Сочинение на тему у войны не женское лицо по повести а зори здесь тихие

18 вариантов

  1. Война — это смерть, потери, боль, страх — все так несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины. Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие» показывает трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за свою поруганную жизнь; молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь,’ идут защищать ее наравне с солдатами-мужчинами. Устами своего героя писатель образно и наглядно скажет о войне, что она нужна человеку, «как зайцу курево», а женщинам тем более, им здесь вдвойне тяжелее, невыносимо, противоестественно их человеческому началу. Но суровое время диктовало свои законы. У каждой героини свой путь на фронт. Пятеро во главе со старшиной Васковым идут остановить диверсантов и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение. Его герои не знают, что им готовит судьба, они молоды, полны отваги й решимости остановить врага, и они его остановили, но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом. Старшина Васков, возглавивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Нет оправдания за погибших девчонок. Но Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций. У них «свой счет к войне имеется». Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя. Писатель подробно, порой излишне натуралистично, описывает картину боя и гибели Риты и Женьки. Они погибли, но и хорошо обученные и вооруженные фашисты не прошли на задание, не выполнили его, потому что «пять девочек, всего пять»,— как в отчаянии выкрикивал Васков, встали на их пути. Повесть производит неизгладимое впечатление. Ее прочитываешь на едином дыхании, ощущая себя чуть ли не участником событий — так ярко и образно сумел писатель рассказать о волнующей его теме, поведать о суровом времени, а в конечном итоге предостеречь, чтобы оно не повторилось.

  2. Наверное, каждый человек знает о том, что была война. И все эти события описал Васильев в своем произведении «А зори здесь тихие». Во время войны был и голод, и разруха, и разрушения и постоянные бомбежки. И среди всего этого оказываются женщины, которые совсем созданы для других целей. Они сражались также как и мужчины, беря в руки автоматы.
    Главными героинями стали пять обычных девушек, которые бы выбрали совсем другую жизнь. Они молоденькие, красивые и у них имеется желание жить и строить свою жизнь, так как они давно мечтали и хотели. Но им другая жизнь совсем не нужна и именно здесь им было суждено погибнуть от рук врагов. Пока эти самые враги ходят по нашей земле наши героини не смогут жить спокойно и исполнять свои мечты и желания. И этим они не дают фашистам перейти на нашу территорию. Перед ними стоит просто невыполнимая задача: они должны обнаружить врага, а потом не дать им перейти на нашу территорию. И девушки с этой задачей справляются просто превосходно, но ценой своей жизни. Девушки умерли, а вокруг них царит тишина и покой. Именно это и подчеркивает его цитату «У войны – не женское лицо». И это значит, что женщина и война понятия, совершенно разные и совмещать их никак нельзя.
    Ни в коем случае не нужно допускать того чтобы на войне гибли женщины, ведь они созданы совершенно для других целей. Кроме этого автор старается показать и доказать, что женщина не должна становиться солдатом. Вот только спокойная и мирная жизнь меняется и наступает война, где все люди ставятся на одну линию и вместе все идут сражаться и защищать свою родину.
    После победы наших солдат над немцами прошло больше семидесяти лет. И как же тяжело и трудно им досталась эта победа. Каждый солдат шел к этой победе, ни смотря, ни на что и ничего не просил взамен. Они сражались и защищали свою родину, на их глазах происходил тот самый ужас, который невозможно передать словами и невозможно описать. И этим они помогли огромному количеству людей жить дальше. Они шли к этой победе тяжело и трудно, и порой до конца не успев залечить свои раны, они продолжали идти к победе и ничего не боялись. И для того чтобы победить они сплотились и действовали сообща. Подвиг, который они совершили навсегда останется в их сердцах и в веках.

  3. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» издана в 1969 г. Реальные события, произошедшие во время войны, вошли в основу произведения.
    Старшина Васков с небольшой группой молодых девочек – зенитчиц направлен на далекий лесной кордон. Поставленное задание – остановить и уничтожить спец. группу немецких диверсантов.
    В повести показана простая и вместе с тем необыкновенная красота русской природы. Даже на ее спокойном фоне девушки выглядят пронзительно хрупкими, нежными и необычайно светлыми. Совершенно разные по характеру, но с одинаковым чувством долга. Сколько нужно сил и характера, что бы одеть солдатскую форму и взять в руки автомат. Осознанно идти против специально обученных убивать, подготовленных, крепких и взрослых мужчин. Откуда в этих слабых и неопытных созданиях столько отваги и решимости, твердости духа. Автор показывает, что русскую женщину ничто не остановит, если в опасности ее дом, родные, близкие.
    Боль и страдания чувствуются в воздухе. Переплетение воспоминаний и реальности держит читателя в таком напряжении, что кажется дышать страшно. Васильев ненавязчиво и постепенно рассказывает о судьбе каждой из девушек. Все они такие родные и трогательные. Но страшная реальность свела их вместе, в одном отряде. До последнего они не теряют мужества, человечными они остаются до последней минуты. Никто уже не думает о себе.
    Приходит осознание того, что хрупкость это не слабость. Хочется, чтоб они остались живы, но война и смерть – имеют одно лицо.
    Все они погибли… Остановив намного превосходящего по силам противника. Что помогло им достойно справиться? Кто воспитал в них такую силу? Откуда в них такая любовь к своей стране, откуда такая ответственность за всех.
    У русского человека заложено в характере, в сердце – беречь Родину.
    У войны не женское лицо – война это смерть, боль, страдания. Утраты невосполнимы.
    Женщина это мир, счастье, дети, любовь.
    Нельзя допускать повторения трагедии, нельзя допускать, что бы смерть всех погибших была напрасной.
    Они погибли за нас, за нашу жизнь.
    Мы должны всегда помнить!

  4. У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие

    У войны не женское лицо 8230 по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие 8230
    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, ценой своих жизней останавливая передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны — не женское лицо», то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.
    Больше шестидесяти лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла. Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
    Идут годы… Создаются все новые и новые произведения о тех тяжелых для страны годах. Читая книги о войне, мы оказываемся там, потому что в свой час в том пространстве войны были наши деды, прадеды или отцы и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и не чья-нибудь, а их память отзывается в нас, если не отучились чувствовать глубоко и сильно. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех почти девочках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. И в своем сочинении я хочу рассказать о повести Васильева.
    Повесть «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы.
    Пятеро девушек — совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить — уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов. Непомерно высока цена за одержанную ими победу.
    Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряв осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.
    Галя Четвертак — тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом…
    Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая «нараспев, точно молитву» стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?
    А Рита Осянина, единственная из всех девчонок отряда познавшая счастье замужней женщины и матери, но оставшаяся на второй день войны вдовой, а Женя Комелькова, у которой тоже к войне «личный счет имеется»? Они были полны отваги и решимости отомстить врагам за свои искалеченные жизни, за трагедию своего народа, за беды и горести, выпавшие на долю их любимой Родины. И девушки стояли до конца, хотя для этого и пришлось ослушаться приказа старшины, потому что нельзя было отступать, сдаваться, поворачиваться спиной…
    Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. «А зори здесь тихие…» — значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

  5. Не все солдаты встретят день победный,
    Не всем прийти на праздничный парад.
    Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
    Не умирает мужество солдат.
    Б. Серман
    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести “А зори здесь тихие…” нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, ценой своих жизней останавливая передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что “у войны — не женское лицо”, то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.
    Больше шестидесяти лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла. Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
    Идут годы… Создаются все новые и новые произведения о тех тяжелых для страны годах. Читая книги о войне, мы оказываемся там, потому что в свой час в том пространстве войны были наши деды, прадеды или отцы и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и не чья-нибудь, а их память отзывается в нас, если не отучились чувствовать глубоко и сильно. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех почти девочках из повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие…”, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. И в своем сочинении я хочу рассказать о повести Васильева.
    Повесть “А зори здесь тихие…” рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы.
    Пятеро девушек — совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить — уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов. Непомерно высока цена за одержанную ими победу.
    Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряв осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.
    Галя Четвертак — тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом…
    Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая “нараспев, точно молитву” стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?
    А Рита Осянина, единственная из всех девчонок отряда познавшая счастье замужней женщины и матери, но оставшаяся на второй день войны вдовой, а Женя Комелькова, у которой тоже к войне “личный счет имеется”? Они были полны отваги и решимости отомстить врагам за свои искалеченные жизни, за трагедию своего народа, за беды и горести, выпавшие на долю их любимой Родины. И девушки стояли до конца, хотя для этого и пришлось ослушаться приказа старшины, потому что нельзя было отступать, сдаваться, поворачиваться спиной…
    Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. “А зори здесь тихие…” — значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

  6. ” Не забыли. Не забудем. Помним.
    Того вовеки не затмить годам…”
    Б. Серман
    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война – это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других – сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом её прелесть. Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей – вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны – не женское лицо», то есть женщины и война – понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.
    Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Камельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась воина. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу. Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.
    Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь; сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комелькову. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
    Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.
    Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война – явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны – не женское лицо».

  7. Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие» раскрывает перед читателем шесть судеб совершенно разных людей. Пятерых девушек и их старшины. Эти люди оказались вместе по воле обстоятельств, возможно, в мирной жизни они не смогли бы быть даже друзьями, настолько различны характеры девушек. У всех у них свои причины, почему они оказались на войне. Рита Осянина — молчаливая, серьезная девушка, потерявшая мужа. Она считает своим долгом идти защищать родину, чтобы судьба ее сына была более светлой и счастливой, чем судьба его отца.
    Женя Комелькова — жизнерадостная и веселая, наверное, самая отчаянная из пятерых девушек. Ее родных расстреляли Немцы, и она не может оставаться в стороне от всеобщего горя, которое пришло в каждую семью.
    Соня Гурвич — мечтательная и романтичная, никогда не расстается со сборником стихов. Ее родные тоже пострадали от жестокости войны. Кто бы мог подумать, что такая девушка окажется на войне, но в это суровое время на защиту родины должны подняться все.
    Лиза Бричкина — девушка выросшая вдали от людей, она остается наивным и чистым человеком даже в суровых условиях войны. С одной стороны, судьба оберегает ее, ей не приходится сталкиваться с предательством, но с другой — ей уготована страшная смерть.
    Галя Четвертак — самая молодая из девушек, выросла в детдоме. Она даже не понимает, что значит война, мне кажется, что она не поняла этого и в последний момент своей жизни, когда началась перестрелка. Галя побежала, как в игре, как будто можно убежать от пули.
    Совсем молодым Борис Васильев попал на фронт, прошел трудными дорогами войны и теперь хочет рассказать своим читателям о страшном времени, о его героях, чтобы оно никогда не повторилось. Война — это страшное слово. У войны «не женское лицо», но так получилось, что на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины, достойно несущие на своих плечах все тяготы и несчастья времени. В повести «А зори здесь тихие» Васильев без излишней романтики повествует б зенитчицах, выполняющих службу на севере. На войне не бывает «праздников и выходных». Она вовлекает пятерых девушек во главе со старшиной Васковым в кровавую круговерть. На войне надо стрелять, убивать, быть безжалостной. А как это сделать, если тебе всего 18 лет, ты не знаешь жизни и только в мечтах видишь себя прекрасной, неповторимой. Смерть красивой не бывает, тем более в молодости. Васильев описывает лишь один из многих эпизодов войны — трагичный по своей сути, но в жизни было еще суровее и трагичнее. Мы всегда должны помнить тех, кто отдал свою жизнь за наше мирное будущее.

  8. «У войны не женское лицо» (по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие»)
    План
    1. Женщина и война – несовместимые понятия.
    2. Трагизм войны в повести «А зори здесь
    тихие…»:
    а) судьба девушек-зенитчиц;
    б) девушки, победившие войну.
    3. «Не знаю, где я нежности училась».
    Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война –
    всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое
    сочетание явлений. Б. Васильев
    Война – это страшное слово, потому что оно
    несет смерть, горе, страдание. Война ассоциируется
    у нас с мужчинами, с солдатами. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего «вмещается»
    в слово «милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, и самое высокое -мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает
    жизнь, женщина и жизнь – слова-синонимы. На самой страшной войне двадцатого века женщине пришлось стать солдатом.
    Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла, бомбила, ходила в
    разведку. Женщина убивала.
    Но ведь это не женская доля. Одна из женщин,
    дошедших до Берлина, распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич,
    пришла в Берлин, чтобы убить войну». Мы, к счастью, о войне знаем только из
    рассказов ветеранов, из книг и фильмов.
    Когда начинаешь читать повесть Б.
    Васильева «А зори здесь тихие…», даже не предполагаешь
    такого трагического финала. В основу произведения положен маленький, совсем
    незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нем так, что в нем отражен весь трагизм
    минувшей войны. Героини повести Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Пятеро
    девушек, которые не хотели войны и
    не думали о смерти. Но жизнь распорядилась по-другому.
    Когда читаешь повесть, становится больно за погибших
    девушек. Никто из них не успел осуществить свои мечты. Они отдали свои жизни,
    чтобы «зори были тихие», чтобы мы, нынешнее
    поколение девчонок и мальчишек, жили счастливо. Читая повесть, начинаешь
    понимать, как страшно и ужасно умирать в двадцать лет. Все стремления, мечты
    обрываются на кусочке свинца, лезвии
    ножа, в болотной топи. Девушки вели себя героически. Конечно же, им было
    страшно. Вспомним слова Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Пять
    девушек вместе со своим командиром, старшиной Васковым, перебрались
    через болото, при первой же встрече с немцами не пали духом. Они действовали с необычайной осторожностью, были очень
    находчивы. Всем, наверное, запомнился
    эпизод, когда маленький отряд зенитчиц во главе с Васковым, чтобы обмануть
    фашистов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Восхищает отчаянная
    храбрость, самоотверженность, сила воли Жени Комельковой, которая бросилась
    купаться в ледяную воду. Обидно за нелепую смерть Сони Гурвич и Гали
    Четвертак. Но их можно понять: они молодые, растерянные, беззащитные девушки,
    которые не были готовы к войне.
    О войне написано много произведений, но
    повесть «А зори здесь тихие…» -необычное
    произведение, может быть, потому, что Б. Васильев сумел показать непривычную грань войны, которая воспринимается с особой
    болью. Он показал молодых девушек, победивших войну и смерть. Женя Комелькова и
    Рита Осянина, Лиза Бричкина и Галя Четвертак,
    Соня Гурвич навсегда останутся для нас молодыми, как вечно молодыми будут все
    женщины-фронтовики.
    И никогда не верьте,
    что женщинам не было страшно, что они не хотели любить, не хотели быть нежными женами, заботливыми
    мамами… Их любовь и молодость забрала война.
    Она стала для них школой жизни. Юлия Друнина, прошедшая войну, так скажет о своей
    молодости:
    Не знаю, где я нежности училась, — Об этом не расспрашивай меня. Растут в степи
    солдатские могилы, Идет в шинели молодость моя.
    Женщина и война –
    это понятия несовместимые, потому что женщина – хранительница домашнего очага, она несет с собой добро,
    созидание, а война – это разрушение и зло.

  9. Война — это смерть, потери, боль, страх — все так несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины. Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие» показывает трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за свою поруганную жизнь; молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь,’ идут защищать ее наравне с солдатами-мужчинами. Устами своего героя писатель образно и наглядно скажет о войне, что она нужна человеку, «как зайцу курево», а женщинам тем более, им здесь вдвойне тяжелее, невыносимо, противоестественно их человеческому началу. Но суровое время диктовало свои законы. У каждой героини свой путь на фронт. Пятеро во главе со старшиной Васковым идут остановить диверсантов и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение. Его герои не знают, что им готовит судьба, они молоды, полны отваги й решимости остановить врага, и они его остановили, но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом. Старшина Васков, возглавивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Нет оправдания за погибших девчонок. Но Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций. У них «свой счет к войне имеется». Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя. Писатель подробно, порой излишне натуралистично, описывает картину боя и гибели Риты и Женьки. Они погибли, но и хорошо обученные и вооруженные фашисты не прошли на задание, не выполнили его, потому что «пять девочек, всего пять»,— как в отчаянии выкрикивал Васков, встали на их пути. Повесть производит неизгладимое впечатление. Ее прочитываешь на едином дыхании, ощущая себя чуть ли не участником событий — так ярко и образно сумел писатель рассказать о волнующей его теме, поведать о суровом времени, а в конечном итоге предостеречь, чтобы оно не повторилось.

  10. ” Не забыли. Не забудем. Помним.
    Того вовеки не затмить годам…”
    Б. Серман
    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война – это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других – сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом её прелесть. Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей – вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны – не женское лицо», то есть женщины и война – понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.
    Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Камельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась воина. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу. Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.
    Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь; сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комелькову. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
    Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.
    Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война – явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны – не женское лицо».

  11. “А зори здесь тихие” — название оглушает, словно внезапная тишина после взрывов и канонады орудий. Одна за другой перед нами появляются судьбы чудесных, заме­чательных, непохожих друг на друга девушек — и одна за  другой трагически обрываются, оставляя в наших сердцах боль и тоску от невосполнимости этих утрат. А если это происходит при чтении книги Б. Васильева, то какие же чувства бушевали в сердцах людей в той жестокой реальности?!
    Пятеро девушек — совсем молоденьких, полных же­лания жить, мечтать, любить — уходят небольшим от­рядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполне­ние опасного задания: обнаружить и остановить дивер­сантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, под­вергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов. Непомерно высока цена за одержанную ими победу.
    Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряла осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.
    Галя Четвертак — тонкая и романтичная натура, кото­рая всегда верила, что на войне-то люди и совершают под­виги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суро­вой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом…
    Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая “на­распев, точно молитву” стихи Блока из томика, подаренно­го любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?

  12. » Не забыли. Не забудем. Помним.
    Того вовеки не затмить годам…»
    Б. Серман
    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны — не женское лицо», то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.
    Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Камельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась воина. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу. Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.
    Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь; сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комелькову. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
    Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчеркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война — понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами — целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.
    Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война — явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны — не женское лицо».

  13. Евгения Комелькова – красивая и талантливая девушка. За своим озорством она таит глубокие душевные раны. Вся ее семья была расстреляна немцами, но героиня не сломалась. О Жене восхищенно говорят все, считая, что с нее можно лепить скульптуры. В ее образе война уничтожает красоту и искусство.
    Елизавета Бричкина – дитя природы. Ее отец работал лесничим, и поэтому она много знала о лесе. Героиня хорошо ориентировалась среди природы, и тем печальнее выглядит тот факт, что она вязнет в болоте. В ее образе война убивает гармонию.
    Галина Четвертак – подкидыш, выросла в детдоме. Но выжить ей помогают ее фантазии. Она будто живет в своем вымышленном мире, куда постоянно приглашает других, рассказывая истории. Галя немного труслива, и поэтому ей не стоило идти на войну. Но она в поисках романтики добивается и разрешения пойти в зенитчицы, и потом примыкает к группе Васкова. Эта героиня еще по сути ребенок, на что указывает, и ее совсем юный возраст, и маленький рост, и умение выдумывать. В ее образе война убивает детство.
    Героини Васильева находятся не в тылу, как было принято, а воюют наряду с мужчинами. Каждая из них – потрясающая личность, которая так хотела жить! Но встав перед выбором, они больше думали о других, чем о себе. Женя пытается защитить девочек, вызвав огонь на себя; Соня из последних сил пытается крикнуть, когда уже нож вонзился в ее грудь, Рита больше переживает о сыне, чем о себе, а Лиза жалеет, что не сможет позвать помощь ребятам.
    Женщины на войне – это не вымысел писателя, такие действительно были. Автор размышлял, создавая женские образы, что где-то там воюет и его Сонечка Гурвич и Женя, и Рита…

  14. Апр
    14 2016

    “У войны – не женское лицо” (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие…» нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть.
    Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны — не женское лицо», то есть женщины и война — понятия несовместимые.
    Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого. Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Комельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак.
    Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась война.
    Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу.
    Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.
    Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь: сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комель-кову.
    Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. И так было, пока не пришла война.
    На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти.
    Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…
    » Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны!
    Вот чему не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчеркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Басков: «Пока война — понятно. А потом, когда мир будет?
    Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это &copy A L L S o c h. r u вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?
    Что ж это вы со смертью их оженили, а сами — целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы. Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах».
    Итак, война — явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Ле-гонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик.
    Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…
    » В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны — не женское лицо». «…Чтоб не было забыто, что было на войне» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») Великая Отечественная война 1941—1945 годов знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв.
    Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать миллионов1 Целая страна погибших: Смерть многих из них вошла в историю, чтобы быть примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит Вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «А зори здесь тихие…
    » Б. Васильев. Повесть была написана в 1969 году, почти через двадцать пять лет после окончания войны, и прозвучала траурным гимном всем тем, кто совершил свой подвиг не на полях сражений, а просто честно выполняя свой солдатский долг. Возможно, этим и объясняется простота сюжета. Удаленная от фронта застава, где служат женщины-зенитчицы. Неожиданно они узнают о появлении немецких десантников.
    Старшина Ва-сков вместе с пятью девушками отправляется на задержание немцев. Во время операции все девушки погибают, но раненый старшина все же берет десантников в плен. Однако именно эта простота и сделала повесть Б. Васильева одним из самых человечных произведений о войне. Собранная по воле случая небольшая группа людей оказывается единым сплоченным коллективом,, готовым на самоотверженные поступки во имя друг друга. Между ними всеми много общего: общая цель — победить немцев, отомстить за то горе, что они принесли каждому из них, за разрушенное и поруганное прошлое, в котором остались их мечты и желания.
    Федот Васков опекает и заботится о каждой из девушек: о Лизе Бричкинрй и Соне Гурвич, о Гале Четвертак и Рите Осяниной, о красавице Жене Комельковой. Борис Васильев находит самые точные слова для выражения состояния своего героя. Острыми, лаконичными фразами он передает чувства людей, оказавшихся на нейтральной полосе между жизнью и смертью. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать.
    Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют — значит, живы.
    Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!» И они действительно держали до последнего вздоха.
    Разной была их смерть: Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась привести подмогу; Галю Четвертак скосила автоматная очередь; Соню Гурвич убил десантник одним ударом ножа, когда она побежала за кисетом старшины; Женя Комелькова погибла, пытаясь увести немцев от смертельно раненной Риты Осяниной. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, ее ничего не ждет. Но при этом ее заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить.
    И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала» .
    Все кажется просто и естественно, как-то буднично, без пафоса и традиционных громких фраз: «За Родину! За Сталина!» Наверное, именно поэтому жизнь и смерть девушек выглядят так достоверно.
    В них не просто веришь, а начинаешь осознавать, что патриотизм не просто красивое слово, а то чувство, которое скрыто внутри каждого из нас и которое проявляется в момент истины. Ведь нельзя обмануть ближнего в минуту смертельной опасности.- Кроме того, гибель этих девушек подчеркивает мысль Б. Васильева о том, что война — самое несправедливое и страшное зло на земле.
    Недаром Васков размышляет о будущем, когда с каждого спросится: «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили?» Хотя и понятно, что не с Васкова спрос, а с тех, кто затеял эту страшную войну. Повесть Б. Васильева удивительно пронизана тонкой лирикой и чистотой, несмотря на кровь и смерть. Ее главное достоинство заключается в ее жизнеутверждающем начале.
    Страницы: 1 2
    Предыдущие Сочинения: Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
    Следующие Сочинения: Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “У войны – не женское лицо” (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (4)
    «У войны не женское лицо…»
    Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1
    Я ВЕРЮ ЭТИМ ПИСАТЕЛЯМ (обзор произведений о Великой Отечественной войне)
    Суровые будни войны
    У войны не женское лицо… (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”)
    Героизм русских женщин (по повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  15. Война — это смерть, потери, боль, страх — все так несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины.
    Б. Васильев в повести «А зори здесь тихие» показывает трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за свою поруганную жизнь; молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, идут защищать ее наравне с солдатами-мужчинами.
    Устами своего героя писатель образно и наглядно скажет о войне, что она нужна человеку, «как зайцу курево», а женщинам тем более, им здесь вдвойне тяжелее, невыносимо, противоестественно их человеческому началу. Но суровое время диктовало свои законы. У каждой героини свой путь на фронт.
    Пятеро во главе со старшиной Васковым идут остановить диверсантов и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение. Его герои не знают, что им готовит судьба, они молоды, полны отваги и решимости остановить врага, и они его остановили, но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы.
    Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож.
    Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом.
    Старшина Басков, возглавивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Нет оправдания за погибших девчонок. Но Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций. У них «свой счет к войне имеется». Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя.
    Писатель подробно, порой излишне натуралистично, описывает картину боя и гибели Риты и Женьки. Они погибли, но и хорошо обученные и вооруженные фашисты не прошли на задание, не выполнили его, потому что «пять девочек, всего пять»,— как в отчаянии выкрикивал Басков, встали на их пути.
    Повесть производит неизгладимое впечатление. Ее прочитываешь на едином дыхании, ощущая себя чуть ли не участником событий — так ярко и образно сумел писатель рассказать о волнующей его теме, поведать о суровом времени, а в конечном итоге предостеречь, чтобы оно не повторилось.

  16. Муниципальное бюджетное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 34 имени Героя Советского Союза Н.Д. Захарова
    Конкурсная работа участника открытого городского  молодежного литературного  конкурса «Война и книга» на тему: «У войны не женское лицо» (по произведению Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)
    Выполнила: ученица 7А класса,
    Калишина Дарья Яковлевна (13 лет)
    Преподаватель: Боровкова Ольга Николаевна
    Контактный телефон: 8-919-079-39-38
    Тула – 2015
    У войны не женское лицо
    Они исполнили солдатский долг суровый
    И до конца остались Родине верны.
    И мы в историю заглядываем снова,
    Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.
    М. Ножкин
    День Победы — один из главных праздников в нашей стране. В этом году исполняется ровно 70 лет со дня разгрома фашистских захватчиков. Это особенный день для людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне, боролись за светлое будущее и победили фашизм. Их героические подвиги навсегда останутся в нашей памяти и сердцах.
    Тема войны до сих пор остается актуальной в художественной литературе, и я часто читаю такие книги.
    Огромное впечатление на меня произвело произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В его основу легли события 1942 года. В небольшом селе находится расположение зенитно-пулеметной батареи, которая состоит из девушек-зенитчиц. Командует ими старшина Васков. Девушки все разные: и по национальности, и по возрасту, и по характеру. Но все они пошли защищать свою Родину от фашистов.
    Случайно Васков узнает, что в их расположение немцы забросили диверсантов. Он принимает решение их уничтожить. Старшина выбирает пять девушек и вместе с ними идет на выполнение задания. Но немцев оказалось гораздо больше, чем предполагал Васков. В сложившейся ситуации, вместо того чтобы отступить, группа вступает в бой. Опасная обстановка сблизила их, несмотря на то, что девушки были не совсем хорошего мнения о своем командире. Они говорили о нем: «Пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из Устава». Но это боевое задание изменило отношение девчат к Васкову, так как ради них он готов был подставить себя под пули, чтобы их спасти. Старшина выполняет поставленную задачу. Но какой ценой это ему далось?!
    Особое чувство во мне вызвала Женя Комелькова. Она была очень общительной, веселой и красивой девушкой. Васильев так ее описывает: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Несмотря на ее взбалмошный характер и поведение, Женька хранила такую душевную боль, с которой не каждый человек мог бы жить. На ее глазах немцы расстреляли отца, мать и брата, а саму девушку спрятала эстонка. Поэтому у нее были свои счеты с фашистами.
    Подвиг Жени Комельковой меня восхищает. Эта рыжая красавица, спасая старшину, убила немецкого солдата. Она одна пошла купаться, чтобы отвлечь врага и создать видимость того, что диверсанты наткнулись на целый полк солдат, а потом, спасая раненую Риту, стала уводить фашистов в глубь леса. Оставшись наедине с врагами, она отстреливалась до последнего патрона. Но и после смерти Женькино лицо оставалось гордым и прекрасным. Даже немцы, глядя на убитую девушку, не могли понять, почему такая красивая девчонка пошла с ними сражаться. В этом бою погибли все девушки. Они отважно, ценою своей жизни выполнили долг перед Родиной.
    А для Васкова этот бой стал самым тяжелым. Ему пришлось похоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, отомстить врагам. До конца жизни он будет чувствовать в душе тяжесть, потому что не смог уберечь девушек.
    Великая Отечественная война – это трагедия всего советского народа. Миллионы жизней унесла эта война, но российский народ показал, какая великая и могущественная наша страна. Я благодарна тем людям за то, что сейчас мы живем в мирное время. Каждый из нас не должен забывать о том времени, о стойкости и героизме нашего народа.
    Вечная слава тем, кто приблизил победу и вернул мир на родную землю! Мы должны быть достойны их памяти!

  17. «У войны не женское лицо», – эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война – явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства.
    Именно об этом, на мой взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Этот писатель – один из немногих, кто затронул тему женской судьбы на войне. Особенно важно то, что героини Васильева находятся не в тылу, а воюют на фронте, наряду с мужчинами защищая родину от фашистов.
    Каждая из этих женщин – личность. Автор подчеркивает это, подробно рассказывая об их довоенной жизни.
    Познать счастье разделенной любви и материнства было суждено только одной – Рите Муштаковой. Словно предчувствуя, каким коротким окажется ее жизненный путь, Рита в семнадцать лет выходит замуж, в восемнадцать рожает сына, а в девятнадцать становится вдовой: ее муж, «старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке».
    А к Лизе Бричкиной любовь пришла уже на войне, за несколько недель до гибели. Эта простая, самоотверженная девочка сразу же отдала свое сердце сержанту Васкову. Именно на войне, в тяжести военных будней, Лиза влюбилась. «Втюрилась наша Бричкина, девочки! В душку – военного втюрилась!» – смеялись над ней девчонки.
    Женька Комелькова – душа компании, там, где она, – смех, шутки, песни. Высокая, стройная, с чудесными рыжими волосами и зелеными русалочьими глазами, Женька и ведет себя, как избалованная девчонка, – заводит роман с женатым полковником: « – Как же ты могла, Женька… – А вот могла! – Женька с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой. – Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?»
    Однако и у этой героини есть своя боль. Ее отца, красного командира, мать, сестру, братишку расстреляли. Саму Женьку «эстонка спрятала в доме напротив», и она видела, как убивали ее родных.
    Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Важно, что все рассказы Гали «не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Выдумка о маме – «медицинском работнике» – была рождена страстной мечтой героини иметь семью…
    А вот студентка Соня Гурвич росла в дружной и очень большой семье. Она «донашивала платья, перешитые из платьев сестер», но не унывала: бегала в читалку, во МХАТ, а однажды заметила, «что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале». А потом был их единственный, незабываемый вечер, а через пять дней началась война, и парнишка ушел добровольцем на фронт.
    Автор показывает, что у каждой из этих девчонок были свои надежды и свои планы на жизнь, что сама их жизнь должна была сложиться по-другому. Однако война сделала так, что все они встретились в «первом и втором отделениях третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона» под началом старшины Васкова. Война сделала так, что жизнь всех девочек оборвалась, не перейдя рубеж 1945 года. Война сделал так, что каждая из героинь Васильева проявила себя как истинная Героиня.
    Страшно, что свой женский потенциал эти девочки раскрыли лишь перед лицом смерти, защищая и защищаясь от фашистов. Так, красавица Женька Комелькова реализует свой актерский талант, заставляя немцев думать, что они наткнулись на целый полк солдат: «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?…»
    А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего – «стреляла, пока были патроны». Немцы ранили ее вслепую, «а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
    Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».
    Соню Гурвич закололи штыком прямо в сердце. Васильев акцентирует внимание на этой детали: «Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза – грудь помешала».
    Эти страшные мысли Васкова с новой силой заставлять нас понять, что «у войны не женское лицо». Недаром, приготовив могилу для погибшей Сони, старшина горько думает: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»
    И эта мысль, на мой взгляд, один из важнейших посылов романа. Страшно, что гибнут женщины, потому что обрываются юные жизни, потому что женское предназначение – в созидании, а не в разрушении. Но не менее страшно и то, что, погибнув, героини не смогут дать продолжение русской нации и русской культуре. А это значит, что под угрозой существование всего народа.
    Таким образом, роман Васильева «А зори здесь тихие», обнажив тему женщины на войне, показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации.

  18. Главная
    Сочинения по литературе
    У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие – сочинение
    У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие
    У войны не женское лицо 8230 по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие 8230
    У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести “А зори здесь тихие…” нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, ценой своих жизней останавливая передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что “у войны — не женское лицо”, то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.
    Больше шестидесяти лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла. Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
    Идут годы… Создаются все новые и новые произведения о тех тяжелых для страны годах. Читая книги о войне, мы оказываемся там, потому что в свой час в том пространстве войны были наши деды, прадеды или отцы и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и не чья-нибудь, а их память отзывается в нас, если не отучились чувствовать глубоко и сильно. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех почти девочках из повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие…”, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. И в своем сочинении я хочу рассказать о повести Васильева.
    Повесть “А зори здесь тихие…” рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы.
    Пятеро девушек — совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить — уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов. Непомерно высока цена за одержанную ими победу.
    Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряв осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.
    Галя Четвертак — тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом…
    Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая “нараспев, точно молитву” стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?
    А Рита Осянина, единственная из всех девчонок отряда познавшая счастье замужней женщины и матери, но оставшаяся на второй день войны вдовой, а Женя Комелькова, у которой тоже к войне “личный счет имеется”? Они были полны отваги и решимости отомстить врагам за свои искалеченные жизни, за трагедию своего народа, за беды и горести, выпавшие на долю их любимой Родины. И девушки стояли до конца, хотя для этого и пришлось ослушаться приказа старшины, потому что нельзя было отступать, сдаваться, поворачиваться спиной…
    Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. “А зори здесь тихие…” — значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *