Готовые сочинения на лингвистическую тему 6 класс

3 варианта

  1. 1
    Текст добавил: **всё будет за*бись!!!**

    Сочинение на лингвистическую тему
    6 класс
    «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами».
    В.Брюсов

    Сочинение-рассуждение
    Тезис или вопрос.
    Раскрытие темы
    2.1. Аргумент 1
    2.2. Аргумент 2
    Вывод
    Вид глагола
    Совершенный

    Что сделать?
    Что сделал?
    Что сделает?
    Несовершенный

    Что делать?
    Что делал?
    Что делает?
    Что будет делать?
    Этапы работы с текстом по отбору материала
    Выделяем глаголы
    Определяем вид глаголов
    Отбираем показательные глаголы для аргументации
    Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
    1. Вступительная часть
    1. Вступительная часть
    «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша».
    Вариант 1
    Вариант 1
    За основу возьмём тот факт, что:
    глаголы совершенного вида
    передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
    а глаголы несовершенного вида
    не выражают развития событий во времени,
    вследствие чего
    с совершенным видом связывается
    элемент динамики,
    а с несовершенным –
    статики.
    Аргумент 1
    Аргумент 1
    Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия.
    Вариант 1
    Аргумент 2
    Аргумент 2
    А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили!
    Вывод
    Вывод
    Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов.
    Вариант 2
    По определению,
    глаголы несовершенного вида
    обозначают собственно действие.
    И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
    Таким образом,
    глаголы совершенного вида,
    благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
    например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
    По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
    По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
    Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили.
    Вывод
    Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов.
    Пример из текста для аргументации
    выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
    накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л.
    Вариант 3
    Вступительная часть (та же)
    От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
    А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
    А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
    Заключительная
    часть (та же).

  2. Готовые сочинения на лингвистическую тему
    Как в тексте однородные
    глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?

    Однородные члены
    предложения – распространённое явление художественного стиля. Они используются
    в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере
    однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем
    тексте.
    Во-первых, большое
    количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала
    из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…»
    Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в
    переполненном людьми автобусе…
    Во-вторых, однородные
    сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в
    предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых:
    «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».
    Таким образом, характеризуя
    богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе
    «оживить» изображаемое.
    Зачем в тексте нужны
    НЕОЛОГИЗМЫ?

    Неологизмы – это слова,
    созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт,
    космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором
    литературного произведения с определённой стилистической целью. Например:
    «надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко
    становятся сильным выразительным средством в художественной речи.
    Автор отрывка в предложении
    2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым
    создавая яркий образ вредителей всего живого.
    Второй неологизм, созданный
    А.Приставкиным, – это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора,
    обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы»
    (предложение 17).
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя
    словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.
    (119 слов)
    Почему вводные слова
    уместно использовать в тексте-рассуждении?

    А. Кушнер писал:
    « Меня, как всех, не раз, не два
    Спасали вводные слова,
    И чаще прочих среди них
    Слова «во-первых», «во-вторых».
    Они, начав издалека,
    Давали повод, не спеша
    Собраться с мыслями, пока
    Не знаю, где была душа».
    Как точно выразил в стихах
    поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в
    разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?
    Во-первых, в предложениях 2
    и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие
    степень уверенности, возможность предположения.
    Во-вторых, слова «во-первых»
    и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения
    и связь мысли.
    В-третьих, в предложении 15
    встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления
    мысли.
    В-четвёртых, в предложении
    16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.
    Таким образом, в
    тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном,
    быстрее понять то, что хотел сказать автор.
    (148 слов)
    РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В
    ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Фразеологизмы – это
    устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов,
    признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как
    изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?
    Во-первых, хочу отметить,
    что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них
    выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не
    может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в
    предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые
    сочетания явно украсили текст!
    Во-вторых, в предложении 15
    встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние
    людей, посетителей Лувра.
    В-третьих, устойчивое
    сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет
    нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот
    фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник
    появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора:
    то ли из сказки, то ли из былины.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они
    делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.
    (173 слова)
    Роль антонимов в
    художественном тексте.

    Антонимы – это слова одной
    части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов
    придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом
    тексте?
    Во- первых, в предложении 6
    « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата
    явлений, широту пространственных и временных границ.
    Во – вторых, в предложении
    16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: «
    ни взад ни вперед ».
    Таким образом, можно
    сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности
    речи.
    (85 слов)
    Зачем писатели используют в
    своих произведениях перифраз?

    Перифраз – это описательное
    выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая
    эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном
    тексте?
    Во-первых, в эссе,
    посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую
    функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении
    13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской
    поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».
    Во-вторых, в предложении 26
    нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий
    слово «осень», образно характеризует это время года.
    Таким образом, писатели
    используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой
    данной материи красно говорить…».
    (112 слов)
    Зачем в художественном тексте
    используют синонимы.

    Синонимы – слова одной
    части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того
    отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель
    Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию
    русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?
    Во-первых, для более
    точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел
    на мокрый, еще влажный от росы песок».
    Во-вторых, в предложении 8
    нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова:
    «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»
    В-третьих, в предложении 20
    для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует
    синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее
    выразить мысль.
    (119 слов)
    Роль сравнений в
    художественном тексте и способы их выражения.

    Сравнение – это образное
    выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих
    общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое
    значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него
    особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений
    встречаем в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 6
    растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у
    мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.
    Таким образом, роль
    сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.
    (132 слова)
    Роль цитаты в публицистическом
    тексте.

    Публицистический текст,
    используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения,
    характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них
    является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно
    переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?
    Во – первых, А. Чирве для
    определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в
    предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие
    события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить
    и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую
    характеристику рассказа.
    Во-вторых, цитата Л.
    Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым
    звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного
    вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его
    эмоциональным.
    Таким образом, цитаты в
    публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают
    внимание читателей и слушателей.
    (134 слова)
    Роль эпитетов в
    художественном тексте.

    Среди разнообразных тропов
    часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные
    прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложении 6
    украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу
    эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти
    эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно
    рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими
    их видел писатель, создавая произведение.
    Во-вторых, в предложениях
    13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно
    села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Таким образом, эпитеты
    позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
    (121 слово)
    Роль гиперболы в художественном
    тексте.

    Гипербола – образное
    выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения
    какого-то предмета, явления. Гиперболизация – излюбленный стилистический приём
    Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 9
    нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи
    этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к
    природе.
    Во-вторых, в предложении 17
    встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в
    единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола
    позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А.
    Приставкин.
    Таким образом, гиперболы в
    этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно
    представить события той ночи на Селигере.
    (114 слов)
    Роль метафор в
    художественном тексте

    Сам термин «метафора»
    означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель
    заметил, что «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Какие
    метафоры нахожу в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 11
    метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства
    предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.
    Во-вторых, в предложении 26
    присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать,
    ярче представить, что натворили фашисты в городе.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и
    эмоциональность.
    ( Слов 90)
    Роль графических средств в
    письменном тексте

    Русская графика располагает
    огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста
    художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное
    расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения
    (курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?
    Во-первых, предложение 2
    оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием
    выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово
    « ВОЙНА»: «…была гражданская, была финская…и была – ВОЙНА-Великая
    Отечественная…»
    Во-вторых, чрезвычайно
    разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое,
    смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из
    предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей,
    в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».
    Таким образом, выделяя
    слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.
    ( 124 слова)
    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ
    Лексический повтор в речи
    (письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А
    лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания
    яркого поэтического или прозаического текста.
    Так в предложениях 18-19
    автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел
    дятла?»
    А вот в предложении 23 и 24
    автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение
    этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это
    слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял
    бы свою необычность и экспрессивность.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на
    читателя, слушателя.
    (105 слов)
    РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В
    ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Антитеза-стилистическая
    фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого
    противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей
    выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды
    антитезы встречаю в этом тексте.
    Во-первых, предложение 16
    «сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику
    представить себя отважным гладиатором.
    Во-вторых, в предложении
    23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана
    Грозного.
    Таким образом, антитеза как
    стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев,
    обстановку, поведение людей.
    (80 слов)
    Зачем нужна пунктуация?
    До XV века в русской
    письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было
    трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении»,
    которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором
    направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?
    В предложенном отрывке
    нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак,
    восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки.
    Остановлюсь на самых распространенных.
    Во-первых, в конце почти
    всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце
    повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем
    возраста».
    Во-вторых, в конце текста неоднократно
    используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот
    знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в
    предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый
    смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
    Таким образом, знаки
    препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и
    интонационное членение речи.
    (159 слов)
    Точка
    Точка является древнейшим
    знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской
    пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении
    «Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает
    на конец предложения.
    Во-вторых, в предложениях
    «Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания
    такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные
    оттенки значений.
    Таким образом, точка играет
    в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и
    его смысл.
    (84 слова)
    Двоеточие
    Двоеточие – это знак
    препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него
    связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста
    перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 9
    «Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для
    отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.
    Во-вторых, в предложении 13
    «Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части
    сложного предложения.
    В-третьих, в предложении 21
    «Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак
    препинания используется для оформления прямой речи.
    Таким образом, двоеточие –
    важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит,
    его смысл.
    ( 110 слов)

  3. Конспект урока русского языка в 6 классе
    «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
    Учитель Байко В.В.
    Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
    Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
    Цели:
    Образовательные:
    *определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
    *подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Обучающая:
    * отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
    Развивающая:
    *развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
    Воспитательная:
    *воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
    Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
    2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
    ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    (По М. В. Панову)
    Как вы поняли смысл текста?
    3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
    тезис
    доказательства (аргументы)
    вывод
    4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
    Давайте найдем тезис в тексте.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
    Давайте найдем доказательство первое.
    Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
    Давайте найдем доказательство первое.
    К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
    Давайте найдем доказательство второе.
    К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
    Давайте найдем вывод.
    Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
    Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    5.Работа над выводом
    – Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
    6. Итоги урока.
    На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
    7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *