Горе от ума сочинение на тему ума в комедии

11 вариантов

  1. Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.
    Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.
    Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.
    Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое
    мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек —это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
    Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:
    Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
    Там моську вовремя погладит!
    Тут в пору карточку вотрет!
    По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца— “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
    Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.
    Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.
    В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
    Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

  2. Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  3. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Гарибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.
    Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.
    Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения.
    Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.
    Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.
    Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.
    Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы.
    Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.
    Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.
    Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума.
    Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.
    Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
    Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.
    Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.
    Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?
    Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.
    Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.
    Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.
    Проблема ума в комедии «Горе от ума» – проблематика произведения Грибоедова | источник

  4. В самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название.
    Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.
    Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”.
    Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
    По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
    Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Ум Чацкого – ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства. Проблема “ума” грибоедовской комедии состоит в том, что является ценностью для Чацкого, что доя Фамусова, Молчалина и Скалозуба.

  5. Тема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.
    Известно, что тема ума и безумия стала предметом спора еще при жизни автора комедии. В этом споре принял участие и сам Грибоедов, давший некоторые пояснения к своему произведению: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, ник-то простить не кочет, зачем он немножко повыше других… Кто-то со злости выдумал о нем, что он сумасшедший…» Однако, несмотря на то, что А. С. Грибоедов положительно отзывался об уме своего главного героя, А. С. Пушкин, В. Г. Белинский и многие другие современники автора комедии были с ним не согласны. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? … Это непростительно. Первый признак умного человека  с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п. И еще: < <Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен. Слова Пушкина похожи на приговор. Однако сам Грибоедов назвал Чацкого здравомыслящим человеком. Остается понять  одно ли это и то же: умный и <>? Мне кажется, что нет. В моем восприятии здравомыслящий человек — это тот, кто во всем ищет разумное зерно и старается во всех ситуациях действовать в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что — нет. Умный человек -это нечто другое. Ум — свойство, данное человеку природой, и его не могут заменить ни здравомыслие, ни эрудиция. Однажды в книжке с афоризмами я прочитал высказывание одного философа и сразу запомнил его: «Ум — это струна, звучащая только в унисон». Я эти слова понял так: нужно всегда осознавать, кто твои собеседники. Смогут они оценить твои мысли, или ты потратишь время и силы впустую, Ведь каждый человек хочет, чтобы его поняли. Мне кажется, что «горе». Чацкого заключается в том, что он выбрал себе неподходящую аудиторию. Перёд кем он расточал свое красноречие? Перед Фамусовым? Но ведь более невежественного человека, наверное, во всей Москве нельзя было сыскать! Чего стоит хотя бы одно это высказывание: Ученье — вот чума,
    Ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    …Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь.
    Забрать все книги бы да сжечь.
    Но самое интересное заключается в том, что Фамусов в кругу  таких же ограниченных, как он, людеи может прослыть человеком  неглупым. Чацкий же со своей образованностью и свободой суждений просто не вписывается в этот круг. Кроме того, он очень эмоционален, и вот так, постоянно кипятясь, раздражаясь и свирепствуя, он кажется окружающим агрессивным и безумным. У него просыпается такая мания величия, такое высокомерие, что этого ему никто не может простить. Это также послужило причиной того, что его прозвали безумцем. Он считает своих собеседников глупцами, потому что они придерживаются других, нежели он, мнений о «матерьях важных» или вообще не имеют мнений об этих «матерьях». (Тут опять хочется сказать о том, что Чацкий и Фамусовское общество, мыслят не в унисон.) Фамусовым и скалозубам, в свою очередь, тоже проще объявить Чацкого сумасшедшим, чем начать сомневаться в правоте своих взглядов и суждений. С. Аксаков считал, что в комедии Грибоедова «горе» Чацкого — это страдание отвергнутого ума», причем не оттого, что он умен, а «фамусовское общество» глупо, а оттого, что ум Чацкого — чужестранный, заморский, привезенный из далека». Ум Чацкого рассудочен, а «ум» Фамусовского общества — практичен. С точки зрения Чацкого, москвичи — глупцы; с точки зрения москвичей, Чацкий — безумец. Последний монолог Чацкого лишний раз убеждает Фамусова в том, что он был прав, считая Чацкого безумцем:
    Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
    И когда Чацкий удаляется, все вздыхают с облегчением: уехал и слава Богу! Для них важнее другое: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?.. я Как же после этого не согласиться со словами Пушкина о «метании бисера»?Столько энергии, страсти растрачено впустую. Я сочувствую Чацкому и надеюсь на то, что в конце концов он найдет своих единомышленников, которые никогда не усомнятся в его рассудке.

  6. Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?
    Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

  7. Первоначально комедия А. С. Грибоедова носила название «Горе уму», однако эта формулировка звучала слишком обреченно. Драматург же стремился показать типичную ситуацию, в которой ум приносит несчастье своему обладателю. Это удачно отразилось в новом названии пьесы — « Горе от ума». Уже в нём выявляется центральная проблема, которой автор придавал огромное значение, — проблема ума. Эта идея подтверждена в письме автора к Катенину: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».
    В связи с данной проблемой особую значимость приобретает образ Чацкого, главного героя комедии, три года путешествовавшего за границей и приехавшего в Москву к своей любимой. Но, вернувшись в некогда гостеприимный дом, он обнаруживает большие перемены: Софья холодна, высокомерна, она его разлюбила. Все его попытки вернуть прежнюю Софью заканчиваются ничем, на пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество!» Личная драма главного героя перерастает в столкновение со всем фамусовским обществом. Чацкий один выступает против армии обывателей, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Остроумный, красноречивый молодой человек, он зло и колко высмеивает пороки московского общества. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят своё отражение в монологах героя. Если в первых монологах сказалась эмоциональность натуры Чацкого, его трепетная любовь к Софье, то в монологе « Где нас нет…» проявляется ум прогрессивно мыслящего человека, его литературная одарённость.
    Ум главного героя признаёт и Фамусов: он описывает Чацкого Скалозубукак «малого с головой», рассказывает, что он «славно пишет, переводит», и жалеет о том, что он «не деловой», что «с этаким умом» можно было давно добраться до «степеней известных».
    Иным предстаёт Чацкий в монологе «А судьи кто?». Фамусов задел его гражданские убеждения. С гневом и сарказмом Чацкий обрушивается на чужую ему мораль «столпов» общества. Монолог построен по всем правилам риторики: логическая последовательность речи, вопросы-ответы, утверждения подкрепляются фактами. Всё это говорит о том, что перед нами образованный, глубоко мыслящий человек, воспитанный на идеалах эпохи Просвещения. Однако «ум, алчущий познаний», сталкивается с повсеместным невежеством:
    …Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь.
    В монологе «А судьи кто?» Чацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих по канонам XVIII века, черпающих знания из «забытых газет // Времён Очаковских и покоренья Крыма». Чацкий обличает и отсталых крепостников, продающих и меняющих людей на «борзых собак».
    Ум Чацкого — комплекс передовых идей свободомыслящего человека, в контексте слово «умный» приобретает значение «вольнодумный». Мастерски используя приём «кривого зеркала», Грибоедов вводит на сцену «вольнодумного» «прогрессиста» Репетилова, рассказывающего Чацкому о тайном обществе, в котором он состоит и где водятся великие «умы». Однако проницательный Чацкий видит в Репетилове опошление его идеалов. Репетилов — человек глупый и болтливый, повторяющий за великими умами то, чего не понимает сам:
    Частенько слушаю, не разжимая губ;
    Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
    Иронично высказывается автор о людях, стремящихся к бездумному подражанию умам поколения. Так, Репетилов своего рода пародия на Чацкого.
    Многие критики полемизируют на тему ума главного героя. Так, И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» возражает Пушкину, упрекающего Грибоедова в том, что тот изобразил положительного героя недостаточно умным человеком, «мечущим бисер перед репетиловыми». Чацкий, настаивал И. А. Гончаров, «…не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом и остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен ».
    У Чацкого есть не только ум, но и душа, именно поэтому его ум часто подвергается сомнению. Для самого героя данные понятия подчас неразделимы, в монологе «Асудьикто?» «слабодушие» и «рассудка нищета» стоят в ряду синонимов. В отличие от бесчувственного Молчалина, Чацкий эмоционален и открыт. Но у него « ум с сердцем не в ладу», и это приводит к драматическим столкновениям.
    Однако следует помнить о том, что сам Грибоедов назвал своего героя единственным «здравомыслящим человеком», остальных же причислил к «глупцам». Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из сторон считает себя умной, и если Чацкий противопоставляет уму глупость, то фамусовское общество — безумие.
    Проблема раскрытия темы ума заключается в том, что в пьесе нет однозначно глупых героев — у каждого персонажа своя концепция ума. Ум Фамусова и его окружения представляет собой ум практический, житейский, умение приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Фамусов является идеологом московского общества. Монолог о Максиме Петровиче показывает его философию, признание хозяином дома правильности жизни своего дядюшки. Размышления Фамусова — приземлённая «философия обеда»:
    Куда как чуден создан свет!
    Пофилософствуй — ум вскружится;
    То бережёшься, то обед:
    Ешь три часа, а в три дни не сварится!
    Ум, по фамусовскому обществу, заключается в том, чтобы весело жить, плотно питаться, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым, обладать как можно большим числом крепостных душ. Человек в окружении Фамусова оценивается по тому, сколько у него душ («триста» или «четыреста») и какой чин он имеет, поэтому для Фамусова важно, чтобы его дочь Софья вышла за Скалозуба, которого Лиза характеризует как «золотой мешок», да и «метит» предполагаемый жених «в генералы ». У него имеются свои « каналы », чтобы добыть этот чин, об этом он судит «как истинный философ». Скалозуб необразован, ограничен, Софье противна одна мысль о замужестве с человеком, который «слова умного не выговорил сроду».
    Ещё один типичный представитель приспособленца — Мол- чалин, имеющий два таланта— «умеренность и аккуратность», деловой человек, стремящийся обрести благо, заключающееся в том, чтобы добиться веса в обществе. У него своя философия продвижения по служебной лестнице, заключающаяся в угождении « всем людям без изъятья ». По мнению Молчалина, это философия умного человека. Но все его человеческие черты сводятся к одной — его особой «тихости». Недаром и фамилия ему дана бессловесная.
    Хотя сам Чацкий и не принимает Молчалина, своего антагониста, именно он является выразителем одного из наиболее отвратительных и враждебных Чацкому вариантов «ума». Ум Молчалина достаточно опасен, ведь Молчалин выигрывает в соперничестве с Чацким. Софья предпочитает Молчалина Чацкому, потому что он «чудеснейшего свойства»: «уступчив, скромен, тих» в противоположность «громкому» Скалозубу. По своим задаткам Молчалин вполне подходит на роль московского мужа. «Конечно, нет в нём этого ума, — сопоставляет Софья Молчалина с Чацким, — что гений для иных, а для иных чума… да эдакий ли ум семейство осчастливит? » В Молчалине Софья видит идеальные черты «мужа-мальчика», «мужа-слуги».
    Идеал Софьи — скромный и незнатный человек — сформирован прочитанными книгами. В необычной для света любви Софьи, в первую очередь, «виноват» её ум, то есть независимость взглядов и оценки людей, которых не было и не могло быть у светских приятельниц героини, вроде княжон Тугоуховских. Выбрав себе в поклонники Молчалина, она идет против воли отца, что характеризует её как самостоятельную натуру. Во многом на нее повлияла дружба с Чацким. Неожиданное вмешательство Чацкого рушит все её планы, ниспровержение её идеала — удар по самолюбию Софьи; защищая Молчалина, она отстаивает свой выбор. Но присоединяясь к числу «мучителей толпы», она много теряет как личность.
    Кульминация пьесы — сцена бала, когда пошли толки о сумасшествии Чацкого. Софья колеблется перед тем, как подтвердить догадку Г. D. о том, что Чацкий «с ума спрыгнул», однако она умна, расчётлива, она понимает, что стоит ей сказать сплетнику Г. D. о сумасшествии Чацкого, как эта новость разлетится со скоростью света. Желая наказать Чацкого, отомстить ему, она подтверждает сплетню.
    Сам Грибоедов недвусмысленно писал, что Софья — «девушка сама не глупая», однако в наделении её именем «Софья», что по- гречески значит «мудрая», чувствуется некая ирония, так как она «предпочла дурака умному человеку» (А. С. Грибоедов). Критик И. А. Гончаров писал, что Софья — «это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения ». В финале пьесы с глаз Софьи, как и у Чацкого, «спала пелена», она понимает, что ошиблась в Молчалине; подобно главному герою, ей выпадает на долю сердечное горе, свой «мильон терзаний».
    Чацкий находит слова, обличающие окружение Софьи. Он заявляет, что пребывание в этом обществе губительно для человека честного и мыслящего:
    …Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день побыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нём рассудок уцелеет.
    Интересно, что в финале он признаёт себя безумным: «Безумным вы меня прославили всем хором // Вы правы…»
    Итак, мы видим, что проблема ума рассматривается драматургом на различных уровнях. Это идейная основа пьесы, вокруг которой группируются все остальные вопросы философского и нравственного характера: проблемы бытия, свободы личности и счастья человека.
    Именно представление об уме становится средством разграничения «века нынешнего» и «века минувшего» (ум как средство познания мира и ум как способ устроиться в жизни), лежащих в основе общественного конфликта и влияющих на развитие любовного.

  8. 8
    Текст добавил: сегодня не реально не мой день

    А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания распространявшаяся в списках комедия была очень и очень популярна. Несомненно, во многом это объясняется ее общественно-политической остротой, атмосфера в России была предгрозовая. Характерно, что ссыльному А. С. Пушкину в Михаиловское список комедии привозит его друг, будущий декабрист Иван Пущин. Но очевидно, что содержание «Горя от ума» никак не ограничивается обличением конкретных пороков, нездоровья русского общества эпохи царствования Александра I.
    Тема «ума» — вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы.
    Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», — едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят.
    «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать».
    Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален:
    Ну вот! Великая беда,
    Что выпьет лишнего мужчина!
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Суждение, разумеется не совсем лишенное разумных оснований. Поразительно сходную мысль высказывает уже в нашем веке один из персонажей пьесы Эжена Ионеско: «Нынче образование в головы ударило, оттого и жить стало хуже. Даже подметать стало труднее». Но в фамусовском обществе против ума и учения выступает и еще один важнейший инстинкт — охранительный. «Умник» звучит едва ли не как синоним страшным словам «фармазон», «якобинец», «карбонарий».
    «Ум» полковника Скалозуба тоже решителен и бескомпромиссен:
    …чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    Об них как истинный философ я сужу.
    Мне только бы досталось в генералы.
    Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным — женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека:
    …любите вы всех в шуты рядить,
    Угодно ль на себе примерить?
    Не случайно и имя Героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике.
    Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана.Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого
    Не надо называть, узнаешь по портрету;
    Ночной разбойник, дуэлист,
    В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
    И крепко на руку нечист;
    Да умный человек не может быть не плутом.
    И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи, когда о честности высокой говорит, Каким-то демоном внушаем: Глаза в крови, лицо горит, Сам плачет, и мы все рыдаем. Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова).
    История Чацкого, смелого, честного, вдохновленного действительно высокими и прекрасными идеями человека являет собой очевидную иллюстрацию к древней и вечной мудрости: «мнящи мудри быть да объюродиша», но и у всех, кого встречает он в родной Москве, с умом явно не все в порядке, явно не только у Чацкого от ума горе. Само время неопределенно и перепутано: «Который час?» — «Седьмой, осьмой, девятой». Поневоле вспоминается история, которую рассказывают про замечательного поэта — душевнобольного Батюшкова:
    Который час, его спросили здесь,
    А он ответил любопытным: «вечность!»
    (О. Мандельштам)
    История несчастливой любви в пьесе не только комична, но и «неправильна», все ошибаются, обманываются, попадают впросак, наивно полагаясь на безусловность и «правильность» своего ума. Нарушается и устойчивая схема: любовный треугольник размыкается, превращается в четырехугольник, Чацкий любит Софью, Софья — Молчалина, а Молчалин — Лизу, которая ему, в свою очередь, взаимностью не отвечает. Треугольник, как известно из геометрии, фигура жесткая, четырехугольник при равных сторонах может иметь какие угодно углы: и на фабульном уровне множится непонимание и неопределенность.
    По-своему рациональный, «правильный», охранительно-благонамеренный Фамусов отнюдь не благополучен и не спокоен, втянут в общую игру: и ему от ума горе:
    Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!
    Устойчив умом, кажется, только циничный полковник Скалозуб. Но его ясный ум как-то уж слишком парадоксален:
    По моему сужденью,
    Пожар способствовал ей много к украшенью.
    И это о древней-то столице!
    Но вернемся к «горю» главного героя. Он ясно видит несовершенство мира вообще и фамусовского общества в частности. Видит и не хочет (или не может, по вине ума) примириться с ним. И несовершенный мир, несовершенное общество мстит ему. Его, безусловно умного, объявляют сумасшедшим.
    Комедия появилась накануне трагедии 14 декабря. И подобно умному Чацкому, честные и мужественные борцы за свободу оказались не поняты, по верному определению вождя мирового пролетариата, страшно далеки от народа. Увы, как не вняло предостережениям Грибоедова фамусовское общество, так не отрезвили они и декабристов. Логика истории в отличие от человеческого ума точна и неумолима.
    А пьеса А. С. Грибоедова действительно разошлась на пословицы, фрагментами вошла в живой разговорный язык и продолжает жить, преодолевая время, исторические условности и всякие идеологические рамки.

  9. Писать любое сочинение следует по плану, который в обязательном порядке включает вступление, основную часть и вывод, причём центральна часть должна быть самой объёмной.
    Во введении следует указать, что актуальность произведения – это показатель того, насколько оно интересно нынешнему читателю. Произведения, выдержавшие испытание временем, интересные многим поколениям читателей, входят в золотой фонд литературы, считаются классикой. “Горе от ума”, написанное А. С. Грибоедовым почти два века тому назад, к ним несомненно относится.
    В основной части сочинения, к которой можно приступить после вступления, мы должны привести доказательства. Что может послужить ими?
    В комедии высмеиваются пороки, которые свойственны людям в любые времена: лицемерие и успех любой ценой. Только начинающий карабкаться по карьерной лестнице Молчалин готов потакать начальству во всём, готов разыгрывать романтического влюблённого перед дочерью босса, надеясь именно таким способом устроить свой карьерный рост. Добившийся в жизни многого Фамусов поддерживает своё положение в обществе бесконечной суетой – в наше время сказали бы, что он “держит руку на пульсе общества”. Ещё один карьерный тип – полковник Скалозуб – показан отъявленным циником, видящим в смертях своих товарищей расчищенную дорогу в генералы, ведь мёртвые не смогут стоять у него на пути. Каждое из этих утверждений легко находит цитатное подтверждение в тексте произведения. Умение ориентироваться в тексте – обязательное условия для создания полноценного сочинения.
    Живой разговорный язык, прекрасно вписавшийся в стихотворный размер, лёгкий слог, стали причиной того, что многие строки из произведения давно стали пословицами. Это говорит о том, что произведение стало составной частью русской культуры и может потерять актуальность лишь в том случае, если её потеряет вся русская культура:
    Заключительная часть должна быть краткой указать, что перечисленные выше черты произведения обеспечивают его непреходящую актуальность.

  10. А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания распространявшаяся в списках комедия была очень и очень популярна. Несомненно, во многом это объясняется ее общественно-политической остротой, атмосфера в России была предгрозовая. Характерно, что ссыльному А. С. Пушкину в Михайловское список комедии привозит его друг, будущий декабрист Иван Пущин. Но очевидно, что содержание «Горя от ума» никак не ограничивается обличением конкретных пороков, нездоровья русского общества эпохи царствования Александра I.
    Тема «ума» – вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы.
    Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», – едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят.
    «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать». Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален:
    * Ну вот! Великая беда.
    * Что выпьет лишнего мужчина!
    * Ученье – вот чума, ученость – вот причина.
    * Что нынче пуще, чем когда,
    * Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Суждение, разумеется не совсем лишенное разумных оснований. Поразительно сходную мысль высказывает уже в нашем веке один из персонажей пьесы Эжена Ионеско: «Нынче образование в головы ударило, оттого и жить стало хуже. Даже подметать стало труднее». Но в фамусовском обществе против ума и учения выступает и еще один важнейший инстинкт – охранительный. «Умник» звучит едва ли не как синоним страшным словам «фармазон», «якобинец», «карбонарий». «Ум» полковника Скалозуба тоже решителен и бескомпромиссен:
    * …чтоб чины добыть, есть многие каналы;
    * Об них как истинный философ я сужу.
    * Мне только бы досталось в генералы.
    Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным – женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека и
    * …любите вы всех в шуты рядить,
    * Угодно ль на себе примерить?
    Не случайно и имя героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике.
    Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана. Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого
    * Не надо называть, узнаешь по портрету;
    * Ночной разбойник, дуэлист,
    * В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,* И крепко на руку нечист;
    * Да умный человек не может быть не плутом.
    И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи,
    * Когда … о честности высокой говорит,
    * Каким-то демоном внушаем:
    * Глаза в крови, лицо горит,
    * Сам плачет, и мы все рыдаем.
    Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова).
    История Чацкого, смелого, честного, вдохновленного действительно высокими и прекрасными идеями человека являет собой очевидную иллюстрацию к древней и вечной мудрости: «мнящи мудри быть да объюродиша», но и у всех, кого встречает он в родной Москве, с умом явно не все в порядке, явно не только у Чацкого от ума горе. Само время неопределенно и перепутано: «Который час?» – «Седьмой, осьмой, девятой». Поневоле вспоминается история, которую рассказывают про замечательного поэта – душевнобольного Батюшкова:
    * Который час, его спросили здесь,
    * А он ответил любопытным: «вечность!».
    * (О. Мандельштам)
    История несчастливой любви в пьесе не только комична, но и «неправильна», все ошибаются, обманываются, попадают впросак, наивно полагаясь на безусловность и «правильность» своего ума. Нарушается и устойчивая схема: любовный треугольник размыкается, превращается в четырехугольник, Чацкий любит Софью, Софья – Молчалина, а Молчалин – Лизу, которая ему, в свою очередь, взаимностью не отвечает. Треугольник, как известно из геометрии, фигура жесткая, четырехугольник при равных сторонах может иметь какие угодно углы: и на фабульном уровне множится непонимание и неопределенность.
    По-своему рациональный, «правильный», охранительно-благонамеренный Фамусов отнюдь не благополучен и не спокоен, втянут в общую игру: и ему от ума горе:
    Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!
    Устойчив умом, кажется, только циничный полковник Скалозуб. Но его ясный ум как-то уж слишком парадоксален:
    * По моему сужденью,
    * Пожар способствовал ей много к украшенью.
    * И это о древней-то столице!
    Но вернемся к «горю» главного героя. Он ясно видит несовершенство мира вообще и фамусовского общества в частности. Видит и не хочет (или не может, по вине ума) примириться с ним. И несовершенный мир, несовершенное общество мстит ему. Его, безусловно умного, объявляют сумасшедшим. Комедия появилась накануне трагедии 14 декабря. И подобно умному Чацкому, честные и мужественные борцы за свободу оказались не поняты, по верному определению вождя мирового пролетариата, страшно далеки от народа. Увы, как не вняло предостережениям Грибоедова фамусовское общество, так не отрезвили они и декабристов. Логика истории в отличие от человеческого ума точна и неумолима.
    А пьеса А. С. Грибоедова действительно разошлась на пословицы, фрагментами вошла в живой разговорный язык и продолжает жить, преодолевая время, исторические условности и всякие идеологические рамки.

  11. Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
    Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
    что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
    Ведь надобно ж зависеть от других.
    И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
    Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
    В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
    «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
    Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
    Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
    Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *