У некоторых людей единственное основание претензии на глубокомыслие состоит в открытии ими исключений из правил.
Исключения не всегда подтверждают старые правила. Они могут быть и предвестниками нового правила.
Когда по наковальне бьет сразу много людей, они должны соблюдать порядок.
Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.
смысл этого высказывания – беспредел. Представь дорогу, по которой каждый водитель будет ездить так, как ему хочется…так и в жизни.
С самого дества нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное “правило”. Т. е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение
Все люди должны жить по правилам, т. к. без них будет хаос, войны и др. Цивилизованные люди стараются жить по правилам, но даже это не у всех получается и происходят разные стычки между людьми. ..
Если хочешь познать себя, то посмотри, как это делают другие, если хочешь понять себя, то загляни в своё собственное сердце!
Ф.Шиллер
«Понять, чтобы помочь» – моё педагогическое кредо. Понять ребёнка – трудно. Но я обязана это сделать. Помочь ему в трудную минуту, быть рядом, когда ему это необходимо. Однажды я прочла высказывание: “Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие души, в зрительном зале – человеческие судьбы”. Именно быть мудрым педагогом, хорошим психологом – задача, которую я стараюсь решать каждый день.
Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят. Нужно уметь переживать их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда. Настоящая духовная общность рождается там, где воспитатель надолго становится другом ребёнка.
Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Выдающийся педагог Янош Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем.
Одно из самых ценных качеств воспитания человечности – глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью.
Каждый день в «Доме детства» не похож не предыдущий, каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Здесь все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересной для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить детям свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Дети заставляют меня быть такой, какая я есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.
Вот уже 17лет я работаю в «Доме детства» с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим педагогом, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности воспитанников, предвидеть возможные трудности, учитывать особенности детей и т.д.
Я как педагог должна способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, педагоги – педагогами. Меняются времена, но не меняются задачи воспитателя:
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, милосердие, доброту, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
? МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина Из школы опять уходит мой выпуск. Стены хранят еще дыхание учеников, но скоро и оно улетучится. Обхожу опустевшие коридоры, заглядываю в любимый класс. Сколько интересного прошло в нем, сколько взлетов и падений, поражений и побед моих учеников видел он. И нахлынули воспоминания…
Когда-то я пришла в школу, вошла в ждущий меня класс. Тогда четко знала, что учительство – логическая задача, которую необходимо решить немедленно. Я считала, что дети все понимают, и неудачи учителя – это итог плохого объяснения. Но в один осенний день ощутила, что меня никто не слушает, не видит. Они даже перестали это скрывать. То был день необходимого поражения, без которого просто нельзя было жить дальше.
И я стала учиться у своих коллег. Но между мною и ими пролегла бездна. Я пыталась понять, отчего они так невозмутимы, как они учат так обыкновенно. А можно и мне так запросто и обыкновенно учить?
Подавленность сменилась желанием навести мосты. Коллеги давали мудрые советы, но они почему-то не помогали. Я понимала, что мне не открыта самая важная профессиональная тайна. И однажды прочитала в глазах учителей что-то совсем необычное. Это была вера, которая проникала в сердце.
И тогда произошла встреча с детьми. Они были для меня загадкой. Как вести себя с ними, как обращаться к ним я не знала. Это были просто дети, такие недоступные, частью враждебные, частью насмешливые. И была я, молодой учитель. Меня поразили взгляды учеников, снисходительно смотревшие на меня. Встретив их глаза, впервые задумалась о взаимоотношениях между учителем и учеником. Тот урок провели они. Как итог пришло понимание, и я стала смотреть на мир их глазами. Это было здорово.
Но тут “самость” уязвила меня. И я стала разрушать себя. До сих пор терзаю и истязаю себя, чтобы не могла она пустить корни во мне. Было больно. Но эту “битву” проиграть нельзя.
И тогда неожиданно пришел гнев. Он был вызван неправильным, с моей точки зрения, поведением ученика. Ребенок был таким маленьким, беззащитным, именно сейчас он учился жить. Имею ли я право на гнев, я, сидящая за учительским столом? Нет. И гнев прошел, и я уже с улыбкой вспомнила о мнимом оскорблении. Это был второй урок, который преподали мне дети.
Скоро пришло понимание того, что нужно слушать и слышать детей. Учитель зажигает свет, и они, мои ученики, слетаются на него без тени сомнения. И вот тут надо быть очень осторожным, потому что это должен быть свет Истины. Иначе доверчивые души могут погибнуть, и тогда уже никто не спросит кто виноват и что делать. Мой долг- открыть правду детям за сорок минут. Рассказать, показать, заставить задуматься, высказать откровенно свои мысли. И это так прекрасно и так ответственно. Правда как знание требует от нас говорить то, что есть. Правда как жизнь требует от нас правды дела. К этому я пришла неожиданно. Но как это сделать, чтобы не навредить, не искалечить нежную душу. И тогда я МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина поняла, что есть средство, которое поможет мне выполнить мое предназначение. Это любовь. Учить надо не чему-то, а любви. Литература пронизана этим чувство, а уроки литературы- это переживание и сочувствие духовной традиции, без которой человек перестает жить. Русская литература вся пронизана любовью. Она перестала быть только философской, только моральной, только эстетической. Любовь становится Истиной.
Моя работа заключается в знакомстве с любовью . На уроке в тот миг, когда мысль облетает класс, когда строка из книги пробегает по партам лесным пожаром, мы познаем ее.
И сразу все стало на свои места. Я научилась понимать их, моих учеников. Я перестала ждать от них ответов на все поставленные мною вопросы. Ведь зрелость учителя заключается в умении научить ребят не довольствоваться готовыми ответами, а самостоятельно искать их.
Я перестала играть первую скрипку, ведь чем больше меня на уроке, тем меньше их, моих учеников. Учителю надо стать дирижером в этом непростом оркестре. И ни в коем случае не заноситься от того, что ты знаешь больше, чем твои собеседники.
Теперь я знаю одно: мы вместе, я не одна. Рядом со мной мои непоседливые, нетерпеливые, жаждущие открытий ученики. Мы идем одной дорогой. Их беда- моя беда, их слезы- в моем сердце, их тревоги- в моей душе. А главное: их победы в моих руках. Рука об руку проходим мы школьную жизнь. Приходит время- и я отпускаю каждого- все идет своим чередом. Они уходят, и это правильно. Завтра преподаватели колледжей, институтов, университетов “сделают” из моих учеников хороших специалистов, способных самореализоваться на сложном рынке труда. Они смогут все, потому что я помогла им постичь самую важную науку- быть Человеком и Гражданином. А тем, кто придет за ними, я смогу отдать не меньше. Ведь теперь у меня есть опыт.
Учитель Заварухина Г.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2” С. ДИВНОЕ
ЭССЕ
“МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ”
ЗАВАРУХИНА Г.А.
У некоторых людей единственное основание претензии на глубокомыслие состоит в открытии ими исключений из правил.
Исключения не всегда подтверждают старые правила. Они могут быть и предвестниками нового правила.
Когда по наковальне бьет сразу много людей, они должны соблюдать порядок.
Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.
смысл этого высказывания – беспредел. Представь дорогу, по которой каждый водитель будет ездить так, как ему хочется…так и в жизни.
С самого дества нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное “правило”. Т. е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение
Все люди должны жить по правилам, т. к. без них будет хаос, войны и др. Цивилизованные люди стараются жить по правилам, но даже это не у всех получается и происходят разные стычки между людьми. ..
Если хочешь познать себя, то посмотри, как это делают другие, если хочешь понять себя, то загляни в своё собственное сердце!
Ф.Шиллер
«Понять, чтобы помочь» – моё педагогическое кредо. Понять ребёнка – трудно. Но я обязана это сделать. Помочь ему в трудную минуту, быть рядом, когда ему это необходимо. Однажды я прочла высказывание: “Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие души, в зрительном зале – человеческие судьбы”. Именно быть мудрым педагогом, хорошим психологом – задача, которую я стараюсь решать каждый день.
Самое важное качество педагога-воспитателя – способность чувствовать духовный мир ребят. Нужно уметь переживать их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда. Настоящая духовная общность рождается там, где воспитатель надолго становится другом ребёнка.
Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Выдающийся педагог Янош Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем.
Одно из самых ценных качеств воспитания человечности – глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью.
Каждый день в «Доме детства» не похож не предыдущий, каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Здесь все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересной для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить детям свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Дети заставляют меня быть такой, какая я есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.
Вот уже 17лет я работаю в «Доме детства» с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим педагогом, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности воспитанников, предвидеть возможные трудности, учитывать особенности детей и т.д.
Я как педагог должна способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, педагоги – педагогами. Меняются времена, но не меняются задачи воспитателя:
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, милосердие, доброту, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
? МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина Из школы опять уходит мой выпуск. Стены хранят еще дыхание учеников, но скоро и оно улетучится. Обхожу опустевшие коридоры, заглядываю в любимый класс. Сколько интересного прошло в нем, сколько взлетов и падений, поражений и побед моих учеников видел он. И нахлынули воспоминания…
Когда-то я пришла в школу, вошла в ждущий меня класс. Тогда четко знала, что учительство – логическая задача, которую необходимо решить немедленно. Я считала, что дети все понимают, и неудачи учителя – это итог плохого объяснения. Но в один осенний день ощутила, что меня никто не слушает, не видит. Они даже перестали это скрывать. То был день необходимого поражения, без которого просто нельзя было жить дальше.
И я стала учиться у своих коллег. Но между мною и ими пролегла бездна. Я пыталась понять, отчего они так невозмутимы, как они учат так обыкновенно. А можно и мне так запросто и обыкновенно учить?
Подавленность сменилась желанием навести мосты. Коллеги давали мудрые советы, но они почему-то не помогали. Я понимала, что мне не открыта самая важная профессиональная тайна. И однажды прочитала в глазах учителей что-то совсем необычное. Это была вера, которая проникала в сердце.
И тогда произошла встреча с детьми. Они были для меня загадкой. Как вести себя с ними, как обращаться к ним я не знала. Это были просто дети, такие недоступные, частью враждебные, частью насмешливые. И была я, молодой учитель. Меня поразили взгляды учеников, снисходительно смотревшие на меня. Встретив их глаза, впервые задумалась о взаимоотношениях между учителем и учеником. Тот урок провели они. Как итог пришло понимание, и я стала смотреть на мир их глазами. Это было здорово.
Но тут “самость” уязвила меня. И я стала разрушать себя. До сих пор терзаю и истязаю себя, чтобы не могла она пустить корни во мне. Было больно. Но эту “битву” проиграть нельзя.
И тогда неожиданно пришел гнев. Он был вызван неправильным, с моей точки зрения, поведением ученика. Ребенок был таким маленьким, беззащитным, именно сейчас он учился жить. Имею ли я право на гнев, я, сидящая за учительским столом? Нет. И гнев прошел, и я уже с улыбкой вспомнила о мнимом оскорблении. Это был второй урок, который преподали мне дети.
Скоро пришло понимание того, что нужно слушать и слышать детей. Учитель зажигает свет, и они, мои ученики, слетаются на него без тени сомнения. И вот тут надо быть очень осторожным, потому что это должен быть свет Истины. Иначе доверчивые души могут погибнуть, и тогда уже никто не спросит кто виноват и что делать. Мой долг- открыть правду детям за сорок минут. Рассказать, показать, заставить задуматься, высказать откровенно свои мысли. И это так прекрасно и так ответственно. Правда как знание требует от нас говорить то, что есть. Правда как жизнь требует от нас правды дела. К этому я пришла неожиданно. Но как это сделать, чтобы не навредить, не искалечить нежную душу. И тогда я МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина поняла, что есть средство, которое поможет мне выполнить мое предназначение. Это любовь. Учить надо не чему-то, а любви. Литература пронизана этим чувство, а уроки литературы- это переживание и сочувствие духовной традиции, без которой человек перестает жить. Русская литература вся пронизана любовью. Она перестала быть только философской, только моральной, только эстетической. Любовь становится Истиной.
Моя работа заключается в знакомстве с любовью . На уроке в тот миг, когда мысль облетает класс, когда строка из книги пробегает по партам лесным пожаром, мы познаем ее.
И сразу все стало на свои места. Я научилась понимать их, моих учеников. Я перестала ждать от них ответов на все поставленные мною вопросы. Ведь зрелость учителя заключается в умении научить ребят не довольствоваться готовыми ответами, а самостоятельно искать их.
Я перестала играть первую скрипку, ведь чем больше меня на уроке, тем меньше их, моих учеников. Учителю надо стать дирижером в этом непростом оркестре. И ни в коем случае не заноситься от того, что ты знаешь больше, чем твои собеседники.
Теперь я знаю одно: мы вместе, я не одна. Рядом со мной мои непоседливые, нетерпеливые, жаждущие открытий ученики. Мы идем одной дорогой. Их беда- моя беда, их слезы- в моем сердце, их тревоги- в моей душе. А главное: их победы в моих руках. Рука об руку проходим мы школьную жизнь. Приходит время- и я отпускаю каждого- все идет своим чередом. Они уходят, и это правильно. Завтра преподаватели колледжей, институтов, университетов “сделают” из моих учеников хороших специалистов, способных самореализоваться на сложном рынке труда. Они смогут все, потому что я помогла им постичь самую важную науку- быть Человеком и Гражданином. А тем, кто придет за ними, я смогу отдать не меньше. Ведь теперь у меня есть опыт.
Учитель Заварухина Г.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2” С. ДИВНОЕ
ЭССЕ
“МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ”
ЗАВАРУХИНА Г.А.