Сочинение на тему вода закрытыми глазами

6 вариантов

  1. С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
    Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
    День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.
    Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
    Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
    У ручья я увидел Нюрку.
    Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.
    – Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
    – Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
    – Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
    – Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
    – Ты чего невесёлая? – спросил я.
    – Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
    – Может, двойку получила?
    – Получила, – согласилась Нюрка.
    – Вот видишь, сразу угадал. А за что?
    – Ни за что.
    Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
    – А домой почему не идёшь?
    – Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
    – Да съешь ты хлеба-то.
    – Спасибо, не хочу.
    – Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
    – Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
    – Из-за двойки?
    – Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
    – Это из-за чего же?
    – Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
    – Ну расскажи.
    – Не твоё дело.
    – Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
    Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.
    – Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
    – Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
    – Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
    Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
    А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
    Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
    Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
    Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
    – Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
    Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
    – Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
    – Заплакал бы или нет?
    – Конечно, – серьёзно ответил я.
    – А мне кажется, никто бы не заплакал.
    – Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
    – За что меня любить? Что я такого сделала?
    – Ну, не знаю… а только все любят.
    – За что?
    – Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
    – Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
    – А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? сказал я.
    Нюрка засмеялась.
    – Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
    – Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
    Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
    – Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
    – Так вкусней, – сказала Нюрка.
    – Чего вкусней? – не понял я.
    – С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
    Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
    Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
    – Погоди, не торопись. Глотни ещё.
    Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.
    Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
    Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы времени, когда вода закрывает глаза.

  2. Литературное чтение      УМК «Перспективная начальная школа»
    Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
    Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
    Планируемые результаты:
    – Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями – «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение.
    -Метапредметные:
    -познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
    -регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности;
    -коммуникативные: формировать умения  выражать  свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
    -Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.
    Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.
    Ход урока.
    1. Актуализация знаний
    – Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления)
    – Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)
    2. Планирование
    – Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности)
    – Что  поможет  нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами»
    Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)
    Анализ произведения
    Обратимся к учебнику.
    – Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом)     ( слайд)
    Поход в Музейный дом
    – Какое  условное обозначение вы заметили?
    (Слушаем музыкальное произведение)
    Слушаем музыкальное произведение
    – Как одним словом назвать нашу запись? (план)
    3. Целеполагание и мотивация
    Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы.                  ( Учимся наблюдать и копим впечатления)
    Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные  дети , и у нас с вами всё получится.
    4. Работа над произведением
    Назовите цели работы над 1 пунктом плана.
    (Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль)
    – О чем нам говорит 1 пиктограмма?
    Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ.
    – Обратимся к следующему  условному  обозначению. Озвучьте его.
    Прочитаем вслух вопросы.
    -Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы.
    – Прочитайте  следующий  вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34)
    – Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение.
    – Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос.
    -Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было?
    – Кто помог вам справиться с чувством одиночества?
    – Какую работу подсказывает нам следующее условное  обозначение?
    -Что случилось с Нюркой в школе?
    Выскажите свое мнение.
    Выборочное чтение
    –  Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши.
    – Найдите и прочитайте точку зрения Кости.
    Теперь перечитайте точку зрения Маши.
    Чьё мнение вам ближе и почему?
    Ну  что же, каждый имеет право на свою точку зрения.
    -Прочитайте,  какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна.
    Подтвердите словами из текста.
    Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды – она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других.
    Обратимся снова к вопросам учебника.
    ( Рассказ поделен …)
    Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы.
    Какая пара готова к ответу ?
    – Есть ли другое мнение?
    Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее .
    Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям)
    – Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение)
    Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу.
    (Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) – Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.)
    – Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» – это готовность быть рядом , разделить переживания, участь – успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна.
    О чем говорит следующая пиктограмма ?
    Прочитайте вопрос.
    – Кто готов ответить?
    Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы.
    -Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор)
    -Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль.
    Физкультминутка.
    Встаньте , посмотрите в окно.
    Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга»
    Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом  взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза.
    Садитесь.
    5. Поход в Музейный дом.
    Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана .
    Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины)
    Обратимся  к условному  обозначению.
    О чем оно говорит?  (Выскажи свое мнение. )
    Прочитаем  вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?)
    ( Место обитаемое , хотя заброшенное  )
    – Какая работа предстоит дальше? Прочитаем
    – Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке?
    ( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях)
    Озвучьте следующее  задание. (Работа с рамкой.)
    Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту.
    ( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие)
    Работа в парах
    Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах?
    (Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться)
    – С чем работаем дальше ? ( с рамкой)
    – Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака?  Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?
    Как Василий Поленов  создает  впечатление  тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно)
    А как – с помощью каких предметов – художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?
    ( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)
    Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши.
    -Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке?
    Как ты ответишь Мише?
    – Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?
    – А какое произведение вспомнилось тебе?
    – Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?
    (Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает)
    -Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве,  поразмышлять, отдохнуть, помечтать)
    Вот  в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы.
    Слушаем музыку.
    Анишит  Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
    Слушаем музыку.
    -Что почувствовали , слушая музыку?
    Поделитесь впечатлениями.
    Почему   Анишит  Йокоповна предложила именно эту музыку?
    ( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)
    – Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту
    Рефлексия: Что было самым важным на уроке?
    Слайд.
    В трудную минуту помогают:
    1. Общение с природой
    2. Произведения изобразительного искусства
    3. Музыка
    – Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни – никогда не оставаться равнодушным.
    Слайд
    Вдумайтесь в эти слова:
    Всматривайтесь в привычное  –
    И вы увидите неожиданное.
    Всматривайтесь в некрасивое –
    И вы увидите красивое.
    Всматривайтесь в простое –
    И вы увидите сложное.
    Всматривайтесь в частицы –
    И вы увидите  целое.
    Всматривайтесь в малое –
    И вы увидите великое.
    Всматривайтесь, вслушивайтесь,
    Вникайте, не проходите мимо!

  3. 3. [20 баллов] Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку.
    Ю.А. Нелединский-Мелецкий
    ЗАГАДКА
    Довольно именем известна я своим;
    Равно клянётся плут и непорочный им,
    Утехой в бедствиях всего бываю боле,
    Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
    Блаженству чистых душ могу служить одна,
    А меж злодеями – не быть я создана.

    В чём особенность этого стихотворения? Напишите об этом в кратком рассуждении. Попробуйте сочинить похожее стихотворение из 4-10 строчек.
    4. [40 баллов] Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, напишите небольшое сочинение, в котором изложите впечатления[1] о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно.
    Юрий Иосифович Коваль (1938 – 1995)
    ВОДА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
    С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.
    Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.
    День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
    Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
    Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.
    У ручья я увидел Нюрку.
    Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
    – Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
    – Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
    – Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
    – Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
    – Ты чего невесёлая? – спросил я.
    – Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
    – Может, двойку получила?
    – Получила, – согласилась Нюрка.
    – Вот видишь, сразу угадал. А за что?
    – Ни за что.
    Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
    – А домой почему не идёшь?
    – Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
    – Да съешь ты хлеба-то.
    – Спасибо, не хочу.
    – Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?
    – Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
    – Из-за двойки?
    – Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
    – Это из-за чего же?
    – Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
    – Ну расскажи.
    – Не твоё дело.
    – Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
    Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
    – Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
    – Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
    – Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
    Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
    А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.
    Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.
    Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
    Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.
    – Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
    Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
    – Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
    – Заплакал бы или нет?
    – Конечно, – серьёзно ответил я.
    – А мне кажется, никто бы не заплакал.
    – Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
    – За что меня любить? Что я такого сделала?
    – Ну, не знаю… а только все любят.
    – За что?
    – Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
    – Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
    – А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.
    Нюрка засмеялась.
    – Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.
    – Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
    Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
    – Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
    – Так вкусней, – сказала Нюрка.
    – Чего вкусней? – не понял я.
    – С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.
    Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
    Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
    – Погоди, не торопись. Глотни ещё.
    Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
    Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.
    Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.
    1970-е
    Какие желания вызывает у рассказчика «очень хороший день»?
    Как он реагирует на встречу с Нюркой и её поведение?
    Как можно охарактеризовать рассказчика? Какая реплика Нюрки может помочь в этом?
    Как можно объяснить желание Нюрки «умереть»? Угадывает ли рассказчик его причину?
    С чем ассоциируются у рассказчика закрытые глаза?
    Чем отличаются впечатления героя-рассказчика в начале и в конце дня? Чему он научился у Нюрки?
    Как по-разному можно объяснить название рассказа?
    Каково настроение рассказа?
    [1] Впечатления следует понимать как взгляд на текст с точки зрения читателя и критика.

  4. Ирина Казюлькина
    Самая светлая кузница в мире
    (Юрий Коваль и его книги)
    “Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой
    крыши. Тихо в деревне.
    С рассветом у берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на
    берегу кузница – дощатый сарай, древний, закопченный, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары…”
    (“Железяка”)
    Кузница. А в кузнице, как и положено, кузнец, – коваль, иначе.
    Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль – он мастер, рукодел. “Коли не коваль, так и руки
    не погань” – поговорка даже такая есть. У В. И. Даля приведена, в его “Толковом словаре живого великорусского языка”.
    Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешел и особый дар. И что за беда, коли плавил он не железо,
    а слова, ковал не подковы да лемехи, а строки. Зато получалось, как у заправского мастера – добротно, легко и красиво.
    Писать он начал еще в школе. Именно тогда стали появляться первые стихи. Что-то вроде:
    “Метели летели,
    Метели мели,
    Метели свистели
    У самой земли”.
    (“От Красных ворот”)

    Позже, когда Коваль чудом поступил в Пединститут на филологическое отделение (чудом – потому что в школе не проявлял особого
    рвения к учебе), то серьезно увлекся там авторской песней (стал даже виртуозным гитаристом). К этому времени относятся и его
    первые публикации в газете с характерным названием “Ленинец”.
    Но кончилась студенческая пора. Год учительствовал Коваль в Татарии в сельской школе. А когда вернулся домой, в Москву,
    привез с собой новые стихи, рассказы и еще рисунки.
    Рисовал он всегда. В институте даже второй диплом получил – учителя рисования. Руки у него, как у настоящего коваля,
    были мастеровитые, “умные” руки. Ладили они и с красками, и с глиной, и с металлом. Можно даже сказать, что настоящим
    художником Коваль стал прежде, чем писателем. Но и писал он как художник – замечая то, что остальным не видно.
    Этот его пристальный взгляд можно почувствовать в любой книге: в “Алом” и “Чистом Доре”, в “Листобое” и в “Самой легкой
    лодке в мире”, в “Шамайке” и, конечно, в “Недопеске”, пожалуй, лучшей его повести. Там так спокоен и прозрачен воздух,
    что порою берет сомнение, уж не колдовство ли это. Да и то сказать, коваль, кузнец то есть, он ведь всегда,
    поговаривали, знался с нечистой силой, а потому и считался чуть ли не колдуном.
    Во всяком случае, Юрию Ковалю в его книгах подчинялись и люди, и звери, и деревья, и реки, и даже звезды. Заставил же
    он однажды созвездие Ориона светить недопеску Наполеону Третьему. И ведь светит. И кто знает, сколько еще светить
    будет.
    А может, все это наговор, и нет здесь никакого колдовства, а есть умение и знание, что ли. Только вот откуда он,
    столичный житель, мог знать, как “почти не шевелясь, выползает туман к берегу” или какие они, “чудовищные, похожие на
    золотых гусениц корни аира”. А вот знал. Потому что исходил многие десятки километров по лесам и полям, живал и в
    дальних заброшенных деревеньках, и в охотничьих избушках. Так что действительно знал – в лицо – и птиц, и зверей, и
    травы разные. И понимал их, и любил. Одну из своих книг он закончил так: “Шилишпер. Рыба, которая любит хлопать хвостом
    по воде. Если б автору предложили стать рыбой, он, конечно бы, стал шилишпером”.
    А ковалем, по Далю, в России еще называли речного бычка. Бычок – рыбка малая, незаметная и совсем непривередливая.
    Она, наверное, единственная из всех до сих пор живет в Яузе. Река есть такая в Москве. Как раз на ее берегу, в углу,
    образованном двумя глухими заборами, в старинном трехэтажном доме была у Юрия Коваля мастерская.
    Фото Виктора Ускова и картина Юрия Коваля
    из книги Юрий Коваль. АУА

    http://www.biblioguide.ru/authors/pisateli/koval.html
    .
    Юрий Коваль
    Вода с закрытыми глазами
    Ю. Молоканову
    С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной
    осени и должен был скоро кончиться.
    Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять
    ни минуты, и я побежал к лесу.
    День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака,
    терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
    Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что
    надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
    Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей.
    У ручья я увидел Нюрку.
    Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку,
    которая всегда висела на березке у ручья.
    – Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
    – Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
    – Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.
    – Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу
    открыла их.
    – Ты чего невеселая? – спросил я.
    – Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.
    – Может, двойку получила?
    – Получила, – согласилась Нюрка.
    – Вот видишь, сразу угадал. А за что?
    – Ни за что.
    Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
    – А домой почему не идешь?
    – Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.
    – Да съешь ты хлеба-то.
    – Спасибо, не хочу.
    – Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так и не пойдешь домой?
    – Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
    – Из-за двойки?
    – Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.
    – Это из-за чего же?
    – Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
    – Ну расскажи.
    – Не твое дело.
    – Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.
    Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось
    за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок-полтора.
    – Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.
    – Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.
    – Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.
    Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые
    тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний
    счастливый день, с которым не хотел расставаться.
    А день кончался. Давно уж миновал полудень, начинался закат.
    Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами,
    потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.
    Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до
    заката ей сроду не долететь.
    – Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.
    Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
    – Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?
    – Заплакал бы или нет?
    – Конечно, – серьезно ответил я.
    – А мне кажется, никто бы и не заплакал.
    – Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.
    – За что меня любить? Что я такого сделала?
    – Ну, не знаю… а только все любят.
    – За что?
    – Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.
    – Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
    – А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял? – сказал я.
    Нюрка засмеялась.
    – Это правда, – сказала она. – Рев был бы жуткий.
    – Давай уж поживем еще немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.
    Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
    – Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.
    – Так вкусней, – сказала Нюрка.
    – Чего вкусней? – не понял я.
    – С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам
    попробуй.
    Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.
    Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:
    – Погоди, не торопись. Глотни еще.
    Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в
    ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.
    Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала
    по-кошачьи иволга.
    Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.
    [в пампасы]

  5. ?Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»
    С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно
    появился среди пасмурной осени и должен был скорокончиться.
    Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
    день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к
    лесу.
    День разворачивался передо мной. Вокруг меня. Влесу и на поле. Но
    главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга
    солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
    Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшимлистом, выбирался из
    болот на сухие еловые гривы.
    Я понимал, что надо спешить, а то все кончится.
    Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
    Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, ктому месту, где
    течет из-под холма ключевой ручей.
    У ручья я увидел Нюрку.
    Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся ее портфель.
    В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, котораявсегда висела на
    березке у ручья.
    – Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
    – Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не
    поздоровалась.
    – Что пустую воду пить? Вотхлеб с яблоком.
    – Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и
    глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
    – Ты чего невеселая? – спросил я.
    – Так, – ответила Нюрка ипожала плечами.
    – Может, двойку получила?
    – Получила, – согласилась Нюрка.
    – Вот видишь, сразу угадал. А за что?
    – Ни за что.
    Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
    – А домой почему не идешь?
    – Не хочу,- ответила Нюрка, не открывая глаз.
    – Да съешь ты хлеба-то.
    – Спасибо, не хочу.
    – Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдешь домой?
    – Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.
    – Из-за двойки?- Нет, не из-за двойки, еще кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла
    наконец глаза.
    – Это из-за чего же?
    – Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и…

  6. Данные об авторе
    Автор(ы):
    Иванова Валентина Ивановна
    Место работы, должность:
    МОУ Андреевская СОШ, Нурлатский пайон
    Регион:
    Республика Татарстан
    Характеристики урока (занятия)
    Уровень образования:
    среднее (полное) общее образование
    Уровень образования:
    среднее профессиональное образование
    Уровень образования:
    высшее профессиональное образование
    Целевая аудитория:
    Классный руководитель
    Целевая аудитория:
    Родитель
    Целевая аудитория:
    Учитель (преподаватель)
    Класс(ы):
    3 класс
    Предмет(ы):
    Литературное чтение
    Цель урока:
    Цели: 1) в ходе обсуждения прозаических и поэтических текстов, а также живописного произведения ещё раз обозначить два основных направления этой части главы: 1- школьники должны убедиться в том, что человек не может и не должен быть одинок. Самые ценные впечатления делаются ещё более ценными, если ими можно поделиться; 2- дети должны прийти к выводу, что надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать счастливым окружающих; ученики хорошо должны знать содержание текста, уметь ориентироваться в рассказе;
    2) продолжить работу над совершенствованием устной связной монологической и диалогической речи, логического мышления, памяти, слуха; учить чувствовать, переживать, воспитывать нравственные толерантные качества личности;
    3) обратить внимание на здоровьесберегающие факторы,
    4) развивать интерес к предмету , к чтению
    Тип урока:
    Урок комплексного применения ЗУН учащихся
    Учеников в классе:
    10
    Используемые учебники и учебные пособия:
    ПРОГРАММА
    КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
    Н.А.
    Чуракова
    Программу обеспечивают:
    Чуракова
    Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1 и 2. — М.:
    Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
    Малаховская
    О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. —
    М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
    Малаховская
    О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2.
    — М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005.
    Борисенкова
    О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс:
    Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2004, 2005, 2008
    Используемая методическая литература:
    Борисенкова О.В., Чуракова Н.А, Малаховская О.ВЛитературное чтение. 3 класс:Методическое пособие. – М.:Академкнига/Учебник, 2004, 2005, 2008
    Используемое оборудование:
    Оборудование:
    учебник стр 55-63, тетрадь -1 стр 16-17
    №7.
    Рамочки, лупы, учебник, хрестоматии стр 14-23
    Грамзапись П Чайковский «Июнь.
    Баракола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома»;
    Александр Скрябин «Прелюдия №5 ре мажор»
    Используемые ЦОР:
    урок литературного чтения в 3 классе
    Краткое описание:
    урок чтения ( конспект)
    Урок чтения по УМК ” Перспективная начальная школа” в 3 классе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *