Горе от ума сочинение на тему чацкий и софья

14 вариантов

  1. Главный герой комедии — Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам.
    Любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его сло­вам о Молчалине, обращенным к Софье:
    Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?
    Чтоб, кроме вас, ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запаль­чивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?
    «Тут что ни слово — то неправда, — говорит Гончаров. — Никакой на­деждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии… Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!» Но дело-то в том, что Чацкий отличается «искренностью и простотой… Он не франт, не лев…». В своем чувстве к Софье он непосредст­вен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.
    Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
    Очень хорошо сказал о ней Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
    Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпеча­ток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие до­стоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла…
    Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.

  2. Герой происходит из дворянской семьи. Он наделен такими качествами как: ум, честность, искренность, остроумие. Рабство и угнетенное положение народа вызывает в нем резкое неприятие. Чацкий – мыслитель, он отошел от государственной службы, потому что убежден: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».
    Герой высмеивает нравы Фамусова и похожих представителей московского света. Его характер окончательно сформировался в путешествиях. Но он продолжает бережно хранить в своем сердце любовь к Софье. Александр спешит увидеться с любимой после долгих странствий. Он искренне радуется их встрече: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    К любви и браку Чацкий относится очень серьезно. Он любит Софью и хочет жениться. Но Софья, к сожалению, не может ответить ему взаимностью. Девушка полностью принадлежит тому миру, который чужд Чацкому. За то время, пока они не виделись, ее характер тоже изменился. Их отношения воспринимаются Софьей как юношеская влюбленность. Теперь она любит другого — Молчалина, а бывшему возлюбленному отвечает холодно, общими фразами.
    В разговоре Александр отпускает едкую насмешку в адрес Молчалина и этим вызывает бурное негодование в душе девушки. Позже за это она довольно жестоко с ним обойдется, распустив слух о его сумасшествии. Хотя сама Софья не понимает, что Молчалин не соответствует придуманному ею идеалу.
    Чацкого ослепляет горе от неразделенного чувства, он выплескивает свою боль на окружающих. Итог предсказуем, герой уезжает из Москвы, увозя в своем сердце разочарование. Его искренние чувства принесли ему только горе. Возможно, это был как раз тот случай, когда следовало силой разума задавить в себе бесперспективные душевные порывы и решительно начать поиски нового счастья.

  3. План
    1. Введение
    2.Любовь Чацкого
    3.Поведение Софьи
    4.Заключение
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи – тема любви в произведении “Горе от ума”. Эта тема является второстепенной и лишь подчеркивает основной смысл комедии.
    Главный герой долгое время пробыл за границей. Но он никогда не забывал Софью. Для честного и благородного человека даже детское увлечение имеет большое значение. Вернувшись в Москву, Чацкий был поражен красотой повзрослевшей Софьи. Он наивно считает, что девушка не изменилась в душе и не стала заложницей общественного мнения.
    Чацкий разговаривает с Софьей искренно и открыто. Его удивляет холодный и равнодушный тон девушки. Он привык к правде, поэтому не может скрыть своих истинных чувств: “…я вас без памяти люблю”. Чацкого мучает лишь один вопрос: не могла ли Софья влюбиться в кого-нибудь за время его отсутствия. Перед его глазами проходят окружающие девушку мужчины.
    Чацкий ни в ком не видит достойного противника. В его глазах Скалозуб и Молчалин слишком глупы, чтобы быть женихами такой прекрасной девушки. Разговор с обоими только подтверждает его уверенность в этом. Чацкий испытывает мучительную ревность при виде обморока Софьи. Но он продолжает обманывать себя тем, что это – обычное явление для впечатлительной девушки.
    Искреннюю жалость вызывает разочарование Чацкого, когда он становится свидетелем ночной сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. Еще большее потрясение Чацкий испытывает, узнав, что именно Софья распространила слух о его сумасшествии. В один миг рушатся его представления о честности и порядочности Софьи.
    За время отсутствия Чацкого Софья очень сильно изменилась под влиянием окружающего общества. Чистая душой невинная девушка поняла, что добиться влияния в свете можно лишь путем обмана и сокрытия своих истинных чувств. Софья теперь считает, что успешный брак должен основываться не на любви, а на материальном благополучии. Софью нисколько не трогают искренние признания бывшего детского друга. Хуже всего, что она не признается ему в том, что Молчалин является ее предполагаемым женихом. Она просто играет с Чацким, позволяет ему сохранять бесплодную надежду.
    Слух о сумасшествии Чацкого пущен Софьей без особой цели в непонятном приступе злобы. Молодой человек открыто говорил о своей безграничной любви и высказывал свое мнение об окружающих. Казалось бы, девушка по крайней мере могла бы пожалеть несчастного влюбленного. Но Софья уже слишком испорчена. Измена Молчалина – достойное для нее наказание. Хотя Чацкий уверен, что Софья все простит ради того, чтобы получить покорного мужа.
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи расширяют проhttp://www.ote4estvo.ru/sochineniya-9-klass/119559-smeshon-ili-strashen-molchalin.htmlблематику произведения. “Горе от ума” главного героя дополняется разочарованием в любви. Особый трагизм состоит в том, что единственного умного человека Софья с радостью променяет на глупого подлеца, лишь бы он не выделялся из толпы и постепенно накапливал деньги и влияние.

  4. Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому  другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою

  5. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810—1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
    Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер
    Как Александр Андреич Чацкий,
    а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив,
    Вот об себе задумал он высоко…
    Охота странствовать напала на него…
    Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…», и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
    Кого вы любите?
    Ах! Боже мой! Весь свет.
    Кто более вам мил?
    Есть многие, родные…
    Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
    Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».
    Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?!
    На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».

  6. Главным героем пьесы «Горе от ума» выступает А.А. Чацкий.
    За действиями молодого человека читатель следит на протяжении всех сцен произведения.
    При любом удобном случае Грибоедов противопоставляет Александра Андреевича другим действующим лицам пьесы.

    Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    С образом Софьи не все так однозначно. До сих пор литературные критики, театральные актеры и зрители спорят о том, считать ли девушку порождением фамусовского общества или относить к лагерю приверженцев взглядов Чацкого, но с уклоном в сторону «староверов».
    Софья не живет идеями и лишена убеждений, хотя глупой ее не назовешь. И хотя юная барышня имеет живой ум, она все же слишком молода и неопытна в житейских делах. Воспитание и окружающая среда уже бесповоротно испортили ее мировоззрение. Чацкий это понимает и с болью признает, что разочарован в Софье.

    Любовный конфликт пьесы: Софья и Чацкий

    А.С. Грибоедов в своей комедии строит конфликтную любовную линию между Софьей и Чацким. Почему же молодые люди все время спорят и вступают в конфликт? Причина разногласий кроется в их непонимании друг друга. Чацкий осознает, но не хочет признать, что Софья его не любит. Сама девушка не откровенничает с ним и ничего не объясняет.
    Александр в отношении Софьи настроен очень серьезно: он любит ее горячо и искренне. Во время первой встречи он откровенно рассказывает ей о себе и своих чувствах. Он не обманывает и не фальшивит.
    Силу его чувств показывает горькое переживание отказа девушки. Чацкому больно, поэтому он упрекает ее в том, что она его обнадежила. На самом деле все обстояло иначе. Софья с начала знакомства пыталась увиливать от разговора с молодым человеком. Но главный герой ослеплен горем, поэтому здравый смысл его на время покидает.
    Александр Андреевич в своих действиях постоянно полагается на сердце, а не на разум. Именно поэтому он отличается взрывным нравом, который нередко ставит его в глупое положение.
    Но автор нисколько не принижает качества главного героя. Он показывает его правдивость и человечность, и это вызывает сопереживание читателя. Чацкий выступает положительным персонажем, но все равно делает ошибки. Он неидеален, и эта черта отличает его от других героев драматических произведений того периода.

    Переплетение личной и идейной драмы А.А. Чацкого

    Личная драма главного героя происходит на глазах у читателя. Параллельно она переплетается с общественной неудовлетворенностью Александра, поэтому любовные чувства еще больше усложняются. Чацкий наделен таким живым умом и светлым сердцем, которые выделяют его из толпы и возносят над ней.
    Но в то же время именно любовь и реакционные взгляды на окружающее его общество принесли в его жизнь горькое разочарование. Именно оно в последствии сильно ожесточило главного героя против всех дворян столицы.

  7. Текст сочинения:
    В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ?ипичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несу? в себе те качества, которыми не обладаю? большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспи?ывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…
    За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за э?и качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен?иментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, лирикому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляет искреннюю, нежную, готовую на жер?вы любовь на труса и низкопоклонника.
    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник его соперник. Многое говори? о том, что этот счастливчик Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
    пылкость,та.
    Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стреми?ся познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находи? их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась кри?ически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась при?воряться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи?ить свою любовь. Она испы?ывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливи??
    А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и лирикому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет |не только ни?и, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожер?вован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем вини? Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчали-ным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с э?их пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их,
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
    Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
    Во всем случившемся Софья вини? “себя кругом”. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справи?ся со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышленья зрелом”, неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и ин?уицией, широким сердцем, открытой душой.
    Права на сочинение “Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  8. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» – это печальная история человека, горе которого в том, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться – вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Именно на этом в комедии основано внутреннее развитие конфликта героя и среды.
    И все было бы намного проще, если бы к этому конфликту органично не присоединялась личная драма Чацкого – его неразделенная любовь к Софье. Чтобы выяснить истоки этой драмы, необходимо понять, как же на самом деле относится к Чацкому Софья. Уже в разговоре с Лизой она говорит о том, что Чацкий был для нее лишь другом детства:
    Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно
    Связала детскою нас дружбой…
    Софья не хочет допустить даже возможности того, что Чацкий ее до сих пор любит:
    Ах! если любит кто кого,
    Зачем ума искать и ездить так далеко?
    В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее из фамусовского общества. Это прежде всего независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, горячо целует ей руку, надеясь найти ответ на прежнее чувство, – и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему, причем тоже необыкновенно.
    Это его и озадачило, и огорчило. Разговор Чацкого по-прежнему обильно посыпан солью юмора, ведь это прежде так нравилось Софье. Всем достается, всех перебрал он, от Фамусова до Молчалина, а какими меткими чертами этот человек описывает Москву! Но все напрасно: нежные воспоминания, остроты – ничего не помогает. Чацкий терпит от Софьи холодность, пока, едко задев Молчалина, он не задел за живое и ее.
    Она уже, едва скрывая злость, спрашивает Чацкого:
    Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
    Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
    Хоть не теперь, а в детстве, может быть.
    С этой минуты между Софьей и Чацким разгорается нешуточная борьба. Каждый шаг Чацкого, почти каждое слово в пьесе тесно связано с его чувствами к Софье. Чацкий чувствует какую-то фальшь в ее поступках, которую он и пытается разгадать. Несчастный влюбленный теряется в догадках, но так и не может понять, кем занято сердце Софьи: Молчалиным или Скалозубом? Обморок Софьи при падении с лошади Молчалина приближает Чацкого к истине:
    Смятенье, обморок, поспешность, гнев! испуга!
    Так можно только ощущать,
    Когда лишаешься единственного друга.
    Чацкий понимает, что Софья для него потеряна навсегда. Но, став свидетелем встречи Софьи с Молчалиным, он разыгрывает роль обманутого возлюбленного, не имея на то никаких прав. Чацкий упрекает ее в том, что она его «надеждой завлекла» и не сказала прямо, что прошлое забыто. Однако именно в этом Софью нельзя упрекать. Она только и делала, что едва говорила с ним и уходила при первой же возможности. Их старый детский роман Софья назвала «ребячеством» и даже намекнула, что «бог ее свел с Молчалиным». Софья не желает выслушать Чацкого, не хочет его понять, избегает объяснений с ним. Она несправедлива к нему, считая черствым и бессердечным: «Не человек, змея!»
    В отношениях с Чацким героиня столь же слепа, как и в отношениях с Молчалиным. Чацкого оскорбила не только «измена», но и то, что Софья предпочла ему ничтожного Молчалина, которого он презирал: «Когда подумаю, кого вы предпочли!» Когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными. Он гневно обличает то, над чем раньше беззлобно смеялся.
    Не следует забывать о том, что Софья – дочь своего отца, и при всех своих душевных задатках она все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Девушка не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру, именно поэтому она выбирает Молчалина.
    Да, он жалок и низок, смысл его жизни – «угождать всем людям без изъятья», но это выбор Софьи, и в финале комедии она расплатится за него сполна.

  9. Как Софья Павловна у вас похорошела!
    А. С. Грибоедов
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» открывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, являются Чацкий и Софья.
    По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разными путями.
    Александр Андреевич Чацкий — открытая и смелая душа, он ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом». Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заблуждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача — «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.
    А судьи кто? — За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима.
    Сужденья черпают из забытых газет…
    Всегда готовые к журбе,
    Поют все песнь одну и ту же,
    Не замечая об себе:
    Что старее, то хуже.
    Софья же плоть от плоти этого общества — ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого. Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть.
    Подумаешь, как счастье своенравно!
    Бывает хуже, с рук сойдет;
    Когда ж печальное ничто на ум нейдет…
    Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник.
    Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Молчалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти».
    Молчалин вам наскучил бы едва ли,
    Когда б сошлись короче с ним…
    Я не старалась, бог нас свел.
    Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Софья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе? Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не хотят слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение иметь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась к этой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчалина, она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом кругу когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, тем сокрушительнее ее действие.
    Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его соперник — Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции.
    Не образумлюсь… виноват,
    И слушаю, не понимаю.
    Как будто все еще мне объяснить хотят,
    Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
    Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо.
    Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать её замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок.
    Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение — это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково.
    Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
    Важнее давишной причина есть тому,
    Вот, наконец, решение загадке!
    Вот я пожертвован кому!

    А милый, для кого забыт
    И прежний друг, и женский страх, и стыд, —
    За двери прячется, боится быть в ответе…
    Ах! как игру судьбы постичь?
    Людей с душой гонительница, бич! —
    Молчалины блаженствуют на свете!

  10. В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных ха­рактеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать «живые страсти», самоотверженность, умение делать соб­ственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно
    Связала детскою нас дружбой…
    За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полю­бил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набрав­шийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Он счастлив видеть уди­вительно похорошевшую за время разлуки Софью и ис­кренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойно­го ее любви. Льстец и лицемер, «жалчайшее созданье» Мол­чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направ­ляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.
    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде­ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
    пылкость та,
    Чтоб кроме вас ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Чтоб сердца каждое биенье
    Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю­бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ­кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас­шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко­го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези­раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою
    Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожертвован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарова­ния, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с этих пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их.
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
    Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
    Во всем случившемся Софья винит «себя кругом». Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и ос­тавшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», — неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

  11. Вопрос 5 экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 3)

    Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

    Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» относится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает. Одновременно движет дей­ствие комедии еще и психологический конфликт, связанный с неразделенной любовью героя. Сюжетным воплощением этого конфликта становится так называемый «любовный тре­угольник», сторонами которого являются Чацкий, Софья и Молчалин.
    В самом общем виде сюжет этот выглядит так. Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чац­кий уехал набираться ума в дальних странствиях. За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяс­нить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным та­кой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмеш­ками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума. В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых.
    Чтобы разобраться в этих хитросплетениях сюжета и попы­таться понять, почему всё произошло именно так, нужно оп­ределить, каков же характер Софьи. Действительно ли она «не­годяйка», как, по-видимому, считает Чацкий и как назвал ее в одном из писем автор комедии? Другими словами, можно ли ее действия по отношению к Чацкому назвать изменой, а ее сплетню о сумасшествии Чацкого — прямой подлостью? Но почему Чацкий решил, что Софья должна его любить? Ведь когда они расстались, она была еще подростком, и вряд ли та­кой умный человек, каким считает себя Чацкий, мог всерьез воспринять связывавшие их раньше отношения. И уж никак он не должен был предполагать, что за три года их разлуки в нрав­ственном развитии Софьи не произойдет никаких изменений. Тем не менее, приехав в дом Фамусовых после долгого отсут­ствия, он бросается к Софье так, будто они расстались только вчера. Софья же в этот момент думает совсем не о Чацком.
    Напротив, он только досадная помеха в сложившихся обстоя­тельствах. Ведь перед самым его приездом ей с большим тру­дом удалось убедить отца в том, что Молчалин оказался у две­рей ее комнаты случайно. Она занята сейчас своей новой, а может быть, и первой, мы точно не знаем, любовью. Ей сейчас просто не до Чацкого. Тем не менее, когда Лиза перед самым его появлением мягко упрекает ее в том, что она забыла о Чац­ком, Софья ей отвечает:
    Я очень ветрено, быть может, поступила,
    И знаю и винюсь; но где же изменила ?
    Кому? чтоб укорять неверностью могли.
    Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
    И редко посещал наш дом;
    Потом опять прикинулся влюбленным,

  12. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810—1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье.
    Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер
    Как Александр Андреич Чацкий,
    а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив,
    Вот об себе задумал он высоко…
    Охота странствовать напала на него…
    Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова. Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века. За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся…», и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку. Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую. Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками:
    Кого вы любите?
    Ах! Боже мой! Весь свет.
    Кто более вам мил?
    Есть многие, родные…
    Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
    Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».
    Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?!
    На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».
    ?

  13. Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого — типичного представителя молодого поколения 1810—1820-х годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельности. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но одним из наиболее важных среди них является его неразделенная любовь к Софье. Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает: Кто так чувствителен, и весел, и остер Как Александр Андреич Чацкий, А наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья: Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него… Чацкий — выходец из дворянской семьи — был воспитан в доме Фамусова.
    Он умен и безукоризненно честен, искренен и ост роумен. Любит родину, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрывающий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их нравы, потому что сам он выше Фамусовых, загорецких, молчаливых, скалозубов и прочих представителей московского общества начала XIX века.
    За три года путешествий характер героя во многом претерпевает изменения и окончательно формируется. Однако неизменной остается его искренняя любовь к Софье. Именно поэтому он, помня о юношеской привязанности, так спешит увидеть свою любимую, ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся… », и такая искренняя радость от встречи звучит в его словах: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног». Лучшие личностные качества раскрываются в его отношении к любви, браку.
    Чацкий любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как, хотя она и не лишена положительных качеств, но все же полностью принадлежит к фамусовскому миру. За годы отсутствия Чацкого характер Софьи сильно изменился, теперь она воспринимает их отношения как юношескую влюбленность, ни к чему ее не обязывающую.
    Кроме того, она теперь любит другого человека — Молчалина, а с Чацким холодна, и на его вопросы отвечает общими фразами или шутками: Кого вы любите? Ах! Боже мой! Весь свет. Кто более вам мил? Есть многие, родные… Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними.
    И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии. Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением.
    Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему». Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата: Зачем меня надеждой завлекали? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?! На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии.
    Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».

  14. Софья Фамусова – основной женский персонаж в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Она занимает особое место в произведении – любовный конфликт с Софией вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к мильону терзаний» героя.
    В этом общественном конфликте Софья не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме.
    В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»). Тем не менее, героиня знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому.
    В характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся, убежденной в том, что Чацкий – совершенно «нормальный» человек. Он же окончательно разочаровался в Софии именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом».
    Софья умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает».
    Софья, любительница французских романов, очень мечтательна. Вероятно, она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости и притворства».
    «Бог нас свел» — этой романтической формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Алексею Степановичу. Он сумел понравиться ей, наверное, тем, что ведет себя как живая иллюстрация к прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет…».
    Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, избегает объяснений. Девушка несправедлива к герою, считая его черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), приписывая ему злое желание «унизить и кольнуть» всякого. Она даже не пытается скрыть свое безразличие к Чацкому: «На что вы мне?»
    В отношения с Александром Андреевичем героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности.
    Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) – свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь – своеобразный вызов героини отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не камуфлированный разврат.
    Высота чувств, не свойственная фамусовцам, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «… Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного».
    В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека, недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их…».
    Софья осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается: «Я виню себя кругом». Здесь судьба героини неожиданно сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний».
    Именно поэтому, а также благодаря силе своего характера и степени незаурядности Софья приближается к масштабу фигуры Чацкого. А значит, на мой взгляд, она достойна любви этого героя. Беда Софьи в том, что она не смогла вовремя разглядеть и понять искреннее чувство Чацкого, его богатую натуру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *