Чехов сочинение на тему хамелеон

13 вариантов

  1. Хамелеон очень удивительное животное. Это ящерица, которая быстро меняет цвет и сливается с природой. Ну если для насекомого это хорошо, то такого человека вряд ли назовем хорошим. Хочу Вам рассказать о чем это я. Не все читали рассказ А. П. Чехова “Хамелеон”, а ведь он является поучительным!Для себя можно выделить каким не стоит быть лицемерным человеком, что нужно стремиться к лучшему.
    В этом рассказе 2 жанра. Сатира, поэт высмеивает главного героя, как он лебезит, пытается показать народу кто он такой и метафора, идет сравнение человека с хамелеон, что так же быстро можно примерять маску в нужной ситуации. Антон Павлович пишет юмористические рассказы в которых смеется над недостатками людей придумывая им разные фамилии. Например пьяный рабочий Хрюкин , фамилия полностью соответствует его лицу. Так вот, происходило действие на базаре. Рабочего укусила пробегая собака, тот начинает бежать вслед за ней, орать, привлекать к себе людей.
    Подходит полицейский Очумелов и пытается разобраться в случившемся. Сердясь из-за того, что проигнорировали заявление “о бродившем скоте” он решает истребить щенка. Кричит чтоб писали заявление и на секунду останавливается уточнить чья эта собака. Но тут события разворачиваются с другой стороны. Кто то из толпы выкрикнул, что это может быть собака самого генерала и тут резко полицейский меняется в лице и сам чуть не набрасывается на рабочего. Говоря мол сам проткнул палец гвоздем, собака тут не причем, а рабочий опровергает все это.
    Проходивши мимо повар генерала сказал, что этот пес брата генерала. Тогда он подходит с собаки и вроде она уже ему и мила стал, берет на руки и подносит повару. Автор на примере показывает как быстро меняется человек в связи сложившимися обстоятельствами.  Герой вроде и хочет показать какой он важный народу, что все должны его слушать, но тут же понимает, что если щенок генерала то ему нужно выслужиться перед ним. Чехов высмеивает трусость, тех кто лебезит, выслуживается для него они вызывают насмешку. Как насекомое меняет кожу, так и люди меняются во мнение, идут против закона, служа людям высшего общества.

  2. Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон», как средство характеристики героев
    О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон»
    Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон»
    Обличение пошлости в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон»
    Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” (1)
    Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
    Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон»
    Обличение самодержавно-полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон»
    Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” (3)
    Что говорят нам фамилии героев в повести «Хамелеон»
    Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”(2)
    Сатира на общество в рассказе Чехова «Хамелеон»
    Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”
    Обличение самодержавно полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Краткий сюжет повести Коршунова «Операция Хамелеон»
    Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” (2)
    Образы “футлярных” людей в рассказах А.П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова “Хамелеон”
    Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»
    Тема хамелеонства
    Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”
    Очумелов
    Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон»
    Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник»
    Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” (1)
    Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон»
    Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” (4)
    Почему свой рассказ Чехов назвал “Хамелеон”
    Анализ рассказа «Хамелеон» и осмысление хамелеонства
    Содержание и смысл рассказа А. Чехова «Хамелеон»
    Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

  3. (1 вариант)
    В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении «Хамелеон» раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над людьми, меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств.
    Сюжет чеховского рассказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила.
    Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….». Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствуют о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой – показать простому люду свою значимость. Тема хамелеонства показана не только в изображенной юмористической ситуации, но и раскрывается через речь персонажей. Узнав о том, что собака является собственностью генеральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: «Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…». Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой.
    Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчиненным, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.
    Итак, тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» и дана через забавное описание небольшого недоразумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней.
    (2 вариант)
    Хамелеон меняет окраску, чтобы более сытно поесть и чтобы им не пообедали. Так же ведет себя и главный герой рассказа А.П Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов.
    В начале рассказа Очумелов больше занят демонстрацией своей новой шинели, чем «беспорядком», и, если бы не замечание городового, он, возможно, прошел мимо Хрюкина и собачки. Пришлось-таки сделать полуоборот налево, опять же показав себя и шинель с более выгодной позиции, и вмешаться. Пострадавшую сторону представляет известная в городе личность, опознанная Очумеловым как золотых дел мастер Хрюкин, имеющий репутацию человека вздорного, готового «сорвать» с окружающих по всякому удобному поводу. До подхода надзирателя на крик Хрюкина сбежалась толпа, поэтому ему приходится и голосом, и повадкой прокладывать себе дорогу: «По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут?..Кто кричал?» Сразу видно, что человек пришел солидный, властью наделенный, сейчас разберется в ситуации. Выслушав «доклад» Хрюкина, Очумелов продолжает говорить строгим голосом, «кашляя и шевеля бровями». Задача та же – показать свою власть: «Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам… Пора обратить внимание… Я ему покажу кузькину мать!..» Вечная история. Только начальственного пыла Очумелого хватило ненадолго. Как только возникла версия о том, что собака – собственность генерала Жигалова, Очумелову стало жарко в прямом и переносном смысле: пришлось сменить тон, снять пальто, начать на всякий случай искать другого виноватого. Правда, пока говорил, немного пришел в себя, так к концу речи опять: «Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!.. Не рассуждать!» Следующий этап – ссылка на авторитеты: «Попадись этакая в Петербурге или в Москве…», и опять сначала: «Нужно проучить! Пора…» То в жар, то в холод бедного бросает, уже не знает, кого обвинять: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»
    В конце концов все выяснилось: на одну силу нашлась другая, здесь бы самому выжить, и властное лицо «заливается улыбкой умиления», причем говорит-то Очумелов не с генералами, а с генеральским поваром Прохором. Вылез из шинели человечек и опять в нее спрятался: «Я еще доберусь до тебя!» Хорошо для таких, что, кроме вышестоящих, есть нижестоящие!

  4. А.П.Чехов считается не только прекрасным писателем, но еще и драматургом, а также настоящим мастером коротких рассказов. Несмотря на то, что его произведения короткие, однако здесь он описывал далеко нешуточные проблемы, которые касались и продолжают касаться каждого. Он высмеивал самодуров, а также негативно относился к деспотам и не боялся показать этого.
    Он с насмешкой относился и к тем людям, которые готовы были все сделать, унижаться, терять достоинство, только чтобы получить мешок с деньгами. Чехов всегда писал о будничных делах, и он никогда не терял возможности, чтобы выступить против униженности.
    Этот гениальный писатель всегда показывал действительность так, какой она являлась на самом деле, он говорил социальной подлости, а также ему не безразлично было искажение личности человека.
    К тому же важно заметить, что названия его произведений всегда были особенными. Так, одним словом автору удавалось передать всю суть его рассказа. Уже прочитав название, читатель мог уловить главную мысль написанного.
    Поэтому, конечно же, название рассказа «Хамелеон» также особенное. Здесь данная идея имеет переносный смысл. Так, хамелеоном автор называет беспринципного человека, он способен очень легко менять свои облики, то есть смена масок ему не доставляет никакого труда. Изменчивы и его позиции, а все здесь зависит от той ситуацию, в которую он попадает. Таким образом, обсуждаемый рассказ отличается сатирическим обобщением.
    К тому же читая произведения Чехова, важно обязательно обращать внимание на имена и фамилии его героев, поскольку они также многое говорят о самом персонаже. Они не только способны охарактеризовать самого персонажа, но еще благодаря ним создается комический эффект. Так, к примеру, надзиратель, фамилия у которого Очумелый, предстает перед читателем, как полицейский, который в разгар жары идет в новой шинели. Выглядит, конечно же, это странно и комично. А вот Хрюкина, полупьяного человека, который отличается своими постоянными претензиями, писатель называет золотым мастером дел. Он тоже любит деньги и говорит, что и пальцем не пошевелит, пока ему не заплатят.
    Несмотря на то, что Хрюкин является ювелиром, все же этот человек очень корыстолюбив, а его мысли при этом отличаются убогостью. В общем, его фамилия говорит сама за себя.
    В данном рассказе можно встретить еще и образ генерала Жигалова, который так и не появится, но он будут говорить все. Следует заметить, что слово «генерал» не отражает призвание этого персонажа, а является частью его фамилии. При этом имени и отчества как такового у него нет.
    А вот главным хамелеоном данного произведения является, конечно же, Очумелов, который не отличается постоянством, он все время склонен менять свои точки зрения. К тому же он несколько страдает от постоянной внутренней борьбы, которая происходит в нем. Кроме этого, его не покидает постоянная тревога и это очень заметно по его речи.
    Заметно, что у Очумелова нет чувства собственного достоинства. Он унижается перед генералом и его собачкой. Постоянно меняется и его чувство справедливости. Здесь многое зависит о того, кому же именно принадлежит собачка, если не вышестоящему лицу, то он готов ее уничтожить. Такой человек не уважает себя, поэтому если речь идет о генеральской собачки, то он готов на все лишь бы угодить этому животному. Собственно поэтому данный человек и меняет свой облик, как только появляется в этом необходимости. Такого персонажа трудно назвать личностью или индивидуальностью, поскольку у нет того верного облика, которому он бы следовал.

  5. 1 вариант
    Удивительное это животное — хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым — своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А.П.Чехов в своем рассказе «Хамелеон».
    Полицейский надзиратель Очумелов, важно шествующий через базарную площадь, по своей должности обязан служить закону и наводить порядок на участке. О том, как он на самом деле справляется со своей службой, мы узнаем из ситуации, в которую он волей случая оказывается втянутым. Золотых дел мастера Хрюкина укусил за палец маленький борзой щенок. Как все произошло в действительности, знают только двое, но, к сожалению, собака не умеет разговаривать. Конечно, золотых дел мастер Хрюкин — не самый последний человек на рынке, поэтому если собака бездомная или если ее хозяин беден, то несомненно, прав пострадавший. В этом случае Очумелов советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка, то есть «бродячий скот» и «подлость одну», нужно немедленно истребить.
    Однако все не так просто, потому что есть версия, что собака генеральская. Этот факт магическим образом в корне меняет дело: как этот милый щенок, «цуцик», «нежная тварь», может дотянуться до пальца высокого Хрюкина, если только тот не дразнил его или, еще хуже, не расковырял себе палец гвоздиком? Решение полицейского надзирателя меняется с такой быстротой, что настоящему хамелеону с его сменой окраски за Очумеловым просто не угнаться.
    В коротком рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов не только высмеивает чинопоклонство, но и показывает, как смешно и недостойно может выглядеть беспринципный и корыстный приспособленец.
    II вариант
    Чехов — великий русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа — малой эпической формы — он довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80—90-х годов XIX века. В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев, все стороны жизни становились объектом его писательского интереса. Чехов высмеивал обывателей, их пошлость, глупость, смешные привычки. Именно комизм и ирония составляют главную особенность его творчества этого периода.
    Существенное место в раннем творчестве Чехова занимает тема приспособленчества, хамелеонства. Впервые затронутая в рассказе «Двое в одном», она была затем по-настоящему осмыслена писателем в «Хамелеоне».
    В основе сюжета лежит обыкновенный жизненный случай: щенок укусил за палец человека. Это событие в считанные минуты привлекло большое количество зевак, и на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собралась целая толпа. Сборище привлекло внимание полицейского надзирателя Очумелова, который чинно шествовал через площадь в сопровождении городового. Пострадавший, а им оказался «золотых дел мастер» Хрюкин, демонстрировал собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидел сам «виновник скандала — белый борзой щенок». Очумелов, чувствуя свою значительность, решил разобраться в ситуации. Он разгневан нарушением постановления «о бродячем скоте», кричит, что собаку нужно «истребить», что он не потерпит такого беспорядка, и приказывает составлять протокол, но не забывает поинтересоваться, чья собака. И вот тут-то начинается самое интересное…
    Кто-то из толпы сообщает, что собака, возможно, принадлежит генералу. От такой новости надзирателя бросает в жар, и он набрасывается на пострадавшего: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!» Из толпы его поддерживают, а городовой, напротив, вносит сомнение: «Нет, это не генеральская…». И Очумелов, как хамелеон, тут же меняет тактику: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора». Голос из толпы снова утверждает, что собака генеральская, и полицейский снова нападает на пострадавшего, а к собаке неожиданно проникается «искренней» симпатией.
    Автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться. Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения.
    В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.
    III вариант
    Проза А. П. Чехова отличается тонкой иронией и умением подмечать смешное в любых жизненных ситуациях. Например, в рассказе «Хамелеон» автор с большой иронией осмеивает такие черты человеческого характера, как угодничество и подхалимство. Почему же Чехов выбрал для своего рассказа именно такое название? Он описывает случай, произошедший с полицейским надзирателем Очумеловым. Узнав, что мастера Хрюкина за палец укусил щенок, Очумелов приказывает оштрафовать хозяина собаки, а само животное — истребить. Но тут из толпы слышится реплика, что «это, кажись, генерала Жигалова» собачка. Надзиратель тут же меняет свое мнение и отмечая малый рост щенка, говорит, что «нешто она достанет до пальца». Но тут кто-то высказал свое мнение, что у генерала все больше дорогие, легавые собаки, а такой отродясь не было. И опять Очумелов в растерянности. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй», — обращается он к пострадавшему.
    Тут мимо проходил генеральский повар, который и разрешил ситуацию, объяснив, что щенок принадлежит брату генерала, приехавшему погостить. У Очумелова мгновенно лицо «заливается улыбкой умиления». Он отдает собачку повару, называя ее шустрым цуциком, а Хрюкину говорит: «Я еще доберусь до тебя».
    Так резко и неоднократно меняется отношение полицейского Очумелова к одному и тому же обстоятельству. Меняется в зависимости от того, кто хозяин набедокурившего щенка. Название рассказа емко передает отношение автора к раболепию и угодничеству так называемых «служителей закона». Как хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов меняет свое мнение сообразно обстоятельствам, служа не закону, а высоким чинам.
    ?

  6. Антона Павловича Чехова все узнают по крылатому выражению «краткость — сестра таланта». В своем творчестве он придерживается именно этого принципа. Его работы всегда характеризуются остротой высказывания и тонкостью мысли. Пользуясь именем Антоша Чехонте, автор пишет свои первые сочинения, которые уже тогда выделялись краткостью. Он умел изложить массу важных фактов из жизни своего героя на нескольких страницах. Будучи еще совсем юным, Чехов уже хорошо разбирался в людях и их характерах. Ему удавалось подметить самые тонкие причины поведения людей и в литературной форме изложить для своих читателей.
    В рассказе “Хамелеон” Антон Павлович показал целую систему социального взаимодействия на примере того, что собачонка укусила мастера золотых дел за палец. Казалось бы совсем маленький эпизод раскрывает огромное количество интересных и насущных проблем. Все события развиваются с огромной динамичностью, хотя во временном континууме вкладываются в каких-то полчаса. Все происходит в одном и том же месте. Очумелов, который является полицейским, умудряется целых шесть раз изменять свою точку зрения на одну и ту же ситуацию. Этими фрагментами и достигается некая постоянная динамичность произведения. Хрюкин же тоже поддается на провокацию и даже меняется в лице и поведении. Он внимательно прислушивается ко всем переменам во мнении окружающих, не имея при этом своей личной точки зрения. Со стороны это выглядит как-то очень комически и вызывает невольную улыбку. Читатель понимает свое отношение ко всему происходящему и с легкостью выбирает для себя ту точку, которая кажется самой уместной и правильной.
    Автору удается кратко и лаконично передать читателю все свои мысли. Изменения в настоящем состоянии героев Чехов подчеркивает с помощью окружающих. Например, Очумелов, говоря «сними-ка, Елдырин, с меня пальто», демонстрирует свое внезапное замешательство в происходящем. Он как бы оттягивает время и позволяет таким образом своим мыслям собраться в кучу. Этот прием очень помогает полицейскому просто адаптироваться и не показать окружающим свою беспомощность.
    В свои рассказы Чехов никогда не вводит ничего лишнего и неуместного. Так узело, которое держит в руках Очумелов, демонстрирует читателю, что он считает себя правящей верхушкой в данном городе.
    “Хамелеон” – рассказ, в котором автор высмеивает самоуправство и присмыкание.

  7. Хамелеон очень удивительное животное. Это ящерица, которая быстро меняет цвет и сливается с природой. Ну если для насекомого это хорошо, то такого человека вряд ли назовем хорошим. Хочу Вам рассказать о чем это я. Не все читали рассказ А. П. Чехова “Хамелеон”, а ведь он является поучительным!
    Для себя можно выделить каким не стоит быть лицемерным человеком, что нужно стремиться к лучшему.
    В этом рассказе 2 жанра. Сатира, поэт высмеивает главного героя, как он лебезит, пытается показать народу кто он такой и метафора, идет сравнение человека с хамелеон, что так же быстро можно примерять маску в нужной ситуации. Антон Павлович пишет юмористические рассказы в которых смеется над недостатками людей придумывая им разные фамилии. Например пьяный рабочий Хрюкин , фамилия полностью соответствует его лицу. Так вот, происходило действие на базаре. Рабочего укусила пробегая собака, тот начинает бежать вслед за ней, орать, привлекать к себе людей.
    Подходит полицейский Очумелов и пытается разобраться в случившемся. Сердясь из-за того, что проигнорировали заявление “о бродившем скоте” он решает истребить щенка. Кричит чтоб писали заявление и на секунду останавливается уточнить чья эта собака. Но тут события разворачиваются с другой стороны. Кто то из толпы выкрикнул, что это может быть собака самого генерала и тут резко полицейский меняется в лице и сам чуть не набрасывается на рабочего. Говоря мол сам проткнул палец гвоздем, собака тут не причем, а рабочий опровергает все это.
    Проходивши мимо повар генерала сказал, что этот пес брата генерала. Тогда он подходит с собаки и вроде она уже ему и мила стал, берет на руки и подносит повару. Автор на примере показывает как быстро меняется человек в связи сложившимися обстоятельствами. Герой вроде и хочет показать какой он важный народу, что все должны его слушать, но тут же понимает, что если щенок генерала то ему нужно выслужиться перед ним. Чехов высмеивает трусость, тех кто лебезит, выслуживается для него они вызывают насмешку. Как насекомое меняет кожу, так и люди меняются во мнение, идут против закона, служа людям высшего общества.
    Рассказ служит образцом современной сатиры, зависимости так сказать маленького человека от тех, в чьих руках власть. Таким людям все равно на совесть, правду, справедливость им главное жить в комфорте и плевать на остальных. Такие персонажи не признают ошибки, им плевать на чужое мнение если оно им не выгодно.

  8. Проза А. П. Чехова отличается тонкой иронией и умением подмечать смешное в любых жизненных ситуациях. Например, в рассказе «Хамелеон» автор с большой иронией осмеивает такие черты человеческого характера, как угодничество и подхалимство. Почему же Чехов выбрал для своего рассказа именно такое название? Он описывает случай, произошедший с полицейским надзирателем Очумеловым. Узнав, что мастера Хрюкина за палец укусил щенок, Очумелов приказывает оштрафовать хозяина собаки, а само животное — истребить. Но тут из толпы слышится реплика, что «это, кажись, генерала Жигалова» собачка. Надзиратель тут же меняет свое мнение и отмечая малый рост щенка, говорит, что «нешто она достанет до пальца». Но тут кто-то высказал свое мнение, что у генерала все больше дорогие, легавые собаки, а такой отродясь не было. И опять Очумелов в растерянности. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй», — обращается он к пострадавшему.
    Тут мимо проходил генеральский повар, который и разрешил ситуацию, объяснив, что щенок принадлежит брату генерала, приехавшему погостить. У Очумелова мгновенно лицо «заливается улыбкой умиления». Он отдает собачку повару, называя ее шустрым цуциком, а Хрюкину говорит: «Я еще доберусь до тебя».
    Так резко и неоднократно меняется отношение полицейского Очумелова к одному и тому же обстоятельству. Меняется в зависимости от того, кто хозяин набедокурившего щенка. Название рассказа емко передает отношение автора к раболепию и угодничеству так называемых «служителей закона». Как хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов меняет свое мнение сообразно обстоятельствам, служа не закону, а высоким чинам.

  9. —  я этим пальцем, может, неделю не пошевель­ну…» Эта фраза Хрюкина сводит на нет все его заверения в правдивости, истинности сказанно­го. Подтверждением этого могут служить и сло­ва случайного свидетеля, который видел, что Хрюкин сам спровоцировал собаку. Нельзя серь­езно относиться к словам человека, который спо­собен обидеть беззащитное животное, да еще и таким образом.
    Таким же непредсказуемым, если брать во внимание детали, является полицейский надзи­ратель Очумелов. Он вообще не имеет собствен­ного мнения, решения меняет в зависимости от того, какую выгоду или неприятность принесет ему это решение. Вспомним, как он обращается к городовому Елдырину: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем». И через несколько минут: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Погодные условия нисколько не изменились. Изменилось решение полицейского относительно дальнейшей судьбы собаки. В этих же диалогах характерны следую­щие реплики: «Пора обратить внимание на подоб­ных господ, не желающих подчиняться постанов­лениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродя­чий скот!» И через несколько минут: «Она (соба­ка), может быть, дорогая, а ежели каждый сви­нья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»
    Завершается рассказ торжеством справедли­вости. Истинный виновник происшествия нака­зан. Наказанием ему послужил всеобщий хохот собравшихся, в то время как пес возвращается владельцу, вместо того чтобы быть истреблен­ным, к чему его «приговорили» вначале. Очуме­лов грозит Хрюкину, что доберется до него. И на­столько беспомощным выглядит этот жест Очу­мелова, что тут уж впору его пожалеть. Пожалеть за боязнь перед вышестоящими, за неумение при­нимать самостоятельные решения.
    Каждый из персонажей рассказа глубоко ин­дивидуален. Эта индивидуальность раскрывает­ся прежде всего в деталях поведения, в диалогах персонажей. А. П. Чехов создает яркие и запо­минающиеся образы, не прибегая к широким, подробным характеристикам. Он творил, как ис­тинный художник, у которого каждый мазок кисти значителен и красноречив. Перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широ­кое и значительное — образ населения, народа, нации.

  10. План
    Введение
    А.П. Чехова возмущают пороки, царящие в обществе.
    Основная часть
    Писатель выбирает жанр юмористического рассказа.
    Очумелов — самый яркий «хамелеон» чеховского рассказа.
    Смешное, комическое в сюжете.
    Заключение
    Хамелеонство Очумелова показывает читателям низость падения людей.
    А.П. Чехова возмущают пороки, царящие в современном ему обществе: низкопоклонство, приспособленческий образ жизни, подхалимство. Чтобы описать пороки современного общества, писатель выбирает жанр юмористического рассказа и делает главной темой одного из произведений — тему хамелеонства, готовность человека угождать другому, так как он обладает властью.
    Само название рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» передаёт сущность полицейского надзирателя Очумелова. Думая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов говорит Хрюки- ну: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о том, что он готов защищать всё, что принадлежит вышестоящему человеку. Полицейский надзиратель готов заискивать даже перед собакой, если она генеральская: «Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…». Но как только в толпе зевак появляется мнение, что это не генеральская собака, полностью изменяется к ней и отношение полицейского надзирателя Очумелова: «И спрашивать гут долго нечего, — говорит Очумелов. — Она бродячая!
    Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и
    бродячая… Истребить, вот и все». Постоянная смена отношения Очумелова к происходящему, хамелеонство полицейского надзирателя свидетельствует о его подхалимской сущности. Герой то хочет выслужиться перед генералом, то показать собравшимся зевакам свою значительность, принадлежность к власти. Очумелов — самый яркий «хамелеон» чеховского рассказа. Но настроение толпы тоже постоянно меняется. Смешное, комическое в сюжете заключается именно в изменении колебания мнений. У Чехова же всего несколькими штрихами даётся зарисовка сонной площади — это и есть экспозиция. Завязка дана в том эпизоде, когда сбитый с толку Очумелов произносит: «Кто кричал?». Кульминация в рассказе отсутствует. Очумелов, защищая «генеральскую собачку», чувствует свою силу и власть, поэтому в его речи преобладают восклицательные предложения с одинаковой структурой и угрожающей интонацией: «Я этого так не оставлю!», «Я ещё доберусь до тебя!».
    Хамелеонство Очумелова показывает читателю всю низость падения людей, хотя и немного имеющих отношение к власти.

  11. Хамелеон — это порода ящериц, меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. Точно так ведет себя и главный герой рассказа полицейский над­зиратель Очумелов. Он несколько раз меняет свое от­ношение к виновнику происшествия, а именно, к со­бачке, укусившей за палец Хрюкина.
    И самое главное — мнение надзиратель меняет не в зависимости от новых найденных им улик, а от того, кому, по словам свидетелей происшествия, принадле­жит собачка. После предположения одного из зевак, ут­верждающего, что собака принадлежит бедняку, Очу­мелов грозится оштрафовать хозяина, а собаку убить. Однако после заявления другого зеваки, что собака не чья иная, как генерала Жигалова, мнение надзирателя резко меняется. Теперь виновным в происшедшем ста­новится только что оправданный им Хрюкин.
    На этом выяснение деталей происшествия не за­канчивается. После того как присутствующий тут же городовой «глубокомысленно» замечает, что у генерала нет таких собак, «у него все больше легавые», Очуме­лов снова набрасывается на бедное животное и призы­вает Хрюкина не оставлять так этого дела. Но тут все тот же городовой начинает сомневаться в своем пред­положении, вспоминая, что «намедни во дворе у него такую видел». Очумелов в который уже раз снова ме­няет свое мнение. Теперь опять виновным становится Хрюкин, а собачку полицейский приказывает отвести во двор к генералу, а то «ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Соба­ка — нежная тварь…». И так еще несколько раз.
    Для определения виновных и вынесения приговора Очумелов совершенно не пытается разобраться, кто прав, а кто виноват. Решение зависит от личного отно­шения этого чиновника к пострадавшим сторонам. По­добно хамелеону, меняющему цвет кожи в зависимос­ти от окружающей среды, меняет свое мнение по не­сколько раз Очумелов.
    Очень жаль, что и в наше время есть много чиновников-хамелеонов.

  12. ПОЧЕМУ А. П. ЧЕХОВ НАЗВАЛ СВОЙ РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН»

    Хамелеон — это порода ящериц, меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. Точно так ведет себя и главный герой рассказа полицейский над­зиратель Очумелов. Он несколько раз меняет свое от­ношение к виновнику происшествия, а именно, к со­бачке, укусившей за палец Хрюкина.
    И самое главное — мнение надзиратель меняет не в зависимости от новых найденных им улик, а от того, кому, по словам свидетелей происшествия, принадле­жит собачка. После предположения одного из зевак, ут­верждающего, что собака принадлежит бедняку, Очу­мелов грозится оштрафовать хозяина, а собаку убить. Однако после заявления другого зеваки, что собака не чья иная, как генерала Жигалова, мнение надзирателя резко меняется. Теперь виновным в происшедшем ста­новится только что оправданный им Хрюкин.
    На этом выяснение деталей происшествия не за­канчивается. После того как присутствующий тут же городовой «глубокомысленно» замечает, что у генерала нет таких собак, «у него все больше легавые», Очуме­лов снова набрасывается на бедное животное и призы­вает Хрюкина не оставлять так этого дела. Но тут все тот же городовой начинает сомневаться в своем пред­положении, вспоминая, что «намедни во дворе у него такую видел». Очумелов в который уже раз снова ме­няет свое мнение. Теперь опять виновным становится Хрюкин, а собачку полицейский приказывает отвести во двор к генералу, а то «ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Соба­ка — нежная тварь…». И так еще несколько раз.

  13. В своем рассказе «Хамелеон» Антону Павловичу Чехову удалось отразить картину жизни, такой какой она является на самом деле. Чехов в рассказе высмеивает такие человеческие пороки как пошлость, жадность, идолопоклонничество. Произведение составлено весьма реалистично, это мы понимаем уже в самом начале. Повествование начинается с того, что по базарной площади идет Очумелов — полицейский надзиратель с городовым. Они становятся свидетелями конфликта мастера Хрюкина с маленьким щенком. Далее автор начинает рассказывать нам о личности Очумелова.
    Очумелов государственный работник, который должен заботиться о благополучии окружающих и города. Однако он способен только усугублять и драматизировать ситуацию. Очумелов — мелкий человек, который везде и во всем старается извлечь свою собственную выгоду. Он решает найти хозяина собаки, что бы решить, что делать с Хрюкиным.
    Рассказ получил название «Хамелеон», отражая сущность Очумелова. Он несомненно важный господин, который не перестает демонстрировать свою важность перед простым народом. Однако вся его важность куда-то испаряется перед вышестоящими личностями. Он с легкостью меняет свое мнение и взгляды в зависимости от обстоятельств. Его мнение полностью зависит от ответа на вопрос, чья же эта собака?! В зависимости от этого Очумелов то называет щенка «бродячим скотом», то совершенно меняет манеру обращения. «.. . Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?… Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом…
    и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!».
    Таким образом в данным момент виноват сам Хрюкин, но ситуация резко меняется, когда кто-то говорит из толпы, что собачонка то и вовсе не генеральская: «- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить!». Но это не окончательная смена виновных. Очумелов реагирует на смену информацией молниеносно.
    Понять полностью образ Очумелова нам помогает его речь, которая так же меняется от ситуации как и его мнение, речь его то полна грубости и угроз, то он начинает лебезить. Речь его нелепа и неграмотна: «- По какому это случаю тут?… Почему тут? Это ты зачем палец?… Кто кричал!».
    Своим рассказом Чехов высмеял такие пороки, как невежество, лицемерие, подхалимство, произведение это мы можем отнести как к смешным, так и к грустным. Чехов явно разочаровал, что человек, обладающей немалой властью, так далек от идеала. На должности Очумелова должен быть совсем иной герой: честный, справедливый, смелый, неподкупный с высокими моральными и нравственными рамками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *