Где расположен аул псыж сочинение на тему мой аул псыж красота природы

8 вариантов

  1. Тэги: Черкесск, Семенов, Дерев
    Семья Хачуковых.
    Фото Артема Житенева (НГ-фото)

    ОТ ГОРОДА Черкесска до абазинского аула Псыж рукой подать, всего 15 км. По укатанной федеральной трассе на Невинномысск это расстояние можно преодолеть за считанные минуты. Добротные дома из кирпича, среди которых немало двухэтажек, Дворец культуры минимум как на 500 мест, светлые корпуса школы, магазины невольно вызывают сомнения, аул ли это, если учесть, что живут в нем более 8 тыс. человек. В центре аула – мемориальный комплекс: в память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной войны. Имена 179 человек выбиты на черном мраморе: Гуджевы, Гуржевы, Хатковы, Малхозовы… Вечный огонь здесь зажигают лишь по праздникам (как и у всех, проблема с газом). Но зато не один месяц здесь “горят” гвоздики, зорька, розы… Цветы посадила 80-летняя Джалдуз Харуновна Малхозова и не первый год приходит сюда, к этому мемориальному памятнику. “Я прихожу сюда, и мне становится легче на душе, – рассказывает Джалдуз Харуновна. – Ведь здесь, на мемориальной доске, выбиты имена трех моих родных братьев, которые не вернулись с войны, – Мурат, Мухамет, Рашид. Я здесь с ними разговариваю… А вообще всех помню до единого, которые ушли с нашего аула и не вернулись сюда. Да и как забыть, ведь и провожали мы их на фронт всем аулом, и помню, как приходили “черные письма”. По лицу женщины скатываются слезы. “Я каждый день молю Всевышнего, чтобы не было войны”.
    Но, увы, события, которые происходят сегодня в Карачаево-Черкесии, не обошли стороной эту далекую от политики женщину. В противостоянии между сторонниками Станислава Дерева и Владимира Семенова был недавно смертельно ранен ее любимый племянник Дантес Малхозов. “Жизнь у меня была несладкой, – рассказывает Малхозова. – Счастье семейное обошло стороной, дети умерли еще в ранние годы. Так что всю свою заботу я отдала моим племянникам. А их в нашем роду Малхозовых немало”. “И сегодня надо сделать все, чтобы не было войны, – говорит женщина, глотая слезы. – Считаю, пусть карачаи живут отдельно, и мы будем сами отдельно. Не надо доводить до того, чтобы гибли наши дети”.
    Черкесск, где сейчас происходят главные события, хорошо виден с крутого берега реки Кубань, на которой расположен аул Псыж. “Мой дедушка рассказывал, что станица Баталпашинская, то есть нынешний Черкесск, появилась на 13 лет позже нашего аула”, – говорит Магомет Каматович Куджев, потомок тех Куджевых, которые основали этот аул почти 200 лет назад. “Вон там у речки – поляна, – показывает он рукой. – Там был наш первый дом. Там же и первые могилы появились, которые в 20-х годах этого столетия были смыты половодьем. Это сейчас Кубань такая мелководная, а тогда воды ее бурлили, и это было до 1962 года, пока не построили Ставропольский большой канал”. У Магомета Каматовича 8 детей и 17 внуков. Два сына воевали в Афганистане, один из них – ветеран войны. И сегодня он считает, что его большой семье живется как никогда трудно. И он ничем не может помочь своим сегодня безработным детям. Он, ветеран войны, проработавший долгие годы, сейчас получает пенсию 400 руб. Он не может даже оплатить услуги по газу, электрификации: задолженность накопилась не за один год. “Недавно даже хотели перекрыть заслонку, – говорит он, – но потом смилостивились, дали еще отсрочку. Дело в том, что мне, ветерану войны, в нашей республике, оказывается, не положены никакие льготы ни на свет, ни на газ, ни на воду. А ведь я знаю, что в целом по России ветераны войны имеют их”. “При коммунистах все было немножко по-другому, – рассуждает Куджев. – Может, моложе были, и силы было побольше, и почет, и уважение, и какие-то льготы. А когда пришел Хубиев, то наш народ ничего не видит. Я знаю, что у карачаевцев есть все эти льготы, а у нас, абазинов, черкесов – увы…”
    С ним полностью соглашается и Мухаджир Хасанокиевич Джердисов, проработавший 30 лет директором местной школы. “Да, карачаевский народ пережил страшные годы депортации, – рассуждает он. – Когда их увозили в эшелонах в 1943-м, в наших домах был траур. Мы никак не могли понять, почему так безжалостно обошлись с нашими братьями. В 1957 году мы встречали их с распростертыми объятиями. Пожалуй, не было в ауле ни одного дома, в котором бы не жили по две-три карачаевские семьи. А когда им по соседству в селении, которое сейчас называется Дружба, нарезали земли, то мы помогали строить дома. Отдавали птицу, скот. И как такое могло произойти, что сегодня мы стали врагами? Наверное, одна из причин та, что мы видели, как карачаевский народ получает все льготы, а мы, даже ветераны войны, не имеем на это никаких прав. А ведь федеральный Центр не обошел нас своей заботой – в республике же все это отменено. Аксакалы твердо убеждены, что никаких выборов на Северном Кавказе вообще проводить нельзя. Надо назначать человека из Москвы и обязательно русской национальности, “тогда все будет по справедливости. А потому не допускают они мысли, что главой республики может быть генерал Семенов: он будет не лучше Хубиева, стоят они на своем. Нам-то что, вот только детей жалко. Как им дальше жить без надежды на будущее? Да и вообще, как показала история, совместная жизнь с карачаевцами просто невозможна. А следовательно, зачем притеснять одну нацию за счет другой?”. Аксакалы уверены, что абазинский и черкесский народ ничего не делают плохого и не допустят войны. Главное, чтобы Центр дал добро на отделение Черкесской автономной области. 70-летняя Джансурат Айсовна Евгамукова почти год как вдова. Ее муж, инвалид войны первой группы Залим Каматович, умер как раз в 51-ю годовщину их свадьбы. Перед этим они отмечали золотую свадьбу. “Муж подарил мне золотые серьги, – рассказывает Джансурат Айсовна. – Я тогда надела платье из бархата, он тоже его подарил, а он был вот в этом костюме. Смотрите, сколько на его пиджаке наград”. Действительно, среди многочисленных медалей есть и пять орденов.
    “Я жила с мужем, как за широкой стеной, – рассказывает Евгамукова. – Всегда он был таким веселым, заботливым. А ведь свою болезнь старался всегда скрывать. Долгие годы мы копили деньги вот на этот дом. Построили, потому что муж хотел, чтобы детям было в нем просторно”. Джансурат Айсовна живет, как и заведено на Северном Кавказе, с младшим сыном Ахметом. У них трое детей. И вроде бы радоваться надо, но материнское сердце сжимается от боли, что уже два года сын безработный: его сократили на Черкесском химическом заводе, где он был неплохим специалистом. Невестка работает в столовой, где получает копейки. И ее пенсия 400 рублей. Но как прожить? “Мы живем в постоянном страхе, что не сегодня-завтра отрежут свет, газ, за которые мы не платим почти три года. Только задолженность по газу составляет более 5 тысяч рублей. Для нас это баснословная сумма. Обидно, что на меня, как на вдову, ветерана и инвалида войны, в нашей республике не распространяются никакие льготы. Хотя я знаю, что по России есть такое. Выходит, что мы отдельное государство?” Евгамукова уверена, что это дело рук “карачаевской власти”, которая если и делает льготы, то только для своих, а как живут абазины, черкесы, русские и другие народы, им дела нет. “В годы войны в нашей большой семье в доме отца жило пятеро детей-сирот из блокадного Ленинграда, – рассказывает Джансурат Айсовна. – Отец мой шутя всегда говорил, что мы самые богатые: у нас на столе есть картошка, огурцы, чай. Подумаешь – мяса нет. Сегодня у нас на столе то же самое, но нет главного в жизни – справедливости. Когда видишь, как тебя унижают изо дня в день. Так что я уверена в свои 70 лет, что мы, абазины, должны жить отдельно от карачаевцев в своей Черкесской автономной области, как это было до 1957 года. Не сомневаюсь, что нам там будет спокойнее. И может быть, сын будет с работой”.
    В обиде на власти и в многодетной семье Хачуковых, в которой пятеро детей. У них также нет никаких льгот. “После свадьбы мы долго строили большой дом, – рассказывает Арада, хозяйка семейства, – потому что всегда мечтали с мужем, что будет много детей. И вот теперь выходит, чтобы расплатиться с накопившимися долгами за свет и газ, мы вынуждены были продать корову. У нас еще есть две коровы, куры, огород. Вот только этим и живем. Молоко идет на продажу: ведь представьте, что только дочери для проезда в институт в Черкесск я даю в день по 4 рубля. Мой младший Адам уже два года одевает туфли только “на выход” в школу, а дома, и на улице бегает в чем попало. Хорошо, конечно, что мои дети научились быть бережливыми, но за счет лишней кружки молока или куска хлеба”.
    Хозяина дома Мурадина сегодня мало заботит приданое его четырех дочек. “У нас, у абазинов, этого нет. Главное – надо воспитать. Конечно, неплохо бы дать им на первых порах хоть что-то, но, увы, это сегодня даже трудно загадывать. Вон в республике что творится. И что это Семенов так рвется к власти? Ведь уже долгие годы правил один карачаевец, пора другому “порулить”.
    40-летний Мухарби Куджев, потомок тех самых Куджевых, которыми очень гордятся в ауле, сегодня пишет свою родословную. Он знает по имени каждого из девяти поколений, а недавно ему даже удалось собрать всех своих родственников. “Это был большой праздник, – говорит он. – Столько воспоминаний было! Можно было то и дело услышать: а вот мой прадедушка, а вот моя прабабушка, рассказали… В Псыже, кстати, до сих пор есть груша, которой около 100 лет. Она еще держится, плодоносит. Так и род Куджевых должен разрастаться. А потому мы очень озабочены, что будет с нами завтра. Жить, как сегодня, притесненными со всех сторон карачаевцами, ни черкесы, ни абазины не могут. Кто сказал, что есть малые народы? Мы все велики, в том числе и абазины, которых только в республике около 35 тысяч. Вот поэтому мы, жители аула Псыж, и выходим на митинги, которые проводятся у Дома правительства Карачаево-Черкесии. Перекрываем федеральную трассу, которая ведет на Ставрополь. Мы хотим жить, а не существовать, а генерал нам ничего хорошего не даст. Тем более ценой украденной на выборах победы. Кто начинает свой путь нечестно, тот так же по нему и пойдет”.
    Мы уезжали из абазинского аула поздно вечером. Псыж погружался в сон. И лишь только народные дружины охраняли школу, детские сады, котельные… В штабе сказали, что так будет до тех пор, пока не закончится “эпопея с Семеновым”.

    Аул Псыж-Черкесск

  2. нас водятся караси. Вечером табун лошадей, словно гром, несется к
    водопою. Встречая коров, можно наблюдать закат солнца.Как хорошо и
    славно лежать ночью, глядя в звездное небо, искать в нем созвездия,
    чувствовать запах трав хмельных в свежем воздухе и слушать
    стрекотание кузнечиков. Резкий крик вороны и летучей мыши,
    отдаленный вой лисиц, нарушают эту тишину.. Взошла луна, и стало
    немного светлее. Блеснет, наконец, пруд, как черное, косо поставленное
    зеркало. И ничего больше ­ ничего, кроме шума комаров, жужжания
    жуков и клопов, шорохов леса. Изредка слышатся голоса молодых
    парней и девушек, прохаживающихся по улицам деревни, напевая песни,
    и собирающихся вокруг костра для игр и забав, здесь же
    рассказываются страшные истории да небылицы. Многие слышали
    странные звуки, похожие на удары молотка, исходящие из заброшенного
    здания старой кузницы, но никто не отважится ходить мимо. Даже есть
    те, кто видел НЛО своими глазами, кто верит, а кто и не верит. Но мне
    кажется, что есть загадочность во всем этом…Природа­ важнейшее
    условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода,
    пища. Все это дает нам природа. Природа дает людям хлопок и шерсть,
    древесину и металлы, уголь и нефть, и многое­многое другое. Природа
    радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье.
    Знаешь ли ты, что зеленый цвет листьев и травы успокаивает человека,
    снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание
    в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу… Любовь к природе, забота
    о ней делают человека добрее. И еще: природа постоянно дарит нам
    радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает
    что­то новое, удивительное. А в природе все удивительно. В ней
    множество загадок ­ только разгадывай!Люди поняли, что необходимо
    охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже
    гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных
    лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и
    охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и
    животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих
    странах. В нашей стране это Красная книга России, Красная книга

  3. Юсупов Хасан Аскерович,12 лет, МКОУ “СОШ№14”
    Эреджепова Раиса Анверовна,учитель русского языка и литературы
    Детский международный
    литературно-художественный конкурс “Край мой родной”
    Люблю тебя, мой край родной
    (сочинение)
    Автор:
    Юсупов Хасан Аскерович,
    МКОУ «СОШ № 14», 6 класс
    Руководитель:
    Эреджепова Раиса Анверовна,
    учитель русского языка
    и литературы МКОУ «СОШ №14»
    тел. 8 (86549) 2- 68 – 43
    Адрес: 356405 Ставропольский край,
    Благодарненский район, а. Эдельбай,
    ул.Манкаева,107
    2014 год
    Люблю тебя, мой край родной.
    Мой друг, что может быть милей,
    Бесценного родного края?
    Там солнце кажется светлей,
    Там радостней весна златая.
    Н.Языков
    Как не выбирают себе родителей, так не выбирают и Родину. Мне посчастливилось родиться в одном из самых красивых мест России – на Ставрополье. Родная земля, родной дом… Что может быть ближе сердцу? Что же лежит в основе этой чудесной привязанности? Конечно, она всесильная любовь, которая рождается и умирает вместе с нами. И великий грех совершает тот, кто лишает человека его милой Родины.
    У каждого человека есть своя малая Родина. Малая Родина – это место, где ты родился и вырос, впервые сказал слово «мама» и научился ходить. Для меня малой Родиной был и остается Ставропольский край, аул Эдельбай.
    В давние времена мои прадеды приехали с берегов Волги на Ставрополье, да так и остались жить здесь. Здесь родились мой дед, мои мама и папа, здесь родился и мой братик Хусаин. По праву я считаю своей Родиной – любимый Ставропольский край. И как писал туркменский поэт Д.Ильясов:
    Край Ставропольский навеки, прославляю я,
    Земля туркменов мне близка, здесь – Родина моя!
    Красивый живописный край среди величественных гор и бесконечных полей, со сказочно красивыми, плодородными садами и хорошими людьми. Несколько десятков разноязычных народностей испокон веков живут рука об руку вместе в мире и согласии. Мой край – великий заповедник человеческого тепла и природных богатств. Эдельбай – это частица Ставропольского края. «Эдель» – значит добрый, щедрый, «бай» – богатый. И это действительно так: у нас в ауле живут добрые и щедрые люди. Эдельбай с каждым годом процветает. Я счастлив тем, что живу именно в этом уголке Ставрополья. Эдельбай – царство степей, а степи – это царство трав. Особенно красив мой аул весной. Степь прямо вспыхивает разными цветами. Это цветут тюльпаны: красные и желтые. Очень красива степь от цветущих растений. А видели, как в окрестностях аула растут тонконогие ковыли? Это неописуемая красота. Летом к нам прилетают перелетные птицы. На большой высоте в небе парят степные хищники – орлы, высматривая добычу. В море трав бродят табуны лошадей – символ туркменского народа. Мой аул – настоящий оазис в степи. Многое изменилось за последнее время. Эдельбай стал краше. Растет аул, растут дома, и подрастает детвора. Я стою на холме, закрыв глаза и раскинув руки в стороны, ветер дует мне в спину. Кажется, что сейчас полечу, как птица. Медленно поднимаю веки и передо мной предстает степь в своей дикой красе, и все это – мой мир, моя Родина – Ставрополье. Этими дикими степями восхищались многие поэты и писатели. Каждый человек, побывавший здесь, оставляет в душе частичку этой волшебной красоты. Ставрополье – мой дом. Я живу здесь, и нет в мире лучше места. Пятиглавый Бештау пугает «чудной вышиной», «Машук – податель струй целебных» – бодрит своей прохладой, луга пестрят яркими цветами, степь ковыльная будто дышит «под пологом заката».
    Синий край России… Его красоты неисчислимы. Да, много чудесного в мире, но для сердце всегда милей родной любимый край, любимая сторонка.

  4. три прямые пересекаются в одной точке.Найдите угол 1 если угол 2 + угол 3=142 градуса
    какая композиция получится если троих богов повернуть лицом
    разобрать по составу слова ранний,грустный
    На изготовление некоторого количества одинаковых деталей первый станок-автомат тратит 3,5 мин, а второй 5 мин. Сколько деталей в минуту изготовляет второй станок, если первый станок изготовляет 20 деталей в минуту?
    предлог приставка и сказуемое напишите лингвистические термины
    Нарисуйте круговую диаграмму, показывающую соотношение площадей Океана и вод суши.
    Какое растение относится к кустарникам ?
    А)осина б)черника в) бузина г)пихта
    Задание 10. Сопоставьте названия юридических профессий(1-) и их описания (a-).
    1. a coroner, 2. a magistrate, 3. a barrister, 4. a judge, 5. a solicitor, 6. jury.
    a) an officer acting as a judge in the lower courts. ______
    b) a public official with authority to hear and decide cases in a law court. _____
    c) a group of people who swear to give a true decision on issues in a law court. ___
    d) an official who investigates the cause of any death thought to be violent or unnatural causes. _____
    e) a lawyer who has the right to speak and argue in higher law courts. _____
    f) a lawyer who prepares legal documents, advises clients on legal and speaks for them in lower law courts. _______
    (13+4х)-3х=61 Решите Уровнение
    Визначте ступінь дисоціації етанової кислоти, якщо з кожних 20 молекул дисоціює 4 молекули

  5. Мой любимый аул — Габукай! отсюда я начал свой путь большой мир. Дороги жизни пролегли по многим регионам страны. Но где бы я ни был, всегда вижу перед собой родной аул, окаймленный могучим, лесом Курго и огибаемый полноводной, стремительно несущейся рекой Пшиш, На протяжении 265 километров принимает Пшиш пятнадцать речных притоков родниковой чистоты. Они. словно полированные серебряные лепестки к кавказскому поясу, украшают ее. Своенравная, необузданная, грохочущая в горных теснинах, Пшиш выходит на равнину и, приняв около моего аула родниковые воды Камла и Цица, впадает в рукотворное море республики. Какие бы проказы ни вытворяла река на своем пути, утихомирившись, она дарит людям прохладу, свежесть, чистоту и силу.
    Огонь в родном очаге теплее, когда, как свою собственную боль чувствуешь горечи и радости Родины. Поддерживая огонь души своих предков, поколения жили и живут традициями народа. Всю жизнь в душе моей безраздельно живет любовь к родному маленькому аулу Габукай. Без этого чувства нет и любви к большой Родине.
    На месте современного аула Теучежхабль (в прошлом аул Габукай) по данным археологических исследований, проведенных в 1989-1990 годах, было древнее поселение. Располагалось оно на небольшой возвышенности и находилось по течению реки ниже того места, которое сейчас занимает аул.
    Во время раскопок была вскрыта платформа, сложенная из светло-желтой глины. Она оказалась полом глинобитного дома. Рядом с платформой обнаружены кусок обожженной глины, скопление керамики и плиток. Ценной находкой стали остатки очага, каменный жернов и 4 погребения. Археологический материал: вещи из хозяйственных ям, погребения и инвентарь — позволяют установить хронологические рамки поселения, его этническую принадлежность. Поселение, видимо, существовало в IV веке новой эры. Оно принадлежало местам — древним предкам адыгов. Вещи, обнаруженные в данном памятнике, имеют аналоги среди меотских памятников на территории республики.
    На долю аула, на разных этапах истории выпадали тяжелые испытания. Еще в XIV веке на берегах реки Пшиш, с целью завоевания Бжедуг-ских земель, появились войска татарского хана. Бжедугские князья в течение короткого времени сумели привлечь абазин и собрать большое войско. Две враждующие стороны расположились около равнины, где ныне высится Курган Билюха. Отряды абазинских и бже-дугских воинов — с восточной стороны, отряды хана — с западной стороны. С восходом солнца на равнину вырвался раскаленный вихрь, рассыпались и разлетелись по всему ее простору. Солнце ослепляло коней и всадников. Неслась по равнине Орда.
    И вот ринулись с высот отряды бжедугов и абазин. Закипела, загрохотала битва. Задрожала земля. В единый гул слились боевые крики, конский топот и лязг оружия. Все смешалось. Солнце катилось к закату и татарский хан решил посмотреть поле битвы. Ужас исказил лицо, когда с высоты кургана увидел он поле между лесом Теуруко и Хамцергуем. Оно было устлано ранеными и убитыми воинами и конями. Татарский хан на Пшише понял, что мечом он не сможет добиться желаемого. Он решил сменить оружие на дипломатию. Был заключен договор, приемлемый для обеих сторон, Место у реки Пшиш, где происходили эти события, ныне именуется татарским бродом. По сей день на историческом поле находят старые мечи, наконечники стрел и другие принадлежности военных амуниций. Тяжелораненые воины, не сумевшие уйти с войском, поселившись невдалеке от поля битвы, образовали аул Тетерхабль. В 1862 году Тетерхабль влился в аул Габукай.
    В 1501 году войска крымского хана Мухамед-Гирея вторгаются в пределы адыгов и терпят поражение.
    В 1551 году состоялся поход Сахиб-Гирея на адыгов, организованный по приказу султана. Поводом явилось нападение Алегука и Антанука, сыновей Джанбека на османских подданных под Азовом. До нас дошли гордые речи одного из братьев: «Хан, говорят, идет грабить нас. но мы поведем себя не как жанеевцы и кабардинцы. Он силен своими пушками, а мои пушки и лишали — крутые горы и быстрые кони». Ожидая прибытия крымского войска, князья А-легук и Антанук со своими людьми скрылись в горах Бужадук, около речки Бшагут, (т.е. в земле бжедугов). На четвертый день похода войско Сахиб-Гирея пришло в те места. Адыгское укрепление было окружено и захвачено после ожесточенного сражения. Антанук попал в плен, селения адыгов хан приказал сжечь. Поход в Черкесию оказался роковым для Сахиб-Гирея.
    В 1746 году крымский хан Салим-Гирей жалуется атаману Донского войска Ефремову, что бжедуги ведут вооруженную борьбу против Крымского ханства.
    Проникновение мюридизма на Северный Кавказ по-разному воспринималось горскими народами. Создаваемые Магомет-Амином отряды хаджиретов, состоящие из клятвопреступников, изгнанников и обедневших юношей-сирот, добивались мечом и огнем признания новой веры у абадзехов, махошев-цев, егерухайцев и темиргоевцев. Более решительную позицию заняли бжедуги, которых для изоляции от-русских Магомет-Амин решил увести в глубь адыгских земель,
    В 1849 году, 25 апреля, бжедуг-ские князья и дворяне собрались на общий съезд в ауле Габукай для переговоров с уполномоченными представителями Магомет-Амина. Отряд хаджиретов не добился желаемого результата и, опасаясь полного поражения, уехал в свои пределы. Вскоре после этого Магомет-Амин женился на сестре темиргоевского князя Карабека Болотокова и лишь это помогло ему впоследствии продвинуться в своих намерениях в отношении бжедугов.
    В жестокие годы Кавказской войны дважды сжигался дотла мой аул, дважды вставал он из руин и пепла, обретая новую жизнь.
    Генеалогическое дерево нашего рода, составленное по воспоминаниям моей тети Уджуху Цаци Дадуховны, 1877 года рождения, охватывает период с 1722 год%. Именно с этого года (рождение прапрадеда) восстановлены ветви нашего рода. Это подтверждается многими фактами, событиями и историческими материалами.
    Хан-Гирей в своем знаменитом предании, касающемся 1471 года, «Набег Кунчука» пишет: «… — Впрочем, Кунчук сам создан из дерзости, и как ему удалось пригнать табун Шамхала из-за Казанища, схватить пленника из Джеметея, то он готов на хвосте черта «переплыть через Азовское море»…
    Сохранился и поныне окуток Джеметея в ауле Габукае.
    Как пишет исследователь Семен Броневский в своей книге «Кавказцы» (новейшие географические и исторические известия о Кавказе с 1750-1820 годы…), бжедуги живут у подошвы черных гор ближе к Кубани, против Усть-Лабинской крепости. Здесь, на живописных местах рек Мате и Пчехомате находятся аулы Узденя Нешуха, называемые Габухай и Нешухай. Обе эти речки сливаются, прежде чем стать частью Кубани.
    Несомненно, что аул под названием Габукай существовал и ранее, но в силу событий, происходивших в 1750-1864 годах, как и многие другие аулы, он несколько раз менял место расположения.
    Лишь 10 октября 1842 года аулы Габукай и Ашинохабль, переселившись к месту расположения поселения Джоматии образовали единый аул^ и стал именоваться Габукаем.
    Позже, в 1862 году, к нему присоединились поселения Тхаркаховых, Тетерхабль.
    Небезынтересны и другие факты, упоминаемые в разных источниках.
    Цель движения заключалась:
    1) в проложении удобного доступа к этим аулам, а также вырубка просеки на р. Пшиш против а. Тетер-Хабль;
    2) в истреблении этого и других Поблизости аулов, а также огромных запасов сена и хлебов, заготовленных в местах- на равнине за Пшишезд,
    По исполнении приказа был ослан рапорт от генерал-майора Ягодина № 10 от 14 ноября 1857 г. командующему войсками генерал-лейтенанту и кавалеру Козловскому:
    «…8 ноября под начальством полковника Кутневича выслан был отряд из 2,5 батальонов, 5 сотен казаков, 2-х конных и 4-х пеших орудий для истребления аулов вниз по р. Пшиш. В этот день после довольно жаркой перестрелки преданы огню три аула, а именно Габукинь-Хабль, Хатюкай-Хвбль, Ашино-Хабль…».
    В 1863 году за год до окончания Кавказской войны, в ауле Габукай проживало 205 семейств, 1362 человека мужского пола, 903 женского, всего 2260 человек, имелось три мечети. Аул располагал распашкой в 17 десятин ярового хлеба и 17 десятин озимого.
    В 1903 году габукаевским старшиной был Хутаг Кушмизоков. Продолжая политику разрушения этнических групп народов Северного Кавказа, царскими властями в аул Габукай было переселено в 1864 году 30 абадзехских семейств, всего 175 человек.
    Десятки обездоленных сирот-Детей, потерявших родителей во время выселения горцев в Турцию, нашли приют в моем ауле.
    Поколение сменяло поколение, не покидая седла боевых коней. Герои сменяли героев, защищавших свою свободу и независимость. Труден и тернист был путь сближения с великим соседом, но шаг за шагом наши народы обретали взаимное доверие. Когда в России началось широкое движение за оказание помощи балканским народам, находящимся под игом Османской империи, мои земляки откликнулись сразу же. Они не только внесли посильный материальный вклад, но и сами принимали активное участие в боевых действиях на стороне русских войск, «Летучие всадники» — так называли Кабардино-Кумыкский полк, в котором находились мой дед Дадух, Шхамоуко Умар и Риуж Хапиште. Воины полка нанесли сокрушительное поражение османской кавалерии при селах Бегли-Ахмег и Субботан, За осбое отличие в боях при штурме Карса в 1877 году мои земляки получили особые знаки для головных уборов с надписью: «За отличие в Турецкую войну».
    Много мрачных картин и в недавних воспоминаниях моих земляков. Одной из них является белый и красный террор в эпоху революции. 8 станицах, аулах и хуторах свирепствовала «Дикая дивизия», в составе которой находится отряд Каплан-Гирея. С его помощью князья Канчук, Шабанов. Вочепш, Казанское и Джеджеб с помощью группы агитаторов, поселившихся в ауле в феврале 1918 года, выставили заслон наступающей Красной армии у а. Габукай. Продержались они недолго. После небольшой артиллерийской атаки с водораздельного хребта станицы Рязанской сборный отряд поспешно покинул аул. Наступающая армия в одно мгновение опустошила аул, выгнав людей’из своих жилищ. Их приютили жители соседних селений. Было убито 340 жителей аула, остались лишь 600 сирот, вдов и маломощных стариков.
    Вот как рассказывает последний очевидец этих событий Лимгаже. Попытки арестованных объяснить свою непричастность к этим событиям не имели успеха. Молодые среди пленных отчаянно требовали немедленного действия — самоосвобождения. Целая группа казачьего населения хутора Малакановки.
    После первых слов молитвы ля-илла-алла-лах раздалась пулеметная очередь.
    С содроганием вспоминают в 60 куплетах «плача габукайцев» каждый эпизод этой бойни.
    Возмущение этими беззаконными действиями было столь велико, что III съезд Советов Кубани и Черноморья потребовал немедленного принятия обращения ко всему населению. В нем, в частности, говорилось: «Грабежи, насилия и убийства трудового горского народа, творимые в дни революции отдельными отрядами и жителями некоторых станиц, без ведома ЦИК, достигло ныне такого беспредела, что с лица земли стерты целые аулы и остатки их обречены на гибель и голодную смерть. Чрезвычайный съезд Советов поручил ЦИК немедленно оградить жизнь и имущество горцев и других национальностей от дальнейшего посягательства со стороны каких бы то ни было отрядов, групп и отдельных лиц. Пострадавших горцев немедленно вернуть в родные места, возвратить им отобранное имущество, оказывать материальную и моральную поддержку».
    Но зло сотворило свое дело. Все пространство от аула Габукай до аулов Понежукай, Нешукай и Джиджихабль было усеяно могилами моих земляков. Только по истечении 8-ми месяцев беженцы смогли вернуться в родной аул.
    Аул был пуст одичавшие собаки кидались на своих бывших хозяев. Аулу пришлось вновь возрождаться из пепла. Осенью 1918 года в Габукае был организован сельский Совет, Вследствие ходатайства Горского исполкома и черкесского населения, 27 июля 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим постановлением выделил из Краснодарского и Майкопского отделов Кубано-Черноморской области территорию ныне населенную черкесами (адыгейцами) и образовал Черкесскую (Адыгейскую) автономную область в составе трех округов: Псекупский округ, Ширванский округ, Фарский округ. Аул Габукай входил тогда в Ширванский округ, центром которого являлся аул Адамий.
    Из поколения в поколение передается рассказ о многотысячном митинге, состоявшемся в ауле Габукай в 1922 году накануне пятой годовщины Великого Октября. Благодарный земляки написали письмо Владимиру Ильичу Ленину. «От имени всего черкесского народа.— говорилось в нем— в -лице Вашем мы приветствуем Советскую власть, давшую на деле самоопределение всем малым народам». Мечтали мои земляки по-новому — и построить городок, и заиметь электростанцию.
    Пламя борьбы с немецкими захватчиками в 1942 году пылало и на многострадальной земле аула. Многие сыновья и дочери родного Габукая, давая отпор носителям насилия, отчаянно защищали свою землю, свободу и независимость. Война унесла 180 жизней, Сколько трагедий, искалеченных судеб, сколько талантов погибло, так и не раскрывшись! С ранних лет дети моего аула вынуждены были держат, оружие в руках. Им некогда было ждать часа просветления и сменить оружие на перо.
    За недолгое время, длиной в одну, две человеческие жизни, изменилось лицо родного аула. Были вывернуты лучшие корни аула. Эмигрировали в зарубежные страны более ста семей, погибли в гражданскую войну 380 человек, репрессированы (1930-1940 годы) 120 человек (1941-1943) годах 181 человек, исчезли навсегда отдельные этнические группы, знаменитые роды, истребленной оказалась наиболее интеллектуальная часть аула.
    Время ‘еще не успело залечить раны. В нищете и голоде, лишенные элементарной заботы, росли не по годам повзрослевшие дети-сироты. И надо ли винить аул в том, что слишком долгим оказался путь возрождения!
    ” И вот наступили первые десятилетия трудной, созидательной, мирной жизни аула. Народ вздохнул свободно.
    Помню, как в 1951 году прокладывали дорогу через реку Пшиш и связали таким образом аул с большой Родиной — Россией. На призыв о строительстве моста откликнулись многие регионы нашей страны. Тогда казалось, что все дороги страны вели к маленькому . Окончание строительства бы го большим радостным событие аульчан. По мосту шла к нам бескорыстная помощь. По ней, по дороге жизни, везли материалы и новое оборудование для строительства трехэтажной ‘.толы, амбулатории с аптекой, До «л культуры, школы искусств для детей. Позже, в 1991 году, по улицам начали прокладывать первые километры газопровода.
    Мост стал началом моей дороги, началом пути многих моих земляков. Он явился также местом расставания и встреч, местом обретения новой жизни. Сейчас мой аул в дороге. А кто постоянно в пути, не может не вобрать в себя то, лучшее, что сотворено умом и руками человечества. В полную грудь дышится моему современнику, в родном очаге которого вот ужа полвека горит мирный огонь братства и дружбы.
    http://www.adygi.ru

  6. Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 Наш гость — глава Псыжского сельского поселения Евгамуков Псабыда Рауфович.
    Евгамуков Псабыда Рауфович родился в 1953 году в ауле Псыж Прикубанского района КЧАО, окончил Псыжскую среднюю школу № 1, а затем и факультет физической культуры Ставропольского государственного педагогического института.
    В 1979 году Псабыда Рауфович первым среди абазин в Ставропольском крае выполнил норматив на звание «Мастер спорта СССР». С 1986 по 1990 годы был старшим тренером по боксу, а в настоящее время работает тренером в республиканской детско-юношеской спортивной школе. Женат, воспитал двоих сыновей.
    Псабыду Рауфовича в ауле Псыж знают как честного, порядочного и добросовестного человека, у которого слова не расходятся с делами. Эти качества особенно рельефно проявились, когда он был депутатом Народного Собрания (Парламента) КЧР с 2006 по 2008 годы — за время пребывания на депутатском посту он добросовестно выполнил все свои предвыборные обещания.
    Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 Неоценимая заслуга Псабыды Рауфовича в этот период — бесперебойное обеспечение аула Псыж питьевой водой. В 2010 году, несмотря на изнуряющую жару, водоснабжение аула было бесперебойным.
    По инициативе Евгамукова подходит к концу строительство спортивного комплекса, он обеспечил финансирование строительства котельной поликлиники Абазинского муниципального района, добился ремонта дорожного покрытия переулков аула, замены опор линий электропередач и т. д.
    10 октября 2010 года во время выборов главы Псыжского сельского поселения Евгамуков Псабыда Рауфович набрал более 65% голосов, опередив своего ближайшего конкурента почти на 25%.
    Во время моей с ним встречи я попросил рассказать о задачах и целях, которые он ставит перед собой на ближайшие пять лет, и способах их реализации.
    Псабыда Рауфович, Вы работаете главой Псыжского сельского поселения три месяца. Что вы успели за этот период и что собираетесь еще сделать для социальноэкономического развития аула Псыж?
    — В первую очередь я запланировал запуск спортивного комплекса, который расположен на объездной трассе аула Черкесск — Ставрополь. В последние три года строительство спорткомплекса было приостановлено из-за отсутствия финансовых поступлений.
    В конце 2010 года благодаря президенту нашей республики Борису Сафаровичу Эбзееву удалось сдвинуть строительство с «мертвой точки» и теперь оно находится в завершающей стадии. Я считаю важным создание спортивного комплекса в ауле. Это позволит многим детям заниматься разными видами спорта. Аул Псыж имеет богатые спортивные традиции. Здесь выросли известные спортсмены по многим видам спорта: чемпионы мира, Европы, России по боксу, вольной борьбе, самбо, дзюдо, джиу-джитсу. Гордостью аула являются Азаматби Пшнатлов, чемпион Европы и юношеских Олимпийских игр по вольной борьбе, Мухамед Кунижев и Кишмахов Руслан, чемпионы мира и Европы по самбо и дзюдо, а также Рустам Кунижев и Арсен Тлисов, чемпионы мира по джиу-джитсу и многие другие. Поэтому основной акцент делаем на спортивное воспитание.
    А что делается в направлении решения социальноэкономических и культурных задач в настоящее время?
    — Великих спортсменов сложно воспитать — должен попасться человек, у которого есть большие задатки. Задача тренера — воспитать его нормальным человеком. Мы не можем потерять свою уникальность и сплоченность. Были времена, когда в ауле кто-то начинал строить дом, а все соседи приходили помогать. Еще при этом поддерживали друг друга, ставили человека на ноги.
    В настоящее время в пойме реки Кубань согласно федеральной программе по благоустройству ведется большая работа по регулированию ее русла. В верхнем течении Кубани подобные работы проводились уже давно, у нас же — начались только в конце прошлого года. Сейчас выделены деньги для регулирования русла реки по всему периметру ее течения, где расположены город Черкесск и аул Псыж. В этом году будет сооружена часть дамбы, а в следующем — завершена остальная часть.
    Люди понимают, что самое лучшее место отдыха — это пойма реки Кубань. У нас есть все условия, чтобы создать по ее левому течению, где расположен наш аул, небольшое озеро, чтобы могли там отдыхать дети со своими родителями, а также городок с каруселями, чтобы каждый житель мог прийти и отдохнуть там. Я надеюсь, найдутся спонсоры. Главное — соорудить городок, провести электричество, освещение, установить мусорные баки, уложить асфальт, плитку, чтобы и вечером, и днем люди могли отдыхать, по освещенной дороге ходить и проводить время.
    Наш народ в ХХ веке был отнесен к разряду исключительных этносов России и требует сегодня особого внимания и поддержки со стороны всех общественных структур. Намеченная много лет назад концепция возрождения малых народов нацелена на создание конкретных программ, реализация которых должна стать гарантией сохранения самобытности малочисленных народов.
    Программа моей работы, прежде всего, нацелена на решение главных задач, вытекающих из постановления Правительства России «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации».
    В ауле Псыж вот уже свыше десяти лет ведется строительство соборной мечети. К какому времени планируется окончание ее строительства?
    — В этом году, я надеюсь, строительство завершится, хотя системного финансирования по минарету нет и оно ведется на добровольные пожертвования жителей аула и района.
    В прошлом году к этому вопросу подключился глава Абазинского муниципального района Мурат Нухович Озов и нашел деньги в сумме три миллиона рублей.
    Администрация Псыжского сельского поселения не может оставаться в стороне. Поэтому я с 1 января буду определенную часть своей заработной платы вместе с администрацией сельского поселения вносить как добровольное пожертвование ежемесячно. Если кто-то захочет доброе дело сделать, пусть поможет финансами в строительстве мечети.
    При администрации сельского поселения действуют Совет депутатов сельского поселения, Совет старейшин, Совет «афганцев», женсовет, представители отделений «Единой России», КПРФ, ЛДПР. Почему тогда они существуют, если не в состоянии повлиять на такие семьи?
    — Я хочу сказать, что ни Совет старейшин, ни Совет депутатов, ни женсовет и другие не способны повлиять на человека. Сегодня все, что делается позитивное в этом плане, — делается для детей, для подрастающего поколения. Поколение, которое стоит на улице, мы уже потеряли. Мы должны реально смотреть на ситуацию. Я буду бороться за таких людей как глава аула, но мои возможности ограничены. Я даже не могу кого-то из них на пятнадцать суток посадить, не могу даже напугать. Вот в чем проблема.
    Государство системным воспитанием не занимается. На сегодняшний день в ауле на учете стоят более 300 наркоманов — это только официально, а вообще — более 750 человек, которые колются, принимают наркотики. Это десятая часть населения аула.
    Нам нужно всеми способами запустить спорткомплекс и соорудить парк в пойме реки Кубань, надо построить детский садик на 120 детей, нужно провести канализацию, свет со всеми инженерными сетями в новом микрорайоне аула. Также отстроить эту территорию для культурного и спортивного досуга.
    Какие еще задачи Вы поставили перед собой, Псабыда Рауфович?
    — Озеленить главную улицу аула — имени Героя Советского Союза Замахшери Кунижева, посадить деревья и кустарники по всей центральной улице. Включить в федеральные и республиканские программы всех, кто нуждается в поддержке: инвалидов войны и труда, больных, пенсионеров, матерей-героинь, учителей, врачей, «афганцев», чернобыльцев, предпринимателей, молодых ученых и просто одаренных людей.
    За тот короткий срок, что прошел после выборов, я твердо уверен: главе любого сельского поселения нужно привлекать к руководству всю общественность, и чем больше людей будет участвовать в обсуждении и решении вопросов, тем меньше будет ошибок, тем быстрее можно будет решать большие и малые задачи.
    Султан НАРТОКОВ

  7. 7
    Текст добавил: ##@! № vvot :( Bila bi фmillei Бil bi TvoЙ ##@!)

    найдти отношение величин 3 кг и 750 г
    Отметьте предложения с частицами: а) велосипед старый,зато надежный.б)именно ты можешь мне помочь.в)Луна как блин.г)В доме ни огня
    помогите написать сочинение на тему :жизнь-это череда выборов
    Daite opredelenie imeni prilagatelnogo
    Объясните, как меняются климат территории и показатели, его характеризующие, по мере удалённости от океана.
    Подберите по три существительныхПодберите по три существительных мужского и среднего рода и запишите их в дательном творительном и предложном падежах во множественном числе
    Принцип работы реактивного двигателя, который в природе использует????
    Спишите заменяя числа словами, где надо раскрывая скобки.
    12 апреля 1961 (год) Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космос. За 50 лет творческой деятельности Л. Н. Толстой создал 174 (произведение). Полное собрание сочинений великого писателя заняло 90 (том).
    Военный врач Владимир Иванович Даль был признанным медиком, но им по праву гордятся и филологи. Даль собрал 4000 (народные сказки), свыше 30 000 (пословицы) и составил самый полный “Толковый словарь живого великорусского языка”. Не каждый знает, что научное наследие Константина Эдуардовича Циолковского составляет 675 (работы)!
    помогите написать сочинение рассужднние на тему зачем планировать?как планы влияют на нашу жизнь?
    текст на тему куда би я хотела пойти(моя мечтаа)по украински

  8. Псыж – аул в Прикубанском районе республики Карачаево-Черкессии; расположен на левом берегу р.Кубани, западнее города Черкесска. Основан в 1830 году. В некоторых литературных источниках указывается год основания – 1782-й. Старое название аула – Даруков (Дарыкъвакт) – «аул Дарукова». Даруковы – абазинские князья, правящие дударуковцами. Подобно Лоовым, эта фамилия выводила свое происхождение от арабских эмиров. Такое же название имеет небольшая речка в Абинском районе Краснодарского края; берет начало на высоте около 500 метров, на северном склоне хребта Свинцовые горы. Название гидронима сравнивается с адыгской формой названия р.Кубань, состоящей из псы – «вода», «река» и жъ/ж1 – суффикс с окончанием «большой», – «большая река». По-видимому, для рассматриваемой речки окончание жъ (ж) поставлено ошибочно. На самом деле следовало писать Псыжъый, где жъый – уменьшительный суффикс, – «речушка», что соответствует действительности
    В этой словарной статье рассказывается как можно объяснить или перевести на русский язык происхождение названия Псыж . Данная расшифровка (объяснение) этого топонима приводится по книги А.В. Твердого “Топонимический словарь Кавказа”.
    Автор: А. В. ТвердыйСодержание Предыдущая страницаСледующая страница
    Данная страница – часть справочника по топонимике Кавказа, доступного на нашем сайте. Также Вы можете скачать
    версию этой базы данных для использования на
    компьютере.
    Возможны, и даже наверняка есть
    опечатки и неточности, вызванные
    как сканированием, так и последующей обработкой. В одиночку все их
    “выловить” сил не хватает, но Вы можете сообщить мне о таковых
    – я исправлю.Также по причине того, что в данном сборнике словарных
    статей собраны книги нескольких авторов возможны различные
    толкования одного и того же названия – это нормально – в споре рождается
    истина. Буду благодарен за присланные дополнения, уточнения и другие
    произведения по топонимике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *