Егэ сочинение на тему труд

5 вариантов

  1. 1
    Фрагмент из повести В.Ситникова «Русская печь»:
    “В войну из родной деревни дедушке пришло письмо от родственницы. Она звала приехать по неотложному делу: отремонтировать печь.
    И вот дедушка, физически уже слабый, всё-таки поехал. И внук с ним.
    Дедушка поправил старую избушку, ухитрился заменить брёвна, утеплил завалинку.
    Предстояло сбить печь. Даже из кирпича не просто её сложить, а тут надо было соорудить из совершенно бесформенной глины. Работа эта трудоёмкая, надо было собирать помощников.
    И вот на помощь пришла вся деревня: женщины, старики, ребятишки. Люди пришли, оставив свои дела, чтобы бескорыстно сделать важную работу. К сумеркам печь была готова: осталось доделать дымоход да вывести трубу.
    Внук ходил вокруг, глядел на этот терем. Он гордился, что есть здесь доля и его труда. И самое главное: он понял, как это важно – уметь работать всем миром и хорошо знать ремесло”.
    Дополнительные сведения
    Ситников Владимир Арсентьевич (1930 …) – кировский писатель. Печатался в журналах «Современник», «Молодая гвардия», «Советская Россия» и других. По пьесам В.Ситникова «Райская обитель», «Толкач из Парижа» и др. поставлены спектакли в Кировском областном драматическом театре. Член Союза писателей России с 1966 года.
    Лауреат Всероссийской премии им. Н.М.Карамзина «За отечествоведение», присуждённой за организацию выпуска 12-томной «Энциклопедии земли Вятской».  Автор более 50 книг прозы.
    Романы:
    Свадебный круг
    Эх, кабы на цветы да не морозы
    И за что мне эта боль?
    Книги для детей:
    Повести
    Белогривская метелица
    Русская печь
    Бабье лето в декабре
    Из огня да в полымя
    Красава-матушка
    Медовая поляна
    Клюква-жаровица
    Настин двор
    и др.
    2
    Фрагмент из повести В.Крупина «Боковой ветер», где он делится воспоминаниями о радости совместного труда в молодые годы:
    «Мы рано начинали работать. Полоть, таскать воду, стеречь стадо, чистить хлев, заготавливать дрова – всё это было само собой разумеющимся. Нельзя сказать, что нынешние ребята ничего не умеют делать, но их надо заставлять, и это противно. И думает иногда мать: «Лучше сама сделаю, больше нервов потратишь». А мы видели дело, и это важно, и труд был частью нашей души.
    В девять лет меня, например, брали охранять лесхозную машину. Я воображал, что её вот-вот кто-нибудь отнимет, взорвёт, или что-то случится, и не отходил ни на минуту, искупаться не смел, хотя река была рядом.
    На другое лето (мы каникул дожидались, чтобы работать) я в жару отгонял от лошадей всякий гнус: комаров, мух, слепней. Сам искусанный и расчёсанный до крови, я честно зарабатывал свой хлеб, боясь лишь одного: вдруг завтра не возьмут.
    Позднее мы прессовали сено, ремонтировали здания, сгружали соль и цемент. Все работы были наши, не исключая ежегодного рабочего сентября.
    Неокрепшие поколения в трудные времена выручали страну.  И мы, вспоминая, ничуть не жалеем, что эта работа и эти сентябри были в нашей жизни. И солнце было. И костры. И радость совместного труда».

    Дополнительные сведения
    Крупин Владимир Николаевич (1941 -…) – известный русский прозаик. Уроженец Кировской области.
    Стал известен благодаря первому сборнику рассказов «Зёрна» (1974), в которых рассказывается о непростой судьбе жителей села. Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980). По ней снят фильм, она переведена на многие языки. В этой повести писатель переосмысливает легенду о живой воде.
    Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи.
    В повести «От рубля и выше» (1981) отражены проблемы художественного творчества.
    Повесть «Прости, прощай» (1986) – воспоминание о студенческих годах.
    В повестях «Великорецкая купель» (1990), «Крестный ход» (1994), «Последние времена» (1994) раскрыта тема православия.
    3
    А.Маркуша «Про молоток, клещи и другие нужные вещи».
    Писатель приехал на маленький эстонский хутор, вышел во двор и сразу увидел Матти. Мальчишке было лет двенадцать, но выглядел он основательным, неторопливым мужчиной. Он поздоровался и пошёл к сараю:
    «По-хозяйски осмотрел козлы, неспешно достал из-за поленницы двуручную пилу, и … началось нечто странное и поначалу для меня совершенно непонятное. Матти набросил на ручку пилы вожжи, закрепил их, а другой конец вожжей привязал к пружине, висевшей на стене. Признаться, я ничего не понял и с интересом ожидал, что произойдёт дальше.
    А дальше оказалось – при помощи пружины и вожжей Матти великолепно управлялся с большой поперечной пилой самостоятельно, один. Еловые поленья он разделывал быстро и аккуратно».
    Писатель часто наблюдал за работой Матти. Смотреть, как Матти не спеша достаёт инструмент, как выбирает нужную доску, как морщит лоб, прежде чем сделать первый пропил, всегда доставляло автору истинное удовольствие.
    Суть самостоятельности… – в трудолюбии:
    “Взрослым настоящим мужчиной можно сделаться и в 12 и в 13 лет, только для этого нужно приучить себя к самостоятельности. Самому себя приучить”.
    Дополнительные сведения
    Маркуша Анатолий Маркович (1921-2005) – советский писатель, лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны.  Книги переведены на 18 языков мира.
    Произведения:
    Ученик орла. Рассказы старого лётчика.
    33 ступеньки в небо
    Бессмертный флагман (Чкалов). Лирический репортаж.
    Мужчинам до 16 лет
    От винта
    Первым делом самолёты
    14 тысяч метров и выше. Том 1-3.
    Небо твоё и моё
    Человек-птица
    Азбука мужества. Книга для сыновей.
    А я сам… Книга для тех, кто начинает мастерить
    Я – солдат, и ты – солдат
    Желаю счастья, девочки! Беседы.
    Мозаика для делового человека
    600 советов на разные случаи жизни
    и др.
    4
    В центре автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова – образ маленького Серёжи Багрова. «Детские годы Багрова-внука» – это жизнь, увиденная глазами ребёнка.
    Фрагмент из этой повести о том, как ребёнок наблюдал за нелёгкой крестьянской работой:
    «Пришло время сенокоса. Эта одна из всех крестьянских полевых работ, которой я до тех пор ещё не видывал, понравилась мне больше всех.
    … до моего слуха стал долетать глухой, необыкновенный шум: то какой-то отрывистый и мерный шорох, то какое-то звонкое металлическое шарканье. Я сейчас спросил: «Что это такое?» – «А вот увидишь!» – отвечал отец, улыбаясь. И вот чудное зрелище поразило мои глаза. Человек сорок крестьян косили, выстроясь в одну линию, как по нитке: ярко блестя на солнце, взлетали косы, и стройными рядами ложилась срезанная густая трава. Пройдя длинный ряд, вдруг косцы остановились и принялись точить свои косы, весело перебрасываясь между собою шутливыми речами, как можно было догадываться по громкому смеху… Когда мы подъехали близко, отец мой сказал обыкновенное приветствие: «Бог помощь»… Крестьяне продолжали широко, ловко, легко и свободно размахивать косами!  В этой работе было что-то доброе, весёлое, так что я не вдруг поверил, когда мне сказали, что она очень тяжела. Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах разносился от близкого леса и скошенной ещё рано утром травы, изобиловавшей множеством душистых цветов, которые от знойного солнца уже начали вянуть и издавать особенный пряный ароматический запах! Нетронутая трава стояла стеной, в пояс вышиною, и крестьяне говорили: «Что за трава!»
    …Мне… не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня».

    Дополнительные сведения
    Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – русский писатель, общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.
    Произведения:
    Буран
    Записки о рыбалке
    Записки ружейного охотника
    Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
    Семейная хроника
    Детские годы Багрова-внука
    Сказка «Аленький цветочек» (Сказка ключницы Пелагеи)
    и др.
    5
    Может быть, Ваши старшие родственники рассказывали Вам о деревенском труде. Дополните Ваши сведения рассказом писателя В.Солоухина о творческом отношении к такому труду:
    «Стог – это архитектурное сооружение. Стога метали истово, с любовью, мастерством. Даже место для стога подчас выбирали такое, чтобы он красиво смотрелся и украшал собой землю, пейзаж.
    Были мастера метать стог. Один мастер мог руководить при этом несколькими мужиками. Сначала прикидывали, какого размера надо заложить стог. С середины стог постепенно расширяется во все четыре стороны. Потом метальщики начинают стог вершить, то есть постепенно сужать, заострять, наподобие купола или шатра. Приходится подавать сено уже не с земли, а стоя на телеге. Всё больше заостряется стог. Теперь шестерым метальщикам там было бы тесно, постепенно спускается то один, то другой, и остаётся завершить стог кто-нибудь один. Стог со всех сторон очёсывают граблями, чтобы он был опрятным.
    С возвышенности посмотришь на долину, расстилающуюся внизу, а там «…в степи грустят стога». Стога наравне с церквами и колокольнями украшали русскую землю».
    Дополнительные сведения
    Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской» прозы. Много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
    Произведения:
    Капля росы
    Как выпить солнце
    Имеющий в руках цветы
    Мать-мачеха
    Жить на земле
    Письма из Русского музея
    Не прячьтесь от дождя
    Разрыв-трава
    Славянская тетрадь
    Слово живое и мёртвое
    Камешки на ладони
    Время собирать камни
    Продолжение времени
    и др.
    6
    Наблюдать за действиями такого искусника непосвящённому человеку, конечно же, странно. Современному читателю узнать о таком странном старинном ремесле чрезвычайно интересно. Этим и увлёк нас вятский (кировский) писатель Л.Лубнин.
    Фрагмент из его повести «Районная тёща» о рабочем человеке, который занимался странным, но увлекательным делом, – Климентии Землеройке:
    «Он разыскивал под землёй хорошую воду и потом копал колодцы. Всё, что он делал, казалось мальчишкам каким-то фокусом, чудом, колдовством.
    Придя к хозяевам нового дома, он выходил на середину двора, молча глядел на всякий мелкий строительный мусор, на потрескавшуюся землю. Потом вытирал чистым полотенцем свои ступни, осторожно переступал ногами, поднимал то щепку, то стружку, смотрел на них, прикладывал к щеке, к губам. В огороде он разравнивал площадку. А ребята уже своё дело знали: утрамбовывали влажную землю. Когда жар начинал спадать, ребята разыскивали сухие листья, которые раскладывались на отмеченных местах, прикрывались соломой и холстинками.
    Климентий любил говорить: «Воду найти – всё одно что клад открыть. Вода чистоту даёт – чистоту и любит… Только чистому человеку она открывается».
    На другой день ещё внимательней он рассматривал землю; не только, прослушивал её, прощупывал землю ладонями. Затем собирал в горсть солому, нюхал её, а листочки разглядывал на свет, мял в пальцах. Из восьми-десяти расчищенных площадок он только три или четыре приказывал снова покрыть листом, соломой и холстинами.
    На третий день Климентий Землеройка прослушивал и исследовал землю горшком. Ребята должны были у каждой площадки разжечь и поддерживать небольшие бездымные костры. Климентий долго держал глиняный горшок над чистым бездымным огнём донышком кверху. Потом быстрым, молниеносным движением ставил разогретый горшок на землю тоже донышком кверху. Когда жар начинал спадать, Климентий снимал горшки, вытирал их изнутри ладонью, разглядывал ладонь, нюхал, лизал. Во всех горшках была влага, и земля под ними отпотевала.
    – Здесь! – говорил он хозяевам. – Хорошая, слаже во всей улице не найдёшь.
    Строились в тех местах редко. Климентий за другую случайную и низкую работу брался лишь по очень большой, прямо-таки непереносимой нужде. Потому что он был артист своего дела, ценил своё искусство, переход на другую работу почитал для себя унизительным, и измена любимому делу, очень важному и нужному людям, казалась ему предательством.
    Таков был этот рабочий человек, умеющий видеть сквозь землю, великий знатец своего дела, такой знатец, каких с огнём поискать по свету – не найдёшь больше».
    Дополнительные сведения
    Лубнин Лев Михайлович (1911-1993) – писатель. Уроженец Кировской области. Участник Великой Отечественной войны. Автор нескольких пьес для телевидения, в основном о людях труда, их духовном мире.
    Произведения:
    Комсомольский характер
    Лучший номер
    Наследники
    Десять дней по следам Васьки Жабрея
    Районная тёща
    Баллада о первом плацдарме
    и др.
    Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:
    Обучение сочинению
    Форум — Аргументы к сочинению
    Надеемся на продолжение встреч!
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Смотрите ниже…
    Назад в раздел

  2. Можно вспомнить огромное количество классиков с изречениями о труде. Не отстают по количеству и русские пословицы. Смысл всех высказываний сводится к тому, что именно трудом человек совершенствуется сам и делает лучше мир вокруг себя. По утверждению В.А. Сухомлинского именно труд явился силой, благодаря которой человек смог эволюционировать из обезьяны. И правда, трудится на земле только человек, звери работой не озабочены. Значит, именно, труд отличает человека от животного.
    Благодаря труду люди достигли того уровня цивилизации, который есть сейчас. Наиболее трудолюбивой нацией считаются японцы. И если обратить внимание на их уровень жизни и развития, связь между их работоспособностью и тем благополучием, которого достигла их страна становится очевидной.
    При слове труд мы, в первую очередь, думаем именно о труде физическом. Это он стал первопричиной развития, а потом и улучшения условий жизни. С течением времени менялось направление деятельности: сбор ягод, охота, земледелие, труд на городских предприятиях, – но неизменным оставалось одно. Тот, кто работал много и добросовестно, имел больше материальных благ. Тот, кто лентяйничал, не добивался ничего.
    Труд бывает не только физический, но и интеллектуальный. Человек может многого добиться, работая головой. Ученые, писатели, экономисты за свой рабочий день тратят энергии столько же, сколько и рабочий на заводе. и приносят не меньше пользы своим согражданам. Интеллектуальный труд почетен и необходим. Это он двигает усовершенствование технологий и общее развитие человека. Если у нас не будет хороших книг, мы не сможем развиваться внутренне духовно и нравственно, не сможем научиться чему-то новому, нам неоткуда будет получить стимул к самосовершенствованию.
    Но наиболее гармонично развитыми личностями можно считать тех людей, которые совмещают деятельность физическую и умственную. Такие люди, по их собственному утверждению, счастливы, потому что могут самореализоваться в полном объеме. А периодическая смена деятельности считают наилучшим отдыхом.

  3. Любовь Михайловна,пожалуйста,проверьте мое сочинение!
    1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
    (10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».
    (14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.
    (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.
    (16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.
    (20) Много ли тогда напишешь?
    (21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?
    (24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.
    (По В.Вересаеву)
    СОЧИНЕНИЕ:
    В этой жизни человек наделен уникальной способностью – создавать прекрасное,занимаясь творчеством. Этот процесс , безусловно, дарит творцу радость, наполняя его душу теплом и светом. Но можно ли это удовольствие променять на материальную выгоду? Стоит ли творить ради денег? Эта проблема взволновала известного критика Викентия Вересаева.
    Проблема творчества и денег активно обсуждается с давних времен ,а в наши дни, когда материальные блага превыше всего, она особенно злободневна. Викентий Вересаев рассматривает данный вопрос на примере писательства – весьма «трудного и запутанного дела». Литературовед считает,что настоящий писатель должен наблюдать жизнь изнутри,встречая на своем творческом пути многочисленные препятствия,помогающие совершенствоваться и развиваться в своем деле. Критик отмечает,что писатель вырывает себя из жизни,становясь профессионалом,и садится писать не по зову сердца, а в тяжелые времена безденежья, зарабатывая таким способом на жизнь. Прозаик убежден,что в таком случае «свежий росток таланта» обязательно засохнет,а писатель потеряет способность к истинному творчеству.
    Позиция автора заключается в следующем: начинающий писатель ,если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой и творить ради денег.
    Я абсолютно согласна с позицией критика в том, что писательство не должно существовать как способ для добывания средств к жизни, ведь умение писать книги – это величайший дар, позволяющий выражать свои мысли и передавать их потомкам. Бесспорно,нельзя допустить,чтобы искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения людских потребностей, как это произошло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Писатели МАССОЛИТа создавали удобные и нужные власти книги,думая о получении квартир,дач,различных путевок – всем,кроме искусства. Может ли так называемое «псевдотворчество» чему-нибудь научить читателей? Очевидно,нет. Ужасно то,что лишь один их членов объединения литераторов – Иван Бездомный – осознал,что выдает за истинное творчество жажду славы и именитости.,поскольку остальных интересовала только материальная выгода.
    В наше время современная литература стремительно теряет свои позиции,поскольку пишут книги все кому не лень : танцоры,музыканты ,актеры,спорстмены… Писательство в очередной раз используют в корыстных целях,чтобы заработать на нем деньги и обрести популярность. В этом случае можно говорить о деградации ,к которой стремится нынешнее общество.
    Действительно,автор прав. Заниматься творчеством исключительно ради материальных благ недопустимо.В конечном итоге ,придавая значительную роль деньгам , мы , меркантильные жители современного мира, рискуем остаться без талантливых людей и искусства в целом.

  4. Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. После получения образования начинается настоящая взрослая жизнь. Юноши и девушки начинают работать по выбранной специальности. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.
    Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.
    Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

  5. Человек начинается с отношения к труду. По Ю.Бондареву
    ТЕКСТЫ КАК АРГУМЕНТЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ
    Чтобы развить навыки аргументирования темы сочинения, СОВЕТУЕМ
    прочитать тексты, в которых выделены опорные слова и словосочетания.
    используя опорные слова и словосочетания, расположенные после текста под знаком ***, пересказать тексты.
    Такие интерпретированные Вами тексты можно использовать в качестве аргументов для сочинения на ЕГЭ.
    Также для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
    Приучить себя к самостоятельности. А.Маркуша
    Хозяин. В.И.Баныкин.
    Пафос труда. Б.Эйхенбаум.
    «Труд упорный». Н.Г.Чернышевский.
    Личность начинается с творческого отношения к труду. По газете «Комсомольская правда».
    Советы В.Шукшина.
    Булочник Филиппов. В.А.Гиляровский.
    Сенокос. С.Т.Аксаков.
    Радость совместного труда. По В.Н. Крупину.
    «Человек рождён на труд». По Б.Барышеву и Б.Горячеву.
    Труд и развитие личности. М.С.Гуткин, П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.
    Труд и профессионализм. М.С.Гуткин, П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.
    «…в степи грустят стога». В.А.Солоухин.
    Климентий Землеройка. По Л.М.Лубнину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *