Эпиграф к сочинению на тему осень

7 вариантов

  1. Словарь эпиграфов
    Осень ранняя развесила
    Флаги жёлтые на вязах (А. Ахматова)
    Осенний день пуглив и дик. (С. Есенин)
    Что ж это за сила
    В небе колесила,
    С яблони малиновой
    Яблоки скосила, В листья повтыкала
    Спицы золотые,
    Птиц поотпускала
    В небеса крутые. (Ю. Мориц)
    Леса мои сбросили кроны,
    Пусты они и грустны. (А. Вознесенский)
    Шелестя сухими злаками,
    Подымая синий дым,
    Осень с рыжими собаками
    Рыщет по садам пусты. (В. Инбер)
    Небо же брюзжало беспрестанно оловянным осенним
    дождиком, всё моросило да брызгалось. (Л. Леонов)
    Мягкий цветной ковёр ложится к подножию деревьев.
    Но подул ветерок – и понеслась шуршащая позёмка по
    дорогам, поплыли расписные ладьи по воздуху. Пёстрая
    карусель опадающих листьев! (Л. Калецкий)
    Побелив эти пашни чуть-чуть,
    Там предзимье уже побродило. (А. Ахматова)
    Кругом пестреет лес зелёный;
    Уже румянит осень клёны,
    А ельник зелен и тенист;
    Осинник жёлтый бьёт тревогу;
    Осыпался с берёзы лист
    И, как ковёр, устлал дорогу…(А. Майков)
    Сердце слёзы мне теснят,
    И, кружась в саду угрюмом,
    Листья жёлтые летят
    С грустным шумом! (И. Бунин)
    Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и
    щёчки, спинки и животики. И к осени сами стали, как солнышки –
    багряными и золотыми. (Н. Сладков)
    Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень,
    жёлтый лист и зелёная травинка. Сверкающий иней и бабочки.
    Увядание и расцвет. Грустно и радостно! (Н. Сладков)
    И ветер с севера, свища,
    Летает в парке дик и злостен,
    Срывая золото с плаща,
    Тобою вышитого, осень. (Г. Иванов)
    Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными
    листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и
    хрупкими листьями в морозы. (С. Аксаков)
    Пыхтит ноябрь в седой полоне. (Б. Пастернак)
    Приветствую золото дней,
    Осенним дыханьем овитых. (А. Блок)
    Но осень ранняя, задумчиво грустна,
    Овеяла меня тоскующим дыханьем. (А. Блок)
    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    Все гибнет, все гибнет!
    Ты черен и гол,
    О, лес наш родимый,
    Конец твой пришёл! (А. Майков)
    Октябрь серебристо-ореховый.
    Блеск заморозков оловянный. (Б. Пастернак)
    Смотрите также: Словарь эпиграфов. Времена года. Зима

  2. 2
    Текст добавил: Выгнали из ада

    По мере составления плана
    дети записывают его в тетрадях.

    – О чем нужно написать во
    вступлении?
    Д. О том, что наступила осень…
    У. Вы можете при ответе на вопрос
    пользоваться собранным языковым материалом.
    Какая осень? Почему?
    Д. Волшебница золотая,
    красавица, дивная, славная, очаровательная,
    печальная, дождливая, хмурая, чародейка, как и
    зима.
    У. О чем мы должны написать в
    основной части сочинения?
    Д. Мы должны описать красоту и
    необыкновенную прелесть золотой осени.
    У. Когда мы будем описывать
    осеннюю природу, придется ли нам немного
    фантазировать?
    Д. Да, конечно.
    У. Дайте название основной части
    сочинения.
    Д. Осенняя фантазия, осенняя
    зарисовка, осенняя сказка.
    У. Мы должны представить себе
    осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.
    Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо
    мы можем наблюдать с приходом осени?
    Д. Как осень без красок и без
    кисти разукрасила все листья, соткала яркий
    разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым
    лоскутным одеялом.
    У. Какие листья вы видели осенью?
    Д. Красные, желтые, бурые,
    золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные,
    пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые,
    пунцовые.
    У. Все лето листья подставляли
    солнцу свои ладошки и до того налились и
    пропитались солнцем, что к осени стали багряными
    и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем,
    как падают листья?
    Д. Да, конечно…
    У. Как такое явление называется
    в природе?
    Д. Такое явление называется
    листопадом.
    У. С чем можно сравнить листопад?
    Д. Листопад можно сравнить с
    золотым дождем.
    У. Что вам показалось особенно
    красивым во время листопада?
    Д. Если вдруг ветер налетит, то
    закружится пестрый смерч, а если ударит по
    дереву, то хлынет сверкающий водопад.
    У. Листья падают. А какие еще
    слова, называющие действия, можно будет
    использовать в своей работе?
    Д. Они не просто падают, а
    кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут,
    плывут.
    У. Да, полетели листья, как птицы
    по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись,
    как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
    А если прислушаться, то что можно услышать
    осенью?
    Д. Как листья скребутся,
    шелестят, шуршат под ногами.
    У. Да, куда ни взглянешь, листья
    вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и
    везде. Вот листья, красиво покачиваясь на
    “крыльях ветерка”, опускаются на воду тихо и
    плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные
    кораблики, они плывут по реке – желтые, красные,
    оранжевые.
    Как можно назвать ту часть плана, в
    которой мы будем рассказывать о листьях?
    Д. Осенний ковер.
    – Осенний наряд.
    – Осень – художница, мастерица, искусница.
    У. Гуляя в парке, бывая в лесу, мы
    с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья
    мы обращали внимание? Красивы ли они?
    Дети отвечают.
    – Да, только осенью можно
    по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому
    я предлагаю дать название следующей части плана,
    в которой мы будем описывать красоту осенних
    деревьев.
    Д. Деревья осенью.
    – Деревья в осеннем наряде.
    У. В народных песнях рябину
    часто ласково называют рябинушкой. Как она
    выглядит осенью?
    Д. Рябинка, словно девушка,
    нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах
    и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие
    стали пурпурными.
    У. Да, в народе про рябину
    говорят: “Весной зеленела, летом загорала,
    осенью надела красные кораллы”.
    Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный
    день листья дрожат?
    Д. У осинки дрожат листики, будто
    все время шепчутся.
    У.
    В лесу осиновом дрожат осинки,
    Срывает ветер с осин косынки.
    (В.Степанов)
    Как выглядит осинка осенью?
    Д. Осенью она превращается в
    ослепительную красавицу. Листья, как фонарики,
    могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым
    переливом, лимонно-желтыми, малиновыми,
    пурпурными, огненно-красными, почти черными.
    У. Да, ни одно дерево не знает
    такого разнообразия осенних красок, как осина.
    А как осенью выглядят березки и клен?
    Д. Березки словно в золоте.
    – Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.
    У. В чем красота их осеннего
    наряда?
    Дети отвечают.
    – Отгадайте, о каком дереве идет
    речь.
    Ее всегда в лесу найдешь –
    Пойдем гулять и встретим:
    Стоит, колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем.
    Д. Это сосна или ель.
    У. Что изменилось в их жизни с
    приходом осени?
    Д. Ничего в их жизни не
    изменилось, они по-прежнему зеленые.
    У. Деревья не забывают ель и
    сосну, дарят им подарки. Вот ива засыпала их
    тонкими золотыми рыбками, а березка – желтыми
    сердечками. На глазах ели и сосны превратились из
    колючих и хвойных в мягкие и лиственные. Все в
    золоте, багрянце, бронзе, нарядные и
    разноцветные.
    Осенью можно бесконечно восхищаться красотой
    деревьев. Но лучше всего любоваться деревьями на
    закате, когда солнышко уже спряталось.
    Почему Пушкин назвал осень унылым временем года?
    Д. Природа грустит, ждет прихода
    зимы.
    У. Когда нам становится грустно?
    Д. Нам становится грустно, когда
    прячется солнце, небо покрывается темными,
    свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется
    погода и нельзя погулять.
    У. Осень делится на два периода:
    первый – от первых заморозков до конца
    листопада, второй – от конца листопада до начала
    зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко
    вслед за ними начинается теплая, сухая погода –
    возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером
    и ночью становится холодно. И вскоре после
    погожих сентябрьских, октябрьских деньков
    начинают лить осенние дожди, а за этими дождями
    нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли
    осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?
    Д. Нет, осенний дождь –
    моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать
    маленькими капельками на землю, так и будет идти
    день, два, три, неделю, не переставая, и тогда
    становится скучно.
    У. Да, под ногами в такое время
    слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи,
    моросит холодный, нудный дождь, дует сильный
    ветер.
    Ветер тучи гонит, ветер в трубах
    стонет,
    Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
    На дорогах лужи морщатся от стужи,
    Под навесом прячутся грустные грачи…
    (Г.Ладонщиков)
    – И хорошо, что осень в конце концов
    пройдет, наступит зима. Мы говорили о том, что
    осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто
    бывают дожди, и нам от этого становится грустно.
    Грустит и природа в ожидании нового художника.
    Да, даже после листопада деревья красивы – тихи,
    задумчивы, величавы. Как можно назвать эту часть
    плана?
    Д. Природа ждет нового
    художника.
    У. Сочинение нельзя оборвать на
    полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как
    вы его закончите? Как осень влияет на ваше
    настроение?
    Дети отвечают.
    – За что вы любите это время года?
    Д. За красоту, необыкновенную
    прелесть.
    – За то, что осень дарит нам много радости.
    – За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.
    – За то, что грибов много.

    V. Выбор эпиграфа к сочинению

    У. К сочинению можно подобрать
    эпиграф.
    Эпиграф – это точная дословная выдержка из
    какого-нибудь произведения писателя или поэта,
    отражающая тему сочинения.
    В качестве эпиграфа можно использовать отрывки
    из стихотворений русских поэтов, которые вы
    подобрали дома.
    Дети зачитывают отрывки из
    стихотворений об осени. Выбираются наиболее
    удачные. Выбранный эпиграф записывается после
    плана в тетради.

    VI. Итог урока

    У. Каждый по-своему видит осень,
    поэтому сочинения будут разные: каждый будет
    писать то, что ему самому нравится в осеннем
    пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось
    хорошим, необходимо добиваться связности в
    изложении, красочности в описании, правильности
    построения предложений, грамотного написания.
    На втором уроке проводятся орфографическая
    подготовка детей и написание сочинения.

  3. Отдельнова Татьяна Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия №96» г.Казань.
    Урок развития речи
    Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»
    Цели:
    1. Научить подбирать материал по теме урока; продолжить работу по обучению более точному составлению плана и подбору эпиграфа.
    2. Развивать устную и письменную связную речь, наблюдательность; отрабатывать навык грамотного письма.
    3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
    Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник, индивидуальные карточки, печатные тексты.
    Актуализация урока
    – Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены? (Осени).
    – Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).
    Подготовка к сочинению.
    Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    – Почему поэт называет осень унылой? (Увядает природа, красота осени).
    – Объясните лексическое значение слова «багрец». (Дети затрудняются).
    – Запишите в тетради слова: багрец, багровый, багряный. (Учитель объясняет, что эти слова обозначают оттенки алого цвета).
    – В каком значении употреблено слово «золото»? (В переносном, означает желтый цвет).
    – Ребята, эти строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
    – О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).
    2. Работа над стихотворением И. Бунина «Осень».
    а). самостоятельное чтение;
    б). выразительное чтение вслух.
    Выборочное письмо.
    – Выпишите слова, подчеркивающие красоту осеннего леса.
    а). лиловый, золотой, багряный.
    – К какой части речи они относятся? (Прилагательное).
    б). словосочетания: желтою резьбой, в листве сквозной, над светлою поляной, пестрою стеной.
    – Какой прием использует автор при описании леса? (Прием сравнения),
    – С каким чувством изображает поэт осенний лес? (С чувством радости, восхищения).
    – Какой знак препинания ставится в конце предложения, если мы выражаем чувства? (Восклицательный знак).
    3. Наблюдение учащихся за осенней природой.
    – Ребята, приходилось ли вам наблюдать красоту осенней природы? Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани много скверов, где гурьбой стоят в желтых платьях березки; под окнами дома «дрожат» осинки в алых сарафанах и т.д.).
    – Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких платьях и сарафанах и выглядят словно живые существа. Можете ли вы представить нашу жизнь без этой красоты? (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы любим нашу Родину и должны беречь природу.)
    – Да, именно в период золотой осени, листопада мы по-особенному чувствуем красоту осени и не перестаем удивляться «чудесам» природы.
    Физминутка
    Желтый листок по асфальту бежит (бег на месте),
    Лишь только ветер подует (машут руками),
    А временами как в танце кружит,
    Только он грустно танцует (танцуют).
    – В каком смысле употреблено слово «танцует»? (В переносном, прием олицетворения).
    4. Орфографическая подготовка.
    – Запишите в тетрадь глаголы, помогающие понять «танец листьев».
    Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.
    Задание: 1. Выделите приставки глаголов.
    2. Подчеркните знакомые орфограммы.
    Ученик читает отрывок из стихотворения А. Толстого.
    Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят,
    Лишь вдали красуются, там на дне долин
    Кисти ярко-красные вянущих рябин.
    – Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)
    – Еще нет массового сброса листьев, но легкий ветерок все же срывает листья и несет их, плавно опуская на землю.
    5. Самостоятельная работа с текстом (текст на карточке у каждого учащегося).
    Текст
    Как красив осенний лес березки надели золотые платья листья клена разрумянились густая листва дуба стала как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев шуршал под ногами.
    (По Н. Сладкову)
    Задание: 1. Определить границы предложений.
    2. Озаглавить.
    Проверка. Дети зачитывают текст и заголовки.
    – Почему вы считаете, что это текст? (Предложения объединены одной темой, каждое предложение логически завершено).
    – Какие знаки могут быть в конце предложений? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
    6. Конкретизирование темы будущего сочинения.
    – Ребята, когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают? (Осень – это яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
    – Правильно, ребята. А мы, беседуя об осени, на что больше обратили внимание? (На красоту осенней природы),
    – Давайте определим более узкую тему нашего сочинения. Предложите заголовок сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет осень»).
    7. Заполнение опорной таблицы
    а). запишите в графу 1 название и эпиграф вашего сочинения;
    б). составьте и запишите план в графу 2;
    – План нам поможет отразить последовательность предложений, из которых сложится текст сочинения, выразить свои чувства, свое мнение об этом времени года. Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается с красной строки.
    в). заполнение графы 3.
    – Возьмите индивидуальную карточку и перепишите опорные слова в графу 3. Дополните новыми. (Слова на индивидуальную карточку дети готовят заранее в течение нескольких уроков).
    Опорная карта
    (двойной лист тетради)
    Тема, эпиграф
    План
    Опорные слова
    Примерные заголовки сочинения:
    Мое любимое время года.
    Золотая осень.
    Наступила осень.
    Солнечные краски леса.
    Я люблю осень!
    Осенний, погода, солнце, разноцветный ковер, кружатся, легкий ветерок, чудесный, чувства, багряный, узорчатый, блестящий, оранжевый, необычный, потому что, повсюду, устилает, увядает
    8. Работа по предупреждению ошибок
    – Ребята, мы накопили достаточно материала, чтобы написать сочинение красиво и грамотно.
    Работа у доски
    Учащиеся по цепочке выходят к доске.
    а). подбор проверочных слов (определяемый правило)
    Осенний – осень
    Ковер – коврик
    Золотой – золото, позолота
    Тишина – тишь
    Очарование – чары
    Удивление – диво
    Увядает – вянет
    Летит – полет
    б). Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)
    п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза
    Домашнее задание
    – Посмотрите внимательно в опорную таблицу. Используя, накопленный за урок материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по плану.
    IV. Итог урока.
    – Чему научились вы сегодня на уроке? (Более точно определять тему сочинения, подбирать эпиграф, использовать выразительные средства художественных текстов, выражать свои чувства.
    Урок окончен.
    Приложение к уроку
    Стихи (эпиграфы), подготовленные учащимися самостоятельно.
    Кончается лето,
    Кончается лето,
    И солнце не светит,
    А прячется где-то,
    И дождь-первоклассник,
    Робея немножко,
    В косую линейку
    Линует окошко.
    (И. Токмакова)
    По тропинкам бродит осень,
    Тихо листьями шурша.
    Замутилась неба просинь,
    Растревожилась душа.
    (Ренат Харис)
    …Кругом пестреет лес зеленый;
    Уже румянит осень клены,
    А ельник зелен и тенист;
    Осинник желтый бьет тревогу;
    Осыпался с березы лист
    И, как ковер,
    Устлал дорогу…
    (А. Майков)
    Осень шагает
    В желтом пальтишке,
    С кедров сшибает
    Бурые шишки.
    (Г. Граубин)
    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно – покой и простор! –
    Листья поблекнуть еще не успели,
    Желты и свежи лежат, как ковер.
    (Н.Некрасов)
    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят…
    (М. Лермонтов)

  4. Осень – великолепное время года,славящееся своими красками.
    Каждое утро, выходя на улицу, нельзя не обратить внимания на яркие опавшие листья. Все они переливаются разными теплыми цветами: желтыми, оранжевыми, охрой, багряными, кирпичными и золотистыми. Все чаще идут дожди, играя особую музыку в осеннем ансамбле. Повсюду слышатся звуки шагов по лужам. Поспевает урожай, украшая красочные поля, а с каждым укусом яблока чувствуется вкус осени.
    Своей неизменной красотой отличается золотая осень. Да и не зря ее так назвали! Золотистые вершинки крон живописно переливаются под лучами солнца, нарядно отливают листочки багряным цветом. Поднимается ветер, подлетают листики и парят, словно мелкие кусочки солнца. Невозможно пройти мимо, невозможно не заглядываться на эти пейзажи. Самые красивые пейзажи стоит искать в лесу: в озерах и речках мы видим отражения ярких деревьев, будто это вовсе не озеро и не река, а палитра, где художник использует много теплых и переливающихся красок для создания шедевра.
    Все чаще хочется посещать парки, ходить по дубовым тропинкам, собирать листья клена и ясеня, пополняя осенний гербарий. Просто хочется поставить мольберт и начать рисовать всю эту красоту! Осень поет ветром, танцует дождем, рисует листьями. Осень – творческая душа, которая спряталась за спиной времени года.
    А сколько раз мы читали об осени произведения известных авторов! «Уж небо осенью дышало, уж небо солнышком блистало…», «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса», «Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов…». Они очень красиво писали об это сезоне. Сразу видно, что они не были равнодушны к осени.
    Все-таки осень – волшебное время года. С первым прохладным осенним ветерком, с первой каплей осеннего дождя, с первым опавшим листочком начинается новая жизнь…

  5. Отдельнова Татьяна
    Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия
    №96» г.Казань.
    Урок развития речи
    Тема: Подготовка
    к сочинению по теме «Осень»
    Цели:
    1. Научить подбирать
    материал по теме урока; продолжить
    работу по обучению более точному
    составлению плана и подбору эпиграфа.
    2. Развивать устную
    и письменную связную речь, наблюдательность;
    отрабатывать навык грамотного письма.
    3. Воспитывать
    любовь к природе, родному краю.
    Оборудование:
    Иллюстрации по теме «Осень», карточки
    слов из словаря, учебник, индивидуальные
    карточки, печатные тексты.
    Актуализация
    урока
    – Ребята,
    посмотрите на иллюстрации. Какому
    времени года они посвящены? (Осени).
    – Что об этом
    говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый,
    красный цвета).
    Подготовка к
    сочинению.
    Чтение отрывка
    стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
    Унылая пора! Очей
    очарованье!
    Приятна мне твоя
    прощальная краса –
    Люблю я пышное
    природы увяданье,
    В багрец и золото
    одетые леса…
    – Почему поэт
    называет осень унылой? (Увядает природа,
    красота осени).
    – Объясните
    лексическое значение слова «багрец».
    (Дети затрудняются).
    – Запишите в тетради
    слова: багрец, багровый, багряный.
    (Учитель объясняет, что эти слова
    обозначают оттенки алого цвета).
    – В каком значении
    употреблено слово «золото»? (В переносном,
    означает желтый цвет).
    – Ребята, эти
    строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
    – О чем будет наше
    сочинение? (О красоте осенней природы).
    2. Работа над
    стихотворением И. Бунина «Осень».
    а). самостоятельное
    чтение;
    б). выразительное
    чтение вслух.
    Выборочное письмо.
    – Выпишите слова,
    подчеркивающие красоту осеннего леса.
    а). лиловый, золотой,
    багряный.
    – К какой части
    речи они относятся? (Прилагательное).
    б). словосочетания:
    желтою резьбой, в листве сквозной, над
    светлою поляной, пестрою стеной.
    – Какой прием
    использует автор при описании леса?
    (Прием сравнения),
    – С каким чувством
    изображает поэт осенний лес? (С чувством
    радости, восхищения).
    – Какой знак
    препинания ставится в конце предложения,
    если мы выражаем чувства? (Восклицательный
    знак).
    3. Наблюдение
    учащихся за осенней природой.
    – Ребята, приходилось
    ли вам наблюдать красоту осенней природы?
    Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани
    много скверов, где гурьбой стоят в желтых
    платьях березки; под окнами дома «дрожат»
    осинки в алых сарафанах и т.д.).
    – Ребята! Деревья,
    как вы отметили, стоят в осеннем уборе,
    ярких платьях и сарафанах и выглядят
    словно живые существа. Можете ли вы
    представить нашу жизнь без этой красоты?
    (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы
    любим нашу Родину и должны беречь
    природу.)
    – Да, именно в
    период золотой осени, листопада мы
    по-особенному чувствуем красоту осени
    и не перестаем удивляться «чудесам»
    природы.
    Физминутка
    Желтый листок по
    асфальту бежит (бег на месте),
    Лишь только ветер
    подует (машут руками),
    А временами как в
    танце кружит,
    Только он грустно
    танцует (танцуют).
    – В каком смысле
    употреблено слово «танцует»? (В переносном,
    прием олицетворения).
    4. Орфографическая
    подготовка.
    – Запишите в тетрадь
    глаголы, помогающие понять «танец
    листьев».
    Листья (что делают?)
    летят, кружатся, вьются, перелетают,
    опускаются, устилают.
    Задание: 1. Выделите
    приставки глаголов.
    2.
    Подчеркните знакомые орфограммы.
    Ученик читает
    отрывок из стихотворения А. Толстого.
    Осень! Обсыпается
    весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые
    по ветру летят,
    Лишь вдали красуются,
    там на дне долин
    Кисти ярко-красные
    вянущих рябин.
    – Какое явление
    осени мы наблюдаем? (Листопад)
    – Еще нет массового
    сброса листьев, но легкий ветерок все
    же срывает листья и несет их, плавно
    опуская на землю.
    5. Самостоятельная
    работа с текстом (текст на карточке у
    каждого учащегося).
    Текст
    Как красив осенний
    лес березки надели золотые платья листья
    клена разрумянились густая листва дуба
    стала как медь сосны и ели остались
    зелеными пестрый ковер листьев шуршал
    под ногами.
    (По
    Н. Сладкову)
    Задание: 1.
    Определить границы предложений.
    2.
    Озаглавить.
    Проверка.
    Дети зачитывают текст и заголовки.
    – Почему вы считаете,
    что это текст? (Предложения объединены
    одной темой, каждое предложение логически
    завершено).
    – Какие знаки могут
    быть в конце предложений? (Точка,
    вопросительный знак, восклицательный
    знак).
    6. Конкретизирование
    темы будущего сочинения.
    – Ребята, когда вы
    произносите слово «осень», какие
    ассоциации у вас возникают? (Осень –
    это яркие краски природы, листопад,
    уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
    – Правильно, ребята.
    А мы, беседуя об осени, на что больше
    обратили внимание? (На красоту осенней
    природы),
    – Давайте определим
    более узкую тему нашего сочинения.
    Предложите заголовок сочинения. («Краски
    осени», «Осенний костер», «Золотая
    осень», «Листопад», «Идет осень»).
    7. Заполнение
    опорной таблицы
    а). запишите в графу
    1 название и эпиграф вашего сочинения;
    б). составьте и
    запишите план в графу 2;
    – План нам поможет
    отразить последовательность предложений,
    из которых сложится текст сочинения,
    выразить свои чувства, свое мнение об
    этом времени года. Обратите внимание
    на то, что каждый пункт плана раскрывается
    с красной строки.
    в). заполнение
    графы 3.
    – Возьмите
    индивидуальную карточку и перепишите
    опорные слова в графу 3. Дополните новыми.
    (Слова на индивидуальную карточку дети
    готовят заранее в течение нескольких
    уроков).
    Опорная карта
    (двойной лист тетради)
    Тема, эпиграф
    План
    Опорные слова
    Примерные
    заголовки сочинения:
    Мое любимое
    время года.
    Золотая
    осень.
    Наступила осень.
    Солнечные краски
    леса.
    Я
    люблю осень!
    Осенний, погода,
    солнце, разноцветный ковер, кружатся,
    легкий ветерок, чудесный, чувства,
    багряный, узорчатый, блестящий,
    оранжевый, необычный, потому что,
    повсюду, устилает, увядает
    8. Работа по
    предупреждению ошибок
    – Ребята, мы накопили
    достаточно материала, чтобы написать
    сочинение красиво и грамотно.
    Работа у доски
    Учащиеся по цепочке
    выходят к доске.
    а). подбор проверочных
    слов (определяемый правило)
    Осенний
    – осень
    Ковер
    – коврик
    Золотой
    – золото, позолота
    Тишина
    – тишь
    Очарование
    – чары
    Удивление
    – диво
    Увядает
    – вянет
    Летит
    – полет
    б). Вставить
    пропущенные буквы (проверка с помощью
    карточек из словаря)
    п_года, вет_р,
    ж_лтый, р_бина, б_реза
    Домашнее задание
    – Посмотрите
    внимательно в опорную таблицу. Используя,
    накопленный за урок материал, ваши
    наблюдения, напишите дома сочинение по
    плану.
    IV.
    Итог урока.
    – Чему
    научились вы сегодня на уроке? (Более
    точно определять тему сочинения,
    подбирать эпиграф, использовать
    выразительные средства художественных
    текстов, выражать свои чувства.
    Урок
    окончен.
    Приложение к уроку
    Стихи (эпиграфы),
    подготовленные учащимися самостоятельно.
    Кончается лето,
    Кончается лето,
    И солнце не светит,
    А прячется где-то,
    И дождь-первоклассник,
    Робея немножко,
    В косую линейку
    Линует окошко.
    (И. Токмакова)
    По тропинкам бродит
    осень,
    Тихо листьями
    шурша.
    Замутилась неба
    просинь,
    Растревожилась
    душа.
    (Ренат Харис)
    …Кругом пестреет
    лес зеленый;
    Уже румянит осень
    клены,
    А ельник зелен и
    тенист;
    Осинник желтый
    бьет тревогу;
    Осыпался с березы
    лист
    И, как ковер,
    Устлал дорогу…
    (А. Майков)
    Осень шагает
    В желтом пальтишке,
    С кедров сшибает
    Бурые шишки.
    (Г. Граубин)
    Около леса, как в
    мягкой постели,
    Выспаться можно
    – покой и простор! –
    Листья поблекнуть
    еще не успели,
    Желты и свежи
    лежат, как ковер.
    (Н.Некрасов)
    Листья в поле
    пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникши
    ели
    Зелень мрачную
    хранят…
    (М. Лермонтов)

  6. Сочинение «Золотая Осень»
    (по детским впечатлениям)
    Цель:
    1. Учить детей писать сочинение по их впечатлениям и предварительной подготовке на уроках русского языка и чтения;
    2. Упражнять в работе над предложением и словом;
    3. Будить детскую фантазию и творчество;
    4. Учить привлекать дополнительный материал по чтению.
    Оборудование:
    1. Три иллюстрации осени (ранняя, золотая, поздняя);
    2. Дидактический материал с уроков чтения;
    3. Оформление доски (цитаты Пушкина, орфография, заготовка).
    Учитель: – Какое время года сейчас?
    – Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения «Золотая
    осень».
    – Когда она бывает? (в середине)
    (Работа с иллюстрациями. Чем отличается золотая осень от ранней
    и поздней?)
    – Почему ее так называют? (по цвету)
    – Где встречается?
    Эпиграф:
    Унылая пора! Очей Очарованье!
    Приятна мне твоя печальная краса-
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    Учитель: – Какую строчку возьмем для эпиграфа? (любую)
    – Где записывается эпиграф?
    (Дети в тетрадях, учитель на доске записывают эпиграф:
    «Люблю я пышное природы увяданье…»
    (А.С.Пушкин)
    (Коллективное составление плана к сочинению. Вспомнить тип текста описание).
    План.
    1. Осенняя пора (Описание неживой природы: погода, солнце, воздух, небо, ветер).
    2. Как прекрасна осень! (Место описания, листья и листопад, изменения в природе – лес, поле, река, птицы, животные).
    3. Как жаль, что она скоро кончится! (Восхищение, тихая грусть, задумчивость).
    Орфографическая работа:
    Дети записывают несколько предложений об осени с комментариями.
    Для клена осень подобрала яркое платье. От клена нельзя сейчас отвести глаз. Березке достался желтый сарафан. Деревьям недолго осталось красоваться в осеннем наряде.
    Итог урока.
    Домашнее задание:
    1) составить устно сочинение; сначала будем писать в классе на черновике (иметь листочек и словарики), а потом перепишем в тетрадь;
    2) выписать себе несколько слов или словосочетаний, а может быть, и предложений к сочинению об осени из художественных произведений.
    На уроках литературного чтения заранее велась лексическая работа к этому сочинению, изучались произведения И.Бунина «Осень», К.Паустовского «Подарок» и другие. Наиболее удачные авторские образные слова и выражения записывались детьми в тетрадь по чтению. Коллективно подбирали слова и выражения к сочинению, составляли предложения. Например:
    Наступила золотая осень. Погода пасмурная, но не очень холодная. Солнце светит, но не греет. Дует сильный ветер. Лес, «точно терем расписной». Осенние краски. Деревья нарядились в желтые и красные платья. Листья пожелтели, кружатся и тихо падают «печальным дождем». Листва шуршит под ногами. «Кое-где на березах появились желтые пряди, как первая седина у нестарого человека». «Лимонные листья». Реже слышится пение птиц. Букашки, пауки и другие насекомые радуются последним осенним денькам, скоро попрячутся под кору деревьев. Каждая птица, каждый зверек хлопочет, к зиме готовится. В воде много осенних листьев, похожих на разноцветные кораблики. Я люблю осень за ее красоту и очарование. Жаль, что осень проходит «мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы».

  7. 7
    Текст добавил: ЛюБлЮ сВоЮ жИзНь

    Отдельнова Татьяна Дмитриевна учитель-методист МОУ «Гимназия №96» г.Казань.
    Урок развития речи
    Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»
    Цели:
    1. Научить подбирать материал по теме урока; продолжить работу по обучению более точному составлению плана и подбору эпиграфа.
    2. Развивать устную и письменную связную речь, наблюдательность; отрабатывать навык грамотного письма.
    3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
    Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник, индивидуальные карточки, печатные тексты.
    Актуализация урока
    – Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены? (Осени).
    – Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).
    Подготовка к сочинению.
    Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    — Почему поэт называет осень унылой? (Увядает природа, красота осени).
    — Объясните лексическое значение слова «багрец». (Дети затрудняются).
    — Запишите в тетради слова: багрец, багровый, багряный. (Учитель объясняет, что эти слова обозначают оттенки алого цвета).
    — В каком значении употреблено слово «золото»? (В переносном, означает желтый цвет).
    — Ребята, эти строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
    — О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).
    2. Работа над стихотворением И. Бунина «Осень».
    а). самостоятельное чтение;
    б). выразительное чтение вслух.
    Выборочное письмо.
    — Выпишите слова, подчеркивающие красоту осеннего леса.
    а). лиловый, золотой, багряный.
    — К какой части речи они относятся? (Прилагательное).
    б). словосочетания: желтою резьбой, в листве сквозной, над светлою поляной, пестрою стеной.
    — Какой прием использует автор при описании леса? (Прием сравнения),
    — С каким чувством изображает поэт осенний лес? (С чувством радости, восхищения).
    — Какой знак препинания ставится в конце предложения, если мы выражаем чувства? (Восклицательный знак).
    3. Наблюдение учащихся за осенней природой.
    — Ребята, приходилось ли вам наблюдать красоту осенней природы? Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани много скверов, где гурьбой стоят в желтых платьях березки; под окнами дома «дрожат» осинки в алых сарафанах и т.д.).
    — Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких платьях и сарафанах и выглядят словно живые существа. Можете ли вы представить нашу жизнь без этой красоты? (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы любим нашу Родину и должны беречь природу.)
    — Да, именно в период золотой осени, листопада мы по-особенному чувствуем красоту осени и не перестаем удивляться «чудесам» природы.
    Физминутка
    Желтый листок по асфальту бежит (бег на месте),
    Лишь только ветер подует (машут руками),
    А временами как в танце кружит,
    Только он грустно танцует (танцуют).
    — В каком смысле употреблено слово «танцует»? (В переносном, прием олицетворения).
    4. Орфографическая подготовка.
    — Запишите в тетрадь глаголы, помогающие понять «танец листьев».
    Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.
    Задание: 1. Выделите приставки глаголов.
    2. Подчеркните знакомые орфограммы.
    Ученик читает отрывок из стихотворения А. Толстого.
    Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят,
    Лишь вдали красуются, там на дне долин
    Кисти ярко-красные вянущих рябин.
    — Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)
    — Еще нет массового сброса листьев, но легкий ветерок все же срывает листья и несет их, плавно опуская на землю.
    5. Самостоятельная работа с текстом (текст на карточке у каждого учащегося).
    Текст
    Как красив осенний лес березки надели золотые платья листья клена разрумянились густая листва дуба стала как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев шуршал под ногами.
    (По Н. Сладкову)
    Задание: 1. Определить границы предложений.
    2. Озаглавить.
    Проверка. Дети зачитывают текст и заголовки.
    — Почему вы считаете, что это текст? (Предложения объединены одной темой, каждое предложение логически завершено).
    — Какие знаки могут быть в конце предложений? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
    6. Конкретизирование темы будущего сочинения.
    — Ребята, когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают? (Осень – это яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
    — Правильно, ребята. А мы, беседуя об осени, на что больше обратили внимание? (На красоту осенней природы),
    — Давайте определим более узкую тему нашего сочинения. Предложите заголовок сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет осень»).
    7. Заполнение опорной таблицы
    а). запишите в графу 1 название и эпиграф вашего сочинения;
    б). составьте и запишите план в графу 2;
    — План нам поможет отразить последовательность предложений, из которых сложится текст сочинения, выразить свои чувства, свое мнение об этом времени года. Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается с красной строки.
    в). заполнение графы 3.
    — Возьмите индивидуальную карточку и перепишите опорные слова в графу 3. Дополните новыми. (Слова на индивидуальную карточку дети готовят заранее в течение нескольких уроков).
    Опорная карта
    (двойной лист тетради)
    Тема, эпиграф
    План
    Опорные слова
    Примерные заголовки сочинения:
    Мое любимое время года.
    Золотая осень.
    Наступила осень.
    Солнечные краски леса.
    Я люблю осень!
    Осенний, погода, солнце, разноцветный ковер, кружатся, легкий ветерок, чудесный, чувства, багряный, узорчатый, блестящий, оранжевый, необычный, потому что, повсюду, устилает, увядает
    8. Работа по предупреждению ошибок
    — Ребята, мы накопили достаточно материала, чтобы написать сочинение красиво и грамотно.
    Работа у доски
    Учащиеся по цепочке выходят к доске.
    а). подбор проверочных слов (определяемый правило)
    Осенний — осень
    Ковер – коврик
    Золотой – золото, позолота
    Тишина – тишь
    Очарование – чары
    Удивление – диво
    Увядает – вянет
    Летит – полет
    б). Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)
    п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза
    Домашнее задание
    — Посмотрите внимательно в опорную таблицу. Используя, накопленный за урок материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по плану.
    IV. Итог урока.
    — Чему научились вы сегодня на уроке? (Более точно определять тему сочинения, подбирать эпиграф, использовать выразительные средства художественных текстов, выражать свои чувства.
    Урок окончен.
    Приложение к уроку
    Стихи (эпиграфы), подготовленные учащимися самостоятельно.
    Кончается лето,
    Кончается лето,
    И солнце не светит,
    А прячется где-то,
    И дождь-первоклассник,
    Робея немножко,
    В косую линейку
    Линует окошко.
    (И. Токмакова)
    По тропинкам бродит осень,
    Тихо листьями шурша.
    Замутилась неба просинь,
    Растревожилась душа.
    (Ренат Харис)
    …Кругом пестреет лес зеленый;
    Уже румянит осень клены,
    А ельник зелен и тенист;
    Осинник желтый бьет тревогу;
    Осыпался с березы лист
    И, как ковер,
    Устлал дорогу…
    (А. Майков)
    Осень шагает
    В желтом пальтишке,
    С кедров сшибает
    Бурые шишки.
    (Г. Граубин)
    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно – покой и простор! –
    Листья поблекнуть еще не успели,
    Желты и свежи лежат, как ковер.
    (Н.Некрасов)
    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят…
    (М. Лермонтов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *