люди клали и могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
— Так что же называется религией?
4. Работа над новым понятием. Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.
Запись делается на доске, учащимися — в тетради.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Михайловского.
— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)
6. Работа в тетрадях. Искусство — творческое отражение действительности. V. Закрепление изученного материала
1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).
2. Каким словом можно заменить следующие выражения:
— Вера в богов и духов — … (религия).
— Изображения почитаемых богов и духов — … (живопись).
— Подарки богам и духам — … (жертвоприношение).
— Поражение копьями нарисованного животного — … (колдовской обряд).
— Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — … (оборотни). VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство». Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.
Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.
Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.
Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.
Как появилась религия?
Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.
Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.
Как появилось искусство?
Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.
Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.
Нужна помощь в учебе?
7
Пещера Альтамира
8
9
Что изображали первобытные художники
10
11
Животные из Каповой пещеры
12
Пещера Ляско (Франция). Охотник и бизон.
13
Загадки древних ржисунков Многие ржисунки содержат загадки – непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное – мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были наржисованы в трудно- доступных, тёмных пещерах.
14
Рисунок и магический ржитуал Есть версия, что ржисунки носили магический характер – если изобразить зверя в пещере то он, обязательно попадёт в ловушку. Возможно, что перед ржисунками разыгрывались ржитуальные обряды – охотники как бы отрабатывали ход будущей- охоты.
15
Человек «заколдовывает» зверя
16
17
Первобытные люди не могли объяснить пржичины многих пржиродных явлений: почему идет дождь, сверкает молния, от чего зависит количество животных на их терржиторжии. Поэтому у них возникла сверхъестественная вера в то, что между животным и его изображением существует связь.
18
Оборотень оборотнями. Первобытные люди вержили, что животные и люди могут превращаться друг в друга, в деревья, камни – такие существа назывались оборотнями.
19
Возникновение религии В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Люди стали обожествлять явления пржироды. Не умея объяснить пржи- роду появления снов, древний человек стал вержить в существование души.
20
Зарождение веры в душу У людей возникла вера, что в человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Люди вержили в то, что души умерших предков, переселялись в «страну мертвых», где они так же живут в родовых общинах и занимаются теми же делами. Поэтому в могилу они клали вещи, которые, по их мнению, понадобятся мерт вому в «стране мертвых».
21
Запишем новые слова в тетрадь : 1. Вера в богов и духов – р..л..г..я 2. Изображение почитаемых богов и духов – ж..в..п..сь 3. Творческое отражение действительности – и..к..с..тво 4. Подарки богам и духам – ж..рт во..ржи..но..ние
22
Домашнее задание: § 3, вопросы 1-4
Долгое время человечество не имело религиозных верований и не нуждалось в них, так как не имело нужды объяснять для своего понимания те или иные природные стихии.
Только у палеоантропов или неандертальцев, как еще называют вторую стадию эволюции человека, живших 80-50 тысяч лет назад, в пещерах ученые находят намеки на доказательства зачатков религиозных верований.
Жизнь этой локальной группы людей протекала во время ледникового периода, когда климатические условия были крайне суровы. Эти условия, по мнению ученых, и явились главным толчком к попытке понять и объяснить природные катаклизмы и явления.
Главным доказательством зачатков религии, ученые предоставляют погребения этих древних людей. Палеоантропы хоронили своих собратьев в небольших углублениях, в своих пещерах-домах, но в необычных позах – на боку с подогнутыми коленями.
Что именно имели в виду неандертальцы, так хоронившие своих мертвецов, доподлинно неизвестно. Но, в сравнении с частью древних племен, например Новой Гвинеи, хоронившие покойников связанными, дабы обезопасить себя от мертвецов, можно сделать выводы о наличии определенной идеи, зарождающейся веры в нечто, пока не обретшее ясные религиозные черты.
Кроманьонцы. Доказательства веры и искусства.
Кроманьонцы, следующий этап развития эволюции, более походящие на современного человека и жившие около 30 тысяч лет назад, были более развиты в религиозных представлениях и развитии искусства.
Доказательством служат их погребения, в которых найдены не только останки. К погребенному человеку клали и предметы быта, и орудия труда.
А доказательством их веры в загробную жизнь является сама процедура погребения. На умершего человека надевали украшения и натирали охрой, клали рядом его орудия труда и все, чем он пользовался при жизни, полагая, что все эти вещи пригодятся ему и в загробном царстве.
Так зародился погребальный культ.
Причина зарождения религии.
Древний человек испытывал первобытный страх и полное бессилие перед силами и явлениями природы. Жизнь его проходила в постоянной борьбе с окружающим миром.
Именно не способность понять и объяснить такие явления, как гром, дождь, холод, землетрясения или пожары, постоянно угрожающие существованию и влекли за собой голод, нападения зверей, эпидемии, сотнями уносившие жизни собратьев, устойчиво сформировали в человеке естественный страх перед необъяснимым.
Именно потому, что сознание Кроманьонцев уже достигло определенного уровня развития и люди начали задумываться о причинах происходящего, и возникла религия.
Задав вопрос и не найдя на него ответа, человек приписывал происходящее кому-то более могущественному.
Возникновение Искусства.
Зачатки искусства ученые начали находить еще в раннем палеолите, около 33 тысяч лет назад до н.э. Это было отображение образа жизни человека того времени, занимавшегося, в основном, охотой. Доказательством служат и примитивные жилища, и настенные рисунки, изображающие животных и людей, и первые статуэтки.
В более поздние периоды неолита и энеолита развилось искусство орнамента.
Развитие искусства. Эпоха homo sapiens или Кроманьонского человека.
Часть антропологов считают эпоху Кроманьонского человека начальной точкой возникновения искусства.
Эти люди имели большее сходство с современным человеком. У них был выраженный заостренный подбородок, узкая голова. А главное, Кроманьонец имел развитую речь, что способствовало сильнейшему развитию навыков с помощью способности договариваться между собой.
Техника изготовления орудий и скульптуры передавалась из поколения в поколение. Например, проще обрабатывать камень после сильного прогрева его на огне.
При раскопках были найдены сотни фигурок животных пронзенных острыми дротиками, что доказывало веру в колдовство и идею свыше.
Однако археологами доказано, что орудия труда появились практически на миллион лет ранее, чем предметы искусства.
“Люди разумные” пытались объяснить те явления окружающего мира, от которых зависела их жизнь: грозы, лесные пожары, наводнения, удачи или неудачи на охоте, урожай или неурожай на дикорастущие плоды, ягоды, грибы и т. п. Естественных причин этих явлении люди не знали.
Возникла вера в то, что каждым явлением окружающего мира управляют сверхъестественные силы, которые помогают или вредят человеку. Люди верили, что они могут воздействовать на эти силы:
умилостивить их вкусной едой и другими подарками;
запугать, например, плясками с оружием и дикими криками;
заколдовать особыми действиями и заклинаниями.
Вера в существование сверхъестественных сил и в возможность воздействия на них называется религией.
Люди верили, что существует связь между животным и его изображением: если, например, нарисовать пораженного копьями зверя, то он окажется заколдован и даст себя убить на охоте.
Па стенах пещер сохранились многочисленные изображения зверей – мамонтов, носорогов, оленей, бизонов, лошадей и др. Художникам удавалось достоверно передать облик и характер изображаемых животных.
Находки археологов доказывают, что с появлением “человека разумного” возникло изобразительное искусство: живопись (красочные изображения промысловых животных), графика (рисунки тех же животных, вырезанные на костях, плоских камнях и т. п.), скульптура (фигурки зверей и женщин-прародительниц).
Люди пытались понять и те явления, которые происходили с ними самими (сновидения, смерть). Они верили, что в теле человека обитает его двойник – душа. Во сне душа покидает тело, она встречается с душами других людей, а спящему об этом снятся сны. Когда человек умирает, его душа переселяется в страну мертвых.
Урок истории в 5 классе
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.
Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Как показывает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учителю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.
Алгоритм решения творческих задач
1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.
КАРТОЧКА № 3
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»
Для этого вспомни:
— Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
— Как изменился животный мир?
— Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
— Что называется родовой общиной?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом.
Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше — лошадей, медведей и леопардов.)
Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие — на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей — расколотая галька).)
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.
— Что такое религия? Почему она появилась?
IV. Изучение новой темы
План
1) Причины появления религии.
2) Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей…
2. Работа с дополнительной литературой.
… Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.
3. Беседа по вопросам к тексту.
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
— Для чего люди клали и могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
— Так что же называется религией?
4. Работа над новым понятием.
Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.
Запись делается на доске, учащимися — в тетради.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Михайловского.
— О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)
6. Работа в тетрадях.
Искусство — творческое отражение действительности.
V. Закрепление изученного материала
1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).
2. Каким словом можно заменить следующие выражения:
— Вера в богов и духов — … (религия).
— Изображения почитаемых богов и духов — … (живопись).
— Подарки богам и духам — … (жертвоприношение).
— Поражение копьями нарисованного животного — … (колдовской обряд).
— Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — … (оборотни).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».
Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.
Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.
Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.
Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.
Как появилась религия?
Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.
Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.
Как появилось искусство?
Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.
Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.
Нужна помощь в учебе?
7
Пещера Альтамира
8
9
Что изображали первобытные художники
10
11
Животные из Каповой пещеры
12
Пещера Ляско (Франция). Охотник и бизон.
13
Загадки древних ржисунков Многие ржисунки содержат загадки – непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное – мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были наржисованы в трудно- доступных, тёмных пещерах.
14
Рисунок и магический ржитуал Есть версия, что ржисунки носили магический характер – если изобразить зверя в пещере то он, обязательно попадёт в ловушку. Возможно, что перед ржисунками разыгрывались ржитуальные обряды – охотники как бы отрабатывали ход будущей- охоты.
15
Человек «заколдовывает» зверя
16
17
Первобытные люди не могли объяснить пржичины многих пржиродных явлений: почему идет дождь, сверкает молния, от чего зависит количество животных на их терржиторжии. Поэтому у них возникла сверхъестественная вера в то, что между животным и его изображением существует связь.
18
Оборотень оборотнями. Первобытные люди вержили, что животные и люди могут превращаться друг в друга, в деревья, камни – такие существа назывались оборотнями.
19
Возникновение религии В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Люди стали обожествлять явления пржироды. Не умея объяснить пржи- роду появления снов, древний человек стал вержить в существование души.
20
Зарождение веры в душу У людей возникла вера, что в человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Люди вержили в то, что души умерших предков, переселялись в «страну мертвых», где они так же живут в родовых общинах и занимаются теми же делами. Поэтому в могилу они клали вещи, которые, по их мнению, понадобятся мерт вому в «стране мертвых».
21
Запишем новые слова в тетрадь : 1. Вера в богов и духов – р..л..г..я 2. Изображение почитаемых богов и духов – ж..в..п..сь 3. Творческое отражение действительности – и..к..с..тво 4. Подарки богам и духам – ж..рт во..ржи..но..ние
22
Домашнее задание: § 3, вопросы 1-4