Аргументы к сочинению на тему милосердие

12 вариантов

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
    Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.

  2. Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Милосердие, сочувствие, сострадание. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения.
    Проблемы тематики Милосердие, сочувствие, сострадание
    Проблема милосердия и сочувствия. Проблема сострадания, любви в ближнему. Проблема активной помощи человеку.
    Проблема востребованности, отзывчивости, сострадания.
    Проблема чуткости и бездушия.
    Утверждающие тезисы по теме Милосердие, сочувствие, сострадание
    Чувство милосердия никогда не исчезнет из человеческих сердец.
    Милосердие необходимо всему живому.
    Любить человека — вот главный принцип гуманизма. Мы несём ответственность за чужую жизнь.
    Помоги, утешь, поддержи — и мир станет чуточку добрее.
    Цитаты по теме милосердия, сочувствия, сострадания
    Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
    (В. Гюго)
    Милостыня развращает и подающего, и берущего, и сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
    (Ф. Достоевский)
    Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
    (Ф. Достоевский)
    Сочувствовать горю — человечно; облегчать его — божественно.
    (Г. Манн)
    Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.
    (Л. Толстой)
    Пословицы и поговорки на тему милосердие, сочувствие, сострадание
    Милостивому человеку и бог подаёт.
    Нет больше милосердия, как в сердце царевом. Свет не без добрых людей.
    На бога уповай, а от добрых людей не отставай. Кто добро творит, тому бог отплатит.
    Сочувствие — это готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.
    Сострадание — жалость, вызываемая чьим-нибудь несчастьем, горем.
    Жизнь всегда даёт нам шанс проявить милосердие, и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдёт.
    Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний.
    Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
    Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы.

    Аргументы по теме милосердие, сочувствие, сострадание

    А. Куприн «Чудесный доктор»
    В рассказе А. Куприна «Чудесный доктор», основанном на реальных событиях, автор показывает нам человека, измученного нищетой, готового в отчаянии покончить жизнь самоубийством.
    Спасает его от этого шага случайная встреча с известным доктором Пироговым, который оказался рядом и заговорил с ним. Пирогов помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи меняется самым счастливым образом.
    Эта история красноречиво подтверждает мысль о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. Действительно, всё живое связано невидимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.
    Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы.
    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
    В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» писатель изобразил крестьянку Матрёну, чьи сердце и душа были наполнены человечностью, бескорыстием, состраданием и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.
    Особенно сильно её милосердие проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, ради воспитанницы Киры, так как той негде было жить. Героиня жертвует всем ради других, ради страны, соседей, родных.
    Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых просто захлёстывает жадность. И читатель приходит к мысли о том, что, благодаря своим душевным качествам, именно Матрёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
    Б. Васильев «Летят мои кони…»
    В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека — доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор ценой своей жизни спас детей, провалившихся в канализационную яму.
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, жил со всеми в дружбе: и с французами, и с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и, что важнее всего, научил его ценить жизнь.
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов повествует о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех своих родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, даже если кажется, что ни сил, ни желания уже нет.
    В. Гюго «Отверженные»
    В. Гюго в своём романе «Отверженные» рассказал читателю историю вора, который, переночевав в доме епископа, утром украл у него серебряную посуду. Полицейские задержали преступника и доставили его в дом епископа, который и предоставил вору ночлег. Тем не менее священник, живущий по библейским принципам, которые учат не причинять боль ближнему, сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи взял с разрешения хозяина. Вор, поражён ный услышанным, за одну минуту пережил подлинное перерождение: ему поверили, впервые поверили в то, что он человек. Эта вера изменила вора, и после этого события он не мог не стать честным человеком.
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.

  3. 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной. Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина. Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.

    2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним. Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов. Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить. Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети. Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.

    3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым. Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства. Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете. Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.

    4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»

    В страшные годы сталинского тоталитаризма десятки тысяч крестьян были раскулачены. Обречённые на голодную смерть, они умирали на станциях следования на место ссылки. Главный герой рассказа – мальчик Володя Тенков – не может не проявлять милосердия. Совесть не позволяет ему есть спокойно обед, приготовленный мамой. Он мечтает поделиться с голодными из пристанционного скверика: шкилетниками и слонами. Однажды ему это удаётся, он выносит кусок хлеба и картошку и отдаёт всё это богатство первому встречному слону. Но на другой день пришла Отрыжка – страшная, изуродованная женщина – и обманом забрала у мальчика подачку, приготовленную для другого. Через день добрый десяток убогих нищих уже ожидал Володю во дворе. Страх и отвращение победили милосердие. Он закричал и прогнал всех голодных. Отец сурово сказал мальчику, что всех ему не накормить. И тогда ребёнок начал носить хлеб бродячей собаке. Она брала хлеб и убегала. А Володя кормил свою совесть и проявлял милосердие, так необходимое в это страшное время.

  4. Текст из ЕГЭ

    (1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.
    (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
    (З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
    (По Ф. Искандеру)

    Вступление

    Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.
    Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

    Проблема

    Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?
    Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

    Комментарий

    Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.
    Пройдя дальше, он с удивлением обнаружил, что карман все так же полон. Он вернулся и снова выгреб деньги. Через несколько шагов вновь обнаружилось, что карман наполнен монетами.
    Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.
    Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.
    Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».
    Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

    Авторская позиция

    Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

    Своя позиция

    Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.
    Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.
    И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

    Аргумент №1

    В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.
    У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».
    Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.
    Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.
    Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.
    Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

    Аргумент №2

    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.
    Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.
    Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.
    Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.
    Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

    Заключение

    Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.

  5. 5
    Текст добавил: Ёжик РаСтАмАн

    В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие аргументы о равнодушии и сострадании).

    Самопожертвование из милосердия

    В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.

  6. Л.Н. Толстой “Война и мир”

    Когда люди уезжают из захваченной французскими войсками Москвы, Наташа Ростова решает отдать подводы раненым. Героиня ценит жизни других людей гораздо больше, чем свое материальное состояние: подводы предназначались для перевозки ее вещей, в том числе приданого. Наташа Ростова совершает этот поступок из милосердия, показывая свои лучшие внутренние качества.

    М. Шолохов “Судьба человека”

    Андрей Соколов прошел все тяготы войны. Война лишила его самого дорогого – детей и любимой жены. Казалось бы, после этого герой не смог бы видеть в мире доброту. Но сердце героя не очерствело. Узнав маленького Ваню, мальчика-сироту, он решил представиться отцом ребенка и усыновить его. Этот поступок Андрей Соколов совершил из милосердия. Герой не оправился от войны, но Ваня оживил его душу. Два одиноких человека нашли друг друга.

    Н.Д. Телешов “Домой”

    Семка, сын переселенцев, после смерти родителей решил во что бы то ни стало добраться до своей родной деревни. По пути он встретил дедушку Неизвестного. Они шли вместе. В дороге Семка заболел. Неизвестный принес его в город, в больницу, хотя знал, что появляться там опасно. Дело в том, что Неизвестный уже несколько раз сбегал с каторги. В городе его взяли снова. Дедушка знал, на что идет, но жизнь ребенка была для него важнее. Этим человеком двигало милосердие, сострадание. Судьба ребенка для него была гораздо важнее собственной.

    И. Бунин “Лапти”

    В одной деревне тяжело болел ребенок. Он почему-то все время просил красные лапти. Нефед, узнав об этом, решил, что лапти нужно достать, раз “душа просит”. Герой в непогоду отправился в Новоселки за лаптями и фуксином. Нефед погиб по пути обратно. Он знал, что рискует, но ради ребенка был готов на этот опасный поступок, совершенный из милосердия. Герой оценил желание больного ребенка выше, чем собственную жизнь.

  7. (47 слов) В рассказе Куприна «Куст сирени» героиня искренне сострадает своему супругу, который не может сдать экзамен. Он посадил кляксу на чертеж и исправил ее на куст, а профессор не зачел работу. Вера заложила все свои драгоценности, чтобы купить куст сирени и посадить его на этом месте. Муж сдал экзамен, а она лишний раз доказала ему свою преданность.
    (60 слов) В пьесе Островского «Гроза» Тихон на протяжении пьесы сочувствует Катерине, потому что понимает, как ей тяжело налаживать отношения с Кабанихой, и даже не сердится на нее за измену. Ему жалко супругу, но он боится поставить мать на место. Лишь смерть Катерины и сострадание ее судьбе побудили Тихона высказать Кабанихе свою позицию, однако, к сожалению, его невыраженное сочувствие не исправило ситуацию.
    (54 слова) Сострадание – это так же самопожертвование и благородство. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд обещает исполнить желание главной героини. Однако Маргарита жертвует такой возможностью для себя, желая прекратить мучения Фриды, которую она встретила на балу. Избавляя Фриду от ежедневной пытки в виде платка, которым она удавила своего младенца, Маргарита проявляет милосердие и сострадание.

  8. Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
    Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
    Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
    Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

  9. Два года назад эти аргументы я и мои ученики составили к ВариантуС.
    1)В чём смысл жизни?
    1.Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А.С.Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл своё место в жизни! Онегин – одарённый человек, один из лучших людей того времени, но он не сделал ничего, кроме зла, – убил друга, принёс несчастье любящей его Татьяне:
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга,
    Без службы, без жены, без дел
    Ничем заняться не умел.
    2.Люди, не нашедшие цели жизни, несчастны. Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова  активен, умён, находчив, наблюдателен, но все его действия случайны, активность бесплодна, и он несчастлив, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой цели. Герой  с  горечью вопрошает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»
    3.На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье.
    2)Отцы и дети. Воспитание.
    1.Вроде бы Базаров –  положительный герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Умён, смел, независим в суждениях, передовой человек своего времени, но читателей смущает его отношение к родителям, которые сына безумно любят, но он с ними нарочито груб. Да Евгений практически не общается со стариками. Как им горько! И только Одинцовой он сказал прекрасные слова о своих родителях, да старики-то их сами так и не услышали.
    2.Вообще, проблема «отцов» и «детей» типична для русской литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» она приобретает  трагическое звучание, так как  выходят из-под слепого повиновения домострою молодые, которые хотят жить своим умом.
    А в романе И.С.Тургенева поколение детей в лице Евгения Базарова уже решительно идёт своей дорогой, сметая устоявшиеся авторитеты. И противоречия между двумя поколениями зачастую носят болезненный характер.
    3)Нахальство. Хамство. Поведение в обществе.
    1.Человеческая несдержанность, неуважительное отношение к окружающим, грубость и хамство имеют прямое отношение к неправильному воспитанию в семье. Поэтому Митрофанушка в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» говорит непростительные, грубые слова. В доме госпожи Простаковой грубая брань, побои  – обычное явление. Вот матушка и говорит Правдину: «…то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
    2.Грубым, невежественным человеком предстаёт перед нами Фамусов в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Он хамит зависимым людям, говорит ворчливо, грубо, всячески обзывает слуг, не считаясь с их возрастом.
    3.Можно привести образ городничего из комедии “Ревизор”. Положительный пример: А.Болконский.
    4)Проблема бедности, социального неравенства.
    1.С  потрясающей реалистичностью изображает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» мир русской действительности. Он показывает социальную несправедливость, безысходность, духовный тупик, породившие абсурдную теорию Раскольникова. Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания. Вместе с автором мы чувствуем боль за судьбу детей. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателей при знакомстве с этим произведением.
    5)Проблема милосердия.
    1.Кажется, что со всех страниц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» обездоленные люди просят нас о помощи: Катерина Ивановна, её дети, Сонечка… Горестная картина образа униженного человека взывает к нашему милосердию и состраданию: «Возлюби ближнего своего…» Автор верит, что человек должен найти свой путь «в царство света и мысли». Он верит,  что придёт время, когда люди будут любить друг друга. Он утверждает, что мир спасёт красота.
    2.В сохранении сострадания к людям, милосердной и терпеливой души открывается нравственная высота женщины в рассказе А.Солженицына  «Матрёнин двор». Во всех унижающих человеческое достоинство испытаниях Матрёна остаётся душевной, отзывчивой, готовой прийти на помощь, способной радоваться чужому счастью. Это образ праведницы, хранительницы духовных ценностей. Это без неё, по пословице,  «не стоит село, город, вся земля наша»
    6)Проблема чести, долга, подвига.
    1.Когда читаешь о том, как был смертельно ранен Андрей Болконский, испытываешь ужас.  Он не бросился со знаменем вперёд, просто не лёг на землю, как остальные, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвётся. Болконский не мог иначе. Он, с его чувством чести и долга, благородной доблести, не желал поступить по-другому. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, молчать, прятаться от опасностей. Они гибнут раньше других, потому что лучше. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах людей, что-то очень важное.
    7)Проблема счастья.
    1. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, – «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.
    2.Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше.
    8)Моё любимое произведение.
    Говорят, что каждый человек в своей жизни должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Мне кажется, в духовной жизни никому не обойтись без романа Л.Н.Толстого « Война и мир». Я думаю, эта книга создаёт в душе человека тот необходимый нравственный фундамент, на котором можно уже возводить храм духовности. Роман является энциклопедией жизни; судьбы и переживания героев актуальны и по сей день. Автор призывает нас учиться на ошибках персонажей произведения и жить «настоящей жизнью».
    9)Тема дружбы.
    Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – люди «кристально честной, хрустальной души». Они составляют духовную элиту, нравственное ядро до «мозга костей» прогнившего общества. Это друзья, их связывает живость характера и души. Оба ненавидят «карнавальные маски» высшего света, взаимно дополняют друг друга и становятся необходимы друг другу, несмотря на то, что такие разные. Герои ищут и познают истину – такая цель оправдывает ценность их жизни и дружбы.
    10)Вера в Бога. Христианские мотивы.
    1.В образе Сони Ф.М.Достоевский олицетворяет «Божьего человека», не утратившего в жестоком мире связи с Богом  страстное стремление к «Жизни во Христе». В страшном мире романа « Преступление и наказание» эта девушка  – нравственный  светлый луч, который согревает сердце преступника. Родион исцеляет свою душу и возвращается к жизни вместе с Соней. Получается, что без Бога нет жизни. Так думал Достоевский, так позже писал Гумилёв:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    2.Герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читают притчу о воскресении Лазаря. Через Соню блудный сын – Родион возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в конце романа он видит  «утро», а под подушкой у него лежит Евангелие. Библейские сюжеты стали основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У поэта Николая Гумилёва есть прекрасные слова:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    11)Патриотизм.
    1.Истинные патриоты в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.
    Пьер Безухов  отдаёт свои деньги, продаёт имение, чтобы экипировать полк. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в  опасности». Русские мужики, одетые в солдатские шинели, яростно сопротивляются врагу, потому что чувство патриотизма для них свято и неотъемлемо.
    2.В поэзии Пушкина мы находим источники чистейшего патриотизма. Его «Полтава», «Борис Годунов», все обращения к Петру Великому, «клеветникам России», его стихотворение, посвященное   Бородинской  годовщине, свидетельствуют о глубине народного чувства и силе патриотизма, просвещённого и возвышенного.
    12)Семья.
    Особые симпатии у нас, читателей, вызывает семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта, даже редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Чувство семьи, которое в мирной жизни свято берут Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.
    13)Совесть.
    1.Наверное, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Мы как бы видим Долохова с другой стороны и ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев  неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.
    2.Совестливый  – значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.
    3.Мне кажется, что вопросы совести и чести для Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – это нравственная сущность порядочного человека. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. И ещё однажды Ростов удивил меня, когда вступил в наследство и принял все долги отца. Так обычно поступают люди чести и долга, люди  с развитым чувством совести.
    4.Лучшие черты Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», обусловленные воспитанием, проявляются в минуты суровых испытаний и помогают ему с честью выйти из трудных ситуаций. В условиях бунта герой сохраняет человечность, честь и верность себе, он рискует жизнью, но не отступает от веления долга, отказываясь присягать Пугачёву и идти на компромиссы.
    14)Образование. Его роль в жизни человека.
    1.А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания  кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.
    2.М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.
    15)Чиновники. Власть.
    1.И.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях высмеивали тех чиновников, которые унижают подчинённых и угодничают перед  вышестоящими. Писатели осуждают их за грубость, равнодушие к народу, казнокрадство и взяточничество. Недаром Щедрина называют прокурором общественной жизни. Его сатира была насыщена острым публицистическим содержанием.
    2.В комедии «Ревизор» Гоголь показал населяющих город чиновников – воплощение бесчинствующих в нём страстей. Он обличил всю бюрократическую систему, изобразил пошлое общество, погрузившееся во всеобщий обман. Чиновники далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели характер «болезни». Перед начальством Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский, Земляника и другие персонажи готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.
    3.Наше общество перешло  на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с тою же пустотою и пошлостью.
    16)Интеллигентность. Духовность.
    1.Я оцениваю интеллигентного человека по его умению вести себя в обществе и по духовности. Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – мой любимый герой, которому могут подражать юноши нашего поколения. Он умён, образован, интеллектуален. Ему присуще такие черты характера, составляющие духовность, как чувство долга, чести, патриотизма, милосердие. Андрею претит свет с его мелочностью  и фальшью. Мне кажется, что подвигом  князя является не только то, что он бросился со знаменем на врага, а ещё и то, что сознательно отказался от ложных ценностей, выбрав сострадание, добро и любовь.
    2.В комедии  «Вишнёвый сад» А.П.Чехов  отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.
    3.У Андрея Вознесенского есть прекрасные слова: «Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть!»
    17)Мать. Материнство.
    1.С трепетом и волнением вспоминал свою мать А.И.Солженицын, которая ради своего сына пожертвовала многим. Преследуемая властями из-за «белогвардейства» мужа, «былого богатства» отца,  она не могла работать в учреждении, где хорошо платили, хотя прекрасно знала иностранные языки, изучила стенографию и машинопись. Великий писатель благодарен матери за то, что она сделала всё, чтобы привить ему разносторонние интересы, дать высшее образование. В его памяти мать осталась образцом общечеловеческих  нравственных ценностей.
    2.В.Я.Брюсов связывает с любовью тему материнства и слагает восторженное славословие женщине-матери.  Такова гуманистическая традиция русской литературы: поэт считает, что движение мира, человечества идёт от женщины – символа любви, самопожертвования, терпения и понимания.
    18)Труд-лень.
    Валерий Брюсов создал гимн труду, в котором есть и такие страстные строки:
    И на место в жизни право
    Только тем, чьи дни – в трудах:
    Только труженикам – слава,
    Только им – венок в века!
    19)Тема любви.
    Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении: «Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой,  и как сильны и благородны его порывы:
    Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
    То робостью, то ревностью томим…
    Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью,  выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости!
    20)Чистота языка.
    1.За свою историю Россия пережила три  эпохи засорения русского языка. Первая случилась при Петре 1, когда только морских терминов иноязычных слов насчитывалось свыше трёх тысяч. Вторая эпоха пришлась на революцию 1917 года. Но самое мрачное время для нашего языка – конец XX – начало XXI веков, когда мы стали свидетелями деградации языка. Чего стоит только одна фраза, звучащая по телевидению: «Не тормози – сникерсни!»  Американизмы захлестнули нашу речь.  Уверен, что за чистотой речи надо строго следить, необходимо искоренить канцеляризмы, жаргонизмы, обилие иностранных слов, которые вытесняют красивую, правильную литературную речь, являющуюся эталоном  русской классики.
    2.Пушкину не довелось спасать Отечество от врагов, но дано было украсить, возвысить и прославить его язык. Поэт извлёк из русского языка неслыханные звуки и «ударил по сердцам»  читателей с неведомой силой. Пройдут века, но эти стихотворные сокровища останутся для потомков во всём обаянии их красоты и никогда не утратят своей силы и свежести:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим!
    21)Природа. Экология.
    1.Для поэзии И.Бунина свойственно бережное отношение к природе, он переживает за её cохранение, за чистоту, поэтому в его лирике много ярких, сочных красок любви и надежды. Природа питает поэта оптимизмом, через её образы он выражает свою жизненную философию:
    Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,
    Но весело бродить и знать, что всё проходит,
    Меж тем как счастье  жить вовеки не умрёт…
    В стихотворении «Лесная дорога» природа – источник счастья и красоты для человека.
    2.Книга В.Астафьева «Царь-рыба» состоит из множества очерков, рассказов и новелл. В главах «Сон о белых горах» и «Царь-рыба» рассказывается о взаимодействии человека с природой. Писатель с горечью называет причину истребления природы – это духовное оскудение человека. Его единоборство с рыбой имеет печальный исход. Вообще, в своих рассуждениях о человеке и окружающем мире Астафьев делает вывод о том, что природа – храм, а человек – часть природы, а потому обязан оберегать этот общий дом для всего живого, сохранять его красоту.
    3.Аварии на атомных электростанциях оказывают влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Они имеют долговременные последствия. Много лет  назад произошла самая страшная техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что её последствия можно найти в любой точке земли. Многие люди получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. Чернобыльское загрязнение продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов. Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Авария на АЭС повлекла за собой снижение рождаемости, увеличение смертности, генетические нарушения … Люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать всё, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
    22)Роль искусства.
    О влиянии искусства на человека написала моя современница – поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:
    И без Пушкина можно прожить
    И без музыки Моцарта тоже –
    Без  всего, что духовно дороже,
    Без сомнения,  можно прожить.
    Даже лучше, спокойнее, проще
    Без нелепых страстей и тревог
    И беспечней, конечно,
    Только как этот вынести срок?..
    23)О братьях наших меньших.
    1.Мне сразу вспомнилась удивительная повесть «Приручи меня», где Юлия Друнина рассказывает о несчастном, дрожащем от голода, страха и холода, никому не нужном зверьке на рынке, который как-то сразу превратился в домашнего идола. Ему радостно поклонялась вся семья поэтессы. В другой же повести, название которой символично,-  «В ответе за всех, кого приручил»,  она скажет, что отношение к «братьям нашим меньшим», к существам, от нас полностью зависящим, – это «пробный камень» для каждого из нас.
    2.Во многих произведениях Джека Лондона человек и животные (собаки) идут по жизни бок о бок и помогают друг другу во всех ситуациях. Когда на сотни километров снежного безмолвия ты являешься единственным представителем рода людей, нет лучшего и более преданного помощника, чем собака, к тому же, в отличие  от человека, она не способна на ложь и предательство.
    24)Родина. Малая Родина.
    У каждого из нас есть своя малая родина – то место, с которого начинается наше первое восприятие окружающего мира, постижение любви к стране. У поэта Сергея Есенина самые дорогие воспоминания связаны с Рязанской деревней: с синью, упавшей в реку, малиновым полем, берёзовой рощей, где он испытывал «озёрную тоску» и щемящую грусть, где подслушал плач иволги, разговор воробьёв, шелест травы. И я сразу представила себе  то красивое росное утро, которое встречал в детстве поэт  и которое подарило ему святое «ощущение родины»:
    Выткался над озером
    Алый свет зари…
    25)Историческая память.
    1.А.Твардовский писал:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям.
    Давайте,  люди,  никогда
    Об этом не забудем.
    2.Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:
    Завещаю в той жизни
    Вам счастливыми быть
    И родимой отчизне
    С  честью дальше служить.
    Благодаря  им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.
    26)Тема красоты.
    Сергей Есенин в своей лирике воспевает всё прекрасное. Красота для него – это мир и гармония, природа и любовь к родине, нежность к любимой: «Как прекрасна Земля и на ней человек!»
    Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство красоты, потому что мир  не будет бесконечно меняться, но всегда останется то, что радует глаз и волнует душу. Мы замираем от восторга, слушая вечную музыку, рождённую вдохновением, любуемся природой,  читаем стихи… И любим, боготворим, мечтаем о чём-то загадочном и прекрасном. Красота – это всё то, что дарит счастье.
    27)Мещанство.
    1.В сатирических комедиях «Клоп» и «Баня» В.Маяковский высмеивает такие пороки, как мещанство и бюрократизм. В будущем нет места главному герою пьесы «Клоп». Сатира Маяковского несёт острую направленность, выявляет недостатки, которые имеются  в  любом обществе.
    2. В одноимённом рассказе А.П.Чехова  Ионы ч- олицетворение   страсти к деньгам. Мы видим обнищание его духа, физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени – ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он  с  таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нём чувства любви и добра.
    28)Великие люди. Талант.
    1.Омар Хайям  – великий, блестяще образованный человек, проживший интеллектуально насыщенную жизнь. Его рубаи – история восхождения души поэта к высокой истине бытия. Хайям не только поэт, но и мастер прозы, философ, поистине великий человек. Он умер,  и на «небосводе» человеческого духа уже почти тысячу лет сияет его звезда, и её свет, манящий и таинственный,  не тускнеет, а наоборот, делается ярче:
    Будь я Творцом, Властителем высот,
    Испепелил бы старый небосвод.
    И натянул бы новый, под которым
    Не жалит зависть, злоба  не снуёт.
    2.Александр Исаевич Солженицын – честь и совесть нашей эпохи. Он участник Великой Отечественной войны, был награждён за проявленный в боях героизм. За неодобрительные высказывания в адрес Ленина и Сталина арестован и осуждён на восемь лет исправительных трудовых лагерей. В 1967 году он направил съезду писателей СССР  открытое письмо с призывом покончить с цензурой. Его, известного писателя,  подвергли преследованиям. В 1970 году ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. Трудными были годы признания, но он вернулся в Россию, много писал, его публицистику причисляют к нравственным проповедям. Солженицына справедливо считают борцом за свободу и права человека, политиком, идеологом, общественным деятелем, служившим стране честно, самозабвенно. Его лучшие произведения – это «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Раковый корпус»…
    29)Проблема материального обеспечения. Богатство.
    Универсальным мерилом всех ценностей многих людей, к великому сожалению,  стали в последнее время деньги, страсть к накопительству. Конечно, для многих граждан это является олицетворением благополучия, стабильности, надежности, безопасности, даже гарантом любви и уважения – как ни парадоксально это звучит.
    Таким, как Чичиков в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души» и многим российским  капиталистам,  не сложно было сначала «выслуживаться», льстить, давать взятки, быть «помыкаемыми», чтобы потом самим «помыкать» и брать взятки, жить роскошно.
    30)Свобода-Несвобода.
    На одном дыхании прочитала роман Е. Замятина «Мы».  Здесь прослеживается мысль о том, что может произойти с человеком, обществом, когда они,  подчиняясь  абстрактной  идее, добровольно отказываются от свободы. Люди превращаются в придаток машины, в  винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери  имени как потери собственного «я».
    31)Проблема времени.
    В  течение  долгой творческой жизни Л.Н. Толстому постоянно не хватало времени. Его рабочий день начинался с рассвета. Писатель впитывал утренние запахи, видел восход солнца, пробуждение и ….  творил. Он старался опередить время, предостерегая человечество от нравственных катастроф. Этот мудрый классик то шёл в ногу со временем, то на шаг опережал его. Творчество  Толстого до сих пор востребовано во всём мире : «Анна Каренина», «Война и мир»,  «Крейцерова соната»…
    32)Тема нравственности.
    Мне кажется, что моя душа – это цветок,  который  ведёт меня  по жизни так, что я живу   по совести, а духовная сила человек а- это та светящаяся материя, что соткана миром моего солнца. Мы должны жить по заповедям Христа, чтобы  человечество было гуманным. Чтобы быть нравственным, надо много работать над собой :
    А Бог молчит,
    За тяжкий грех,
    За то, что, в Боге  усомнились,
    Он наказал любовью всех,
    Что б в муках верить научились.
    33) Тема космоса.
    Ипостась поэзии Т.И. Тютчев а- это мир Коперника, Колумба, дерзостной  личности, выходящей к  бездне. Этим и близок поэт мне, человеку  века неслыханных открытий, научных дерзаний, покорения Космоса. Он вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия и тайны. Ценность человека определяется способностью восторгаться и изумляться. Этим  «космическим чувством» был наделён Тютчев как никто другой.
    34)Тема столицы – Москвы.
    В поэзии Марины Цветаевой Москва – величественный город. В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ …..» звон московских колоколов  бальзамом проливается  на душу слепцов . Этот город является для Цветаевой священным. Она признается ему в любви, которую впитала, кажется, с  молоком  матери, и передала собственным детям:
    И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
    Легче дышится,  чем на всей земле!
    35)Любовь к Родине.
    В стихотворениях  С. Есенина мы ощущаем полное  единение лирического героя с Россией. Сам поэт скажет, что чувство Родины – основное в его творчестве. Есенин не сомневается в необходимости перемен в жизни.  Он верит в будущие события,  которые разбудят дремлющую Русь . Поэтому  создал такие произведения, как  «Преображение» , «О Русь, взмахни крылами»:
    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь  иную крепь!
    С иными именами
    Встаёт иная степь.
    36)Тема памяти войны.
    1. «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Сотников» и «Обелиск» В.Быкова –  все эти произведения объединены темой войны, неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот событий. Ужас её и бессмысленность, ожесточение  наглядно показал  Лев Толстой в своём романе «Война и мир». Любимые герои писателя осознают ничтожество Наполеона, нашествием которого были лишь развлечения честолюбца, оказавшегося на троне в результате дворцового переворота. В противовес ему показан образ Кутузова, который руководствовался в этой войне иными мотивами. Не ради славы и богатства воевал он, но ради верности Отечеству и долгу.
    2.  68 лет Великой победы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращает внимание моего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам мужества и подвига советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Когда гремели пушки, музы не молчали. Воспитывая любовь к Родине, литература воспитывала и ненависть к врагу. И этот контраст нёс в себе высшую справедливость, гуманизм. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А.Толстого, «Наука ненависти»  М.Шолохова, «Непокорённые» Б.Горбатого…

  10. ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».
    Основные мысли:
    1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
    2.«Милосердие» – понятие устаревшее.
    3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
    4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
    5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
    6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
    7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
    8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях.
    9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.
    Вступление:
    Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.
    Проблема:
    Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.
    Комментарий:
    Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал»; Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим; «Муму» И.С. Тургенева; а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.
    Позиция автора:
    «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» – именно эта мысль отражает авторскую позицию.
    Мое мнение:
    Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество.
    Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.
    1 аргумент (жизненный опыт):
    Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…
    2 аргумент (читательский опыт):
    Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.

    Заключение:

    Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добро – не наука, оно – действие».

  11. Сначала вспомним лексическое значение этих слов.
    Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
    Корысть – выгода, материальная польза.
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    Благотворитель – тот, кто занимается благотворительностью.
    Благотворительность – благотворительная деятельность.
    Благотворительный – 1.О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2.Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

    1

    Перед вами интерпретация события  из очерка  Д.А.ГРАНИНА  «МИЛОСЕРДИЕ».
    Автор рассказывает о случае, который произошёл с ним.  Однажды он упал и сильно ушибся. Еле-еле дошёл до ближайшего подъезда, был уже в шоковом состоянии. И всё-таки решил дойти до дома. Он был весь наполнен обострённым ожиданием помощи. Но… никто не помог.
    Рассуждения писателя о таком отношении людей привели его к выводу о том, что уровень нашей отзывчивости заметно снизился. Автору захотелось вспомнить … военное время, когда «в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него». Были, конечно, и исключения, Но автор заостряет внимание на главном жизненном правиле той поры – милосердии.
    Писателя не покидает вопрос: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
    Дополнительные сведения
    Даниил Александрович Гранин (1919…) — русский  писатель и общественный деятель.
    Произведения:
    1954 – роман «Искатели»
    1962 – роман «Иду на грозу»
    1969 – повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
    1977-1981  «Блокадная книга» (хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем)
    1987 – «Зубр» –  документальный биографический роман о Н.В.Тимофееве-Ресовском)
    1994 – «Бегство в Россию»
    1997 – эссе «Страх»
    2000 – исторический роман «Вечера с Петром Великим»
    и др.
    Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981) – биолог, генетик. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.

    2

    Интерпретация фрагмента из статьи К.И.ЧУКОВСКОГО  «АННА АХМАТОВА».
    К.И.Чуковский знал А.А.Ахматову с 1912 года. Из воспоминаний этого писателя мы узнаём о ней как о человеке, который в любое время поможет, несмотря на то, что сама она часто испытывала жизненные затруднения. К.И.Чуковский рассказывает о событии, которое произошло в 1920 году. В Петрограде был лютый голод. Один из заезжих друзей оставил Ахматовой  большую и красивую жестянку, где находился сверхпитательный, сверхвитаминный  концентрат, изготовленный в Англии фирмой «Нестле».  Одну маленькую ложку этого концентрата, разведённого в кипячёной воде, можно было считать самым сытным обедом. Однажды Ахматова, провожая гостей,  ничуть не жалея, отдала  «Нестле» К.И.Чуковскому, сказав, чтобы он позаботился о жене.
    Дополнительные сведения
    Корне?й Иванович Чуко?вский (1882-1969) – русский  советский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, детский писатель.
    Сказки:
    Крокодил (1916)
    Тараканище (1921)
    Мойдодыр (1923)
    Муха-Цокотуха (1924)
    Бармалей (1925)
    Телефон (1926)
    Федорино горе (1926)
    Краденое солнце (1927)
    Айболит (1929)
    Приключения Бибигона (1945-1946)
    Дошкольное воспитание:
    От двух до пяти
    Статьи:
    История моего «Айболита»
    Как была написана «Муха-Цокотуха»
    Страничка Чукоккалы
    Анна Андреевна Ахматова (Го?ренко); (1889-1966) – русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтов ХХ века.
    Известна своей трагической судьбой. Хотя она сама не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Её муж  Н.С.Гумилёв в 1010-1918 гг., расстрелян в 1921 г. Николай Пунин, спутник её жизни в 30-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 г. Единственный сын Лев Гумилёв находился в заключении в 1930-1940-х  и 1940-1950-х г. Опыт жены и матери «врагов народа»  отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой – поэме «Реквием».
    Признанная классиком  отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни). Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
    Произведения
    “Вечер” 1912 г.
    “Чётки 1914—1923 гг.
    “Белая стая” 1917, 1918, 1922 г.
    “Подорожник” 1921 г.
    “Бег времени” 1965 г.
    “Ре?квием” 1935-1940 гг.
    и др.

    Интерпретация  фрагмента из книги А.СЕДЫХ «ДАЛЁКИЕ, БЛИЗКИЕ».
    Русский композитор  Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ… В книге А.Седых «Далёкие, близкие»  автор делится впечатлениями от одного эпизода из жизни этого человека, нарушая  слово, которое дал ему.
    Однажды А.Седых в одной из газет написал о молодой женщине, которая попала в  тяжёлое положение. На следующий день Рахманинов выслал чек на 3000 франков.  Единственное условие, которое он поставил, чтобы об этом не сообщалось в газете и чтобы никто, тем более эта женщина, не знал о его помощи.
    Сергей Васильевич Рахманинов, действительно, был бескорыстным, давая крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылая старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивая ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.
    Дополнительные сведения
    Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, пианист и дирижёр.  Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку ХХ века.
    Произведения:
    опера «Скупой рыцарь»
    этюды-картины для фортепиано
    романсы:  «Не пой, красавица, при мне» (на стихи А.Пушкина), «Весенние воды» (на стихи Ф.Тютчева) и др.
    русские песни для хора и оркестра
    симфонические танцы
    Римский-Корсаков – Рахманинов,  «Полёт шмеля»

                                                       4 
    В книге В.А.ГИЛЯРОВСКОГО  «МОСКВА И МОСКВИЧИ» (очерк «БУЛОЧНИКИ И ПАРИКМАХЕРЫ») читатель узнаёт о предпринимателе-булочнике  ФИЛИППОВЕ, который прославился не только выпечкой далеко за пределами Москвы, но и своей щедростью, честностью, бескорыстием. Другие булочники могли наживать деньги, продавая лежалый товар по благотворительным заказам на подаяние заключённым. Он не только такого не допускал, но и прибыль целиком отдавал на улучшение пищи больным арестантам.
    Дополнительные сведения
    Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) – писатель, журналист, бытописатель Москвы.
    Основные работы:
    “Трущобные люди” (1887)
    “На родине Гоголя” (1902)
    “Москва и москвичи” (1926)
    “Мои скитания” (1928)
    “Люди театра” (опубликована 1941)
    «Москва и москвичи» – главная, наиболее известная книга В.А.Гиляровского. Она состоит из разных очерков и вобрала в себя более чем полувековые впечатления о Москве и её обитателях.

    5

    Сестра милосердия ХІХ века.
    Вревская Юлия Петровна (1838 или 1841 – 1878) – баронесса. Во время русско-турецкой войны сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.  Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные обязанности и светская жизнь. Вревская поражала всех, кто её знал, своей начитанностью.
    В 1877 году решает ехать в действующую армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Cтановится рядовой сестрой милосердия, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», – пишет она на родину. Работая в прифронтовом перевязочном пункте, Вревская заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Её похоронили в платье сестры  милосердия около православного храма.
    Дополнительные сведения
    В середине 70-х годов ХІХ века  И.С.Тургенев был какое-то время увлечён баронессой Юлией Петровной Вревской. Когда они встретились, ему уже было пятьдесят пять, ей – тридцать три. Она рано потеряла мужа-генерала, он был свободен, богат и знаменит, обаятелен. Баронесса очарована, влюблена и ждёт взаимного чувства. Но, увы, этого она так и не дождалась. Тургенев уже был посвящен в планы Ю. Вревской отправиться сестрой милосердия на русско-турецкую войну. Узнав о кончине Вревской, Тургенев с болью в сердце писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная до жертвы. Ее смерть меня глубоко огорчила… Ее жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю». И.С.Тургенев посвятил ей стихотворение «Памяти Ю.Вревской», основной мотив которого – мотив милосердия, жертвенности ради спасения ближних.
    Пусть прочитанные вами события о достойных  людях  помогут вам задуматься над окружающей жизнью.
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭрекомендуем посетить страницы:
    Обучение сочинению
    Форум — Аргументы к сочинению
    Надеемся на продолжение встреч!
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Смотрите ниже…
    Назад в раздел

  12. Один из хрестоматийных образов, показывающих нам пример милосердия, – Вася из повести В.Г. Короленко “В дурном обществе” (старое название – “Дети подземелья”). Этот мальчик, сам рано осиротевший (мать умерла; отец, погруженный в собственное горе, перестал обращать внимание на сына), начал бродяжничать, искать приключений на улице, чтобы чем-то заполнить душевную пустоту, скрасить собственное одиночество, чувство непонятости.
    Но вместо ожидаемой психологической разгрузки, эмоционального разряда на улице Васю ждет другая история – знакомство с семьей пана Тыбурция – нищими бродягами, отверженными всем городом. Среди этих новых знакомых – маленькая девочка, умирающая “от серого камня”. И равнодушию, жестокости жителей, чиновников мальчик противопоставляет нравственную стойкость, способность к сопереживанию, к сопротивлению несправедливости жизни, умение видеть за внешней убогостью бесценную человеческую душу, чужую трагедию. Вася всеми силами пытается облегчить жизнь Валека и Маруси: добывает для них еду, нянчится с девочкой, поддерживает нищих просто человеческим теплом. Наконец, он готов пожертвовать и без того скудной любовью отца, чтобы не выдать ему – представителю власти – своих новых знакомых, не подвергать их риску очередного преследования.
    Но, как это часто случается, подаренное добро вернулось сторицей. Дружба Васи с семьей Тыбурция помогла судье увидеть в своем сыне тонко чувствующую и одновременно сильную, нравственно выдержанную личность, понять всю глубину своей родительской вины и любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *