Былина собственного сочинения на современную тему

4 варианта

  1. В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.
    В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.
    Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред- полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.
    А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.
    Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.
    Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.
    Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.
    И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:
    – Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!
    Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.
    Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю – совершает высокий подвиг во имя земли Русской.

  2. Про долю ученическую
    Во том ли то городе Москве?
    В том ли районе во Коньково,
    Собрались добры молодцы да красны девицы
    Во школу да четырёхэтажную.
    А директор в ней, в школе этоей.
    Екатерина да свет Викторовна,
    Она думает думу тяжкую,
    Как бы детушкам да умнее быть.
    Как во школе той да учителя
    Ох, и умные, да все строгие,
    Не велят лениться-бездельничать,
    А учиться велят, знаний требуют,
    Знаний требуют, да приговаривают:
    – Вы учитеся, детушки, на “пятёрочки”,
    А то не останется в Москве умных головушек!
    А ученички-то в школе звоночка ждут,
    Да й звоночка с урока последнего,
    Побегут домой с большой радостью.
    Как и встретят их дома родители,
    Да заглянут в дневник сынка-доченькиЕ
    У кого “пятёрочки” да “четвёрочки”,
    Для того по заслугам наградушка,
    Да й на “Сникерс”, на “Баунти” денежка.
    У кого же “троечки” да “двоечки”,
    Тот сидит, горемычный, в квартирушке.
    Не гулять тому добру молодцу,
    Не играть да той красной девице,
    Да й учить-учить то, что не выучил,
    Да й сидеть-разбираться в параграфахЕ
    Как закатится солнышко красное,
    Все уснут они да глубоким сном,
    О выходных во сне лишь мечтаючи.
    Голяс Маша, 7’Б’
    Как прошла пора, пора летняя,
    С каникул школьный люд возвращается,
    Встаёт рано-ранёшенько,
    Чистой водицей умывается,
    В нарядное платье наряжается,
    Осеннему солнышку улыбается.
    А и мало времени позамешкавшись,
    Выходил школьный люд в недалёкий путь.
    Да й пришли они во широкий двор,
    Да й стоял во дворе Терем знаний.
    И встречала люд свет княгинюшка,
    И звалась она Инной Борисовной.
    И пошли они в светлу горницу,
    И расселись все за Дубовы столики.
    Говорит им тут свет княгинюшка:
    – Ой вы, гой еси, добры молодцы,
    Добры молодцы да красны девицы!
    А скажите мне, как гуляли вы,
    Отдохнули как в лето красное?
    А давайте-ка, напишите мне
    Обо всём о том сочинение!
    И задумались добры молодцы,
    Призадумались красны девицы,
    И пошли писать да рассказывать.
    Бакаляев Лёня, 7’Б’
    Из далёкого города Перми
    От чистокровной умной собаки
    Появился на свет щеночек,
    И Базом его именовали.
    Как стал он расти-подрастати,
    Как стали лапы силой наливатися.
    Стал скулить и просить хозяина
    Да чтоб выйти с ним на охотушку.
    И помог ему хозяин добрыий.
    Да он вывел Базза во чисто поле,
    Чтоб вдохнул Базз запах зверя дикого
    Да пошёл бы по следу звериному.
    Как почувствовал Базз зверя дикого,
    Устремился по следу звериному,
    Да не успел оглянуться хозяин-то-
    А уж Базз возвратился с добычею.
    И как стал тогда хозяин нахваливать
    Да свою собаку да умную:
    – Ты – рождённый ходить на охоту!
    – Ты – рождённый помогать людям!
    Кириченко Павел, 7’Б’
    Во славном городе во Москве,
    На широкой улице Островитянова
    Жил да был Антон-молодец
    И ходил он в школу недальнюю,
    Школу номером 2013.
    Не любил он вставать раным-раненько,
    Чтобы в школу идти да й уроки делать.
    Уговаривали его, уговаривали,
    Заставляли его, заставляли,
    Да й обессилели батюшка с матушкой,
    Да й сказали ему напоследочек:
    – Коль не будешь ходить ты во школушку,
    Так и вырастешь ты, Антон, неучем
    Без хорошего образования.
    Бесталанным и нищим окажешься!
    Позадумался тут Антон-молодец,
    Перестал упираться да противиться,
    Да и вам всем того же желаючи,
    Чтобы умными да образованными быть,
    Да и нищими жизнь свою не прожить!
    Итунин Антон, 7’А’

  3. Современного человека и древнего сказителя былин разделяют много веков. Сегодняшнему школьнику непросто понять художественный мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в свои повествования. Даже в переложенном на современный русский язык тексте есть много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    У былин много характерных для них особенностей.
    Медленное изложение событий – первая особенность былин. Она объясняется тем, что былина всегда исполнялась сказителем в сопровождении музыкального инструмента – гусель яровчатых (звонких). Гусляру было важно передать своим слушателям не только информацию, но и разные настроения. Он должен был приложить все усилия, чтобы слушатели обязательно сопереживали: восхищались подвигами и силой богатырей, замирали в ожидании развязки, негодовали, волновались, грустили и радовались.
    Повторяющиеся описания и повторение действий мы встречаем во многих произведениях русского народного творчества. Так и в былинах обычно все события повторяются трижды. В Древней Руси число три было священным числом. Это символ единства трёх миров: небесного, земного и подземного.
    Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.
    Встречая в былине выражение девица красная, мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: «Один в поле не воин»; «Чьё поле, того и воля»; «Одним конём всего поля не изъездишь»; «Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь».
    Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.
    Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине «Садко в подводном царстве» даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.
    По содержанию былины принято делить на две большие группы.
    Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

  4. Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!
    Содержание:
    Былины – песни о старине 1
    О чём рассказывают древние былины 1
    Былина как художественное произведение 2
    Былинные ??богатыри 2
    На богатырской заставе 3
    Старший былинный богатырь Илья Муромец 3
    Славный русский богатырь Добрыня Никитич 4
    Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич 4
    Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко 4
    Микула Селянинович – собирательный образ русского земледельца 5
    Пословица – произведение устного народного творчества 6

    Валентина Крутецкая
    Готовые сочинения по былинам. 5–6 классы

    Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!

    Былины – песни о старине

    Былины – это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI – ХII веках. Тогда они назывались стари?нами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном прошлом родной земли, о её защитниках – героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее – только в ХIХ веке.
    Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё – особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь – главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.
    Древний сказитель – это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами – в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.
    Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: “Боян” – то есть древнерусский певец и сказитель, “песнотворец”. Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.
    На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста – от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.
    Само слово былина означает, что в её основе – быль , то есть реально произошедшие когда-то события. Сейчас, много веков спустя, читая былины, мы много узнаём о далёком прошлом. Мы узнаём, как жили наши предки, какими были старинные города, каким оружием владели русские воины, какие наряды носили русские женщины.
    Действие большинства былин происходит в период существования единого Древнерусского государства. Его столицей был Киев, поэтому позже появилось название – Киевская Русь. Москва в те далёкие времена была всего лишь маленьким поселением и не играла значительной роли в жизни государства. В то время на Руси влиятельными и крупными городами были Киев и Новгород. Поэтому чаще всего в былинах упоминаются именно эти два города. И события разворачиваются тоже здесь. Действие самых известных былин происходит во времена правления Владимира Красное Солнышко. Он был великим князем Киевским больше 35 лет – до 1015 года. Именно при нём произошло Крещение Руси, и христианство стало государственной религией.
    Самые известные из всех былин – героические былины. Они изображают воинов-богатырей, сражающихся с врагами и нечистью за святую Русь. Три главных русских богатыря действуют в них: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Главная идея, проходящая через всё былинное творчество, – идея защиты русской земли.

    О чём рассказывают древние былины

    На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина – это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.
    Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.
    В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.
    Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *