Готовое сочинение на тему честь и бесчестие

11 вариантов

  1. Главная
    Сочинения
    Сочинения на свободные темы
    Сочинение на тему “Честь и бесчестие”
    Сочинение на тему “Честь и бесчестие В Литературе”
    Когда-то понятие «честь» было одним из самых значимых в характеристике человека. Честь берегли, честью дорожили, честью клялись. «Честь имею!» — гордо говорили, приветствуя собеседника. А сейчас это слово редко услышишь, в крайнем случае оно сводится к понятию «честный», то есть «правдивый».
    Что же такое честь? Это очень емкое понятие. Оно включает в себя и внутреннее благородство, и следование нравственным принципам, и защиту справедливости, и совесть, не замаранную предательством. Честь – это одна из важнейших нравственных категорий, и она важнее жизни, так как жизнь у человека можно отнять, а вот честь отнять невозможно. Ее можно только потерять, совершив подлый поступок. И это страшнее смерти, так как обесценивается сама личность человека.
    В произведениях литературы часто поднимается проблема чести и бесчестия. И во все времена благородные, сильные личности не только гордились своей честью, но и вставали на защиту чести своих близких. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М. Ю. Лермонтова мы видим столкновение двух персонажей, двух жизненных позиций. Молодой опричник Кирибеевич, привыкший к вседозволенности, давно забыл, что такое честь. Для него важнее собственные желания и прихоти. Ему противостоит купец Калашников, которые, зная, что погибнет, встает на защиту чести своей жены. И он спокойно идет на казнь, чувствуя свою правоту и победу над бесчестным врагом.
    Основной является тема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Даже эпиграфом к своему произведению автор выбрал слова русской поговорки: «Береги честь смолоду».
    Оказавшись в круговороте сложных исторических событий, герои повести ведут себя по-разному. Симпатии А. С. Пушкина на стороне честных людей. В первую очередь, это главный герой Петр Гринев, который, несмотря на молодость, имеет твердые моральные принципы. Он не забывает отблагодарить незнакомца, который оказал помощь, вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего девушку, отказывается служить самозванцу и разбойнику, предпочитая смерть предательству.
    Маша Миронова воплощает понятие о женской чести, она тоже отказывается от сговора с предателем и готова умереть. Честную смерть бесчестью предпочитает капитан крепости Миронов. И даже разбойник Пугачев имеет свои представления о чести.
    И как противопоставление этим благородным героям А. С. Пушкин рисует образ бесчестного и беспринципного Швабрина, готового оскорбить женщину и забыть присягу. И он отвратителен в стремлении спасти свою шкуру любой ценой. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», — говорит о нем Петр Гринев.
    В литературе много примеров, когда герои выбирают дорогу чести, и писатели подчеркивают их внутреннюю красоту и благородство. И пусть в наше время слово «честь» употребляется все реже, но честные и благородные люди также высоко ценятся в обществе, а предателей и подлецов презирают. Поэтому произведения литературы имеют огромную воспитательную силу – они нам дают примеры для подражания.

  2. Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей.
    Иногда мне кажется, что мужчины, отстаивающие свою честь, и честь своих возлюбленных канули вместе со временами средневековья. Именно в это время понятие чести отстаивали мужчины и были готовы отдать за него жизнь.
    Но, к моему большому счастью я еще могу наблюдать за мужчинами, которые никогда не позволят их обесчестить. Это дает мне надежду на то, что наш мир будет избавлен от обид, оскорблений и неуважения.

    Сочинение №2 Честь и бесчестие Полное для 11 класса

    Приятно наблюдать за людьми, которым нравиться отстаивать свою честь, которые не бояться высказывать свою точку зрения, и верны своим жизненным принципам. Честь позволяет быть увереннее в себе, понимать, что тебе необходимо от жизни, за что ты готов бороться и, что для тебя действительно важно.
    Есть вещи, которые, по мнению многих людей, важнее чести. Тут проявляется бесчестие. Деньги могут заставить людей отказаться от чести, деньги могут заставить обижать людей, хамит, предавать. Многие политики не отстаивают интересы страны, многие мужчины не готовы защищать своих женщин. Все это проявление бесчестья, бестактности и неуважение. Также бесчестие говорит об отсутствии совести у человека. Сейчас в наше время стресса и постоянной спешки легко можно оскорбить человека, обидеть и проявить неуважение. Важно, чтобы такое поведение не оставалось безнаказанным. Важно воспитывать детей на принципах отстаивания чести, своих интересов и проявлении уважения. Именно такое воспитание способно избавить от постоянного негатива, корысти, наглости.
    Такое понятие, как совесть неразрывно связано с честью. Совестливые люди не будут обманывать, предавать, оскорблять и обижать человека. Совесть позволяет задуматься о своем поведение и о последствиях, которые могут возникнуть.

  3. Проверенное итоговое сочинение на тему «Если человек совершил бесчестный поступок, то он бесчестен до конца» по направлению “Честь и бесчестие”

    Введение (вступление):
    Конечно, каждый человек по-разному понимает это высказывание. Бесчестие – это отрицательная черта человека, характеризующаяся подлостью, лживостью, предательством, обманом. Честь, напротив, сочетает в себе такие качества, как верность, преданность. Честь всегда противостоит бесчестию, во все века люди борются за правду, справедливость. Если ты оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, тебе больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность.
    Комментарий: повторы – одна из самых распространенных ошибок. Чтобы их избежать, нужно перечитать сочинение несколько раз и слова, повторяющиеся в двух соседних предложениях, заменить на местоимения, лексические или контекстные синонимы (или синонимичные выражения). Также важно следить за тем, чтобы в соседних предложениях не встречались однокоренные слова.
    «Если ты оступился и совершил бесчестный поступок…» – лучше не использовать местоимение «ТЫ» при написании сочинения. Это допускается только в разговорной речи. Вместо «ты» можно написать «мы», «люди», «человек» и т.д.
    «Если человек оступился и совершил бесчестный поступок, то, увы, ему больше не удастся обладать такими качествами, как верность слову, благородство, порядочность»
    Тезис, конечно, соответствует теме, но есть два нюанса:
    На тезисе нужно делать акцент, с помощью вводных слов, которые указывают, что это именно твое мнение («я думаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я уверена» и т.д.) Написать тезис – недостаточно, важно донести до проверяющего, как ты пришла к такому умозаключению. В вводной части ты расписала значения ключевых понятий, но никак не привязало это к тезису. Скорее всего, тебе поставили бы незачет по первому критерию, т.к. тема не раскрыта. Чтобы исправить это, нужно ответить на вопрос: «почему совершивший бесчестный поступок, бесчестен до конца?» свои размышления над данным вопросом можно написать перед тезисом.
    Аргумент 1:
    Размышляя о теме “бесчестие”, я не могу не обратиться к произведению Василия Быкова “Сотников”. Это произведение о двух партизанах, попавших в плен. Идя (некрасивое слово, попробуй заменить) за продовольствием для своих товарищей, каждый из героев по-разному реагирует на предстоящую опасность. Рыбак настроен серьёзно, готов к любым трудностям, в отличие от слабого, хилого, больного Сотникова. Попав в полицию, их пути расходятся (речевая ошибка, получается, что в полицию попали пути). Им предстоит допрос. Первым пошёл Сотников. Он молчал, ничего не рассказывал следователю. Унижения, пытки, не заставили Сотникова предать свою Родину, свой отряд. После чего ему предстояла казнь. Однако Рыбак на допросе вёл себя противоположно (речевая ошибка, так не говорят. Противоположным может быть что-то: берег, реакция, поведение. А вести себя противоположно нельзя) своему товарищу. На вопросы следователя он отвечал подробно, был вежлив, цеплялся за каждую возможность спастись. На что следователь предложил стать одним из них. Рыбак обрадовался, что появился шанс на свободу. Он совершил самый плохой и бесчестный поступок. Рыбаку остаться живым оказалось сложнее и мучительнее. Он понимал, что совершил огромные ошибки, убив своего друга и перейдя на чужую сторону, тем самым лишился чести и навсегда обрёл бесчестие.
    Комментарий: аргумент неубедительный. Понятно, что Рыбак совершил бесчестный поступок, но почему он навсегда обрел бесчестие? В чем это проявляется?
    Таким образом, данный аргумент не подтверждает тезис.
    Аргумент 2:
    В доказательство можно привести ещё и произведение Валентина Распутина “Живи и помни”. Это произведение об Андрее Гуськове, которого вместе со всей мужской частью деревни отправили на войну. Воевал он хорошо, добросовестно выполнял все обязанности. Под конец войны Андрей, получив ранение, попадает в госпиталь. Гуськов хотел хоть ненадолго вернуться домой, хотя бы на один день. Он был уверен, что из госпиталя его отправят домой, но этого не произошло. И вот Андрей возвращается домой раньше срока, возвращается не героем, а дезертиром. Дезертирство – это предательство. Настена, жена Андрея, не может части мужа (?), но она старалась, помогала чем могла. Ее сила – Любовь и вера, но из-за любви к плохому человеку она сама страдает. Андрей не хотел жить дальше, он не видел смысла в дальнейшей жизни и единственный выход – это смерть. Поступок Андрея Гуськова служит примером бесчестного поступка.
    Комментарий: здесь приведен пример бесчестного поступка, но тема не раскрыта до конца, поэтому данный аргумент не подтверждает тезис.
    Заключение:
    Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают меня в том, что вернуть честь уже невозможно. В наше время очень много примеров бесчестных поступков, порой даже жестоких. Я хочу верить, что люди совершают намного больше честных поступком, чем бесчестных, потому что бесчестие ведёт к разрушению личности.
    Комментарий: в заключении прослеживаются хорошие мысли, но сформулированы они «скомкано», есть повторы.
    Итог: тема не раскрыта до конца, ни один из аргументов не подтвердил тезис – незачет.
    Твоя проблема в том, что ты не можешь собрать свой поток мыслей в единое целое. Чтобы справиться с этим, попробуй прежде, чем писать сочинение, составить его план. Прописанный «скелет» не даст тебе сбиться с пути.
    Ни в коем случае не расстраивайся, попробуй исправить свою работу, следуя рекомендациям. Я уверена, у тебя все получится. Жду исправленный вариант на проверку)

  4. 4
    Текст добавил: КРУТОЙ-АДМИН

    Человек, наделенный понятием чести и порядочности, никогда не предаст, не подставит другого человека, он не опустится до лжи, меркантильности и мелочности. Иногда для того, чтобы сохранить честь, приходится ущемить свои интересы, действовать во благо других, не ожидая награды.
    Конечно, бесчестие иногда открывает человеку большие возможности. Играя не по правилам, можно многого добиться: обойти конкурентов, избавиться от неугодных, быстро нажить капитал или продвинуться по карьерной лестнице. Но поступая таким образом, человек навсегда уничтожает свою честь. В особо запущенных случаях он теряет право называться человеком. Любая сделка с совестью оставляет на ней черные пятна, отмыть которые будет крайне сложно.
    Хорошие примеры чести и бесчестия показывает нам Толстой в романе «Война и мир». Пьер Безухов является честным и добрым человеком. Он всегда действует в интересах окружающих и постоянно находится в поисках своего высоко призвания, которое позволит ему сделать мир лучше. Поэтому он и не замечает подлости и лицемерия Элен, ставшей его первой женой. Понятие бесчестия тесно связано с этой женщиной. Она холодна, расчетлива и лжива. Вскоре после свадьбы с Пьером Элен начинает ему изменять.
    Также мы видим примеры чести и бесчестия в повести «Капитанская дочка». Где Петр Гринев выступает эталоном порядочности, а его антиподом предстает Алексей Швабрин. Гринев готов оставаться верным присяге даже когда битва проиграна, а крепость захвачена. Швабрин же принимает сторону врага, чтобы спасти свою жизнь.
    Оставаться честным или идти по пути наименьшего сопротивления – личный выбор каждого. Нужно помнить, что мы несем ответственность за свои поступки, а правда, рано или поздно, всегда вскрывается.

  5. Рассуждения по тематическому направлению Честь и бесчестие

    Честь и бесчестие — В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    Сочинение на тему Честь и бесчестие
    Рассуждения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.
    Бесчестие как качество личности – склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.
    Честь стала нынче не в чести, отдав дорогу для бесчестья. Подлость, лицемерие и ложь, гнусно ухмыляясь и мерзко хихикая, упоминают о ней в контексте атавизма – хвостовидного придатка и сплошного волосяного покрова на теле человека. Современное общество, деградируя семимильными шагами по дороге к невежеству, превращает честь в глупость, отсталость и косность.
    Немногие сегодня смеют
    Сказать уверенно, что честь имеют
    Скороговоркой пробубнить, мол, – Честь имею
    Сподручно даже прохиндею
    Владимир Высоцкий по этому поводу писал:
    Досадно мне, что слово «честь» забыто
    И что в чести наветы за глаза.
    Бесчестие, случайно услышав слова великого Шекспира «Честь — жизнь моя, они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни», совершенно не понимает, о чем говорит классик. Человек, как разумное, общественное и сознательное существо, время от времени совершает акт самооценки, задумывается о своей нужности и значимости для людей, рассуждает об оценках внешнего мира его действиям и поступкам. Категория «честь» обозначает моральную ценность человека, фиксирует общественную оценку его нравственных качеств и поступков.
    Иоанн Златоуст говорил: “Позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог”.
    Бесчестию глубоко наплевать на мнение и оценки окружающих, оно иронично воспринимает слова «долг» и «обязанности», прибегает к обману, не держит слово, равнодушно оставляет своего «друга» в нужде, беде или опасности. Бесчестие как инвалид совести с легкостью отказывается от обещания хранить верность и преданность. Не имея внутреннего судьи, бесчестный человек отдаст предпочтение сиюминутной выгоде над всеми клятвами и обязательствами, данными своим близким и окружающим людям. Артур Шопенгауэр совершенно справедливо заметил: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». Бесчестие – это отрицание совести.
    Чести золото не купит.
    Честный чести не уступит.
    Честь нужна ему, как свет.
    Рад продать её бесчестный.
    Но, как всякому известно,
    У бесчестных чести нет.
    Признание и одобрение человек получает локально от своего социального окружения, которое оценивает его специализированные нравственные качества, например, как врача, офицера, воина, ученого, профессионала, мужчины или женщины. Бесчестие грубо игнорирует нравственные качества, присущие представителям данной социальной группы. Бесчестная личность, слыша слова врача о клятве Гиппократа, врачебной тайне, принципе «Не навреди», смотрит на него, как на инопланетянина или мошенника, пытающего отговорками выудить у нее больше денег. Воспринимая любого офицера как возможность купить «ствол», она никак не может уразуметь его слова об офицерской чести. Предлагая ученому – химику создать за большие деньги новый наркотический препарат, бесчестие недоверчиво и подозрительно выслушивает его категорические возражения о невозможности попирать честь ученого.
    Бесчестье оскорбить нельзя, ему хоть в глаза плюй – скажет «божья роса». Во все времена люди тщательно оберегали свою честь. В период Средневековья во Франции одним из посягательств на честь было грызть ноготь на руке, повернувшись в сторону человека, которому адресовалось оскорбление. В Персии подобной атакой на честь другого человека было наступить ногой на его тень. Хотя на Руси и говорили «Не в бороде честь – она и у козла есть», тем не менее, – дернуть за бороду по закону признавалось более тяжким преступлением, нежели лишить человека конечности, руки или ноги. А читавшие роман «Моби Дик» могут вспомнить мучительные размышления главного героя о том, считать ли ему оскорблением чести пинок, полученный от капитана. Дело в том, что пинок ногой был недопустимым оскорблением чести, но у капитана вместо собственной ноги был протез и, получается, полученный удар можно было считать эквивалентом удара тростью или посохом, а это уже оскорблением не считается.
    Не имея профессиональной чести, бесчестье аналогично относится к утверждениям о важности фамильной, семейной, мужской или женской чести, ей чужда гордость за свою семью и близких родственников – братьев и сестер. Начисто лишенное благородства, оно, соответственно, целиком утрачивает нравственное величие личности. Опозоренный человек, несмотря на унижения и оскорбления, может принимать бесчестье с достоинством. Иными словами, потеряв честь, он сохраняет человеческое достоинство. Если он человек чести, значит, не оставит попыток вернуть уважение окружающих на базе сохраненного собственного достоинства. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. Тем не менее, никогда не расставаясь с достоинством, человек с его помощью нередко возвращал утраченную честь посредством доказательства своей невиновности или дуэлью.
    От бесчестия не спрятаться, не скрыться. Томас Манн пишет: “«…позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее!»
    В экстремальных ситуациях есть только мгновение, за которое человек выбирает или путь чести или бесславья и бесчестия. Можно единожды проявить трусость, непорядочность и навсегда погрузиться в бесчестие. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».
    Malo mori guam foedari (лат.) – Лучше смерть, чем бесчестье
    Есть такая притча. Один царь уехал на войну и оставил дома свою жену. Попав на поле боя, он увидел, что противник силен, его армия многочисленна. И понял, что может проиграть битву и быть убитым. На какое-то мгновение им овладел страх, и он решил вернуться во дворец. Он подошел к воротам и постучал. — Кто там? – спросила его жена. — Это я, твой муж. Открой мне. Я не хочу воевать – ответил царь. — Это неправда. Ты не мой муж. Мой муж храбрый герой. Он вернётся или со щитом, или на щите. И Он, если нужно умрет на поле битвы, но избежит бесчестия. – ответила жена и не открыла ворота. Тогда царю пришлось вернуться на поле битвы и воевать. В той битве он одержал победу.
    Михаил Юрьевич Лермонтов в «Беглеце» рассказывает об обесчестившим себя воине, бежавшем с поля боя:
    «Мать, отвори! я странник бедный,
    Я твой Гарун! твой младший сын;
    Сквозь пули русские безвредно
    Пришел к тебе!» «Один?» «Один!».
    «А где отец и братья?» «Пали!
    Пророк их смерть благословил,
    И ангелы их души взяли».
    «Ты отомстил?» «Не отомстил…
    Но я стрелой пустился в горы,
    Оставил меч в чужом краю,
    Чтобы твои утешить взоры
    И утереть слезу твою…»
    «Молчи, молчи! гяур лукавый,
    Ты умереть не мог со славой,
    Так удались, живи один.
    Твоим стыдом, беглец свободы,
    Не омрачу я стары годы,
    Ты раб и трус — и мне не сын. »
    Бесчестие ездит по жизни в одном купе с завистью, бессовестностью и ложью. «Честный и бесчестный человек познаются не столько из того, что они делают, но и из того, чего они желают», – говорил Демокрит. Человек без чести как угодливый слуга своих эгоистичных желаний, постоянно завидует людям, почитаемым за их высокий профессионализм, бескорыстность и преданность своему делу. Наплевав на оценки внешнего мира, бесчестие, тем не менее, крайне ревностно реагирует, когда люди чести, пользуясь доверием и уважением окружающих, обходят их в карьерном росте, как мощный современный автомобиль обходит лошадку, «везущую хворосту воз».
    Завистник жаждет видеть человека чести опозоренным. То есть, обвиняет людей чести в скрытых, гадких мотивах.
    Когда людей бездоказательно чернишь,
    Себя при том ещё святошей выставляя,
    Не забывай, что совесть начисто теряя,
    Уж не вернёшь её, в бесчестии сгоришь.
    Может ли безнравственный человек быть способным на любовь и дорожить честью?
    Может ли безнравственный человек быть способным на любовь и дорожить честью? Нравственность- это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и принципов чести, совести, долга и любви. Личность, обладающая такими духовными качествами, в первую очередь следует своим моральным ценностям и не противоречит им. Такой человек имеет богатый, внутренний мир, способен искренне любить, сохранить честь и достоинство в любых жизненных ситуациях. Потеря чести подвергает к недостойным этически безобразным поступкам, которые приводят к разочарованию человека в самом себе или становлению изгоем в обществе. Не зря В. Г. Белинский писал, » без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести». Так всё-таки какой же человек безнравственный? И может ли он вопреки своему аморальному поведению иметь такие чувства, как любовь. честь, благородство, самопожертвование? Ответы на эти вопросы мы можем найти в литературных произведениях.
    М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Песня про царя Иванна Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » поднимает вопрос о нравственности человека. Главные герои очень разные, как внешне, так и внутренне. Поэт описал купца Калашникова как правильного, честного и мужественного человека. Его жена Алена Дмитриевна тихая, скромная девушка, верующая в обряды и обычаи. В неё был влюблен Кирибеевич, который ставил свои желания выше нравственных норм и достоинства. Ведь он не подумав о чести любимой, начинает целовать. миловать её по среди улицы на глазах людей. Алена Дмитриевна рассказывает о произошедшем Степану Парамоновичу. И тот недолго думая. вызывает Кирибеевича на поединок, чтобы защитить свою честь и жены. И тут разыгрывается дуэль между правдою и неправдою, честью и бесчестием. Но в жизни не все так просто. Из-за человека, лишенного нравственности. погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чем невинная девушка — вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А все из-за этого, что человек не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна.
    И эту же тему снова раскрывает М. Ю. Лермонтов в романе » Герой нашего времени». где главный герой Печорин без нравственный человек, не имеющий никаких принципов. Убедится в этом мы можем уже в первой ситуации. где молодой человек встречается с очень красивой, доброй девушкой Белой. По истечении времени, она всем сердцем полюбила Печорина, но тот, обманывая, играя, пользовался её чувствами до тех пор, пока она ему не надоела. Разве такое поведение присуще нравственному человеку. Бывает, что сделав ошибку, человек осознает её и пытается исправить, но в случае Печорина этого не происходит. Он продолжает пользоваться людьми. задумываясь только о себе и своих потребностях, но никак о их чувствах,боли и переживаниях. И именно Печорин является красочным примером аморального поведения человека без всяких ценностей.
    Таким образом, безнравственная личность никогда не испытает настоящей любви, счастья и, к большему сожалению такой человек не сможет защитить свою честь, а по сути её то как раз у него нет. И с высказыванием Белинского «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви ни чести» я абсолютно согласна.
    Рассуждение: Может ли честь противостоять бесчестию?
    Во все времена в обществе актуальна тема чести и бесчестия. Честь – благородная черта человека, проявляющаяся в преданности, верности своему слову, любви к Отечеству. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Возможно ли противостояние между этими качествами?
    Я считаю, что честь всегда противостоит бесчестию. во все века люди борются за правду, справедливость, честность. Аргументирую свою точку зрения на примере произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». Болконский и Курагин – две противоположные личности, с одной стороны, с благородством и мужеством, с другой — с предательством, обманом и лживостью. Андрей Болконский – человек долга и чести, готовый всегда пожертвовать собой ради других. Он отлично служит, и подчиненные, и вышестоящие уважают и ценят его, домашние любят его, и он в свою очередь всегда заботится о них. В бою при Аустерлице князь Андрей, как отважный, любящий своё Отечество человек, со всеми солдатами бросился против французов и был ранен. Это не остановило его, выздоровев, он вновь идет на войну, где проявляет себя как ответственный, бесстрашный, готовый на всё военнослужащий. И в отношении с Наташей Ростовой Болконский поступает как благородный человек. Андрей понимает и их разницу в возрасте, и то, что им придется надолго расстаться, и влюбчивый характер Наташи, поэту решает оставить в тайне их помолвку. Мне кажется, что Андрей Болконский – это яркий представитель настоящего мужества, благородства, чести и искренности. Анатоль Курагин – ветреный, безответственный, эгоистичный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, живет только в своё удовольствие, не задумывается о будущем и не обращает внимания на мнения других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Приехав свататься, Анатоль обращает внимание в основном на мадмуазель Бурьен, а через некоторое время уединяется с ней. Увидев это, Мари, естественно, отказывает ему. Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Несмотря на то, что Наташа обручена с Болконским, Курагин признается ей в любви. В письме он предлагает Наташе тайно сбежать. Похищение было сорвано, но Анатоль не особо расстроился. Пьер, узнав обо всем, потребовал его покинуть город. Болконский хотел вызвать Курагина на дуэль и долго разыскивал его в армии. Но, встретив Анатоля, которому отняли ногу, князь жалеет его и всё прощает.
    Борьба между честью и бесчестием будет всегда. Всегда будут существовать честные, благородные, преданные и верные люди и бесчестные, лживые и эгоистичные, которые будут отстаивать свою собственную точку зрения.
    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием
    Честь — это нравственное достоинство человека, сочетающее в себе чистоту совести и справедливость. Бесчестие влечет за собой позор, уничтожение себя, как личности. Могу предположить, что даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путем, ни секунды не сомневаясь. Честная смерть лучше бесчестной жизни.
    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Опричник царя Кирибеевич бессовестно опозорил жену честного и благородного купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поцелуями он оскорбил честь непорочной жены. Купец Калашников не хвастается своей статью и силой, но когда приходит час исполняетсвой долг до конца. Он решает выступить против Кирибеевича на кулачном бою, понимая, что его ждет неминуемая гибель или от руки противника, или казнь. У Калашникова не было другого выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести, думы его полны решимости:»Чему суждено, то и сбудется; постою за веру до последнева». Он выступил против несправедливости и одержал победу над врагом. Даже перед казнью он не молит о пощаде, только проситпозаботиться о своей семье.
    В качестве второго аргумента приведем произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В повести противопоставлены два героя Гринев и Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Испытанием для героев стал захват Белогорской крепости. Долг и честь не позволяют Гриневу перейти на сторону бунтовщиков. Когда перед ним встает вопрос о жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить жизнь или погибнуть честным офицером, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает его. У Швабрина желание сохранить жизнь одерживает верх над гласом совести и присягой. Он примыкает к отряду Пугачева. Совершив одно злодеяние, Швабрин не может остановится. Бесчестие толкает его на новое преступление — заточение Маши Мироновой. Но Гринев, рискуя собственной жизнью, один спешит на помощь возлюбленной. Своим примером подтверждая слова Пьера Карнеля:»Я всякую беду способен перенесть,
    Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь».
    Все приведенные мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что жизнь честью, проявляющаяся в наших поступках, делает человека человеком. Пойти путем бесчестия означает потерять свой нравственный облик. Сделайте правильный выбор.

  6. В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:
    Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.
    Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.
    Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», – который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.
    Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.
    Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

  7. На сегодняшний день, с современными реалями, очень трудно представить, что означают понятия чести и бесчестия. Девушки уже давно перестали хранить честь, выставляя на показ свои тела, откровенные фото в социальных сетях, только доказывают их легкодоступность и что понятия чести, уже давно умерли и на первый план все выносят деньги.
    Сейчас стало модным косить от армии, а не наоборот, а где же делись наши настоящие защитники Отечества, где делись настоящие мужчины, которые знают понятия чести, уважение. Большинство это только подобие мужчин, и настоящими их делает только определенный орган. С педикюрами, маникюрами, с прическами как у девушек, с «банданами поверх тупых голов», хочется сказать, что тот кто держит на Руси себя за мачо, по жизни, сто процентов — не мужик! Наверное, только литература осталась единственным свидетельством о существования понятий чести и бесчестия.
    Одно из лучших произведений Александра Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь с молоду», который уже является часть крылатой пословицы. Самым лучшим представлением о чести и бесчестьи является роман «Капитанская дочка», главным героем которого, является Гринёв Петруша — совсем молодой, юный человек, в момент отправления на службу ему только исполнилось «осьмнадцать» лет, но он наполнен такой решительностью, что готов даже умереть на виселице, но только чтобы не запятнать свою честь. Полная противоположность главному герою, завистник и опонент — Швабрин. Перейдя на сторону Пугачёва, только доказывает, что он трус и честь, для него понятие совсем незнакомое. Итог каждого героя известен. Гринёв прожил не богатую но счастливую жизнь помещика и умер в кругу своих детей и внуков. А судьба Швабрина, хотя Пушкин ее и не описывает, оборвется на каторге или виселице, что нормально для жизни предателя и человека не достойного чести.
    Война в романе, является катализатором самых главных человеческих качеств, в ней проявляется либо отвага, мужество и честь, либо подлость и трусость. Годы идут, человечество не стоит на месте, в памяти все еще хранятся образцы посутпков по чести и совести. Незнаю, станут ли они примером для наших соврименников, но нужно надеятся, что да. Герои, что спасают людей в Сирии, Иране, Ираке, спасают людей от пожара, катастроф — доказывают, что честь, достоинство и носители таких положительных качеств, все еще существуют.

  8. Примерные тезисы сочинения

    «Честь и бесчестие». Именно так обозначено второе направление тем выпускного сочинения по литературе в 2017 году.
    В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:
    Моральные качества, достойные уважения и гордости
    Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство.
    Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства .
    Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости.
    Сохранение верности идеалам принципам

    Размышление по теме: « Честь и бесчестие»

    Честь. Это слово близко такому понятию, как честность. Быть честным перед самим собой, другими, не поступаться принципами, жить по законам нравственности, просто быть порядочным человеком — всё это характеризует человека чести.
    Легко и надёжно, когда рядом такие люди. Они не предадут, не совершат подлый поступок, на них можно положиться. Люди чести — опора и отдельных людей, и всего общества в целом.
    Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором: как поступить в том или ином случае — от рядовой бытовой ситуации до принятия решения, от которого зависит жизнь многих людей. Как поступить: по совести или ставя на первый план свои интересы? Остаться человеком чести или скатиться до бесчестия, низости, предательства. Выбор есть всегда, и делать его предстоит каждому из нас самостоятельно.
    Оступиться может каждый человек. Однако один делает выводы, пытается исправиться, а другой, избрав дорогу эгоизма, лжи, обмана, всё ниже катится в пропасть бесчестия, отгораживая себя тем самым от людей.
    Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Сколько только пословиц создал народ по этому поводу: «Береги честь смолоду», «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» ( как верно подмечено: человек, лишённый понятия чести, идёт окольными, обходными путями, часто это путь преступления и предательства), «Честь потеряна — всё потеряно».
    Честь очень легко потерять, как легко потерять уважение, признание людей. Порой для этого достаточно одного неверного слова или высказывания, одного непродуманного поступка. На то человеку и дан разум, чтобы взвешивать свои действия, понимать, что придётся отвечать за всё — и перед людьми, и перед самим собой? своей совестью.
    Честь. А не устаревшее ли это понятие? Эти слова можно услышать в наш век, когда человек, стремясь достичь высот власти, благополучия, легко переходит через грань дозволенного. Сколько примеров запятнанной чести мы видим вокруг, сколько громких дел в стране по поводу коррупции, взяточничества, унижения человека, причём со стороны власть имущих. Где у них честь и совесть? Да, можно найти негативные примеры в нашей жизни.
    Но не эти люди делают историю. Потеряв честь, они потеряли и себя, своё достойное место в обществе. За всё в жизни приходится платить, и за бесчестье тоже.
    Жить по законам чести, справедливости, совести – именно таким должен быть основной нравственный жизненный принцип человека. Учить этому надо буквально с детства. Ведь уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого, белое от чёрного. А это уже шаг к честной, порядочной, а значит, счастливой жизни.
    Аргументы по теме: «Честь и бесчестие»
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Группа ВКонтакте

  9. 11.10.2016
    Большая подборка примеров тем итогового декабрьского сочинения по направлению “Честь и бесчестие”. Поможет в подготовке к итоговому сочинению.
    Автор: Суязова Ирина Анатольевна
    Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?
    Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?
    Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть  лучше бесчестья»?
    Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»
    Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало…
    Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).
    Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?
    Почему честь ценилась во все времена?
    Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
    Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
    Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
    Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь (Виктор Гюго)
    Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)
    Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)
    Верна ли русская  пословица: «Береги честь смолоду»?
    Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)
    Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)
    Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)
    Честь нельзя отнять, её можно потерять.  (А.П.Чехов)
    Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)
    Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)
    Какого человека можно назвать человеком чести?
    Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
    Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?
    Честь и совесть — ведущие понятия, характеризующие человеческую личность
    Близкое мне по духу понятие чести…
    Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?
    Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?
    Что есть истинная честь и что есть мнимая?
    На что можно пойти ради защиты человеческой чести?
    Произведение о человеке чести, которое меня потрясло…
    Что значит идти дорогой чести?

  10. ЧЕСТЬ  И  БЕСЧЕСТИЕ
    В основе направления лежат важные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти по пути предательства, лжи и лицемерия.
    Предмет речи
    Возможные формулировки темы
    Возможные формулировки  главной мысли
    Цитаты
    Литературный материал
    Что такое честь?
    Что такое бесчестие?
    Что такое честь?
    Что такое бесчестие?
    Какого человека называют человеком чести?
    Честь и честность – одно и то же?
    Как я понимаю слова “мнимая честь”?
    Что значит для вас «жить по чести»?
    Откуда берутся бесчестные люди?
    Как честные, так и бесчестные люди будут существовать всегда.
    Борьба между ними не закончится.
    Честь – это нормы общества, которые нужно выполнять, чтоб оставаться членом этого общества.– >Жить по чести – выполнять нормы общества.
    Честь – это внутреннее достоинство человека. Честным надо быть в первую очередь перед самим собой, а не перед обществом.
    Мнимая честь – то, что требует от тебя общество, истинная честь – служение собственным высоким идеалам. Ложная честь – делать всё правильно, но напоказ.
    Только человек чести достоин уважения. Каждый человек зависит не столько от общества, сколько от самого себя. –>Поэтому очень важно работать над собой и следить за тем, какие качества ты в себе развиваешь.
    Лев Толстой. Война и мир
    Лев Толстой. Два гусара
    Александр Пушкин. Капитанская дочка
    Александр Пушкин. Метель
    Борис Васильев «…Завтра была война»
    Сословная честь
    Что дало России дворянское служение чести?
    Отрицательное или положительное качество честолюбие?
    Русское дворянство выстраивало идеальную модель поведения благородного человека, недостижимую в быту, но необходимую как эталон.
    Нужно быть выше требований своего сословия.
    Система воспитания молодого дворянина препятствовала нравственной деградации общества.
    Честь современного человека – защита своей семьи.
    И поделом: в разборе строгом,
    На тайный суд себя призвав,
    Он обвинял себя во многом:
    Во-первых, он уж был неправ,
    Что над любовью робкой, нежной
    Так подшутил вечор небрежно.
    А во-вторых: пускай поэт
    Дурачится; в осьмнадцать лет
    Оно простительно. Евгений,
    Всем сердцем юношу любя,
    Был должен оказать себя
    Не мячиком предрассуждений,
    Не пылким мальчиком, бойцом,
    Но мужем с честью и с умом.
    XI
    Он мог бы чувства обнаружить,
    А не щетиниться, как зверь;
    Он должен был обезоружить
    Младое сердце. “Но теперь
    Уж поздно; время улетело…
    Вмешался старый дуэлист;
    Он зол, он сплетник, он речист…
    Конечно, быть должно презренье
    Ценой его забавных слов,
    Но шепот, хохотня глупцов..
    ” И вот общественное мненье!
    Пружина чести, наш кумир!
    И вот на чем вертится мир!»
    (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)
    М. Лермонтов
    «Песня про купца Калашникова»
    Л.Толстой «Война и мир»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Офицерская честь
    Можно ли представить ситуацию, в которой военный должен выйти из подчинения?
    Есть такая профессия – родину защищать.
    Какими качествами должен обладать будущий офицер?
    Верх воинской чести – служить тому, кому присягал. Ни при каких условиях офицер не должен нарушать присягу.
    Если приказ начальства идёт вразрез с представлениям офицера о чести и долге, этот приказ необходимо нарушить.
    Если больше некому служить, офицер должен сделать всё, чтобы помочь мирным гражданам.
    Нарушение офицером присяги нужно расценивать как бесчестье.
    Пугачёв грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты мне вор и самозванец, слышь ты!» Пугачёв мрачно нахмурился…Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. …
    Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глазах
    обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью. Наконец…чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческой: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты сам увидел бы, что я лукавствую…Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (Гринёв с Пугачёвым. А. Пушкин. “Капитанская дочка»)
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    А.И. Куприн «Поединок»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Василий Аксёнов «Московская сага»
    Профессиональная честь (честь врача, юриста, адвоката, преподавателя и т.п.)
    Что такое “профессиональная честь”?
    Почему врачи дают клятву Гиппократа?
    Зачем были созданы международные принципы журналистской этики?
    Каждый профессионал должен беречь свою профессиональную честь.
    У каждой профессии свой кодекс чести.
    Все профессионалы должны бескорыстно помогать друг другу.
    Честь любого профессионала должна в первую очередь быть связана со служением людям.
    Но прежде чем он (Кутузов) договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.— Ребята, вперед! — крикнул он детски пронзительно. «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер- офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. (Л. Толстой. “Война и мир”)
    Л.Толстой «Война и мир»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»
    Б.Лавренёв «Сорок первый»
    Б.Васильев «… Завтра была война»
    Честь и долг
    Всегда ли совпадают честь и долг?
    Может ли следование представлениям о чести противоречить чувству долга?
    Можно ли исполнять долг, не задумываясь о чести?
    Почему “честь” и “долг” – не одно и то же?
    Чем отличаются понятия “честь” и “долг”?
    Что происходит, если люди путают честь с долгом?
    Каждый порядочный человек должен думать о том, что он оставляет потомкам.
    Долг и честь всегда совпадают.
    Долг и честь совпадают не всегда.
    Понятие “честь” Уже понятия “долг”.
    Следование понятиям чести обычно эгоистично, долг всегда долг перед кем-то.
    «И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким-то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад. – Depechez-vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. (Эй, вы, живее, припекать начинает) . Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. – Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyezvous, (Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди) – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам. Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. «Война и мир»
    Л.Толстой «Война и мир»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    М. Булгаков «Белая гвардия»
    Б. Васильев «…Завтра была война»
    Честь и нравственный выбор
    Как остаться человеком в нечеловеческих условиях? Как можно отстоять свою честь? Честь дороже жизни.
    Остаться человеком в нечеловеческих условиях помогает верность идеалам/страх перед муками совести/ любовь к людям.
    Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом. – Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутуловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. – Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. (Лев Толстой. “Война и мир”)
    Л.Толстой «Война и мир»
    В.Каверин «Два капитана»
    А. Вампилов «Старший сын»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Честь и любовь
    Что значит “женская честь”?
    Что важнее: сохранить честь или сохранить любовь?
    Честь – достоинство только мужчин?
    Разговор о женской чести сводится к рассуждением о верности, а разговор о бесчестии – к рассуждениям о стыде.
    Любовь важнее чести.
    Честь важнее любви.
    Сохранение любви и есть честь.
    Женщина не должна выбирать между честью и любовью.
    Современная женщина не выбирает между честью и любовью. Она мыслит другими категориями.
    Я погрузился в размышления. Что мне было делать? Остаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкой было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах…Но любовь сильно советовала мне остаться при Марье Ивановне и быть её защитником и покровителем. (А. Пушкин. “Капитанская дочка”)
    … Вы должны,
    Я вас прошу, меня оставить;
    Я знаю: в вашем сердце есть
    И гордость и прямая честь.
    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна”.
    (А. Пушкин. “Евгений Онегин”)
    Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства. (Шекспир)
    Я вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожинскую, – сказал князь. (Ф. Достоевский. Идиот)
    – Обещали вы ей жениться?
    – Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что… Пьер перебил его
    . – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю. Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник. Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван. –Не бойтесь, я насилия не употреблю, – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы. – Но как же я могу… – Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы. – Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!… (Л. Толстой. “Война и мир”) (Л. Толстой «Война и мир»)
    А. Пушкин. “Капитанская дочка”
    А. Пушкин. “Евгений Онегин”
    Ф. Достоевский. «Идиот»
    Л.Толстой «Война и мир»
    Джёйн Ости «Гордость и предубеждения»
    Л. Улицкая «Дочь Бухары»
    Б. Васильев «…Завтра была война»
    Цена чести
    Что такое “честь” сегодня?
    Что сегодня значат слова “поступить по чести”?
    Почему говорят “честь дороже жизни”?
    Действительно ли честь дороже жизни?
    Слово “честь” по-прежнему много значит для людей. Честных людей больше, чем бесчестных. –> Я постараюсь, чтобы мир дольше оставался таким.
    Если признать, что теперь понятие чести ничего не значит, оно и в самом деле перестанет иметь значение. –> Надо бороться за честь в нашем мире.
    XVIII век возродил эпоху, в которую понятия чести, честного слова, достоинства были человеку дороже всех других ценностей.
    Нет ничего дороже жизни человека. Не стоит ставить выше жизни и честь.
    В.Астафьев «Пастух и пастушка»
    В.Распутин «Живи и помни»
    Василь Быков «Сотников»
    Л.Улицкая «Зелёный шатёр»
    Пример сочинения.
    «Я  ВСЯКУЮ  БЕДУ   СОГЛАСЕН   ПЕРЕНЕСТЬ,  НО  Я  НЕ  СОГЛАШУСЬ,  ЧТОБ  ПОСТРАДАЛА  ЧЕСТЬ» (Пьер Корнель)
    Быть честным или бесчестным – это всегда борьба человека с самим собой. Намного легче быть трусом, прятаться за чужие спины  и всячески избегать проблем, чем стоять до конца, демонстрируя силу духа.  Честь и достоинство – одни из главных черт личности человека, которые дают возможность прожить жизнь по-настоящему, правильно.
    Бывают моменты, когда человек встаёт перед выбором: поддаться своим слабостям, сделать, как проще и легче, или быть честным, остаться верным человеческому долгу.  Только выбирая второй путь, человек может понять, кто он на самом деле, чего он стоит. И от этого зависит вся его жизнь.
    Такой сложный выбор встаёт перед героем  рассказа М. Шолохова «Судьба человека», где повествуется об Андрее Соколове, русском человеке, которому было суждено  преодолеть  много трудностей, уготованных судьбой: война, гибель жены и детей, плен. Понятия о чести не позволяют  ему  быть рабом, он пытается бежать из плена, но всё тщетно. Находясь в плену, он неосторожно высказался о лагерных порядках. Комендант решил расправиться с непокорным пленником. Так Соколов оказывается в комендатуре, где фашисты праздновали очередную победу на фронте в России. Подвыпивший комендант предложил Соколову выпить за германскую победу. Андрей отказался. Поняв, что смерть неминуема, он проявил невероятную силу духа: выпил (наверное, чтобы легче было встретить смерть), не закусывая, три стакана водки за победу Красной Армии. Этот поступок настолько поразил коменданта, что он пощадил русского солдата за храбрость и верность своей стране.  На прощание  комендант дал Андрею Соколову буханку хлеба и кусок сала. Голодный военнопленный не набросился тотчас на еду, а, замирая от страха получить  пулю вдогонку,  донёс свою драгоценность до барака и разделил хлеб и сало с  товарищами. Андрей Соколов – пример человека, сохранившего честь и достоинство в невероятно трудных условиях перед лицом смерти.
    Вопрос о чести является предметом рассмотрения и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор противопоставляет в данном произведении позицию Гринёва и Швабрина.
    Пётр Гринёв – человек чести. Судьба много раз испытывала его, но он  всегда поступал по совести, согласно кодексу чести дворянина. Когда Пугачев со своими разбойниками пришёл в Белогорскую крепость, Гринёв встаёт перед выбором: остаться верным присяге и сохранить честь, но быть повешенным или остаться в живых, но стать предателем, перейдя на сторону Пугачёва. Оставшись в живых благодаря счастливой случайности (а скорее всего, благодаря своему доброму сердцу:  вспомним тот самый «заячий тулупчик»), он не поддаётся на уговоры Пугачёва, остаётся верен присяге, воинскому и гражданскому долгу. Пугачёва покоряет храбрость и стойкость молодого офицера. Он не только дарит Гринёву жизнь, но и помогает спасти Машу Миронову.
    Антиподом Гринёва является Швабрин. В своих поступках он никогда не руководствуется кодексом чести офицера: и во время дуэли, когда наносит подлый удар Гринёву, и когда во время следствия клевещет на Гринёва.  Подлость Швабрина ещё ярче подчеркивает смелость и благородство Петра Гринёва, свято следовавшего  завету батюшки: «Береги честь смолоду».
    Действительно, беречь свою честь и честь окружающих, быть человеком слова и дела – единственно верный  жизненный выбор. Только человек чести способен ставить интересы государства  и интересы окружающих  выше своих, помогать другим в ущерб себе.  И это достойно уважения.

  11. Материал для подготовки
    к итоговому сочинению
    по тематическому направлению
    „Честь и бесчестие“
    Честь и бесчестие
    В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    Толкование понятий
    Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Это и доброе имя, почет, уважение.
    Существуют долг чести, дело чести, суд чести.
    Бесчестье – оскорбление, нанесенное самолюбию, принимаемое всерьез и переживаемое как трагедия, бесславие, обида, позор.
    Пословицы и поговорки о чести и бесчестии
    Береги платье снову, а честь смолоду.
    Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь.
    Лучше быть плохим у хорошего, чем хорошим у плохого.
    Не кусок пирога, а честь дорога.
    Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе.
    Где честь, там и правда.
    Всяк честен своими заслугами.
    Всякому своя честь дорога.
    Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит.
    Пословицы и поговорки о чести и бесчестии
    Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.
    Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.
    Честь тверда, в слове стойка.
    Честь головой оберегают.
    Лучше смерть на поле, чем позор в неволе. Бесчестье хуже смерти.
    Честь честью, а дело делом.
    Бесчестье — не деньги, потрава — не хлеб. Кого почитают, того и величают.
    Не велика честь волку зайца съесть.
    Какая уж честь, коли нечего есть!
    По заслугам и честь.
    И честь оказали, и на двери показали
    Афоризмы о чести и бесчестии
    Честь дороже жизни. Ф. Шиллер
    Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Б. Франклин
    Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. У. Шекспир
    Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст
    Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. П. Корнель
    Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Г. Гегель
    Афоризмы о чести и бесчестии
    Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства. У. Шекспир
    Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий
    Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума. Г. Гегель
    …Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же станет честью ее — любить всегда сильнее, чем любят ее, и в любви никогда не быть второй. Ф. Ницше
    Лишать чести другого — значит лишаться своей. Публий
    Примерные темы о чести и бесчестии
    В чем различие между честью и честностью?
    Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
    Честь и честность ум рождают, а
    бесчестность его забирают.
    Что значит идти дорогой чести?
    Береги платье снову, а честь смолоду.
    «Чести своей никому не отдам»
    «Невольник чести» или заложник предрассудков? Мой выбор.
    Всегда ли можно следовать законам чести или нужно покоряться судьбе?
    Рекомендуемые произведения
    А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин»
    Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
    В.Быков «Сотников»
    Ч.Айтматов «И дольше века длится день»
    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Б.Васильев «Завтра была война»
    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»
    А. П. Чехов «Дуэль»
    А. И. Куприн «Поединок»
    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
    Варианты вступления
    Честь дворянина, купца, воина… В былые времена бесчестьем считалось малейшее оскорбление человеческого достоинства. Дуэлянты отстаивали свои принципы в поединках, защищали честь своей семьи. Из-за обид или сомнений в чьих-то моральных качествах начинались войны, разыгрывались драмы кровавой мести. Даже целые народы вставали друг против друга, чтобы никто не усомнился в их храбрости.
    Варианты вступления
    Честь… Что же это такое? Честь – моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.
    Варианты вступления
    Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть.
    Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.
    Варианты вступления
    Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
    Литературные аргументы
    Вспомним героев повести А.С.Пушкина „Капитанская дочка“: молодого офицера Петра Гринева, который вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, пытавшегося завоевать ее любовь насилием.
    Если сравнить главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.
    Чувство собственного достоинства помогает герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем.
    Литературные аргументы
    М.Ю.Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.
    История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за
    неприкосновенность своего личного достоинства предполагала сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.
    Литературные аргументы
    В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким, Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению к девушке и к своему товарищу.
    Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей Печорина.
    Литературные аргументы
    Как понимают герои Пушкина в романе «Дубровский» «честь» и «бесчестие»?
    Троекуров – «бесчестие», когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почета и уважения; «бесчестие» – стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.
    А.Г. Дубровский: «бесчестие» – терпеть оскорбление от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать свое человеческое достоинство.
    Владимир Дубровский: «бесчестие» – оставить без отмщения, без наказания не праведный поступок, стерпеть беззаконие.
    Литературные аргументы
    Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».
    Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается и благодарит Бога за то, что не убил человека.
    Источники
    http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31545
    http://www.e-ng.ru/literatura/tema_chesti_v_proizvedeniyax_russkix.html
    http://mognovse.ru/fth-proshanie-vladimira-dubrovskogo-s-otcom-i-rodnim-domom-4-5.html
    http://iumka.ru/russkiy/ege-gia/item/3912
    http://int-max.net/1__tol.htm
    http://rus.fizolimpiada.ru/itogovoe/tema2.html
    https://fs00.infourok.ru/images/doc/146/168898/img14.jpg
    http://img-fotki.yandex.ru/get/6412/148561800.108/0_9236c_460c00d4_L.jpg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *