С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невесёлая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идёшь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?
– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну расскажи.
– Не твоё дело.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьёзно ответил я.
– А мне кажется, никто бы не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– За что?
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? сказал я.
Нюрка засмеялась.
– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы времени, когда вода закрывает глаза.
Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Планируемые результаты:
– Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями – «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.
-Метапредметные:
-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;
-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.
Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.
Ход урока.
1. Актуализация знаний
– Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)
– Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)
2. Планирование
– Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)
– Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»
Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)
Анализ произведения
Обратимся к учебнику.
– Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)
Поход в Музейный дом
– Какое условное обозначение вы заметили?
(Слушаем музыкальное произведение)
Слушаем музыкальное произведение
– Как одним словом назвать нашу запись? (план)
3. Целеполагание и мотивация
Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления)
Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.
4. Работа над произведением
Назовите цели работы над 1 пунктом плана.
(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)
– О чем нам говорит 1 пиктограмма?
Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.
– Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.
Прочитаем вслух вопросы.
-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.
– Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)
– Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.
– Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.
-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?
– Кто помог вам справиться с чувством одиночества?
– Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?
-Что случилось с Нюркой в школе?
Выскажите свое мнение.
Выборочное чтение
– Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.
– Найдите и прочитайте точку зрения Кости.
Теперь перечитайте точку зрения Маши.
Чьё мнение вам ближе и почему?
Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.
-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.
Подтвердите словами из текста.
Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.
Обратимся снова к вопросам учебника.
( Рассказ поделен …)
Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.
Какая пара готова к ответу ?
– Есть ли другое мнение?
Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .
Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)
– Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)
Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.
(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)
– Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» – это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.
О чем говорит следующая пиктограмма ?
Прочитайте вопрос.
– Кто готов ответить?
Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.
-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)
-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.
Физкультминутка.
Встаньте , посмотрите в окно.
Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.
Садитесь.
5. Поход в Музейный дом.
Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .
Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)
Обратимся к условному обозначению.
О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )
Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)
( Место обитаемое , хотя заброшенное )
– Какая работа предстоит дальше? Прочитаем
– Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?
( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)
Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)
Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.
( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)
Работа в парах
Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?
(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)
– С чем работаем дальше ? ( с рамкой)
– Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?
Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)
А как – с помощью каких предметов – художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?
( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)
Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.
-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?
Как ты ответишь Мише?
– Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?
– А какое произведение вспомнилось тебе?
– Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?
(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)
-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)
Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.
Слушаем музыку.
Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
Слушаем музыку.
-Что почувствовали , слушая музыку?
Поделитесь впечатлениями.
Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?
( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)
– Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту
Рефлексия: Что было самым важным на уроке?
Слайд.
В трудную минуту помогают:
1. Общение с природой
2. Произведения изобразительного искусства
3. Музыка
– Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.
Слайд
Вдумайтесь в эти слова:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы –
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь,
Вникайте, не проходите мимо!
3. [20 баллов]Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку.
Ю.А. Нелединский-Мелецкий
ЗАГАДКА
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана. В чём особенность этого стихотворения? Напишите об этом в кратком рассуждении. Попробуйте сочинить похожее стихотворение из 4-10 строчек. 4. [40 баллов]Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, напишите небольшое сочинение, в котором изложите впечатления[1] о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно. Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995) ВОДА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невесёлая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идёшь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?
– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну расскажи.
– Не твоё дело.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьёзно ответил я.
– А мне кажется, никто бы не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– За что?
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.
Нюрка засмеялась.
– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза. 1970-е Какие желания вызывает у рассказчика «очень хороший день»? Как он реагирует на встречу с Нюркой и её поведение? Как можно охарактеризовать рассказчика? Какая реплика Нюрки может помочь в этом? Как можно объяснить желание Нюрки «умереть»? Угадывает ли рассказчик его причину? С чем ассоциируются у рассказчика закрытые глаза? Чем отличаются впечатления героя-рассказчика в начале и в конце дня? Чему он научился у Нюрки? Как по-разному можно объяснить название рассказа? Каково настроение рассказа?
[1] Впечатления следует понимать как взгляд на текст с точки зрения читателя и критика.
ИринаКазюлькина Самая светлая кузница в мире (Юрий Коваль и его книги) “Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой
крыши. Тихо в деревне.
С рассветом у берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на
берегу кузница – дощатый сарай, древний, закопченный, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары…” (“Железяка”)
Кузница. А в кузнице, как и положено, кузнец, – коваль, иначе.
Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль – он мастер, рукодел. “Коли не коваль, так и руки
не погань” – поговорка даже такая есть. У В. И. Даля приведена, в его “Толковом словаре живого великорусского языка”.
Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешел и особый дар. И что за беда, коли плавил он не железо,
а слова, ковал не подковы да лемехи, а строки. Зато получалось, как у заправского мастера – добротно, легко и красиво.
Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде: “Метели летели,
Метели мели,
Метели свистели
У самой земли”.
(“От Красных ворот”)
Позже, когда Коваль чудом поступил в Пединститут на филологическое отделение (чудом – потому что в школе не проявлял особого
рвения к учебе), то серьезно увлекся там авторской песней (стал даже виртуозным гитаристом). К этому времени относятся и его
первые публикации в газете с характерным названием “Ленинец”.
Но кончилась студенческая пора. Год учительствовал Коваль в Татарии в сельской школе. А когда вернулся домой, в Москву,
привез с собой новые стихи, рассказы и еще рисунки.
Рисовал он всегда. В институте даже второй диплом получил – учителя рисования. Руки у него, как у настоящего коваля,
были мастеровитые, “умные” руки. Ладили они и с красками, и с глиной, и с металлом. Можно даже сказать, что настоящим
художником Коваль стал прежде, чем писателем. Но и писал он как художник – замечая то, что остальным не видно.
Этот его пристальный взгляд можно почувствовать в любой книге: в “Алом” и “Чистом Доре”, в “Листобое” и в “Самой легкой
лодке в мире”, в “Шамайке” и, конечно, в “Недопеске”, пожалуй, лучшей его повести. Там так спокоен и прозрачен воздух,
что порою берет сомнение, уж не колдовство ли это. Да и то сказать, коваль, кузнец то есть, он ведь всегда,
поговаривали, знался с нечистой силой, а потому и считался чуть ли не колдуном.
Во всяком случае, Юрию Ковалю в его книгах подчинялись и люди, и звери, и деревья, и реки, и даже звезды. Заставил же
он однажды созвездие Ориона светить недопеску Наполеону Третьему. И ведь светит. И кто знает, сколько еще светить
будет.
А может, все это наговор, и нет здесь никакого колдовства, а есть умение и знание, что ли. Только вот откуда он,
столичный житель, мог знать, как “почти не шевелясь, выползает туман к берегу” или какие они, “чудовищные, похожие на
золотых гусениц корни аира”. А вот знал. Потому что исходил многие десятки километров по лесам и полям, живал и в
дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках. Так что действительно знал – в лицо – и птиц, и зверей, и
травы разные. И понимал их, и любил. Одну из своих книг он закончил так: “Шилишпер. Рыба, которая любит хлопать хвостом
по воде. Если б автору предложили стать рыбой, он, конечно бы, стал шилишпером”.
А ковалем, по Далю, в России еще называли речного бычка. Бычок – рыбка малая, незаметная и совсем непривередливая.
Она, наверное, единственная из всех до сих пор живет в Яузе. Река есть такая в Москве. Как раз на ее берегу, в углу,
образованном двумя глухими заборами, в старинном трехэтажном доме была у Юрия Коваля мастерская. Фото Виктора Ускова и картина Юрия Коваля
из книги Юрий Коваль. АУА http://www.biblioguide.ru/authors/pisateli/koval.html . ЮрийКоваль Вода с закрытыми глазами Ю. Молоканову С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной
осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять
ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака,
терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что
надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку,
которая всегда висела на березке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу
открыла их.
– Ты чего невеселая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идешь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так и не пойдешь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?
– Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну расскажи.
– Не твое дело.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось
за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок-полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые
тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний
счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полудень, начинался закат.
Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до
заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьезно ответил я.
– А мне кажется, никто бы и не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– За что?
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? – сказал я.
Нюрка засмеялась.
– Это правда, – сказала она. – Рев был бы жуткий.
– Давай уж поживем еще немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам
попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в
ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала
по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза. [в пампасы]
?Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
появился среди пасмурной осени и должен был скорокончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. Влесу и на поле. Но
главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшимлистом, выбирался из
болот на сухие еловые гривы.
Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, ктому месту, где
течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, котораявсегда висела на
березке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вотхлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невеселая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка ипожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идешь?
– Не хочу,- ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?- Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла
наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и…
Данные об авторе
Автор(ы):
Иванова Валентина Ивановна
Место работы, должность:
МОУ Андреевская СОШ, Нурлатский пайон
Регион:
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Уровень образования:
среднее профессиональное образование
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Родитель
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
3 класс
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
Цели: 1) в ходе обсуждения прозаических и поэтических текстов, а также живописного произведения ещё раз обозначить два основных направления этой части главы: 1- школьники должны убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок. Самые ценные впечатления делаются ещё более ценными, если ими можно поделиться; 2- дети должны прийти к выводу, что надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливым окружающих; ученики хорошо должны знать содержание текста, уметь ориентироваться в рассказе;
2) продолжить работу над совершенствованием устной связной монологической и диалогической речи, логического мышления, памяти, слуха; учить чувствовать, переживать, воспитывать нравственные толерантные качества личности;
3) обратить внимание на здоровьесберегающие факторы,
4) развивать интерес к предмету , к чтению
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе:
10
Используемые учебники и учебные пособия: ПРОГРАММА
КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Н.А.
Чуракова Программу обеспечивают:
Чуракова
Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1 и 2. — М.:
Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
Малаховская
О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. —
М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
Малаховская
О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2.
— М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
Борисенкова
О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс:
Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005, 2008
Используемая методическая литература:
Борисенкова О.В., Чуракова Н.А, Малаховская О.ВЛитературное чтение. 3 класс:Методическое пособие. – М.:Академкнига/Учебник, 2004, 2005, 2008
Используемое оборудование: Оборудование:
учебник стр 55-63, тетрадь -1 стр 16-17
№7.
Рамочки, лупы, учебник, хрестоматии стр 14-23
Грамзапись П Чайковский «Июнь.
Баракола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»;
Александр Скрябин «Прелюдия №5 ре мажор»
Используемые ЦОР:
урок литературного чтения в 3 классе
Краткое описание:
урок чтения ( конспект)
Урок чтения по УМК ” Перспективная начальная школа” в 3 классе
С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невесёлая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идёшь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?
– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну расскажи.
– Не твоё дело.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьёзно ответил я.
– А мне кажется, никто бы не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– За что?
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? сказал я.
Нюрка засмеялась.
– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы времени, когда вода закрывает глаза.
Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Планируемые результаты:
– Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями – «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.
-Метапредметные:
-познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
-регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;
-коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
-Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.
Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.
Ход урока.
1. Актуализация знаний
– Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)
– Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)
2. Планирование
– Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)
– Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»
Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)
Анализ произведения
Обратимся к учебнику.
– Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)
Поход в Музейный дом
– Какое условное обозначение вы заметили?
(Слушаем музыкальное произведение)
Слушаем музыкальное произведение
– Как одним словом назвать нашу запись? (план)
3. Целеполагание и мотивация
Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления)
Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится.
4. Работа над произведением
Назовите цели работы над 1 пунктом плана.
(Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)
– О чем нам говорит 1 пиктограмма?
Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.
– Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его.
Прочитаем вслух вопросы.
-Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.
– Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)
– Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.
– Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.
-Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?
– Кто помог вам справиться с чувством одиночества?
– Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение?
-Что случилось с Нюркой в школе?
Выскажите свое мнение.
Выборочное чтение
– Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.
– Найдите и прочитайте точку зрения Кости.
Теперь перечитайте точку зрения Маши.
Чьё мнение вам ближе и почему?
Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения.
-Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.
Подтвердите словами из текста.
Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.
Обратимся снова к вопросам учебника.
( Рассказ поделен …)
Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.
Какая пара готова к ответу ?
– Есть ли другое мнение?
Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .
Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)
– Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)
Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.
(Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)
– Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» – это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.
О чем говорит следующая пиктограмма ?
Прочитайте вопрос.
– Кто готов ответить?
Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.
-Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)
-Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.
Физкультминутка.
Встаньте , посмотрите в окно.
Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.
Садитесь.
5. Поход в Музейный дом.
Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .
Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)
Обратимся к условному обозначению.
О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. )
Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)
( Место обитаемое , хотя заброшенное )
– Какая работа предстоит дальше? Прочитаем
– Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?
( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)
Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.)
Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.
( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)
Работа в парах
Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?
(Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)
– С чем работаем дальше ? ( с рамкой)
– Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?
Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)
А как – с помощью каких предметов – художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?
( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)
Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.
-Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?
Как ты ответишь Мише?
– Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?
– А какое произведение вспомнилось тебе?
– Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?
(Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)
-Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать)
Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.
Слушаем музыку.
Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
Слушаем музыку.
-Что почувствовали , слушая музыку?
Поделитесь впечатлениями.
Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?
( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)
– Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту
Рефлексия: Что было самым важным на уроке?
Слайд.
В трудную минуту помогают:
1. Общение с природой
2. Произведения изобразительного искусства
3. Музыка
– Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.
Слайд
Вдумайтесь в эти слова:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы –
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь,
Вникайте, не проходите мимо!
3. [20 баллов] Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку.
Ю.А. Нелединский-Мелецкий
ЗАГАДКА
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.
В чём особенность этого стихотворения? Напишите об этом в кратком рассуждении. Попробуйте сочинить похожее стихотворение из 4-10 строчек.
4. [40 баллов] Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, напишите небольшое сочинение, в котором изложите впечатления[1] о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно.
Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995)
ВОДА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невесёлая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идёшь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?
– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну расскажи.
– Не твоё дело.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьёзно ответил я.
– А мне кажется, никто бы не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– За что?
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.
Нюрка засмеялась.
– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни ещё.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.
1970-е
Какие желания вызывает у рассказчика «очень хороший день»?
Как он реагирует на встречу с Нюркой и её поведение?
Как можно охарактеризовать рассказчика? Какая реплика Нюрки может помочь в этом?
Как можно объяснить желание Нюрки «умереть»? Угадывает ли рассказчик его причину?
С чем ассоциируются у рассказчика закрытые глаза?
Чем отличаются впечатления героя-рассказчика в начале и в конце дня? Чему он научился у Нюрки?
Как по-разному можно объяснить название рассказа?
Каково настроение рассказа?
[1] Впечатления следует понимать как взгляд на текст с точки зрения читателя и критика.
Ирина Казюлькина
Самая светлая кузница в мире
(Юрий Коваль и его книги)
“Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой
крыши. Тихо в деревне.
С рассветом у берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на
берегу кузница – дощатый сарай, древний, закопченный, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары…”
(“Железяка”)
Кузница. А в кузнице, как и положено, кузнец, – коваль, иначе.
Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль – он мастер, рукодел. “Коли не коваль, так и руки
не погань” – поговорка даже такая есть. У В. И. Даля приведена, в его “Толковом словаре живого великорусского языка”.
Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешел и особый дар. И что за беда, коли плавил он не железо,
а слова, ковал не подковы да лемехи, а строки. Зато получалось, как у заправского мастера – добротно, легко и красиво.
Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:
“Метели летели,
Метели мели,
Метели свистели
У самой земли”.
(“От Красных ворот”)
Позже, когда Коваль чудом поступил в Пединститут на филологическое отделение (чудом – потому что в школе не проявлял особого
рвения к учебе), то серьезно увлекся там авторской песней (стал даже виртуозным гитаристом). К этому времени относятся и его
первые публикации в газете с характерным названием “Ленинец”.
Но кончилась студенческая пора. Год учительствовал Коваль в Татарии в сельской школе. А когда вернулся домой, в Москву,
привез с собой новые стихи, рассказы и еще рисунки.
Рисовал он всегда. В институте даже второй диплом получил – учителя рисования. Руки у него, как у настоящего коваля,
были мастеровитые, “умные” руки. Ладили они и с красками, и с глиной, и с металлом. Можно даже сказать, что настоящим
художником Коваль стал прежде, чем писателем. Но и писал он как художник – замечая то, что остальным не видно.
Этот его пристальный взгляд можно почувствовать в любой книге: в “Алом” и “Чистом Доре”, в “Листобое” и в “Самой легкой
лодке в мире”, в “Шамайке” и, конечно, в “Недопеске”, пожалуй, лучшей его повести. Там так спокоен и прозрачен воздух,
что порою берет сомнение, уж не колдовство ли это. Да и то сказать, коваль, кузнец то есть, он ведь всегда,
поговаривали, знался с нечистой силой, а потому и считался чуть ли не колдуном.
Во всяком случае, Юрию Ковалю в его книгах подчинялись и люди, и звери, и деревья, и реки, и даже звезды. Заставил же
он однажды созвездие Ориона светить недопеску Наполеону Третьему. И ведь светит. И кто знает, сколько еще светить
будет.
А может, все это наговор, и нет здесь никакого колдовства, а есть умение и знание, что ли. Только вот откуда он,
столичный житель, мог знать, как “почти не шевелясь, выползает туман к берегу” или какие они, “чудовищные, похожие на
золотых гусениц корни аира”. А вот знал. Потому что исходил многие десятки километров по лесам и полям, живал и в
дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках. Так что действительно знал – в лицо – и птиц, и зверей, и
травы разные. И понимал их, и любил. Одну из своих книг он закончил так: “Шилишпер. Рыба, которая любит хлопать хвостом
по воде. Если б автору предложили стать рыбой, он, конечно бы, стал шилишпером”.
А ковалем, по Далю, в России еще называли речного бычка. Бычок – рыбка малая, незаметная и совсем непривередливая.
Она, наверное, единственная из всех до сих пор живет в Яузе. Река есть такая в Москве. Как раз на ее берегу, в углу,
образованном двумя глухими заборами, в старинном трехэтажном доме была у Юрия Коваля мастерская.
Фото Виктора Ускова и картина Юрия Коваля
из книги Юрий Коваль. АУА
http://www.biblioguide.ru/authors/pisateli/koval.html
.
Юрий Коваль
Вода с закрытыми глазами
Ю. Молоканову
С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной
осени и должен был скоро кончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять
ни минуты, и я побежал к лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака,
терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что
надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку,
которая всегда висела на березке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу
открыла их.
– Ты чего невеселая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идешь?
– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так и не пойдешь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?
– Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
– Ну расскажи.
– Не твое дело.
– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось
за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок-полтора.
– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые
тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний
счастливый день, с которым не хотел расставаться.
А день кончался. Давно уж миновал полудень, начинался закат.
Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до
заката ей сроду не долететь.
– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
– Заплакал бы или нет?
– Конечно, – серьезно ответил я.
– А мне кажется, никто бы и не заплакал.
– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
– За что меня любить? Что я такого сделала?
– Ну, не знаю… а только все любят.
– За что?
– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? – сказал я.
Нюрка засмеялась.
– Это правда, – сказала она. – Рев был бы жуткий.
– Давай уж поживем еще немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
– Так вкусней, – сказала Нюрка.
– Чего вкусней? – не понял я.
– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам
попробуй.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
– Погоди, не торопись. Глотни еще.
Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в
ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала
по-кошачьи иволга.
Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.
[в пампасы]
?Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
появился среди пасмурной осени и должен был скорокончиться.
Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
лесу.
День разворачивался передо мной. Вокруг меня. Влесу и на поле. Но
главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшимлистом, выбирался из
болот на сухие еловые гривы.
Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, ктому месту, где
течет из-под холма ключевой ручей.
У ручья я увидел Нюрку.
Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, котораявсегда висела на
березке у ручья.
– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
поздоровалась.
– Что пустую воду пить? Вотхлеб с яблоком.
– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
– Ты чего невеселая? – спросил я.
– Так, – ответила Нюрка ипожала плечами.
– Может, двойку получила?
– Получила, – согласилась Нюрка.
– Вот видишь, сразу угадал. А за что?
– Ни за что.
Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
– А домой почему не идешь?
– Не хочу,- ответила Нюрка, не открывая глаз.
– Да съешь ты хлеба-то.
– Спасибо, не хочу.
– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
– Из-за двойки?- Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла
наконец глаза.
– Это из-за чего же?
– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и…
Данные об авторе
Автор(ы):
Иванова Валентина Ивановна
Место работы, должность:
МОУ Андреевская СОШ, Нурлатский пайон
Регион:
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Уровень образования:
среднее профессиональное образование
Уровень образования:
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Родитель
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
3 класс
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
Цели: 1) в ходе обсуждения прозаических и поэтических текстов, а также живописного произведения ещё раз обозначить два основных направления этой части главы: 1- школьники должны убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок. Самые ценные впечатления делаются ещё более ценными, если ими можно поделиться; 2- дети должны прийти к выводу, что надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливым окружающих; ученики хорошо должны знать содержание текста, уметь ориентироваться в рассказе;
2) продолжить работу над совершенствованием устной связной монологической и диалогической речи, логического мышления, памяти, слуха; учить чувствовать, переживать, воспитывать нравственные толерантные качества личности;
3) обратить внимание на здоровьесберегающие факторы,
4) развивать интерес к предмету , к чтению
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе:
10
Используемые учебники и учебные пособия:
ПРОГРАММА
КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Н.А.
Чуракова
Программу обеспечивают:
Чуракова
Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1 и 2. — М.:
Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
Малаховская
О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. —
М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
Малаховская
О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2.
— М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
Борисенкова
О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс:
Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005, 2008
Используемая методическая литература:
Борисенкова О.В., Чуракова Н.А, Малаховская О.ВЛитературное чтение. 3 класс:Методическое пособие. – М.:Академкнига/Учебник, 2004, 2005, 2008
Используемое оборудование:
Оборудование:
учебник стр 55-63, тетрадь -1 стр 16-17
№7.
Рамочки, лупы, учебник, хрестоматии стр 14-23
Грамзапись П Чайковский «Июнь.
Баракола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»;
Александр Скрябин «Прелюдия №5 ре мажор»
Используемые ЦОР:
урок литературного чтения в 3 классе
Краткое описание:
урок чтения ( конспект)
Урок чтения по УМК ” Перспективная начальная школа” в 3 классе