Бунин сочинение на тему легкое дыхание

11 вариантов

  1. В произведении «Легкое дыхание» автор описывает все, что происходит между двумя влюбленными человеками. Здесь главной героиней стала девушка по имени Оля. Больше всего на свете ей нравилось заниматься гимнастикой, и поэтому после учебы она отправлялась на кружок, где проводила очень много времени. Среди других девушек она ничем не отличалась. Если у других девушек уже были парни, то у нашей главной героини его просто не было, а все, потому что никому не она не нравилась. Но вот однажды она стала очень красивой девушкой и теперь все парни стали заглядываться на нее. Если другие девушки теперь старались привлечь к себе парня и показать себя с хорошей стороны, то Оле ничего такого не нужно было делать. Все что ей нужно было сделать, это просто улыбнуться и все парни возле ее ног.
    И тогда девушки стали пускать про нее различные слухи, которые дошли до директора училища. Она решила все выяснить у Оли самой и вызвала к себе. В результате их разговора девушка призналась в том, что у нее уже были интимные отношения с одним мужчиной. А если быть точным, то это брат директора. Но не это привело в шок директора, оказывается брату директора пятьдесят лет.
    Директор сначала подумала, что Оля просто обманывает ее, но когда девушка дала директору свой дневник, в котором записывала все, что у нее происходило в жизни, а также все события, которые запомнились ей больше всего. То теперь сомневаться было поздно. И вроде бы все у них произошло по обоюдному согласию, но теперь девушка просто ненавидит всех парней и старается отыскать любой момент или повод для того чтобы отомстить им.
    Но давайте рассмотрим эту историю с другой стороны. А ведь брат директора полюбил эту девушку и выбрал среди других девушек и заметил. Хотя этого могло не произойти. Он по-настоящему влюбился в нее и сделал так, чтобы она стала не только счастливой, но и оставалась рядом с ним навсегда. Но когда он предложил ей узаконить их отношения, она отказалась, а мужчина больше ни с кем не захотел ее делить и поэтому убил.
    Про любовь здесь речи нет, но автору удалось показать и рассказать о том, что влюбиться человек может в любом возрасте.

    Сочинение 2

    Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), писатель русского зарубежья, умел удивительно тонко и трепетно описать такое богатое и волнующее чувство, как любовь. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел на одной из могил прекрасный портрет юной девушки. Ее чудесные счастливые глаза вдохновили писателя на создание новеллы «Легкое дыхание».
    Оля Мещерская – юное жизнерадостное существо, с беспечностью относившаяся к жизни. В ней уже проснулось женское начало, она привлекала к своей особе внимание мужчин. Но разум взрослого человека еще спал. Говорили, что один гимназист из-за любви к ней даже хотел покончить с собой. На балу девушка танцевала лучше всех, имела поклонников больше всех своих ровесниц. В 15 лет она уже слыла красавицей, о которой ходили толки, что она несколько ветреная девушка. Оля и сама не постигла того, что в ней сокрыто мощное неотразимое очарование, непреодолимая сила Афродиты и Венеры.
    Не один раз классная дама Ольги делала ей замечания по поводу ее поведения и стиля. Девочка только отмахивалась. Во время очередного разговора с начальницей девушка призналась, что она уже не ребенок, а женщина. И сделал ее женщиной брат начальницы и сосед отца – Алексей Малютин, казачий офицер пятидесяти с лишком лет. Сожалела ли о случившемся Мещерская? Нет. Совращала ли она Малютина? И да, и нет.  Она помимо своей воли приводит в действие волшебные женские силы, хотя сама пугается их могущества: «Я сошла с ума, я не знала, что я такая».
    Этот эпизод в жизни девушки привел к трагическим последствиям. Малютин застрелил ее на вокзале за отказ выйти замуж за него и насмешки в его адрес. Могла ли Ольга предвидеть это? Наверное, нет. Она еще не разбиралась в жизни, в любви. Не разум управлял ее поступком, а кратковременная вспышка страсти.
    Классная дама Оли Мещерской каждое воскресенье приходит к ней на кладбище, вспоминает слова девочки о том, какой должна быть настоящая женщина. Начальница живет совсем в другом мире, мире грез и мечтаний. Теперь предметом ее мыслей и раздумий стала погибшая Оля.
    Можно утверждать, что в произведении есть две главные героини: гимназистка Оля Мещерская и ее классная дама. Писатель описывает двух совершенно разных по характеру женщин. Оля Мещерская – воплощение первобытной стихии, живущей инстинктами и минутными капризами; и классная дама – воплощение духовной стихии. Именно ее вера и молитва возвращает легкое дыхание погибшей в природу, созданную творцом.

  2. Ольге было шестнадцать лет, она ничем особо не выделялась среди других гимназисток. Не было в ней невиданной красоты, шарма взрослой женщины, но была необычайная внутренняя свобода и человеческое достоинство. Девушка, не задумываясь о собственной жизни, жила без страха и осмотрительности, дышала полной грудью. При этом легко отметая все упреки в свой адрес и слухи вокруг своего имени.
    Ее наставница, наоборот, руководствовалась разумом и поэтому одергивала девушку, не принимая ее поведения и стиля. Однако она не знала, что  в жизнь юной Оленьки вмешался взрослый мужчина, который руководствовался лишь своим инстинктом. Это погубило девушку, ведь она не была готова к взвешенным взрослым решениям. Ее разум не успел проснуться, чтобы контролировать чувства.
    Героиня была искренней и легкой. Она шла по жизни, флиртовала с поклонниками и не подозревала, к чему это ее приведет. Неискушенная и неопытная, она не могла разобраться в любовных хитросплетениях. Ей не хватило времени, чтобы научиться управлять своей энергией.
    Любовь в произведениях Бунина часто ходит бок обок со смертью. Этот рассказ – не исключение. Понятие любви у великого писателя всегда сопряжено с кратковременной вспышкой страсти, несущей после себя боль и страдание, а иногда и смерть. Но Бунин уверен, что смерть не всесильна и она не может уничтожить красоту, которая возродится вновь.
    Жизнь Оли Мещерской была короткой и яркой, она оставила след в душах многих людей. Ее легкое дыхание рассеялось в окружающем воздухе и теперь наполняет его своей энергией и радостью. Печальный финал этой истории, на мой взгляд, говорит о том, что даже в вопросе возвышенных чувств нужно прислушиваться к голосу разума. И важно, чтобы рядом с взрослеющим человеком были взрослые, способные направить его и научить, а не осуждать.

  3. Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
    Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
    Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
    В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
    Это Оля Мещерская».
    Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней — как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
    Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
    Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
    Оля Мещерская у Бунина — добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она — идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
    Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
    Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
    Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
    Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине — «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вдыхаю, — ведь, правда, есть?»
    Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

  4. Действия учителя
    Действия ученика (элементы
    сочинения)
    1 шагНайти ключевое слово в
    теме сочинения. Что послужит материалом для
    раскрытия темы?
    своеобразие
    рассказ «Лёгкое дыхание»
    2 шагКак начать сочинение?
    (вступление)
    Ответьте на ряд вопросов, из ответов на которые
    сложится тезисный план вступления.
    – время создания произведения?
    – находят ли приметы времени отражение в
    произведении?
    – в рамках какого течения, направления
    создавался рассказ?
    – с какими другими произведениями писателя
    тематически перекликается этот рассказ?
    – каковы общие жанровые признаки произведения
    В 1916 году выходит в свет рассказ
    Бунина «Лёгкое дыхание», в котором поднимается
    тема трагической любви – одна из самых важных
    для писателя. Ей посвящены рассказы «Солнечный
    удар», цикл «Тёмные аллеи» и многие другие
    произведения.
    Трагизм, драматические переживания и
    предчувствия – характерная примета
    «серебряного века». И в «Лёгком дыхании» Бунин
    рассказал о стремительной, как вспышка, жизни
    Ольги Мещерской.
    По жанру это рассказ. Повествование отличается
    динамичностью, острой конфликтностью интриги,
    неожиданностью развязки. Героиня показана с
    одной, наиболее яркой стороны. Краткость
    рассказа определяет значимость каждой детали.
    Эти особенности содержания и формы рассказа я и
    попытаюсь рассмотреть.
    3 шагОсновная часть
    сочинения – это анализ текста произведения.
    Здесь тоже возможна опора на относительно
    универсальный вопросник, как основание
    тезисного плана. Осуществляется подборка
    иллюстративного материала.
    – смысл названия
    – есть ли особый смысл в имени
    героя?
    – характер или важнейшая черта героя
    – портрет героя
    – как помогают понять героя другие персонажи
    произведения?
    – высказывается ли автор непосредственно о
    герое, проблеме, ситуации? Каким образом автор
    обосновывает свою точку зрения?
    – какова композиция произведения? Нет ли
    вставных элементов композиции?
    Смысл названия рассказа очень важен
    для понимания идей писателя. Автор
    переосмысливает понятие «лёгкое дыхание», и в
    конце рассказа оно уже является
    метафорой-символом. Лёгкое дыхание – это
    молодое, живое обаяние, которым обладала Оля
    Мещерская. Её жизнь трагична вовсе не потому, что
    она оказалась обманутой Алексеем Малютиным, а
    потому, что у Бунина любовь вообще не может
    принести счастья. Любовь – это миг, она подобна
    «солнечному удару», «лёгкому дыханию».
    Почувствовав силу любви, человек оказывается
    одиноким и несчастным. Но и человек, который не
    любил, тоже несчастен. Без любви жизнь человека
    вообще можно считать несостоявшейся. Бунин не
    верит в возможность какого-то житейского
    счастья, в мире нет места длительной,
    постоянной любви.
    Рассказ невелик по объёму, но построен
    довольно сложно. Об Оле размышляет её классная
    дама, автор вставляет в композицию страницы
    дневника девушки (самохарактеристика персонажа).
    Особую роль играет портрет главной героини.
    Автор отмечает, описывая фотографию Оли на
    кладбище» «необыкновенно живые глаза»,
    подчёркивает подвижность характера («вихрем
    носилась», «с разбегу остановилась»). Образ
    девушки динамичен, она по-детски чистосердечна,
    искренна, в чём-то наивна, несмотря на свою
    взрослую причёску. Героиню окружает аура
    праздничности и жизнерадостности. Само её имя
    звучит красиво и нежно – Оля, но не Ольга. Красива
    и аристократическая фамилия – Мещерская.
    Герои рассказа по-разному относятся к любви.
    Например, классная дама мертва уже при жизни. Она
    живёт воспоминаниями о своей воспитаннице. При
    создании образа автор не рисует её портрета, а
    указывает лишь на детали её туалета (чёрные
    лайковые перчатки, зонтик…)
    Композиция рассказа кольцевая: повествование
    начинается с кладбища и кончается кладбищем, что
    усиливает трагизм рассказа.
    4 шагВывод, заключение
    сочинения
    – чем актуально, интересно для сегодняшнего
    дня данное произведение?
    – известны ли вам авторитетные оценки этого
    произведения?
    Очень интересно и крайне нетрадиционно
    интерпретирует образ Оли Мещерской Л.С.
    Выготский («Психология искусства», М., 1968)
    Бунин разработал тему, важную для
    людей различных эпох. Его взгляд на любовь как
    самое прекрасное явление жизни, дающее смысл
    человеческому существованию, но краткое, часто
    драматическое событие близок многим. Рассказ
    «Лёгкое дыхание» рождает у современного
    читателя удивление перед красотой и краткостью
    жизни.
    При предельном лаконизме повествования
    авторская мысль масштабна: частное событие
    становится предметом философского обобщения и
    размышления. Лёгкое дыхание (любовь и красота) не
    исчезло из жизни, оно «рассеялось в мире, в этом
    облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»
    5 шагПеречитать сочинение,
    проверить на грамотность, возможно, пересчитать
    количество слов, переписать в чистовик, соблюдая
    деление на абзацы.
    Не менее 200 слов

  5. Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
    Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
    Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
    В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
    Это Оля Мещерская».
    Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней — как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит- звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
    Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало, «в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
    Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
    Оля Мещерская у Бунина — добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она — идеал.
    Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
    Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
    Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
    Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
    Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине — «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вдыхаю, — ведь, правда, есть?»
    Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

  6. Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
    Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
    Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
    В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
    Это Оля Мещерская».
    Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней — как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
    Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
    Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
    Оля Мещерская у Бунина — добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она — идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
    Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
    Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
    Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
    Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине — «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вдыхаю, — ведь, правда, есть?»
    Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

  7. К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.
    Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.
    В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.
    Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.
    В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

    Жанр

    Проводя в «Легком дыхании» анализ на жанровую принадлежность произведения, следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена основная проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.
    Будучи последователем реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, все более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что «Легкое дыхание» соответствует модернизму, в котором присутствуют основные тенденции реализма.

  8. О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными являются люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви». По его мнению, любовь – это «темные аллеи», наполненные чем-то таинственным и неожиданным, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и который очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелые разочарования, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы из-за конфликта между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид лучшей из возможных развязок.
    С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание». События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодую девушку соблазняет старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, который не имел ровно решительно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи или «чернухи» в рассказе нет, наоборот, он насыщен особой лирической атмосферой. В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от обратного» – даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, она выше будничной грязи.
    Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница сама себе задает риторический вопрос: как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?. Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа. Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной женственности, жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти у всех вызывают увлечение. почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, соблюдая общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечте люди».
    Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которую невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью. Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, невольно введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близок с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но не каждый человек может вызвать такую сильную страсть. Много кого бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей. Это снова же таки свидетельствует о яркости личности Оли.
    Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искала свою мечту, но не могла найти. Она ощущала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что состоялось между ними, могло просто сломать ее, как это было со многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: запас любви и стремление к счастью в душе Оли оказались чрезвычайно большими. Вместо этого она «совсем обезумевшая от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение.
    Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, а поэтому она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее извне аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чем-то светлым и прекрасным. «Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли:
    «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре». Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такая «рассеянная», которая не нашла своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не позволила девушке воплотить мечты, и разногласия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновлять.

  9. Рассказ “Легкое дыхание”, написанный в 1916 году, заслуженно считается одной из жемчужин бунинской прозы — так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство прекрасного. Что же такое “легкое дыхание”, почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта — таланта жить? Чтобы разобраться в этом, проанализируем рассказ “Легкое дыхание”.
    Повествование Бунин строит на контрастах. Уже с первых строк у читателя возникает какое-то двойственное ощущение: грустное, пустынное кладбище, серый апрельский день, холодный ветер, который “звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”. Вот начало рассказа: “На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”. По принципу контраста описывается вся жизнь Олечки Мещерской: безоблачное детство и отрочество противопоставлены трагическим событиям последнего прожитого Олей года. Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся и реальным, внешним и внутренним состоянием героини. Фабула рассказа чрезвычайно проста. Юная, безоглядно счастливая красавица гимназистка Оля Мещерская становится сначала добычей пожилого сластолюбца, а затем — живой мишенью для обманутого ею казачьего офицера. Трагическая гибель Мещер ской подвигает на исступленное, иссушающее “служение” ее памяти одинокую маленькую женщину — классную даму. Кажущуюся простоту сюжета рассказа нарушает противопоставление: тяжелый крест и радостные, живые глаза, — заставляющее сердце читателя тревожно сжаться. Оно будет преследовать нас на протяжении всего рассказа о короткой жизни Оли Мещерской. Простота сюжета обманчива: ведь это рассказ не только о судьбе юной девушки, но и о безрадостной судьбе классной дамы, привыкшей жить чьей-то чужой жизнью, сиять отраженным светом — светом “живых глаз” Оли Мещерской.
    Бунин верил в то, что рождение человека не является его началом, а значит, смерть не является концом существования его души. Душа — ее символом и является “легкое дыхание” — не исчезает безвозвратно. Она — лучшая, настоящая часть жизни. Воплощением этой жизни стала героиня рассказа Оля Мещерская. Девушка естественна настолько, что даже внешние проявления ее существования вызывают неприятие у одних и восхищение у других: “А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…” На первый взгляд, перед нами обычная гимназистка — красивая, благополучная и немного ветреная девочка, дочь обеспеченных родителей, которую ожидает блестящая партия.
    Но наше внимание постоянно и настойчиво направляется к каким-то потаенным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин гибели героини, как бы порожденной самой логикой поведения девушки. Может быть, она сама во всем виновата? Ведь она кокетничает с гимназистом Шеншиным, кокетничает, пусть бессознательно, с Алексеем Михайловичем Малютиным, который ее соблазняет, зачем-то обещает казачьему офицеру выйти за него замуж. Зачем? Для чего ей все это нужно? И постепенно мы понимаем, что Оля Мещерская прекрасна, как бывает прекрасна стихия. И так же вненравственна, как она. Она хочет во всем дойти до предела, до глубины, до сокровенной сути, не считаясь с мнением окружающих. В поступках Оли нет ни осмысленного порока, ни чувства мести, ни боли раскаяния, ни твердости решений. Выходит, прекрасное ощущение полноты жизни может быть губительным. Даже бессознательная тоска по ней (как у классной дамы) трагична. Поэтому каждая деталь, каждый шаг Олиной жизни грозит катастрофой: любопытство и шалость могут привести к насилию, легкомысленная игра с чужими чувствами — к убийству. Оля Мещерская живет, а не исполняет роль живого существа. Это ее сущность. В этом ее вина. Быть предельно живым, не соблюдая правил игры, — значит быть предельно обреченным. Ведь среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного чувства прекрасного. Здесь жизнь подчинена строгим правилам, за нарушение которых приходится платить. Оле, привыкшей не то чтобы дразнить судьбу, а просто отважно идти навстречу новым ощущениям и впечатлениям во всей их полноте, не довелось встретить человека, который оценил бы не только ее телесную красоту, но и душевную щедрость и яркость. Ведь Оля действительно обладала “легким дыханием” — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. Учительница, не сумевшая спасти свою ученицу, вспоминает ее слова, случайно подслушанные на перемене. Среди подробного описания женской красоты и полудетской “примерки” этого описания к собственной внешности так неожиданно звучит фраза о “легком дыхании”, понятая девочкой буквально: “…Но главное знаешь ли что? — легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю…” Автор оставляет миру не красоту девушки, не ее опыт, а лишь эту так и не раскрывшуюся возможность. Она, по мысли Бунина, не может до конца исчезнуть, как не могут исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.
    “Легкое дыхание” в представлении Бунина — это умение радоваться жизни, принимать ее как светлый дар. Оля Мещерская пленяла окружающих щедрым и яростным жизнелюбием, но в скудном мире маленького городка, к несчастью для нее, не нашлось человека, способного защитить ее “легкое дыхание” от “холодного весеннего ветра”.

  10. Тема школьного сочинение: Таинственная обворожительность женской природы. Женская душа – большая тайна. Женщина может быть вместе с тем нежной, капризной и мудрой, дрожать от страха в тьме, которая ей ничем ее угрожает, и идти бесстрашно насмерть, если ее чувства опозорят. А когда женщина, влюбленная, то она отбрасывает прочь всякие доказательства здравого толка, желая ощутить полноту бытия. Оля Мещерская девушкой «ничем не выделялась из компании коричневых школьных платьиц». И в четырнадцать лет она стала расцветать, а «в пятнадцать она была уже прославленной красавицей». От своих ровесниц она отличалась необычной естественностью. «Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни разлохмаченного волос, ни забитого при падении на бегу колена». Изысканность, нарядность, ловкость пришли к ней без любых ее забот и усилий, так как она не старалась искусственно создать свой образ (как сказали бы в наших времена – имидж), а просто любила жизнь, вдыхала его на полную грудь. Но эта жажда радости бытия, которая светилась в ее глазах ясным блеском, словно магнитом притягивала к себе и первоклассницам, с которыми Оля могла «метелью» летать по сборному залу, и юношей, которые «ни за кем на баллах не впадали столько, сколько за ней». В свои пятнадцать лет Оля ощущала гармонию с природой. Ей так хорошо думалось во время прогулок в саду, в поле, в лесу. Она была способна слиться из музы-; творю, о чем свидетельствует запись в дневнике девушки: «…Целый час играла, под музыку у меня было такое ощущение, что я буду жить без конца и буду такой счастливой, как никто другой».
    Жажда счастья толкнула Олю в объятие седого отцовского друга. И за миг счастья эта близость принесла разочарование, ощущение стыда; вместо взлета над будничностью толкнула на край бездны. «Легкое дыхание» оборвалось, и Оля погрузилась в водоворот сумасшедшего веселья. Она казалась беззаботной. Тем не менее это было веселье осужденного перед смертной казнью. Какая-то невидимая сила вела девушку, подальше от жизни, в котором растоптали ее мечту о счастье, от жизни, в котором невозможное «легкое дыхание». И теперь ее радостные глаза, преисполненные таинственной женской обворожительности, «бессмертно сияют» с фарфорового медальона на дубовом кресте, а ее «легкое дыхание рассеялось по миру, по… небу, по… ветру».

  11. Иван Алексеевич Бунин на протяжении всей своей писательской деятельности был певцом женской красоты. Образы женщин в его рассказах необыкновенно очаровательны, изящны, милы. Рассказ «Лёгкое дыхание», написанный в 1916 году, можно смело назвать гимном женственности. Главная героиня – Оля Мещерская – девушка необыкновенная, её красота, изящество привлекает внимание всех, рядом с ней нет ни одного человека, который был бы к ней равнодушен: блаженно визжащие первоклассницы, с которыми Оля бегала по коридорам гимназии, поклонники на балах, завистливые ровесницы. Её жизнь давно стала предметом обсуждения, вокруг её имени ходили толки, сплетни. Так всегда бывает, когда человек неординарен, необычен, когда он – личность. Оля была личностью. Несмотря на её юность, у неё сложилась своя система взглядов, она была естественна, открыта для такого прекрасного чувства, как любовь. Но она приняла за любовь всего лишь предчувствие. Обожание взрослого мужчины стало для неё роковым.
    С первых строк читателя не покидает чувство трагической несправедливости. Как, почему такая очевидная красота погибла? Кто виноват в её смерти? Автор постепенно открывает нам три эпизода из жизни Оли, каждый из которых складывается, как пазл, в одно полотно под названием «влияние окружающей среды на судьбу человека». Сначала начальница гимназии вызывает Олю для очередного выговора. Автор показывает нам взгляд девушки, который скользит от портрета императора, к тёплой голландке, затем она с любопытством смотрит, как игривый котёнок, на завертевшийся на полу клубок ниток. Её ощущения здесь абсолютно просты и естественны: она совсем не боится начальницы, более того, дерзко говорит о своём падении, называя виновником Алексея Михайловича Малютина, брата директрисы. Затем мы узнаём трагический эпизод с выстрелом в девушку казачьего офицера плебейского вида, а потом и историю того замечательного летнего дня, когда Малютин обольстил девушку. Как отреагировала начальница гимназии на её признание, мы не знаем. Но уже через месяц (чем он был наполнен этот месяц?) Оля, прощаясь с тем самым офицером, дала прочитать историю своего падения. Почему её убил этот казачий офицер? Любил ли он её, почему Оля не ответила на любовь Шеншина, который чуть не застрелился сам от любви к героине? Что пережила девочка в этот последний год своей жизни? Все страсти и повышенное внимание к девушке свидетельствует о том, что она жила.
    Чего совсем нельзя сказать о её классной даме, маленькой женщине, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева, для которой в последние месяцы единственным смыслом жизни стало посещение могилы Ольги.
    Классная дама… немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.
    Как странно звучит это – немолодая девушка. Она каждый праздник приходит на могилу девочки, её ученицы, и вновь вспоминает ещё один эпизод, приоткрывший тайну Оли, её размышление о лёгком дыхании, которое является обязательным атрибутом настоящей женщины. Немолодая классная дама, так и оставшаяся старой девой, преклоняется перед этим буйством юной неугомонной души Ольги.
    Лёгкое дыхание «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре», – заканчивает повествование Иван Алексеевич. Мир оказался для Ольги таким холодным, таким недобрым, он не принял её естества, чистоты и желания настоящей любви. Но даже эта свежая насыпь и крест, в центре которого находится портрет такой очаровательной девушки с радостными, поразительно живыми глазами свидетельствует о её победе. Она прожила короткую, но такую яркую жизнь, но и в смерти она по-прежнему жива, а вот классная дама, несмотря на её способность передвигаться, думать, переживать – мертва, у неё нет жизни, потому что нет женской судьбы и радости быть любимой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *