Любовь – это прекрасное чувство, которое окрыляет, которое придает жизненных сил, которое делает человека счастливым и беззаботным. Разве мог такой эгоистичный персонаж, как Печорин познать настоящую радость любви. Навряд ли! Ох, а сколько девушек он предал, скольким ранил сердце и душу. И все они, в конечном итоге, испытали только лишь страдания.
В красавице Бэле Печорин искал выход от разочарования и тоски. Девушка была страстной и нежной. Но, чувства главного героя остывают. Гордая Бэла, видя происходящие события, готова самостоятельно расстаться с Печориным, ведь такие отношения ей не нужны. Любовные отношения с черкешенкой доказали главному герою, что нет радости в женской любви.
Похожая судьба ожидает и княжну Мери. Печорин увлекается ей только лишь ради того, чтобы насолить Грушницкому. И молодая девушка отвечает ему взаимностью. Она первая решается высказать свои любовные чувства, переступая через предостережения своей родни. Печорин пугается настоящего замужества. Он не хочет прощаться со своей свободой, поэтому, и не соглашается на женитьбу. Княжна Мэри была обижена и оскорблена. Она замкнулась в своем внутреннем мире и тихо страдала.
Самыми настоящими и долгими были отношения Печорина и Веры. Они не раз расставались, но девушка оставалась верна своим чувствам и продолжала любить. Когда Печорин возвращался, она прощала его, предавая свое достоинство и гордость. Именно разрыв отношений с Верой стал трагичным и для самого Печорина. Он испытывал душевные страдания, муки, на его глазах были слезы. В тот самый момент он понял, что именно Вера была той женщиной, которая понимала его и приняла со всеми недостатками.
Именно эта сцена открывает перед нами совершенно иные чувства главного героя, что не свойственно для его холодного характера.
Встречи с ундиной были лишь временным увлечением Печорина. Она привлекла его своей экзотичностью и необычным внешним видом. Эти отношения опять-таки закончились страданиями для женщины и очередным прожитым эпизодом из жизни Печорина.
Поэтому, можно смело заявить, что Печорин совершенно не умел любить по-настоящему. Скорее всего, он даже и не пытался. Своими повадками и действиями он вызывал страдания у окружающих дам, и приносил им только лишь жизненное разочарование.
Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.
Беру!
Среди возлюбленных молодого офицера встречаются не только светские дамы. Бела – жительница Кавказа, “дикая” девчушка, не обученная манерам высшего света. Кажется, что Печорин от нее без ума, что решается на ее похищение. Но проходит всего 4 месяца их жизни вместе, и Григорию снова скучно, его душа жаждет проблеска новой страсти. Его кредо – страстно увлекаться и быстро остывать.
Молодой офицер понимает, что он развращен и испорчен. Он ищет любви, но находит только страсть. Ему требуется постоянное ощущение какого-то движения, атмосфера бури, всплески эмоций. Мысли об обыденной семейной жизни как о тихой гавани угнетают его молодой ум. Герой не готов к семейной жизни, об этом он честно говорит своим возлюбленным, чем окончательно разбивает девичьи сердца, а сам обрекает себя на одиночество.
Ему требуется провести глубокий самоанализ, чтобы понять, почему он так несчастен, несмотря на успех среди лиц женского пола. Его поверхностное отношение к жизни и в частности к отношениям ведут к череде потерь и неурядиц. Он думает только о себе, о своем благополучии и комфорте, но чувства любимых женщин его волнуют в меньшей степени, отсюда все проблемы эгоиста.
Женщины и любовь Печорина
Печорин — личность нестандартная и своеобразная. Он может казаться капризным, как дама, а через время – демонстрировать героизм во время сражения с врагом. Противоречивость его образа выражается как в облике героя, так и в его поступках. Его улыбка, словно у ребенка, лицо юное, но на нем заметны следы морщин. Когда он смеется, глаза серьезны. Он выглядит как меланхолик, разочарованный в жизни. Но так ли это на самом деле? В то время было модно надевать на себя эдакую «скучающую» маску. Возможно, так он привлекал женщин, влюблявшихся в него самозабвенно и преданно. В произведении герой встречает много девушек, которые увлекают его страстную натуру. Трудно сказать, настоящая ли это любовь или прихоть скучающего офицера. Совершенно разные женщины, разные судьбы, разное воспитание. Это и девушка-контрабандистка («Тамань»), Настя в «Фаталисте», и черкесская княжна («Бэла»), и сразу две женщины в «Княжне Мери».
Печорин быстро увлекался и быстро остывал. Предмет его любви становился забавой. И всех этих женщин он сделал несчастными, для некоторых отношения с Григорием и вовсе закончились трагически. Черкешенка Бэла погибла из-за равнодушия Печорина к ней. Увидев однажды эту девушку, Григорий, словно капризный ребенок, непременно захотел иметь у себя красивую «куклу». Кавказская княжна вначале не отвечала взаимностью, и ему было интересно заставить ее почувствовать страсть. Бэла находилась в русской крепости, очень тосковала по дому и не отвечала на ухаживания Печорина. Он дарил ей подарки, проводил вечера подле ее ног. А когда сердце Бэлы сердце оттаяло, и она полюбила его, он уже начал охладевать. Аристократка Мери Литовская тяжело заболела. Вера умерла чахотки, скорее всего, не пережив измен и периодического равнодушия Печорина. Но важно заменить, что его отношения с Верой отличались от отношений с другими девушками. Можно предположить, что любил он только ее. Образ Веры несколько неопределенный. Отсутствие чувства собственного достоинств, рабское поклонение предмету любви. Но в то же время вызывает сомнение искренность ее чувств. Вера любит Печорина, но дважды выходит замуж по расчету, что бы снова и снова изменять мужьям с Печориным. Что это? Любовь? А может, ее просто привлекает таинственность отношений и романтизм?
Печорин, неистово желает быть повелителем души любящей женщины, требуя от нее принести себя в жертву, но сам не способен на длительную, искреннюю любовь. Но одновременно с этим, герой является терзающим себя эгоистом, разбивая сердце другим, испытывает непритворную боль. Причиняя муки влюблённым в него героиням, сам мучительно страдает. Он уже готов был сделать предложение княжне Мери, потому что испытывает сострадание к ней. Когда получил от Веры последнее письмо, но не смог догнать ее, рыдает от безысходности, и в этот момент она становится для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!». Печорин искренне скорбел и терзался, когда Бэла умерла на его руках.
Во всех историях любви вырисовываются не только мужественный характер героя, но и неполноценность его жизненной позиции. Он старается скрыть и замаскировать свой страх перед реалиями жизни. Печорин не нашел счастья в любви, несмотря на его многочисленные романы.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году от брака знатной дворянки и военного из обедневшего рода. Рано потеряв мать, воспитывался у бабушки. Получив начальное образование у домашних учителей, поступил в пансион при университете, затем окончил Московский университет, два года провел в школе гвардейских офицеров.
Свой первый в русской литературе психологический роман «Герой нашего времени» написал в 1838-1840 годах. Роман включает в себя несколько повестей, в которых описываются любовные приключения Печорина (кроме «Максим Максимович»). Главный герой – Григорий Печорин – интересный молодой офицер. Лермонтов описывает характер героя, что бы раскрыть его слабые и сильные черты, заставить задуматься читателя, отрицательный или положительный герой Печорин.
Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.
В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.
В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.
В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Печорин – Мери – Грушницкий
Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.
Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.
Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.
Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.
Любовь – это прекрасное чувство, приносящее радость и счастье, но только когда она взаимна. Печорин, главный персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эгоистичен и любит он с позиций эгоиста. Его совершенно не беспокоят радости и беды человеческие. Княжна Мери, Бэла и Вера – все они решили, что Печорин их идеал, но каждая из них впоследствии разочаровалась.
Повстречав прекрасную черкешенку Бэлу, Печорин решил, что она сможет спасти его от сплина и разочарования. Но любовь Печорину очень скоро приелась. Любовь дикарки для него не намного лучше любви знатной барышни. Первая была не образована и простосердечна, что быстро ему приелось, вторая со своим кокетством также быстро надоела эгоистичному Печорину. Гордая восточная красавица прекрасно это понимала, с негодованием осознавала своё положение и погибла в итоге из-за равнодушия главного героя.
Княжна Мери – очередная жертва Печорина, который не в состоянии определиться, чего ему нужно от жизни. Она первая призналась ему в любви, что в те времена было из ряда вон выходящим поступком. Однако в решительную минуту мы наблюдаем, как Печорин идёт на попятную. Он твердит, что «тихая пристань» ему не нужна. Оскорблённая в собственных чувствах к Печорину Мери замыкается и страдает.
Женщина, посвятившая Печорину всю свою жизнь – Вера. Его любовь принесла ей одни страдания. Неоднократно они расставались и сходились снова. И лишь после смерти Веры Печорин понимает, чего он лишился.
Все женщины в жизни Печорина по-настоящему любят его и ведут себя достойно, когда их любовь отвергают. Сам же Печорин просто не способен на глубокие чувства, он так и не получил от жизни того, чего хотел. Возможно, если бы этот человек умел любить, он был бы счастлив…
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.
Григорий Александрович Печорин – главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». Остальные же герои этого произведения, лишь окружают его, находятся на втором плане, помогая лучшему раскрытию личности, показывая с помощью взаимодействия как светлые, так и темные стороны характера Печорина. Но это совсем не означает, что эти личности совершенно статичны, так как они растут и меняются от повести к повести, оживая на страницах романа.
Печорин – образованный, светский дворянин, знавший свет и уже уставший от него. По его же словам, он «к дружбе неспособен». Он не верит в ее искренность, друзья не остаются у него в сердце надолго. Но это отнюдь не препятствует тому, чтобы другие люди сами стремились к нему на встречу.
В первой повести мы знакомимся с Максимом Максимычем, знавшим Печорина в крепости на Кавказе. Он говорит о нем с теплотой, хоть и не может не заметить его некоторой странности в обращении. При новой встрече несмотря на явное расположение к нему Максима Максимыча Печорин не проявляет взаимности в ответ. Он холоден, а на Максима Максимыча это действует отрезвляюще. Он видит, что для Печорина он не представляет интереса, он гость из прошлого, которого не хочет вспоминать Печорин. Максим Максимыч оказался для него, возможно, старым знакомым, но отнюдь не другом.
Ещё один заметный персонаж в жизни Печорина – Грушницкий. С первых строк о нем говорится, что они «встретились старыми приятелями». Но за этой маской расположения, скрыто совсем другое. Печорин не принимает Грушницкого всерьез, подсмеивается над ним. Он видит его искусственность насквозь. «Я его понял, и он за это меня не любит». Развязкой этих отношений становится дуэль, на которой и погибает Грушницкий. Это не оставляет Печорина равнодушным, хотя он и не испытывает дружеских чувств по отношению к Грушницкому. Для него он был лишь минутным развлечением.
С молодым доктором Вернером у Печорина могла бы сложиться дружба. Они во многом похожи. Их обоих отличает аналитический ум, развитый интеллект, сильная воля. Но они оба неспособны к дружбе. Дружба основана на доверии, открытости и естественности в отношениях, чего сам Печорин не находит в себе. Он говорит, что «из двух друзей всегда один раб другого»
Значит ли все это, что Печорин неспособен к дружбе? В минуты душевного напряжения, как, например, после дуэли с Грушницким ему хочется дружеского участия, разговора с кем-нибудь. Но он множество раз разочаровывался в жизни, людях в ней, он уже не способен по настоящему привязаться к кому-либо. Он становится равнодушным к своей жизни и к людям.
Это отношение проявляется но протяжении всего романа не только в дружбе, но и в любви. Часто в своем эгоизме Печорин забывает об интересах других, сначала привязывая людей к себе, а потом утрачивая к ним интерес. Ни одна из его «влюбленностей» не закончилась счастливым концом, нигде он не нашел настоящего душевного единения и родства душ.
Бела для Печорина должна была стать чем-то новым, тем, что разгонит его скуку, принесет исцеление от тоски. Ему было интересно наблюдать за развитием событий, интересно добиваться ее, заставить доверять. Но когда он наконец достиг желанного, он снова разочаровался. «Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Это достигает предела, когда после смерти Белы, он даже не горюет и старается просто забыть это как какое-то досадное происшествие. В этом проявляется ощутимое малодушие.
Так же как и Бела, княжна Мери оказалась «жертвой» чар Печорина. Он сумел заинтересовать ее. Она приняла его равнодушие за загадочность, его язвительность за острый ум. Он надевал перед ней маску, стараясь только заставить ревновать Грушницкого и чаще видеться с Верой. Но, в конце концов, Мери удивила самого Печорина. Там, где он ожидал увидеть светскую кокетку, он нашел благородную и чуткую душу, достойную внимания. При их финальном объяснении он говорит ей, что лишь «смеялся» над ней. Хотя это и не совсем правда. Он решил оборвать все ее надежды сразу, чтобы потом не было ещё хуже. Это одно из немногих событий, в которых проявляется его жестокое, но благородство. В конце концов он оказался неспособен отдать свою свободу и добровольно оставил Мери.
Глубже было его чувство к Вере, замужней женщине. Эта привязанность была для него самой долгой. Он каждый раз возвращался к ней. Она была единственной, кто, зная его недостатки, все же любил его. Она была готова принять порицание света, пренебречь замужеством. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И даже несмотря на это она продолжала сама искать встречи с ним. Она понимала Печорина как никто другой и принимала его. Когда же он понимает, что разлука неизбежна, что он больше никогда ее не увидит, его одолевают настоящие слезы. В этом эпизоде выявляется все его подавляемое одиночество, безысходность, которую раньше он всегда скрывал под маской холодности и отчужденности.
Ни любовь, ни дружба в конечном счете не принести никому из героев счастья. Воспитание, уже сложившийся характер Печорина каждый раз препятствовал созданию близких и доверительных отношений. Ему с его замкнутостью было сложно, почти невозможно открыться кому-либо. Он закостенел в своей скрытности и хладнокровии. Ему легко увлечься, но трудно сохранить это быстро улетучивающееся чувство. Но когда наконец это случалось, судьба, в которую он потом стал верить, была не на его стороне. Он не умел по настоящему любить, и в конечном итоге он смог лишь заставить страдать тех, кто был ему предан. Добавил: DeinmaarDur
Беру!
Печорин – в полном смысле этого слова дитя своей эпохи, часть поколения, разочаровавшегося в жизни, неспособного на действие, потерявшегося в горнилах российской истории.
Печорин – «дитя» своего времени
Его поколение канет в неизвестность, не оставив за собой ничего значимого. Причина этой трагедии заключается в полном равнодушии к проблеме добра и зла, неумение любить, душевная пустота. Неспособность к подлинным чувствам – трагедия и вина Григория.
Он воспринимает любовь как необъяснимую потребность, но герой не желает впускать это чувство в свою душу. Григорий Александрович привык получать все, что хочет, не понимая, что когда-нибудь наступит расплата за все содеянное. За свою неприкаянность он платит полным одиночеством, пустотой в сердце, причиняя боль или неся гибель тем, кого смог хоть немного полюбить.
Печорин и Бэла
Григорий заметил красавицу на черкесской свадебной церемонии, она сразу пришлась ему по душе. Печорин привык получать то, что ему нужно. Он фактически даже не выкрал черкешенку, а сменял на лошадь. Максим Максимыч пробовал упрекнуть его, но главный герой отмахнулся от всяких упреков. Но была ли его любовь настоящей? Когда он добивался ответных чувств, говорил девушке, что готов умереть, если она не полюбит его.
Максим Максимыч полагал, что под маской шутливых угроз скрывалась настоящая готовность отказать от собственной жизни. Но осознавал ли Григорий Александрович, что его чувства не продлятся долго? В конце этой романтической истории он пришел к выводу, что вновь ошибся, а любовь дикарки не отличается от аналогичных чувств аристократки. За его ошибку Бэла вынуждена была расплатиться жизнью.
Взимоотношения Княжны Мэри и Печорина
После первой встречи с княжной Печорин радовался, что судьба преподнесла ему возможность не скучать на водах. И действительно получилось, что никому скучать не пришлось: ни Григорию Александровичу, ни княжне, которой вряд ли удалось забыть о пережитых событиях. Печорин начал ухаживать за девушкой, чтобы насолить Грушницкому, но неожиданно увлекается ею.
Главный герой понимает, что во время объяснения с ней, был готов встать на колени, но сознательно отталкивает ее, признаваясь, что посмеялся над ней. Грушницкий сравнивает его слова о красивой девушке с характеристикой английских лошадей.
Разумеется, для Печорина такие слова – шутка в дружеском общении, он нарочно так цинично говорит о княжне, на которую обратил внимание его хороший знакомый. Но его слова о презрении к женщинам заслуживают пристального внимания. В них прослеживается искреннее презрение к женщинам, которое сокрыто глубоко внутри лермонтовского персонажа.
Вера – единственная любовь Печорина
Несмотря на его мнение о противоположном поле, герой все же встречает ту, кто вызывает в нем настоящие чувства. Григорий причиняет ей боль, его цинизм в отношениях с ней никуда не исчезает.
Кажется, Печорин сам испытывает иссушающую ревность. Когда Вера покидает его, вероятно, навсегда, герой признается себе, что она стала для него самым дорогим человеком на всем свете.
Печорин загнал коня, пытаясь догнать ее, долго лежал недвижимо, не сдерживая рыданий и не скрывая слез. Но даже боль от утраты любимой не смогла его излечить его искалеченную душу. Его гордыня осталась прежней. Даже в минуты трагических переживаний, он оценивал себя словно со стороны, полагая, что посторонние презирали бы его за слабость. Остается открытым вопрос, надолго ли сохранились бы чувства Григория Александровича, если бы Вера остался в городе?
Он прекрасно осознает, что не умеет любить по-настоящему, не может сделать счастливой ни одну женщину, что «любил для себя». Лермонтовский персонаж словно поглощает чувства других, наслаждается их болью, воспринимает их драмы как развлечение. Он воспринимает любовь как лекарство от тоски, как способ самоутвердиться.
Григорий Печорин не желает, да и не способен любить, открывать свое сердце, не подвергая свои чувства суровому самоанализу, не может отдавать себя без остатка другому человеку. Это одна из главных причин его внутренней трагедии и глубокого одиночества.
Любовь – это прекрасное чувство, которое окрыляет, которое придает жизненных сил, которое делает человека счастливым и беззаботным. Разве мог такой эгоистичный персонаж, как Печорин познать настоящую радость любви. Навряд ли! Ох, а сколько девушек он предал, скольким ранил сердце и душу. И все они, в конечном итоге, испытали только лишь страдания.
В красавице Бэле Печорин искал выход от разочарования и тоски. Девушка была страстной и нежной. Но, чувства главного героя остывают. Гордая Бэла, видя происходящие события, готова самостоятельно расстаться с Печориным, ведь такие отношения ей не нужны. Любовные отношения с черкешенкой доказали главному герою, что нет радости в женской любви.
Похожая судьба ожидает и княжну Мери. Печорин увлекается ей только лишь ради того, чтобы насолить Грушницкому. И молодая девушка отвечает ему взаимностью. Она первая решается высказать свои любовные чувства, переступая через предостережения своей родни. Печорин пугается настоящего замужества. Он не хочет прощаться со своей свободой, поэтому, и не соглашается на женитьбу. Княжна Мэри была обижена и оскорблена. Она замкнулась в своем внутреннем мире и тихо страдала.
Самыми настоящими и долгими были отношения Печорина и Веры. Они не раз расставались, но девушка оставалась верна своим чувствам и продолжала любить. Когда Печорин возвращался, она прощала его, предавая свое достоинство и гордость. Именно разрыв отношений с Верой стал трагичным и для самого Печорина. Он испытывал душевные страдания, муки, на его глазах были слезы. В тот самый момент он понял, что именно Вера была той женщиной, которая понимала его и приняла со всеми недостатками.
Именно эта сцена открывает перед нами совершенно иные чувства главного героя, что не свойственно для его холодного характера.
Встречи с ундиной были лишь временным увлечением Печорина. Она привлекла его своей экзотичностью и необычным внешним видом. Эти отношения опять-таки закончились страданиями для женщины и очередным прожитым эпизодом из жизни Печорина.
Поэтому, можно смело заявить, что Печорин совершенно не умел любить по-настоящему. Скорее всего, он даже и не пытался. Своими повадками и действиями он вызывал страдания у окружающих дам, и приносил им только лишь жизненное разочарование.
Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.
Беру!
Среди возлюбленных молодого офицера встречаются не только светские дамы. Бела – жительница Кавказа, “дикая” девчушка, не обученная манерам высшего света. Кажется, что Печорин от нее без ума, что решается на ее похищение. Но проходит всего 4 месяца их жизни вместе, и Григорию снова скучно, его душа жаждет проблеска новой страсти. Его кредо – страстно увлекаться и быстро остывать.
Молодой офицер понимает, что он развращен и испорчен. Он ищет любви, но находит только страсть. Ему требуется постоянное ощущение какого-то движения, атмосфера бури, всплески эмоций. Мысли об обыденной семейной жизни как о тихой гавани угнетают его молодой ум. Герой не готов к семейной жизни, об этом он честно говорит своим возлюбленным, чем окончательно разбивает девичьи сердца, а сам обрекает себя на одиночество.
Ему требуется провести глубокий самоанализ, чтобы понять, почему он так несчастен, несмотря на успех среди лиц женского пола. Его поверхностное отношение к жизни и в частности к отношениям ведут к череде потерь и неурядиц. Он думает только о себе, о своем благополучии и комфорте, но чувства любимых женщин его волнуют в меньшей степени, отсюда все проблемы эгоиста.
Женщины и любовь Печорина
Печорин — личность нестандартная и своеобразная. Он может казаться капризным, как дама, а через время – демонстрировать героизм во время сражения с врагом. Противоречивость его образа выражается как в облике героя, так и в его поступках. Его улыбка, словно у ребенка, лицо юное, но на нем заметны следы морщин. Когда он смеется, глаза серьезны. Он выглядит как меланхолик, разочарованный в жизни. Но так ли это на самом деле? В то время было модно надевать на себя эдакую «скучающую» маску. Возможно, так он привлекал женщин, влюблявшихся в него самозабвенно и преданно. В произведении герой встречает много девушек, которые увлекают его страстную натуру. Трудно сказать, настоящая ли это любовь или прихоть скучающего офицера. Совершенно разные женщины, разные судьбы, разное воспитание. Это и девушка-контрабандистка («Тамань»), Настя в «Фаталисте», и черкесская княжна («Бэла»), и сразу две женщины в «Княжне Мери».
Печорин быстро увлекался и быстро остывал. Предмет его любви становился забавой. И всех этих женщин он сделал несчастными, для некоторых отношения с Григорием и вовсе закончились трагически. Черкешенка Бэла погибла из-за равнодушия Печорина к ней. Увидев однажды эту девушку, Григорий, словно капризный ребенок, непременно захотел иметь у себя красивую «куклу». Кавказская княжна вначале не отвечала взаимностью, и ему было интересно заставить ее почувствовать страсть. Бэла находилась в русской крепости, очень тосковала по дому и не отвечала на ухаживания Печорина. Он дарил ей подарки, проводил вечера подле ее ног. А когда сердце Бэлы сердце оттаяло, и она полюбила его, он уже начал охладевать. Аристократка Мери Литовская тяжело заболела. Вера умерла чахотки, скорее всего, не пережив измен и периодического равнодушия Печорина. Но важно заменить, что его отношения с Верой отличались от отношений с другими девушками. Можно предположить, что любил он только ее. Образ Веры несколько неопределенный. Отсутствие чувства собственного достоинств, рабское поклонение предмету любви. Но в то же время вызывает сомнение искренность ее чувств. Вера любит Печорина, но дважды выходит замуж по расчету, что бы снова и снова изменять мужьям с Печориным. Что это? Любовь? А может, ее просто привлекает таинственность отношений и романтизм?
Печорин, неистово желает быть повелителем души любящей женщины, требуя от нее принести себя в жертву, но сам не способен на длительную, искреннюю любовь. Но одновременно с этим, герой является терзающим себя эгоистом, разбивая сердце другим, испытывает непритворную боль. Причиняя муки влюблённым в него героиням, сам мучительно страдает. Он уже готов был сделать предложение княжне Мери, потому что испытывает сострадание к ней. Когда получил от Веры последнее письмо, но не смог догнать ее, рыдает от безысходности, и в этот момент она становится для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!». Печорин искренне скорбел и терзался, когда Бэла умерла на его руках.
Во всех историях любви вырисовываются не только мужественный характер героя, но и неполноценность его жизненной позиции. Он старается скрыть и замаскировать свой страх перед реалиями жизни. Печорин не нашел счастья в любви, несмотря на его многочисленные романы.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году от брака знатной дворянки и военного из обедневшего рода. Рано потеряв мать, воспитывался у бабушки. Получив начальное образование у домашних учителей, поступил в пансион при университете, затем окончил Московский университет, два года провел в школе гвардейских офицеров.
Свой первый в русской литературе психологический роман «Герой нашего времени» написал в 1838-1840 годах. Роман включает в себя несколько повестей, в которых описываются любовные приключения Печорина (кроме «Максим Максимович»). Главный герой – Григорий Печорин – интересный молодой офицер. Лермонтов описывает характер героя, что бы раскрыть его слабые и сильные черты, заставить задуматься читателя, отрицательный или положительный герой Печорин.
Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.
В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.
В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.
В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Печорин – Мери – Грушницкий
Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.
Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.
Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.
Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.
Любовь – это прекрасное чувство, приносящее радость и счастье, но только когда она взаимна. Печорин, главный персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эгоистичен и любит он с позиций эгоиста. Его совершенно не беспокоят радости и беды человеческие. Княжна Мери, Бэла и Вера – все они решили, что Печорин их идеал, но каждая из них впоследствии разочаровалась.
Повстречав прекрасную черкешенку Бэлу, Печорин решил, что она сможет спасти его от сплина и разочарования. Но любовь Печорину очень скоро приелась. Любовь дикарки для него не намного лучше любви знатной барышни. Первая была не образована и простосердечна, что быстро ему приелось, вторая со своим кокетством также быстро надоела эгоистичному Печорину. Гордая восточная красавица прекрасно это понимала, с негодованием осознавала своё положение и погибла в итоге из-за равнодушия главного героя.
Княжна Мери – очередная жертва Печорина, который не в состоянии определиться, чего ему нужно от жизни. Она первая призналась ему в любви, что в те времена было из ряда вон выходящим поступком. Однако в решительную минуту мы наблюдаем, как Печорин идёт на попятную. Он твердит, что «тихая пристань» ему не нужна. Оскорблённая в собственных чувствах к Печорину Мери замыкается и страдает.
Женщина, посвятившая Печорину всю свою жизнь – Вера. Его любовь принесла ей одни страдания. Неоднократно они расставались и сходились снова. И лишь после смерти Веры Печорин понимает, чего он лишился.
Все женщины в жизни Печорина по-настоящему любят его и ведут себя достойно, когда их любовь отвергают. Сам же Печорин просто не способен на глубокие чувства, он так и не получил от жизни того, чего хотел. Возможно, если бы этот человек умел любить, он был бы счастлив…
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.
Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.
Григорий Александрович Печорин – главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». Остальные же герои этого произведения, лишь окружают его, находятся на втором плане, помогая лучшему раскрытию личности, показывая с помощью взаимодействия как светлые, так и темные стороны характера Печорина. Но это совсем не означает, что эти личности совершенно статичны, так как они растут и меняются от повести к повести, оживая на страницах романа.
Печорин – образованный, светский дворянин, знавший свет и уже уставший от него. По его же словам, он «к дружбе неспособен». Он не верит в ее искренность, друзья не остаются у него в сердце надолго. Но это отнюдь не препятствует тому, чтобы другие люди сами стремились к нему на встречу.
В первой повести мы знакомимся с Максимом Максимычем, знавшим Печорина в крепости на Кавказе. Он говорит о нем с теплотой, хоть и не может не заметить его некоторой странности в обращении. При новой встрече несмотря на явное расположение к нему Максима Максимыча Печорин не проявляет взаимности в ответ. Он холоден, а на Максима Максимыча это действует отрезвляюще. Он видит, что для Печорина он не представляет интереса, он гость из прошлого, которого не хочет вспоминать Печорин. Максим Максимыч оказался для него, возможно, старым знакомым, но отнюдь не другом.
Ещё один заметный персонаж в жизни Печорина – Грушницкий. С первых строк о нем говорится, что они «встретились старыми приятелями». Но за этой маской расположения, скрыто совсем другое. Печорин не принимает Грушницкого всерьез, подсмеивается над ним. Он видит его искусственность насквозь. «Я его понял, и он за это меня не любит». Развязкой этих отношений становится дуэль, на которой и погибает Грушницкий. Это не оставляет Печорина равнодушным, хотя он и не испытывает дружеских чувств по отношению к Грушницкому. Для него он был лишь минутным развлечением.
С молодым доктором Вернером у Печорина могла бы сложиться дружба. Они во многом похожи. Их обоих отличает аналитический ум, развитый интеллект, сильная воля. Но они оба неспособны к дружбе. Дружба основана на доверии, открытости и естественности в отношениях, чего сам Печорин не находит в себе. Он говорит, что «из двух друзей всегда один раб другого»
Значит ли все это, что Печорин неспособен к дружбе? В минуты душевного напряжения, как, например, после дуэли с Грушницким ему хочется дружеского участия, разговора с кем-нибудь. Но он множество раз разочаровывался в жизни, людях в ней, он уже не способен по настоящему привязаться к кому-либо. Он становится равнодушным к своей жизни и к людям.
Это отношение проявляется но протяжении всего романа не только в дружбе, но и в любви. Часто в своем эгоизме Печорин забывает об интересах других, сначала привязывая людей к себе, а потом утрачивая к ним интерес. Ни одна из его «влюбленностей» не закончилась счастливым концом, нигде он не нашел настоящего душевного единения и родства душ.
Бела для Печорина должна была стать чем-то новым, тем, что разгонит его скуку, принесет исцеление от тоски. Ему было интересно наблюдать за развитием событий, интересно добиваться ее, заставить доверять. Но когда он наконец достиг желанного, он снова разочаровался. «Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Это достигает предела, когда после смерти Белы, он даже не горюет и старается просто забыть это как какое-то досадное происшествие. В этом проявляется ощутимое малодушие.
Так же как и Бела, княжна Мери оказалась «жертвой» чар Печорина. Он сумел заинтересовать ее. Она приняла его равнодушие за загадочность, его язвительность за острый ум. Он надевал перед ней маску, стараясь только заставить ревновать Грушницкого и чаще видеться с Верой. Но, в конце концов, Мери удивила самого Печорина. Там, где он ожидал увидеть светскую кокетку, он нашел благородную и чуткую душу, достойную внимания. При их финальном объяснении он говорит ей, что лишь «смеялся» над ней. Хотя это и не совсем правда. Он решил оборвать все ее надежды сразу, чтобы потом не было ещё хуже. Это одно из немногих событий, в которых проявляется его жестокое, но благородство. В конце концов он оказался неспособен отдать свою свободу и добровольно оставил Мери.
Глубже было его чувство к Вере, замужней женщине. Эта привязанность была для него самой долгой. Он каждый раз возвращался к ней. Она была единственной, кто, зная его недостатки, все же любил его. Она была готова принять порицание света, пренебречь замужеством. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И даже несмотря на это она продолжала сама искать встречи с ним. Она понимала Печорина как никто другой и принимала его. Когда же он понимает, что разлука неизбежна, что он больше никогда ее не увидит, его одолевают настоящие слезы. В этом эпизоде выявляется все его подавляемое одиночество, безысходность, которую раньше он всегда скрывал под маской холодности и отчужденности.
Ни любовь, ни дружба в конечном счете не принести никому из героев счастья. Воспитание, уже сложившийся характер Печорина каждый раз препятствовал созданию близких и доверительных отношений. Ему с его замкнутостью было сложно, почти невозможно открыться кому-либо. Он закостенел в своей скрытности и хладнокровии. Ему легко увлечься, но трудно сохранить это быстро улетучивающееся чувство. Но когда наконец это случалось, судьба, в которую он потом стал верить, была не на его стороне. Он не умел по настоящему любить, и в конечном итоге он смог лишь заставить страдать тех, кто был ему предан.
Добавил: DeinmaarDur
Беру!
Печорин – в полном смысле этого слова дитя своей эпохи, часть поколения, разочаровавшегося в жизни, неспособного на действие, потерявшегося в горнилах российской истории.
Печорин – «дитя» своего времени
Его поколение канет в неизвестность, не оставив за собой ничего значимого. Причина этой трагедии заключается в полном равнодушии к проблеме добра и зла, неумение любить, душевная пустота. Неспособность к подлинным чувствам – трагедия и вина Григория.
Он воспринимает любовь как необъяснимую потребность, но герой не желает впускать это чувство в свою душу. Григорий Александрович привык получать все, что хочет, не понимая, что когда-нибудь наступит расплата за все содеянное. За свою неприкаянность он платит полным одиночеством, пустотой в сердце, причиняя боль или неся гибель тем, кого смог хоть немного полюбить.
Печорин и Бэла
Григорий заметил красавицу на черкесской свадебной церемонии, она сразу пришлась ему по душе. Печорин привык получать то, что ему нужно. Он фактически даже не выкрал черкешенку, а сменял на лошадь. Максим Максимыч пробовал упрекнуть его, но главный герой отмахнулся от всяких упреков. Но была ли его любовь настоящей? Когда он добивался ответных чувств, говорил девушке, что готов умереть, если она не полюбит его.
Максим Максимыч полагал, что под маской шутливых угроз скрывалась настоящая готовность отказать от собственной жизни. Но осознавал ли Григорий Александрович, что его чувства не продлятся долго? В конце этой романтической истории он пришел к выводу, что вновь ошибся, а любовь дикарки не отличается от аналогичных чувств аристократки. За его ошибку Бэла вынуждена была расплатиться жизнью.
Взимоотношения Княжны Мэри и Печорина
После первой встречи с княжной Печорин радовался, что судьба преподнесла ему возможность не скучать на водах. И действительно получилось, что никому скучать не пришлось: ни Григорию Александровичу, ни княжне, которой вряд ли удалось забыть о пережитых событиях. Печорин начал ухаживать за девушкой, чтобы насолить Грушницкому, но неожиданно увлекается ею.
Главный герой понимает, что во время объяснения с ней, был готов встать на колени, но сознательно отталкивает ее, признаваясь, что посмеялся над ней. Грушницкий сравнивает его слова о красивой девушке с характеристикой английских лошадей.
Разумеется, для Печорина такие слова – шутка в дружеском общении, он нарочно так цинично говорит о княжне, на которую обратил внимание его хороший знакомый. Но его слова о презрении к женщинам заслуживают пристального внимания. В них прослеживается искреннее презрение к женщинам, которое сокрыто глубоко внутри лермонтовского персонажа.
Вера – единственная любовь Печорина
Несмотря на его мнение о противоположном поле, герой все же встречает ту, кто вызывает в нем настоящие чувства. Григорий причиняет ей боль, его цинизм в отношениях с ней никуда не исчезает.
Кажется, Печорин сам испытывает иссушающую ревность. Когда Вера покидает его, вероятно, навсегда, герой признается себе, что она стала для него самым дорогим человеком на всем свете.
Печорин загнал коня, пытаясь догнать ее, долго лежал недвижимо, не сдерживая рыданий и не скрывая слез. Но даже боль от утраты любимой не смогла его излечить его искалеченную душу. Его гордыня осталась прежней. Даже в минуты трагических переживаний, он оценивал себя словно со стороны, полагая, что посторонние презирали бы его за слабость. Остается открытым вопрос, надолго ли сохранились бы чувства Григория Александровича, если бы Вера остался в городе?
Он прекрасно осознает, что не умеет любить по-настоящему, не может сделать счастливой ни одну женщину, что «любил для себя». Лермонтовский персонаж словно поглощает чувства других, наслаждается их болью, воспринимает их драмы как развлечение. Он воспринимает любовь как лекарство от тоски, как способ самоутвердиться.
Григорий Печорин не желает, да и не способен любить, открывать свое сердце, не подвергая свои чувства суровому самоанализу, не может отдавать себя без остатка другому человеку. Это одна из главных причин его внутренней трагедии и глубокого одиночества.