28.12.2018
Примеры сочинений ЕГЭ 2019 по русскому языку
(180261)
17.08.2018
В.Ф. Тендряков, О честности и ошибках: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(6970)
17.08.2018
М.В. Строганов, О проблеме героизма: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5315)
17.08.2018
К.М. Симонов, О войне: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(7284)
17.08.2018
М.М. Пришвин, Проблема любви: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5260)
17.08.2018
В.М. Песков, Роль природы в жизни человека: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(2746)
17.08.2018
К.Г. Паустовский, Проблема сохранения природы: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(3050)
17.08.2018
Н.С. Лесков: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(9200)
14.08.2018
Н. Кухарева: Проблема равнодушия и сострадания, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(3293)
14.08.2018
В.А. Курочкин: О проблеме трусости и храбрости, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(2891)
14.08.2018
В.Г. Короленко: О проблеме выбора, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(2931)
14.08.2018
О.К. Кожухова: Проблема любви к Родине, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(6210)
14.08.2018
Д.М. Холендро: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(4778)
14.08.2018
М. Горький: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(3147)
14.08.2018
Д.Л. Быков: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(7702)
14.08.2018
Ю.В. Бондарев, Про детство: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5641)
14.08.2018
Г.Я. Бакланов: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5983)
14.08.2018
Б.Г. Ананьев: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(8926)
14.08.2018
Примеры реальных сочинений ЕГЭ на 24 балла
(49818)
03.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ на максимальный балл
(42054)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Яковлева
(3226)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Сухомлинского
(1431)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Солоухина (природа)
(1505)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Солоухина (человек и природа)
(4060)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Сологуба
(2015)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Паустовский
(4320)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Леонова
(1525)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Екимова
(5935)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Толстого
(2553)
Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку – достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.
Определение темы (проблемы) текста – самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.
Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.
Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.
Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.
В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.
Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Взаимоотношения человека и природы
Как деятельность человека влияет на природу?
Как нужно относиться природе?
Почему природа важна для человека?
Должен ли человек беречь природу?
Как природа влияет на человека?
Чем плохо потребительское отношение к природе?
Зависит ли человек от природы?
Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
Как природа может вдохновить человека?
Как проявляется разрушающая сила природы?
Почему нужно жить в гармонии с природой?
В чем проявляется красота природы?
Взаимоотношения человека и животных
Почему человек должен заботиться о животных?
Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
Как люди должны относиться к своим питомцам?
Все ли люди любят животных?
Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
Что заставляет человека убивать животных?
Может ли животное быть полезно человеку?
Всегда ли человек разумнее животного?
Отношения в семье, детство
Как семья влияет на формирование личности ребенка?
Есть ли что-то сильнее материнской любви?
Как проявляется забота родителей о своих детях?
Почему родители строги с детьми?
Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
Всегда ли материнская любовь идет во благо?
Как воспитание отражается на будущем человека?
Должны ли дети бросать своих родителей?
Какая атмосфера должна быть в семье?
Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
Почему родители должны быть честны с детьми?
Почему случаются конфликты “отцов” и “детей”?
Что значат для человека детские воспоминания?
Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?
Красота и богатство русского языка
Что значит для человека родной язык?
Почему нужно беречь русский язык?
К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
Как сохранить красоту русского языка?
Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
В чем состоит богатство русского языка?
Школа, учителя, книги
Почему человеку важно получить хорошее образование?
Как школа участвует в формировании личности ребенка?
Чем важны школьные уроки?
Почему нужно помнить своих учителей?
Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
Каким должен быть настоящий учитель?
Почему человек должен стремиться к знаниям?
Чем плохо нежелание учиться?
Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
Почему человек должен читать книги?
Как книги влияют на мировоззрение человека?
Какое место в жизни человека должно занимать чтение?
Внутренний мир, нравственные качества человека
О чем может сказать внешность человека?
Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
В каких ситуациях проявляется характер человека?
Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
Почему люди совершают безнравственные поступки?
Можно ли чем-то оправдать предательство?
Почему люди встают на путь духовной деградации?
Как проявляется малодушие?
Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
К чему приводит человеческая жестокость?
Почему происходят внутриличностные конфликты?
Может ли нравственный человек изменить своим принципам?
Дружба
Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
Почему происходят ссоры между друзьями?
Почему дружба не терпит предательства?
Какого человека можно назвать настоящим другом?
Могут ли друзья быть соперниками?
Любовь
Какова настоящая любовь?
Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
Всегда ли любовь бывает счастливой?
Что может совершить человек во имя любви?
Чем опасна безответная любовь?
Все ли можно простить любимому человеку?
Социальные проблемы
Как нужно относиться к бедным?
Почему следует помогать бездомным?
Всегда ли можно доверять власти?
Как проявляется проблема чинопочитания?
Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
Почему процветает преступность?
Можно ли чем-то оправдать воровство?
Что может сделать человека пьяницей?
Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?
Воспитание
Какого человека можно назвать воспитанным?
Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
Почему человек должен быть отзывчивым?
Кто дает человеку воспитание?
Почему важно уважать окружающих?
Должен ли человек быть вежливым?
Искусство в жизни человека
Всегда ли талантливого человека замечают?
Что дает человеку искусство?
Как музыка влияет на человека?
Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
Что значила для людей музыка в военное время?
Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
За что люди любят искусство?
Как искусство помогает человеку?
Военное время
Почему в военное время героизм был обычным делом?
На что готовы люди, любящие свою Родину?
Какого человека можно назвать патриотом?
Как проявляется ложный патриотизм?
Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
Почему война – горе для каждой семьи?
Почему мы должны помнить героев войны?
Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?
Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.
Образец сочинения ЕГЭ. Честь и бесчестие
Сочинение ЕГЭ. Историческая память
Сочинение ЕГЭ. Война
Сочинение по тексту В. Конецкого
Готовое сочинение ЕГЭ. Одиночество (по И. Ильину)
Сочинение ЕГЭ. О влиянии природы на человека
Сочинение ЕГЭ. Проблема чести в современном мире (по Д. Гранину)
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема истинных и ложных ценностей
Сочинение по тексту Ю. Нагибина
Готовое сочинение ЕГЭ. Проблема эгоизма
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема благодарности (по И. Ильину)
Сочинение ЕГЭ. Проблема истинной дружбы
Сочинение-рассуждение по тексту «У каждой части речи свои достоинства»
Пример сочинения ЕГЭ. Книги в жизни человека
Сочинение по тексту Лихачева
Сочинение–рассуждение по тексту Д. Гранина о милосердии
Сочинение по тексту К. Паустовского
Сочинение-рассуждение по тексту Астафьева
Сочинение ЕГЭ. Что позволяет человеку оставаться человеком в нечеловеческих условиях
Сочинение по тексту Д. Гранина
Образец сочинения ЕГЭ. Проблема милосердия
Сочинение ЕГЭ. Противостояние добра и зла
Сочинение ЕГЭ. Сострадание, чуткость и милосердие
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема войны (по Л. Андрееву)
Сочинение-рассуждение по тексту Д.С. Лихачева
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема неравенства в обществе
Сочинение по тексту А.П. Чехова
Сочинение ЕГЭ. Нравственность. Нравственные качества
Сочинение по тексту Д.С. Лихачева
Сочинение по тексту В. Солоухина
В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага». Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей. Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго. Пример 2
Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени. Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести. Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне. В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.
Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.
Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку
То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.
Просто список тем, которые используются на ЕГЭ. Конкретно по заданиям 1-25. 1. Информационная обработка письменных текстов 2. Средства связи предложений в тексте 3. Лексическое значение слова 4. Орфоэпические нормы 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) 6. Морфологические нормы (образование форм слова) 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 8. Правописание корней 9. Правописание приставок 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме н и нн) 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 12. Правописание не и ни 13. Слитное, дефисное и раздельное написание слов 14. Правописание н и нн в различных частях речи 15. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация с сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи 20. Смысловая и композиционная целостность текста 21. Функционально-смысловые типы речи 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы 23. Средства связи предложений в тексте 24. Речь. Языковые средства выразительности 25. Сочинение
Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.
Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:
Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.
Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.
Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же. Человек и природа
Влияние человека на природу
Проблема любви к природе
Разрушающая сила природы
Проблема отношения человека к природе
Влияние природы на человека
Проблема постижения прекрасного в природе
Проблема бережного отношения к природе
Проблема беззащитности природы
Проблема жестокого обращения с животными
Проблема бережного отношения к животным
Проблема любви к животным
Проблема преданности животных
Проблема безответственного отношения к животным
Гармоничные отношения с природой
Проблема экологии
Проблема потребительского отношения к природе
Проблема восприятия окружающего мира Семья, детство, юношество
Роль семьи в формировании личности ребенка
Роль окружающих в формировании личности человека
Проблемы воспитания
Проблема взаимоотношений в семье
Проблема материнской любови
Проблема слепой материнской любви
Материнская любовь как подвиг
Проблема отцов и детей
Проблема преемственности поколений
Роль детства в формировании личности человека
Проблема детского мировоззрения
Проблема детской жестокости
Проблема детской бескорыстности
Бескорыстность детской дружбы
Воспоминания из детства
Проблема отношения детей к родителям
Проблема детской доверчивости
Проблема детской искренности
Проблема первой любви
Проблема юношеской неопытности
Утрата связи с отчим домом Образование и наука
Роль образования в жизни человека
Роль учителя в жизни человека
Проблема некомпетентности педагога
Проблема отношения к учебе
Стремление к знаниям
Нежелание учиться
Значение науки для человечества
Проблема потребительского отношения к науке
Технический прогресс
Потребительское отношение к науке Внутренний мир и сущность человека
Проблема бессердечности и черствости человека
Проблема человеческой жестокости
Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
Проблема зависти
Разрушительное влияние денег на человека
Проблема жадности
Проблема ненависти
Корысть
Проблема стыда
Роль мечты в жизни человека
Проблема ревности
Проблема трусости
Проблема отсутствия силы воли
Проблема эгоизма
Проблема самокритичности
Проблема неуверенности в себе
Проблема зависимости от чужого мнения
Проблема принципиальности
Проблема ответственности (безответственности)
Проблема мужества и героизма
Внутриличностный конфликт Нравственность и мораль
Проблема подлости и предательства
Проблема чести и бесчестия
Проблема честности
Проблема человечности
Проблема испытания совестью
Проблема сострадания и милосердия
Проблема равнодушия
Проблема предательства и преданности
Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
Проблема лживости и обмана
Умение признавать ошибки
Проблема нравственного выбора Воспитание
Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
Проблема невежества
Проблема вежливости
Проблема хамства и грубости
Проблема отзывчивости
Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
Самовоспитание Уважение к старшим
Проблема толерантности и терпимости Общечеловеческие проблемы
Проблема смысла жизни
Проблема поиска счастья
Проблема приобретения жизненного опыта
Роль опыта в жизни человека
Проблема пьянства и алкоголизма
Воровство
Бедность и нищета
Преступности
Проблема одиночества
Проблема истинности духовных ценностей
Проблема роли религии в жизни человека
Проблема утраты связи поколений
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения культуры Межличностные отношения
Проблема истинности дружбы
Проблема бескорыстности дружбы
Предательство друга
Роль друзей в жизни человек
Проблема влияния любви на человека
Проблема безответной любви
Любовь как смысл жизни
Проблема истинности чувств
Соперничество
Проблема уважительного отношения к врагу
Межличностный конфликт
Умение прощать Человек и искусство
Проблема талантливости и гениальности
Проблема потребительского отношения к искусству
Роль искусства в жизни человека
Роль музыки в жизни человека
Значение искусства для людей в годы войны
Роль художественной литературы в жизни человека
Влияние искусства на человека
Любовь к искусству Великая Отечественная Война
Проблема верности родине
Проблема патриотизма
Проблема предательства родины
Варварство
Фашизм
Проблема женского героизма
Гуманизм (человечность)
Проблема гуманного отношения к врагу
Роль войны в истории государства
Разрушающая сила войны
Проблема детства в годы войны
Проблема влияния войны на человека
Проблема трудного детства в годы войны
Проблема раннего взросления детей в годы войны
Проблема беспризорности в годы войны
Проблема тягот и нужд в годы войны
Проблема героизма и трусости в годы войны
Проблема потери близкого человека Человек и профессия
Проблема призвания
Проблема профессионализма/некомпетентности
Специфика профессии врача
Специфика профессии учителя
Специфика профессии писателя
Значение профессии в жизни человека
Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
Значение труда в жизни человека
Лень и трудолюбие Дополнительно (данный список будет пополняться):
Проблема сохранения родного языка
Роль чтения в становлении личности
Роль книги в жизни человека
Проблема сохранения культурных памятников
Вандализм
Связь с прошлым
Твердость духа русского народа
Проблема роли внешности в жизни человека
Внутренняя красота
Чувство вины
Роль сказки в жизни человека
Любовь к родине
Проблема исторической памяти
28.12.2018
Примеры сочинений ЕГЭ 2019 по русскому языку
(180261)
17.08.2018
В.Ф. Тендряков, О честности и ошибках: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(6970)
17.08.2018
М.В. Строганов, О проблеме героизма: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5315)
17.08.2018
К.М. Симонов, О войне: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(7284)
17.08.2018
М.М. Пришвин, Проблема любви: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5260)
17.08.2018
В.М. Песков, Роль природы в жизни человека: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(2746)
17.08.2018
К.Г. Паустовский, Проблема сохранения природы: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(3050)
17.08.2018
Н.С. Лесков: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(9200)
14.08.2018
Н. Кухарева: Проблема равнодушия и сострадания, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(3293)
14.08.2018
В.А. Курочкин: О проблеме трусости и храбрости, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(2891)
14.08.2018
В.Г. Короленко: О проблеме выбора, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(2931)
14.08.2018
О.К. Кожухова: Проблема любви к Родине, примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(6210)
14.08.2018
Д.М. Холендро: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(4778)
14.08.2018
М. Горький: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(3147)
14.08.2018
Д.Л. Быков: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(7702)
14.08.2018
Ю.В. Бондарев, Про детство: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5641)
14.08.2018
Г.Я. Бакланов: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(5983)
14.08.2018
Б.Г. Ананьев: примеры сочинений на 24 балла с реального ЕГЭ
(8926)
14.08.2018
Примеры реальных сочинений ЕГЭ на 24 балла
(49818)
03.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ на максимальный балл
(42054)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Яковлева
(3226)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Сухомлинского
(1431)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Солоухина (природа)
(1505)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Солоухина (человек и природа)
(4060)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Сологуба
(2015)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Паустовский
(4320)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Леонова
(1525)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Екимова
(5935)
02.05.2018
Примеры сочинений ЕГЭ, текст Толстого
(2553)
Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку – достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.
Определение темы (проблемы) текста – самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.
Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.
Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.
Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.
В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.
Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Взаимоотношения человека и природы
Как деятельность человека влияет на природу?
Как нужно относиться природе?
Почему природа важна для человека?
Должен ли человек беречь природу?
Как природа влияет на человека?
Чем плохо потребительское отношение к природе?
Зависит ли человек от природы?
Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
Как природа может вдохновить человека?
Как проявляется разрушающая сила природы?
Почему нужно жить в гармонии с природой?
В чем проявляется красота природы?
Взаимоотношения человека и животных
Почему человек должен заботиться о животных?
Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
Как люди должны относиться к своим питомцам?
Все ли люди любят животных?
Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
Что заставляет человека убивать животных?
Может ли животное быть полезно человеку?
Всегда ли человек разумнее животного?
Отношения в семье, детство
Как семья влияет на формирование личности ребенка?
Есть ли что-то сильнее материнской любви?
Как проявляется забота родителей о своих детях?
Почему родители строги с детьми?
Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
Всегда ли материнская любовь идет во благо?
Как воспитание отражается на будущем человека?
Должны ли дети бросать своих родителей?
Какая атмосфера должна быть в семье?
Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
Почему родители должны быть честны с детьми?
Почему случаются конфликты “отцов” и “детей”?
Что значат для человека детские воспоминания?
Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?
Красота и богатство русского языка
Что значит для человека родной язык?
Почему нужно беречь русский язык?
К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
Как сохранить красоту русского языка?
Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
В чем состоит богатство русского языка?
Школа, учителя, книги
Почему человеку важно получить хорошее образование?
Как школа участвует в формировании личности ребенка?
Чем важны школьные уроки?
Почему нужно помнить своих учителей?
Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
Каким должен быть настоящий учитель?
Почему человек должен стремиться к знаниям?
Чем плохо нежелание учиться?
Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
Почему человек должен читать книги?
Как книги влияют на мировоззрение человека?
Какое место в жизни человека должно занимать чтение?
Внутренний мир, нравственные качества человека
О чем может сказать внешность человека?
Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
В каких ситуациях проявляется характер человека?
Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
Почему люди совершают безнравственные поступки?
Можно ли чем-то оправдать предательство?
Почему люди встают на путь духовной деградации?
Как проявляется малодушие?
Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
К чему приводит человеческая жестокость?
Почему происходят внутриличностные конфликты?
Может ли нравственный человек изменить своим принципам?
Дружба
Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
Почему происходят ссоры между друзьями?
Почему дружба не терпит предательства?
Какого человека можно назвать настоящим другом?
Могут ли друзья быть соперниками?
Любовь
Какова настоящая любовь?
Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
Всегда ли любовь бывает счастливой?
Что может совершить человек во имя любви?
Чем опасна безответная любовь?
Все ли можно простить любимому человеку?
Социальные проблемы
Как нужно относиться к бедным?
Почему следует помогать бездомным?
Всегда ли можно доверять власти?
Как проявляется проблема чинопочитания?
Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
Почему процветает преступность?
Можно ли чем-то оправдать воровство?
Что может сделать человека пьяницей?
Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?
Воспитание
Какого человека можно назвать воспитанным?
Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
Почему человек должен быть отзывчивым?
Кто дает человеку воспитание?
Почему важно уважать окружающих?
Должен ли человек быть вежливым?
Искусство в жизни человека
Всегда ли талантливого человека замечают?
Что дает человеку искусство?
Как музыка влияет на человека?
Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
Что значила для людей музыка в военное время?
Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
За что люди любят искусство?
Как искусство помогает человеку?
Военное время
Почему в военное время героизм был обычным делом?
На что готовы люди, любящие свою Родину?
Какого человека можно назвать патриотом?
Как проявляется ложный патриотизм?
Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
Почему война – горе для каждой семьи?
Почему мы должны помнить героев войны?
Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?
Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.
Образец сочинения ЕГЭ. Честь и бесчестие
Сочинение ЕГЭ. Историческая память
Сочинение ЕГЭ. Война
Сочинение по тексту В. Конецкого
Готовое сочинение ЕГЭ. Одиночество (по И. Ильину)
Сочинение ЕГЭ. О влиянии природы на человека
Сочинение ЕГЭ. Проблема чести в современном мире (по Д. Гранину)
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема истинных и ложных ценностей
Сочинение по тексту Ю. Нагибина
Готовое сочинение ЕГЭ. Проблема эгоизма
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема благодарности (по И. Ильину)
Сочинение ЕГЭ. Проблема истинной дружбы
Сочинение-рассуждение по тексту «У каждой части речи свои достоинства»
Пример сочинения ЕГЭ. Книги в жизни человека
Сочинение по тексту Лихачева
Сочинение–рассуждение по тексту Д. Гранина о милосердии
Сочинение по тексту К. Паустовского
Сочинение-рассуждение по тексту Астафьева
Сочинение ЕГЭ. Что позволяет человеку оставаться человеком в нечеловеческих условиях
Сочинение по тексту Д. Гранина
Образец сочинения ЕГЭ. Проблема милосердия
Сочинение ЕГЭ. Противостояние добра и зла
Сочинение ЕГЭ. Сострадание, чуткость и милосердие
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема войны (по Л. Андрееву)
Сочинение-рассуждение по тексту Д.С. Лихачева
Пример сочинения ЕГЭ. Проблема неравенства в обществе
Сочинение по тексту А.П. Чехова
Сочинение ЕГЭ. Нравственность. Нравственные качества
Сочинение по тексту Д.С. Лихачева
Сочинение по тексту В. Солоухина
В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага». Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей. Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.
Пример 2
Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени. Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести. Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне. В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.
Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.
Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку
То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.
Просто список тем, которые используются на ЕГЭ.
Конкретно по заданиям 1-25.
1. Информационная обработка письменных текстов
2. Средства связи предложений в тексте
3. Лексическое значение слова
4. Орфоэпические нормы
5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
6. Морфологические нормы (образование форм слова)
7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
8. Правописание корней
9. Правописание приставок
10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме н и нн)
11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
12. Правописание не и ни
13. Слитное, дефисное и раздельное написание слов
14. Правописание н и нн в различных частях речи
15. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация с сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами
16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
20. Смысловая и композиционная целостность текста
21. Функционально-смысловые типы речи
22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы
23. Средства связи предложений в тексте
24. Речь. Языковые средства выразительности
25. Сочинение
Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.
Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:
Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.
Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.
Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же.
Человек и природа
Влияние человека на природу
Проблема любви к природе
Разрушающая сила природы
Проблема отношения человека к природе
Влияние природы на человека
Проблема постижения прекрасного в природе
Проблема бережного отношения к природе
Проблема беззащитности природы
Проблема жестокого обращения с животными
Проблема бережного отношения к животным
Проблема любви к животным
Проблема преданности животных
Проблема безответственного отношения к животным
Гармоничные отношения с природой
Проблема экологии
Проблема потребительского отношения к природе
Проблема восприятия окружающего мира
Семья, детство, юношество
Роль семьи в формировании личности ребенка
Роль окружающих в формировании личности человека
Проблемы воспитания
Проблема взаимоотношений в семье
Проблема материнской любови
Проблема слепой материнской любви
Материнская любовь как подвиг
Проблема отцов и детей
Проблема преемственности поколений
Роль детства в формировании личности человека
Проблема детского мировоззрения
Проблема детской жестокости
Проблема детской бескорыстности
Бескорыстность детской дружбы
Воспоминания из детства
Проблема отношения детей к родителям
Проблема детской доверчивости
Проблема детской искренности
Проблема первой любви
Проблема юношеской неопытности
Утрата связи с отчим домом
Образование и наука
Роль образования в жизни человека
Роль учителя в жизни человека
Проблема некомпетентности педагога
Проблема отношения к учебе
Стремление к знаниям
Нежелание учиться
Значение науки для человечества
Проблема потребительского отношения к науке
Технический прогресс
Потребительское отношение к науке
Внутренний мир и сущность человека
Проблема бессердечности и черствости человека
Проблема человеческой жестокости
Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
Проблема зависти
Разрушительное влияние денег на человека
Проблема жадности
Проблема ненависти
Корысть
Проблема стыда
Роль мечты в жизни человека
Проблема ревности
Проблема трусости
Проблема отсутствия силы воли
Проблема эгоизма
Проблема самокритичности
Проблема неуверенности в себе
Проблема зависимости от чужого мнения
Проблема принципиальности
Проблема ответственности (безответственности)
Проблема мужества и героизма
Внутриличностный конфликт
Нравственность и мораль
Проблема подлости и предательства
Проблема чести и бесчестия
Проблема честности
Проблема человечности
Проблема испытания совестью
Проблема сострадания и милосердия
Проблема равнодушия
Проблема предательства и преданности
Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
Проблема лживости и обмана
Умение признавать ошибки
Проблема нравственного выбора
Воспитание
Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
Проблема невежества
Проблема вежливости
Проблема хамства и грубости
Проблема отзывчивости
Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
Самовоспитание Уважение к старшим
Проблема толерантности и терпимости
Общечеловеческие проблемы
Проблема смысла жизни
Проблема поиска счастья
Проблема приобретения жизненного опыта
Роль опыта в жизни человека
Проблема пьянства и алкоголизма
Воровство
Бедность и нищета
Преступности
Проблема одиночества
Проблема истинности духовных ценностей
Проблема роли религии в жизни человека
Проблема утраты связи поколений
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения культуры
Межличностные отношения
Проблема истинности дружбы
Проблема бескорыстности дружбы
Предательство друга
Роль друзей в жизни человек
Проблема влияния любви на человека
Проблема безответной любви
Любовь как смысл жизни
Проблема истинности чувств
Соперничество
Проблема уважительного отношения к врагу
Межличностный конфликт
Умение прощать
Человек и искусство
Проблема талантливости и гениальности
Проблема потребительского отношения к искусству
Роль искусства в жизни человека
Роль музыки в жизни человека
Значение искусства для людей в годы войны
Роль художественной литературы в жизни человека
Влияние искусства на человека
Любовь к искусству
Великая Отечественная Война
Проблема верности родине
Проблема патриотизма
Проблема предательства родины
Варварство
Фашизм
Проблема женского героизма
Гуманизм (человечность)
Проблема гуманного отношения к врагу
Роль войны в истории государства
Разрушающая сила войны
Проблема детства в годы войны
Проблема влияния войны на человека
Проблема трудного детства в годы войны
Проблема раннего взросления детей в годы войны
Проблема беспризорности в годы войны
Проблема тягот и нужд в годы войны
Проблема героизма и трусости в годы войны
Проблема потери близкого человека
Человек и профессия
Проблема призвания
Проблема профессионализма/некомпетентности
Специфика профессии врача
Специфика профессии учителя
Специфика профессии писателя
Значение профессии в жизни человека
Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
Значение труда в жизни человека
Лень и трудолюбие
Дополнительно (данный список будет пополняться):
Проблема сохранения родного языка
Роль чтения в становлении личности
Роль книги в жизни человека
Проблема сохранения культурных памятников
Вандализм
Связь с прошлым
Твердость духа русского народа
Проблема роли внешности в жизни человека
Внутренняя красота
Чувство вины
Роль сказки в жизни человека
Любовь к родине
Проблема исторической памяти