Декабрьское сочинение примеры сочинений на тему

7 вариантов

  1. Все люди ставят перед собой определённые цели. И некоторые считают, что для их достижения хороши любые средства. Но так ли это на самом деле? Если вдуматься, то нет, ведь цель может быть любой, даже высокой, но если человек выбирает для её достижения недостойные средства, такие, как жизни других людей, их судьбы, то и цели становятся низкими. Хороши средства их достижения или плохи, зависит от самой цели и возможности её достижения. Но можно сказать точно, что не все средства хороши. Бывает так, что человек ради своей цели прибегает к нечеловечным методам, но, какими бы благородными ни были намерения, подобные средства их осуществления никак нельзя назвать хорошими. Приведу примеры из литературы.
    Обратимся к рассказу Д. Лондона «Мексиканец», главным героем которого является Фелипе Ривера, юноша лет восемнадцати. Он пришёл в Хунту, чтобы «работать на революцию», и был для других революционеров «маленькой загадкой» и «великим патриотом». В Хунте Риверу недолюбливали, потому что юноша был очень скрытным, замкнутым, и они боялись, что он окажется шпионом, поэтому всё, что ему доверили делать «ради революции», – это мыть полы. Но Ривера делал даже это, потому что революция была его главной целью: он хотел принять участие в свержении существующего режима, из-за которого погибли родители юноши. Когда для революции понадобилось оружие, достать на него средства вызвался именно Ривера: он решил принять участие в боксёрском бое на деньги. Вероятность проигрыша юноши была очень большой, потому что его соперником был чемпион, но, несмотря на это, юноша перед боем потребовал для победителя весь призовой фонд. Фелипе решил достать деньги любыми средствами, чтобы революция продолжалась. Этот бой был для Риверы средством достижения его цели, поэтому он вложил в него все свои силы и смог выиграть, несмотря на то что весь зал болел за соперника и судьи были против него. Для достижения поставленной цели Ривера выбрал средство – выиграть вопреки всему – которое можно назвать хорошим, потому что юноша выиграл деньги честно ради великой цели – продолжения революции. На примере этого рассказа я хотела показать, какие средства могут быть хороши для достижения цели.
    Теперь рассмотрим произведение А. Алексина «Безумная Евдокия», в котором рассказывается о девочке Оле, которая училась в девятом классе, а Евдокия Савельевна была её классной руководительницей. Учительница любила объединять детей, чтобы все были вместе, поэтому часто проводила всякие собрания и общественные мероприятия. Она хвалила многих даже за маленькие успехи, а Олю, которая в чём-то превосходила своих одноклассников, Евдокия Савельевна никак не признавала. Возможно, именно такое отношение учительницы способствовало тому, что Оля в одном из организованных Евдокией походов поставила перед собой цель получить приз самой первой, чтобы показать себя. Но девочка выбрала плохое средство для достижения этой цели: она ночью накануне соревнования ушла из лагеря, никому не сказав, и все потом беспокоились о ней, переживали, искали её. А мама девочки так переволновалась что сошла с ума, и , когда Оля вернулась домой, женщина никого не узнавала. Конечно, девочка достигла своей цели, раньше всех найдя самую короткую дорогу и выиграв приз, но из-за этого фактически потеряла мать. То, что Оля пришла первой, уже не было важно. Таким образом, в данном произведении показано, что не все средства хороши для достижения цели.
    В заключение хочется сказать о том, что на примере двух приведённых мной произведений видно, что средства могут быть как хороши, так и плохи. Поэтому всегда нужно выбирать такие средства, чтобы не причинить никому вреда, особенно близким. Если пытаться добиться чего-то с помощью чужих переживаний, проблем, то цель тогда перестанет быть столь важной, а станет низкой и недостойной – следовательно, средства тоже превратятся в плохие. Таким образом, можно сказать точно, что не все средства хороши для достижения цели.
    Сочинение 2.

  2. Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.
    Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм. Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа.
    Когда он испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и в конце концов спасается.
    Соня Мармеладова — персонаж, который помогает ему в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.
    Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающего его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью.

  3. Темы для тренировки к новым направлениям 2018/19 учебного года.
    Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала ИС.
    Отцы и дети
    1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
    2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
    3. Согласны ли вы с высказыванием А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
    4. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
    5. Быть похожим на родителей – это достоинство или недостаток?
    6. Что значит преемственность поколений?
    7. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
    8. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
    9. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
    10. Быть родителями – это счастье или обязанность?
    11. Что такое «конфликт поколений»?
    Мечта и реальность
    1. Что означает «высокая мечта»?
    2. Когда реальность разрушает мечту?
    3. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
    4. Почему не все мечты сбываются?
    5. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
    6. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
    7. Когда мечта превращается в цель?
    8. Можно ли убежать от реальности?
    9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
    10. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
    11. Мечтатель – это фантазер или глупец?
    Месть и великодушие
    1. Почему месть разрушает душу?
    2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
    3. Какого человека можно назвать великодушным?
    4. Какие качества присущи великодушному человеку?
    5. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
    6. Великодушие – это сила или слабость?
    7. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
    8. Что общего между великодушием и состраданием?
    9. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
    10. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
    11. Когда нужно отказаться от мести?
    Искусство и ремесло
    1. Что можно считать подлинным искусством?
    2. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
    3. В чем разница между ремеслом и искусством?
    4. Может ли ремесленник стать художником?
    5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
    6. Могут ли способности превратиться в талант?
    7. Кто такой талантливый человек?
    8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
    9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
    10. Какова роль искусства в развитии человечества?
    11. Чем настоящее искусство привлекает человека?
    Доброта и жестокость
    1. Какими качествами обладает добрый человек?
    2. Можно ли оправдать жестокость?
    3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    4. Доброта – это проявление силы или слабости?
    5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    6. Может ли доброта причинить вред человеку?
    7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    8. Кого можно назвать жестоким?
    9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    10. Нужно ли бороться с жестокостью?
    11. Что может сделать человека добрее?

  4. 2018-2019 учебный год
    Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
    Отцы и дети
    Мечта и реальность
    Месть и великодушие
    Искусство и ремесло
    Доброта и жестокость
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. Отцы и дети
    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    2. Мечта и реальность
    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    3. Месть и великодушие
    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    4. Искусство и ремесло
    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    5. Доброта и жестокость
    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2018-2019 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    Проект рекомендаций по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы, но являющимися учителями по учебным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
    Проект Открытого банка текстов для итогового изложения
    Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ
    Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Время написания – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  5. Для аргументов

    Обращение к произведению
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
    Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    Вспомним героя повести… (автор, название).
    Обратимся к роману… (автор, название).
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

    Интерпретация произведения или его фрагмента:

    Автор повествует о…
    Автор описывает…
    Поэт показывает…
    Писатель размышляет о…
    Писатель обращает наше внимание…
    Писатель заостряет наше внимание на …
    Он акцентирует внимание читателя на…
    Этот поступок героя говорит о …
    Мы видим, что герой поступил так потому…
    Автор показывает, к каким последствиям привело…
    Этому герою/поступку автор противопоставляет…
    Писатель осуждает…
    Он ставит нам в пример…
    Автор подчеркивает…
    Автор утверждает…

    Промежуточный вывод:

    Писатель считает, что…
    Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
    Мы можем прийти к выводу…

    Для заключения

    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    Невольно напрашивается вывод…
    Таким образом, мы приходим к выводу: …
    Итак, можно сделать вывод, что…
    В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
    (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
    К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

  6. За какое время можно хорошо подготовиться к написанию декабрьского сочинения? На самом деле, можно подготовиться и за неделю. Вы разговаривать по-русски умеете? С друзьями общаетесь? Смски пишете? Всё, полдела сделано. Если поставить целью сегодня — написать хорошее сочинение спустя неделю — вполне можно успеть. Хотя, честно говоря, всё же лучше готовиться заранее. Как готовиться? Читать книги, учить словарные слова, говорить связанными предложениями, употреблять цитаты. Давайте обо всём по-порядку.

    С чего начать?

    С темы, конечно! К счастью, вам не нужно будет писать одну тему, у вас будет выбор. Это не должно вас пугать, напротив — радовать, ведь среди предложенных тем одна точно будет вам близка и понятна. И я сейчас имею в виду не соответствие прочитанному материалу, а вашему душевному отклику. То есть, в первую очередь из всех предложенных тем нужно выбрать наиболее близкую для себя, ту, что действительно вас затрагивает лично и ту, на тему которой вам есть что сказать миру.

    С темой определились. Что дальше?

    Дальше надо подумать о том, как лучше её раскрыть. Фактически, придумать начало, основную часть и окончание (финал). Думать лучше письменно, набрасывая сначала основную идею, а затем затравку и чем дело закончится. К примеру, вы решили взять тему «Любовь к Родине». Потому что в вашей семье все патриоты и вы общаетесь с людьми, которые много рассказывают об этом, то есть: вы в теме и знаете интересные нюансы, которые будет нескучно прочитать другим (проверяющие тоже люди и любят читать интересные сочинения, а не те, что как под копирку написаны, на основании интернет-примеров). Вот вы придумали тему и основной сюжет: история двух друзей, один из которых после школы уехал учиться за рубеж, а второй отказался от этой идеи, так как не мог себе представить жизнь в чужой стране, говоря о том, что он любит Родину. В результате первый отучился и вернулся грамотным специалистом, работает на крупном международном предприятии и приносит реальную пользу Родине. А второй поддался соблазнам и не смог даже закончить вуз. Это сюжет — ваша история, которой вы можете поделиться с миром. Но одного сюжета мало. Нужны вступление и заключение, а также пресловутая аргументация, которая необходима лишь для того, чтобы показать насколько хорошо вы можете оперировать прочитанной литературой.

    Следующий шаг: вспоминаем известные произведения

    Чтобы ваше сочинение было грамотным и аргументированным, вам нужно вспомнить 2-3 произведения на ту же тему, что вы и выбрали. При этом темы они могут касаться не прямо, а косвенно. К примеру, нет рассказов прямо повторяющих ваш сюжет про учёбу, зато точно есть произведения про проблему выбора среди молодёжи и про то, что молодёжь часто не соответствует ожиданиям старших и про то, что одну и ту же идею можно преподнести совершенно по-разному. Подобрав произведения, вам нужно выбрать из них предложения или фразы, которые подтверждают вашу точку зрения или могут с ней поспорить. Говоря современным школьным языком — привести аргументы и контраргументы.

    Аргументы и контраргументы

    Идея вашего сочинения в том, что дела подтверждают любовь к Родине, а не слова. Подбираем аргументы, показывая, что читали классику. И один контруаргумент, который спорит с основными аргументами, но не побеждает их. В этом кроется самая большая сложность написания сочинения. Однако она будет сложностью лишь в том случае, когда вы за всю школьную жизнь не осилили и пяти произведений классиков.

    Список литературы по темам

    Хорошо, если книги уже прочитаны, сюжеты запомнились, а цитаты выделены или выписаны и любимы настолько, что вы можете их приводить к месту в обычном разговоре. Но если этого нет? К счастью, знаменитые писатели и поэты писали не только большие формы — повести и романы, поэмы. Они ещё написали множество рассказов и стихотворений. Вот списки литературы по каждой теме, которые предлагают учителя русского языка и среди которых обязательно найдётся либо то, что вы уже читали, либо нечто короткое, которое легко и с интересом можно прочитать прямо сейчас.

    Литература к темам декабрьского сочинения-2016

    Разум и чувство:
    «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
    «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
    «Ася» И.С. Тургенева;
    «Война и мир» Л.Н. Толстого;
    «Гамлет» У. Шекспира;
    «Чистый понедельник» И.А. Бунина;
    «Легкое дыхание» И.А. Бунина;
    «Тёмные аллеи» И.А. Бунина;
    «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова-Щедрина;
    «Гроза» А.Н. Островского;
    «О, как убийственно мы любим…» Ф.И. Тютчева;
    «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
    «Идиот» Ф.М. Достоевского;
    «Человек в футляре» А.П. Чехова;
    «Обломов» И.А. Гончарова;
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова;
    «Старуха Изергиль» А.М. Горького.
    Честь и бесчестие:
    «Война и мир» Л.Н. Толстого;
    «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
    «Станционный смотритель» А.С. Пушкина;
    «Капитанская дочка» А.С. Пушкина;
    «Студент» А.П. Чехова;
    «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя;
    «Белый клык» Джека Лондона;
    «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
    «Сотников» В. Быкова;
    «Уроки французского» В.Г. Распутина;
    «Живи и помни» В.Г. Распутина;
    «Печальный детектив» В.П. Астафьева;
    «Конец века» О.О. Павлова.
    Победа и поражение:
    «Война и мир» Л.Н. Толстого;
    «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
    «Вишневый сад» А.П. Чехова;
    «Слово о полку Игореве»;
    «Старик и море» Э. Хемингуэя;
    «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина;
    «Обломов» И.А. Гончарова;
    «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
    «В списках не значился» Б.Л. Васильева;
    «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева;
    «Портрет Дориана Грея» О. Уальда;
    «Бородино» М.Ю. Лермонтова;
    «Мцыри» М.Ю. Лермонтова;
    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова;
    «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка;
    «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка;
    «Судьба человека» М.А. Шолохова;
    «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
    «На дне» М.А. Горького;
    «Царь-рыба» В.П. Астафьева.
    Опыт и ошибки:
    «Война и мир» Л.Н. Толстого;
    «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
    «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина;
    «Мартин Иден» Джека Лондона;
    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова;
    «Собачье сердце» М.А. Булгакова;
    «Ожерелье» Ги де Мопассана;
    «Тихий Дон» М.А. Шолохова;
    «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса;
    «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
    «Не навреди» Генри Марша;
    «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
    «Ионыч» А.П. Чехова;
    «Цветы для Элджерона» Д. Киза.
    Дружба и вражда:
    «Война и мир» Л.Н. Толстого;
    «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
    «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина;
    «Три товарища» Э.М. Ремарка;
    «Отцы и дети» И.С. Тургенева;
    «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
    «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо;
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
    «Разгром» А.А. Фадеева;
    «Обломов» И.А. Гончарова;
    «Два капитана» В.А. Каверина.
    Пусть вас не пугают эти длиннющие списки. Они такие длинные, чтобы вы поняли две вещи: произведений к каждому направлению тем много, они самые разные;
    некоторые произведения подходят для всех тем.
    Таким образом, если вы видите в списке знакомые произведения — отмечаете их и перечитываете или освежаете в памяти, обращая внимание на соответствие теме и выбирая короткие, но ёмкие цитаты, которые лучше выучить или хотя бы выписать.
    Беспроигрышный вариант — хорошо знать произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Оно легко читается и хорошо запоминается. Цитатами и аргументами вполне могут быть стихотворные отрывки, а цитирование Пушкина к месту хорошо не только для сочинения, но и для жизни. Вам же хочется казаться умным в глазах окружающих?
    Кроме всего прочего, большинство из приведённых произведений читать интересно. Вам не придётся совершать усилия, читая. Скорее напротив — сложно будет остановиться.
    Обратите внимание: цитат в тексте не должно быть слишком много. Они должны подтверждать вашу мысль, а не затмевать её.

    Как оформить материал?

    У вас есть сюжет, начало и окончание, аргументы и контраргумент. Этого достаточно, чтобы написать хорошее сочинение и получить высокий балл за него, а не просто получить допуск к ЕГЭ.
    Конечно, нужно составить план. Первые наброски вы делали раньше, когда думали над идеей и темой сочинения. Настала пора к ним вернуться, чтобы продолжить работу. Это особенно необходимо, если вы собираетесь работать сразу с чистовиком, без использования черновика.
    Черновик использовать есть прямой смысл, если вы хотите добиться идеального результата. Практика показывает, что насколько бы развитой ни была ваша речь, в сочинении постоянно встречаются повторы и слова-паразиты. Изгнать их из чистовика бывает нелегко, порой даже невозможно. Кроме того, работа выглядит грязной и неопрятной, а это вдохновения проверяющим и вам баллов не добавит точно.
    В любом случае, план лучше составить подробный с указанием общего смысла и мест цитирований. Учителя советуют составлять поабзацный план. Так вы не потеряете главную мысль и сможете красиво изложить её в точно отведённое время.
    Начинаете писать с вступления (введения). Здесь вы должны достаточно коротко на полстраницы или чуть больше сформулировать суть задачи, которую вы поставили перед собой, задать вопросы на которые будете отвечать в основной части сочинения. Всё введение может уместиться (лучше всего) в один абзац, может в два-три, но это сложнее и воспринимается как размытие структуры.
    Далее идёт основная часть, та самая для которой вы подбирали аргументы. Она должна точно соответствовать введению. Если во вступлении вы писали про трамвай, то будет странным читать в основной части о том, как люди покоряли Эверест.
    Выстройте основную часть логически. Те вопросы, которых вы коротко коснулись во введении, должны быть расширены и стать отправными точками для рассуждения и цитирования. Фактически, вы должны написать 4-5 абзацев. В первом — свои мысли, во втором-четвёртом аргументация, в пятом снова свои мысли. Абзацы нужно использовать обязательно. Это структурирует текст и делает его более читабельным.
    Заключение — не менее важная часть текста. И тоже должно быть связано с введением и основной частью. Очень хорошо, если в заключении вы подводите итоги и отвечаете на вопросы, заданные во введении.

    Структура текста декабрьского сочинения коротко

    Можно представить краткую схему декабрьского сочинения следующим образом:
    заголовок (вызывающий и коротко называющий проблему о которой будет говориться в самом сочинении);
    введение — один абзац, который говорит о проблеме глобально и обрисовывает несколько вопросов к проблеме, вынесенной в заголовок;
    основная часть — несколько абзацев, каждый из которых связан друг с другом и подробно, с использованием материала прочитанной литературы (аргументов и контраргументов) отвечающий на вопросы, поставленные во введении;
    заключение — один абзац, подытоживающий текст, делающий его завершённым: у читателя не должно остаться никаких вопросов по поднятой в заголовке проблеме.

    Советы по написанию итогового сочинения

    Пишите лишь о том, что вам действительно близко и знакомо.
    Цитирование может быть не дословным — главное, чтобы фраза точно принадлежала выбранному произведению.
    Особо обратите внимание на заголовок, первые два предложения и последнее предложение сочинения. Часто именно они становятся отправными точками проверяющего для оценки всего сочинения.
    Пишите простыми предложениями. Но не из двух-трёх слов. Просто упрощайте чересчур сложные словесные конструкции. Слишком простые предложения неинтересно читать. Слишком сложные чреваты большим количеством ошибок.
    После написания текст нужно несколько раз прочитать, чтобы проверить:
    стилистику;
    грамматику;
    пунктуацию.
    Если сомневаетесь в написании какого-либо слова — замените его синонимом.
    Сомневаетесь в запятой — перестройте предложение.
    Проверьте правильность оформления цитат и прямой речи.
    Вычистите текст от повторов, к которым относятся не только слова «один в один», но и однокоренные, и словоформы. Они должны встречаться на расстоянии друг от друга не менее чем в одно предложение.
    Вычеркните все сленговые слова. Всё-таки это не обычное общение, а сочинение. Итоговое. На оценку.
    Напоследок пробормочите текст тихонечко. Это позволит окончательно убедиться в том, что всё в порядке. Чтение «про себя» не даёт таких результатов.
    Если текст был написан на черновике, то сейчас самое время его переписать. Переписывайте вдумчиво, не отвлекайтесь, иначе не избежать новых ошибок.
    Сочинение — прекрасный способ высказаться так, чтобы быть услышанным. Воспользуйтесь им! Возможно, ваше сочинение войдёт в историю и его будут цитировать как пример яркого выражения собственных мыслей.
    Удачи!

  7. Итоговое сочинение по литературе обязательно для всех одиннадцатиклассников, поскольку оно является допуском к ЕГЭ. Его придется писать даже тем, кто совсем не интересуется литературой и не разбирается в ней. Сегодня, когда до начала экзамена остается совсем чуть-чуть, мы расскажем, стоит ли бояться декабрьского сочинения и как подготовиться к нему, если в вашем распоряжении очень мало времени.
    Когда состоится?
    Основной день назначен на 6 декабря 2017 года, но есть и дополнительные сроки: 7 февраля 2018 года и 16 мая 2018 года. Так называемые резервные дни предназначены для тех старшеклассников, которые:
    плохо написали сочинение в декабре;
    были удалены из аудитории за нарушения;
    не смогли прийти на экзамен по уважительной причине (необходимо предъявить объяснительный документ);
    не успели закончить сочинение по уважительной причине (это также необходимо подтвердить документально).
    Иными словами, со стороны Минобрнауки сделано все, что вы благополучно написали сочинение и получили допуск к ЕГЭ. У вас целых три попытки!
    Как проходит экзамен?
    Экзамен проходит в школе, он начинается в 10 часов утра по местному времени и длится 3 часа 55 минут. Ученики с ОВЗ пишут не сочинение, а изложение, и им дается на 1,5 часа больше. Время окончания будет написано на доске. Вам не потребуется ничего, кроме пары авторучек и паспорта. Черновики и бланки раздаст учитель, наблюдающий за экзаменом. Время, затраченное на инструктаж и заполнение регистрационного бланка, не учитывается.
    Какие темы вас ждут?
    Как и в предыдущие годы, темы формулируются на основе противопоставленных морально-этических и философских понятий. Вот какие направления будут в 2017/2018 учебном году.
    Смелость и трусость.
    Равнодушие и отзывчивость.
    Верность и измена.
    Человек и общество.
    Цели и средства.
    Конечно, темы вы получите только после начала экзамена, но из года в год все они составляются по одному и тому принципу. Поэтому можно просмотреть прошлогодние темы, чтобы примерно представить, что вас ожидает.
    Для удобства поиска аргументов мы составили ориентировочные списки произведений, которые помогут вам раскрыть ту или иную тему:
    1. Равнодушие и отзывчивость
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
    К. Г. Паустовский «Телеграмма».
    2. Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
    Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;
    М. А. Шолохов «Судьба человека».
    3. Человек и общество
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    А. П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
    4. Верность и измена
    А. Н. Островский «Гроза»;
    Л. Н. Толстой «Война и мир»;
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    И. А. Бунин «Тёмные аллеи».
    5. Цели и средства
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»;
    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
    Естественно, вы не успеете их все прочитать за пару дней. Но тут на помощь вам придут сборники кратких пересказов произведений, желательно, чтобы там имелись хотя бы небольшие комментарии и анализы. На их чтение у вас уйдет не более 4-5 часов.
    Как написать хорошее сочинение?
    Требования к итоговому сочинению следующие:
    Минимальный объем – 250 слов, идеально – 350 слов.
    Композиционно текст должен состоять из четырех абзацев – вступления, два аргумента из произведений художественной литературы, заключение.
    Первый абзац должен состоять из 75 слов, второй и третий – по 100 слов каждая часть, и последний – тоже 75 слов.
    Это что касается технической стороны вопроса, теперь перейдем к содержанию сочинения.
    Первый совет – выберите тему, наиболее близкую и понятную вам, к которой вы сможете правильно подобрать примеры из литературы. Например, «Всегда ли можно оправдать измену?».
    Далее выделите вопрос в данной формулировке. Например, вы утверждаете, что можно, и тогда вопрос может звучать так: «В каких случаях измена оправдана?»
    Следующий шаг – ответьте на данный вопрос. К примеру, измена оправдана, если человеком движет светлое чувство любви.
    Теперь к этому ответу необходимо подобрать аргумент из художественной литературы. Возьмем роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Анна Каренина приносит в жертву своей любви к Вронскому абсолютно все: брак, общение с сыном, репутацию, и в ее случае измену можно оправдать светлым чувством любви, которое ею движет.
    Затем сформулируйте противоположный тезис, когда измену нельзя ничем оправдать. Здесь можно привести пример из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Измену Родине, предательство нельзя оправдать любовью, какой бы светлой и чистой она ни была, и Андрей несет справедливое наказание, он расплачивается своей жизнью.
    В заключение напишите вывод. Укажите, что существуют разные точки зрения, разные жизненные ситуации, когда измену можно оправдать и когда измена является серьезным преступлением.
    Теперь вам нужно написать черновик. Пристально следите за тем, чтобы не «растечься мыслью по древу», не уйти от темы. Поэтому постоянно сравнивайте ваш тезис и аргументы. Избегайте цитат: во-первых, неверно приведенную цитату (а это обязательно проверят) засчитают за фактическую ошибку, во-вторых, их от вас никто не требует. Не выдумывайте «книг», подходящих по содержанию. Это тоже проверят. Нужно не знать досконально текст, а хорошо понимать произведение.
    Речевые ошибки – еще одна беда старшеклассников. Как их избежать? Старайтесь представлять то, о чем пишите, задавайте к словам вопросы, избегайте повторов, используйте стилистически нейтральные синонимы и местоимения и не употребляйте слова, в значении которых не уверены до конца. И, конечно, особое внимание уделите грамотности.
    Когда вы перепишите сочинение на чистовик, внимательно проверьте его на ошибки. Читайте его про себя, начиная с конца, чтобы ничто вас не отвлекло. Черновик проверяющими не учитывается, поэтому проверяйте все тщательно.
    Как оценивается итоговое сочинение?
    За сочинение ставят либо «зачет», либо «незачет». Технарям хватит «зачета», а вот гуманитариям стоит постараться, чтобы набрать как можно больше баллов, ведь эти результаты засчитываются при поступлении в вуз.
    Итак, как получить «зачет»?
    Текст должен соответствовать выбранной теме. Поэтому так важно проверять, не ушли ли вы случайно совсем в другую сторону.
    Аргументы должны быть взяты только из литературных произведений. Вы можете обращаться как к отечественным, так и к зарубежным авторам.
    Работа должна иметь четкую композицию (соблюдайте абзацы!) и не иметь грубых логических ошибок. Излагайте свою мысль предельно ясно, чтобы не возникало разночтений.
    Не допускайте речевых ошибок. Как с ними бороться, мы уже рассказали выше.
    Грамотность. Допустимое количество ошибок (орфография и пунктуация, согласование разных частей речи) не более 5 на 100 слов. Если знаете свои слабые места, не поленитесь повторить эти правила накануне экзамена. Пишите, по возможности, небольшими предложениями, чтобы не запутаться в запятых.
    Конечно, начинать готовиться к экзамену за пару дней – рискованно, но обстоятельства у всех складываются по-разному. Надеемся, что наши советы помогут вам благополучно написать итоговое сочинение, получить высокие баллы и допуск к ЕГЭ.
    «Мерлин» желает вам успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *