Аргументы сочинение на тему опыт и ошибки

13 вариантов

  1. Официальный комментарий:
    В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    Методические рекомендации:
    «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.
    Афоризмы и высказывания известных людей:
    • Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка – это лишать себя опытности.
    Люк де Клапье Вовенарг
    • Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
    Аристотель
    • Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь.
    Карл Раймунд Поппер
    • Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие.
    Аврелий Марков
    • Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
    Франсуа де Ларошфуко
    • Извлекай пользу из каждой ошибки.
    Людвиг Витгенштейн
    • Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.
    Готхольд Эфраим Лессинг
    • Легче найти ошибку, чем истину.
    Иоганн Вольфганг Гёте
    • Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь.
    Карл Раймунд Поппер
    В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).
    М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его “заживо хоронит”, а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: “До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!” Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет – значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
    Печорин сам говорит о себе: “Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его “страдающим эгоистом”, потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.
    Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни. После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень.
    История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем “журнала”, Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.
    Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и “перерабатывает один в себе свое горе”. После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он “найдет возрождение к новой жизни”, и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.
    М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, – ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.
    М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере.
    С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.
    Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел… Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам.
    В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала.
    Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.
    В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
    В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей.
    Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
    Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней.
    В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека.
    Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

  2. Сочинение на тему «На ошибках учатся»

    «Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известно это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этом пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.
    Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а ее жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать. Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем делать те же жизненные ошибки и попадать в те же неприятные жизненные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть умным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае — это опыт других людей, которые прошли гораздо длиннее твой жизненный путь. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.
    Однако по этому поводу можно и поспорить, поскольку существует еще одна пословица, приобретенное жизненным опытом многих поколений людей. «Не взаймы у соседа ума» — говорит эта пословица. Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног. На это опиралось научную среду всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века,. Хотя казалось бы, чего уж проще — поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но этого никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого. Видимо, так считали и дальше, если бы один итальянский естествоиспытатель, которому, видимо, никогда не читать труды Аристотеля, не взял и не перечислил количество ног у мухи — их оказалось шесть! Вот так и в обычной жизни мы достаточно часто полагаемся на то, что слышим от других, даже если проверить все самому не возлагает никаких трудностей. И задумываемся над тем, что можно было бы все сделать по собственному согласию лишь тогда, когда сожалеем, что сделали все неправильно, положившись на советы других.
    Как видите, два пословица, две народных мудрости, очень близкие по содержанию, но в то же время и очень разные. И если мы в своей жизни научимся правильно использовать эти премудрости и будем учиться не на своих, а на чужих ошибках, но при этом жить только своим умом, а не полагаться на разум других, все в нашей жизни будет состоять лучше и мы с легкостью будем преодолевать все жизненные преграды.

  3. Пять аргументов для подготовки к итоговому сочинению по блоку тем: «Опыт и ошибки»

    1. И.А. Гончаров «Обломов»

    Главный герой романа Илья Обломов, начиная свою карьеру, совершает оплошность по службе и отправляет важную депешу вместо Астрахани в Архангельск. После чего внезапно заболевает, в медицинском свидетельстве, выданном доктором, засвидетельствовано: «Отолщение сердца с расширением левого желудочка оного», вызванное ежедневным «хождением в должность». Эта ошибка привела к последующему вечному лежанию на диване, от которого не спасают даже все попытки Штольца. Так ошибка на службе стала фатальной для Обломова.

    2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Григорий Мелехов, будучи молодым, крепким казаком, выбирает для любовных утех самую красивую в округе молодую казачку Аксинью. Дело обычное для казачьей станицы. Но проблема кроется в удивительном происхождении всего рода Мелеховых, в его генезисе. А Аксинья, никогда не знавшая любви, впервые поняла прелесть этого чувства. В станице казаки стеснялись смотреть в бесстыжие глаза Аксиньи. Но приказ отца жениться на Наталье становится фатальным для Григория. Всю жизнь будет он метаться между двумя женщинами, в итоге погубит обеих.

    3. Е.И. Замятин «Мы»

    Главный герой романа – Д-503 – винтик механизма Единого Государства. Он живёт в мире, где нет любви (её заменяют «розовыми талонами»). Встреча с I-330 поражает воображение героя. Он влюбляется. По закону он должен доложить хранителям о преступлении, в которое втягивает его девушка. Но он медлит и упускает время. Ошибка становится роковой для I-330.

    4. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

    Володя Тенков оказывается в самое страшное время в годы великого перелома в самом центре битвы. С одной стороны это сытые представители номенклатуры партийного руководства, где пироги, борщи и вкусный квас. С другой – выброшенные на обочину жизни люди. Бывшие «кулаки» сегодня – «шкилетники» и «слоны», вызывающие жалость мальчика. Попытка им помочь становится ошибкой. Спасает ребёнка, болеющего милосердием, старая больная собака.

    5. В. Быков «Сотников»

    Главный герой повести – Сотников – пережил в жизни потрясение. Он, ослушавшись запрета отца, взял его именной пистолет, который внезапно выстрелил. Тяжело было мальчику признаться в этом отцу, но сделал он это не по собственной воле, а по требованию матери. Когда мальчик сказал отцу о своём преступлении, тот его простил, но спросил, сам ли он решил это сделать? На этот вопрос ребёнок не был готов ответить и малодушно сказал: «Да». Отрава лжи вечно жгла душу Сотникова, напоминая об ошибке детства. Этот проступок стал определяющим в жизни Сотникова.

  4. Название сочинения: “Опыт и ошибки”.
    Какие тезисы можно привести по данной теме ?
    Случается так, что человек совершает определенные поступки, которые в конце концов приводят к печальным последствиям. В дальнейшем человек понимает, что совершил большую ошибку. Часто может быть и такое, что в результате этой ошибки погибает другой человек. Но увы уже ничего исправить нельзя.
    Какие аргументы можно привести ?
    Можно раскрыть данную тему на произведении В. Осеевой “Бабка”.
    В этом произведении рассказывается о семье. Одной из героинь является бабушка, которая любит своих детей и внуков, ухаживает, заботится о них, помогает.
    Но в ответ получает лишь упреки. Никто никогда не говорит ей спасибо и все называют ее никак иначе как “бабка”. Однажды мальчик Борька разговаривал с приятелем. И тот поведала ему, что в их семье самая главная – бабушка. Все ее любят и уважает, так как она многое для них сделала.
    Борька осознал, как несправедливы все они были к своей бабушке, какую ошибку допустили. Однако, уже было поздно, бабушка умерла, так и не дождавшись слов благодарности.
    Этот рассказ учит тому, что нужно любить и ценить близких, которые находятся рядом с вами.

  5. Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»
    Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф. Достоевского- , согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.( Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.»)
    Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.( «Тварь ли я дрожащая или право имею?» )
    Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка , непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением — убийством старухи- процентщицы и её сеты («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно»)Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.»)
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
    Сколько ошибок совершают в своей жизни герои повести М. Е. Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы»! Именно эти ошибки и сделали их жизнь несчастной. Ошибки Головлёвой- в неверном выборе нравственных ценностей. Она считала, что деньги- это главное, не давала детям нравственного воспитания. А когда они выросли, выбросила каждому «кусок»- часть наследства и думала, что на этом её материнская миссия закончена. И в ответ получила безразличие и холодность детей. Одинокой умирает она, всеми покинутая и забытая.
    Иудушка Головлёв. «Иудушка, Кровопивушка»,- именно так называл своего сына — Порфирия Петровича¸ его мать. Какая это низкая фигура! Всю-то жизнь он изворачивался, приспосабливался, искал выгоды . Всех он отдалил от себя, никто ему не нужен, ведь подчинил Иудушка свою жизнь одному- деньгам. Ради них, ради состояния он готов на всё. Так, Порфирий уговорил мать лишить его старшего брата- Степан- наследства; совершенно безразличен он и к судьбе другого брата- Пашки( это видно , когда он стоит у постели умирающего брата, вроде читает молитву, но столько безразличия и радости в нём, ведь всё наследство теперь достанется ему), да и матери своей он уготовил жизнь бессловесной приживалки; отказывает он в помощи и своим детям — Володеньке и Петеньке, обрекая их на смерть. Ни сочувствия, ни жалости нет в душе этого человека.
    И к какой жизни пришёл Иудушка? К скучной, одинокой: «Потянулся ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени») И стоило ради этого совершать столько ошибок в жизни?
    Но и у него в конце жизни происходит прозрение. И даже он способен понять, какой ошибкой была его жизнь. (. Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было»)
    И идёт он к матери на матери на могилу, чтобы попросить её прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном -правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно буде т ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни- это люди, которые любят тебя, заботятся, которым ты нужен и дорог. А если их нет, то жизнь прожита зря и жизненный опыт окажется карточным домиком, потому что он ,этот опят, ложный, а дорога, по которой шёл человек, ведёт к разочарованию и одиночеству.
    Аргументы по теме: «Дружба и вражда»
    А.С.Пушкин «Дубровский»
    В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями — Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем
    Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.
    Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы — оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина»
    Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова , один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение.
    Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского.
    Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было.
    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
    Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» поднимает много важных проблем и тем. Есть в ней и тема товарищества.
    Товарищество и дружба — это два похожих понятия. Однако товарищество включает в себя, кроме взаимопонимания и поддержки, желания быть с другом в трудные и счастливые минуты, ещё и совместную деятельность. Часто это борьба за справедливость, борьба с врагами. Товарищество — более объёмное понятие, включающее в себя дружеские отношения.
    Главный герой произведения, Тарас Бульба, перед решающим сражением обращается к своим соратникам с речью о товариществе. Он вспоминает всю историю страны, когда ещё в древности нападали на неё враги. В трудные времена люди подали друг другу руки, смогли «породниться родством по душе, а не по крови». Стало формироваться товарищество.
    «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарище»,- подчёркивает Бульба.
    Он осуждает тех, кто перенимает «бусурманские» традиции», на первый план ставит богатство, может продать своего. Горька будет жизнь таких людей, считает Тарас. «И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».
    «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!»
    Такая речь вдохновила его товарищей, смело пошли они на врага, многие погибли, как и сам Тарас Бульба, его сын Остап, но до конца остались верны товариществу, не выдали своих друзей, бились с врагами до конца.
    Горька участь тех, кто встал на путь предательства. Позором стало то, что сын Тараса Андрий перешёл на сторону врага. Бульба убивает его, предателя товарищей, Родины, хотя очень тяжело было на душе отца.
    Произведение Н. В. Гоголя имеет большое воспитательное значение и в наши дни. Оно учит, каким надо быть человеком, какие нравственные ценности сделать приоритетными в своей жизни, как важно уметь дружить и оставаться порядочным человеком в любой ситуации.
    И. А. Гончаров « Обломов»
    Андрей Штольц и Илья Обломов — два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.
    Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
    Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц , наоборот , двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.
    Уже в зрелые годы они продолжают встречаться, обмениваться мыслями, им интересно друг с другом. Они могли поделиться планами, надеждами. Именно Штольц пытался расшевелить Обломова, вернуть его к активной жизни, знакомит его с Ольгой.
    Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.
    Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» .Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.
    В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.
    А. М. Горький «Детство»
    Алексей Пешков — главный герой повести А. М. Горького «Детство» — рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми — дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо — вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.
    Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее ( погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.
    Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.
    Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.
    Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.
    Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
    Произведение «Мёртвые души» до сих пор интересно и актуально. Не случайно по нему ставятся спектакли, создаются многосерийные художественные фильмы. В поэме ( именно такой жанр указал сам автор) переплетаются философские, социальные, нравственные проблемы и темы. Тема победы и поражения тоже нашла своё место в нём.
    Главный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков .Он чётко следовал наставлению своего отца: « Береги и копи копейку…Всё перешибёшь на свете копейкой ». С детства он начал копить её, эту копейку, провёл не одну тёмную операцию. В городе NN он решился на грандиозное по своим масштабам и почти фантастическое предприятие- выкупить по «Ревизским сказкам» мёртвых крестьян , а затем продать их , словно они живые.
    Для этого необходимо быть незаметным и в то же время интересным каждому, с кем он общался. И Чичиков преуспел в этом: «….умел польстить каждому», «вошел боком», «садился наискось», «отвечал наклонением головы», «клал в нос гвоздичку», «подносил табакерку, на дне которой фиалки».
    Сам же при этом старался не очень выделяться(« не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод»)
    Павел Иванович Чичиков в конце произведения — настоящий победитель. Он сумел обманным путём нажить себе целое состояние и уехал безнаказанно. Кажется, что герой чётко следует своей цели, идёт по намеченному пути. Но что ждёт этого героя в будущем, если главной целью жизни выбрал накопительство? Не уготована ли и ему судьба Плюшкина, душа которого оказалась полностью во власти денег? Всё может быть. Но в том, что с каждой приобретённой «мёртвой душой» он сам нравственно падает — это несомненно. А это и есть поражение, ведь человеческие чувства в нём оказались подавлены приобретательством, лицемерием, ложью, эгоизмом. И хотя Н. В. Гоголь подчёркивает, что такие, как Чичиков — «страшная и подлая сила», не им принадлежит будущее, всё же не они – хозяева жизни. Как актуально звучат слова писателя, обращённые к молодёжи: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
    И. А. Гончаров « Обломов»
    Победа над самим собой, над своими слабостями и недостатками. Она многого стоит, если человек доходит до конца, до той цели, которую поставил. Не таков Илья Обломов, герой романа И. А. Гончарова. Лень празднует победу над своим хозяином. Она так крепко сидит в нём, что кажется, ничто не способно заставить героя встать со своего дивана, элементарно написать письмо в своё имение, узнать, как там дела. И всё же герой попытался сделать попытку преодолеть себя, своё нежелание что-то предпринимать в этой жизни. Благодаря Ольге, любви к ней, он стал преображаться: наконец – то встал с дивана, стал читать, много гулял, мечтал, беседовал с героиней. Однако вскоре он отказался от этой затеи. Внешне сам герой оправдывает своё поведение тем, что он не сможет ей дать того, чего она заслуживает. Но, скорее всего, это очередные отговорки. Лень снова заволокла его, вернула на любимый диван.(« …В любви нет покоя, и она движется всё куда-то вперёд, вперёд…») Не случайно «обломов» стало нарицательным словом, обозначающим человека ленивого, ничего не желающего делать, ни к чему не стремящегося.(Слова Штольца: « Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.»)
    Обломов рассуждал над смыслом жизни, понимал, что так жить нельзя, но ничего не предпринимал, чтобы изменить всё: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра»
    Не получилось у Обломова победить самого себя. Однако и поражение его не так уж и расстроило. В конце романа мы видим героя в тихом семейном кругу, его любят, о нём заботятся, как когда-то в детстве. Это идеал его жизни, вот его он добился. Тоже, впрочем, одержав «победу», ведь жизнь его стала таковой, какой он хочет её видеть. Но почему же в его глазах всегда какая-то грусть? Может, по несбывшимся надеждам?
    Е. Замятин «Мы»
    Роман «Мы», написанный Е. Замятиным , является антиутопией. Этим автор хотел подчеркнуть, что события, изображённые в нём, не такие уж и фантастические, что при складывающемся тоталитарном режиме может произойти нечто похожее, а главное — человек полностью потеряет своё «я», даже имени у него не будет- только номер.
    Таковы главные герои произведения: он – Д 503 и она- И-330
    Герой стал винтиком огромного механизма Единого Государства, в котором всё чётко регламентировано. Он полностью подчинён законам государства, где все счастливы.
    Иная героиня И-330, именно она показала герою «неразумный» мир живой природы, мир, который отгорожен от жителей государства Зелёной Стеной.
    Происходит борьба между тем, что положено и что запрещено. Как поступить ? Герой испытывает чувства, ранее ему неизведанные. Он идёт за возлюбленной. Однако в итоге система одержала победу над ним, герой, часть этой системы , произносит: «Я уверен, что мы победим. Потому что разум должен победить». Герой вновь спокоен, он , прошедший операцию, обретший вновь спокойствие, невозмутимо смотрит на то, как гибнет под газовым колоколом его женщина.
    А героиня И-330 , хотя и погибла, но осталась непобеждённой. Она сделал всё, что смогла, для жизни, в которой каждый сам решает, что ему делать, кого любить, как жить.
    Победа и поражение. Они часто так рядом на пути человека. И какой выбор сделает человек- к победе или поражению- зависит и от него тоже, несмотря на то, в каком обществе он живёт. Стать единым народом, но сохранить своё «я»- это один из мотивов произведения Е. Замятина.
    Слово о полку Игореве»
    Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.
    Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами — врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя — произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.
    Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.
    Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.
    И. С. Тургенев «Ася»
    25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И. Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание — испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное — непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, 13-летняя девочка осталась на руках у старшего брата- Гагина., Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.
    К сожалению, герой оказался не столь решительным , как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость — именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об Асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.
    « У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. — И то не день. А мгновение. »
    А. И. Куприн «Олеся»
    «Любовь не знает границ». Как часто мы слышим эти слова, да и повторяем их сами. Однако в жизни, к сожалению, эти границы не каждый способен преодолеть.
    Как красива любовь деревенской девушки Олеси, живущей на лоне природы, вдали от цивилизации, и интеллигента, городского жителя Ивана Тимофеевича! Сильное, искренне чувство героев подвергается испытанию: герой должен решиться на женитьбу на деревенской девушке, да ещё колдунье, как её вокруг называют, связать жизнь с человеком, живущим по другим законам, словно в ином мире. И герой не смог сделать вовремя выбор. Разум слишком долго довлел над ним. Даже Олеся заметила неискренность в характере героя: ««Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».
    И в итоге — одиночество, ведь любимая вынуждена покинуть эти места, бежать вместе с Мануйлихой от суеверных крестьян. Любимый не стал для неё опорой и спасением.
    Вечная борьба разума и чувств в человеке. Как часто она приводит к трагедии. Сохранить любовь, не теряя при этом головы, понимая ответственность за любимого — это дано не каждому. Иван Тимофеевич не смог выдержать испытание любовью.
    Аргументы по теме: «Опыт и ошибки»
    Слово о полку Игореве»
    Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю! Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь — совершает страшную ошибку: он идет на половцев с небольшой дружиной, а самое главное — никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. усь.
    Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.
    Автор пытается донести до князей — людей, облачённых властью -, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускать ошибок в своих действия, а опыт накапливать победами, продуманными действиями.

  6. Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.
    Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:
    непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.
    Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:
    Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.
    Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», – сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…
    А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» – и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.
    От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

  7. Жизнь – это длительный путь к совершенству, который каждый человек проходит самостоятельно. Мы самостоятельно взрослеем, знакомимся с изменениями, происходящими внутри нас, познаём мир со всеми его непредсказуемостями, достоинствами и недостатками. Но человеку не свойственно учиться на ошибках прошлых поколений, обычно мы наступаем на те же грабли и только на собственном опыте познаём жизнь. Мы совершаем ошибки и получаем опыт – это стратегия неизбежна.
    В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» мы знакомимся с историей нескольких поколений семьи, которая даёт нам представление об ошибках, ведущих к краху, к гибели почти всех членов семьи Мелеховых.
    Отец Григория Пантелей Прокофьевич решает поженить сына на девушке из состоятельной семьи. Григорий не испытывает к Наталье никаких чувств, но подчиняется воле отца, совершая тем самым очередную ошибку в своей жизни. В итоге он мечется между двух женщин – Аксиньи и Натальи. Всё это заканчивается довольно печально и трагически: одна умирает от аборта, другая гибнет от пули.
    В определении пути в революции Григорий ведёт себя тем же образом: в поисках гармонии, высшей правды и истины он встаёт то на сторону белых, то красных. Это не приносит ему ни справедливости, ни гармонии.
    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы наблюдаем за опытом и ошибками главного героя произведения Евгения Онегина. Опыт сыграл с ним злую шутку. Онегин встретил настоящую любовь, но не спешил расставиться со свободой. В итоге Татьяна вышла замуж за другого. Вернуть возлюбленную он не смог, хотя изначально был уверен в правильности своих поступков.
    Никто из нас не застрахован от ошибок. Как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. Если мы к чему-то стремимся, совершаем какие-либо поступки, добиваемся всего своими силами и своим умом, то всегда делаем ошибки. Уйти от ошибок можно только набравшись опыта. Но, преодолевая новые преграды, человек всё равно сталкивается с новыми ошибками.

  8. В нашей жизни всегда бывают и успехи, и неудачи. Люди всегда совершали и будут совершать ошибки. Без этого жизнь просто невозможна. С помощью ошибок общество набирается опыта, а также становится сильнее и намного умнее, чем до этого. Цена ошибки бывает достаточно высокой, что пугает и разочаровывает многих людей. Но, только совершив ошибку, можно получить свой собственный жизненный опыт.
    Данное явление можно рассмотреть на примере из литературы. В произведении Пушкина «Евгений Онегин» это очень хорошо показано. Главный герой Евгений – молодой человек. Он эгоист и сильно влюблен в себя. Парень не замечает чувства девушки, которая безумно в него влюблена. А когда она призналась ему в своих пылающих чувствах – он ее отверг. Но вот в чем дело, мужчина не считал нужным вести правильную жизнь и заводить друзей. Можно сказать, что жил он просто так. Молодой человек все понял и осознал, но было уже очень поздно. Татьяна, которая была отвергнута, вышла замуж за другого человека. Онегин раньше не понимал, что все это было очень важно. Именно поэтому он совершил огромную ошибку. Человек упустил свою возможность на нормальную, спокойную и счастливую жизнь. Он так и не смог завести семью, детей. В итоге он остался один. Самое главное – это то, что он получил важный жизненный опыт. Но ценой была его несчастная и тоскливая жизнь.
    Если брать не пример из литературы, а реальную жизнь, то можно тоже показать влияние ошибок на человеческую жизнь. Например, люди, которые убивают других людей. Они ведь не задумываются о последствиях. Свои поступки они анализируют уже в тюрьме. Но очень важен тот факт, что все-таки люди осознают свои ошибки. А в будущем они помогают больше не натыкаться на данные неприятности. Жизнь намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. А жизненный опыт очень важно начать формировать еще в раннем возрасте, иначе потом жить будет очень сложно.
    Ошибки необходимы для каждого человека, который хочет научиться жить правильно и красиво. Но зачастую они довольно весомые, и в результате человек несет большие потери. Я считаю, что нужно постараться не повторять чужих ошибок, тогда получится предотвратить многие беды.

  9. Итоговое сочинение на тему «Опыт и ошибки».
    Произведения, использованные при аргументации: Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Вступление: Жизнь складывается так, что в ней все переплетается между собой: любовь и ненависть, взлеты и падения, опыт и ошибки… Одно невозможно без другого и, кажется, каждый человек когда-то оступался, понимал неправильность своих действий и извлекал важные для себя уроки.
    Издревле известно выражение: умный человек учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Скорее всего, это действительно так, ведь не зря многие поколения предков стремились передать потомкам свои умозаключения, старались полезными советами научить детей правильно жить и записывали в книгах мудрость ушедших веков.
    Огромное литературное наследие, оставленное великими писателями и поэтами – бесценный клад жизненного опыта, способный предостеречь нас от многих ошибок. Рассмотрим лишь несколько примеров того, как в художественных произведениях авторы через поступки своих героев предупреждают читателя об опасности совершения неправильных действий.
    Аргументы: В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, уже будучи невестой князя Андрея Болконского, поддается искушению и увлекается Андреем Курагиным. Девушка еще юна, наивна и чиста в своих помыслах, ее сердце готово любить, поддаваться порывам, но отсутствие жизненного опыта склоняет ее к роковой ошибке – побегу с безнравственным человеком, для которого вся жизнь состоит из страстей. Опытный соблазнитель, который, к тому же, формально женат, не думал о браке, о том, что может просто опозорить девушку, ему были не важны чувства Наташи. А она была искренна в свей иллюзорной любви. Только чудом побег не состоялся: Марья Дмитриевна помешала девушке покинуть семью. Позже, осознав свою ошибку, Наташа раскаивается, плачет, но прошлого назад не вернуть. Князь Андрей не сможет простить бывшей невесте такую измену. Эта история учит нас очень многому: прежде всего, из нее следует, что нельзя быть наивными, необходимо внимательнее относится к людям, не строить иллюзий и стараться уметь отличать ложь от правды.
    Другим примером того, что опыт других людей важен для недопущения собственных ошибок, может стать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже само название намекает на мораль всего произведения: за проступки наступит расплата. Так и случается: Родион Романович Раскольников, бедный студент, придумывает теорию, согласно которой людей можно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Люди второй категории, по его мнению, для достижения великих дел не должны бояться перешагнуть через трупы. Ради проверки собственной теории и мгновенного обогащения, Раскольников совершает жестокое преступление – топором убивает старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Однако совершенное не приносит желаемого: в результате долгих размышлений, на которые его наталкивают обстоятельства, главный герой романа раскаивается и принимает заслуженное наказание, отбывая его на каторге. Изложенная история поучительна тем, что предостерегает читателей от роковых ошибок, которых можно было избежать.
    Вывод: Таким образом, можно с уверенностью сказать, что опыт и ошибки в жизни людей неразрывно связаны между собой. А чтобы не допускать роковых ложных шагов, стоит опираться на мудрость прошлого, в том числе и на поучительные сюжеты литературных произведений.

  10. Как говорил известный древнеримский философ Цицерон: «Человеку свойственно ошибаться». Действительно, вряд ли кто-то сумел прожить жизнь, не совершив ни единой ошибки. Ошибки могут сломить душу человека и даже стоить ему жизни, но они же способны дать нам богатый жизненный опыт. И пусть все мы иногда ошибаемся, ведь каждому человеку свойственно учиться на своих ошибках, а иногда и на ошибках других людей.
    Многие литературные персонажи совершают большие ошибки, и далеко не все они стараются исправить их. Я считаю, что каждый человек должен расплачиваться за допущенные в жизни ошибки и стараться исправлять их любой ценой. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ошибка персонажа стоила двух невинных жизней. Ошибочный план Раскольникова отнял жизнь у Лизы и не родившегося ребёнка, но случившееся кардинально изменило жизнь героя. Иногда человек может сказать о том, что он убийца и не должен быть прощён, но, в данном случае, прочитав о состоянии героя после совершения убийства, я изменил к нему отношение. Он заплатил за свои ошибки и лишь благодаря Соне он справился со своими душевными терзаниями.
    За всю жизнь мы совершаем огромное количество ошибок. Очень важно научиться быстро и правильно исправлять их, ведь ничто так не учит, как осознание собственных ошибок. Работа над своими ошибками – это поиск истины и стремление к духовной гармонии, которая рано или поздно приводит нас к обретению бесценного опыта и счастья. Вспоминается известная народная мудрость: «не ошибается только тот, кто ничего не делает».

  11. Предмет речи
    Возможные
    формулировки темы

    Возможные формулировки
    главной мысли, выводы

    Цитаты
    Литературный пример
    Неразрывная связь опыта и ошибок

    Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок

    Почему Пушкин назвал опыт “сыном ошибок трудных”?
    Возможен ли опыт без ошибок?
    Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта?
    Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?
    Ошибка одного – урок другому.
    Ошибка по незнанию простительна любому человеку.
    Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.
    Отрицательный результат – тоже результат.
    Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. –> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы.
    О сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель.
    (А.Пушкин)
    Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций)
    Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи)
    Ошибка — не обман.
    Ошибся, что ушибся — вперед наука.
    Обжёгшись на молоке, на воду дует.
    И на старуху бывает проруха.
    На ошибках учатся.
    (Русские пословицы)
    Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс)
    Неудачи и отказы — важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон).
    Лев Толстой. Война и мир
    Валентин Распутин. Живи и помни
    Владимир Дудинцев. Белые одежды
    Дэниел Киз. Цветы для Элджернона
    Опыт и ошибки на жизненном пути человека
    Можно ли учиться на чужих ошибках?
    Действительно ли в жизни всё нужно попробовать?
    Какие ошибки я могу простить друзьям?
    Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?
    Почему мы боимся неудач и ошибок?
    Почему не нужно бояться ошибок?
    Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки?
    Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок.
    Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека?
    Учиться на ошибках или избегать их?
    Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.
    Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок. Пословица “на ошибках учатся” для неудачников.
    В жизни нужно всё попробовать. Всякий опыт ведёт к развитию.
    Не всякий опыт нужен человеку.
    Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. –> Мнение толпы не даёт нам развиваться. Иногда это мнение нужно игнорировать.
    Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. –> Нужно поступать так, как считаешь нужным.
    На чужих ошибках нельзя научиться жить.
    Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать – ошибка. (Теодор Рузвельт).
    Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна)
    Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне)
    Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)
    Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд)
    Загляни в глаза себе.
    Стало стыдно – значит, что-то здесь не так!
    Нет удач без неудач,
    Нету легких побед,
    Так чего ж ты опечалился, чудак?
    (В. Ланцберг)
    Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку.
    (Э. Хаббард)
    Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев)
    Тот настоящий друг среди толпы знакомых,
    Кто, правды не боясь, укажет вам на промах.
    (Н. Депрео)
    То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон)
    Михаил Лермонтов. Герой нашего времени
    Лев Толстой. Война и мир
    Фёдор Достоевский. Бесы
    Александр Пушкин. Капитанская дочка
    Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого
    Виктор Астафьев. Людочка
    Опыт и ошибки народа
    Можно ли назвать фашизм ошибкой всего немецкого народа?
    Что дал нашей стране опыт строительства коммунизма?
    Должен ли народ отвечать за ошибки своего правительства?
    Какие уроки мы должны извлечь из истории борьбы народа за свободу?
    Что можно назвать исторической ошибкой народа?
    Можно ли говорить о том, что народы ошибаются и приобретают опыт?
    Весь народ не может нести ответственность за действия лидеров.
    Каждый человек в стране несёт долю ответственности за все, что делается в этой стране.
    Люди должны учитывать негативный опыт прошлого и не повторять ошибок своего народа.
    О народе нельзя говорить как о ком-то, кто в принципе может допустить ошибку, < --ведь у народа нет целенаправленных действий. Исторической ошибкой народа ничего нельзя назвать: то, что считается ошибкой в одно время, может расцениваться как победа в другое. Ошибкой народа можно считать действия, которые привели к уничтожению части этого народа. Величайший полководец тот, кто делает меньше всего ошибок (Наполеон). Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой (Г. Лебон) Юрий Домбровский. Хранитель древностей Василий Аксенов. Московская сага Анатолий Рыбаков. Дети Арбата Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая Опыт и ошибки человечества
    Можно ли считать опытом человечества рабство/инквизицию/крестовые походы/фашизм и т.д?
    Какой опыт дали человечеству исторические события (на примере любого события)?
    Почему люди иногда не хотят учитывать опыт предыдущих поколений?
    Зачем изучать исторический опыт человечества?
    Человеческая раса не должна ошибаться?
    Как природа мстит за ошибки человека?
    Ошибки человечества на пути создания лучшего общества.
    Чей опыт ценнее: опыт старых или опыт молодых?
    Мир изменился. Теперь старые обращаются к опыту молодых.
    Опыт предыдущих поколений бесценен для человечества.
    Лучшее – враг хорошего. Часто люди, стремясь изменить ход истории, совершают непоправимые ошибки.
    Мы должны учитывать опыт предыдущих поколений, потому что некоторые ошибки могут стоить миллионов жизней.
    Опыт человечества передаётся в книгах –> Необходимо сохранять письменные источники, обобщающие опыт человечества.
    Человек и природа – непримиримые враги. И природа может ответить человеку уничтожением.
    Единственная причина, по которой человек превзошёл другие виды — это наша способность учиться на своих ошибках.
    (С. Дассанаяке.)
    Человечество имеет за собой шеститысячелетний опыт, и все-таки с каждым поколением впадает в детство. (Т. Бернар)
    Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества.
    (Р. Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту)
    Sampath Dassanayake
    . Не ошибается тот, кто ничего не делает. (мотивирующая статья)
    Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту
    Величайшие ошибки человечества (в статье примеры из жизни).
    Катастрофические ошибки
    Ошибки, которые не дают опыта.
    Всякая ли ошибка по-своему ценна?
    Есть ошибки, которые не дают опыта. –> Нельзя их допускать.
    К счастью, дожили не все – это ясно,
    Чтобы услышать: всё было напрасно.
    (В. Малышев)
    Архитекторы прячyт свои ошибки под плющом, хозяйки – под майонeзом, а врачи – под землёй. (Б. Шоу)
    Хотели как лучше, а получилось как всегда. (В. Черномырдин, теперь уже поговорка).
    Рэй Брэдбери. И грянул гром
    Курт Воннегут. Колыбель для кошки
    Владимир Малышев. Стихи о Чернобыле
    Герман Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит
    Энциклопедия мировых сенсаций XX века. Том №2. Ошибки и катастрофы
    Развитие науки через ошибки и накопление опыта
    Возможны ли великие открытия без череды ошибок?
    Какую цену готовы заплатить учёные за великие открытия?
    Стоит ли жизнь нескольких людей великих достижений, которые спасут человечество?
    Великим открытиям предшествует череда ошибок.
    Великое открытие может быть сделано случайно, без накопления опыта.
    Учёные могут двигать науку, только постоянно ошибаясь.
    Великое открытие можно совершить, отбросив накопленный опыт.
    Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти (Р. Тагор).
    Как говорил Эдисон, он не ошибался 999 раз, он просто нашёл 999 вариантов, которые не работают.
    (С. Дассанаяке.)
    Человек, который много совершает, и ошибается во многом (Еврипид).
    Свобода творчества — свобода делать ошибки. (П. Капица)
    Все, что вы знаете, есть результат опыта, накопленного за годы службы. Но прошлые решения и годятся только для прошлых задач. Если хотите творческого прорыва – позабудьте на время о своем богатом опыте!
    (П. Коэльо)
    Владимир Дудинцев. Белые одежды
    Дэниел Киз. Цветы для Элджернона
    Герберт Уэллс. Человек-невидимка
    Александр Беляев. Голова профессора Доуэля
    Политический опыт и политические ошибки
    Какой опыт получила Россия в 20 веке?
    Имеют ли право политики совершать ошибки?
    Чем оборачиваются ошибки лидеров государств?
    Ошибки человечества на пути создания лучшего общества.
    Какой опыт дают людям войны?
    Политики, как и все люди, имеют право на ошибку.
    Политики несут слишком большую ответственность, чтоб ошибаться.
    Иногда целые поколения страдают, чтоб извлечь урок из ошибок политиков. –>Из исторических ошибок необходимо извлекать уроки, чтоб жертвы не были напрасными.
    Даже войны дают человечеству опыт. Они учат тому, что война – зло.
    Войны имеют и положительный результат: они рождают национальных героев, на которых равняются многие поколения.
    В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом (А. Мальро).
    Когда император совершает ошибку, страдает народ (китайская пословица).
    Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой (Г. Лебон)
    Курт Воннегут. Бойня номер пять, или крестовый поход детей
    Юрий Домбровский. Хранитель древностей
    Василий Аксенов. Московская сага
    Василий Гроссман. Жизнь и судьба
    Опыт, ошибка и случай, стечение обстоятельств
    Нелепые случайности, трагические ошибки…
    “… Случайность становится судьбой мира”
    Как случайная ошибка может дать нам ценный опыт?
    Случайная ошибка может изменить мир к лучшему/к худшему.
    В любой ситуации решающей может оказаться случайность. –> Делая расчеты, не полагайтесь на то, что не допустите ошибок.
    Всё в мире строится на череде чьи-то ошибок.
    Бытие на ошибке основано, ошибку ошибкой исправляет, ошибкой возвращается, ошибками творит так, что случайность становится судьбой Мира. (С. Лем)
    Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах (пословица).
    Александор Пушкин. Пиковая дама
    Ошибки, ставшие открытиями(хорошая статья)
    Ошибки и ответственность.
    Наказание
    Раскаяние
    Стыд

    Почему люди стыдятся своих ошибок?
    Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках.
    Почему люди стараются скрыть свои ошибки?
    Что для меня значат слова “непростительная ошибка”?
    В каких случаях надо наказывать за ошибки?
    Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках.
    Как природа мстит за ошибки человека?
    Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта.
    Есть ошибки, которые нельзя прощать.
    Любую ошибку можно простить.
    Непростительны ошибки, которые привели к потерям других. Если человек навредил только сам себе, он уже наказан.
    Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас).
    Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть.
    Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал.
    Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все.
    (М. Кундера)
    Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго).
    Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю).
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Валентин Распутин. Живи и помни
    Василь Быков. Сотников
    Константин Паустовский. Телеграмма
    Герман Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит
    Поиск смысла жизни и ошибки
    Согласен ли я с тем, что честному человеку “надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать…”?
    Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни?
    Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок?
    Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным.
    Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок.
    Лёгкая жизнь нас ничему не учит.
    Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение.
    Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится.
    Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла.
    Опыт некоторых людей опасен для остальных.
    Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)
    Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов).
    Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное – то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах).
    Делай что должен, и будь что будет (пословица).
    Лев Толстой. Война и мир
    Герман Гессе. Сиддхартха
    Сомерсет Моэм. Луна и грош

  12. Жизнь — это очень непростой и долгий путь к совершенству. Каждый из нас проходит его самостоятельно: познает мир, взрослеет, знакомится со своими внутренними изменениями. Опыт — один из самых лучших учителей, но плата за учение бывает слишком великой.
    Каждому человеку свойственно ошибаться и от ошибок не застрахован никто. Ошибка в нашем понимании — это неправильность в действиях, мыслях, поступках, высказываниях. Если мы допускаем какую-то ошибку, то мы делаем все возможное чтобы не повторить её вновь. Всегда ли плохо совершать жизненные ошибки? Нет. Иногда ошибки дают нам неплохой жизненный опыт и такие ошибки являются необходимыми для человека. Самое главное — проанализировать опыт каждой совершенной ошибки, чтобы в будущем их избежать, если этого не сделать ошибки ничему нас не научат.
    Проживая свою жизнь, человек будет совершать ошибки снова и снова. Возможно при огромном опыте, интерес к жизни потеряется. Поэтому каждый делает свой выбор самостоятельно: тихо сидит в своем доме и спокойной наслаждается полученным опытом или сознательно совершает свою очередную ошибку.

  13. Пять аргументов для подготовки к итоговому сочинению по блоку тем: «Опыт и ошибки»

    1. И.А. Гончаров «Обломов»

    Главный герой романа Илья Обломов, начиная свою карьеру, совершает оплошность по службе и отправляет важную депешу вместо Астрахани в Архангельск. После чего внезапно заболевает, в медицинском свидетельстве, выданном доктором, засвидетельствовано: «Отолщение сердца с расширением левого желудочка оного», вызванное ежедневным «хождением в должность». Эта ошибка привела к последующему вечному лежанию на диване, от которого не спасают даже все попытки Штольца. Так ошибка на службе стала фатальной для Обломова.

    2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Григорий Мелехов, будучи молодым, крепким казаком, выбирает для любовных утех самую красивую в округе молодую казачку Аксинью. Дело обычное для казачьей станицы. Но проблема кроется в удивительном происхождении всего рода Мелеховых, в его генезисе. А Аксинья, никогда не знавшая любви, впервые поняла прелесть этого чувства. В станице казаки стеснялись смотреть в бесстыжие глаза Аксиньи.
    Но приказ отца жениться на Наталье становится фатальным для Григория. Всю жизнь будет он метаться между двумя женщинами, в итоге погубит обеих.

    3. Е.И. Замятин «Мы»

    Главный герой романа – Д-503 – винтик механизма Единого Государства. Он живёт в мире, где нет любви (её заменяют «розовыми талонами»). Встреча с I-330 поражает воображение героя. Он влюбляется. По закону он должен доложить хранителям о преступлении, в которое втягивает его девушка. Но он медлит и упускает время. Ошибка становится роковой для I-330.

    4. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

    Володя Тенков оказывается в самое страшное время в годы великого перелома в самом центре битвы. С одной стороны это сытые представители номенклатуры партийного руководства, где пироги, борщи и вкусный квас. С другой – выброшенные на обочину жизни люди. Бывшие «кулаки» сегодня – «шкилетники» и «слоны», вызывающие жалость мальчика. Попытка им помочь становится ошибкой. Спасает ребёнка, болеющего милосердием, старая больная собака.

    5. В. Быков «Сотников»

    Главный герой повести – Сотников – пережил в жизни потрясение. Он, ослушавшись запрета отца, взял его именной пистолет, который внезапно выстрелил. Тяжело было мальчику признаться в этом отцу, но сделал он это не по собственной воле, а по требованию матери. Когда мальчик сказал отцу о своём преступлении, тот его простил, но спросил, сам ли он решил это сделать? На этот вопрос ребёнок не был готов ответить и малодушно сказал: «Да». Отрава лжи вечно жгла душу Сотникова, напоминая об ошибке детства. Этот проступок стал определяющим в жизни Сотникова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *