Сочинение на тему баба яга

9 вариантов

  1. Наши далёкие предки чтили Лесную Жрицу, Повелительницу Стихий и зверей, которая известна нам из сказок как. Она ведунья (то есть ведающая женщина), которая живёт уединённо в лесу, в своей деревянной избушке «на курьих ножках». Живёт и одевается она очень просто, сама прядёт и ткёт, топит печь и баню, ест растительную пищу; во всех сказках ей очень много лет. В хозяйстве у неё – кот и другие домашние животные, которые служат ей не за страх, а за совесть.
    Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на границе с «тридесятым царством». То есть на границе нашего мира Яви с другими мирами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий сказочный мир: это и соседние нам миры Яви, и Небесные миры светлых божеств, и нижние миры Нави… Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чистых душой и телом.
    Баба Яга – дарительница и советчица: указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. У неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других таинственных вещей. Она хранительница (если надо – то и воинственная) своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями. Раньше в каждом большом лесу (который нельзя было обойти за день ходьбы) была своя Баба Яга, и тогда такой лес становился «особым». Говорят, что когда появились на нашей земле первые большие леса (в умных книгах пишут, что было это после отступления ледниковых гор), их хранительницы были молодыми. Шло время, росли леса, сменялись поколения людей, и стали называть лесных жриц сначала долгоживущими, а потом уже и старыми Бабами Ягами. Такими их знали и запомнили наши прадеды и деды, которым ещё довелось с ними встречаться, такой образ и пришёл к нам вместе со сказками наших предков.
    Лесные ведуньи всегда помогали и до сих пор помогают народу, с которым живут рядом – дают советы нуждающимся, лечат обращающихся к ним за помощью, охраняют селян от чужаков, заботятся о плодородии лесов и полей. Иногда даже освещают семейный союз, по просьбе людей, одаряя новую семью волшебным подарком.
    В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и охранительницей. Забыли, что она обучала ленивых детей разным ремёслам и домашнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обучения, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди. Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками. Когда люди разучились понимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому. Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.
    «Что же ты не говоришь со мною? — сказала Баба Яга, — Стоишь как немая?»
    «Не смела, — отвечала Василиса, — А если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чём».
    «Спрашивай, только не каждый вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состаришься!»
    «Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?»
    «Это день мой ясный», – отвечала Баба Яга.
    «Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет: это кто такой?»
    «Это моё солнышко красное!» – отвечала Баба Яга.
    «А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?»
    «Это ночь тёмная – все слуги мои верные!» – молвила Баба Яга».
    («Василиса Прекрасная», русская народная сказка)
    «Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выспрашивать. Где он себе такого доброго коня достал. Кащей сказал: «За тридевять земель, в тридевятом царстве. За Огненной рекой живёт Баба Яга, у неё есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц; я у неё три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то мне Баба Яга дала одного жеребёночка…»
    («Марья Моревна», русская народная сказка)
    «Пошла девочка. Вот идёт, идёт и пришла. Стоит хата, а в ней сидит Баба Яга, костяная нога и ткёт.
    «Здравствуй, тётушка!»
    «Здравствуй, родимая!»
    «Меня матушка послала просить у тебя иголочку и ниточку рубашку шить».
    «Хорошо, садись покуда ткать».
    («Баба Яга», русская народная сказка)
    «Вдруг видит девочка – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: «Здравствуй, бабушка!»
    «Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?»
    «Я по мхам, по болотам ходила, платье намочила, пришла погреться».
    «Садись покуда кудель прясть».
    Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла».
    («Гуси-лебеди», русская народная сказка)
    «Входит солдат в избушку – там сидит Баба Яга-костяная нога, седая, беззубая.
    «Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?»
    «Подожди немножко, вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает».
    («Заколдованная королевна», русская народная сказка)
    «Шла-шла Марфа, шла-шла и пришла: избушка на курьей ножке, на петушьей головке. Она говорит: «Избушка, избушка, стань к лесу глазами, ко мне воротами, чтобы мне, дорожному человеку, зайти и выйти!».
    Избушка повернулась к лесу глазами, к ней воротами, она зашла; там сидит старушка – языком в печи пашет (метёт). Губами горшки обнимает, в зубах шёлковый пояс плетёт. Говорит: «Что ты, девушка, зашла? Куда идёшь, куда путь держишь? Здесь чёрный ворон не пролётывал. Не то, что русский человек прохаживал!». Пригласила её, а потом сама себя по щеке ударила, по другой приправила: «Ох, я, — говорит, — дура, плёха, дорожного человека не напоила, не накормила, стала вести выспрашивать!».
    Накормила, напоила Марфу, спать уложила, стала вести выспрашивать. «Куда, — говорит, тебя бог несёт? Волей али неволей, али своей охотой?». Она говорит: «Волей-неволей, а более – своей охотой».
    («Марфа крестьянская дочь», русская народная сказка)
    «Баба Яга всё дело справила – коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
    «Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
    «Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, — сильная и могучая богатырка…»
    («О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)
    «Ехали братья по долам, по горам, по зелёным лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, когда надо повёртывается.
    «Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести».
    Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.
    «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух сам на ложку садиться, в рот катиться».
    «Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печи да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу».
    Баба Яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко: «Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?»
    «Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там чудо-юдо живёт».
    «Ай да Ванюша! За дело хватился!..»
    («Иван Быкович», русская народная сказка)
    «Стоит на опушке, на перекрёстке лесных дорог, избушка на курьих ножках. И скачут по тем лесным дорогам богатыри да Иваны-царевичи, все по своим делам: тот невесту ищет, тот в заморские земли торопиться.… Встанет конь перед избушкой, крикнет добрый молодец: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!». Повернётся избушка, выглянет оттуда Баба Яга: «Тьфу-тьфу, русским духом пахнет! Здорово, милок! Зачем пожаловал? Дело пытаешь иль от дела лытаешь?». И тут надо ответить так: «Здравствуй, бабушка! Вот только бы ты меня, добра молодца, сначала накормила-напоила да на постель уложила. Я бы улёгся, а ты бы и спрашивала». Кто с ней вот так вежливо поговорит, для того она всё сделает. А иной Иван-царевич возьмёт да и гаркнет: «Не твоё дело, старая! Неси мне быстрее еды, да чаю полный самовар, а то мечом голову отсеку!» Тут она его и сграбастает, как миленького…»

  2. Эта картина очень тревожная, даже страшная… Баба Яга ужасная! Такие картинки нужны не для того, чтобы её узнать. Не ошибешься, когда такую увидишь! Они нужны, чтобы напугать… Если в книге картинка, то чтобы понять, как страшно Ивану было. И хорошо, что он её в конце победил. А ещё Кощей есть – он страшней даже, одни кости, а тут только одна нога костяная…
    Вся картинка неприятного цвета. Тут нет ни солнышка, ни голубого неба, ни зеленой листвы, одно серо-бурое… Тут лес нарисован, но он какой-то засохший. Явно это поздняя осень. Берёзы грязные, чахлые елки. Бурелом сплошной! Как только Яге удаётся тут пролететь на ступе? Но пройти тут явно было б сложней. Ой, а на земле столько мухоморов красных растёт! Наверняка, если б Яга не спешила, то она б их собрала. На всякие снадобья, на яд для гостей… Это не зима, трава темно-зеленая.
    У картины есть окантовка – такая народная. Как вышивка на полотенце.
    В центре картины сама Яга на ступе летит.   У неё ужасно длинные жуткие руки. Они ещё и волосатые – это самое противное. В одной руке у неё метла березовая, а в другой – какая-то палка. Кажется, она собирается в кого-то метнуть оружие это. Летит ведьма быстро, так как волосы её по ветру развиваются. У неё грязно-седые космы. И немного борода. И ведьма ещё и почти лысая. Длинные волосы и лысина!  Яга вся морщинистая, страшная. Такая неаккуратная, грязная – вон руки все в грязи. И одежда у неё вся мятая и в заплатках. На ней розовая рубашка и синий сарафан, но тоже всё такое выцветшее, страшное.  От одного вида можно в обморок упасть. От одного костюма этого! Подозреваю, что аромат от ведьмы тоже не лучший… Мухоморами несёт!
    И ступа какая-то странная.  Яга сидит не в ней, а на ней. Ноги поджала. Может, собирается на кого-то прыгнуть. Кто-то от неё убегает – наверное, мальчик или девочка. Или кот!
    Ещё страшный крючковатый нос. Глаза, которые будто смотрят на меня… И на каждого! В ухе серьга у ведьмы – грязное кольцо. Если очень постараться, то можно представить, что сто лет назад она была красавица. В синем сарафане, серьгами, длинными волосами… И была доброй волшебницей, но потом встретила Кощея.

  3. Едва окинув взглядом бабу — ягу, можно испытать необычайное чувство страха. Ее лицо художник изобразил искаженным в злобной гримасе, а длинные и костлявые руки придают образу более устрашающий вид. Седые длинные волосы, свисающие неровными и запутанными паклями также придают образу ужаса.
    Транспорт бабы — яги — деревянная ступа, очень длинная, что способствует удобству перелета, ведь в ней можно встать во весь рост. Можно заметить, что ступа не совсем новая так как ее поверхность уже покрыта разного рода трещинами.
    Одеяние бабы — яги пестрое и видно, что ей оно немного велико. Зеленоватая кофта выбилась из ступы, что придает телу дополнительный вес. Бледно — розовые рукава закатанные выше локтя открывают тощие руки, которые кажутся еще длиннее, что делает образ более страшным.
    Бабу — ягу со всех сторон окружает тёмный лес, в который не проникают солнечные лучи. Деревья, изображённые автором, кажутся какими-то нездоровыми. Скорее всего они страдают от недостатка света и тепла. Создается впечатление, что большую часть деревьев уже нельзя спасти.
    Земля, которую автор рисует под ногами у бабы — яги, полностью усыпана ядовитыми поганками. Можно предположить, что они выросли из-за ее долгого проживания в этой местности. Скорее всего избушка старухи находится неподалёку, что стало причиной упадка окружающей природы.
    В отношении цвета художник использует больше зеленоватые цвета характерные для болотистой местности. В целом картина передает страшную силу мрака. Окинув взглядом бабу — ягу сразу можно испытать массу неприятных ощущений. Глядя на картину никто не сможет усомниться, что баба — яга персонаж отрицательный.

    2 описание

    Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям. Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.
    К известной народной сказке «Василиса прекрасная» художник сделал много иллюстраций, в том числе, изображение Бабы-Яги. Всем людям с раннего детства известен этот образ: безобразный и ужасный. Хотя ее боятся, но сказки о ней слушают с удовольствием. А кто же такая эта Баба-Яга? Это старая злая ведьма, лохматая, немного слеповатая, с длинным крючковатым носом и костяной ногой. Живет она в глухой чаще леса в избушке на курьих ножках. Она летает в ступе, и заметает след метлой. Говорят, что любит попробовать человеческое мясо, не раз угрожала маленьким мальчикам, вроде Ивасика-Телесика, и добрым молодцам, например Ивану-царевичу. Но есть сказки, в которых Баба-Яга не такая уж и злая, а наоборот помогает доброму молодцу найти дорогу, указать путь к любимой Василисе, или дарит волшебный клубочек. Иногда, поссорившись с Кощеем, становится союзником человека, чтобы навредить бывшему дружку.
    Картина написана в мрачных цветах, в основном, это – коричневый и темно-зеленый. Яркими пятнами выделяются только мухоморы да платье ведьмы. Видные ели, покрытые мхом, а рядом виднеется кривая березка. Если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть усталые печальные глаза Бабы-Яги, седые растрепанные волосы, длинный уродливый нос и худые руки. Платье на ней разорвано, она не может его зашить, потому что плохо видит. О существовании очков она, конечно же, не имеет понятия. В некоторые моменты Яга напоминает обычную бабушку, которая живет в одиночестве. У нее нет книг, нет телевизора, поэтому чаще всего она просто лежит на печи или на лавке. Дети разъехались, внуки не приходят к ней в гости. Ей не с кем поговорить, разве что со своей метлой и красными ядовитыми мухоморами. Эти грибы своей всем известной вредностью должны выражать сущность Бабы-Яги, ее злые намерения, козни, которые она строит людям. Седые волосы говорят о многих прожитых годах и о мудрости Яги. Недаром же она всегда знает, как помочь сказочным героям.
    Иногда становится жалко эту несчастную старуху. Если бы ее любили, ухаживали за ней, может он не была бы такой вредной, а пекла бы пироги в выходные дни для своей семьи, улыбалась бы проделкам своих внуков.

  4. Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга»
    Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее «Костяной ногой».
    У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
    В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть других сказочных персонажей и «на косточках покататься». Например, в сказке «Гуси-Лебеди».
    Иногда, Яга, наоборот, помогает другим. Например, она спасает Ивана-царевича от погони в сказке про молодильные яблоки. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в сказке «Пойди туда, не знаю куда». А потом Яга даже дарит ему волшебную лягушку, чтобы перебраться через огненную реку.
    В некоторых сказках у нее есть дочь – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Эта дочь тоже волшебница, но она красавица. А откуда взялась сама Баба-Яга – это загадка. Она любит говорить: «Фу, русским духом пахнет!». Выходит, она сама нерусская?
    Хотя эта героиня и страшная, но без нее невозможно представить народные сказки. Поэтому она — мой любимый персонаж!
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  5. 5
    Текст добавил: Вдохновляющий

    1
    Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга» Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее «Костяной ногой». У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах. В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть других сказочных персонажей и «на косточках покататься». Например, в сказке «Гуси-Лебеди». Иногда, Яга, наоборот, помогает другим. Например, она спасает Ивана-царевича от погони в сказке про молодильные яблоки. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в сказке «Пойди туда, не знаю куда». А потом Яга даже дарит ему волшебную лягушку, чтобы перебраться через огненную реку. В некоторых сказках у нее есть дочь – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Эта дочь тоже волшебница, но она красавица. А откуда взялась сама Баба-Яга – это загадка. Она любит говорить: «Фу, русским духом пахнет!». Выходит, она сама нерусская? Хотя эта героиня и страшная, но без нее невозможно представить народные сказки. Поэтому она – мой любимый персонаж!

  6. 1. ВВЕДЕНИЕ
    Перед Вами представлены книги. Что их объединяет? Это всё сказки! Сказки разные, но во всех есть один и тот же герой — Баба Яга!
    С самого раннего детства нам родители читали сказки. Как правило, это были русские народные сказки, в которых обязательно присутствовала Баба Яга.  Потом в более старшем возрасте мы стали ходить с родителями в театр. И в театре почти в каждом представлении присутствовала она же, Бабка Яга. В детском саду на утренниках во всех сценариях опять же было обязательно присутствие этой героини. На новогодней Ёлке Баба Яга обязательно крала подарки у детей. Потом просили прощения, отдавала подарки и оставалась на новогодний хоровод.
    Почему же несмотря на её вроде бы вредный характер, её присутствие на всех праздниках обязательно. Её бы должны не любить и бояться. А получается, что без неё нет интриги. Прошло огромное количество лет, а Бабу ягу мы ждём так же , как ждали наши бабушки и дедушки на утренниках. Сейчас появилось огромное количество мультипликационных фильмов , как русских, так и зарубежных, в каждом есть персонаж подобный Бабе яге. Но почему они не стали так любимы?
    Возьмём мультфильм Ариэль. Его  знают и любят все дети. Но использовать образ Урсулы, которая украла голос у Русалочки в  детском утреннике не приходит в голову никому. Или фильм «Красавица и Чудовище». Очень красивый и интересный мультфильм. Но образ Чудовища интересен только в рамках именно этого фильма.
    2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:
    У меня с самого раннего детства имелся интерес к персонажу Бабы Яги. Кто она? Откуда появилась? Кем была в молодости?
    На мой вопрос родители отвечали, что это сказочный образ, выдуманный народом.
    Но это элементарный ответ. Мне интересно знать исторические факты происхождения Бабы Яги. Хочу понять феномен этой героини. Почему она  так интересна и любима людьми  многих  поколений ?
    Я решила провести исследование и доказать,что Баба яга — не плохая, как все думают.
    3
    3. ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ:
    – Выяснить историю происхождения персонажа Бабы Яги.
    – Доказать, что героиня многих сказок, персонаж добрый.
    – Объяснить, почему  интерес к образу Бабы Яги не пропадёт никогда.
    4. ЗАДАЧИ:
    – Найти информационные источники происхождения образа Бабы Яги.
    – Выяснить мнение детей и взрослых  о Бабе Яге.
    -Провести анкетирование детей и взрослых. Узнать их мнение о Бабе Яге.
    – Показать образ современной Бабы Яги в произведениях современных авторов.
    5. АНКЕТИРОВАНИЕ:
    Вот вопросы, которые я задавала детям и взрослым:
    – Баба яга интересна и уместна везде. Почему?
    6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Вы помните, как часто в детстве вас пугали: «Вот не будешь слушаться, прилетит баба Яга и утащит тебя далеко – далеко». И вы боялись, и старались выполнить всё, о чём попросят мама или папа. И никогда не задумывались, а кто же такая баба Яга.
    И только повзрослев, прочитав много разных народных сказок, нашли для себя ответ. И оказалось, что бояться – то и некого. Я против того, что Баба Яга плохая.
    Так кто же такая баба Яга?
    «Яга или баба – яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Она ездит в ступе за человечьим мясом, похищает детей» – такое определение даёт нам известный толкователь великого русского языка Владимир Даль.
    Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим
    4
    следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» – огнь – огонь. То есть получается, что баба Яга – женщина – огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» – кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга – это главная матерь, которая знала и умела всё.
    Образ бабы Яги многогранен и многозначен. Если внимательно присмотреться и прислушаться к народным сказкам, то можно понять, что она не такая уж и «вредная» старуха. Всегда обязательно поможет главному герою, в баньке попарит, накормит его, напоит, спать уложит. А наутро обязательно подскажет, где меч – кладенец припрятан или где найти смерть Кащея. Даст путеводную нить, которая приведёт героя к любимой.
    Как выглядит та баба Яга, которую все так боятся? Чаще всего это безобразная, злая и космататя старуха, которая вечно сидит на печи, а нос в потолок врос. А помните дразнилку: «Баба Яга – костяная нога»? И это тоже о ней. Живет себе одна в дремучем лесу в своей старой избушке на курьих ножках без окон, без дверей. И на заборе только человеческие черепа развешены. Нам всё это кажется забавным.
    Давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102. Жили-были старик со старухой и были у них две дочки, одна-старухина, другая-старикова. Как и положено, мачеха невзлюбила падчерицу, и заставила старика увезти её в лес. Отец привозит дочь к Бабе- Яге, и сначала вся эта история вроде пугает нас: избушка на курьих ножках, в ней страшная старуха. Но мужик почему-то не боится её, а кланяется и просит : « Баба-Яга костяная нога! Я тебе дочку привёз в услужение». Древняя старуха даже не пытается её сварить и съесть, а лишь г7оворит : « Ну хорошо! Служи мне, а я тебя за твои старания награжу,» Девушка оказалась очень смышленой и трудолюбивой, выполняла все задания и за это Яга её щедро наградила подарками. Вернулась девушка домой, а старуху зависть охватила, отправила она и свою дочку к Бабе-Яге. Но та оказалась ленивой и глупой. За это Баба-Яга её изломала и отправила в коробе обратно. Получается, что Баба-Яга не столько страшная, сколько строгая и справедливая?
    А теперь важная деталь. Точно такой же сюжет афанасьевской «Бабы-Яги» существует у многих знаменитых сказок разных народов — русская «Морозко», немецкая «Госпожа Метелица», шведская «Лесная хозяйка»….
    Что обозначает такое сходство сюжетов? Специалисты считают, что в этом сюжете «зашифрован» древний обряд перехода — посвящение юношей и девушек во взрослых. Для этого они проходили серьёзные испытания на взрослость,происходящие по строгому ритуалу. Падчерица их прошла, а родная дочь мачехи нет!
    5
    В старинных мифах образ Бабы яги был трёх типов:
    Первый- Яга-похитительница, которая уносила людей.
    Второй- Яга-дарительница, которая принимает героя, испытывает его силу духа и смекалку и после вручает ему дары: огнедышащего коня, меч-кладенец, скатерть-самобранку,ковёр-самолёт.
    Третий- Яга-воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих.
    Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога – тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга – давно умершая женщина.
    А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
    Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван – царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
    А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату – и в печь!»
    Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто  заворачивали больного ребёнка и на хлебной лопате отправляли в печь. Через некоторое время доставали, разворачивали, а тесто отдавали собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку. Если сравнить с современными  народными методами лечения, то это похоже на поход в сауну, или на разновидность физ. процедур.
    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Баба Яга самый положительный герой. Она просто хотела вылечить Иванушку. Ведь во всех сказках Иван – дурак.
    Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы
    6
    «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла
    руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»). Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.
    В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?
    Итак, сказки – лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.
    В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?
    При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от
    7
    Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка.
    Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований.
    Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и
    другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба.
    В современном нам обществе мы  празднуем совершеннолетие, получаем паспорта  которые дают нам новые, недоступные в детстве права.
    Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.
    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Подводя итоги своей исследовательской работы хочу сделать вывод:
    Баба Яга –  герой интересный, добрый и необходимый . Она умная, мудрая и всё знающая.  Интерес к ней не исчезнет никогда.
    Возможно в прошлых произведениях это была вредная старуха,  но прошло много времени и она изменилась. Или мы изменились и стали её воспринимать по другому?
    Одним из любимых сказочных героев детей является Дед Мороз. И оказывается у него очень много общего с Бабой-Ягой!
    От него ниточки тоже тянутся в потусторонний мир.
    Во -первых, зима в сознании древних людей ассоциируется со временем смерти. Это зафиксировано во многих мифах. Самый известный из них про Деметру, которая наслала зиму, чтобы земля перестала рожать хлеб, и начался голод. Такие мифы есть почти у всех народов мира, занимающихся сельским хозяйством, и они гораздо древнее сказок ( собственно сказки из них и выросли). А в наших широтах сильный мороз это не только голодная, но и холодная смерть. И Морозко  такими
    8
    методами убийства владеет в совершенстве.
    Во вторых, Морозко- это ещё старик, дед ( в некоторых сказках вместо него действует просто дед, а вместо Яги- старуха). А в наших мифах деды ( у братьев славян -это диды или дзяды) — это духи мёртвых предков. Вот такое происхождение у нашего доброго Деда Мороза.
    Мало кто знает, что в дореволюционной России этот персонаж не дарил подарки на Новый год. Тогда трудно было представить этого сурового,
    строгого , седого деда , за спиной которого стояла смерть, лучшим другом детей. Добрым этот религиозный персонаж стал в 1935 году, когда вместо религиозного Рождества праздновали уже советский Новый год.
    Великий Устюг- родина Деда Мороза, Кострома-Снегурочки, в Ярославской области решили: пусть село Кукобой ( слово Кукобой обозначает «длинный ручей») станет родиной Бабы-Яги. Есть и подходящая легенда по этому поводу.
    Ярославская губерния всегда была покрыта труднопроходимыми лесами и болотами, которые занимали более 44 % площади всей территории. Из давних времён до нас дошла легенда о неизвестной старушке, которая жила глубоко в лесу. Редко кому удавалось увидеть её, т. к. она меняла своё место жительства. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи. Места эти были,  как бы заколдованы. Путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную старушку  в  рваной одежде и с посохом в руках. Избушка ,в которой она жила, была маленькой и у неё было одно перекошенное окошко и дверь. Увидев этот домик, путники в страхе убегали, а потом никогда уже не могли найти  то место, где она находилась.
    Все эти необъяснимые вещи пугали суеверных людей, и люди обходили эти места стороной.
    Местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что когда их земляк, купец Воронин, который жил в Петербурге, предложил им построить на выбор: железную дорогу или церковь, они все упали ему в ноги и попросили построить Храм.  За три года Иван Агапович отстроил в селе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами.
    В наше время люди не верят в разные легенды и уже не так суеверны, как раньше. Поэтому они решили построить в селе Кукобой новую достопримечательность. Бригада плотников во главе с Александром Зиминым построили замечательную избушку Бабы-Яги.
    В Новогодние праздники дети пишут письма в Великий Устюг Деду Морозу, в них они просят подарки себе на Новый год. А в селе Кукобой письма дети пишут постоянно, но они не просят подарки, а рассказывают Бабе-Яге о своих достижениях и спрашивают про её здоровье и настроение, желают ей всего хорошего.
    К Бабе яге едут отовсюду. Интерес к её персоне  постоянно растёт .
    Современные авторы  с удовольствием используют образ Яги в своих
    9
    произведениях.  Но в наше время  она приобрела образ доброй и весёлой старушки, которая красиво одевается, любит красить губы и старается выглядеть моложе своих лет.
    В произведении Эдуарда Успенского « Вниз по волшебной реке» Баба Яга оказалась доброй бабулей, родной сестрой бабушки мальчика Мити. Она с удовольствием помогает Мите в путешествии по сказочной стране, знакомит его со всеми героями. Яга по-прежнему  живёт в домике на курьих ножках, но она
    аккуратно причёсанная и нарядная. Она  ни с кем не воюет. Говорит « Не бабье это дело -воевать».  Она помогает всем героям сказки победить Кощея Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой Егоровной.
    В книге Михаила Мокиенко « Как Бабы-Яги сказку спасали» автор описывает забавных старушек из современной жизни. В сказочном лесу жили три неразлучные сестрицы, три Бабы-Яги.  Рядом с их домом стояла воинская часть, где служили солдаты. Старушки  решили вернуть веру в волшебство и сказки у простых ребят. Они с помощью девушки Маши и её парня Матвея окунулись в сказочную атмосферу. И добились своего. В сказку и добро поверили все.
    У немецкого писателя  Пройслера есть целая серия историй о маленькой Бабе Яге. Это весёлые рассказы о маленькой колдунье, которой было всего 127 лет. Она жила глубоко в лесу. Её другом был ворон по имени Абрахас. Каждый день маленькая Колдунья училась по несколько часов колдовству, читая колдовскую книгу. Она всем помогала, у неё было много друзей. В конце книги она спасла всех от злых волшебниц, которые  смеялись  над её добрым сердцем, и больше на земле не было никакого зла.
    В конце своего выступления я хотела бы представить Вашему вниманию свои рисунки – «Как я вижу современную Бабу-ягу» и своё стихотворение о Бабе яге.
    Привыкли думать люди, что Бабушка Яга — плохая.
    А я  Вам доказала,
    что стала бабушка сейчас совсем другая.
    В лесу дремучем далеко от всех
    стоит на курьих ножках старая избушка.
    Живёт  в ней много лет Яга-старушка.
    А почему она живёт одна?
    А почему всегда огорчена?
    Откуда взяться у Яги добру,
    когда её все люди избегают?
    Цветов не дарят бабке поутру
    И в гости чай попить никто не приглашает.
    10
    Всё потому. что бабушку,
    – считают некрасивой,
    характер называют вредным и сварливым.
    Волосы паклей у бабки висят
    ей даже люди пугают  ребят…
    Подумала бабка,  что быть так негоже.
    И захотела стать милой, пригожей.
    Кудри седые от грязи отмыла,
    одежду в лохмотьях в печи подпалила.
    У Василисы, совет по нарядам взяла
    и в магазин за одеждой пошла.
    Теперь уж Ягусю никто не боится,
    с ней каждый ребёнок готов подружиться.
    Она может много всего рассказать
    и стала любить  всем подряд   помогать!!!
    11
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
    – Сборник  афанасьевских сказок.
    – «Толкователь русского языка» В.Даль
    – Ник Перумов  « Чёрная кровь»
    -сайт « Школа Жизни. ру» Познавательный журнал. Рубрика: Культура.Искусство.История. Статья « Откуда взялась Баба яга».
    – Статья « Мистика. Неопознанное.» Автор Елена Хламова http://www.topauthor.ru
    -Сборник  русских народных сказок
    -Э.Успенский « Вниз по волшебной реке»
    -М.Мокиенко « Как Бабы-Яги сказку спасали»
    -М.Пройслер « Приключения маленькой Бабы Яги»
    Научно-исследовательская работа
    НАЗВАНИЕ РАБОТЫ :
    « БАБА ЯГА – НЕ ПЛОХАЯ»

  7. Сочинение “Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга”
    Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее “Костяной ногой”.
    У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
    В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть других сказочных персонажей и “на косточках покататься”. Например, в сказке “Гуси-Лебеди”.
    Иногда, Яга, наоборот, помогает другим. Например, она спасает Ивана-царевича от погони в сказке про молодильные яблоки. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в сказке “Пойди туда, не знаю куда”. А потом Яга даже дарит ему волшебную лягушку, чтобы перебраться через огненную реку.
    В некоторых сказках у нее есть дочь – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Эта дочь тоже волшебница, но она красавица. А откуда взялась сама Баба-Яга – это загадка. Она любит говорить: “Фу, русским духом пахнет!”. Выходит, она сама нерусская?
    Хотя эта героиня и страшная, но без нее невозможно представить народные сказки. Поэтому она – мой любимый персонаж!

  8. Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.
    По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
    Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
    Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
    Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
    В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
    Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
    Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
    Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
    Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

  9. 7
    8
    9
    Иллюстрация к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»
    10
    11
    Баба Яга – персонаж, знакомый нам с детства. «Баба Яга» Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» В представлении большинства людей, Баба Яга вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
    12
    ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Баба Яга… Что значит это имя? Баба. Это слово относят к так называемой детской речи (имеется в виду лепет совсем маленького ребенка, учащегося говорить). Так сложилось, что за ним закрепилось значение «старуха». Потом возникла масса производных слов: бабка, бабуля, бабушка. У этих слов и у самого слова баба развилось много новых значений: «замужняя женщина» (не обязательно совсем старая), «жена», «ведьма, колдунья», «вид выпечки» (ромовая баба) и др. С первой часть этого наименования злой колдуньи- людоедки все ясно. А вот Яга объяснить трудно. Одна из наиболее достоверных догадок заключается в том, что это образование от звукоподражательного глагола со значением «душить», «давить». Другими словами, Баба Яга – колдунья, душащая, давящая людей, обычно по ночам.
    13
    ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, с ней герой сказки сражается «не на жизнь, а на смерть». При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её главными чертами, но лишь проявлениями её натуры. В. Я. Проппу Баба Яга… Кто она такая? В славянском фольклоре Баба-Яга заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
    14
    У Билибина это старая и мощная колдунья, вид у нее страшный, разъезжает она в ступе, в руках Бабы Яги – помело. Но, тем не менее, все- таки чувствуется, что колдунья может иногда подобреть, помочь другим героям, хотя и по – особому: «Вытащила Баба – Яга Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла один череп с горящими глазами и накинула на палку и подала ей, сказав: «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его».
    15
    «Василиса Прекрасная выходит из дома Бабы Яги» В руках Василисы Прекрасной череп со светящимися глазницами
    16
    Угадай слово по его лексическому значению Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что–либо. Здесь: деревянный предмет, Баба-Яга в нем летает по воздуху. Стержень с утолщенным округленным концом, употребляемый для толчения чего-либо в ступе. Палка с привязанными на конце пучками хвойных веток (или мочалом, тряпками) для обметания и прочищения труб (дымоходов, печей).
    17
    Лексическая работа Подбери слова и словосочетания, которые можно употребить вместо имени персонажа: колдунья, ведьма, чародейка, засохшая карга, зловредная старуха, злая волшебница, чудовищное существо
    18
    Баба Яга Особенности телосложения Лицо ВолосыОдежда старческая скрюченная фигура старое, обезображенное, злое, уродливое седые рваная согнутая в дугу острый подбородок нечёсаныелохмотья огромный горб длинный нос крючком немытые с заплатками глаза чёрные, безжизненные развевающиеся на ветру космы
    19
    Описываем место действия Опорные слова: ГЛУШЬ, ДЕРЕВЬЯ, КОРА, МУХОМОРЫ Глушьлесная, мрачная Деревьямёртвые, безжизненные Корапочерневшая, потрескавшаяся, покрытая зелёным мхом Мухоморыядовитые, яркие, нарядные
    20
    СОСТАВЛЯЕМ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление. (Общие сведения о художнике И.Я. Билибине и тематике его картин). 2. Внешний вид Бабы Яги. (Портрет, одежда). 3. Действо – злодейство. (Описываем место действия). 4. Заключение. Оценка картины. (Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).
    21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *